рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалка: Отечественная история

Успехи в промышленности и в военном деле базировались на жестком нажиме на деревню, на выкачивании из нее средств. Доходы от колхоза составляли в среднем лишь 20,3 % денежных доходов семьи крестьянина, 22,4 % колхозов в 1950 г. вообще не выдавали денег на трудодни. Жили крестьяне главным образом за счет своего приусадебного участка. Они не имели паспортов, поэтому не могли покинуть деревню. За невыполнение нормы трудодней им грозила судебная ответственность. Поэтому не случайно к 1950 г. деревня только приблизилась к довоенному уровню.

Избранный в СССР вариант форсированного восстановления с опорой на внутренние ресурсы (а Западная Европа получила по плану Маршалла от США 13 млрд. долларов) и сверхконцентрация средств в тяжелой промышленности замедлили повышение жизненного уровня. К тому же в 1946 г. в результате сильной засухи страну постиг голод. Отмена карточной системы в 1947 г. и денежная реформа серьезно ударили по широким массам. Многие товары продавались по коммерческим ценам и были для них недоступны.

После смерти Сталина Председатель Совета Министров Маленков предпринял попытку проведения нового экономического курса, выразившегося в перенесении приоритетов с тяжелой промышленности на легкую и на сельское хозяйство, жилищное строительство. В сельском хозяйстве намечались мероприятия по повышению урожайности, включению фактора заинтересованности колхозников, а также распашка целинных и залежных земель.

Однако после прихода Хрущева к власти акцент сместился на освоение целины в надежде на быструю отдачу. Отвергнут был и курс на существенное перераспределение капиталовложений между отраслями в пользу отраслей группы “Б”. Но различия в экономической политике Маленкова и Хрущева не могли быть кардинальными в рамках существующего режима.

В период лидерства Хрущева проводились многочисленные реформаторские эксперименты. Все они сводились в основном к государственным программам (освоение целинных и залежных земель — освоено 40 млн. гектаров, эпопея по распространению посевов кукурузы, программа по животноводству) и реорганизации управленческих структур.

В 1954 г. было принято решение, направленное против разбухания управленческих штатов, ведомственности, бюрократизма. Было упразднено 200 главков и отделов министерств, десятки трестов, сотни снабженческих организаций.

В 1956 г. с целью децентрализации ряд министерств из союзных были реорганизованы в союзно-республиканские. В ведение республик было передано около 15 тысяч промышленных предприятий. Политику децентрализации венчала реформа 1957 г. по ликвидации отраслевых министерств и созданию территориальных советов народного хозяйства (совнархозов). Однако реформа не внесла качественных изменений в условия хозяйствования.

В целом в середине 50-х — начале 60-х годов развитие основных отраслей народного хозяйства было динамичным. В 1956— 1958 гг. темпы развития промышленности составили 10—15 %. В годы семилетки (1959—1965 гг.) удвоились основные промышленные фонды. Но вместе с тем снизились темпы развития легкой и пищевой промышленности. Это было связано с отставанием сельского хозяйства. Сыграли роль нарушение принципа материальной заинтересованности колхозников, ограничение подсобного хозяйства, волюнтаризм в управлении.

В социальной сфере были крупные позитивные сдвиги: рост заработной платы и потребления товаров. В 1964 г. были введены пенсии колхозникам. Жилой фонд страны вырос за годы семилетки на 40 %.

Таким образом, реорганизации середины 50-х — начала 60-х гг. отвечали назревшим потребностям. Объективно они были натравлены на ослабление командно-административной системы. Но в то же время они не предусматривали ее радикального преобразования. Менялись лишь формы функционирования этой системы, но существо ее оставалось незыблемым.

В середине 60-х гг. специалисты и хозяйственные руководители пришли к выводу о необходимости глубоких экономических реформ. Новое руководство во главе с Брежневым вынуждено было пойти на хозяйственную реформу (1965 г.). Суть ее заключалась в усилении экономических рычагов, расширении самостоятельности предприятий. Сокращалось число директивно планируемых показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет. Одновременно был восстановлен отраслевой принцип управления промышленностью. Реформа дала импульс развитию экономики, несколько повысив темпы роста производства в восьмой пятилетке. Однако будучи непоследовательной и выхолощенной в ходе реализации, реформа свертывается.

В 70-е гг. происходит неуклонное скатывание советской экономики к стагнации (т.е. застою). От восьмой (1966—1970 гг.) к одиннадцатой (1981—1985 гг.) пятилетке неуклонно снижались основные экономические показатели, темпы роста валового общественного продукта.

Особенно неблагоприятно выглядело экономическое развитие СССР на фоне мировой экономики. Развитые страны Запада переходили в 1970—1980-е годы к новому информационному (постиндустриальному) обществу, характеризующемуся резким увеличением роли непроизводственной (особенно образовательной) сферы, индустриализацией потребления.

В отличие от аграрного и индустриального общества, где главным богатством был “осязаемый” капитал (земля, фабрики и т.д.), на эту роль все более начинают претендовать знания, информация. В промышленности происходит свертывание “традиционных отраслей” (добывающая промышленность, металлургия, некоторые сферы машиностроения и т. д.). Осуществляется переход к ресурсосберегающим технологиям, наукоемким производствам (микроэлектроника, информатика, робототехника, новые материалы, биотехнология). СССР по-прежнему осуществлял расширенное воспроизводство индустриальной структуры с упором на традиционные отрасли. Экстенсивный характер развития советской экономики резко ограничивал возможности решения социальных задач. Доля средств, шедших на социальные нужды, из-за нараставших экономических трудностей, продолжавшейся концентрации средств в тяжелей и военной промышленности, снижалась. С начала 70-х гг. в СССР перестала увеличиваться средняя продолжительность жизни и начала расти детская смертность.

Конечно, в годы “застоя” произошел сдвиг в повышении благосостояния советских граждан. Тем не менее доля фонда заработной платы в национальном доходе, созданном в промышленности, составляла на Западе 60—80 % (в США в 1985 г. — 64 %), а в СССР в 1985 г. — 36,5 %. По уровню потребления на душу населения СССР занимал лишь 77-е место.

Таким образом, начиная с 60-х гг. страны Запада оказались в состоянии перманентных, сменяющих друг друга технологических переворотов. Прогресс этих стран основывался на гибкой рыночной системе и на наукоемкой продукции. В СССР же воспроизводились устаревшие производства. Обострившаяся демографическая ситуация, распыление капиталовложений, падение фондоотдачи вели к исчерпанию возможностей экстенсивного роста. Для выхода из состояния кризиса необходимы были коренные, радикальные изменения и сдвиги, принципиально новые формы развития.

47. Внешняя политика Советского Союза в 1945 - 1984 гг

В годы второй мировой войны сложилась антигитлеровская коалиция. Решения Тегеранской, Крымской, Потсдамской конференций заложили основу послевоенного мирного урегулирования. Была создана ООН. СССР стал полноправным членом мирового сообщества.

Однако период сотрудничества стран антифашистской коалиции сменился периодом конфронтации. Уже в марте 1946 г. У. Черчилль призвал западные державы к совместной борьбе против мирового коммунизма. Эта речь дала толчок для раздувания антисоветизма. Она создавала образ врага и явилась психологической основой “холодной войны”. (“Холодная война” — это политическая, экономическая, идеологическая конфронтация между двумя системами, “балансирование на грани войны”).

На Западе первой операцией “холодной войны” считают “дело Вольфа-Даллеса”. Это были переговоры между эмиссарами США и Англии и обергруппенфюрером СС Карлом Вольфом о том, что немцы открывают англо-американским войскам западный фронт и усиливают сопротивление на Востоке.

После войны поводом для охлаждения отношений стал польский вопрос. Сталин отказался включить в будущее правительство Польши представителей эмигрантского правительства в Лондоне. С Польши началось создание “пояса безопасности” СССР в Европе. В восточно-европейских странах Сталиным были созданы послушные ему режимы. В них образуются однопартийные правительства, насаждается административно-бюрократическая система, проводятся преобразования, аналогичные советским.

В свою очередь США также стремились распространить свое влияние на Европу. Был разработан “план Маршалла” — план восстановления разрушенной экономики западно-европейских стран. Давались крупные займы на покупку американских товаров, вырученные деньги не вывозились из стран, а вкладывались в строительство новых и восстановление старых предприятий. Чтобы гарантировать политическую стабильность, под давлением США коммунисты были удалены из правительств западно-европейских стран. В 1947 г. в США была взята на вооружение “доктрина Трумэна”. В ней провозглашались задачи борьбы с коммунизмом во всем мире, “сдерживания коммунистического наступления” и “отбрасывания коммунизма в границы СССР”. Все революции и общественные движения рассматривались как результат коммунистической агрессии.

Создав атомную бомбу, США стали проводить политику атомного шантажа. Здесь на первый план вышла доктрина Г. Гувера:

“Пока мы и только мы, имеем атомную бомбу, мы можем всему миру диктовать нашу политику”. Начиная с 1945 г., разрабатывались планы нанесения ядерного удара по СССР, а вокруг Советского Союза были созданы американские военные базы. В 1949 г. был образован Североатлантический блок НАТО, направленный против СССР.

Советский Союз в ответ предпринимал аналогичные меры. В 1949 г. была создана советская атомная бомба. В мае 1955 г. образован Варшавский военно-политический договор, включавший СССР и восточно-европейские страны.

Создание атомного оружия в СССР внесло определенный элемент равновесия. Однако абсолютизация этого элемента породила одно противоречие политического мышления. В ноябре 1949 г. Маленков заявил, что “если империалисты развяжут третью мировую войну, то эта война явятся могилой уже не для отдельных капиталистических государств, а для всего мирового капитализма”. Такие взгляды еще в большей степени разъединяли страны и народы.

После смерти Сталина в условиях возрастания ядерной угрозы началось переосмысление стереотипов. Была сделана попытка по-новому взглянуть на последствия ядерной воины. 12 марта 1954 г. Маленков заявил, что новая мировая война “при современных средствах войны означает гибель мировой цивилизации”. Однако через месяц Маленков был вынужден отказаться от этого вывода. В феврале 1955 г. Молотов открыто осудил заявление Маленкова подчеркнув, что в случае мировой войны “погибнет не мировая цивилизация” в целом, а только система капитализма.

Таким образом, в послевоенное десятилетие произошел раскол мира на два лагеря. Противостояние этих лагерей определяло на долгие годы всю мировую политику. Раскол мира сказался и на экономических связях. После принятия “плана Маршалла” и образования в 1949 г. Совета экономической взаимопомощи сложились фактически два мировых рынка, изолированных друг от друга, что отрицательно сказалось на экономике СССР и Восточной Европы.

Геополитический раскол Европы, мира в целом в условиях появления ядерных вооружений на длительное время обеспечил относительную стабильность европейских границ, постепенно сдвигая военно-политическое противоборство появившихся сверхдержав и их блоке в “третий мир”.

Период “оттепели” не мог не отразиться и на внешней политике СССР. Некоторому изменению международной обстановки способствовал и приход нового политического руководства в США (Эйзенхауэр, Кеннеди). В результате, хотя “холодная война” и продолжалась, были предприняты попытки к некоторому снижению ее уровня. Хрущев внес во внешнюю политику новый стиль. Он был основан на личных контактах глав государств.

СССР выступил с рядом масштабных инициатив по разоружению. За период с 1955 г. по 1959 г. Советский Союз в одностороннем порядке сократил свои вооруженные силы на 2 млн. 140 тыс. человек. В 1960 г. численность советских войск составила 2 млн. 423 тыс. человек. В 1958 г. был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания.

Однако ответного отклика у Запада эти инициативы не вызвали. Одной из причин было недоверие Запада к СССР, особенно после его прямого военного вмешательства в Венгрию в 1956 г.

События в Венгрии следует рассматривать в связи с общемировой политикой. Запад также проводил политику с позиции силы. Это проявилось в тройственной агрессии Израиля, Англии и Франции против Египта в 1956 г., после того как Насер объявил о национализации Суэцкого канала. Лишь требование СССР остановило агрессоров.

Много усилий прилагало советское руководство для улучшения отношений с США. В сентябре 1959 г. состоялась поездка Хрущева в США. Впервые советский руководитель прибыл в эту страну. Однако ответная поездка президента США Эйзенхауэра в СССР не состоялась из-за полета американского самолета-разведчика У-2 над территорией СССР, сбитого 1 мая 1960 г, в районе г. Свердловска. Советско-американские и международные отношения оказались надолго “заморожены”.

С начала 60-х гг. произошло дальнейшее ухудшение отношений между США и СССР. Это было связано с ситуацией в Германии и в Карибском бассейне.

В 1961 г, разразился Берлинский кризис, связанный с ситуацией вокруг Западного Берлина и возведенной “Берлинской стеной”.

В 1962 г., последовал “Карибский” кризис, поставивший мир на грань ядерной войны. Кризис возник в результате размещения на Кубе советских ракет средней дальности. Конфронтация между СССР и США дошла до небывалой остроты. Все же обе стороны смогли пойти на взаимные уступки и решить проблему не военными, а политическими средствами.

После этой кульминации “холодной войны” начался медленный процесс улучшения отношений между странами Востока и Запада. Но разрядке мешало то, что распад колониальной системы и образование множества независимых стран “третьего мира” сопровождались попытками СССР установить в них влияние прокоммунистических режимов.

В целом в середине 60-х гг. произошла определенная стабилизация послевоенного мира и снижение международной напряженности.

К концу 60-х — началу 70-х годов политика противостояния двух лагерей и гонки вооружений все более и более изживает себя. Потерпела провал военная интервенция США во Вьетнаме. Обострились отношения СССР и Китая. Изменилась и экономическая ситуация. Из-за наступившего энергетического кризиса Запад был заинтересован в развитии торговли с СССР, в увеличении закупок советской нефти и газа. Освободившиеся от колониальной зависимости страны начинают играть все большую роль в мировой политике. К этому времени после изнурительной гонки вооружений на Западе и на Востоке стороны зашли в тупик. Арсеналы ядерного оружия оказались перенасыщенными. И СССР, и США получили возможность многократного гарантированного уничтожения друг друга. То есть ядерная война между СССР и США стала невозможной, т. к. победителей в ней не оказалось бы.

Все эти факторы привели к тому, что с 1970 г. начинается период разрядки международной напряженности. Были подписаны крупномасштабные соглашения между СССР и США но вопросам ограничения вооружений: 1972 г. — Договор об ограничении систем противоракетной обороны — ПРО, Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений — ОСВ-1, Соглашение о предотвращении ядерной войны и др. Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружений. Они лишь отсекали ее наиболее опасные направлении.

Значительный шаг был сделан в области обеспечения европейской безопасности. В течение 25 лет после войны правительство ФРГ не признавало происшедших в результате войны территориальных изменений; требовало возвращения к границам 1937 г. В 1970 г. были подписаны договоры ФРГ с СССР, Польшей, Чехословакией. В 1971 г. — четырехстороннее соглашение СССР, США, Англии и Франции по Западному Берлину, Тем самым был ликвидирован очаг напряженности в центре Европы.

Кульминацией разрядки явилось проведение в Хельсинки в августе 1975 г. Совещания глав правительств 33-х европейских государств, США и Канады. На нем был подписан Заключительный акт, который регламентировал основные принципы взаимоотношений между государствами (мирное сосуществование, уважение суверенитета всех государств, незыблемость существующих границ, неприкосновенность личности).

Однако и в годы разрядки противостояние двух военно-политических лагерей продолжалось. Невиданный масштаб приняла гонка вооружений. СССР фактически превзошел США по численности армии, количеству танков, самолетов, подводных лодок, стратегических ракет. Эта гонка вооружений катастрофическим образом отражалась на советской экономике: США превосходили СССР по валовому национальному продукту в 3—4 раза, а затраты на вооружение были равноценны.

Начало резкому обострению международной обстановки, возвращению к политике “холодной войны” положило решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. для оказания помощи афганской революции. Это решение привело к десятилетней войне, стоившей СССР 15 тысяч жизней и миллиардных затрат. Данное решение было воспринято на Западе как отказ от разрядки. Советский Союз оказался в международной изоляции.

В это же время было принято решение о модернизации советских ракет среднего радиуса СС-20, направленное против Западной Европы. В ответ западно-европейские страны обратились с просьбой к США разместить в Европе американские ракеты подобного типа. Советский Союз, в свою очередь, разместил тактические ракеты с ядерными боеголовками в ГДР и Чехословакии.

На Западе также взяли верх милитаристские тенденции. Были прекращены все переговоры о сокращении вооружений. Президент США Рейган выдвинул доктрину “ограниченной ядерной войны против СССР”. Она предусматривала нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам ракет и центрам управления. По его инициативе развернулись работы по созданию системы космической противоракетной обороны (СОИ). Гонка вооружений поднялась на новую высоту.

К началу 80-х гг. внешняя политика СССР зашла в тупик. Гонка вооружений разоряла страну. Нужны были перемены.

48. Перестройка и распад СССР (1985 - 1991 гг.)

Осмысление политических процессов в стране возможно лишь при условии четкого представления об экономическом состоянии нашего общества к середине 80-х гг. С одной стороны, за семь десятилетий на месте бывшей полуфеодальной Российской империи была создана одна из могущественных держав мира. Только за последние четверть века семикратно увеличились производственные фонды народного хозяйства. Национальный доход вырос почти в 4 раза, промышленное производство в 5 раз, сельское хозяйство в 1,7раза. Реальные доходы населения за 25 лет увеличились в 2,6 раза.

И в экономическом соревновании с Западом были достигнуты впечатляющие успехи. Если в 1950 г. промышленное производство СССР составляло менее 30 % от уровня промышленного производства США, то в 1985 г. — уже 80 % , а в сельском хозяйстве — 85 %. Среднедушевые показатели производства стали, угля, электроэнергии, цемента в нашей стране стали такими же (или даже выше), как в США, ФРГ, Японии, Англии, Франции.

С другой стороны, сохранение основных начал административно-командной системы мешало решению главной задачи народнохозяйственного развития — общей интенсификации экономики, развертыванию НТР, переходу от индустриального к научно-индустриальному производству. СССР оказался перед угрозой нового стадиального отставания по уровню народнохозяйственного роста, отчасти напоминающего то, какое существовало до 30-х годов. Тогда у нас преобладало доиндустриальное производство, в промышленно более развитых государствах – индустриальное. К началу 80-х годов наша экономика все еще оставалась по преимуществу на индустриальной стадии, между тем как экономика развитых капиталистических стран поднялась на стадию научно-индустриальную или приблизилась к ней.

Вместо ускорения социально-экономического развития темпа прироста общественного производства в 12-й пятилетке (1986 -1990 гг.) продолжали падать и в 1989 г. достигли нулевого уровня. Наследие административно-командной системы, непоследовательность и половинчатость осуществляемых мер вызвали экономический кризис. Сокращение производства сопровождалось разрушением хозяйственных связей, растущим дефицитом бюджета, достижением критической величины платежеспособности государства, стремительным падением уровня жизни населения.

Этап развития страны я 1985—1990 гг. показал бесперспективность существующей социально-экономической системы. К осознанию необходимости перехода к рыночной модели развития общественно-политические силы пришли не сразу, а пройдя ряд этапов:

1) ускорение и перестройка на основе плановой экономики при существующей политической надстройке;

2) обновление социализма через реформы экономической и политической системы;

3) переход к “демократическому социализму” на путях становления регулируемой рыночной экономики;

4) отказ от социализма и переход к рыночной экономике западного образца.

Спад производства, ситуация в финансовой сфере, бюджетный дефицит и внутренний государственный долг, снижение платежеспособности государства на внешнеэкономическом рынке, отсутствие товаров на потребительском рынке толкали руководство страны на принятие радикальных экономических мер.

Летом 1990 г. неправительственной комиссией под руководством академика С. Шаталина и Г. Явлинского был подготовлен проект перехода к рынку за 500 дней. Под давлением консерваторов М. Горбачев отказался от поддержки этой программы. Сторонники Б. Ельцина продолжали выступать за курс радикальных экономических реформ, за возврат России в мировую систему экономики и культуры.

Августовские события 1991 г. и победа российского руководства развязали руки радикальным реформаторам. Правительство России пошло на реальные шаги, ведущие к рыночной экономике: либерализовало цены, начало приватизацию, т.е. разгосударствление собственности и т.д. Либерализация цен привела к их повышению до уровня (на отдельные товары и услуги даже превысила) мировых цен при росте средней заработной платы в значительно в меньшей степени.

Сократилось потребление у большей части населения, усилилось расслоение общества по уровню доходов. У более чем 80 % населения России сократились реальные доходы и многие из них опустились ниже черты бедности. Вследствие структурной перестройки хозяйства, разрыва хозяйственных связей и других причин нарастало снижение объемов общественного производства и к началу 1994 г. составило в среднем 50 %. Возникло недовольство значительной части населения сложившейся экономической ситуацией.

Обновленное правительство России с осени 1993 г., не отказываясь от курса реформ, стремится усовершенствовать некоторые методы государственного регулирования производства. Страна вновь оказалась перед выбором своего пути. Смысл его заключается в следующем: либо, преодолев тяготы и лишения переходного периода, вернуться в лоно мировой цивилизации, либо, не выдержав трудностей этого периода, попытаться возвратиться на неизвестное время назад, к тоталитарному, авторитарному режиму.

Исторический опыт российского реформаторства свидетельствует, что успех будет зависеть от того, удастся ли осуществить радикальные преобразования в минимальные сроки и предотвратить социальный взрыв в стране. Судьба реформ зависит от меняющегося соотношения сил в правящей элите, различных событий внутренней и внешней политики, особенностей национально-государственного устройства России.

А пока нет в стране четкой программы выхода из экономического кризиса. Высокий уровень инфляции привел к неуверенности и тревоге большинства населения о завтрашнем дне, падению авторитета руководства страной, свел на нет накопления населения в сберкассах Спад производства сопровождают рост безработицы и разгул преступности. Это заставляет правительство ужесточать антиинфляционную политику.

Кризисные явления в экономике не обошли стороной и Башкортостан. Составляя единое экономическое пространство с Российской Федерацией, он занимает десятое, место по объему производства промышленной и четвертое место — сельскохозяйственной продукции, седьмое — по объему основных фондов. В Башкортостане производится 25 % общероссийского объема производства нефтеаппаратуры, 44 % — кальцинированной соды, 16 % — химических средств защиты растений, более 10 % — моторных топлив.

Из-за разрыва экономических связей, взаимных неплатежей в 1992 г. объем промышленного производства в республике сократился на 9 % (по РФ — на 18,8 %). В 1993 г. спад производства (кроме продукции сельского хозяйства) продолжался.

Определенные надежды на укрепление взаимовыгодных связей со всеми регионами страны, на урегулирование отношений с центром возлагаются на Федеративный договор и Приложения к нему.

Результатом многолетнего поиска путей дальнейшего политического, экономического и социально-культурного развития Башкортостана стало принятие Верховным Советом нашей республики 11 октября 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан. Оставаясь в обновленной России, Башкирия пытается по-новому строить с ней отношения, самостоятельно решать вопросы, касающиеся судьбы нашей республики.

Важными событиями стали принятие 24 декабря 1993 г. новой Конституции РБ и подписание 3 августа 1994 г. Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан, практически разрешающего многие вопросы взаимоотношений и разграничивающего предметы ведения, взаимного делегирования полномочий между сторонами.

Таким образом, начавшаяся в 1985 г. перестройка экономических отношений в стране в 1994 г. оказалась далекой от завершения. Из множества концепций перехода к рыночной экономике ни одна из них не стала государственной политикой. Трудности поиска путей и осуществления экономических преобразований со всей тяжестью, как и прежде, легли на плечи большинства населения России.

Драматические по своим последствиям события 19—21 августа 1991 г. породили разные оценки: “либерально-демократическая революция”, “криминальная революция”, “путч заговорщиков” и пр. Для более объективной исторической оценки происшедшего требуется длительное время. Но можно однозначно отметить, что вторая половина 1991 г. явилась временем коренного поворота в истории народов СССР. Объявление большинством республик себя независимыми, решение “тройки” в декабре 1991 г. о денонсации договора 1922 г. об образовании СССР окончательно похоронили проект нового союзного договора.

В поиске ответов на вопрос о причинах распада СССР некоторые исследователи указывают следующие: 1) этносоциальные причины — разница в уровне развития культуры народов, в их стремлении к национально-культурной, государственной независимости;

2) экономические причины — определенная исторически обусловленная неравномерность экономического развития, объясняемая центробежными силами как неравноправность и несправедливость единых народнохозяйственных связей; 3) политические причины—неумение руководства СССР провести назревшие реформы, затянувшийся процесс демократизации, приход к власти на местах радикальных сил.

При неочевидных положительных моментах распада СССР, пока со всей силой проявляются негативные последствия — углубляется процесс дезинтеграции некогда единого экономического пространства. Многие республики бывшего Союза ССР на грани экономической катастрофы, в них растет политическая нестабильность, изменилась геополитическая ситуация на огромном пространстве Европы и Азии.

Несмотря на все политические зигзаги, есть долговременные факторы, сложившиеся в течение многих веков совместного проживания в одной “империи” и работающие на интеграцию бывших территорий СССР: 1) морально-психологический как чувство принадлежности к великой стране; 2) уникальное расселение наций и народностей, не совпадающее с административным делением (примерно 70 млн. человек из 300 млн. человек проживали за пределами своих национально-государственных образований); 3) практически неразрешимая в ближайшее время проблема внутренних границ и территориальных споров; 4) военный; 5) экономический — исторически сложившееся разделение труда, единая система транспорта, связи, энергетической системы и т.д.

На месте ликвидированного СССР бывшие республики учредили Содружество независимых государств (СНГ), не имеющее статуса государства. Цель Содружества — облегчить переход бывших республик в качественно новое состояние. Его основная функция — согласование политики государств — членов СНГ в областях, представляющих взаимный интерес. Преодолевая сложные противоречия, Содружество перейдет к новому, более прочному образованию или превратится всего лишь в ширму, прикрывающую острые конфликты и амбиции: Первые годы существования СНГ еще не дали ответа на эти вопросы.


51. Основные направления внешней политики России в новой геополитической ситуации (1991-2005 гг)

Застой в экономике и общественно-политических областях оказал негативное воздействие и на советскую внешнюю политику.

Как отмечалось на XIX конференции КПСС: “Добиваясь военно-стратегического паритета, в прошлом не всегда использовали возможности обеспечить безопасность государства политическими средствами и в результате дали втянуть себя в гонку вооружений, что не могло не сказаться на социально-экономическом развитии страны и на ее международном положении”. Нередко решения в области внешней политики принимались без учета возможной реакции мирового сообщества. Примером этого может служить ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

После 1985 г. начинается новый внешнеполитический курс советского государства на основе так называемого нового политического мышления. Этот курс исходил из тезиса о многообразном, взаимозависимом и целостном мире. Провозглашалась невозможность решения международных проблем силовыми методами. Универсальным способом решения международных вопросов объявлялся баланс интересов, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Советское руководство осознало реальную угрозу ядерного самоуничтожения человечества, невозможность экономики дальше выдержать колоссальную нагрузку холодной войны.

В ходе обновления внешней политики СССР были выведены советские войска из Афганистана, нормализованы отношения с Китаем. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и малой дальности и о сокращении стратегических вооружений означали начало принципиально новой тенденции к сокращению ядерного оружия.

Однако, несмотря на серьезный поворот от конфронтации к сотрудничеству между государствами с различными социальными системами и отказ от идеи мировой революции, новое политическое мышление складывалось постепенно и еще медленнее переводилось на язык конкретных политических инициатив. В 1985—1988 гг. в ней продолжал оказываться пропагандистский налет. Тем не менее СССР выступил инициатором ликвидации международной конфронтации и “холодной войны” в отношениях между государствами.

С 1989 г. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние, на внешнюю политику СССР. На первый план во внешней политике выступили не идеи мировой революции, а общечеловеческие, мировые глобальные проблемы: спасение человечества от ядерной войны, экологической катастрофы, нищеты, голода, болезней и т. д.

Глобальные проблемы человечества можно решить лишь сообща на основе взаимодействия всех государств, а для этого нужно сбросить с плеч народов бремя милитаризма. На гонку вооружений в мире ежегодно расходуется около 1 триллиона долларов, Этих денег с избытком хватило бы на решение всех проблем экологии.

Конструктивное решение международных проблем возможно только путем мирных переговоров, путем учета законных, национальных интересов всех стран мира. В этих условиях неимоверно возрастает роль ООН в решении международных проблем.

В связи с демократическими революциями в странах Восточной Европы изменились отношения между ними, распался военно-политический союз социалистических государств — Варшавский договор. Эти драматические события, а также распад СССР потребовали от России налаживания новых международных отношений, переоценки имеющихся прежних связей и договоренностей. Прежние союзные республики, став самостоятельными государствами н членами ООН, потребовали от России строить свои отношения с ними на равноправных основах как с субъектами международного нрава. Налаживание отношений с “ближним Зарубежьем” для России стало одним из главных.

Таким образом, в области внешнеполитических отношений произошло фундаментальное переосмысление всех прежних опенок с перспективой мирного сосуществования. “Третий мир” перестал быть сферой конфронтации между великими державами, между Востоком и Западом. Россия выступила правопреемником обязательств СССР в международном масштабе. Это потребовало согласования в разрешении международных проблем.

52. Башкортостан в конце ХХ-ХХ1 в

Башкиры как коренное население края, другие народы, населяющие современный Башкортостан, также прошли сложный и длительный путь исторического развития. Эпохальным событием на этом пути ярилось добровольное присоединение Башкирии к России в середине XVI в., что позволило покончить с территориальной и политической раздробленностью края и создало благоприятные условия для совершенствования существующего и возникновения новых отраслей экономики, а на более высоком уровне политического развития — для образования Башкирской автономной республики. Не только вследствие кризиса, но прежде всего в результате диалектического процесса на современном этапе происходит поиск путей совершенствования форм государственности Республики Башкортостан.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.