рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Придворное общество Франции по мемуарам герцога Сен-Симона

Придворная жизнь короля носила в основном публичный характер по причине самой сути его фигуры - вечная публичность и никакой личной жизни, по крайней мере, уж совсем личной, точно. Вокруг него постоянно крутилось человек 15-20 разных званий, чинов и мастей, все они были подчинены одной "великой" цели - угодить, помочь, нашептать, ублажить. И не дать упасть в грязь лицом, а точнее - короной. К этому придворному обществу нередко могли примешаться любопытствующие или просителя (хотя они не надолго задерживались, ведь двор у нас предстаёт в образе некоего затворника, не будем об этом забывать). Отсюда и проистекает право прошения, которое мог передать королю в принципе каждый подданный, да вот только не факт ещё, что король это прошение рассмотрим - вот в чем лошадь то закопана! И тем не менее, по инициативе Людовика эта практика была введена примерно с 1661 года, дабы познакомиться с непосредственными заботами и нуждами своих подданных. Прошения обрабатывались государственными секретарями и, снабженные соответствующим рапортом, передавались королю, который выносил решение по каждому случаю лично.

Отдельно хотелось бы выделить "Путешествия" и выходы в "свет" как одну из составных частей картины нравов: Что же за придворное общество без постоянных выходов в свет, путешествий, так называемых пикников, смотров войск и прочих увеселительных мероприятий? Право дело, в такие моменты человеческая личность предстаёт ещё более многогранной и неожиданной. Приток персонала и членов общества постоянно рос и усиливался и Версаль уже просто не мог вмещать их всех в себе одном (мир большой, а я такой маленький!) и своеобразные путешествия, выезды на смотр войск стали очень хорошим выходом из создавшейся ситуации.

Его армия была самой многочисленной, лучше всего организованной и руководимой, что прекрасно знал Людовик и чем постоянно хвастался. Его дипломатия господствовала над всеми европейскими дворами. Французская нация своими достижениями в искусстве и науках, в промышленности и торговле достигла невиданных высот. Версаль стал центром всей великосветской жизни, в которой царили вкусы самого Людовика и его многочисленных фавориток. что и не удивительно - неужели бы никто не воспользовался возможностью привить свои вкусы всему миру?

В самом начале Сен-Симон рассказывает о выезде короля с дамами во Фландрию 10 мая. Как и ожидалось, сначала король "выписал своих дам в лагерь"[91], затем конечно же накормил, дабы смотр войск прошел для них наилучшим образом. В главе, посвященной лагерю в Компьене мы можем более детально рассмотреть традицию смотра войск и церемониал по этому поводу: "Король захотел блеснуть перед Европой своим могуществом, которое она считала истощенным такою долгою войной…он повелел устроить лагерь в Компьене под командованием маршала Буффлера"[92]. Вообще, главной целью таких смотров и соответствующих выездов на них, являлось хвастовство и доказательство собственной силы и мощи, и пускай ни того, ни другого не было и в помине. Дама же такие "вылазки на природу" доставляли чисто эстетическое удовольствие и служили лишь развлечением. В итоге это приобрело вид соревнования, в которых иногда приходилось раскаиваться, как в случае с Компьеном. "Командиры прибавили к величественной и воинственной красоте людей, вооружения, лошадей убранство и великолепие двора, и офицеры истощили все средства на мундиры, которые могли бы украсить роскошное празднество"[93] - данный вид развлечения я могу присоединить к категории азартных и расточительных, так как огромные количества средств тратились на организацию и постановку данного действа, но результат был непредсказуем.

"Полковники и капитаны держали обильный и тонкий стол, не щадили расходов. Бесчисленные столы были всегда уставлены новыми яствами, которые подавались во всякое время"[94]. А самое забавное - ко столу приглашались абсолютно все - будь ты просто зевакой или не туда забредшим путником. а затем их ещё и удерживали дабы не расходились по домам. Вслед за яствами рекой лились разного рода напитки, словом - ни на что не скупился двор, когда решал развлечься - в ход шло всё, любые ухищрения и цена не имела значение.

"Королю не было равных на парадах, на празднествах, везде, везде, где присутствие дам давало повод быть галантным". [95]

Но причина, по которой я решила выделить эти поездки в отдельную категорию не только картина излишеств и пьянства, тщеславия и дерзости, но и церемониал, который в данной поездке король решил опустить, да и дамы, с другой стороны, решили им пренебречь, чего до этого никто никогда не делал: король не назвал их по именам, а просто разрешил всем ехать. Этот церемониал может показаться сущим бредом, но нужно вспомнить, что любое внимание со стороны короля к придворным воспринималось как дар или благо с его стороны и если сегодня тебя не назвали по имени - день прожит зря. Поворот головы короля в твою сторону уже расценивался как величайшая милость с его стороны, а если он предложил тебе ручку при вылезании из кареты - жизнь удалась, счастье есть!"До тех пор король во всех путешествиях называл имена дам. которые должны были находиться в свите. Тут же всё казалось хорошо, лишь бы поехать"[96].

И всё, после таких вот поездочек предметом разговора пары вечеров после становятся впечатления и обсуждения - кто в чём, как, с кем и когда, о чём и почему. В целом - обычный треп обычного общества, только чуть более циничного, ненастоящего, развращенного и глупого.

При дворе организовывались большие праздничные представления, театральные и музыкальные спектакли, но было много и других возможностей развлечься. Наряду с большими великолепно поставленными праздничными представлениями в памяти придворного общества, благородных семейств Парижа и потомства остались многочисленные представления, названия которых, к сожалению, Сен-Симон не приводит, но самые заинтересованные смогут узнать о них из мемуаров самого Людовика. Увеличение числа участвовавших в этих празднествах придворных позволяет ясно увидеть растущую привлекательность двора. Приток дворян, а также растущее число придворного персонала и прислуги вызвали необходимость расширения официально основанного в 1671 г. города Версаля.

К примеру, лотереи - "с музыкой и игрой, в них принимали участие наиболее приближенные дамы"[97], но королю быстро наскучило такое развлечение, и он перестал его посещать.

На протяжении всего повествования мы можем заметить, что средство передвижения, карета, является тоже частью церемониала, а не просто коробкой на колёсиках дабы доехать из пункта А в пункт Б. Карета всегда отделывалась изысканными тканями внутри и украшалась снаружи орнаментами или рельефами, кучера всегда были одеты в праздничные и красивые камзолы, потому что никогда не знаешь куда поедешь завтра. На задних местах обычно сидел король или месье, а у дверцы и впереди - принцессы и герцогини. Если дамы приезжали в карете на уе вышеупомянутые смотр войск, то король помогал сойти с кареты самым близким или высоко стоящим дамам, а иногда даже подсказывал и разъяснял суть происходящего действия. Хотя это всегда зависело от его настроения и ситуации. Но, так или иначе, карета играла очень важную роль в жизни каждого члена двора - без неё было не обойтись, и она должна была соответствовать, ведь первое впечатление, как говориться, самое важное - а карету видят впереди всего. "Король путешествовал всегда в карете, полной женщин - его любовниц, потом незаконных дочерей, невесток, иногда приглашались мадам, а когда оставалось место, и другие дамы. На охоту, прогулку или ночевку в Марли и в Медон он ездил один в коляске. В карете короля во время путешествия полагалось всегда большое количество съестных припасов: мясных блюд, пирожков, фруктов". [98] Самое забавное - король через какое-то время спрашивал голоден ли кто-нибудь, но сам не ел, а наслаждался видом жующих за обе щёки дам и даже просил их голодать дабы они ели вдвойне интенсивно, а если они если плохо - он обижался, так как считал, что они рисуются. А сам-то любил поголодать дабы подчеркнуть силу своего духа!

Так же король, как заядлый любитель свежего воздуха, настаивал на постоянно открытых окнах и отдёрнутых занавесках, так что дамы даже и не пытались их задернуть дабы не огребсти с полна и не будить в короле зверя, потому что не знали о том, что на деле он - хомячок. В целом, женщинам надо было просто делать вид, что они не замечают чудачества короля, а мужчинам поддакивать и соглашаться, будто бы так и надо.

Ну и кто после этого у нас самый умный во Франции?

Иногда король гулял в садах Марли с г-жой де Ментенон в присутствии всего двора, где король выказывал своей спутнице столь огромную дозу галантности, что челюсть сводит - даже с королевой он держал бы себя менее официозно. Но мы уже наслышаны о влиянии, которое оказывала на короля г-жа де Ментенон, а поэтому, комментарии излишни. Она даже перед королевской обстановкой и самим королём сидела как минимум в кресле, стоящем в самом удобном месте её комнаты, хотя всё называли её скромной и вежливой, а на деле она была чрезмерно самоуверенной взбалмошной особой, хоть и мудрой женщиной, истинной шеей. При разговоре с ней король постоянно снимал шляпу и наклонялся, дабы информация дошла до г-жи де Ментенон в лучшем виде и не испортилась по дороге, а так как она всегда боялась плохой погоды, то стекло опускала лишь на три пальца - её максимум был равен хорошему минимуму, чем она гордилась.

В конце прогулки король провожал её до дворца, прощаясь, а затем продолжая всё шествование. "Это было зрелище, к которому никак нельзя было привыкнуть"[99].

Ранее мы уже говорили о праве первого входа - теперь давайте поподробнее его разберём: право первого входа представляло собой право во всякое время входить к королю. "Право великого входа было вершиной милости, возвышавшей над родовитостью - и именно оно из всех высочайших наград, дарованных маршалам Буффлеру и Виллару, приравняло их к пэрам и позволило передать по наследству своим ещё малолетним сыновьям губернаторства, в то время как король уже перестал давать это право кому бы то ни было"[100]. И всего-то? Про пролезания во все места без мыла мы уже и так знаем, как и про закрытые на это глаза короля, но вот это очередное возвеличивание, дошедшее до абсурда просто умиляет. На самом деле всё намного проще, чем кажется - всего - лишь право в любое время входить к королю, но Людовик поднял эту "церемонию", которую даже и церемонией-то назвать сложно, на совершенно другой уровень. Помните - кабинет начальника как общественный туалет - зайти туда можно только по крайней нужде.

Переодевание короля происходило в хорошо освещённой комнате, но это не мешало очередному придворному священнику с подсвечником в руке передавать свечу по окончании молитвы первому камердинеру, который нес её перед королём, когда тот подходил к своему креслу. Затем король громко называл стоящего близ него и камердинер, в свою очередь, передавал подсвечник названному. Это был знак отличия, своего рода милость, которая высоко ценилась: "таким искусством обладал король создавать ничто из ничего". [101] Вызванный выходил и снимал перчатку, брал подсвечник и держал его до конца раздевания, после чего возвращал его камердинеру и так далее. Как мы можем теперь видеть всё, даже самые банальные вещи приобретали рядом с королём по истине великое значение и становились милостью с его стороны.

По утрам король ужинал один с принцами и статс-дамами, а для каждого вечера он составлял список статс-дам, которых хотел увидеть.

"Обед всегда происходил за "малым прибором", то есть король обедал один в своей комнате. за столико против среднего окна"[102], так же существовали "большой" и "очень малый" приборы, варьировавшиеся в зависимости от количество лиц, присутствующих на обеде у короля и от случая. Стол имел удобную квадратную форму. осле этого король выходил из-за стола и шёл в свой кабинет дабы лица высокопоставленные могли поговорить с ним. [103] десять часов подавали ужин - уже за "большим прибором" вместе со всем королевским домом. Словом, процесс поглощения пищи и связанные с этим процессом события являлись своего рода рутиной, в которую король и двор окунались изо дня в день, разбавляя её разнообразными разговорами и своими нарядами.

К слову о нарядах - всем известно об отменном вкусе Людовика, но мало кто может нарисовать его портрет, так обратимся же непосредственно к словам Сен-Симона, дабы не переиначить их на свой лад: "Король одевался всегда в различные оттенки коричневого цвета, со скромными вышивками, но никогда не носил одежды, расшитой по всем швам. Снизу он носил суконный, либо атласный камзол, красный или синий, много зеленого, весь расшитый. Не носил колец и драгоценностей (лучшие друзья девушек - бриллианты, поэтому и не носил - всё пожертвовал), кроме как на пряжках башмаков, подвязках и шляпе, которая всегда была отделана испанским кружевом и белым пером"[104]. Если бы у Людовика была возможность поучаствовать в программе "подиум", то он бы точно выиграл и поехал бы на NY Fashion Week. О чём говорит нам его облик? Он так и светиться силой, благосостоянием, вызовом и уверенностью, говорит всем, что "Я - король! Поклонитесь!", чего и следовало ожидать.

Одежда вообще всегда служила символом самовыражения. Она пытается либо загладить глупость, которая приходит с рождения, либо выдать мудрость, которая приходит с годами. Но, так или иначе, двор без одежды не двор и ни одна уважающая себя дама не выйдет из дома одетая с ног до головы в драгоценности, пышные платья и с мужем под мышкой за место ридикюля. И за рассолом - напитком завтрашнего дня.

Где можно было поговорить с королём? Конечно на аудиенции, но на неё можно было надеяться только в редких случаях (даже королевское поручение иногда пролетало мимо). Короткие аудиенции получить было проще - нужно было просто уезжать и накануне ты мог встретиться с королём (так поступали уезжающие генералы в присутствии генсека по военным делам) или ещё более короткие - по их возвращении, "но часто не давалось ни тех, ни других"[105]. А почему так было сложно? Потому что из этого вытекала одна очень большая выгода - разговор один на один (практически) с королём на тему, которую ты выбираешь сам - всем по сосиске, официант, я угощаю! Оставалось просто добиться этой аудиенции "и умело вести себя, выказывая почтение, должное по установленному обычаю королевскому сану"[106]. Король, что было ему не свойственно, крайне спокойно выслушивал говорящего, дабы точно узнать что ему требуется, "в нём пробуждался дух справедливости, стремление узнать истину, даже когда он бывал разгневан, - и так было до конца его жизни"[107], но, мы уже знаем положение дел по поводу истины в отношении короля - даже если бы он пытался у него бы вряд ли получилось, ведь для этого нужны мозги, а не ходячие энциклопедии с ушами и ртом за спиной.

Раз уж мы начали говорить о правах, то остановимся ненадолго о праве наследования - droit de survivance - на места государственных секретарей, и только на госсекретарей, ибо король дал себе зарок ни на какую другую должность больше прав не давать - и баста!"вот почему мы нередко видели, что совершенно неопытные новички, чуть ли не дети, занимали эти ответственные места, и иногда, вполне самостоятельно, тогда как для занятия должностей меньшей важности на это нечего было и надеяться"[108], поэтому основным принципом, которым здесь руководствовался Людовик, был его собственный вкус и такое качество, как посредственность человека. И таким порядком вещей король был крайне доволен, хлопая в ладоши от счастья с улыбкой во все свои 32 белых. Ведь он считал, что воспитывает их, честно верил в эту иллюзию, которую сам себе и создал. Эти люди нравились ему безмерно именно из-за их невежества, и чем оно было больше, тем больше Людовик любил их и доверял им, и пускай иногда оно было наигранно - не важно, главное, что всё хорошо. Чем бы дитя не тешилось, только бы не вешалось, честное слово. Искусству угрожают два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником.

В итоге в обществе господствовал не ум, как должно было быть по идее, а невежество и его отсутствие. И человеку умному было огромное горе, от его же ума, потому что его судьба была бы тогда решена. Театр абсурда, как минимум. Вместо того, чтобы стремиться к совершенству, король тянул всех в низ, а общество ему потакало и мечтало о мягкой подстилке поближе к его ночному горшку любой ценой.

Хотелось бы привести очень длинную, но абсолютно к месту, цитату из сказки Ганса Христиана Андерсона "Новый наряд короля", которая подходит под наше повествование настолько, что я не прощу себе, если остановлюсь: "Много лет назад жил-был король, который страсть как любил наряды и обновки и все свои деньги на них тратил. [...] На каждый час дня был у него особый камзол, и как про королей говорят: "Король в совете", так про него всегда говорили: "Король в гардеробной". Город, в котором жил король, был большой и бойкий, что ни день приезжали чужестранные гости, и как-то раз заехали двое обманщиков. Они сказались ткачами и заявили, что могут выткать замечательную ткань, лучше которой и помыслить нельзя. И расцветкой-то она необыкновенно хороша, и узором, да и к тому же платье, сшитое из этой ткани, обладает чудесным свойством становиться невидимым для всякого человека, который не на своем месте сидит или непроходимо глуп. "Вот было бы замечательное платье! - подумал король. - Надел такое платье - и сразу видать, кто в твоем королевстве не на своем месте сидит. А еще я смогу отличать умных от глупых! Да, пусть мне поскорее соткут такую ткань!" И он дал обманщикам много денег, чтобы они немедля приступили к работе. Обманщики поставили два ткацких станка и ну показывать, будто работают, а у самих на станках ровнехонько ничего нет. [...] "Хорошо бы посмотреть, как подвигается дело!" - подумал король, но таково-то смутно стало у него на душе, когда он вспомнил, что глупец или тот, кто не годится для своего места, не увидит ткани. И хотя верил он, что за себя-то ему нечего бояться, все же рассудил, что лучше послать на разведку кого-нибудь еще. Ведь весь город уже знал, каким чудесным свойством обладает ткань, и каждому не терпелось убедиться, какой никудышный или глупый его сосед. "Пошлю к ткачам своего честного старого министра! - решил король. - Уж кому-кому, как не ему рассмотреть ткань, ведь он умен и как никто лучше подходит к своему месту!" И вот пошел бравый старый министр в зал, где два обманщика на пустых станках работали. [...] А обманщики приглашают его подойти поближе, спрашивают, веселы ли краски, хороши ли узоры, и при этом все указывают на пустые станки, а бедняга министр как ни таращил глаза, все равно ничего не увидел, потому что и видеть-то было нечего. "Господи боже! - думал он. - Неужто я глупец? Вот уж никогда не думал! Только чтоб никто не узнал! Неужто я не гожусь для своего места? Нет, никак нельзя признаваться, что я не вижу ткани!" [...] И вот уж весь город заговорил о том, какую великолепную ткань соткали ткачи. А тут и сам король надумал посмотреть на нее, пока она еще не снята со станка. С целой толпой избранных придворных, среди них и оба честных старых чиновника, которые уже побывали там, вошел он к двум хитрым обманщикам. Они ткали изо всех сил, хотя на станках не было ни нитки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.