Курсовая работа: Освещение событий Смутного времени в русской литературе
Курсовая работа: Освещение событий Смутного времени в русской литературе
Введение
СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) – глубокий духовный, экономический,
социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– начале 17
в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть,
поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают
бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По
мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в
истории России.
Современники говорили о Смуте как о времени «шатости»,
«нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и
конфликты. Термин «смута» использовался в обиходной речи 17 в.,
делопроизводстве московских приказов, вынесен в заголовок сочинения Григория
Котошихина (Смутное время). В 19– начале 20 в. попал в исследования о
Борисе Годунове, Василии Шуйском. В советской науке явления и события начала 17
в. классифицировались как период социально-политического кризиса, первой
крестьянской войны (И.И.Болотникова) и совпавшей с ней по времени иностранной
интервенции, но термин «смута» не использовался. В польской исторической науке
это время именуется «Димитриада», поскольку в центре исторических событий
стояли Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Лжедмитрий III – поляки или сочувствовавшие
Речи Посполитой самозванцы, выдававшие себя за спасшегося царевича Дмитрия.
В произведениях многих авторов нашли отражение события
Смутного времени.
Глава 1
Смута
Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской
войны 1558–1583: разорение экономики, рост социального напряжения.
Причины Смуты как эпохи безвластия, согласно историографии 19
– начала 20 в., коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве
сопредельных государств (особенно объединенной Литвы и Польши, отчего период
иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела Московского
царства. Совокупность этих событий привела к появлению на русском престоле
авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и
холопов (что проявилось в крестьянской войне Болотникова). Церковная
историография 19– начала 20 в. считала Смуту периодом духовного кризиса
общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей.
Хронологические рамки Смуты определяются, с одной стороны,
смертью в Угличе в 1591 царевича Дмитрия, последнего представителя династии Рюриковичей,
с другой – избранием на царство первого царя из династии Романовых Михаила
Федоровича в 1613, последующими годами борьбы с польскими и шведскими
захватчиками (1616–1618), возвращением в Москву главы русской православной
церкви патриарха Филарета (1619).
Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом, вызванным
убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана, приходом к власти
его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия. В мае
1590 года из Углича пришла трагическая весть — при странных обстоятельствах
погиб маленький царевич Дмитрий. Родственники царевича объявили, что мальчика
убили по приказу Годунова. Однако факты говорят о том, что Борис Годунов был
непричастен к его гибели. До наших дней дошло подлинное следственное дело о
гибели царевича, которое вел один из главных противников Годунова Василий
Шуйский. Комиссия под его руководством прибыла в Углич на четвертый день после
трагедии и провела тщательный опрос свидетелей. Никаких сомнений в том, что
царевич Дмитрий погиб в полдень 15 мая во время приступа эпилепсии. Престол
лишился последнего наследника из династии Рюриковичей.
Смерть бездетного царя Федора Ивановича (1598) позволила
прийти к власти Борису Годунову (1598–1605), правившему энергично и мудро, но
неспособному пресечь интриги недовольных бояр. Неурожай 1601–1602 и
последовавший за ним голод стали причиной вначале первого социального взрыва
(1603, восстание Хлопка). К внутренним причинам добавились внешние:
объединенные в Речь Посполитую Польша и Литва спешили воспользоваться слабостью
России. Появление в Польше молодого галичского дворянина Григория Отрепьева,
объявившего себя «чудом спасшимся» царевичем Дмитрием стало подарком королю
Сигизмунду III, поддержавшего самозванца.
В конце 1604, приняв католичество, Лжедмитрий I с небольшим
войском вступил в Россию. На его сторону перешли многие города юга России,
казаки, недовольные крестьяне. В апреле 1605, после неожиданной смерти Бориса
Годунова и непризнания его сына Федора царем, на сторону Лжедмитрия I перешло и
московское боярство. В июне 1605 самозванец почти на год стал царем Дмитрием I.
Однако боярский заговор и восстание москвичей 17 мая 1606, недовольных
направлением его политики, смели его с трона. Через два дня царем был «выкрикнут»
боярин Василий Шуйский, давший крестоцеловальную запись править с Боярской
думой, не налагать опал и не казнить без суда.
К лету 1606 по стране распространились слухи о новом чудесном
спасении царевича Дмитрия: в Путивле вспыхнуло восстание под главенством
беглого холопа Ивана Болотникова, к нему присоединились крестьяне, стрельцы,
дворяне. Восставшие дошли до Москвы, осадили ее, но потерпели поражение.
Болотников летом 1607 был схвачен, сослан в Каргополь и там убит.
Новым претендентом на русский трон стал Лжедмитрий II
(происхождение не известно), объединивший вокруг себя уцелевших участников
восстания Болотникова, казаков во главе с Иваном Заруцким, польские отряды.
Обосновавшись с июня 1608 в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище «Тушинский
вор»), он осадил Москву.
Второй этап Смуты связан с расколом страны 1609:
в Московии образовалось два царя, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в
Москве и Филарет в Тушине), территории, признающие власть Лжедмитрия II, и
территории, сохраняющие верность Шуйскому. Успехи тушинцев заставили Шуйского в
феврале 1609 заключить договор с враждебной Польше Швецией. Отдав шведам
русскую крепость Корела, он получил военную помощь, и русско-шведская армия
освободила ряд городов на севере страны. Это дало польскому королю Сигизмунду
III повод к интервенции: осенью 1609 польские войска осадили Смоленск, дошли до
Троице-Сергиева монастыря. Лжедмитрий II бежал из Тушина, покинувшие его
тушинцы заключили в начале 1610 договор с Сигизмундом об избрании на русский
престол его сына королевича Владислава.
В июле 1610 Шуйский был свергнут боярами и насильно пострижен
в монахи. Власть временно перешла к «Семибоярщине», правительству, подписавшему
в августе 1610 договор с Сигизмундом III об избрании Владислава царем при
условии, что тот примет православие. В Москву вступили польские войска.
Третий этап Смуты связан со стремлением
преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и
не сумевшей заставить Владислава выполнять условия договора, принимать
православие. С нарастанием с 1611 патриотических настроений усилились призывы к
прекращению раздоров, восстановлению единства. Центром притяжения
патриотических сил стали московский патриарх Гермоген, князь Д.Т. Трубецкой. В
сформированном Первом ополчении участвовали дворянские отряды П.Ляпунова,
казаки И. Заруцкого, бывшие тушинцы. В Нижнем Новгороде и Ярославле собирал
войско К.Минин, формировалось новое правительство, «Совет всея земли». Первому
ополчению освободить Москву не удалось, летом 1611 ополчение распалось. В это
время полякам удалось после двухлетней осады овладеть Смоленском, шведам –
взять Новгород, во Пскове объявился новый самозванец – Лжедмитрий III, который
4 декабря 1611 был там «оглашен» царем.
Осенью 1611 по инициативе К.Минина и приглашенного им
Д.Пожарского в Нижнем Новгороде было сформировано Второе ополчение. В августе
1612 оно подошло к Москве и 26 октября 1612 освободило ее. В 1613 Земский собор
избрал царем 16-летнего Михаила Романова, в Россию вернулся из плена его отец,
патриарх Филарет, с именем которого народ связывал надежды на искоренение
разбоя и грабежей. В 1617 был подписан Столбовский мир со Швецией, которая
получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 заключено
Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступила ей Смоленск, Чернигов и ряд
других городов. Территориальные потери России смог возместить и восстановить
лишь царь Петр I почти сто лет спустя.
Однако долгий и тяжелый кризис был разрешен, хотя
экономические последствия Смуты – разорение и запустение огромной территории,
особенно на западе и юго-западе, гибель почти трети населения страны продолжали
сказываться еще полтора десятилетия.
Следствием Смутного времени стали изменения в системе
управления страной. Ослабление боярства, возвышение дворянства, получившего
поместья и возможности законодательного закрепления за ними крестьян имели
следствием постепенную эволюцию России к абсолютизму. Переоценка идеалов
предыдущей эпохи, ставшие очевидными негативные последствия боярского участия в
управлении страной, жесткая поляризация общества привели к нарастанию
идеократических тенденций. Они выразились в том числе в стремлении обосновать
незыблемость православной веры и недопустимость отступлений от ценностей
национальной религии и идеологии (особенно в противостоянии «латынству» и
протестантству Запада). Это усилило антизападнические настроения, что усугубило
культурную, а в итоге и цивилизационную замкнутость России на долгие столетия.
Глава 2
Освещение
событий Смутного времени в русской литературе
С нами дни и светлые
и черные,
С нами наши долгие
века.
Ни одна страница не
зачеркнута,
Ни одна не вырвана
строка.
В. Кочетков « Русская история»
Бурные события начала 17 столетия, получившие у современников
название «смуты» нашли широкое отражение в литературе. Исторические песни и
сказания, романы и повести, рассказы и очерки, стихи и пьесы - вот наиболее
распространенные жанры литературы о Смуте. Эти произведения отличаются ярким
напряженным действием, эпическим изображением характеров, событий, ясным и
выразительным языком. Раскрывая связь времен, авторы показывают, что без
прошлого нет настоящего, нет будущего.
Литература приобретает
исключительно злободневный публицистический характер, оперативно откликаясь на
запросы времени, участвующих в борьбе.
Общество, унаследовав от
предшествующего века горячую веру в силу слова, в силу убеждения, стремится в
литературных произведениях пропагандировать определенные идеи, добиваясь
конкретных действенных целей.
2.1
Повести, сказания
Среди повестей,
отразивших события 1604 — 1613 гг., можно выделить произведения, которые
выражают интересы правящих боярских верхов. Такова «Повесть 1606 года»,
созданная монахом Троице-Сергиева манастыря. Повесть активно поддерживает
политику боярского царя Василия Шуйского, пытается представить его всенародным
избранником, подчеркивая единение Шуйского с народом. Народ оказывается той
силой, с которой не могут не считаться правящие круги. Повесть прославляет «мужественное
дерзновение» Шуйского в его борьбе со «злым еретиком», «расстригой»
Гришкой Отрепьевым. Для доказательства законности прав Шуйского на царский
престол его род возводится к Владимиру Святославичу киевскому.
Причины «смуты» и
«нестроения» в Московском государстве автор повести усматривает в пагубном
правлении Бориса Годунова, который злодейским убийством царевича Дмитрия
прекратил существование рода законных царей московских и «восхити неправдою
на Москве царский престол».
Впоследствии «Повесть
1606 года» была переработана в «Иное сказание». Защищая позиции боярства, автор
изображает его в роли спасителя Русского государства от супостатов.
Этой группе произведений
противостоят повести, отражающие интересы дворянства и посадских
торгово-ремесленных слоев населения. Здесь следует упомянуть прежде всего о тех
публицистических посланиях, которыми обменивались русские города, сплачивая
силы для борьбы с врагом.
Такова «Новая повесть
о преславном, Российском государстве» - публицистическое агитационное
воззвание. Написанная в конце 1610 — начале 1611 г., в самый напряженный момент
борьбы, когда Москва была занята польскими войсками, а Новгород захвачен
шведскими феодалами, «Новая повесть», обращаясь ко «всяких чинов людям»,
звала их активным действиям против захватчиков. «Новая повесть» дошла до нас в
единственном списке XVII в. Она резко обличала предательскую политику боярской
власти, которая, вместо того чтобы быть «земледержцем» родной земли,
превратилась в домашнего врага, а сами бояре в «землесъедцев», «кривителей».
Разоблачились в повести планы польских магнатов и их главаря Сигизмунда III,
который лживыми обещаниями стремился усыпить бдительность русских. Прославлялся
мужественный подвиг смолян, самоотверженно оборонявших свой город, не давая
врагу овладеть этой важной ключевой позицией. «Чаем, яко и малым детям,
слышавше дивитися той их граждан храбрости и крепости и великодушию
непреклонному уму.» - отмечает автор. Идеалом патриота «Новая повесть»
считает патриарха Гермогена, наделяя его чертами верного христианина, мученика
и борца за веру против богоотступников. На примере поведения «крепких»
смолян и Гермогена «Новая повесть» выдвигала на первый план стойкость как
необходимое качество поведения истинного патриота.
Характерной особенностью
повести является ее демократизм, новая трактовка образа народа — этого «великого...
безводного моря». К народу обращены призывы и послания Гермогена, народа
страшатся враги и предатели, к народу апеллирует автор повести. Однако народ в
повести еще не выступает в роли действенной силы.
В отличии от других
произведений того времени, в «Новой повести» отсутствуют исторические экскурсы;
она наполнена злободневным материалом, призывает москвичей к вооруженной борьбе
с захватчиками. Это и определяет особенности стиля «Новой повести», в котором
деловая энергичная речь сочетается с взволнованным патетическим призывом. «Лирическую
стихию» повести составляют авторские патриотические настроения, стремление
поднять москвичей на вооруженную борьбу с врагом.
Впервые в литературе
появляется стремление обнаружить и показать противоречия между помыслами и
поступками человека. В этом возрастающем внимании к раскрытию помыслов
человека, определяющих его поведение, и заключается литературное значение
«Новой повести».
Тематически близок к
«Новой повести» «Плач о пленении и конечном разорении Московского
государства», созданный, очевидно, после взятия поляками Смоленска и
сожжения Москвы в 1612 г. В риторической форме оплакивается падение «пирга
(столпа) благочестия», разорение «богонасажденного винограда».
Сожжение Москвы осмысляется как падение «многонародного государства».
Автор стремится выяснить причины, которые привели к «падению превысокой
России», используя форму назидательной краткой «беседы». В
обстрактно обобщенной форме он говорит об ответственности правителей за то, что
случилось «над превысочайшею Россиею». Однако это произведение не зовет
к борьбе, а лишь скорбит, убеждает искать утешение в молитве и уповании на
помощь божию.
Непосредственным откликом
на события явилась «Повесть о преставлении князя Михаила Васильевича
Скопина-Шуйского». Своими подами над Лжедмитрием II Скопин-Шуйский стяжал
славу талантливого полководца. Его внезапная смерть в двадцатилетнем возрасте
(апрель 1610 г.) породила различные толки о том, что якобы из зависти он был
отравлен боярами. Эти толки отразились в народных песнях и сказаниях,
литературной обработкой которых и является повесть.
Она начинается
риторическим книжным вступлением, в котором делаются генеалогические выкладки,
возводящие род Скопина-Шуйского к Александру Невскому и Августу-кесарю.
Центральный эпизод
повести — описание пира-крестин у князя Воротынского. Включая ряд бытовых
подробностей, автор обстоятельно рассказывает о том, как герой был отравлен
женой своего дяди Дмитрия Шуйского, дочерью Малюты Скуратова. Сохраняя речевой
и ритмический строй народной эпической песни, повесть так передает этот эпизод:
И как будет после
честного стола пир на весело,
И... злодеянница та
княгиня Марья, кума подкрестная,
Подносила чару пития
куму подкрестному
И била челом,
здоровала с крестником Алексеем Ивановичем.
И в той чаре в питии
уготовано лютое питие смертное.
И князь Михайло
Васильевичь выпивает ту чару до суха,
А не ведает, что злое
питие лютое смертное.
В приведенном отрывке
нетрудно обнаружить характерные элементы былинной поэтики. Они отчетливо
выступают и в диалоге матери с сыном, вернувшимся преждевременно с пира. Этот
диалог напоминает беседы Василия Буслаева с Мамелфой Тимофеевной, Добрыни с
матерью.
Вторая часть повести,
посвященная описанию смерти героя и всенародного горя по поводу его кончины,
выполнена в традиционной книжной манере. Здесь использованы те же примеры, что
и в «Житии Александра Невского» и «Слове о житии Дмитрия Ивановича». Автор
повести передает отношение к смерти Скопина различных групп общества. Свою
скорбь, а также и свою оценку деятельности Скопина-Шуйского выражают москвичи,
немецкий воевода Яков Делагарди, царь Василий Шуйский, мать, жена. Плач матери
и жены почти целиком восходят к традиции устной народной причети.
Повесть имеет
антибоярскую направленность: Скопин-Шуйский отравлен «по совести злых
изменников» - бояр, только они не скорбят по полководцу.
Повесть прославляет
Скопина-Шуйского как национального героя, защитника родины от
врагов-супостатов.
В 1620 г. к «Повести о
преставлении...» была присоединена «Повесть о рождении воеводы М.В.
Скопина-Шуйского».
По-своему осмысляются
исторические события тех лет в народном сознании, о чем свидетельствуют записи
исторических песен, сделанные в 1619 г. для англичанина Ричарда Джемса. Это
песни «О собаке-воре Гришке-расстрижке», «О Маринке — злои еретице»,
о Ксении Годуновой. В песнях обличаются интервенты и их пособники «бояре
кособрюхие», возвеличиваются народные герои богатырь Илья, Скопин-Шуйский,
стоящие на страже интересов родной земли.
«Сказание» Авраамия
Палицына. Выдающимся
историческим произведением, ярко отразившим события эпохи, является «Сказание»
келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, написанное в 1609-1620 гг.
Умный, хитрый и довольно
беспринципный делец Авраамий Палицын находился в близких отношениях с Василием
Шуйским, тайно сносился с Сигизмундом III, добиваясь у польского короля льгот
для монастыря. Создавая «Сказание», он стремился реабилитировать себя и
старался подчеркнуть свои заслуги в борьбе с иноземными захватчиками и избрании
на престол царя Михаила Федоровича.
«Сказание» состоит из
ряда самостоятельных воспроизведений:
1) Небольшой исторический
очерк, обозревающий события от смерти Грозного до воцарения Шуйского. Причины
«смуты» Палицын видит в внезаконном похищении царского престола Годуновым и в
его политике (гл. 1-6).
2) Подробное описание
16-месячной осады Троице-Сергиева монастыря войсками Сапеги и Лисковского. Эта
центральная часть «Сказания» создана Авраамием путем обработки записок
участников обороны монастырской крепости (гл. 7 — 52 ).
3) Повествование о
последних месяцах правления Шуйского, разорении Москвы поляками, ее
освобождении, избрании на престол Михаила Романова и заключении перемирия с
Польшей (гл. 53 — 76 ).
Страницы: 1, 2, 3
|