Дипломная работа: Япония в конце нового времени. Революция Мэйдзи
Сёгунат Токугава
просуществовал вплоть до революции 1867-1868 годов. В отличие от первых двух
сёгунатов ("Камакура бакуфу" и "Муромати бакуфу"), "Эдо
бакуфу" представлял собой форму абсолютистского государства, в котором шёл
процесс разложения феодальных и вызревания капиталистических общественных отношений,
что создало предпосылки для быстрой модернизации Японии во второй половине XIX века [28, с. 449].
Режим, установленный
династией сёгунов Токугава, имел цель создания и сохранения стабильного
социального порядка, основанного на господстве военно-дворянского сословия
(самураев) и подчинённом, угнетенном положении всех остальных слоёв населения,
порядка, способного устоять как перед опасностью чужеземного, так и перед
вооружёнными крестьянскими восстаниями.
2 Япония в период
токугавского сёгуната
Период Эдо (Эдо дзидай) –
время политического господства дома Токугава(1603 - 1867) – подразделяется на
два этапа: XVII век, для которого характерны черты
развитого феодального общества, и XVIII – первая половина XIX века – период позднего средневековья [9, с. 624].
Политическое объединение
Японии в начале XVII века,
достигнутое Токугава Иэясу, который провозгласил себя в 1603 году сёгуном,
закончило дело, начатое двумя реформаторами – Ода Набугава и Тоётоми Хидэёси. С
этого времени начинается последняя стадия развития японского феодализма.
Политическое единство
оказало благоприятное воздействие на экономику, стимулировало создание единого
общеяпонского рынка, способствовало подъёму культуры. Одновременно усилилась
власть и мощь сёгуната, являвшегося абсолютистской диктатурой, опиравшейся на
военно-феодальное сословие самураев. Самурайство как основная военная сила
господствующего класса, освободившееся от участия в междоусобицах, стало
применяться теперь исключительно для подавления выступления народных масс,
страдавших от нещадной эксплуатации феодалов [22, с. 18].
Токугавское правительство
лишило феодалов возможности вести междоусобные войны и выступать против
центральной власти, сохранив за собой право контроля над даймё. У феодалов,
выступавших против Токугава, отнимали (полностью или частично) владения, в
некоторых случаях недовольных перемещали в другие районы.
Одной из главных мер,
принятых центральным правительством в первые же годы, было разделение всех
крупных феодалов на три группы в зависимости от их прежнего (до 1600 года)
отношения к дому Токугава:
1) высшая группа даймё, в
которую входили так называемые госанкэ (три знатных дома) – семьи, родственные
дому Токугава (Кии, Мито, Овари);
2) фудай-дайме – князья,
находившиеся в вассальных отношениях к сёгуну и поддержавшие его во время битвы
при Сэкигахара;
3) тодзама-даймё, т. е.
даймё, которые были враждебны дому Токугава в его борьбе за центральную власть
[22, с. 18].
Тодзама-даймё относились
к группе феодалов, земли которых нередко конфисковывались и передавались
сторонникам Токугава или рассредоточивались между владениями фудай-даймё с
целью предотвратить заговоры или создание группировок, могущих причинить вред
правительству.
С этой целью были
введены:
- институт заложничества
(санкин-кодай), предусматривавший, что даймё после годичного пребывания в своём
поместье должны были год жить в Эдо и держать там свою семью в качестве
заложников;
- положение о выдаче ссуд
для удержания феодалов в финансовой зависимости;
- закрытие страны во
избежание внешних стимулов волнений [22, с. 18].
Кроме того, за феодалами
и их поместьями зорко следили особые чиновники сёгуната – мэцукэ (буквально "прикрепленный
глаз"), в подчинении которых находился аппарат секретной службы, и
разъезжавшие по феодам инспекторы, незамедлительно докладывавшие о любых, даже
незначительных происшествиях и инцидентах вышестоящему начальству [22, с. 18].
Князья, как правело, не
вели собственного земледельческого хозяйства, и по этому крестьяне не несли
барщинной повинности на поле. Однако это не означало, что барщина вообще
отсутствовала. Она существовала в виде очень тяжёлой гужевой повинности
(сукэго), когда с каждых 100 коку урожая риса реквизировались две лошади и
мобилизовались два человека для обслуживания казённого транспорта. Барщина
практиковалась при сооружении замков, проведении ирригационных работ,
обеспечении личных нужд феодала.
В результате смены князя
и замены административного аппарата крестьяне подвергались ещё большей
эксплуатации со стороны вновь назначенных господ, стремившихся увеличить
налогообложения, не будучи уверены в прочности своего положения. За один XVII век произошло 463 крестьянских
восстания, причинами которых являлись злоупотребления самураев и протесты
против назначения нового князя.
Одно из крупнейших крестьянских
восстаний произошло в Симабара на острове Кюсю в 1637 году. Крестьяне восстали
из-за смены князя и введения его приёмником для недоимщиков изуверской казни – "танца
соломенного плаща" (мино одори), когда на смертника надевали крестьянский
соломенный плащ, связывали руки и поджигали плащ. В этом восстании участвовало
около 30 тысяч человек, преимущественно христиан, и поэтому оно также известно
под названием "Христианского" восстания [9, с. 626-627].
Не менее важной задачей
сёгунат Токугава считал консервацию сложившегося в Японии к началу X VII века политического и общественного строя. Сословной
системе и строгому соблюдения отношений господства и подчинения в этот период
уделялось особое внимание. Деление общества на сословия, введенное Хидэёси, осталось
почти в неизменном виде с той лишь разницей, что сословие горожан стало
подразделяться на ремесленников и купцов. Классовая структура эпохи Токугава
выражалось формулой "си – но – ко – сё" - "самураи – крестьяне –
ремесленники – купцы". Все четыре сословия вместе назывались "симин"
[22, с. 19].
Права и обязанности
каждого сословия были строго регламентированы. Особенно жёстко определялись
обязанности крестьян. Токугава Иэясу приписывают слова: "Крестьяне – это
кунжутное семя, чем больше жмёшь, тем больше выжмешь". Один из его
ближайших сподвижников говорил: "Наилучший способ управления крестьянами
заключается в том, чтобы оставлять им пищу только на год, а остальное брать в
качестве налога" [9, с. 627].
Самураи, естественно, как
опора токугавского режима стояли на высшей ступени общественной лестницы, они
считались лучшими людьми страны, цветом японской нации. Отсюда поговорка: "Среди
цветов – вишня, среди людей – самураи" [22, с. 19].
За самураями шли
крестьяне. Земледелие, по конфуцианской этике, считалось благородным занятием
еще в древнем Китае. Это положение осталось неизменным и в феодальной Японии. К
тому же крестьянство для бакуфу и кланов по существу являлось основным
источником средств (в первую очередь риса – всеобщего денежного эквивалента). В
связи с этим крестьяне особо выделялись самурайством среди простонародья и
занимали как бы привилегированное положение среди низших сословий.
Деревни были разделены на
пятидворки, во главе которых стояли назначенные властями богатые крестьяне; в
их обязанности входили регулярный сбор натуральной ренты-оброка и полицейский
надзор за соблюдением правительственных регламентаций.
Крестьяне были
прикреплены к земле. В случае бегства кого-либо остальные жители пятидворки
выплачивали за бежавшего все налоги и поборы. За побег крестьяне подвергались
строжайшим наказаниям.
Ниже крестьян стояли
ремесленники. Они были организованы в особые цехи (дза), построенные на началах
монополии производства, наследственности ремесла и внутренней иерархической
структуры (мастер – подмастерье - ученик) [9, с. 628]. Правительство строго
регламентировало деятельность цехов и облагало ремесленников тяжёлыми налогами.
Совсем презренными
считались купцы. Торговцы объединялись в гильдии (накама) на тех же
приблизительно основаниях, что и ремесленники. Для пополнения казны Токугава
ввели лицензии (кабу), которые продавались цехам и гильдиям, что укрепило
юридическое положение последних.
Замыкали социальный ряд
феодального общества две категории населения:
1) нищие (хинин -
буквально "нечеловек");
2) эта – парии, которые
исполняли самые грязные и постыдные, по мнению самураев, работы, связанные с
выработкой кожи и кожевенным производством, уборкой нечистот и т. д. [22, с. 19].
Совершенно обособленной
продолжало оставаться придворная аристократия (кугэ) – прослойка
господствующего класса, занимавшая формально ещё более высокое место, чем
самураи, в сословной организации японского общества, но лишенная всякой
политической власти и способности к действию.
Переход из одного
сословия к другому практически был невозможен, за исключением случаев
усыновления.
Сословие воинов формально
считалось единым. Тем не менее, регламентация Токугава коснулась и его. Она
ввела четкое иерархическое разделение в среде военного дворянства. Наряду с
выделениям у самураев высшего ранга даймё (военная знать) трёх классов (госанкэ-,
фудай-, тодзама-даймё) и иерархией феодальных князей, определившей положение
каждого из них по размерам территории [22, с. 19].
Даймё в соответствии с их
богатством и могуществом делились на:
1) даймё высшего ранга –
владетелей провинций – кунимоти, или кокусю;
2) владельцев замков –
сиромоти, или дзёсю;
3) владельцев поместья –
рёсю [22, с. 148].
Была оформлена новая
прослойка самурайства, так называемая хатамото (буквально "подзнаменные"
или "знаменосцы") или дзикисан (непосредственные вассалы). Они, как и
уже названные гокэнин, являлись годзикисан, т.е. самураями, подчинявшимися
непосредственно бакуфу и сёгуну. [22, с. 19 - 20].
Хатомато, в отличие от
гокэнин, обладали большими привилегиями: они имели право личных аудиенций у
сегуна, при представлении министром сегуна (родзю) входили в помещение
непосредственно с главного входа; во время встречи с процессией госанкэ
поворачивались к ней спиной, делая вид, что не видят ее. Гокэнин обязаны были
припадать к земле сразу же, увидев копьеносцев торжественного шествия [22, с. 20].
Хатомато могли ездить верхом даже в Эдо, что прочим не разрешалось [22, с. 20].
В случае войны Хатомато должны были принимать участие в комплектации армии
сегуна, поставляя по пять человек с каждой тысячи коку риса своего годового
дохода. В мирное время Хатомато входили в состав административного аппарата
сегуна, приближаясь этим к дайме, и составляли вместе с сёмё (мелкопоместные
феодалы, буквально "малое имя" в противоположность даймё - "большое
имя") верхушку сословия самураев [22, с. 20].
Хатомато и гокэнин так
же, как и даймё, делились на категории: фудай (фамилии ближайших сподвижников
Токугава Иэясу) и гохо [22, с. 20].
Ниже Хатомато и гокэнин
по социальному положению стояли вассалы вассалов – байсин, или самураи,
находившиеся в подчинении многочисленных местных феодалов [22, с. 20].
Последнее место в
сословии принадлежало низшим самураям, рядовым воинам – асигару, или кэнин.
Вне всех этих категорий
стояли ронин, или роси – самураи, утратившие место в своей феодальной
организации, в своем клане. Они покидали своего сюзерена по его принуждению или
же добровольно. Многие ронины, лишенные к средств к существованию, искали
нового покровителя или становились на путь грабежа и разбоя, объединяясь в
банды [22, с. 21].
Экономическое
благосостояние и мощь японских феодалов определялись величиной их земельных
владений, которые были постоянно закреплены за даймё, и кокудака - размером
урожая риса, самого важного продукта обмена в Японии того времени.
Обще годовой сбор риса по
всей Японии составлял 28 миллионов коку, из которых 8 миллионов принадлежало
сёгуну (40 тысяч коку назначались императорскому двору), а 20 миллионов
являлись собственностью 270 дайме [22, с. 21]. Доход князей колебался от 100
тысяч коку до 1 миллиона коку, выделялся такой род, как Маэда. Далее следовали
Симадзу, Датэ и несколько других могущественных кланов.
Основная масса самураев
не имела земли и получала от феодала за несение службы (хоко) специальный паек
рисом – року (в 1653 году сегун издал указ о переводе всех самураев на рисовый
паек). Некоторые высшие, особо приближенные к окружению крупных феодалов
самураи часто получали в год по 10 тысяч коку, хатомато (их было около 5 тысяч)
назначался паек менее 10 тысяч коку риса, пенсия рисом гокэнин (15 тысяч)
равнялась 100 коку [22, с. 21].
Рядовым вассалам даймё
выдавалось еще меньше риса – около 30 коку в год. Этим пайком самураи
удовлетворяли собственные и семейные нужды, начиная от одежды и пищи и
заканчивая предметами роскоши. От цен на рис зависело благополучие буси и
соответственно крестьянства, основного производителя и поставщика этого
продукта [22, с. 21].
Землю от феодала
получала, как правило, очень незначительная часть самураев – старшие самураи,
которые управляли определенной частью земель дайме [7, с. 26].
Такие самураи являлись
главными вассалами князя – каро или управляющими ленными владениями – кунигаро.
Содержание даймё и его вассалов, истощавшее бюджет страны, осуществлялось за
счет крестьянства, которые получали в пользование земельные наделы на правах
аренды и платили за это ренту – налог (нэнгу), а также исполняли всевозможные
повинности. Таких крестьян, прилепленных к своему наделу, именовали "хомбякусё",
т.е. "настоящие крестьяне" [2, с. 28].
Большая часть
производимая крестьянами сельскохозяйственная продукция отбиралась в пользу их
эксплуататоров, хотя основной налог должны были собирать по принципу "соко
року мин" - "4 части – князю, 6 – народу", иногда "2 –
князю, 1 – народу" [22, с. 22].
Эпоха правления сёгунов
Токугава была временем наивысшего расцвета сословия самураев, окончательного
сложения его идеологии, культуры и обычаев. Однако это же время ознаменовало
собой завершающий этап развития японского феодализма, этап его разложения и низвержения,
которые повлекли за собой упадок самурайства и ликвидацию его как сословия,
порожденного феодальным строем и не могущего существовать без этого строя [22,
с. 23].
3. Падение сёгуната и
революция Мэйдзи
3.1 Кризис сёгуната и
гражданская война
В 1603 году установилась
власть династии Токугава. Власть всё более крепла, расширялась и росла, но уже
в 60-х годах начала постепенно ослабевать. Этому способствовал ряд причин,
которые привели в упадок власть династии Токугава и "восстановили"
власть императора, "законного правителя". Во – первых, это кризис
внутри токугавского сёгуната, связанный с волнениями крестьян; во – вторых,
гражданская война в 1863 – 1867 годах; в – третьих, насильственное "открытие"
страны и начало проникновения иностранного капитала в Японию; в – четвёртых,
революция Мэйдзи, которая повлекла за собой смену правящих кругов, и на смену
Токугава приходит император.
Конец XVII - начало XVIII веков были отмечены ухудшением общей экономической
ситуации в стране. Разрыв между уровнем жизни дворянства и простого народа
чрезвычайно возрос. Несмотря на значительное развитие товарного хозяйства, в
деревне ухудшается положение крестьянства вследствие увеличения феодалами нормы
налогов. Разорение крестьянского хозяйства привело к сокращению населения. В
1726 году население Японии составляло 26,5 миллионов человек, в 1804 году –
25,5 миллионов человек [14, с. 140].
Прямым следствием
усиления эксплуатации было бегство крестьян из деревни. К концу XVIII века число бежавших достигло 1
миллиона 400 тысяч человек [14, с. 140]. С 1712 года по указам сёгуна стали
проводиться постоянные проверки городского населения с целью возвращения беглых
крестьян на прежнее местожительство.
Тяжёлое положение
трудового населения усугублялось стихийными бедствиями, обрушившимися на Японию
в этот период (землетрясения, наводнения, тайфуны и т.д.). В 1732 году
значительная часть урожая в Центральной Японии и на острове Кюсю погибла из-за
наводнения и нашествия саранчи; от голода умерло около 1 миллиона человек. В
80-х годах начался массовый страшный голод по всей стране. Он был следствием не
только стихийных бедствий, но, прежде всего беспощадной эксплуатации чиновников
бакуфу и даймё, забиравших у крестьян почти весь урожай риса [14, с. 141].
Доведённые до крайности крестьяне
восставали. Новой чертой крестьянских выступлений была их массовость и
необычный размах, нередко охват нескольких провинций, когда правительственные
войска или военные соединения князей не могли справиться с восставшими. Так,
голодающие крестьяне провинции Дэва подняли восстание в 1747 году, быстро
захватившее значительную территорию, а в 1749 году в связи с голодом и
неурожаем начались волнения в княжестве Айдзу.
Одно из крупнейших
восстаний с числом участников 200 тысяч человек произошло в 1754 году в районе
Курумэ на острове Кюсю, где дополнительным налогом было обложено все население
княжества в возрасте от 8 до 80 лет. Крестьянское восстание в 1764 - 1765 годов
в районе Канто (провинции Кодзукэ, Симодзукэ, Мусаси) вылилось в грандиозный
поход на Эдо, в котором участвовало 200 тысяч человек. Поводом к выступлению
стало введение дополнительных налогов, которые в итоге развернувшихся событий
правительство вынуждено было отменить. Но сотни участников восстания погибли в
тюрьмах.
80-е годы XVIII века были временем большого
количества и городских восстаний, проходивших одновременно с крестьянскими
бунтами и выступлениями. В мае 1787 года восстаниями в городах была охвачена
вся страна, начавшись в Осака, они перебросились в города центральной и южной части
Хонсю, островов Кюсю и Сикоку [14, с. 141].
Представители
токугавского сёгуната путём всевозможных административных мероприятий (реформ,
законодательных установлений) пытались приостановить разложение феодальных
порядков. Но финансовый кризис бакуфу, расстройство основы экономики –
натурального хозяйства, производившее в результате развития товарно-денежных
отношений, ослабление позиций самурайства и активное развитие
торгово-ростовщического капитала – все эти явления наблюдались ещё при пятом
сёгуне из дома Токугава – Цунаёси, находившемся у власти в 1680-1709 годах.
Политика восьмого сёгуна Токугава Ёсимунэ, правившего страной с 1716 по 1751
годы, имела ту же ориентацию на восстановление былого экономического и
политического положения дворянства. Но осуществление этого было невозможным
вследствие значительно углубившихся кризисных явлений в феодальном обществе
Японии.
Острое недовольство
различных социальных слоёв и классов режимом сёгуната выражалось в крестьянских
восстаниях, городских "рисовых бунтах", в участии в вооруженных
выступлениях представителей торговой и зарождавшейся промышленной буржуазии и
даже представителей правящего самурайского сословия. Это была та социальная
сила, которая постоянно расшатывала режим сёгуната и привела в начале ХIХ века
к глубокому политическому кризису.
Одним из крупных
антиправительственных выступлений было восстание Осио Хэйхатиро (1794—1837
годы) в Осака в 1837 году. Осио принадлежал к самурайскому сословию и занимал
должность начальника городской стражи. Начавшимся в округе голодом
воспользовались торговцы рисом, взвинтившие цены. Осио обратился к чиновникам
сёгуната с требованием наказать торговцев-богачей, развязавших спекуляцию.
Получив отказ, Осио распродал свое имущество, в том числе фамильную библиотеку
с редкими, ценными рукописями и книгами, и, купив рис на вырученные деньги,
раздал его городскому населению.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|