Реферат: Декабристы в Сибири
Видным нерчинским краеведом 30-х годов
был К.К. Стуков (1800-1883) - преподаватель древних языков в духовном училище.
Он отличался "крепкой независимостью характера, бунтарством" и среди
преподавателей училища выдавался своими нравственными и умственными качествами.
Декабристы были его главными воспитателями;
с их помощью ему удалось овладеть польским, немецким, французским языками. В
Нерчинске Стуков прожил почти десять лет, занимаясь, кроме преподавания,
этнографией бурят и другими вопросами краеведения. Он сотрудничал также в
столичных и сибирских изданиях, публикуя интересные заметки по Забайкалью.
В Нерчинском уездном училище историю и
географию преподавал А.А. Мордвинов (1813-1869). Вскоре после окончания
Иркутской гимназии Мордвинов приехал в родной город и прожил здесь до 1846
года, успешно занимаясь историей края, этнографией бурят и тунгусов, и
литературным творчеством.
Мордвинов переписывался с некоторыми из
декабристов и пересылал им книги. А собрания художественной литературы,
принадлежавшие Мордвинову, мало уступала тому, что было в известной тогда
декабристам здешней библиотеке Юренских.
С 1841 года у Мордвинова завязалась
дружеская переписка с декабристом В.К. Кюхельбекером, жившем в Акше. Поводом
для начала переписки послужил интерес Кюхельбекера к новым журналам и книгам.
Мордвинов обращался нему вполне по-дружески. Кюхельбекер с большой теплотой
относился к своему нерчинскому другу и посвятил ему послание.
Мордвинов переписывался также с Д.И.
Завалишиным. В одном из писем этот декабрист "увещевал молодых людей не
поддаваться пустой и разгульной жизни, обычной тогда в Сибири, и в особенности
в Нерчинске".
После Нерчинска Мордвинов служил в
Енисейске и Иркутске, а 1862 года в Чите в должности вице-губернатора. В
сентябре 1869 года он покончил жизнь самоубийством. Причиной этому были обнаруженные
ревизией "послабления", которые Мордвинов оказывал ссыльным.
В Нерчинске и Иркутске Мордвинов
пользовался большим авторитетом как знаток Восточной Сибири и широко
образованный человек. Статьи по этнографии бурят и тунгусов, по истории
Забайкалья публиковались Мордвиновым в "Отечественных записках",
"Современнике", "Москвитянине" и других.
С середины 30-х годов разностороннюю
литературно-краеведческую работу в Нерчинске начал М.А. Зензинов - один из
выдающихся знатоков и исследователей Забайкалья.
Основные его интересы сосредоточились на
ботанике и медицине. Не получив достаточной школьной подготовки, Зензинов
страстно стремился к знаниям, книгам. Всю жизнь его особенно угнетало слабое
знание грамматики.
Развитию Зензинова в немалой степени способствовали
дружеские связи с Мордвиновым, Н. Поповым и другими членами нерчинского кружка.
Во время поездки в "сибирский Гамбург" - Кяхту Зензинов встречался
там с А.И. Орловым - другом декабристов, с известным знатоком Китая Н.Я.
Бичуриным и другими.Ему неоднократно приходилось встречаться и с декабристами
(в Селенгинске, по пути в Кяхту - с братьями Бестужевыми, в Чите - с Д.И.
Завалишиным, в Петровском Заводе - с М.А. Бестужевым и И.И. Горбачевским).
Библиотека Зензинова, на которую он
тратил последние деньги, была весьма богата научными сочинениями; среди них
были книги полученные от декабристов. Он много хлопотал о разрешении приобрести
библиотеку умершего декабрист М.С. Лунина и очень сожалел, когда в этом было
отказано. Интересуясь ботаникой, Зензинов переписывался с виднейшими
естествоиспытателями России, собирал разнообразные коллекции, вел
агрономические опыты, сажал в Нерчинске волжские дубы, занимался изучением
народной медицины и даже лечебной практикой. Зензинов свободно владел бурятской
и тунгусской речью и некоторыми туземными диалектами, и поэтому у него было
немало знакомых среди разноплеменного населения Даурии. Почти все свои
публикации он посвящал Сибири.
К началу 50-х годов Зензинов стал одним
из самых авторитетных краеведов Забайкалья.
Дневник М.А. Зензинова за 1851 год полон
тревожными записями о судьбах Нерчинска. Вопрос тогда шел о том, где быть
центру края: в старом городе Нерчинске или волостном селе Чита. Удар Нерчинску
был нанесен в октябре 1851 года, когда Читу назвали городом и сделали центром
новой Забайкальской области. Все хорошо знали, что это решение правительства,
принято по представлению Н.Н. Муравьева, подсказано было Муравьеву декабристом
Д.И. Завалишиным, жившим на поселении в Чите. Неудивительно, что многие нерчинцы
стали считать Завалишина своим врагом. Они даже злорадствовали, когда Муравьев
сменил милость на гнев и выслал Завалишина из Читы в Казань.
Зензинов хорошо знал край, его ресурсы.
Еще в 60-е годы он утверждал, что в Забайкалье есть уголь. Дети Зензинова в
конце 60-х годов жили в Москве. Сын его М.М. Зензинов издал известный сборник
"Декабристы, 86 портретов".
Вопрос о непосредственном влиянии
декабристов на их ближайшее окружение в годы сибирской ссылки рассматривался
многими исследователями. Однако влияние декабристов на сибирское общество не
ограничивалось только периодам пребывания их в Сибири. Те из сибиряков, которые
восприняли основные идеи декабристов, продолжали активную общественную
деятельность, начатую "лучшими из дворян". В этом плане представляется
важным выявить контакты декабристов с их сибирскими друзьями и воспитанниками
после отъезда ссыльных из Сибири, изучить роль их воспитанников в общественной
жизни края.
В конце 50-х годов XIX
века в Иркутске образовался кружок передовой молодежи, в который входили и
ученики декабристов братья Белоголовые. Его участники были близки остававшимся
в Сибири декабристам В.Ф. Раевскому, Д.И. Завалишину и политическим ссыльным
следующего поколения - петрашевцам. Исследователи, занимающиеся проблемами политической
ссылки в Сибири (С.Ф. Коваль, В.Г. Карцов, А.В. Дулов), рассматривали в своих
работах деятельность этого кружка.
Нравственное и идейное влияние
декабристов во многом определило жизненные позиции братьев Белоголовых. Об этом
свидетельствует и их деятельность в кружке передовой молодежи Иркутска,
образовавшемся в конце 1850-х годов.
Анализ эпистолярного наследия Н.А.
Белоголового позволяет по-новому взглянуть на этот кружок, поскольку, как
выяснилось, он имел организационное оформление, а возможно, и определенную
программу.
Н.А. Белоголовый неоднократно называет
кружок "Обществом Зеленых нолей" или "0ЗП", придавая слову
"зеленый" символический смысл (зеленый цвет - цвет надежды,
молодости).
Членами "ОЗП", по-видимому,
были купцы А.А. Белоголовый, И.И. Пиленков, публицист М.В. Загоскин, учителя
Ф.К. Геек, П.И. Полынцев, Н.П. Косыгин, А.А. Никонов, И.О. Катаев, чиновники
А.П. Юрьев, В.П. Калинин, Д.А. Макаров.
Более сложен вопрос о характере и
направлении деятельности кружка. Известно то огромное внимание, которое уделяли
декабристы в сибирский период просвещению народа, видя в этом средство
приобщения его к сознательной революционной борьбе. Мы не можем утверждать, что
и кружок Белоголовых ставил такие же цели, но четкая просветительская линия в
его деятельности прослеживается. Вслед за декабристами кружок вел борьбу за
развитие просвещения в Сибири, против произвола администрации, за подъем
благосостояния народных масс. В действиях членов кружка мы видим попытки
создать общественное мнение, влиять на сибирскую общественность - и в этом они
тоже идут по пути, проложенному декабристами.
Члены ОЗП совместно с остававшимися в
Сибири декабристами, ссыльными петрашевцами и другими общественными деятелями
Иркутска были инициаторами и участниками многих прогрессивных начинаний. Именно
в кружке впервые (еще в 1857 г.) родилась мысль об издании частной газеты в
Иркутске. Впоследствии М.В. Загоскин (редактор "Амура"), А.А.
Белоголовый и И.И. Пиленков (его издатели) вместе с петрашевцами осуществили эту
идею. В "Амуре" и "Иркутских губернских ведомостях"
печатались статьи участников кружка М.В. Загоскина, А.П. Юрьева и др.
Члены кружка вели борьбу за создание
женской гимназии и Сибирского университета, открытие воскресных школ. Так,
Балаганский земский исправник В.П. Калинин способствовал открытию воскресных
школ и приходских училищ в уезде. Учителя Ф.К. Геек, Н.П. Косыгин и П.И.
Полынцев открыли в Иркутске частный пансион, в котором, как некогда в
знаменитой казематской школе декабристов в Петровском Заводе, кроме
общеобразовательных предметов обучали и ремеслам.
Иркутский кружок был связан с лондонским
революционным центром через воспитанника декабристов Н.А. Белоголового. Хотя
эти контакты хранились в тайне, о них стало известно администрации, на II.А.
Белоголового как на корреспондента А. И. Герцена из Иркутска был отправлен
донос в Третье отделение, в результате чего над ним был установлен надзор. К
числу подозрительных лиц был причислен и А.А. Белоголовый.
Несмотря на свою
"неблагонадежность" в глазах властей, Белоголовым и членам их кружка
удалось добиться многого в сплочении передовых сил сибирской общественности.
Сам Н.А. Белоголовый был одним из организаторов и активных участников создания
Общества врачей Восточной Сибири. Его друзья Ф.К. Геек, Н.П. Косыгин и П.И.
Полынцев выступают с инициативой объединения учителей города и даже организуют
в своем пансионе учительские собрания, на которых обсуждают проблемы
"священного дела воспитания и образования".
С этой же целью была использована и
подготовка к проведению городской реформы. В 1862 году Н.А. Белоголовый пишет
из-за границы: "По всем городам начнутся теперь совещания о переделке
градских дум... наступило время действовать... Мне кажется, теперь надо, прежде
всего, формироваться в дружную большую партию, осмыслить хорошенько свои
желания и для этого - сбираться почаще кружком - и затем выступить на общем
совещании дружно и массой с самой широкой программой о полной самостоятельности
думы и ограничении власти центральной".
Именно такие требования были выдвинуты
членами кружка А.А. Белоголовым и М.В. Загоскиным, избранными депутатами
Иркутской Комиссии по подготовке нового городского уложения. Однако провести
через комиссию свое предложение по вопросу о реформе городских учреждений им не
удалось, поэтому А.А. Белоголовый и М. В, Загоскин выступили с особым мнением,
в котором доказывали, что по предлагаемой правительством и одобренной
большинством Комиссии программе вся власть в городе и в Думе окажется в руках
группы влиятельных лиц, которые и будут бесконтрольно распоряжаться делами
города. "Какое же средство имеет общество остановить действия этих лиц,
когда они примут характер вредный для общества? Никакого. У нас нет для этого
ни достаточно развитого общественного мнения, ни печатной гласности. Остается один
путь административный, как показывает опыт, путь малонадежный". А.А.
Белоголовый и М.В. Загоскин предложили заменить городскую Думу общим собранием
граждан города, в котором решающую роль играло бы мнение наиболее
многочисленного сословия - мещан и цеховых, что, как они считали, было бы более
справедливо, чем выборы равного числа гласных от каждого сословия.
По другим поставленным ими вопросам
удалось добиться большего. Иркутская Комиссия потребовала самостоятельности
городской Думы и независимости ее от администрации, резко высказавшись против
существовавшей системы мелочной опеки над городским обществом, выступила против
имущественного ценза и заявила, что "основанием для выбора... должны быть
умственные и нравственные качества избираемых.", а также предложила
оплачивать службу по выборам необеспеченных чиновников и мещан.
На примере деятельности иркутского
кружка Белоголовых, таким образом, мы видим отдаленные результаты влияния
декабристов, живую связь поколений. Участие воспитанников декабристов в
общественной жизни Сибири еще раз подтверждает то, что дело декабристов не
пропало. И в далекой Сибири, в ссылке и изгнании они продолжали свою борьбу,
способствуя пробуждению разночинцев, формированию оппозиционных элементов
русского общества.
Борьба декабристов
с административным произволом
Наряду с борьбой за светлое будущее
Сибири путем распространения просвещения, образования, изучения ее и знакомства
с нею, передовых людей, декабристы считали своим долгом вести всеми имеющимися
у них средствами борьбу с основным злом сибирской действительности, - если
можно так сказать, "сатрапской" формой управления и всеми вытекающими
отсюда последствиями: системой собирательства и т.д.
В этом отношении своей полезной
деятельностью особенно выделились декабристы В. Штейнгель, Пущин, Завалишин и
находившиеся на службе в Сибири: Бригген, Свистунов, Семенов, Басаргин и
другие.
Еще в Петровском каземате Штейнгель
написал очерк "Сибирские сатрапы", в котором дал ядовитую критику
управления в конце XVIII и начале XIX
веков. Памфлет Штейнгеля в действительности направлен был против современной
ему системы управления Сибирью. Такую же борьбу в роли заседателя Курганского
окружного суда проводил А.Ф. Бригген.
Описывая злоупотребления местных властей
и взяточничество, вскрывшееся в деле об убийстве крестьянина Власова, Бригген
говорил: "...где кроме Западной Сибири можно видеть, что Главное
Начальство вместо того, чтобы открыть преступление и защитить невинного всеми
силами упорствовало, чтобы преступление не было открыто, и мало этого, еще
нападает с особенным озлоблением (вероятно, хорошо заплачено) на целое
присутственное место".
Известно, что за интересы угнетенных
боролись П.Н. Свистунов, Семенов, деятельность которых И.И. Пущин считал
"чрезвычайно полезной" в борьбе со злоупотреблениями и в защите
населения от произвола местных властей.
Вопиющие злоупотребления местных
чиновников и властей, усугублявшие и без того нелегкое положение населения
Сибири, подсказывали Якушкину необходимость для школьного пользования, по словам
М.С. Знаменского, "...собрать все статьи закона, касающиеся до
крестьянского быта, написать все его обязанности и сколько с крестьянина идет
подати и куда идет". Эту работу решили поручить Пущину, бывшему юристу.
Это мероприятие, видимо, не было осуществлено, но характерна и показательна
сама идея составления популярного сборника законов для народа с целью
ограждения его от произвола чиновников.
В Чите на защиту интересов населения
выступил Д.И. Завалишин. Деятельность Завалишина не ограничивалась узкими
рамками заступничества за местное население от произвола властей и раскрытия
злоупотреблений мелких чиновников. В отличие от других декабристов он перешел к
широкой критике "сатрапской" формы управления Сибирью.
В деятельности Завалишина в это время значительное
место занимала идея исправления нравов, борьба за водворение справедливости,
против произвола, всевозможных злоупотреблений властью, взяточничества.
В своих воспоминаниях, статьях и письмах
Завалишин подробно писал о том, что был истинным заступником простого народа,
что к нему за помощью и советом шли крестьяне, казаки, вдовы и буряты. Он
выслушивал их и, опираясь на законы, словом и делом, не страшась вызвать
недовольство чиновников, требовал восстановления справедливости.
Присутствие декабристов в селах и
деревнях, удаленных от ока центральной власти, было уздой для сельского
начальства.
Вот как говорит о Бечасном крестьянин
Яровенко: "Если какая необходимость - попросишь, всегда выручит. Вступался
за крестьян перед главным начальством, в обиду не давал, здешних отстаивал;
кого нужно, всегда просил за крестьян".
Близость декабристов к крестьянам была
не на руку старшинам, писарям и прочему сельскому начальству, с
злоупотреблениями которых боролись декабристы. Отстаивая крестьян в пору, все нивелировавшего
Николаевского режима, они способствовали росту их гражданского развития и
сознанию человеческого достоинства.
Следовательно, декабристы наряду с
просветительством немалое место в своей практической деятельности отводили
борьбе с административным произволом, несправедливым судом, грабежом местного
населения различного рода чиновниками и купцами. И эту деятельность декабристов
нельзя сбрасывать со счета и умалять, как это делает В.Н. Соколов к своей книге
"Декабристы в Сибири".
Общеизвестно, что административный
произвол в Сибири являлся не менее тяжелым бременем для населения Сибири, чем
помещичий произвол для крестьянства Европейской России. И борьба против него
так же, как и против крепостного права, имела большой политический смысл. Вскрывая
злоупотребления суда, произвол местных властей от мелких чиновников до
генерал-губернаторов, декабристы тем самым уже показывали местному населению и
передовым людям России несостоятельность и гнилость системы управления Сибирью,
неспособность русского самодержавия обеспечить благоденствие и безопасность
населения столь богатой окраины России. Даже в тех случаях, когда борьба
декабристов на этом поприще ограничивалась простым заступничеством за интересы
трудящихся, не переходя к широкой критике всей системы управления Сибирью и
Россией, как это имело место в деятельности Бриггена, Семенова, и даже И.И.
Пущина, то и она не проходила бесследно. Она воспитывала массы в духе недоверия
к местным властям, а в конечном счете, к царскому правительству и в целом подрывала
систему крепостничества и самодержавия в России и Сибири.
Декабристы и сибирская буржуазия
Вопросу о взаимоотношениях декабристов с
различными слоями населения Сибири, их влиянии на местную общественную жизнь
посвящена обширная литература.
При этом наиболее определенные сведения
мы имеем о влиянии декабристов на трудовое население Сибири, на интеллигенцию,
на местные народы. Гораздо в меньшей степени изучена проблема взаимоотношений
декабристов с сибирской буржуазией. Эта тема растворялась в общей литературе о
декабристах, что было в какой-то мере закономерно, вследствие мало изученности
истории сибирской буржуазии вообще, а также классовой неоформленности ее в то
время.
Само по себе решение этой проблемы имеет
немаловажное значение для выяснения характера деятельности декабристов в
сибирский период их жизни, той роли, которую они сыграли в деле развития
общественной активности разночинцев Сибири. Этот вопрос представляет интерес и
в связи с разрешением проблем эволюции самой сибирской буржуазии, раскрытием ее
политического облика. В целом дружественные отношения декабристов с
нарождающейся буржуазией Сибири, как впрочем, и со всем населением, является
несомненным фактом.
Декабристы в сибирский период жизни
объективно были заинтересованы в установлении контактов с обществом. В качестве
посредников в налаживании этих связей выступали их родственники и сибирские
друзья среди купцов. Известны купцы, которые были настоящими друзьями и
учениками декабристов, также как Н.Н. Пестеров, Н.А. Белоголовый, Б.В.
Белоозеров и другие. К ним же следует отнести и кяхтинского купца А.М.
Лушникова.
Надо сказать, что взаимоотношения
декабристов и Лушникова не являлись чем-то исключительным, иначе они не
представляли бы никакого интереса. Если говорить о декабристах, то только Лунин
и Выгодовский продолжали вести в Сибири революционную пропаганду. Остальные же
занялись просветительской и хозяйственной деятельностью. Если говорить о
представителях буржуазии, то среди них мы найдем немало людей, могущих назвать
себя учениками декабристов. Это, например, друг И.И. Горбачевского - Б.В.
Белоозеров, ученик А.П. Юшневского - Н.А. Белоголовый. Другой пример -
верхнеудинский купец Г.А. Шевелев.
Изучение отношений декабристов и
сибиряков вписывается в рамки более широкой проблемы о влиянии декабристов на
своих учеников и последователей не только в сибирский период, но и после
возвращения из Сибири. Многие сибиряки, активно участвовавшие в общественном
подъеме периода первой революционной ситуации, в свое время восприняли основные
убеждения декабристов. Их деятельность, в какой-то степени, - тоже проявление
влияния декабристов. И в этом плане важно выявить контакты декабристов с их
старыми друзьями и учениками.
Изучением деятельности Н.А. Белоголового
- известного общественного деятеля и литератора, активного члена, а может быть,
и руководителя иркутского кружка - занимался старейший сибирский историк Б.Г.
Кубалов. Он первым ввел в научный оборот материалы фонда Н.А. Белоголового,
хранящиеся в Рукописном отделе Государственной библиотеки им. В.И. Ленина (РО
ГБЛ), "обратив внимание на их исключительное богатство.
Заключение
Вся деятельность ссыльных декабристов в Сибири была
направлена на ускорение социально – экономического, общественно – политического
и культурного развития края. В письмах, сочинениях, в практической
деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы
современной им эпохи – вопросы развития народного образования, здравоохранения,
подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных
пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения
передовых приемов хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири.
Они мечтали о создании благоприятных условий для развития этих народностей.
Особенно ценна для нас деятельность декабристов, направленная на пробуждение
общественного сознания сибиряков. Здесь и участие в рукописных и печатных
изданиях края, распространение и пропаганда вольных изданий А.И. Герцена,
участие в них, публицистические выступления.
Декабристы всегда считали Сибирь неотделимой частью
России. В своих суждениях о далекой восточной окраине они опирались на
распространенное тогда в русском обществе представление о Сибири как суровом
крае изгнания, население которого находится на чрезвычайно низком уровне
экономического, культурного и нравственного развития. Поэтому в качестве
основных программных задач по отношению к Сибири декабристы выдвинули
демократизацию управления, подъем экономического благосостояния «восточных сибирских
народов» и способствование «к смягчению суровых нравов и введению просвещения и
образованности».
Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение
обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Все было
рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой
культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и
литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены
на«нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было
осуществиться.
Просветительство явилось той основой, которая
объединяла как умеренно настроенную часть участников движения, так и
революционную. Оно и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм как
единое и цельное течение и в конечном счете определило его место в общественно
– политическом движении страны.
Следует заметить, что просветительство сибирского
периода не было простым повторением идей программы «Союза благоденствия». В
сибирский период декабристы пришли к мысли, что движение должны осуществлять
просвещенные массы во главе с армией под руководством тайного общества. Таким
образом, это было просветительство с ориентацией на более широкие социальные
слои.
Важнейшими чертами педагогической практики
декабристов в Сибири была комплексность обучения грамоте и ремеслам, применение
методики взаимного обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в
зависимости от его способностей и успехов. Обучение в школах декабристов было
по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской
церковно- приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная
история.
Декабристы считали, что в улучшении благосостояния
народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд,
поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.
Введя новые приемы и методы обучения, декабристы
значительно расширили уровень общеобразовательной подготовки учащихся по
сравнению с правительственными школами. В программах и педагогической практике
школ декабристов большое внимание уделялось предметам естественнонаучного
цикла, всемерному внедрению наглядности, использованию местного материала.
Многое из того, что вводили в своей
учебно-воспитательной работе декабристы, нашло отражение и дальнейшее развитие
в советской, а затем и российской педагогической практики.
Декабристы воспитывали своих учеников в духе
гражданственности и патриотизма, любви к Родине и к родному краю, терпимости и
уважения к другим народам, видя в них людей, которым предстоит преобразовать
общество на более справедливых началах.
Они первыми приступили к созданию публичных
библиотек и библиотек при начальных училищах, где их ранее не существовало.
Открыв женские школы на территории Сибири, они
фактически первыми в России положили начало вовлечению женщин в сферу
умственного труда.
Вся их деятельность была посвящена будущим социально
– экономическим, политическим и культурным преобразованиям общества, независимо
от того, касалось ли это врачебной помощи местному населению, или шла речь о
пропаганде музыки, живописи и т.п.
Декабристы сделали бы значительно больше для
развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не
противодействовали представители царских властей. Но и то, что им удалось, дает
основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в
культурной жизни края.
Список
использованной литературы
1.
Бестужев Н.А. Статьи и письма. М.,1988 г.
2.
Декабристы: Биографический справочник. М., Наука 1988 г.
3.
Декабристы и Сибирь. Новосибирск, Наука 1977 г.
4.
Нечкина М.В. Декабристы. М.: Наука 1982 г.
5.
Окунь С.Б. Ссыльные декабристы в Сибири. Л., ЛГУ, 1985 г.
6.
Поджио А.В. Записки декабриста. М. 1980 г.
|