Реферат: Декабристы в Сибири
Преследования со стороны властей за
педагогическую деятельность значительно ограничивало эту сторону деятельности
декабристов. Так, в 1836 году один из приказов генерал-губернатора Восточной
Сибири гласил: "Из переписки гос. преступников, на поселении находящихся,
усмотрел, что некоторые из них обучают крестьянских детей грамоте" и,
находя это занятие "противным прямому смыслу существующих узаконений"
и "желая отвратить вредное влияние таковых учителей на умы учеников",
предписал Енисейскому гражданскому губернатору "положить предел этому злу,
допущенному местными властями".
Бескорыстно трудясь на поприще
образования народа Сибири, декабристы стремились в тоже время положительно
повлиять на людей, занимавшихся обучением и воспитанием юношества. И несмотря
на то, что правительство принимало различные меры по изолированию их от
местного общества, тем более от воспитания и обучения юношества, декабристы
считали своим долгом бывать в учебных заведениях и своими осторожно
высказанными мнениями, советами повлиять на дело улучшения образования в
Сибири.
Кроме того, декабристы стремились
выявить талантливых и способных сибиряков, оказывали им своевременную помощь,
давали верное направление, подсказывали передовую идею и включали в
общественную деятельность по культурному подъему Сибири.
Постоянной поддержкой и советом
декабристов пользовался известный автор народной сказки "Конек
Горбунок" П.П. Ершов, живший в Тобольске, где находились на поселении
Фонвизины.
Учитель Ялуторовского уездного училища
Голодников, подружившийся с декабристами Ялуторовской колонии и пополнявший у
них свои знания, под руководством М.И. Муравьева-Апостола в 1845 году составил
историко-статистическое описание Ялуторовского округа. При этом примером как
нужно выполнять работу подобного рода явилась статья Штейнгеля
"Историческое описание Ишимского Округа", напечатанная в журнале
"Министерства Внутренних Дел".
Несомненно декабристы способствовали
складыванию прочных исторических, археологических и этнографических интересов к
Сибири у своего воспитанника М.С. Знаменского, который в 70-80-х годах XIX
века сделал много для популяризации исторических сведений об этом богатом и
заброшенном крае и собирался писать подробную историю города Тобольска".
Обратившись к изучению Сибири, он в
своих произведениях дал не только реалистические зарисовки сибирского быта и
природы, но, как правильно указывают исследователи Базанов, Сафронов, Набросал
целую программу ее возможного преобразования: развития судостроения, путей
сообщения, торговли, использования полезных ископаемых и т. д.
Педагогическая деятельность декабристов
внесла большой вклад в развитие народного образования. Приемами обучения
декабристы охотно делились с коллегами, многие ездили учиться их методическому
мастерству. Учителя-сибиряки часто увозили с собой не только опыт организации
школ и преподавания, но и вольнодумство, готовность к самопожертвованию во имя
просвещения сибиряков.
Из среды учеников и друзей декабристов
выросла сибирская интеллигенция, вышли ее общественные деятели: А.П. Першин -
организатор и руководитель первой в истории русского рабочего движения
забастовки забайкальских рабочих; организатор первого в России независимого
рабоче-потребительского общества; М. Знаменский - учитель рисования, известный
сибирский художник-карикатурист, краевед; А.П. Сазонович и О.Н. эБалакшина -
учительницы рукоделия ялуторской женской школы; Т.Н. Сайлотов-Крюков (сын
декабриста Н. Крюкова) - учитель Минусинского городского училища. Последний
много сделал для начального женского образования в городе. М. Кюхельбеккер (сын
В.К. Кюхельбекера), получив юридическое образование, с 1876 года был директором
общества для улучшения помещений рабочего и нуждающегося населения в
Петербурге. Одна из дочерей М. Кюхельбекера (а их было семеро) занималась
педагогической деятельностью а Екатеринбурге. Сын декабриста Волконского,
Михаил был с 1872 года товарищем министерства народного просвещения в России.
Мария Свистунова, Варвара Поджио и другие - прекрасные музыкальные династии
декабристов. Сестры Мария и Вера Ивашевы явились пламенными проповедницами и
организаторами кружков женского равноправия в России. Они энергично выступали в
60-х годах XIX века за свободу и
права женщин. Педагогическая деятельность декабристов внесла большой вклад в
дальнейшее культурное развитие не только сибирского народа, но и всей России.
Декабристы и
сибирская интеллигенция
Вопрос о связях декабристов с населением
мест их каторги и ссылки, с деятелями культуры края - составная часть сибирских
декабристоведческих исследований. Его разработка необходима, прежде всего, для
более полного понимания круга, характера деятельности декабристов в ссылке, ее влияния
на общественное развитие края, на подъем уровня культуры, образования его
населения.
Тяжела была участь декабристов,
поселенных в Туруханске, особенно Николая Сергеевича Бобрищева-Пушкина,
прибывшего в Туруханск в 1827 г. Он и его брат Павел Сергеевич - члены Южного
общества принимали активное участие в сокрытии "Русской правды" -
самого радикального программного документа декабристов. Жестокость следствия,
тюрьмы, ссылки вызвали у Н.С. Бобрищева-Пушкина психическое расстройство,
которое особенно обострилось после пребывания его сначала в Троицком монастыре
в Туруханске, затем в Спасском монастыре в Енисейске. Только в 1831 году он был
переведен в Красноярск и помещен в больницу, где его состояние улучшилось. В
1833 г. в Красноярск после окончания срока каторжных работ приехал Павел
Сергеевич Бобрищев-Пушкин. Он снял квартиру в городе и взял брата.
В 1828 г. в Минусинск переведен из
Верхоянска Семен Григорьевич Краснокутский. Он был обер-прокурором Сената и в
тайное общество вошел из-за глубокого убеждения в необходимости ограничения
монархии и уничтожения крепостного права. Несмотря на тяжелую болезнь (паралич
ног), Краснокутский и в ссылке не утратил интереса к вопросам общественной
жизни. Будучи отличным знатоком государственного права, он постоянно оказывал
помощь людям разных сословий по правовым вопросам.
С 1833 года в Енисейске поселились
супруги Фонвизины Михаил Александрович и Наталья Дмитриевна. Михаил
Александрович Фонвизин - виднейший деятель декабристского движения, сохранивший
до конца дней твердость убеждений. В 1835 г. Фонвизины переселились в
Красноярск. Вокруг живущих в Красноярске декабристов сложился кружок
прогрессивно мыслящих чиновников. Фонвизин, продолжая изучать историю
освободительного движения в России, начал писать труд "Обозрение
проявлений политической жизни в России". В 1836 г. с освобождением
декабристов, осужденных по второму разряду, в Красноярск приехал Михаил
Фотиевич Митьков. После десятилетней каторги, с подорванным здоровьем, он
занимался метеорологическими наблюдениями. Подобной работой в Красноярске еще
никто не занимался. Митьков регулярно отмечал температуру воздуха, давление,
состояние звездного неба и т. д. Академик Купфер, неутомимо трудившийся над
развитием метеорологического дела в России, обработал и подготовил к печати
наблюдения Митькова. Труд декабриста был разослан всем метеорологическим и
астрономическим обсерваториям и естествоиспытателям.
Научную деятельность в губернии вел и
декабрист Александр Иванович Якубович, живший в 1841-1845 гг. в Енисейском
уезде, в селе Назимове. Наблюдения Якубовича были использованы академиком А.Ф.
Миддендорфом, который поместил их в книге "Путешествие на север и восток
Сибири" и, несмотря на запрещение, упомянул имя Якубовича в своем
исследовании.
В 1839 г., после тринадцати лет каторги
в Нерчинских рудниках и в Петровском Заводе, в Красноярск с семьей переселился
Василий Львович Давыдов. В.Л. Давыдов принадлежал к знатной, богатой и
культурной семье, оставившей заметный след в русской истории, военном
искусстве, литературе. Он был в родстве с героями войны 1812 г. генералом Н.Н.
Раевским, Денисом Давыдовым, с декабристами С.Н. Волконским и М.Ф. Орловым. В
его имении Каменка под Киевом собирались на совещания декабристы. В Каменке у
Давыдовых бывал А.С. Пушкин. Сам Василий Львович отличился как герой в
Бородинском сражении, будучи адъютантом Багратиона.
В.Л. Давыдов состоял в Союзе
Благоденствия, был одним из руководителей Южного общества. Хотя в восстании он
не принимал непосредственного участия, осужден был по первому разряду. Жена
его, Александра Ивановна, одной из первых последовала за мужем в Сибирь. Вскоре
после приезда Давыдовых в Красноярск из Каменки прибыл обоз со всем
необходимым, в том числе большой библиотекой. Квартира Давыдовых стала центром
культурной жизни города.
Заброшенные в дикий и суровый край,
принужденные по инструкции царя "снискивать пропитание собственными
трудами", ссыльные декабристы, естественно, должны были искать себе
занятия, которые не только до некоторой степени обеспечивали бы их материально,
но и давали возможность входить в общение с местным населением. Большинство
декабристов занялись хозяйственной деятельностью.
Михаил Матвеевич Спиридов, получив
пятнадцать десятин земли в окрестностях Красноярска, занялся хлебопашеством и
огородничеством. Его маленькое образцовое хозяйство служило школой для местных
крестьян, особенно широкой популярностью пользовался сорт картофеля, выведенный
декабристом и названный крестьянами "спиридовкой".
Декабрист Петр Иванович Фаленберг развел
табачные плантации в Шушенском. Своим примером и советом он помогал крестьянам
в ведении хозяйства. Поселенный там же Александр Филиппович Фролов старался
научить крестьян передовым агротехническим приемам, занимался столярным и
токарным делом, построил мельницу, оказывал населению медицинскую помощь.
Передовые, высокообразованные люди,
гуманисты, декабристы своей деятельностью будоражили патриархальный быт
тогдашних городов и сел, побуждали всех честных людей задумываться над
социальными вопросами, критически относиться к существующему порядку. Неустанно
пропагандируя прогрессивные идеалы, они многое сделали для формирования местной
интеллигенции.
Время, к сожалению, сохранило не все,
связанное с пребыванием декабристов на территории нашего края, тем более важно
сберечь все то, что осталось до наших дней.
В Красноярске, по ул. Мира, 67,
находится старинное здание - бывшее Общественное собрание. Построено оно в 1854
году по проекту единственного сибиряка-декабриста Гавриила Степановича
Батенькова. В Красноярском краевом краеведческом музее имеются некоторые личные
вещи, письма декабристов. В Енисейске, в бывших кельях Спасского мужского
монастыря, где содержался Н.С. Бобрищев-Пушкин, размещена музейная экспозиция,
рассказывающая о жизни декабристов в годы ссылки.
В г. Минусинске сохранились и находятся
на государственной охране дома Н.О. Мозгалевского и братьев Н.А. и А.А.
Крюковых.
Не всем декабристам после Манифеста 1856
г. удалось вернуться в Россию. Одиннадцать человек навсегда остались в
Енисейской земле. На могилах декабристов в советское время сооружены памятники.
В г. Назарове главная улица носит имя
декабриста А. П. Арбузова, в память о декабристах, живших в Красноярске, одна
из улиц названа улицей Декабристов.
Во всех краеведческих музеях края
имеются разделы экспозиций, посвященные пребыванию и деятельности декабристов в
период ссылки.
После восстания декабристов прошло 160
лет. Но в памяти народной навечно остается благородный подвиг декабристов -
первенцев свободы.
Общественные
кружки 30-40-х годов в Сибири
Одним из важных итогов пребывания
декабристов в Сибири было создание программы подъема ее производительных сил и
культурного уровня. Заслуживает внимания деятельность декабристов по воплощению
этой программы. Следует отметить, что ее создание началось несколько лет спустя
после значительного в истории Сибири события - проведение реформы М.М.
Сперанского (1812-1822).
Помимо экономических и социальных
последствий, реформа дала толчок к развитию общественного сознания сибиряков,
одним из проявления которого, было в частности создание кружка красноярской
интеллигенции, сложившегося вокруг первого енисейского губернатора А.П.
Степанова (1823-1831).
А.П. Степанов известен как человек,
проводивший в жизнь реформы М.М. Сперанского. Он стремился к распространению
просвещения в крае, был близок с рядом декабристов, поселенных в Сибири,
выступал как писатель, краевед. С ним на службу в новый губернский город
прибыли чиновники из Европейской России и из сибирских городов.
В 1823 году было создано общество
"Беседы о Енисейском крае", ставившее задачи исторического,
географического, этнографического и экономического изучения края. Переписка с
учреждениями Министерства народного просвещения, а также выявленный круг
краеведческих произведений красноярцев, посвященных Сибири, позволяет считать,
что общество "Беседы о Енисейском крае" действовало на протяжении
нескольких лет. К наиболее крупным произведениям красноярцев, хорошо известным
историкам, этнографам и литературоведам, принадлежат "Письма о Восточной
Сибири" А.И. Мартоса (М., 1827), "Записки о Енисейской губернии
Восточной Сибири 1831 г." И. Пестова (М., 1833), "Енисейская
губерния" А.П. Степанова (СПб., 1835).
Имеются некоторые отрывочные сведения о
том, что декабристы читали произведения красноярских писателей. Так Ф.П.
Шаховской, будучи в ссылке в Туруханске, просил жену выслать ему "Письма о
Восточной Сибири" Мартоса, с такой же просьбой обращался к жене А.Е.
Розен. На сочинения И. Пестова ссылается декабрист А.Е. Розен в письме к М.А
Фонвизину, сравнивая климат Нерчинска и Енисейска. "Описание Енисейской
губернии" значится в числе книг, полученных в 1836 году братьями Крюковыми
в Енисейске и Муравьевыми в Урике. Приведенные данные свидетельствуют об
интересе декабристов к краеведческим работам сибиряков.
Члены красноярского кружка поддерживали
отношения с декабристами, сосланными в Сибирь. В круг общих интересов,
связывавших их, входили вопросы изучения и развития производительных сил края.
Так, декабрист Ф.П. Шаховской, сосланный на поселение в Туруханск, а затем в
Енисейск, занимался различного рода сельскохозяйственными экспериментами и
наблюдениями над способами ведения сельского хозяйства сибирскими крестьянами.
Губернатор А.П. Степанов был в курсе его работы. Ф.П. Шаховской подробно
излагал меры по улучшению хлебопашества в Енисейском округе, для их
осуществления он считал необходимым "основать опытную ферму или хутор для
введения всех усовершенствований землепашества, образцов строений и разных
заведений экономических". Представление губернатора о помощи декабристу
начинается с фразы, прямо заимствованной из письма: "… От 17 октября
преступник Шаховской отвечал, что не отчаивается заведением хлебопашества по
новой системе севооборотов и травосеяния подать полезные примеры жителям, у
которых хлебопашество находится еще в большом младенчестве".
Письмо декабриста С.И. Кривцова,
поселенного в Минусинском округе, губернатору А.П. Степанову - один из
документов, отражающих складывание декабристской программы развития
производительных сил Сибири. Письмо было написано в ответ на просьбу
губернатора провести анализ почв Минусинского округа. Оно свидетельствует о
том, что губернатор был знаком с кругом декабристских идей по развитию
производительных сил Сибири и стремился использовать знания декабристов для
изучения края. Кривцов писал: "Придет время, когда с народонаселением
проникнет и в сии теперь безлюдные, но богатые пустыни все согревающий луч
просвещения. Тогда климат, теперь суровый, смягчится, пустыни превратятся в
плодородные нивы, и там, где дикий татарин на столь же диком коне своем мчится
за сохатым, на том самом месте, образованный и довольный селянин будет плугом
раздирать плодотворные перси всеобщей наши матери. Тогда сей край, богатый
плодоносными полями, тучными пожитиями, прекрасными лесами, судоходными и
рыбными реками, станет на ряду с благословеннейшими в мире".
С.И. Кривцов считал необходимым
увеличение народонаселения в Сибири как условие развития промышленности в крае,
однако не оговаривал времени и способа заселения. Увеличение народонаселения
развитие промышленности он рассматривал как предпосылки для развития
производительных сил в сельском хозяйстве. Эти мысли сходны с точкой зрения
А.П. Степанова, высказанной им в "Енисейской губернии".
Если письмо С.И. Кривцова в самой общей
форме выражало некоторые черты декабристской программы, то Ф.П. Шаховской
пытался предпринять конкретные шаги по ее осуществлению. Переписка А.П.
Степанова с декабристами свидетельствует о том, что среди сибиряков были люди,
которых интересовали как конкретные хозяйственные опыты, так и теоретическое
осмысление проблем социального и экономического развития Сибири.
Декабристы знакомились с сибирскими
проблемами. В том числе и на основании изучения литературы о Сибири,
создаваемой сибиряками. В свою очередь сибиряки проявляли активный интерес к
развитию декабристской мысли. Результатом такого обмена можно считать наличие
общих черт во взглядах сибиряков на особенности социального и экономического
развития Сибири.
В 30-х годах в Нерчинске был уже вполне
сложившийся кружок передовой молодежи. Его составляли учителя И.И. Голубцов,
В.И. Седаков, Н.Н. Попов, В.П. Паршин, А.А. Мордвинов, сын чиновника Н.И.
Бобылев, преподаватели духовного училища Стуков и Боголюбский, молодой купец
М.А. Зензинов и другие. Они интересовались историей края, работали в местном
архиве, записывали предания стариков, образцы устного творчества бурят,
собирали разнообразные естественно-научные коллекции, устраивая с этой целью
дальние экскурсии и даже своего рода экспедиции.
Результатом этих занятий были
"литературные опыты" на местные этнографические и бытовые темы, а
также статьи и заметки о природе и истории края. К сожалению, биографические
сведения о перечисленных деятелях культуры, особенно первой половины XIX,
несмотря на тщательные и длительные разыскания, страдают отрывочностью и
неполнотой.
В 30-40-х годах во многих культурных
начинаниях нерчинцев нельзя не заметить известного влияния, а иногда прямого
воздействия сосланных в Забайкалье декабристов. Местная молодежь чутко
прислушивалась к их словам.
И.И. Голубцов родился в 1794 году,
образование получил в Иркутской гимназии и некоторое время работал помощником
губернского землемера А.С. Лосева - автора краеведческих сочинений о Восточной
Сибири. С 1816 года Голубцов состоял учителем в Нерчинском уездном училище.
Рано начал заниматься литературной работой, в частности переводами с немецкого;
Голубцов принимал деятельное участие в литературных беседах и вечерах при
училище.
В опубликованным им по приезде в
Нерчинск (из Иркутска) "Описании некоторых мест Нерчинского уезда"
Голубцов довольно мрачно охарактеризовал быт местных жителей. Однако он находил
и похвальные качества: гостеприимство, сострадательность, трудолюбие и
бережливость; на ряду с "несносными пороками: хвастовством, непостоянством,
желанием блистать чем-нибудь наружным, закоренелой любовью к старине и
отвращением ко всему новому…".
В конце 30-х годов Голубцов состоял
смотрителем училища в Иркутске. Здесь он примыкал к кружку передовых людей,
связанных с декабристами. Его привлекали в 1841 году последствия о
распространении сочинения декабриста М.С. Лунина "Взгляд на тайное
общество". Дальнейшая судьба Голубцова неизвестна. Сын его Константин был
нерчинским учителем в конце 40-х годов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|