Причиной войны стала
великодержавная политика Габсбургов и стремление папства и католических кругов
реставрировать власть Римской церкви в той части Германии, где в первой
половине XVI в. победила Реформация.
Неустойчивое равновесие,
установившееся после Аугсбургского религиозного мира 1555, зафиксировавшего
раскол Германии по религиозному принципу, в 1580-х оказалось под угрозой: в
1582 папа Григорий XIII (1572–1585) и император Рудольф II Габсбург (1576–1611)
силой помешали секуляризации архиепископства Майнцского, одного из семи
курфюршеств Германской империи; в 1586 протестанты были изгнаны из епископства
Вюрцбургского, а в 1588 – из архиепископства Зальцбургского. В самом конце XVI
– начале XVII в. давление католиков на протестантов усилилось: в 1596 эрцгерцог
Фердинанд Габсбург, правитель Штирии, Каринтии и Крайны, запретил своим
подданным исповедовать лютеранство и разрушил все лютеранские храмы; в 1606
герцог Максимилиан Баварский занял протестантский город Донауверт и превратил
его церкви в католические. Это заставило протестантских князей Германии создать
в 1608 для «защиты религиозного мира» Евангелическую унию во главе с курфюрстом
Фридрихом IV Пфальцским; их поддержал французский король Генрих IV. В ответ в
1609 Максимилиан Баварский образовал Католическую лигу, вступив в союз с
главными духовными князьями Империи.
В 1609 Габсбурги,
воспользовавшись спором двух протестантских князей (курфюрста Бранденбурга и
пфальцграфа Нейбургского) за наследование герцогств Юлих, Клеве и Берг,
попытались установить контроль над этими стратегически важными землями на
северо-западе Германии. В конфликт вмешались Голландия, Франция и Испания.
Однако, убийство в 1610 Генриха IV предотвратило войну. Конфликт был
урегулирован Ксантенским соглашением 1614 о разделе Юлих-Клевского наследства.
Весной 1618 в Богемии
вспыхнуло восстание против власти Габсбургов, вызванное уничтожением нескольких
протестантских церквей и нарушением местных вольностей; 23 мая 1618 горожане Праги
выбросили трех представителей императора Матвея (1611–1619) из окон Пражского
града (Дефенестрация). К восставшей Богемии примкнули Моравия, Силезия и
Лузация. Это событие положило начало Тридцатилетней войне, которая прошла четыре
этапа: чешский, датский, шведский и франко-шведский.
Чешский
период (1618–1623). Император Матвей Габсбург (1612–1619) попытался достичь
мирного соглашения с чехами, но переговоры были прерваны после его смерти в
марте 1619 и избрания на германский престол непримиримого врага протестантов
эрцгерцога Фердинанда Штирийского (Фердинанда II). Чехи заключили союз с
трансильванским князем Бетленом Габором; его отряды вторглись в австрийскую
Венгрию. В мае 1619 чешские войска под командованием графа Матвея Турна
вступили в Австрию и осадили Вену, резиденцию Фердинанада II, но были вскоре
из-за вторжению в Богемию имперского генерала Букуа. На Генеральном ландтаге в
Праге в августе 1619 представители восставших областей отказались признать
Фердинанда II своим королем и избрали на его место главу Унии курфюрста
Фридриха V Пфальцского. Однако к концу 1619 ситуация стала складываться в
пользу императора, который получил крупные субсидии от папы и военную помощь от
Филиппа III Испанского. В октябре 1619 он заключил соглашение о совместных
действиях против чехов с главой Католической лигой Максимилианом Баварским, а
в марте 1620 – с курфюрстом Иоганном-Георгом Саксонским, крупнейшим
протестантским князем Германии. Саксонцы оккупировали Силезию и Лузацию,
испанские войска вторглись в Верхний Пфальц. Воспользовавшись разногласиями
внутри Унии, Габсбурги добились от нее обязательства не оказывать помощи чехам.
В начале сентября 1620 объединенная армия императора (имперцы) и Лиги (лигисты)
под командованием Тилли начала наступление в Богемии и 8 ноября у Белой горы
под Прагой наголову разгромила войска Фридриха V; восстание было подавлено.
Фридрих V бежал в Голландию, Уния фактически распалась, а Бетлен Габор в январе
1622 заключил мир с Фердинандом II в Никольсбурге. Единственным союзником
Фридриха V в Германии остался маркграф Георг-Фридрих Баден-Дурлахский; однако
благодаря финансовой помощи голландского правительства Фридрих V смог привлечь
на свою сторону двух крупнейших наемных полководцев Германии – Кристиана
Брауншвейгского и Эрнста фон Мансфельда. 16 апреля 1622 Мансфельд разбил Тилли
при Вислохе и соединился с маркграфом Баденским. Но, получив подкрепление от
испанцев, Тилли разгромил своих противников 6 мая 1622 у Вимпфена и 22 июня у
Хехста, а затем захватил Нижний Пфальц. 29 августа 1622 он нанес поражение
Мансфельду и Кристиану Брауншвейгскому под Флерюсом и вытеснил их в Голландию.
В феврале 1623 Фердинанд II лишил Фридриха V курфюршеского достоинства и части
его владений (Верхний Пфальц), которые были переданы (пожизненно) Максимилиану
Баварскому. В 1623 Фридрих V потерпел еще одно фиаско: Тилли сорвал вторжение
Кристиана Брауншвейгского в Северную Германию, разбив его 9 августа 1623 при
Штадтлоне.
Датский
период (1625–1629). Попытка Габсбургов утвердиться в Вестфалии и Нижней
Саксонии и провести там католическую реставрацию угрожала интересам
протестантских государств Северной Европы – Дании и Швеции. Весной 1625 Кристиан
IV Датский, поддержанный Англией и Голландией, начал военные действия против
императора. Вместе с войсками Мансфельда и Кристиана Брауншвейгского датчане
предприняли наступление в бассейне Эльбы. Для его отражения Фердинанд II
предоставил чрезвычайные полномочия новому главнокомандующему чешскому
дворянину-католику Альбрехту Валленштейну. Тот собрал огромную наемную армию и
25 апреля 1626 разбил Мансфельда под Дессау. 27 августа Тилли нанес поражение
датчанам при Луттере. В 1627 имперцы и лигисты захватили Мекленбург и все
материковые владения Дании (Гольштейн, Шлезвиг и Ютландию). Но планы по
созданию флота для захвата островной части Дании и нападения на Голландию
сорвались из-за противодействия Ганзейского союза. Летом 1628 Валленштейн,
стремясь оказать нажим на Ганзу, осадил крупнейший померанский порт Штральзунд,
но потерпел неудачу. В мае 1629 Фердинанд II заключил Любекский мир с
Кристианом IV, возвратив Дании отнятые у нее владения в обмен на ее обязательство
не вмешиваться в германские дела.
Воодушевленный победами
Валленштейн выдвинул идею абсолютистской реформы Империи, ликвидации
самовластия князей и усиления власти императора, однако Фердинанд II сделал
выбор в пользу политики реставрации католицизма в Германии и издал 6 марта 1629
Реституционный эдикт, возвративший Римской церкви все земли и имущество,
утраченные ею в протестантских княжествах после 1555. Нежелание Валленштейна
проводить эдикт в жизнь и жалобы католических князей на его самоуправство
заставили императора отправить полководца в отставку.
Шведский
период (1630–1635). Рост могущества Габсбургов в Германии вызвал серьезную
тревогу у Франции и Швеции. Заключив в 1629 при посредстве французской
дипломатии шестилетнее перемирие с Речью Посполитой в Альтмарке, шведский
король Густав II Адольф вступил в войну, провозгласив себя защитником немецких
протестантов. 26 июня 1630 он высадился на о. Узедом в устье Одера и занял
Мекленбург и Померанию. В январе 1631 в Бервальде (Неймарк) был подписан
франко-шведский договор, по которому Франция обязывалась выплачивать шведам
ежегодную субсидию в 1 млн. франков, а те гарантировали соблюдение прав
католической церкви в захваченных ими землях. 13 апреля 1631 Густав II Адольф
взял Франкфурт-на-Одере. После страшного разгрома легистами 20 мая Магдебурга,
одного из главных оплотов протестантизма в Германии, к шведам присоединился
курфюрст Георг-Вильгельм Бранденбургский; 1 сентября его примеру последовал
курфюрст Иоганн-Георг Саксонский. 17 сентября при Брейтенфельде объединенная
шведско-саксонская армия наголову разбила лигистов и имперцев. Вся Северная
Германия оказалась в руках Густава II Адольфа. Саксонцы вторглись в Богемию и
11 ноября вошли в Прагу. В то же время шведы двинулись в Тюрингию и Франконию;
в декабре они овладели Майнцем и заняли Нижний Пфальц. Фердинанду II пришлось
вернуть Валленштейна на пост главнокомандующего, предоставив ему полную
самостоятельность. В начале 1632 Валленштейн вытеснил саксонцев из Богемии.
В марте 1632 шведы начали
наступление в Южной Германии. 15 апреля они разгромили Тилли у Райна на р. Лех;
сам Тилли был смертельно ранен. Густав II Адольф вступил в Баварию и в мае
овладел Аугсбургом и Мюнхеном. Неудачно атаковав 24 августа позиции
Валленштейна у Фюрте под Нюрнбергом, он двинулся на Вену, однако вторжение
имперцев в Саксонию заставило его поспешить на помощь курфюрсту Иоганну-Георгу.
16 ноября 1632 в сражении под Лютценом юго-западнее Лейпцига шведы нанесли
жестокое поражение Валленштейну, хотя и потеряли в битве своего короля. В марте
1633 Швеция и немецкие протестантские княжества образовали Гейльброннскую лигу;
вся полнота военной и политической власти в Германии перешла к выборному совету
во главе со шведским канцлером А.Оксеншерной. В конце 1633 войска союзников под
командованием герцога Бернгарда Веймарского и шведского генерала Горна овладели
Регенсбургом и заняли Верхний Пфальц и Баварию. Несмотря на приказы Фердинанда
II, Валленштейн, укрепившийся в Богемии, не оказал помощи Максимилиану
Баварскому, а в январе 1634 в Пльзене заставил офицеров своей армии принести ему
личную присягу верности и вступил в переговоры со шведами и саксонцами. Однако
24 февраля в Эгере он был убит агентами императора. Новый главнокомандующий
эрцгерцог Фердинанд Венгерский взял Регенсбург, изгнал союзников из Баварии, 6
сентября 1634 разбил их под Нердлингеном и овладел Франконией и Швабией. Шведы
сохранили контроль только над Северной Германией. Гейльброннская лига
фактически распалась. В мае 1635 Иоганн-Георг Саксонский заключил с Фердинандом
II Пражский мирный договор, получив в пожизненное владение Лузацию и часть
архиепископства Магдебургского и обязавшись совместно с императором воевать
против «чужеземцев»; к этому договору присоединились многие протестантские и
католические князья (герцог Баварский, курфюрст Бранденбургский, князь Ангальтский
и др.); верность шведам сохранили только маркграф Бадена, ландграф
Гессен-Касселя и герцог Вюртемберга.
Франко-шведский
период (1635–1648). Успехи Габсбургов вынудили Францию объявить войну
императору и Испании. Она вовлекла в конфликт своих союзников в Италии –
герцогство Савойское, герцогство Мантуанское и Венецианскую республику. Ей
удалось предотвратить (по истечении срока Альтмаркского перемирия) новую войну
между Швецией и Речью Посполитой, что позволило шведам перебросить значительные
подкрепления из-за Вислы в Германию. В начале 1636 имперцы вытеснили шведскую
армию И.Банера в Мекленбург, но 4 октября потерпели от него тяжелое поражение
при Виттштоке (Северный Бранденбург). В мае 1637 имперцы и саксонцы блокировали
Банера у Торгау, однако шведы сумели вырваться из окружения.
С 1638 в войне обозначился
явный перелом в пользу антигабсбурской коалиции. В январе 1638 Бернгард
Веймарский перешел Рейн, 2 марта разгромил имперскую армию Жана де Верта у
Рейнфельдена и занял Шварцвальд; в то же время Банер отбросил имперские войска
генерала Галласа в Богемию и Силезию. В 1639 шведы вторглись в Богемию,
голландский адмирал Тромп уничтожил испанский флот у Гравелина и в бухте Даунс
(пролив Ламанш), а Бернгард Веймарский захватил в Эльзасе стратегически важную
крепость Брейзах. Осенью 1640 соединенная франко-шведская армия совершила
успешный поход в Баварию. Из-за восстаний в Португалии и Каталонии 1640 Испании
пришлось значительно сократить свою помощь австрийским Габсбургам. В июле 1641
бранденбургский курфюрст Фридрих Вильгельм заключил со Швецией договор о
нейтралитете. 2 ноября 1642 новый шведский командующий Л.Торстенсон разбил
имперцев у Брейтенфельда; Лейпциг капитулировал, и Иоганн-Георг Саксонский был
вынужден пойти на перемирие со шведами. Торстенсон занял Силезию и проник в
Моравию. В том же году французы овладели Юлихом на Нижнем Рейне; в сентябре они
нанесли поражение испанцам под Леридой, взяли Перпиньян и установили контроль
над Руссильоном. 19 мая 1643 командующий французскими войсками принц Конде
разромил испанскую армию Франсиско де Мело у Рокруа в Южных Нидерландах.
Однако союзникам пришлось
приостановить дальнейшее наступление. К габсбургскому лагерю примкнул датский
король Кристиан IV, опасавшийся утверждения шведской гегемонии на Балтике, что
заставило Торстенсона отвести войска на север. В ноябре 1643 баварский генерал
Мерси разбил французов при Тейтлингене. Но вскоре антигабсбургской коалиции
удалось восстановить свои позиции. Новый союзник Швеции – трансильванский князь
Дьердь Ракоши – вторгся в австрийскую Венгрию. В августе 1644 Конде разбил
баварцев под Фрейбургом и овладел Филиппсбургом и Майнцем. Одержав ряд побед
над датчанами на суше и на море, шведы вынудили Кристиана IV заключить в 1645
мирный договор в Бремсебру и уступить им острова Готланд и Эзель, а также
несколько областей в Восточной Норвегии. В начале марта 1645 Торстенсон вступил
в Богемию, нанес 6–7 марта поражение имперцам при Янковицах, соединился с
трансильванцами и подступил к Вене. Только пойдя на уступки Ракоши и заключив с
ним мирное соглашение, император Фердинанд III (1637–1657) смог избежать
катастрофы; шведы, оставшись без союзника, отступили из Австрии. Французский
полководец Тюренн 2 марта проиграл баварцам сражение у Мариендаля, но уже 3
августа взял реванш под Аллерсхеймом южнее Нюрнберга. Утрата имперцами и
лигистами стратегической инициативы побудила Фердинанда III начать мирные
переговоры в Мюнстере с Францией и в Оснабрюке со Швецией и немецкими
протестантскими князьями; военные действия, тем не менее, продолжались. В марте
1647 Максимилиан Баварский заключил сепаратное Ульмское перемирие с союзниками,
которое, однако, вскоре было им же и нарушено; в ответ франко-шведская армия
Тюренна, победив имперцев при Цусмарсгаузене, заняла большую часть Баварии.
Летом 1648 шведы осадили Прагу, но в разгар осады пришло известие о подписании
24 октября 1648 Вестфальского мира, положившего конец Тридцатилетней войне.
Согласно его условиям, Франция получила Южный Эльзас и лотарингские епископства
Мец, Туль и Верден, Швеция – Западную Померанию и герцогство Бремен, Саксония –
Лузацию, Бавария – Верхний Пфальц, а Бранденбург – Восточную Померанию,
архиепископство Магдебург и епископство Минден; была признана независимость
Голландии. Война между Францией и Испанией продолжалась еще одиннадцать лет и
закончилась Пиренейским миром 1659.
Вестфальский мир
ознаменовал завершение эпохи преобладания Габсбургов в Европе. Ведущая роль в
европейской политике перешла к Франции. В число великих держав вошла Швеция,
установившая гегемонию на Балтике. Усилились международные позиции Голландии.
Была закреплена политическая раздробленность Германии; внутри нее возросло
значение Саксонии, Бранденбурга и Баварии.
36. Новые формы идеологии.
Реф.
37. М.Вебер о
протестантизме
Протестантизм - одно из
главных направлений христианства наряду с православием и католицизмом,
охватывающее множество самостоятельных исповеданий и церквей. Особенности
идеологии и организации современного протестантизма во многом обусловлены
историей его возникновения и последующего развития. В начале своего труда
Вебер подчёркивает классовый состав адептов протестантизма (на примере Германии
конца XIX века, но считая такую структуру свойственной и любой другой стране):
"Мы имеем в виду несомненное преобладание протестантов среди высших
квалифицированных слоёв рабочих, и прежде всего среди высшего технического и
коммерческого персонала современных предприятий" 3. Вебер отмечает, что
распространение протестантизма - вопреки установившемуся мнению - означало
усиление зависимости верующего от церкви по сравнению с католицизмом. "Но
не следует упускать из виду и то, о чём теперь часто забывают: что Реформация
означала не полное устранение господства церкви в повседневной жизни, а лишь
замену прежней формы господства необременительного, практически в те времена
малоощутимого, подчас едва ли не чисто формального, в высшей степени тягостной
и жёсткой регламентацией всего поведения, глубоко проникающей во все сферы
частной и общественной жизни" 4. Но что такое "дух" капитализма
в трактовке Вебера? Это - прилежание и пунктуальность в работе, умеренность в
личной жизни, а также… умение пользоваться кредитом с тем, чтобы получить
приращение денег. "Помни, что кредит - деньги" 5. Всё это позволяло
завоевать себе подобающее положение в обществе. Большое значение имело
религиозное воспитание молодёжи. Вебер пишет, что молодые рабочие и работницы,
получившие его, "наиболее восприимчивы к обучению новым технологическим
методам" 6. Следует обратить внимание на то, что в историческом плане,
как это понимает Вебер, стремление "стать угодным Богу" ведёт в
сторону хозяйственной, предпринимательской деятельности.
Он отмечает , что догмат,
который единственным средством стать угодным Богу считает не пренебрежение
мирской нравственностью с высот монастырской аскезы, а исключительно выполнение
мирских обязанностей так, как они определяются для каждого человека его местом
в жизни, тем самым эти обязанности становятся для человека его
"призванием". Интересно и ещё одно сравнение в историческом плане
между католицизмом и протестантизмом. "Результатом Реформации как таковой
было прежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральное
значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него
чрезвычайно возросли". И далее, уже во взглядах Лютера существовала идея,
"согласно которой профессиональная деятельность человека является задачей,
поставленной перед человеком Богом, притом главной задачей" 7. Вместе с
тем, Вебер практически подвергает критике один из основных постулатов
протестантизма (кальвинизма) (вспомним определение, данное С.Д.Сказкиным):
"Едва ли требует доказательства то утверждение, что концепция наживы как
самоцели, как "призвания", противоречит нравственным воззрениям
целых эпох. Перенесённое в каноническое право положение "Deo placere vix p
o t e s t" (Едва ли будет угодно Богу [лат.]), относившееся к деятельности
торговца,.. и определение наживы у Фомы Аквинского как t u r p i t u d o (позор
[лат.]) (сюда включалось и связанное с предпринимательством, то есть этически
дозволенное, получение прибыли) были уже известной уступкой (по сравнению с
радикально антихрематистическими взглядами довольно широких слоёв населения) со
стороны католической доктрины интересам политически столь связанного с церковью
капитала итальянских городов" 9.
Вебера не оставляет в покое
одно из основополагающих положений кальвинизма, и он отмечает, что в эпоху
Кальвина "никогда полностью не исчезало ощущение того, что деятельность,
для которой нажива является самоцелью, есть, в сущности, нечто p u d e n d u m
(постыдное [лат.]), нечто такое, с чем можно лишь мириться как с некоей
данностью жизненного устройства". И далее Вебер уточняет, что некоторые
моралисты того времени, принимавшие начатки капиталистического ведения дела как
данность, пытались - не без известного противодействия - доказать, что они
приемлемы и необходимы (особенно в торговле), что проявляющаяся в капиталистической
деятельности i n d u s t r i a (трудолюбие [лат.]) есть законный, этически
безупречный источник прибыли". Однако, поясняет Вебер, эти люди отвергали
самый "дух" капиталистического приобретательства как t u r p i t u d
o и, уж во всяком случае, не оправдывали его с этических позиций 10. М. Вебер
подробно проанализировал те специфические мировоззренческие установки, ту
картину мира, которую формирует протестантизм. Именно протестантские
мировоззренческие установки обусловили формирование системы ценностных
ориентации, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу
капиталистического предпринимательства. М. Вебер подчеркивает, что все
особенности протестантизма вытекают из христианского представления о Боге как
абсолютно трансцендентном, персонифицированном, активно вмешивающемся в земные
дела, карающем и спасающем по собственному произволу Творце мира. Сотворив мир
из ничего, Бог задает его законы, а вместе с ними и этические нормы
человеческого общения, образующие в целом представление о богоугодном,
праведном образе жизни. С этой точки зрения, как М. Вебер неоднократно
подчеркивает, христианская, в том числе и протестантская этика рационализирует
образ жизни верующих в целом, поскольку упорядочивает его и подчиняет единым
нормам, ориентирует на единые цели. Описанные выше религиозно-философские
представления определяют господствующие представления о сущности человека и его
бытия. Христианин наделен бессмертной душой, но жизнь дается ему всего один
раз, и в течение этого ограниченного, неизвестного никому и предопределенного
свыше отрезка времени человек может заслужить как спасение и вечное блаженство,
так и погибель и вечные муки. Жизнь человека, его индивидуальное уникальное
существование имеют в христианстве абсолютную этическую и сотериологическую
(душеспасительную) ценность, ибо душа вечна, бессмертна, и то, как мы проживем
эту временную жизнь, определяет последующую вечность.