рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалка: Конституционное право России

 

9. Принцип разделения властей и единство государственной власти в РФ

Принцип разделения властей получил свое воплощение в РФ в последнее десятилетие, в ходе осуществления демократических реформ. Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами может быть установлен в государстве демократический режим правления. Как известно, существуют три основные функции государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства. Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее источником в РФ является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций между различными государственными органами: законодательными, исполнительными и судебными. Конституционный принцип, в соот с которым "государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную" (ст. 10 Конституции РФ), предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти. В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений получила название системы "сдержек и противовесов" и в той или иной мере применяется в большинстве демократических государств. Особенностью РФ является то, что Президент, являясь главой государства, в полной мере не входит в систему разделения властей. Одной из важнейших задач Президента является координация деятельности всех ветвей власти в России. Для этого он наделён конституционными нормами различными полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной, и даже в судебной области. На федеральном уровне система разделения властей выглядит следующим образом: законодательная власть Федеральное Собрание РФ, исполнительная власть - Президент РФ (с вышеназванными оговорками), Правительство РФ, судебная власть – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно, с учётом положения ст. 71, 72 Конституции

Народовластие. Власть сложное политико-правовое и психологическое явление. Власть народа вид соц власти которая обеспечивает выражение воли и реализацию интересов народа. Необходимым условием осуществления народовластия является демократический, политический режим (ст 1 КРФ). Демократия имеет несколько форм проявления: политический режим, политическое мировоззрение, политический процесс. Демократия представляет собой совокупность определённых институтов, процедур обеспечивающих функционирование всей системы в соот с принципами народовластия. Принципами народовластия выступают: признание народа источником власти ; равноправие граждан; подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении; право культурных, этических и др меньшинств выражать собственные интересы в политическом процессе использовать родной язык и культуру. Формальная демократия – гос власть формально принадлежит народу, а все рычаги управления находятся в руках узкой властвующей группировки. Реальная – существует в том случае, когда действует в интересах народа, народ принимает активное участие в её реализации. Ч 2 ст3 закрепляет две формы осуществления народовластия: прямая (непосредственная) демократия (форма непосредственного волеизъявления народа) и представительная (осуществление народовластия через выборных полномочных представителей).

 

10. Конституционные основы многопартийности и политического плюрализма в России

Признание в России политического многообразия закреплено в ст. 13 Конституции РФ. Плюрализм означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами. Никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе. Под политическим плюрализмом понимается, прежде всего, многопартийность — система власти, основанная на взаимодействии и "противовесах" партий и объединений. Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках Конституции всех политических сил с помощью различных средств.

Будучи одним из видов общественных объединений граждан, политические партии являются тем инструментом, посредством которого может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны. От других общественных объединений, действующих на политической арене (профессиональных, предпринимательских союзов), партии отличаются тем, что открыто, борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него — всем обществом. В июне 2001 г. впервые в советской и российской истории принят Федеральный закон о политических партиях. Ныне Российским государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Вышеназванный Закон под партией понимает "общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления" (ст. 3). Законодательными нормами установлены конкретные организационно-правовые требования, которым должна отвечать любая российская политическая партия (существование определенного числа региональных отделений, наличие минимального числа членов и др.). Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым ?ам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов на выборах в представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе. О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий. Партия организуется по инициативе учредителей (физических или юридических лиц) и может начать легальную деятельность после регистрации ее устава в Министерстве юстиции РФ. Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий. Однако законами РФ устанавливаются ограничения права на членство в политических партиях для судей, работников правоохранительных органов, военнослужащих и государственных служащих. Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.

 

11. Конституция РФ 1993 года

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, содержит два раздела, 9 глав и 137 статей. Глава 1- основы конституционного строя, гл. 2- права и свободы человека и гражданина, 3- федеративное устройство, 4- президент РФ, 5- федеральное собрание, 6- правительство РФ, 7- судебная власть, 8 – местное самоуправление, 9- конституционные поправки и пересмотр конституции. Функции: 1) Воспитательная - яв. основой формирования конституционного правосудия. 2)организационная – устанавливает систему гос. власти, а также формы взаимоотношений между ними. 3) Соц.- экономического партнёрство – основной закон выступает в качестве механизма равновесия между трудом и капиталом, свободой экономической деятельности и гос. регулирования экономики. 4) Правозащитная – закрепляет права и свободы граждан, а также механизмы их реализации и защиты. 5) Геополитическая – определяет национальные внешнеполитические интересы гос., обеспечивает территориальную целостность гос.6) Программная – определяет перспективы законотворческой деятельности 7) Политическая 8) Юридическая. Особенности: 1) КРФ впервые утверждает идеи конституционализма, закрепляет основы конституционного строя. 2) КРФ содержит достаточно полный перечень прав и свобод граждан, она признаёт естественные права чела. 3) В КРФ отсутствуют подробные регулирования основ общественного строя, утверждается концепция гражданского общества 4) КРФ закрепляет отдельные элементы регулирования экономических отношений, в основном законе нет спец. главы посвященной экономической системе. 5) В КРФ характеризуется расширение объёма конституционного регулирования закреплением новых институтов. 6) КРФ закрепляет общепринятые принципы и нормы международного права в качестве правовой системы РФ

12. Конституция РФ: понятие, сущность, юридические свойства. Конституция РФ

(от лат. — устанавливаю, учреждаю) — основной закон Российского государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы нового постсоциалистического конституционного строя, организацию государственной власти. Первые конституционные акты в современном понимании были приняты в конце 'XVIII в. (США, Франция, Польша). Обычно Конституция — явление демократического порядка, она принимается народом (или при его участии) и ограничивает институты власти. Ее сущность большинство авторов определяют как баланс основных социальных интересов, представленных в обществе. Близко к этому понимание сущности Конституции как проявления социального плюрализма, политического компромисса. В действующих конституционных нормах отражены некоторые исходные начала концепции естественного права (ст. 2, ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 21, ст. 35 и др.), признаны и гарантированы права и свободы человека и гражданина в соот с международно-правовыми стандартами, закреплены принципы и идеалы демократического, федеративного, правового и социального государства. Уникальный статус Конституции России в правовой системе обусловлен следующими основными факторами: 1. Характером регулируемых им общественных отношений, которые по своему содержанию являются конституционными и по большей части изначальными, первичными. Целенаправленным воздействием на развитие законодательства, всех источников права. Наивысшей юридической силой. Высокой степенью нормативного обобщения. Прямым действием. Структура Конституции РФ — краткая преамбула, два раздела, первый раздел охватывает 9 глав и объединяет 137 статей, второй раздел содержит заключительные и переходные положения. Видная роль в новом конституционном регулировании принадлежит главе ^озаглавленной "Основы конституционного строя", своего рода Основному Закону в миниатюре. Юридические свойства Конституции понимаются в литературе неоднозначно, чаще всего как качества, детерминирующие ее особую правовую природу и делающие основным законом. Обычно выделяют нормативность, наивысшую юридическую силу, специальный порядок принятия и изменения конституционных норм.


13. Юридические свойства Конституции РФ

– основные обусловленные правовой природой данного нормативного акта юридические характеристики. Свойства: 1) высшая юридическая сила конституции проявляется в том, что во-первых её нормы обладают верховенством по отношению к нормам других отраслей права, во-вторых законы и подзаконные акты должны приниматься органами предусмотренными в Конституции и в соот с установленной конституцией. Конституция представляет собой юридический способ закрепления высших правовых предписаний. Нормы КРФ применяются на всей территории РФ (ст.15). Высшая юридическая сила объясняется также тем, что она содержит политико-юридическое решение наиболее важных проблем общества и государства. 2) Учредительный характер. Нормы КРФ закрепляют основу гос-ва и обще-ого устройства, учреждают гос. институты, через которые реализуется гос. власть. 3) Нормативность предписаний. Обеспечивает упорядочений общественных отношений. Несмотря на особенности внешнего выражения кон-ые нормы определяют цели, способы, условия поведения соц. субъекта. 4) Прямое действие. Различают две основные формы –самостоятельное; -действие норм конституции совместно с нормами других отраслей права

14. Россия - суверенное гос-во

Гос суверенитет используется, как основа жизнедеятельности проживающего на данной территории народа. Гос-во ядро политической системы. Такая роль гос-ва вытекает из обладания им государственным суверенитетом. Существует несколько концепций госго суверенитета:

1.      Количественная концепция - суверенитет это сумма всех прав и полномочий гос-ва. Суверенитет может быть ограниченным, если гос-во передает кому-то часть своих полномочий.

2.      Качественная - суверенитет это неотъемлемое свойство гос-ва: быть верховным внутри страны, независимым на международной арене и выражать единую властную волю (единую государственную власть).

3.      Другая интерпретация качественного принципа выражается в том, что суверенитет это неотъемлемый признак гос-ва (проявляется в том, что гос власть верховная и единая), но гос-ва в абстракции как такового нет, в действительности оно выступает в лице государственных органов.

Качественная концепция говорит, что нельзя ограничивать гос суверенитет. У госго суверенитета как у качественной категории есть количественное содержание - это компетенция гос-ва или полномочия госй власти. Но компетенцию гос-ва нельзя сводить к одним полномочиям, т.к. нет ясности в предметах ведения. Поэтому компетенция складывается из полномочий и предмета ведения, иными словами, компетенцию образуют полномочия гос-ва реализуемые в соответствующих сферах ведения. Грань перехода количества в качества находится там, где суверенитет гос-ва связывается с компетенцией гос-ва посредством суверенных признаков гос-ва.

Суверенные признаки гос-ва - это минимум суверенных прав, без которых суверенитет гос-ва не может существовать. В эти признаки входит:

1.      Учредительная власть - это власть по учреждению важнейших экономических, социальных и полит. ценностей, осуществляется органами госй власти и в указанных в законе случаях непосредственно населением.

2.      Собственная территория - которая очерчена госй границей.

3.      Территориальное верховенство - а) власть в государстве распространяется на всю его территорию; б) территория гос-ва не может меняться без его согласия.

4.      Собственная система органов госй власти.

5.      К. и собственное отраслевое законодательства - К. правления, гражданское и уголовно-правовое, процессуальное и законодательство о судоустройстве.

1.      Наличие собственной денежной и эмиссионной системы.

2.      Наличие собственной налоговой системы и бюджета.

3.      Наличие вооруженных сил.

4.      Осуществление внешнеполитической деятельности, наличие дипломатических представительств, участие в деятельности международных организаций.

5.      Наличие государственных символов (герба, флага и гимна гос-ва).

15. Российская Фед - демократическое, правовое гос-во с республиканской формой правления

Основные принципы сформулированы в ст.5 К. РФ:

1. Равноправие субъектов РФ - в К. перечислены равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Равноправие здесь имеется в виду не в смысле равных прав, а в смысле равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами госй власти.

2. Гос целостность РФ - территория РФ неделима и её субъекты правом сецессии не обладают.

3. Единство системы госй власти - она одна и представляет собой единую систему, дробление которой приведет к ее уничтожению.

4. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами госй власти РФ и субъектами РФ. В мировой практике известны несколько способов разграничения:

a.       Дается исчерпывающее определение федеральной сферы ведения, а все остальное относится к ведению субъектов.

b.      Исчерпывающе определяется сфера ведения субъектов.

c.       Выделяется федеральная сфера и сфера совместного ведения, все остальное принадлежит субъекту (именно такие отношения закреплены в К. РФ).

5. Равноправие и самоопределение народов в РФ - это значит, что каждая национальность может самоопределяться, но без сепарации (отделения от РФ).

Политическая система российского общества - это механизм народовластия, при помощи которого политическая воля народа преобразуется в его политическую власть. В состав политической системы входят институты политической власти и в первую очередь гос-во. Среди институтов политической власти оно занимает особое место, так как только оно обладает возможностями осуществлять свою власть суверенно, т.е. верховенство, независимо и самостоятельно. В необходимых случаях его власть опирается на аппарат принуждения. При этом гос-во - это основной субъект правотворчества: без него не могут издаваться правовые нормы.

Современное российское гос-во - это гос-во демократическое, т.е. выражающее волю большинства народа. В идеале же оно должно стать правовым К. гос-вом, т.е. не просто демократическим, но и функционирующим на основе реального верховенства права, ограждающего граждан от произвола власти. Оно также является социальным, т.е. должно обеспечивать социальное равенство и социальную справедливость. Наконец, российское гос-во является светским, поскольку церковь от него отделена.

По форме правления Российская Фед - президентская республика, прежде всего потому, что именно всенародно избираемый Президент определяет основные направления политики гос-ва. Вместе с тем она содержит и некоторые черты парламентской республики (наличие председателя Привит-ва, возможность роспуска парламента, выражения парламентского недоверия Правительству и др.)

Демократической сущностью гос-ва обеспечивается развитие гражданского общества - системы, способной развиваться в условиях относительной самостоятельности, когда каждый индивидуум ощущает себя не только физическим лицом, но и самодеятельным членом общества. Гражданское общество не допускает тоталитарного вмешательства гос-ва во все сферы жизни, способно к самоуправлению. Само же демократическое гос-во, в отличие от тоталитарного, не противостоит обществу и человеку, оно существует для общества и человека, обслуживает их потребности.

В рамках политической системы с демократическим гос-вом тесно взаимодействуют многочисленные общественные объединения: политические партии, социально-экономические организации работников и предпринимателей, творческие и иные ассоциации, строящие свою организацию и деятельность на строго добровольной основе. Общественные объединения не ставят перед собой чисто коммерческие или конфессиональные (религиозные) цели. Они могут возникать самостоятельно, но те из них, которые не желают регистрироваться в органах Министерства юстиции, не получают прав юридического лица, т.е. не могут непосредственно вступать в правоотношения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.