Феодальная эксплуатация
крестьян в Австрии и Юго-Восточной Германии стала еще более жестокой. Здесь,
как и повсюду в Центральной и Восточной Европе, установилось господство
крепостного права в его «новом издании». Отдельные крестьянские восстания в
габсбургских землях и в Баварии вспыхивали и в начале XVII в.
14. Городская реформация в
городах севера Германии
Католическая церковь,
которая сама являлась крупнейшим феодальным землевладельцем, служила в средние
века идеологической опорой всего феодального строя. Для того чтобы привить
простым людям сознание полного ничтожества своей личности и примирить их со
своим положением, церковь пускала в ход учение об исконной «греховности»
земного существования человека. Церковь объявляла каждого отдельного человека
неспособным «спасти свою душу». «Спасением» и «оправданием» всего земного мира
ведает, согласно католическому учению, только папская церковь, наделённая
особым правом распределять в мире «божественную благодать» через совершаемые ею
таинства (крещение, покаяние, причащение и др.).
Высшее католическое
духовенство во главе с папой претендовало, таким образом, на то, чтобы
установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь, все
светские учреждения и государство. Католическая церковь не только объявляла о
своих претензиях, но и старалась реализовать их, пуская в ход своё политическое
влияние, свою военную и финансовую мощь, а также используя периоды слабости
центральной власти. Папские дипломаты, сборщики церковных поборов и продавцы
индульгенций заполняли страны Европы.
Эти претензии католической
церкви вызывали недовольство даже в среде крупных светских феодалов. Ещё больше
чувствовалось недовольство политическими претензиями церкви и её пропагандой
презрения к светской жизни в среде жителей развивающихся и богатеющих городов,
в которых зарождалась новая, буржуазная идеология. В XV и XVI вв. притязания
церкви встречали всё более решительный отпор со стороны королевской власти в
странах, которые вступили на путь государственной централизации. В таких
странах католическая церковь вынуждена была идти на уступки и согласиться на
сильное ограничение деятельности папских агентов, сборщиков поборов и продавцов
индульгенций. Однако в раздробленной Германии, неспособной дать отпор
притязаниям папского Рима, папы не соглашались ни на какие уступки. Огромные
суммы денег шли из Германии в папскую казну через духовных князей и продавцов
индульгенций, которые действовали здесь беспрепятственно. Это обстоятельство
послужило причиной того, что реформационное движение, почва для которого была
подготовлена и в других странах Европы в связи с происходившими там
социально-экономическими сдвигами, ранее всего началось и объединило наиболее
широкие слои населения именно в Германии.
контрреформация,
комплекс мер, предпринятых в ходе реформ Римско-католической церкви в 16–17 вв.
и направленных на подавление протестантской Реформации и возвращение территорий
и населения, отпавших от католичества (термин «Контрреформация» введен немецким
историком Леопольдом фон Ранке). В начальный период Реформации (1517–1546),
когда ход событий во многом определялся Мартином Лютером, ни одна из
противоборствующих партий ясно не представляла всей серьезности и
продолжительности разрыва. Католики надеялись, что вернут заблудших бунтовщиков
в лоно церкви, а сами бунтовщики были уверены, что смогут подчинить себе всю
церковь. Католическое возрождение, особенно заметное в Испании и Италии,
привело при папе Павле III к усилению противодействия католиков протестантскому
прозелитизму. Это, в свою очередь, способствовало развитию в протестантизме
кальвинистского движения, выражавшего жгучую ненависть к Риму, которой был
охвачен и Лютер, проявлявший ее, однако, только в своих проповедях. Конфликт не
затухал вплоть до Вестфальского мира (1648).
Тридентский собор
(1545–1563) официально отверг протестантские догматы. Теологическую мысль
Контрреформации подытожил Роберто Беллармино в Рассуждениях о спорных вопросах
христианской веры... (1586–1589), представлявших собой ответ католичества на
вызов раннего протестантизма. Папа Павел III и его преемники возглавили
католические силы; наиболее энергичными из католических вождей были Пий V
(1566–1572) и Сикст V (1585–1590). В сотрудничестве с ними выступили
католические государи Европы, и прежде всего Филипп II Испанский (1556–1598),
баварские герцоги Виттельсбахского дома и император Фердинанд II (1619–1637).
Орудиями Контрреформации стали инквизиция (при Павле III, в 1542, в Риме
создана ее верховная инстанция – Священная конгрегация Римской и вселенской
инквизиции, или Священная канцелярия) и Индекс запрещенных книг. Ведущую роль
сыграли новосозданные монашеские ордена – капуцинов и иезуитов.
Контрреформации удалось
остановить экспансию протестантизма на большей части Европы, где до начала
промышленной революции численное превосходство католиков над протестантами было
даже больше, чем в 20 в. В Испании и Италии успех был полным, в Ирландии и
Польше – близок к этому, хотя в данных странах (особенно в Польше)
протестантизмом была охвачена изрядная часть духовенства. Провал ожидал
Контрреформацию в скандинавских странах, Англии и Шотландии: и если в Англии и
Шотландии многочисленная группа католиков выжила благодаря исключительному
терпению верующих, то в скандинавских странах Римско-католическая церковь
полностью утратила свои позиции. Во Франции после кровопролитных религиозных
войн в 16 в. был достигнут компромисс, выразившийся в Нантском эдикте (1598),
который предоставлял гугенотам право свободного исповедания их религии и
сохранял за ними большинство гражданских прав. В 1685 Людовик XIV отменил
Нантский эдикт и изгнал из Франции всех протестантов, которые отказались
подчиниться. В Германии и Австрии, где к 1550 девять десятых населения отошли
от Рима, в ходе Контрреформации под руководством Петра Канизия удалось
остановить распространение протестантизма и отвоевать значительное число
верующих; сходных успехов католики добились в Швейцарии, Венгрии, Чехии и
других частях Центральной Европы. В Нидерландах лояльность к Риму вынудила
Южные провинции отделиться от Северных и сохранить верность Испании, в
результате чего возникли протестантская Голландия и католическая Бельгия.
17. Кальвин и его учение
Исходным пунктом учения
Кальвина была мысль, сформулированная в знаменитой фразе, открывающей
Institutio: «Вся наша мудрость, поскольку она вообще заслуживает имени мудрости
и является надежной и достоверной, складывается из двух основных вещей:
познания Бога и познания самих себя». Познание себя и познание Бога
взаимообусловлены, однако первенство следует отдать познанию Бога. По мнению
Кальвина, это познание – semen religionis («семя религии») – посеяно в каждом
человеке, даже – язычнике. Однако этого недостаточно – не потому, что Бог далек
от человека, а потому, что человек далек от Бога. Поэтому естественная теология
(познание Бога на основе познания природы и истории) не обеспечивает истинного
познания Бога; такое знание мы получаем лишь там, где сам Бог отверзает уста
(иными словами, из божественного Откровения, запечатленного в Ветхом и Новом
Завете). Демократию Кальвин считал «наихудшей формой правления». Все свои
симпатии он отдавал аристократической форме правления, т. е. по существу
олигархии. Как компромиссное решение он допускал её сочетание с «умеренной
демократией».
В соответствии с этими
взглядами Кальвина власть в Женеве всё больше и больше сосредоточивалась в
руках узкой гpуппы лиц. Когда же кальвинизм вышел на широкую общеевропейскую
арену и стал идеологическим знаменем ранних буржуазных революций, вопрос о
характере политической и церковной организации решался по-разному, в
зависимости от конкретной расстановки классовых сил и местных условий.
Жестоко ненавидел и
преследовал Кальвин крестьянско-плебейскую ересь — анабаптизм. Требование
крайних анабаптистов об установлении общности имуществ и отрицание ими властей
он оценивал как «присвоение чужого» и «возмутительную дикость» .
В то же время Кальвин оправдывал
взимание процента и ростовщичество, считал закономерным существование самой
жестокой формы эксплуатации человека человеком — рабства, которое стало
получать всё более широкое применение в колониях.
В Женеве была создана
консистория, фактически подчинившая себе светскую власть и учредившая
придирчивый полицейский надзор за поведением и жизнью горожан. Всем вменялось в
обязанность посещение церковной службы, были запрещены танцы, игры, песни и
ношение нарядных платьев. За нарушение этих правил, за леность и чревоугодие
виновные привлекались к суду и подвергались наказаниям.
Это было временем
наивысшего могущества Кальвина, когда и женевская церковь и магистрат полностью
склонялись перед его авторитетом.
Кальвинистская консистория
столь же нетерпимо, как и католическая церковь, относилась ко всякому
проявлению инакомыслия, особенно если имела место оппозиция народных масс (в
частности, анабаптизм). Недаром Женева слыла протестантским Римом, а Кальвина
нередко называли женевским папой.
Иначе сложились судьбы
кальвинизма. Женева была для него лишь обусловленным рядом причин трамплином.
Будучи объективно религией самой смелой части тогдашней буржуазии, кальвинизм
во всех_своих социально-идеологических приоритетах. поведенческих нормативах,
моральном кодексе выражал потреб-ности не швейцарской кантональной
провинциальности, а общеевропейского исторического процесса. Поэтому и
противоположность цвинглианству он вышел на европейскую арену. В условиях
острого противоборства между силами прогресса и феодальной реакции
республиканизм и организационные принципы кальвинизма использовались
французскими дрорянскими гугенотами для борьбы против абсолютизма, польскими
панами — для атак на королевскую власть. Вместе со своими адептами кальвинизм
перемещался и в колониальные владения европейских стран.
18. Испания в 1 пол. XVI
Карл I(V), король Испании,
вступил на престол в 1516 г.— после смерти своего деда по матери Фердинанда
Арагонского. После смерти другого его деда — Максимилиана I Габсбурга — он был
в 1519 г. избран подкупленными немецкими курфюрстами императором «Священной
Римской империи» под именем Карла V. Таким образом, под властью Карла оказались
Испания, часть Италии (Южная Италия, Сицилия и Сардиния), Нидерланды,
Франш-Конте и империя. Вместе с Испанией к нему перешли только что основанные
колонии в Новом Свете, где наиболее важные в экономическом отношении территории
были завоёваны в 20—30-х годах XVI в. В ходе войны с Францией испанские войска
захватили часть Северной Италии. В 1535 г. в результате военного похода был
отнят у турок и превращён в вассальное государство Испании Тунис (вскоре,
однако, снова захваченный турками). Современники были близки к истине, когда
говорили, что во владениях Карла никогда не заходит солнце. Испания в XVI в.
была великой дерновой и занимала в системе международных отношений
первенствующее положение. Берега Испании сделались объектом постоянных
нападений алжирских пиратов. И, наконец, на севере, за Пиренеями, выросла и
укрепилась большая Французская монархия, не менее воинственная, чем сама
Испания.
Несмотря на всё это, Карл,
пользуясь поддержкой всех реакционных сил Европы и в первую очередь папства,
неуклонно проводил великодержавную политику и лелеял план создания «всемирной
христианской монархии». Он вёл непрерывные войны с Францией, с немецкими
князьями протестантского лагеря и пр. Цели создания мировой монархии Карл
подчинил свою политику во всех странах, находившихся под его властью, в том
числе и в Испании.
Карл с трудом добился у
кортесов своего признания королём Испании; его попытки получить деньги у
провинциальных кортесов далеко не везде увенчались успехом. Основные
требования, предъявленные кортесами Карлу, были ещё в ноябре 1519 г.
сформулированы городом Толедо в его обращении к другим городам Кастилии.: король
не должен покидать Испанию и раздавать государственные должности иностранцам;
он обязан запретить вывоз золотой монеты и лошадей за границу. Но Карл обращал
мало внимания на недовольство городов. После того как в 1519 г. состоялось его
избрание императором, он, добившись ценой ряда уступок и обещаний новой
субсидии у кортесов Кастилии, уехал в мае 1520 г. в Германию. После объединения
Кастилии и Арагона королевской власти, опиравшейся на многочисленных идальго и
на города, удалось смирить старую буйную знать, которая пошла на службу к
королям.
Однако настоящей
централизации всё же не было достигнуто. Провинции, являвшиеся ранее
самостоятельными государствами, сохраняли определённую автономию, свои
налоговые системы, свои особенности административного и судебного устройства. В
Кастилии, Арагоне, Каталонии и Валенсии продолжали функционировать кортесы,
состоявшие из представителей дворянства, духовенства и городов. Кортесы решали
важнейшие местные дела и вотировали налоги. поддержка городами политики, направленной
к централизации страны, не была безусловной: она длилась до тех пор, пока
королевская власть не затрагивала самоуправления и вольностей самих городов. в
первой половине XVI в., когда наступил последний этап в истории централизации
страны (ликвидация городских вольностей) и королевская власть приступила к
подчинению своего бывшего союзника — городов, самое мощное восстание подняли
именно города Кастилии. До этого времени они играли важную роль в кастильских
кортесах, с требованиями которых Карл считался мало. Города Испании в
значительной мере несли на себе тяжесть расходов великодержавной политики
Карла, что тормозило их экономическое развитие.
Организующим центром
движения стал город Толедо, в котором восстание вспыхнуло раньше всего — уже в
апреле 1520 г. Толеданцами были вожди движения — аристократы Хуан де Падилья и
Педро Ласо де ла Вега. Вскоре, в мае — июне, поднялись Сеговия, Тордесильяс,
Самора, Бургос, Мадрид, Авила, Гвадалахара, Куэнка, Саламанка, Торо, Мурсия и
другие города. Попытки кардинала-наместника потушить пожар, грозивший охватить
всю страну, были безуспешными. Толедо рассылал повсюду письма с предложением
организовать конфедерацию городов, центром которой был намечен город Авила. 29
июля 1520 г. представители собравшихся здесь городов провозгласили «Святую
хунту» («Святой союз»), поклявшись не щадить своей жизни «за короля и коммуны».
в августе королевские
войска устроили страшный погром одного из главных экономических центров страны
— Медины-дель-Кампо, которая отказалась передать представителю короля
находившуюся в ней артиллерию. Известие об этом погроме побудило почти все
города Кастилии присоединиться к хунте, Хунта провозгласила Хуана де Падилью
главнокомандующим её войсками. Кардинал-наместник был объявлен низложенным, хунта
полностью овладела властью в Кастилии, и каждый город должен был принимать её
постановления как закон.
Но союз дворянства и
городов оказался временным и непрочным, Города, как и раньше, желали, чтобы
король жил в Испании, а на высшие государственные должности назначались только
испанцы. В ноябре 1520 г. в Вальядолиде образовалась новая хунта — «Хунта
отрядов», представлявшая наиболее радикально настроенную часть восставших. В
противовес «Святой хунте» она считала себя высшей властью в Кастилии. Весной 1521
г. она издала манифест, в котором провозглашалось, что «отныне война против
грандов, кабальерос и других врагов королевства, против их имущества и дворцов
должна вестись огнём, мечом и разрушением». Начались выступления крестьян. Когда Карл в июле 1522 г. вернулся в Испанию с 4 тыс.
немецких ландскнехтов, восстание было уже в основном ликвидировано. Вскоре он
даровал амнистию участникам восстания, за исключением 293 наиболее видных его
представителей. Так закончилось восстание вольных городов Кастилии.
Вследствие отсталости
испанских городов в них только начала зарождаться буржуазия, которая более
выигрывает от сплочения страны, чем проигрывает от потери своих средневековых
вольностей и привилегий. Кастильские коммуны, до определённой степени поддерживая
центральную власть, всё же предпочитали сохранить свои вольности, вернуться,
как они заявляли, к «добрым обычаям времён Фердинанда и Изабеллы». Недовольство
городов политикой Карла приняло столь острые формы не только в Кастилии. Почти
одновременно с восстанием городских коммун Кастилии вспыхнули связанные между
собою восстания в Валенсии и на острове Мальорка.
В городе Валенсии
ремесленники были полностью отстранены от участия в городском управлении,
сосредоточенном в руках дворянства и патрициата. В 1519 г. в городе вспыхнула
чума, и большинство дворян и богатых горожан покинуло город. Восставшие
призывали к истреблению дворян и конфискации их имущества; в самом городе
Валенсии были разгромлены дома знати. Всё это вызвало раскол среди
руководителей движения. Между тем шли бои между войсками «Хермании», которыми
командовал торговец сукном Висенте Перис, и отрядами дворян. На юге отряды
«Хермании» одержали ряд побед. Только в 1522 г. восстание было в основном
подавлено. Восстание на острове Мальорка вспыхнуло под влиянием волнений в
Валенсии. В феврале 1521 г. поднялись как ремесленники и плебейские низы
городов, так и крестьяне. Весь остров был охвачен восстанием, за исключением
Алькудии, куда бежали дворяне, богатые горожане и должностные лица острова. Зимой
1521/22 г. повстанцы предприняли осаду Алькудии, но взять город не смогли. В
эти зимние месяцы борьба со знатью и богатыми горожанами достигла своего
кульминационного пункта; народные массы выдвинули требования поголовного
избиения богачей и раздела их имущества. К декабрю остров был в основном
покорён. Многочисленные крестьяне, участвовавшие в восстании, укрылись в
главном городе Балеарских островов — Пальме. С 1 декабря началась её осада
королевскими войсками В марте 1523 г. Пальма капитулировала. До конца года
длилась расправа с участниками восстания, сотни человек были казнены.
После подавления восстаний
20-х годов упрочившийся абсолютистский режим более не встречал серьёзного
сопротивления. Идальго, перешедшие в ходе кастильского восстания на сторону
королевской власти, извлекли выгоду из её победы: они постепенно овладели
городским самоуправлением. Представителями городов в кортесах теперь также были
большей частью дворяне, которые в общем поддерживали политику Карла, хотя
иногда и отказывали ему в слишком частых и крупных субсидиях.
19. Испания во 2 пол. 16 в.
В 1556 г. Карл, потерпевший
поражение в борьбе с немецкими протестантскими князьями и убедившийся в провале
своих фантастических планов создания мировой империи, отрёкся от императорского
и в том же году — от испанского престола. Карл разделил свои владения: империя
досталась его брату Фердинанду; королём Испании стал его сын Филипп II
(1556—1598), унаследовавший также Франш-Конте и Нидерланды, испанские владения
в Италии и в Америке.
Наступил один из самых
мрачных периодов испанской истории, когда с особой силой проявились все худшие
стороны сложившегося в Испании режима. Филипп фанатически преследовал одну цель
— торжество католицизма и беспощадное истребление еретиков. Он стремился добиться
неограниченного господства над подданными своих обширных владений. В стране
царил режим террора. Страшным орудием абсолютизма стала испанская инквизиция,
превратившаяся по существу в часть государственного аппарата. Подчиняясь только
королю, она пользовалась почти неограниченной властью. Жестоким преследованиям
инквизиции подвергались мориски. Им запрещалось носить старинные костюмы,
говорить, читать и писать по-арабски. В 1568 г. мориски Андалусии подняли
восстание, которое было подавлено только в 1571 г., причём мужчин поголовно
истребляли, а женщин и детей тысячами продавали в рабство.