рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалка: Конституционное право России

 

16. Конституционный строй РФ: понятие и элементы

Конституционный строй (в узком смысле) — это способ организации государства, закрепленный в его Конституции и получающий дальнейшую регламентацию в текущем законодательстве. Конституционный строй (в широком смысле) — это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, регулируемых главным образом нормами Конституции, возникающих в процессе организации органов государственной власти, государственного устройства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством. В основу современного понятия конституционного строя положены три главные категории — власть, суверенитет, свобода личности. Наличие в государстве Конституции не всегда означает, что в нем установлен конституционный строй. Конституционное государство характеризуется прежде всего приоритетом прав личности, подчинением праву всех органов государства, должностных лиц и граждан. Центральное место в системе конституционного права занимают положения специфического характера — основы конституционного строя. Основы конституционного строя — это основополагающие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Они представляют собой концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу важных принципиальных : определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества для их взаимодействия. В категории "основы конституционного строя" можно выделить следующие элементы, которые нашли свое выражение в статьях гл. 1 Российской Конституции. Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4). Гуманный статус человека (ст. 2, 6). Народовластие (ст. 3, 12). Федерализм (ст. 5). Социальное государство ст. 7). Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8,9). Разделение властей (ст. 10, 11). Идеологическое многообразие (ст. 13). Светское государство (ст. 14). Целостность и незыблемость основ конституционного строя, РФ (ст. 15, 16).

27. Понятие, сущность и принципы российского гражданства. В юридической науке понятие "гражданство" имеет различные значения: субъективное право гражданина принадлежать к определенному государству; правоотношение, содержание которого составляют взаимные права и обязанности государства и гражданина; правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства. Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных Прав и свобод человека. Основные принципы российского гражданства закреплены в Конституции РФ и Федеральном законе "О гражданстве РФ". При этом они не могут содержать положения, ограничивающие права граждан по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соот с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Это означает, что все лица, имеющие российское гражданство, обладают одинаковым конституционно-правовым статусом независимо от времени и способов его приобретения.

?ы гражданства относятся к исключительному ведению РФ, что гарантирует единство российского гражданства. Российское гражданство — гражданство открытое и не зависит от расы, языка, национальности и других обстоятельств. Приобретение или утрата российского гражданства связаны с волеизъявлением гражданина, а не с политической обстановкой в стране или желания должностных лиц государственных органов. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ). Закрепление в конституционных нормах принципа политического и идеологического многообразия (ст. 13) исключило возможность высылки по политическим мотивам, так как граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры к ее пропаганде и реализации. Гражданин не может быть выслан за пределы страны или выдан другому государству (ст. 61 Конституции РФ). РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Это одно из главных преимуществ гражданина государства перед лицом без гражданства: государство заботится о своих гражданах, оказывает им всяческую помощь как внутри страны, так и за ее пределами. Кроме того, поощряется приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории России. После долгих лет отрицания в России признается двойное гражданство, означающее, что гражданин РФ одновременно может иметь гражданство другого государства. Все вышеперечисленные конституционные принципы российского гражданства являются основой для .всего законодательства о гражданстве.

 

17. Приобретение российского гражданства

Российское гражданство приобретается следующими способами :по рождению; в результате приема в гражданство; восстановлением в гражданстве; выбором гражданства (оптацией) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; 5)по иным основаниям, предусмотренным законом. Приобретение гражданства по рождению называется филиацией. Гражданство приобретается на основе принципов "права крови" или "права почвы". В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, а во втором — ребенок становится гражданином того государства, на территории которого родился, вне зависимости от гражданства родителей. В законодательстве большинства современных государств предусматривается смешанная система, при которой преобладающее значение "права крови" сочетается с известным влиянием "права почвы". К таким государствам относится и РФ. Ребенок приобретает гражданство по рождению: если оба родителя являются российскими гражданами, независимо от места его рождения; когда один родитель — гражданин РФ, а другой — лицо без гражданства, независимо от места его рождения; когда один родитель — гражданин РФ, а другой — иностранец, а ребенок родился на территории России, в ином случае он станет лицом без гражданства; оба родителя, проживающие на территории России, являются иностранцами или лицами без гражданства, ребенок родился на территории России, а иностранное государство не предоставляет ему свое гражданство. Ребенок, который находится на территории России и родители его неизвестны, также будет считаться гражданином РФ, если его родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Широко распространенным во всем мире способом приобретения гражданства является прием в гражданство. Прием в гражданство России производится как в общем, так и в упрощенном порядке. В общем порядке допускается прием в гражданство иностранцев и лиц без гражданства, достигших 18 лет. Это называется натурализацией. Натурализация осуществляется на основе личного ходатайства лица о предоставлении ему гражданства. В России такое ходатайство подается на имя Президента РФ и прием в гражданство оформляется в каждом отдельном случае актом главы государства. Условиями приема в гражданство являются: проживание на территории России на законных основаниях в течение пяти лет непрерывно; обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство; обладание законными средствами к существованию; отказ от прежнего гражданства иностранного государства; владение русским языком. Сроки проживания лица, ходатайствующего о приеме в гражданство, при определенных условиях могут быть сокращены. В упрощенном порядке допускается прием в гражданство тех лиц, которые имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя — гражданина России, а также если они имели гражданство Союза ССР, проживали или проживают в тех государствах, которые входили в состав Советского Союза и не получили гражданства этих государств. Кроме того, упрощенный порядок применяется в отношении детей, если хотя бы один из родителей имеет российское гражданство и ходатайствует о приобретении его ребенком. Одним из способов приобретения российского гражданства является восстановление в гражданстве лица, которое его имело, но по каким-то причинам утратило, при этом срок проживания на территории России сокращается до трех лет.

 

18. Прекращение российского гражданства

Кроме отношений по приобретению гражданства, федеральное законодательство регулирует и порядок прекращения гражданства РФ. Прекращение гражданства допускается только на основе добровольного желания лица. Гражданство РФ прекращается вследствие выхода из него по ходатайству гражданина. Закон устанавливает обстоятельства, препятствующие выходу из гражданства: невыполнение перед Российской Федерацией обязательств, установленных федеральным законом; привлечение лица компетентными органами в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо наличие в отношении него вступившего в законную силу и подлежащего исполнению обвинительного приговора суда; — отсутствие иного гражданства и гарантий его приобретения. Гражданство РФ прекращается также в результате негативной оптации, т.е. когда гражданин выбрал гражданство другого государства. Выход из гражданства может осуществляться в упрощенном, т.е. в регистрационном порядке. Основанием для рассмотрения ?а в таком порядке является иностранное гражданство одного из родителей. Только в одном случае закон предусматривает прекращение гражданства без согласия лица. Это относится только к натурализованным гражданам России, которые получили гражданство РФ на основе заведомо ложных сведений или фальшивых документов. Факт обмана устанавливается судом. Однако в соот с принципом индивидуальной ответственности за вину решение об отмене предоставления российского гражданства не распространяется на членов семьи лица, которое было уличено в предоставлении фальшивых документов, если они не знали об этом.

 

19. Экономических, социальных и культурные права граждан РФ

Экономические, социальные и культурные права олицетворяют собой второе поколение прав человека, которое возникло в значительной мере на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящихся за улучшение своего положения. (Впервые они были закреплены в Конституции РСФСР 1918 г.) Особенности данных прав: для них характерно такое общее свойство, как единство материального (экономического и социально-культурного) содержания; нередко выступают как права-гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод; имеют общесоциальную направленность, так как выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости; требуют более детальной конкретизации в текущем (трудовом, жилищном, гражданском и т.д.) законодательстве. Одни права претерпели существенное изменение (право на труд, на образование и т.п.), другие — оказались принципиально новыми для российской правовой системы (это прежде всего такие значимые для развития рыночной экономики права, как право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности). В обобщенном плане все главные изменения в содержании экономических, социальных и культурных прав можно проследить на основе анализа общей системы данной группы прав и свобод, получающих за- " крепление в Конституции 1993 г. Она позволяет представить социально-экономические права в виде системного единства (совокупности) следующих групп прав. 1.     Рыночно экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности:

право частной собственности (ч. 1 ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35); право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36); право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37). 2.    Социально-культурные права и свободы, способствующие духовному развитию граждан: право на образование (ч. 1 ст. 43), на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч. 2 ст. 43); право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч. 3 ст. 43); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44); свобода преподавания (ч. 1 ст. 44); право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44); право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44). 3. Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка: право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7);право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38); право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39); право на жилище (ч. 1 ст. 40), на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 41). 4.

Социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное (в том числе физиологическое) развитие личности: право на отдых (ч. 5 ст. 37); право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42). 5. Социально-экономические права, способствующие достижению социального партнерства в обществе: право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37).

 

20. Политических прав и свобод российских граждан

Важное место в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ принадлежит политическим правам и свободам. Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат так называемому первому поколению прав человека. Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека. Особенности данных прав: они тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан); в отличие от личных, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом; они самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием; являются способом привлечения каждого гражданина к народовластию (на уровне участия в реализации, как государственной власти, так и местного самоуправления). К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы: свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ); право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29); право на объединение (ст. 30); право граждан на проведение публичных мероприятий (ст. 31); право граждан на участие в управлении делами государства (ст. 32); право граждан на обращения (ст. 33). Если говорить об успехах демократических реформ в современной России, то в большой мере они связаны с установлением и частичным осуществлением именно политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полной реализации должна стать формирующаяся новая система народовластия демократической российской государственности.

КП граждан на участие в управлении делами государства. Прежде чем отвечать на данный ?, необходимо сначала кратко сказать о понятии политических прав и свобод и привести их систему. Наиболее общим, интегрирующим некоторые другие политические права и свободы, является право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ). Это право включает в себя несколько субъективных возможностей, которые, в свою очередь, можно рассматривать как самостоятельные политические права российских граждан. К ним относятся: 1) право, обеспечивающее участие граждан в формировании государственных органов власти и выражающееся в возможности гражданина избирать и быть избранным (граждане РФ участвуют в выборах добровольно, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании — ч. 1 ст. 81 Конституции РФ); право граждан на участие в референдуме и в других формах прямой демократии. Референдум как всенародное голосование по важнейшим ?ам государственной и общественной жизни является наряду с выборами высшим непосредственным выражением власти народа и, соответственно, формой политической свободы (порядок реализации этого права регламентирован в Федеральном конституционном законе "О референдуме РФ" 1995 г.); право граждан на осуществление местного самоуправления, которое получило конкретизацию в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 1995 г. и в Федеральном законе "Об основах муниципальной службы в РФ" 1998 г.; право граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе, что означает равенство исходных возможностей для занятия соответствующих должностей и недопустимость какой-либо дискриминации, закрепленное в Федеральном законе "Об основах государственной службы РФ" 1995 г. и в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 1995 г., Федеральном законе "Об основах муниципальной службы в РФ" 1998 г.; права граждан на участие в отправлении правосудия, которые могут быть реализованы путем занятия судебных должностей, а также участия в отправлении правосудия в качестве народных, присяжных и арбитражных заседателей и т.п. Право на участие в управлении государственными делами обычно гарантируется подлинно демократической организацией всей политической системы общества, Конституцией и текущим законодательством, всей практикой организации федеральных и региональных институтов власти. Непременным условием осуществления данного права является активная жизненная позиция человека, его желание гармонично сочетать общественные, групповые и личные интересы, его инициатива действовать с принципиальных, глубоко осознанных позиций. 21. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

С точки зрения правового положения жителей государства обычно различают следующие их категории: собственно граждан, т.е. лиц, имеющих документальное подтверждение гражданства данного государства; иностранных граждан, т.е. лиц, имеющих документальные доказательства принадлежности к другому государству; лиц без гражданства (апатридов), т.е. лиц, не имеющих документов о принадлежности к какому-либо государству; лиц, имеющих двойное гражданство (бипатридов), т.е. лиц, обладающих наряду с гражданством данного государства гражданством другого государства в соот с национальным законом или международным договором. Во многих демократических государствах иностранцы по своему правовому положению в основном приравниваются к собственным гражданам (национальный режим), за отдельными изъятиями. В России 19 апреля 2002 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом. Например, они не подлежат призыву на военную службу, не могут занимать государственные должности, не имеют права проводить и участвовать в публичных мероприятиях на территории РФ и т.п. В соот с международными договорами РФ и упомянутым Федеральным законом иностранные граждане, достигшие 18 лет и обладающие активным избирательным правом, могут принимать участие в местном референдуме и выборах в органы местного самоуправления, если они проживают на территории данного муниципального образования. Законодательно определены три правовых режима пребывания иностранных граждан в нашей стране: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание. Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии российской визы. Однако Россия имеет право в ряде случаев отказать в получении визы. Срок временного пребывания иностранного гражданина на территории РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Без визы иностранец может находиться в России на законных основаниях в течение 90 суток. Временное проживание осуществляется по специальному разрешению в рамках квоты, устанавливаемой Правительством РФ, и не может превышать трех лет. Вид на жительство выдается сроком на пять лет иностранному гражданину, прожившему в России не менее одного года. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен еще на пять лет. Апатризм (состояние без гражданства) представляет собой нежелательное явление, поскольку отсутствие у лиц гражданства ставит их в невыгодное положение тем, что они не могут претендовать на защиту их прав каким-либо государством. В новом российском законе об иностранцах понятие "иностранный гражданин" подразумевает и понятие "лицо без гражданства" за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства установлены специальные правила, отличающиеся от правил, действующих для иностранных граждан. Политика мирового сообщества направлена на сокращение числа лиц без гражданства, а потому в настоящее время многие государства признали необходимость защищать апатридов, находящихся на их территории. Апатризм возникает у беженцев, которых вынуждают покидать родину. Причинами апатризма могут быть также борьба за власть внутри страны, вмешательство иностранных государств, вооруженные конфликты, антигуманные акты собственного правительства и демографическая ситуация. Ко всем категориям населения относятся обязанности соблюдения законов страны пребывания, уважения прав и интересов окружающих лиц. Новый российский закон о правовом положении иностранных граждан должен способствовать сокращению нелегальной миграции, которая ухудшает социально-экономическую и криминогенную ситуацию в России.

 

22. Выборы: юридическая природа, назначение и виды

Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.