рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Статус личности в зарубежном и отечественном конституционном праве

В Украине впервые в Конституции было закреплено приоритетное право частной собственности (в отличие от Конституции СССР и УССР), а также право на предпринимательскую деятельность (ст.ст.41,42). Кроме того, Конституция Украины гарантирует право граждан на социальную защиту, обеспечение в случае потери трудоспособности (ст.46), право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи (ст.48), право на здравоохранение, медицинскую помощь и медицинское страхование (ст.49).

Права и свободы в области культурызакрепленные в конституциях возможности человека избирать вид и меру поведения, пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К ним относятся: право на пользование достижениями культуры (Польша); национальными и общечеловеческими культурными ценностями (Болгария); свобода художественного, научного и технического творчества (Болгария); свобода научных исследований и искусства (Словакия) [19, с.211].

Гражданам Украины гарантируется свобода литературного, художественного, научного и технического творчества, защита интеллектуальной собственности (ст.54 Конституции Украины).

Конституционные обязанности – закрепленные в основном законе и охраняемые государством требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Личные обязанности: заботиться о детях (ухаживать за детьми и воспитывать их до совершеннолетия – Болгария); заботиться об учебе своих детей (Венгрия); воспитание детей честными и сознательными (Польша); платить алименты (Польша) [19, с.211].

Основной Закон Украины предусматривает обязанность родителей содержать детей до их совершеннолетия, а совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих родителях (ст.51 Конституции Украины).

Политические обязанности. Все граждане согласно конституциям Грузии, Испании, Украины, Хорватии обязаны соблюдать конституцию и законы своей страны. В ряде конституций речь идёт об обязанностях всех граждан быть верными, преданными своему государству (Ирландия, Румыния, Сан-Марино). Особенностью Конституции Азербайджана является установление в ней обязанности каждого гражданина уважать государственные символы Республики – её флаг, герб и гимн [19, с.211].

В Украине обязанностью каждого является соблюдение Конституции Украины и законов Украины (ст.68 Конституции Украины), обязанностью граждан Украины является защита Отчизны, уважение ее государственных символов (ст.65 Конституции Украины).

К социально-экономическим обязанностям относятся: уплата налогов и сборов; бережное отношение к общественной собственности и ее укрепление; трудиться (Испания, Португалия, Габон, Уругвай); в Гватемале бродяжничество наказуемо; в Коста-Рике труд является правом человека и его обязанностью в отношении общества; но в ФРГ принудительный труд допускается только при лишении свободы по приговору суда. В мусульманских странах существует обязанность выплачивать закят – 5-ти процентный налог на доход для содержания бедных [19, с.209].

В Украине также вменяется в обязанность каждого уплата налогов и сборов, а также для граждан – ежегодная подача в налоговую инспекцию декларации о доходах и имущественном положении (ст.67 Конституции Украины).

Социально-культурные обязанности:- учиться, получить образование (в Колумбии – с 5 до 15 лет, включая 1 год в дошкольном учреждении); охранять окружающую среду (Болгария, Словакия); хранить и умножать культурное наследие (Словакия) [19, с.209].

Конституцией Украины предусмотрена обязанность каждого не причинять вреда природе, культурному наследию и возмещать причиненные им убытки (ст.66 Конституции Украины).

Таким образом, как в зарубежных конституциях, так и в Конституции Украины закрепляется весьма широкий круг прав и свобод человека и гражданина, способствующий реализации их интересов и потребностей, и относительно небольшой перечень обязанностей, которые необходимо исполнять в интересах общества, государства и других граждан.

2.3 Гражданство как основной конституционно-правовой институт

Гражданство – постоянная правовая связь человека и государства. Такая связь, как правило, возникает с рождением человека и сохраняется в течение всей его жизни. С одной стороны, государство гарантирует своим гражданам обеспечение прав и свобод, граждане, в свою очередь, находясь под защитой государства, принимают на себя определенные обязанности.

Гражданство было известно еще в рабовладельческий период, когда гражданами могли считаться лишь свободные люди. В период феодализма существовал институт подданства, означавший не только подвластность населения монарху, но и феодальную зависимость от него. Гражданство в массовом порядке начало появляться после ликвидации абсолютизма и утверждения конституционного строя. Впервые термин «гражданин» провозглашен французской революцией в Декларации прав человека и гражданина 1799г. [16, с.104].

Формирование гражданства в независимой Украине началось с Декларации о государственном суверенитете, которая содержала отдельный раздел о гражданстве. Вопросы, связанные с гражданством Украины, решаются на базе Конституции Украины, Закона Украины «О гражданстве Украины» от 1997г., международных договоров.

Гражданство Украины – это стойкая, неограниченная в пространстве правовая связь физического лица с государством Украина, основанная на юридическом признании государством данного лица гражданином Украины, вследствие чего лицо и государство приобретают взаимные права и обязанности в объеме, предусмотренном Конституцией и законами Украины [13, с.117,118].

Процесс становления украинского гражданства после приобретения Украиной независимости отталкивается от «нулевого» варианта, сущность которого заключается в праве всех жителей Украины (бывших граждан СССР) принять украинское гражданство. При этом не устанавливались какие-либо требования относительно знания украинского языка, временного ценза и т.п.

Прекращение гражданства означает утрату постоянной связи лица с государством Украина и в этом случае лицо приобретает совершенно другой правовой статус. На него не распространяются в полном объеме юрисдикция государства, оно не пользуется защитой государства и его права и свободы, в частности, политические, экономические значительно сужаются [17, с.33].

Конституция Украины устанавливает, что «гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права изменить гражданство» (ст.25 Конституции Украины).

Признаками гражданства как определенной связи лица и государства являются: правовой характер; неограниченность в пространстве и времени; максимальный объем взаимных прав и обязанностей.

Эта связь проявляется в распространении на данное лицо суверенной власти государства независимо от места жительства этого лица – на территории государства или за его границами.

Принципы гражданства – это те основные положения, которые определяют существенные черты отношений гражданства. Конституция Украины (ст.ст.4,25) и Закону Украины «О гражданстве Украины» (ст.2) закрепляют следующие принципы гражданства Украины:

1)  единое гражданство: гражданство государства Украина, исключающее возможность существования гражданства административно-территориальных единиц Украины. Данный принцип не означает абсолютного запрещения бипатризма (двойного гражданства). В отдельных случаях гражданин Украины может быть одновременно и в гражданстве другого государства. Например, это касается детей, которые по рождению одновременно с гражданством Украины приобрели и гражданство другого государства;

2)  предупреждение возникновения случаев апатризма (без гражданства);

3)  неотъемлемость гражданства: невозможность лишения гражданина Украины гражданства Украины. Данный принцип закреплен в Конституции Украины в соответствии с положениями ч.2 ст.15 Всеобщей Декларации прав человека: «никто не может быть безосновательно лишен гражданства или права изменить свое гражданство»;

4)  признание права гражданина на изменение гражданства;

5)  невозможность экстрадиции или депортации граждан Украины: гражданин Украины не может быть изгнан за пределы государства или выдан другому государству (ч.2ст.25 Конституции Украины);

6)  невозможность автоматического приобретения гражданства Украины иностранцем или лицом без гражданства вследствие заключения или расторжения брака: в случае заключения брака иностранного лица или лица без гражданства с гражданином Украины, такое лицо не приобретает автоматически гражданство Украины и, наоборот, не лишается гражданства Украины, если расторгает брак с гражданином Украины или если второй из супругов вышел из гражданства Украины;

7)  равенство перед законом граждан Украины независимо от оснований, порядка и момента приобретения гражданства Украины;

8)  сохранение гражданства Украины независимо от места жительства гражданина Украины [13, с.119].

Л.А. Касынюк среди принципов гражданства Украины выделяет еще такой, как открытый и свободный характер гражданства Украины [17, с.31]. С данным мнением можно согласить лишь отчасти, т.к. в соответствии с Законом Украины «О гражданстве Украины» существуют определенные требования к претендентам на гражданство Украины (обязательство прекратить иностранное гражданство, беспрерывное проживание на законных основания на территории Украины на протяжении последних пяти лет, знание государственного языка и т.д.), существуют категории лиц, которые не принимаются в гражданство Украины (совершившие преступления). Выход из гражданства Украины также сопряжен с некоторыми особенностями. Например, с целью сокращения случаев апатризма при депатриации, допускается выход из гражданства Украины при условии приобретения гражданства другого государства или получения документа, выданного уполномоченными органами другого государства о том, что гражданин Украины приобретет его гражданство, если выйдет из гражданства Украины (ст. 18 Закона Украины «О гражданстве Украины»). Таким образом, говорить о принципе свободного характера гражданства Украины можно лишь в части, что никто не может запретить гражданину Украины выйти из гражданства Украины (см. принцип 4)) и изменить свое гражданство; и каждый человек может подать ходатайство о вступлении в гражданство Украины.

Следует особо отметить, что Конституция Украины не закрепляет принцип двойного гражданства.

Основаниями для приобретения гражданства являются:

1)  рождение;

2)  происхождение;

3)  принятие гражданства;

4)  восстановление в гражданстве;

5)  основания, предусмотренные международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Главным, постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан Украины является приобретение гражданства в связи с рождением. Его еще называют филиацией. Гражданство приобретается на базе принципа «права крови» и «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места проживания (данный принцип действует в Австрии, Норвегии, Финляндии, Италии и др. странах), во втором случае – ребенок становится гражданином той страны, на территории которой он родился (Бразилия, страны Латинской Америки). В некоторых странах (США, Франция и др.) применяется смешанный принцип. Украина также придерживается смешанного принципа [16, с.105].

В систему органов, принимающих участие в решении вопросов гражданства, входит Президент Украины; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Украины; Министерство внутренних дел и подведомственные ему органы; Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульства. Президент Украины, как глава государства, уполномочен решать вопросы о принятии в гражданство Украины и прекращении его, о предоставлении убежища в Украине (п.26 ст.106 Конституции Украины).

В Конституции Украины для обозначения субъектов права употребляются: «каждый», «все», «каждый человек», «никто», а также «гражданин Украины», «граждане». Данные формулы определяют субъективный состав конституционного статуса и соответственно ему объем и содержание прав, свобод и обязанностей. Личные права (ст.ст.27-35 Конституции Украины) касаются всех людей, каждого человека независимо от правой связи с государством (гражданством) – это право на жизнь, право на жилище, право на труд и т.д. Понятия «права человека» и «права гражданина» – близкие, но не тождественны. Они отражают разные аспекты статуса личности, а их отличие связано с дуализмом современного общества, которое, с одной стороны – гражданское, а с другой – политически организованное [17, с.33] Человек как член гражданского общества является субъектом прав, вытекающих из естественного права, их объем одинаковый для всех людей. Эти права имеют определяющий характер, они присущи всем людям от рождения, они не обусловлены принадлежностью к гражданству Украины или какого-либо другого государства и не зависят от того, признает их государство или нет. Права гражданина, то есть человека как члена политически организованного общества, вытекают из позитивного права, они закрепляют за личностью силу ее принадлежности к гражданству Украины, хотя, как и права человека, они также имеют неотъемлемый характер. Таким образом, только граждане Украины владеют в полном объеме правами, которые относятся к общепризнанным правам человека, и правами, которые Конституция Украины связывает с принадлежностью к гражданству Украины [13, с.114].

2.4 Международно-правовые основы прав и свобод человека

Внедрение единой мировой системы защиты прав и свобод человека стало одной из самых важных задач созданной по окончании Второй мировой войны Организации Объединенных Наций, одним из учредителей которой является Украина. В Уставе ООН среди целей деятельности было определено: международное сотрудничество для содействия общему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Создание такой системы защиты предусматривало не только формирование системы международного права путем принятия обязательств странами-членами ООН через международные многосторонние и двухсторонние соглашения, а и построение международного механизма, который обеспечивал бы контроль исполнения этих обязательств в области прав человека.

Краеугольным камнем в построении международной системы защиты прав человека стало принятия Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г. Всеобщей декларации прав человека. Этот документ фактически стал манифестом человечества о необходимости обеспечения прав человека. Это был один из самых важных выводов последствий II мировой войны. И хотя положения этой Декларации носят рекомендательный характер, они были положены в основу перестройки всей системы международного законодательства в отрасли прав и свобод человека.

В 1966г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, которые вместе со Всеобщей декларацией прав человека и двумя дополнительными протоколами к Международному пакту о гражданских и политических правах составили Международный билль о правах человека.

Указанные пакты являются международно-правовыми договорами. Их особенность заключается в том, что когда государства, являющиеся членами ООН или которые ними еще не стали, ратифицирует пакт и становятся его государствами-участниками, они добровольно берут на себя ряд юридических обязательств по защите прав, который содержатся в соответствующем тексте прав и норм, а также добросовестно обеспечивать соответствие национальных законов своим международным обязательствам. Таким образом, ратификация договоров в отрасли прав человека предусматривает ответственность и подотчетность государства в этих вопросах как перед международным сообществом и перед другими государствами, так и перед своими гражданами и другими лицами, проживающими на его территории [19, с.180].

Принятые пакты внедряли также конкретные механизмы контроля защиты соответствующих прав: Международный пакт о гражданских и политических правах стал основой для создания в 1976г. отдельного органа ООН – Комитета по правам человека, на который было возложено осуществление надзора за соблюдением обязательств, взятых государствами-участниками договора. А в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах полномочия по осуществлению мониторинга исполнения обязательства предоставлялись существующему органу ООН – Экономическому и социальному совету. Только в 1985 г. был создан отдельный Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

Кроме того, Генеральной Ассамблеей ООН был принят целый ряд универсальных конвенций. В частности, в 1965 г. принята Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, в 1979г. – Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин, в 1984г. – Конвенция против пыток и других жестоких, нечеловечных либо унижающих достоинство видов поведение и наказания, в 1989г. – Конвенция о правах ребенка, в 1990г. – Международная конвенция о защите прав всех работающих – мигрантов и членов их семей, в 2006г. – Конвенция ООН о правах инвалидов и Международная конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений. Этими конвенциями предусматривается создание соответствующих конвенционных комитетов. В 1970г. был создан соответствующий конвенционный комитет – Комитет по ликвидации расовой дискриминации, в 1982г. – Комитет по ликвидации дискриминации женщин, в 1987г. – Комитет против пыток, в 1991г. – Комитет по правам ребенка, в 2003г – Комитет по защите прав всех работающих мигрантов и членов их семей, в 2008г. – Комитет по правам инвалидов.

Конвенционные комитеты образуют систему конвенционных органов ООН. Все государства, ратифицировавшие эти пакеты и конвенции либо присоединившиеся к ним, обязаны предоставлять соответствующим комитетам доклады о принятых ними мерах по воплощению в жизнь прав, закрепленных в пактах и конвенциях, и о прогрессе, достигнутом ними в использовании данных прав. Конвенционные органы избираются из представителей этих государств. Члены комитетов не получают указаний извне. Они не могут быть освобождены от исполнения собственных обязанностей или заменены без личного согласия. Конвенционные комитеты рассматривают доклады государств и дают свою оценку деятельности каждого из них с точки зрения эффективности исполнения взятых обязательств, а также разрабатывают рекомендации.

После анализа предоставленных государствами докладов комитеты принимают заключительные замечания. Хотя с юридической точки зрения они не имеют обязательной силы, все же они отражают мнение единого экспертного органа, способного принимать такие постановления касающиеся состояния исполнения государством-участником своих обязательств в соответствии с подписанной конвенцией или пактом. Поэтому, как правило, государства-участники вносят изменения в национальное законодательство и правоприменительную практику на основании заключительных замечаний конвенционных комитетов.

Международный пакт о гражданских и политических правах и часть конвенций предусматривают также, что любое государство-участник может подать в соответствующий комитет сообщение по поводу того, что другое государство-участник не выполняет собственные обязательства по пакту и конвенции. Подача таких жалоб возможна только в тех случаях, когда обе стороны признали компетенцию Комитета получать и рассматривать такие сообщения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.