рефераты бесплатно

МЕНЮ


Сочинение: История средних веков

Причиной войны стала великодержавная политика Габсбургов и стремление папства и католических кругов реставрировать власть Римской церкви в той части Германии, где в первой половине XVI в. победила Реформация.

Неустойчивое равновесие, установившееся после Аугсбургского религиозного мира 1555, зафиксировавшего раскол Германии по религиозному принципу, в 1580-х оказалось под угрозой: в 1582 папа Григорий XIII (1572–1585) и император Рудольф II Габсбург (1576–1611) силой помешали секуляризации архиепископства Майнцского, одного из семи курфюршеств Германской империи; в 1586 протестанты были изгнаны из епископства Вюрцбургского, а в 1588 – из архиепископства Зальцбургского. В самом конце XVI – начале XVII в. давление католиков на протестантов усилилось: в 1596 эрцгерцог Фердинанд Габсбург, правитель Штирии, Каринтии и Крайны, запретил своим подданным исповедовать лютеранство и разрушил все лютеранские храмы; в 1606 герцог Максимилиан Баварский занял протестантский город Донауверт и превратил его церкви в католические. Это заставило протестантских князей Германии создать в 1608 для «защиты религиозного мира» Евангелическую унию во главе с курфюрстом Фридрихом IV Пфальцским; их поддержал французский король Генрих IV. В ответ в 1609 Максимилиан Баварский образовал Католическую лигу, вступив в союз с главными духовными князьями Империи.

В 1609 Габсбурги, воспользовавшись спором двух протестантских князей (курфюрста Бранденбурга и пфальцграфа Нейбургского) за наследование герцогств Юлих, Клеве и Берг, попытались установить контроль над этими стратегически важными землями на северо-западе Германии. В конфликт вмешались Голландия, Франция и Испания. Однако, убийство в 1610 Генриха IV предотвратило войну. Конфликт был урегулирован Ксантенским соглашением 1614 о разделе Юлих-Клевского наследства.

Весной 1618 в Богемии вспыхнуло восстание против власти Габсбургов, вызванное уничтожением нескольких протестантских церквей и нарушением местных вольностей; 23 мая 1618 горожане Праги выбросили трех представителей императора Матвея (1611–1619) из окон Пражского града (Дефенестрация). К восставшей Богемии примкнули Моравия, Силезия и Лузация. Это событие положило начало Тридцатилетней войне, которая прошла четыре этапа: чешский, датский, шведский и франко-шведский.

Чешский период (1618–1623). Император Матвей Габсбург (1612–1619) попытался достичь мирного соглашения с чехами, но переговоры были прерваны после его смерти в марте 1619 и избрания на германский престол непримиримого врага протестантов эрцгерцога Фердинанда Штирийского (Фердинанда II). Чехи заключили союз с трансильванским князем Бетленом Габором; его отряды вторглись в австрийскую Венгрию. В мае 1619 чешские войска под командованием графа Матвея Турна вступили в Австрию и осадили Вену, резиденцию Фердинанада II, но были вскоре из-за вторжению в Богемию имперского генерала Букуа. На Генеральном ландтаге в Праге в августе 1619 представители восставших областей отказались признать Фердинанда II своим королем и избрали на его место главу Унии курфюрста Фридриха V Пфальцского. Однако к концу 1619 ситуация стала складываться в пользу императора, который получил крупные субсидии от папы и военную помощь от Филиппа III Испанского. В октябре 1619 он заключил соглашение о совместных действиях против чехов с главой Католической лигой  Максимилианом Баварским, а в марте 1620 – с курфюрстом Иоганном-Георгом Саксонским, крупнейшим протестантским князем Германии. Саксонцы оккупировали Силезию и Лузацию, испанские войска вторглись в Верхний Пфальц. Воспользовавшись разногласиями внутри Унии, Габсбурги добились от нее обязательства не оказывать помощи чехам. В начале сентября 1620 объединенная армия императора (имперцы) и Лиги (лигисты) под командованием Тилли начала наступление в Богемии и 8 ноября у Белой горы под Прагой наголову разгромила войска Фридриха V; восстание было подавлено. Фридрих V бежал в Голландию, Уния фактически распалась, а Бетлен Габор в январе 1622 заключил мир с Фердинандом II в Никольсбурге. Единственным союзником Фридриха V в Германии остался маркграф Георг-Фридрих Баден-Дурлахский; однако благодаря финансовой помощи голландского правительства Фридрих V смог привлечь на свою сторону двух крупнейших наемных полководцев Германии – Кристиана Брауншвейгского и Эрнста фон Мансфельда. 16 апреля 1622 Мансфельд разбил Тилли при Вислохе и соединился с маркграфом Баденским. Но, получив подкрепление от испанцев, Тилли разгромил своих противников 6 мая 1622 у Вимпфена и 22 июня у Хехста, а затем захватил Нижний Пфальц. 29 августа 1622 он нанес поражение Мансфельду и Кристиану Брауншвейгскому под Флерюсом и вытеснил их в Голландию. В феврале 1623 Фердинанд II лишил Фридриха V курфюршеского достоинства и части его владений (Верхний Пфальц), которые были переданы (пожизненно) Максимилиану Баварскому. В 1623 Фридрих V потерпел еще одно фиаско: Тилли сорвал вторжение Кристиана Брауншвейгского в Северную Германию, разбив его 9 августа 1623 при Штадтлоне.

Датский период (1625–1629). Попытка Габсбургов утвердиться в Вестфалии и Нижней Саксонии и провести там католическую реставрацию угрожала интересам протестантских государств Северной Европы – Дании и Швеции. Весной 1625 Кристиан IV Датский, поддержанный Англией и Голландией, начал военные действия против императора. Вместе с войсками Мансфельда и Кристиана Брауншвейгского датчане предприняли наступление в бассейне Эльбы. Для его отражения Фердинанд II предоставил чрезвычайные полномочия новому главнокомандующему чешскому дворянину-католику Альбрехту Валленштейну. Тот собрал огромную наемную армию и 25 апреля 1626 разбил Мансфельда под Дессау. 27 августа Тилли нанес поражение датчанам при Луттере. В 1627 имперцы и лигисты захватили Мекленбург и все материковые владения Дании (Гольштейн, Шлезвиг и Ютландию). Но планы по созданию флота для захвата островной части Дании и нападения на Голландию сорвались из-за противодействия Ганзейского союза. Летом 1628 Валленштейн, стремясь оказать нажим на Ганзу, осадил крупнейший померанский порт Штральзунд, но потерпел неудачу. В мае 1629 Фердинанд II заключил Любекский мир с Кристианом IV, возвратив Дании отнятые у нее владения в обмен на ее обязательство не вмешиваться в германские дела.

Воодушевленный победами Валленштейн выдвинул идею абсолютистской реформы Империи, ликвидации самовластия князей и усиления власти императора, однако Фердинанд II сделал выбор в пользу политики реставрации католицизма в Германии и издал 6 марта 1629 Реституционный эдикт, возвративший Римской церкви все земли и имущество, утраченные ею в протестантских княжествах после 1555. Нежелание Валленштейна проводить эдикт в жизнь и жалобы католических князей на его самоуправство заставили императора отправить полководца в отставку.

Шведский период (1630–1635). Рост могущества Габсбургов в Германии вызвал серьезную тревогу у Франции и Швеции. Заключив в 1629 при посредстве французской дипломатии шестилетнее перемирие с Речью Посполитой в Альтмарке, шведский король Густав II Адольф вступил в войну, провозгласив себя защитником немецких протестантов. 26 июня 1630 он высадился на о. Узедом в устье Одера и занял Мекленбург и Померанию. В январе 1631 в Бервальде (Неймарк) был подписан франко-шведский договор, по которому Франция обязывалась выплачивать шведам ежегодную субсидию в 1 млн. франков, а те гарантировали соблюдение прав католической церкви в захваченных ими землях. 13 апреля 1631 Густав II Адольф взял Франкфурт-на-Одере. После страшного разгрома легистами 20 мая Магдебурга, одного из главных оплотов протестантизма в Германии, к шведам присоединился курфюрст Георг-Вильгельм Бранденбургский; 1 сентября его примеру последовал курфюрст Иоганн-Георг Саксонский. 17 сентября при Брейтенфельде объединенная шведско-саксонская армия наголову разбила лигистов и имперцев. Вся Северная Германия оказалась в руках Густава II Адольфа. Саксонцы вторглись в Богемию и 11 ноября вошли в Прагу. В то же время шведы двинулись в Тюрингию и Франконию; в декабре они овладели Майнцем и заняли Нижний Пфальц. Фердинанду II пришлось вернуть Валленштейна на пост главнокомандующего, предоставив ему полную самостоятельность. В начале 1632 Валленштейн вытеснил саксонцев из Богемии.

В марте 1632 шведы начали наступление в Южной Германии. 15 апреля они разгромили Тилли у Райна на р. Лех; сам Тилли был смертельно ранен. Густав II Адольф вступил в Баварию и в мае овладел Аугсбургом и Мюнхеном. Неудачно атаковав 24 августа позиции Валленштейна у Фюрте под Нюрнбергом, он двинулся на Вену, однако вторжение имперцев в Саксонию заставило его поспешить на помощь курфюрсту Иоганну-Георгу. 16 ноября 1632 в сражении под Лютценом юго-западнее Лейпцига шведы нанесли жестокое поражение Валленштейну, хотя и потеряли в битве своего короля. В марте 1633 Швеция и немецкие протестантские княжества образовали Гейльброннскую лигу; вся полнота военной и политической власти в Германии перешла к выборному совету во главе со шведским канцлером А.Оксеншерной. В конце 1633 войска союзников под командованием герцога Бернгарда Веймарского и шведского генерала Горна овладели Регенсбургом и заняли Верхний Пфальц и Баварию. Несмотря на приказы Фердинанда II, Валленштейн, укрепившийся в Богемии, не оказал помощи Максимилиану Баварскому, а в январе 1634 в Пльзене заставил офицеров своей армии принести ему личную присягу верности и вступил в переговоры со шведами и саксонцами. Однако 24 февраля в Эгере он был убит агентами императора. Новый главнокомандующий эрцгерцог Фердинанд Венгерский взял Регенсбург, изгнал союзников из Баварии, 6 сентября 1634 разбил их под Нердлингеном и овладел Франконией и Швабией. Шведы сохранили контроль только над Северной Германией. Гейльброннская лига фактически распалась. В мае 1635 Иоганн-Георг Саксонский заключил с Фердинандом II Пражский мирный договор, получив в пожизненное владение Лузацию и часть архиепископства Магдебургского и обязавшись совместно с императором воевать против «чужеземцев»; к этому договору присоединились многие протестантские и католические князья (герцог Баварский, курфюрст Бранденбургский, князь Ангальтский и др.); верность шведам сохранили только маркграф Бадена, ландграф Гессен-Касселя и герцог Вюртемберга.

Франко-шведский период (1635–1648). Успехи Габсбургов вынудили Францию объявить войну императору и Испании. Она вовлекла в конфликт своих союзников в Италии – герцогство Савойское, герцогство Мантуанское и Венецианскую республику. Ей удалось предотвратить (по истечении срока Альтмаркского перемирия) новую войну между Швецией и Речью Посполитой, что позволило шведам перебросить значительные подкрепления из-за Вислы в Германию. В начале 1636 имперцы вытеснили шведскую армию И.Банера в Мекленбург, но 4 октября потерпели от него тяжелое поражение при Виттштоке (Северный Бранденбург). В мае 1637 имперцы и саксонцы блокировали Банера у Торгау, однако шведы сумели вырваться из окружения.

С 1638 в войне обозначился явный перелом в пользу антигабсбурской коалиции. В январе 1638 Бернгард Веймарский перешел Рейн, 2 марта разгромил имперскую армию Жана де Верта у Рейнфельдена и занял Шварцвальд; в то же время Банер отбросил имперские войска генерала Галласа в Богемию и Силезию. В 1639 шведы вторглись в Богемию, голландский адмирал Тромп уничтожил испанский флот у Гравелина и в бухте Даунс (пролив Ламанш), а Бернгард Веймарский захватил в Эльзасе стратегически важную крепость Брейзах. Осенью 1640 соединенная франко-шведская армия совершила успешный поход в Баварию. Из-за восстаний в Португалии и Каталонии 1640 Испании пришлось значительно сократить свою помощь австрийским Габсбургам. В июле 1641 бранденбургский курфюрст Фридрих Вильгельм заключил со Швецией договор о нейтралитете. 2 ноября 1642 новый шведский командующий Л.Торстенсон разбил имперцев у Брейтенфельда; Лейпциг капитулировал, и Иоганн-Георг Саксонский был вынужден пойти на перемирие со шведами. Торстенсон занял Силезию и проник в Моравию. В том же году французы овладели Юлихом на Нижнем Рейне; в сентябре они нанесли поражение испанцам под Леридой, взяли Перпиньян и установили контроль над Руссильоном. 19 мая 1643 командующий французскими войсками принц Конде разромил испанскую армию Франсиско де Мело у Рокруа в Южных Нидерландах.

Однако союзникам пришлось приостановить дальнейшее наступление. К габсбургскому лагерю примкнул датский король Кристиан IV, опасавшийся утверждения шведской гегемонии на Балтике, что заставило Торстенсона отвести войска на север. В ноябре 1643 баварский генерал Мерси разбил французов при Тейтлингене. Но вскоре антигабсбургской коалиции удалось восстановить свои позиции. Новый союзник Швеции – трансильванский князь Дьердь Ракоши – вторгся в австрийскую Венгрию. В августе 1644 Конде разбил баварцев под Фрейбургом и овладел Филиппсбургом и Майнцем. Одержав ряд побед над датчанами на суше и на море, шведы вынудили Кристиана IV заключить в 1645 мирный договор в Бремсебру и уступить им острова Готланд и Эзель, а также несколько областей в Восточной Норвегии. В начале марта 1645 Торстенсон вступил в Богемию, нанес 6–7 марта поражение имперцам при Янковицах, соединился с трансильванцами и подступил к Вене. Только пойдя на уступки Ракоши и заключив с ним мирное соглашение, император Фердинанд III (1637–1657) смог избежать катастрофы; шведы, оставшись без союзника, отступили из Австрии. Французский полководец Тюренн 2 марта проиграл баварцам сражение у Мариендаля, но уже 3 августа взял реванш под Аллерсхеймом южнее Нюрнберга. Утрата имперцами и лигистами стратегической инициативы побудила Фердинанда III начать мирные переговоры в Мюнстере с Францией и в Оснабрюке со Швецией и немецкими протестантскими князьями; военные действия, тем не менее, продолжались. В марте 1647 Максимилиан Баварский заключил сепаратное Ульмское перемирие с союзниками, которое, однако, вскоре было им же и нарушено; в ответ франко-шведская армия Тюренна, победив имперцев при Цусмарсгаузене, заняла большую часть Баварии. Летом 1648 шведы осадили Прагу, но в разгар осады пришло известие о подписании 24 октября 1648 Вестфальского мира, положившего конец Тридцатилетней войне. Согласно его условиям, Франция получила Южный Эльзас и лотарингские епископства Мец, Туль и Верден, Швеция – Западную Померанию и герцогство Бремен, Саксония – Лузацию, Бавария – Верхний Пфальц, а Бранденбург – Восточную Померанию, архиепископство Магдебург и епископство Минден; была признана независимость Голландии. Война между Францией и Испанией продолжалась еще одиннадцать лет и закончилась Пиренейским миром 1659.

Вестфальский мир ознаменовал завершение эпохи преобладания Габсбургов в Европе. Ведущая роль в европейской политике перешла к Франции. В число великих держав вошла Швеция, установившая гегемонию на Балтике. Усилились международные позиции Голландии. Была закреплена политическая раздробленность Германии; внутри нее возросло значение Саксонии, Бранденбурга и Баварии.

36. Новые формы идеологии. Реф.

37. М.Вебер о протестантизме

Протестантизм - одно из главных направлений христианства наряду с православием и католицизмом, охватывающее множество самостоятельных исповеданий и церквей. Особенности идеологии и организации современного протестантизма во многом обусловлены историей его возникновения и последующего развития.  В начале своего труда Вебер подчёркивает классовый состав адептов протестантизма (на примере Германии конца XIX века, но считая такую структуру свойственной и любой другой стране): "Мы имеем в виду несомненное преобладание протестантов среди высших квалифицированных слоёв рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий" 3.  Вебер отмечает, что распространение протестантизма - вопреки установившемуся мнению - означало усиление зависимости верующего от церкви по сравнению с католицизмом. "Но не следует упускать из виду и то, о чём теперь часто забывают: что Реформация означала не полное устранение господства церкви в повседневной жизни, а лишь замену прежней формы господства необременительного, практически в те времена малоощутимого, подчас едва ли не чисто формального, в высшей степени тягостной и жёсткой регламентацией всего поведения, глубоко проникающей во все сферы частной и общественной жизни" 4.  Но что такое "дух" капитализма в трактовке Вебера? Это - прилежание и пунктуальность в работе, умеренность в личной жизни, а также… умение пользоваться кредитом с тем, чтобы получить приращение денег. "Помни, что кредит - деньги" 5. Всё это позволяло завоевать себе подобающее положение в обществе.   Большое значение имело религиозное воспитание молодёжи. Вебер пишет, что молодые рабочие и работницы, получившие его, "наиболее восприимчивы к обучению новым технологическим методам" 6.  Следует обратить внимание на то, что в историческом плане, как это понимает Вебер, стремление "стать угодным Богу" ведёт в сторону хозяйственной, предпринимательской деятельности.

Он отмечает , что догмат, который единственным средством стать угодным Богу считает не пренебрежение мирской нравственностью с высот монастырской аскезы, а исключительно выполнение мирских обязанностей так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни, тем самым эти обязанности становятся для человека его "призванием". Интересно и ещё одно сравнение в историческом плане между католицизмом и протестантизмом. "Результатом Реформации как таковой было прежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно возросли". И далее, уже во взглядах Лютера существовала идея, "согласно которой профессиональная деятельность человека является задачей, поставленной перед человеком Богом, притом главной задачей" 7.  Вместе с тем, Вебер практически подвергает критике один из основных постулатов протестантизма (кальвинизма) (вспомним определение, данное С.Д.Сказкиным): "Едва ли требует доказательства то утверждение, что концепция наживы как самоцели, как "призвания",  противоречит нравственным воззрениям целых эпох. Перенесённое в каноническое право положение "Deo placere vix p o t e s t" (Едва ли будет угодно Богу [лат.]), относившееся к деятельности торговца,.. и определение наживы у Фомы Аквинского как t u r p i t u d o (позор [лат.]) (сюда включалось и связанное с предпринимательством, то есть этически дозволенное, получение прибыли) были уже известной уступкой (по сравнению с радикально антихрематистическими взглядами довольно широких слоёв населения) со стороны католической доктрины интересам политически столь связанного с церковью капитала итальянских городов" 9.

Вебера не оставляет в покое одно из основополагающих положений кальвинизма, и он отмечает, что в эпоху Кальвина "никогда полностью не исчезало ощущение того, что деятельность, для которой нажива является самоцелью, есть, в сущности, нечто p u d e n d u m (постыдное [лат.]), нечто такое, с чем можно лишь мириться как с некоей данностью жизненного устройства". И далее Вебер уточняет, что некоторые моралисты того времени, принимавшие начатки капиталистического ведения дела как данность, пытались - не без известного противодействия - доказать, что они приемлемы и необходимы (особенно в торговле), что проявляющаяся в капиталистической деятельности i n d u s t r i a (трудолюбие [лат.]) есть законный, этически безупречный источник прибыли". Однако, поясняет Вебер, эти люди отвергали самый "дух" капиталистического приобретательства как t u r p i t u d o и, уж во всяком случае, не оправдывали его с этических позиций 10.  М. Вебер подробно проанализировал те специфические мировоззренческие установки, ту картину мира, которую формирует протестантизм. Именно протестантские мировоззренческие установки обусловили формирование системы ценностных ориентации, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства. М. Вебер подчеркивает, что все особенности протестантизма вытекают из христианского представления о Боге как абсолютно трансцендентном, персонифицированном, активно вмешивающемся в земные дела, карающем и спасающем по собственному произволу Творце мира. Сотворив мир из ничего, Бог задает его законы, а вместе с ними и этические нормы человеческого общения, образующие в целом представление о богоугодном, праведном образе жизни. С этой точки зрения, как М. Вебер неоднократно подчеркивает, христианская, в том числе и протестантская этика рационализирует образ жизни верующих в целом, поскольку упорядочивает его и подчиняет единым нормам, ориентирует на единые цели.  Описанные выше религиозно-философские представления определяют господствующие представления о сущности человека и его бытия. Христианин наделен бессмертной душой, но жизнь дается ему всего один раз, и в течение этого ограниченного, неизвестного никому и предопределенного свыше отрезка времени человек может заслужить как спасение и вечное блаженство, так и погибель и вечные муки. Жизнь человека, его индивидуальное уникальное существование имеют в христианстве абсолютную этическую и сотериологическую (душеспасительную) ценность, ибо душа вечна, бессмертна, и то, как мы проживем эту временную жизнь, определяет последующую вечность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.