9. Принцип
разделения властей и единство государственной власти в РФ
Принцип разделения
властей получил свое воплощение в РФ в последнее десятилетие, в ходе
осуществления демократических реформ. Главное содержание этого принципа состоит
в том, что только при условии разделения функций государственной власти между
самостоятельными государственными органами может быть установлен в государстве
демократический режим правления. Как известно, существуют три основные функции
государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, поэтому
каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами
государства. Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина,
ее источником в РФ является многонациональный народ России. Ни один из
государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению
суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о
распределении функций между различными государственными органами:
законодательными, исполнительными и судебными. Конституционный принцип, в соот
с которым "государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения
на законодательную, исполнительную и судебную" (ст. 10 Конституции РФ),
предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти. В пределах
своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы
самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг
с другом. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала
только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений
получила название системы "сдержек и противовесов" и в той или иной
мере применяется в большинстве демократических государств. Особенностью РФ
является то, что Президент, являясь главой государства, в полной мере не входит
в систему разделения властей. Одной из важнейших задач Президента является
координация деятельности всех ветвей власти в России. Для этого он наделён конституционными
нормами различными полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной,
и даже в судебной области. На федеральном уровне система разделения властей
выглядит следующим образом: законодательная власть Федеральное Собрание РФ,
исполнительная власть - Президент РФ (с вышеназванными оговорками),
Правительство РФ, судебная власть – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший
Арбитражный Суд РФ. На уровне субъектов Федерации государственную власть
осуществляют образуемые ими органы государственной власти, структура и
компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно, с учётом
положения ст. 71, 72 Конституции
Народовластие. Власть
сложное политико-правовое и психологическое явление. Власть народа вид соц
власти которая обеспечивает выражение воли и реализацию интересов народа.
Необходимым условием осуществления народовластия является демократический,
политический режим (ст 1 КРФ). Демократия имеет несколько форм проявления:
политический режим, политическое мировоззрение, политический процесс.
Демократия представляет собой совокупность определённых институтов, процедур
обеспечивающих функционирование всей системы в соот с принципами народовластия.
Принципами народовластия выступают: признание народа источником власти ;
равноправие граждан; подчинение меньшинства большинству при принятии решений и
их выполнении; право культурных, этических и др меньшинств выражать собственные
интересы в политическом процессе использовать родной язык и культуру.
Формальная демократия – гос власть формально принадлежит народу, а все рычаги
управления находятся в руках узкой властвующей группировки. Реальная –
существует в том случае, когда действует в интересах народа, народ принимает
активное участие в её реализации. Ч 2 ст3 закрепляет две формы осуществления
народовластия: прямая (непосредственная) демократия (форма непосредственного
волеизъявления народа) и представительная (осуществление народовластия через
выборных полномочных представителей).
10. Конституционные
основы многопартийности и политического плюрализма в России
Признание в России
политического многообразия закреплено в ст. 13 Конституции РФ. Плюрализм
означает возможность свободного сосуществования в обществе различных
политических взглядов, школ, идеологий, политических партий и организаций с
неодинаковыми целями и программами. Никакая идеология в России не может
устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная
ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность
к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей,
терпимость по отношению ко всем группам в обществе. Под политическим
плюрализмом понимается, прежде всего, многопартийность — система власти,
основанная на взаимодействии и "противовесах" партий и объединений.
Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках
Конституции всех политических сил с помощью различных средств.
Будучи одним из видов
общественных объединений граждан, политические партии являются тем
инструментом, посредством которого может осуществляться политическая
деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны. От других
общественных объединений, действующих на политической арене (профессиональных, предпринимательских
союзов), партии отличаются тем, что открыто, борются за места в парламенте и
правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через
него — всем обществом. В июне 2001 г. впервые в советской и российской истории
принят Федеральный закон о политических партиях. Ныне Российским государством
гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от
изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и
задач. Вышеназванный Закон под партией понимает "общественное объединение,
созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством
формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и
политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления
интересов граждан в органах государственной власти и органах местного
самоуправления" (ст. 3). Законодательными нормами установлены конкретные
организационно-правовые требования, которым должна отвечать любая российская
политическая партия (существование определенного числа региональных отделений,
наличие минимального числа членов и др.). Основными целями политической партии
являются: формирование общественного мнения; политическое образование и
воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым ?ам общественной жизни,
доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной
власти; выдвижение кандидатов на выборах в представительные органы местного самоуправления,
участие в выборах в указанные органы и в их работе. О многопартийной системе
можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть
участвуют более двух политических партий. Партия организуется по инициативе
учредителей (физических или юридических лиц) и может начать легальную
деятельность после регистрации ее устава в Министерстве юстиции РФ. Принцип
добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых
политических партий. Однако законами РФ устанавливаются ограничения права на
членство в политических партиях для судей, работников правоохранительных
органов, военнослужащих и государственных служащих. Конституция запрещает
создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или
действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного
строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание
вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и
религиозной вражды. Не допускается создание политических партий по признакам
профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.
11. Конституция РФ 1993 года
Принята всенародным голосованием 12
декабря 1993 года, содержит два раздела, 9 глав и 137 статей. Глава 1- основы конституционного
строя, гл. 2- права и свободы человека и гражданина, 3- федеративное
устройство, 4- президент РФ, 5- федеральное собрание, 6- правительство РФ, 7-
судебная власть, 8 – местное самоуправление, 9- конституционные поправки и
пересмотр конституции. Функции: 1) Воспитательная - яв. основой формирования
конституционного правосудия. 2)организационная – устанавливает систему гос.
власти, а также формы взаимоотношений между ними. 3) Соц.- экономического
партнёрство – основной закон выступает в качестве механизма равновесия между
трудом и капиталом, свободой экономической деятельности и гос. регулирования
экономики. 4) Правозащитная – закрепляет права и свободы граждан, а также
механизмы их реализации и защиты. 5) Геополитическая – определяет национальные
внешнеполитические интересы гос., обеспечивает территориальную целостность
гос.6) Программная – определяет перспективы законотворческой деятельности 7)
Политическая 8) Юридическая. Особенности: 1) КРФ впервые утверждает идеи
конституционализма, закрепляет основы конституционного строя. 2) КРФ содержит
достаточно полный перечень прав и свобод граждан, она признаёт естественные
права чела. 3) В КРФ отсутствуют подробные регулирования основ общественного
строя, утверждается концепция гражданского общества 4) КРФ закрепляет отдельные
элементы регулирования экономических отношений, в основном законе нет спец.
главы посвященной экономической системе. 5) В КРФ характеризуется расширение
объёма конституционного регулирования закреплением новых институтов. 6) КРФ
закрепляет общепринятые принципы и нормы международного права в качестве
правовой системы РФ
12. Конституция РФ:
понятие, сущность, юридические свойства. Конституция РФ
(от лат. —
устанавливаю, учреждаю) — основной закон Российского государства, регулирующий
важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством,
закрепляющий основы нового постсоциалистического конституционного строя,
организацию государственной власти. Первые конституционные акты в современном
понимании были приняты в конце 'XVIII в. (США, Франция, Польша). Обычно
Конституция — явление демократического порядка, она принимается народом (или
при его участии) и ограничивает институты власти. Ее сущность большинство
авторов определяют как баланс основных социальных интересов, представленных в
обществе. Близко к этому понимание сущности Конституции как проявления
социального плюрализма, политического компромисса. В действующих
конституционных нормах отражены некоторые исходные начала концепции
естественного права (ст. 2, ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 21, ст. 35 и др.), признаны и
гарантированы права и свободы человека и гражданина в соот с
международно-правовыми стандартами, закреплены принципы и идеалы
демократического, федеративного, правового и социального государства. Уникальный
статус Конституции России в правовой системе обусловлен следующими основными
факторами: 1. Характером регулируемых им общественных отношений, которые по
своему содержанию являются конституционными и по большей части изначальными,
первичными. Целенаправленным воздействием на развитие законодательства, всех
источников права. Наивысшей юридической силой. Высокой степенью нормативного
обобщения. Прямым действием. Структура Конституции РФ — краткая преамбула, два
раздела, первый раздел охватывает 9 глав и объединяет 137 статей, второй раздел
содержит заключительные и переходные положения. Видная роль в новом
конституционном регулировании принадлежит главе ^озаглавленной "Основы
конституционного строя", своего рода Основному Закону в миниатюре.
Юридические свойства Конституции понимаются в литературе неоднозначно, чаще
всего как качества, детерминирующие ее особую правовую природу и делающие
основным законом. Обычно выделяют нормативность, наивысшую юридическую силу,
специальный порядок принятия и изменения конституционных норм.
13. Юридические
свойства Конституции РФ
– основные обусловленные
правовой природой данного нормативного акта юридические характеристики. Свойства:
1) высшая юридическая сила конституции проявляется в том, что во-первых её
нормы обладают верховенством по отношению к нормам других отраслей права,
во-вторых законы и подзаконные акты должны приниматься органами
предусмотренными в Конституции и в соот с установленной конституцией.
Конституция представляет собой юридический способ закрепления высших правовых
предписаний. Нормы КРФ применяются на всей территории РФ (ст.15). Высшая
юридическая сила объясняется также тем, что она содержит политико-юридическое
решение наиболее важных проблем общества и государства. 2) Учредительный
характер. Нормы КРФ закрепляют основу гос-ва и обще-ого устройства, учреждают
гос. институты, через которые реализуется гос. власть. 3) Нормативность
предписаний. Обеспечивает упорядочений общественных отношений. Несмотря на
особенности внешнего выражения кон-ые нормы определяют цели, способы, условия
поведения соц. субъекта. 4) Прямое действие. Различают две основные формы
–самостоятельное; -действие норм конституции совместно с нормами других
отраслей права
14. Россия - суверенное гос-во
Гос
суверенитет используется, как основа жизнедеятельности проживающего на данной
территории народа. Гос-во ядро политической системы. Такая роль гос-ва вытекает
из обладания им государственным суверенитетом. Существует несколько концепций
госго суверенитета:
1. Количественная
концепция - суверенитет это сумма всех прав и полномочий гос-ва. Суверенитет
может быть ограниченным, если гос-во передает кому-то часть своих полномочий.
2. Качественная
- суверенитет это неотъемлемое свойство гос-ва: быть верховным внутри страны,
независимым на международной арене и выражать единую властную волю (единую
государственную власть).
3. Другая
интерпретация качественного принципа выражается в том, что суверенитет это неотъемлемый
признак гос-ва (проявляется в том, что гос власть верховная и единая), но гос-ва
в абстракции как такового нет, в действительности оно выступает в лице государственных
органов.
Качественная
концепция говорит, что нельзя ограничивать гос суверенитет. У госго
суверенитета как у качественной категории есть количественное содержание - это
компетенция гос-ва или полномочия госй власти. Но компетенцию гос-ва нельзя
сводить к одним полномочиям, т.к. нет ясности в предметах ведения. Поэтому
компетенция складывается из полномочий и предмета ведения, иными словами,
компетенцию образуют полномочия гос-ва реализуемые в соответствующих сферах
ведения. Грань перехода количества в качества находится там, где суверенитет
гос-ва связывается с компетенцией гос-ва посредством суверенных признаков
гос-ва.
Суверенные
признаки гос-ва - это минимум суверенных прав, без которых суверенитет гос-ва
не может существовать. В эти признаки входит:
1. Учредительная
власть - это власть по учреждению важнейших экономических, социальных и полит.
ценностей, осуществляется органами госй власти и в указанных в законе случаях
непосредственно населением.
2. Собственная
территория - которая очерчена госй границей.
3. Территориальное
верховенство - а) власть в государстве распространяется на всю его территорию;
б) территория гос-ва не может меняться без его согласия.
4. Собственная
система органов госй власти.
5. К.
и собственное отраслевое законодательства - К. правления, гражданское и
уголовно-правовое, процессуальное и законодательство о судоустройстве.
1. Наличие
собственной денежной и эмиссионной системы.
2. Наличие
собственной налоговой системы и бюджета.
3. Наличие
вооруженных сил.
4. Осуществление
внешнеполитической деятельности, наличие дипломатических представительств,
участие в деятельности международных организаций.
5. Наличие
государственных символов (герба, флага и гимна гос-ва).
15. Российская Фед - демократическое, правовое гос-во с
республиканской формой правления
Основные
принципы сформулированы в ст.5 К. РФ:
1.
Равноправие субъектов РФ - в К. перечислены равноправные субъекты РФ:
республики, края, области, города федерального значения, автономная область и
автономные округа. Равноправие здесь имеется в виду не в смысле равных прав, а
в смысле равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами
госй власти.
2.
Гос целостность РФ - территория РФ неделима и её субъекты правом сецессии не
обладают.
3.
Единство системы госй власти - она одна и представляет собой единую систему,
дробление которой приведет к ее уничтожению.
4.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами госй власти РФ и
субъектами РФ. В мировой практике известны несколько способов разграничения:
a. Дается
исчерпывающее определение федеральной сферы ведения, а все остальное относится
к ведению субъектов.
b. Исчерпывающе
определяется сфера ведения субъектов.
c. Выделяется
федеральная сфера и сфера совместного ведения, все остальное принадлежит
субъекту (именно такие отношения закреплены в К. РФ).
5. Равноправие и самоопределение народов в РФ - это значит,
что каждая национальность может самоопределяться, но без сепарации (отделения
от РФ).
Политическая
система российского общества - это механизм народовластия, при помощи которого
политическая воля народа преобразуется в его политическую власть. В состав
политической системы входят институты политической власти и в первую очередь
гос-во. Среди институтов политической власти оно занимает особое место, так как
только оно обладает возможностями осуществлять свою власть суверенно, т.е. верховенство,
независимо и самостоятельно. В необходимых случаях его власть опирается на аппарат
принуждения. При этом гос-во - это основной субъект правотворчества: без него
не могут издаваться правовые нормы.
Современное
российское гос-во - это гос-во демократическое, т.е. выражающее волю
большинства народа. В идеале же оно должно стать правовым К. гос-вом, т.е. не
просто демократическим, но и функционирующим на основе реального верховенства
права, ограждающего граждан от произвола власти. Оно также является социальным,
т.е. должно обеспечивать социальное равенство и социальную справедливость. Наконец,
российское гос-во является светским, поскольку церковь от него отделена.
По
форме правления Российская Фед - президентская республика, прежде всего потому,
что именно всенародно избираемый Президент определяет основные направления
политики гос-ва. Вместе с тем она содержит и некоторые черты парламентской
республики (наличие председателя Привит-ва, возможность роспуска парламента,
выражения парламентского недоверия Правительству и др.)
Демократической
сущностью гос-ва обеспечивается развитие гражданского общества - системы,
способной развиваться в условиях относительной самостоятельности, когда каждый
индивидуум ощущает себя не только физическим лицом, но и самодеятельным членом
общества. Гражданское общество не допускает тоталитарного вмешательства гос-ва
во все сферы жизни, способно к самоуправлению. Само же демократическое гос-во,
в отличие от тоталитарного, не противостоит обществу и человеку, оно существует
для общества и человека, обслуживает их потребности.
В рамках политической
системы с демократическим гос-вом тесно взаимодействуют многочисленные
общественные объединения: политические партии, социально-экономические
организации работников и предпринимателей, творческие и иные ассоциации,
строящие свою организацию и деятельность на строго добровольной основе.
Общественные объединения не ставят перед собой чисто коммерческие или
конфессиональные (религиозные) цели. Они могут возникать самостоятельно, но те
из них, которые не желают регистрироваться в органах Министерства юстиции, не
получают прав юридического лица, т.е. не могут непосредственно вступать в
правоотношения