Учебное пособие: Истории России
Учебное пособие: Истории России
CORPUS
I. Народы и
государства на территории нашей страны в древности.
VII-VIвв до н.э. - основание важнейших
греческих колоний в Северном Причерноморье (Ольвия, Херсонес, Боспор) конец V-начало VI вв до н.э. - образование Скифского государства в Северном
Причерноморье
На
территории Северного Причерноморья жили многочисленные кочевые племена,
переживавшие стадию разложения первобытно-общинного строя. Наиболее быстро этот
процесс шел у ираноязычных скифов, где складывалось классовое общество. Геродот
(Vв до н.э.) называет скифами все
население, проживавшее к северу от Черного и Азовского морей. Возможно, что в
число скифов включали и часть славян, проживавших в Среднем Приднестровье
(борисфеняне, от древнего названия Днепра - Борисфен). В русском языке с тех
времен остались слова, заимствованные из иранского. Для скифов было характерно
развитие патриархального рабства.
Первые
города возникли в Северном Причерноморье еще в концеVII-началеVIвв
до н.э. как результат греческой колонизации. Крупнейшие политические и
хозяйственные центры - Ольвия и Херсонес на Крымском полуострове и Боспорское
государство, располагавшееся по обоим берегам Керченского пролива. (ближайшими
соседями этих колоний были скифские племена.)
В VI-IVвв до н.э. скифы объединились в мощный племенной союз. В III в до н.э. на его основе сложилось
сильное Скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (близ Симферополя).
Скифы-земледельцы выращивали пшеницу и экспортировали в Грецию. Посредниками в
торговле выступали греческие колонии: Ольвия (недалеко от нынешнего Николаева),
Херсонес (ныне территория Севастополя), Пантикапей (Керчь), Питиус (Пицунда),
Горгиппия (Анапа), Диоскурада (Сухуми), Фасис (Лота), Танаис (близ
Ростова-на-Дону), Керкинитида (Евпатория) и др.
Города
Северного Причерноморья во многом копировали образ жизни и устройство
греческого мира.
В
107г до н.э. в Боспоре произошло восстание ремесленников, крестьян и рабов под
предводительством Савмака, который был провозглашен царем Боспора (первое
крупное восстание на территории нашей страны). С помощью войск Митридата, царя
Понта (государство в Малой Азии), восстание было подавлено, а Савмак казнен.
В
первых веках нашей эры города-государства Причерноморья попали в зависимость от
Рима, а в IV-Vвв пали под натиском племен готов и гуннов.
II. Происхождение
и ранняя история восточного славянства.
IV-VIIвв - великое переселение народов VIIIв - возникновение у восточных славян
первой формы государственности (племенного княжения)
Славяне
относятся к индоевропейской семье народов (историки считают, что они
обособились в середине II
тысячелетия до н.э., а праславянский язык начал складываться в середине I тысячелетия до н.э.).
Их
предки заселяли центрально- и восточноевропейские земли с естественными
границами: р. Одер на западе, Днепр - на востоке, побережье Балтики - на
севере, Карпаты - на юге. Значительный рост численности славян привел к их
миграции в VIв.
Источники:
1. Античные. Римские историки Плиний Старший и Тацит (Iв н.э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и
сарматскими племенами. Тацит отмечал воинственность и жестокость венедов.
Похожие сведения у географа Птолемея Клавдия (IIв), а также в греческих, арабских и византийских источниках.
Многие современные историки полагают, что венеды заселяли территорию
приблизительно нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.
2.
Византийские авторы VIв. Иордан
возводит современных ему славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню и
фиксирует начало их разделения в VI-VIIIвв.
Относительно
единый славянский мир распадался как в результате миграции, вызванных ростом
численности населения и давлением других племен, так и в результате взаимодействия
с разноэтнической средой, в которой они расселялись (угро-финны, балты,
ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы).
3.
Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах находим в Повести
временных лет монаха Нестора (нач XIIв). Прародину славян он определяет в бассейне Дуная(что связывает с
библейской легендой о Вавилонском столпотворении). Приход славян на Днепр с
Дуная он объясняет нападением на них воинственных соседей - волохов (кто
такие,непонятно). Второй путь продвижения славян в Восточную Европу проходил из
бассейна Вислы в район озера Ильмень, что подтверждено данными археологии и лингвистики.
В
эпоху Великого переселения народов (III-VIвв) славяне освоили территорию
Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной
зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно
вести оседлое земледельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли
значительную роль в разрушении дунайской границы Византии.
III. Расселение
славян к VIIIв.
Нестор
пишет о следующих восточнославянских племенных союзах:
-
поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье ("в полях")
-
древляне, жившие от них к северо-западу в лесах
-
северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по рекам Десна, Сула и
Северский Донец - дреговичи - между Припятью и Западной Двиной
(предположительно от древнерусского дрягаа/дрего - болото) - полочане - в
бассейне р. Полоты (приток Западной Двины) - кривичи - в верховьях Волги и
Днепра
-
радимичи и вятичи - по летописи, произошли от рода ляхов (поляков) и были
приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который "пришел и
сел" на р. Соже, и Вятко - на р. Оке
-
ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р. Волхов
-
бужане, или дулебы (с Xв -
волыняне) - в верховьях р. Буг
-
белые хорваты - в Прикарпатье
-
уличи - между реками Южный Буг и Днестр
-
тиверцы - между Днестром и р. Прут
Крупнейшими
политическими образованиями в VII-VIIIвв в южно-русских степях были
Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтай - Тюркский каганат.
Государства кочевников промышляли военной добычей. В результате распада
Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала
на Дунай, где была ассимилирована южными славянами. Другая часть болгар-тюрок с
ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникло новое государство -
Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в территорию Нижнего Поволжья, степи
Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат,
который взимал дань с приднепровских славян до конца IXв.
Славяне
в VIв неоднократно совершали военные
походы против Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений
византийских авторов. Прокопий Кессарийский (VIв) писал, что племена славян и антов не управлялись одним
человеком и все важные решения принимали сообща ("народоправство",
которое историки прозвали "военной демократией" - праобраз народных
собраний вече, в которых могли принимать участие только мужчины - воины).
Маврикий Стратег (VIв) обращает
внимание на соперничество между военными вождями: результаты раздачи
награбленных богатств укрепляли престиж выборных военных представителей и
приводили к складыванию дружины, состоящей их профессиональных военных.
Византийцы
считали славян весьма отсталым народом.
В это
же время происходит переход от родовой общины к соседской (земледельческой).
Сведения
о первых князьях содержатся в ПВЛ. В отношении полян существует легенда о
князьях-основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди
(историки считают. что эти события произошли в конце V-VIвв)
Именно
земля полян, по указанию летописей, называлась "русь". Возможно, так
называлось одно из славянских племен, жившее по реке Рось и ставшее основой
полянского племенного союза.
Арабский
энциклопедист ал-Масуди (Xв)
писал, что задолго до его времени у славян существовало политическое
объединение, названное им Валинана. Скорее всего, речь шла о волынянах
(дулебах), чей союз был сокрушен (по данным ПВЛ) аварским нашествием в начале VIIв. В трудах других арабских авторов
содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куябе, Славии и
Артании. Первый некоторые историки отождествляют с поселениями на месте
будущего Киева, второй - Новгорода. Что такое Артания, доподлинно неизвестно.
Соседями
восточных славян были на северо-западе балтийские литовские (жмудь, литва,
пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь, эсты, ливы) племена.
Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке
(водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы
жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. на востоке от
впадения р. Белой в Каму до средней Волги располагалась Волжско-Камская
Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южно-русские
степи в VIII-IXвв занимали мадьяры (венгры) - финно-угорские скотоводы,
которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в печенеги. На Нижней Волге и в
степях между Азовским и Каспийским морями - Хазарский каганат. В районе Черного
моря - Дунайская Болгария и Византийская империя.
Основу
хозяйственной жизни славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота,
рыболовство. Из сельскохозяйственных культур возделывали пшеницу, рожь, овес,
ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю. Распространено было подсечное
(подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и
выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя
естественное плодородие почв, усиленное золой. После истощения участок бросали
и готовили новый. В степных районах применялось переложное земледелие, когда
сжигали полевые травы. С VIIIв
в южных районах распространяется полевое пашенное земледелие, основанное на
использовании плуга с железным лемехом, тяглового скота и деревянной сохи,
сохранившейся до начала XXв.
Для сбора урожая использовали серп. Развивались ремесла. Большое значение впоследствии
будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по
которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути "из варяг в
греки", связывавшем византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.
Великий
водный путь "из варяг в греки" связывал Северную и Южную Европу. Он
возник в конце IXв. Из
Балтийского (Варяжского) моря по р. Нева караваны купцов попадали а ладожское
озеро (Нево), оттуда по реке Волхов в озеро Ильмень и далее по р. Ловать до
верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах
переходили "волоковыми путями". Западным берегом Черного моря
доходили до Константинополя, Новгород и Киев контролировали северный и южный
участки торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков
утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных
славян.
IV. Религия
восточных славян.
В
основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил
природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого.
Зарождение языческих культов произошло в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс
лет до н.э. Восстановление информации о славянском язычестве затруднено,
поскольку не сохранилось практически никаких письменных источников.
В
глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц,
тесно связанный с поклонением предкам. Род вмещал в себя всю Вселенную: небо,
землю и подземное обиталище предков. Каждое племя имело своего бога-покровителя
и часто даже свой пантеон.
В
дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога (полянские имена)
- бога неба, и его сыновей Даждьбога и Стрибога - богов солнца и ветра. Со
временем все большую роль играет Перун - бог грозы и дождя, который особенно
почитался в среде воинов и князей. Самые известные представители славянского
пантеона - Велес, Мокошь, Белобог и др. находят своих почитателей и в наши дни,
хотя их культы по сравнению с изначальными значительно деформированы.
Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь
рода с каким-либо животным, растением или предметом. Кроме того, славяне верили
в огромное количество локальных духов.
О
языческих жрецах точных данных нет; вероятно, ими были летописные волхвы,
боровшиеся в XIв с христианством. Главой культа был
вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных
местах - капищах (от старославянского "капь" - изображение, идол),
богам приносились жертвы, в т.ч. и человеческие.
У
славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека,
рассказывающая о богах и героях и т.п. К Xв религиозная система уже не соответствовала уровню
общественного развития славян.
[Сам
термин "язычество" произошел от церковнославянского "языци"
- народы, иноземцы. Так называли народы, не принявшие христианство.] а про
богов мы и так уже все знаем 8)
V. Формирование
древнерусского государства.
862г
- призвание Рюрика
862-879гг
- правление Рюрика
879-912гг
- правление Олега
882г
- покорение Новгородом Киева, образование государства
907г,
911г - походы Олега на Византию, русско-византийский договор
912-945гг
- правление Игоря
941-944гг
- походы Игоря на Византию
945г
- убийство Игоря древлянами
945-972гг
- правление Святослава
945-964гг
- регентство Ольги
965г
- покорение Хазарского каганата
968г
- победа над Волжской Булгарией
972-980гг
- правление Ярополка
980-1015гг
- правление Владимира Святого
988г
- принятие христианства
Предпосылки
объединения русских земель:
1.
Социально-экономические: а) Развитие земледелия. Приводило к появлению
избыточного продукта, что создавало возможность для выделения княжеско-дружинной
группировки из общины (отделение военно-управленческого труда от
производительного).
б) На
Северо-Востоке Европы из-за неподходящих для земледелия климатических условий
большую роль играли промыслы; возникновение же избыточного продукта стало
причиной возникновения обмена и внешней торговли.
в)
Эволюция родовой общины, трансформация ее в соседскую (территориальную). Это
создавало условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения
внутри общины не происходило.
г) Неравномерность
развития отдельных племенных союзов.
2.
Социально-политические:
а)
Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли
становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, которые обороняли
племя от внешних врагов и выступали в роли арбитров во внутренних спорах.
б)
Борьба между племенами приводила к складыванию племенных союзовво главе с
наиболее сильным племенем и его князем. В итоге власть князя укреплялась и все
меньше зависела от воли вечевых собраний.
3.
Духовные: По мере роста военного могущества князя происходило его отчуждение от
жизни рядовых общинников. Помимо этого, он выполнял управленческие функции; все
вместе приводило к сакрализации княжеской власти. Личность князя наделялась сверхъестественными
силами, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени.
4.
Внешние: а) Стремление норманнов взять под контроль торговые пути, связывавшие
Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных групп,
втягивавшихся во внешнюю торговлю (они меняли продукты промыслов и
военнопленных на серебро и предметы роскоши). Со временем местная знать,
объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начала осуществлять контроль за
торговыми путями и самой торговлей, что привело к укреплению и объединению
ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.
б)
Взаимодействие с более развитыми цивилизациями - Хазарским каганатом и Византией
– приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни.
Идеалом государственно-политического устройства считалась Византийская империя.
При этом великие князья назывались по примеру хазар - хаканами.
Существование
в низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов
кочевников, которые в предшествующие эпохи(гунны в IV-Vвв и авары в VIII в) тормозили их развитие.
Основные
этапы складывания древнерусского государства:
I. VIII-середина IXвв. Происходит вызревание предпосылок. В некоторых племенных
союзах, скорее всего у полян, дреговичей, кривичей и ильменских словен, были
свои предгосударственные образования - княжения. Между ними разворачивалась
борьба за торговые пути, промысловые угодья и земли. К IXв восходит появление системы полюдья - сбора с общинников в
пользу князя дани, которая в то время носила еще добровольный характер,
нерегламентированный объем и воспринималась как возмещение за защиту, военные и
управленческие услуги.
II. Вторая
половина IXв-середина Xв. Процесс складывания государства ускорился во многом
благодаря вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варяг). ПВЛ сообщает о
набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен,
кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На юге хазары
взимали мзду с полян, северян, радимичей и вятичей.
VI. Теории
образования древнерусского государства.
I. Норманнская.
В
основу ее легла легенда из ПВЛ, согласно которой незадолго до образования
Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные
племена находились в зависимости от хазар. В 859г новгородцы изгнали варягов
"за море", но лишились при этом относительно централизованной власти,
что привело к междоусобице. Тогда славяне и угро-финны решили обратиться к
соседям-варягам, называвшимися русью, и их конунгу Рюрику и его братьям Синеусу
и Трувору. Рюрик сел княжить в Новгороде (по другим сведениям - в Старой Ладоге),
Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Дело было в 862 г. Через два года
братья скончались и Рюрик стал править единолично. В 882г преемник Рюрика князь
Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира - норманнов,
ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от
хазарской дани и подчинил их своей власти. Есть сведения, что Олег был
родственником Рюрика, однако большинство историков считают его руководителем
дружины и доверенным лицом конунга.
Сама
норманнская теория была разработана в XVIIIв немецкими учеными Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером и А.Л.Шлецером, служившими
при русском дворе. Норманнисты считают, что славяне тогда еще были отсталым
народом, не способным к самостоятельному историческому творчеству.
Основная
сложность теории состоит в том, что доподлинно неизвестно, кто такие варяги и
была ли у них самих государственность. Многие историки считают, что варягами
называли скандинавских воинов, состоявших на службе у византийского императора;
кое-кто полагает, что это русское племя, жившее на южном берегу Балтийского
моря и на острове Рюген.
II.
Антинорманнизм.
В
наше время норманнскую теорию считают научно несостоятельной, т.к. считается,
что у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго
до призвания варягов. Академик Б.А.Рыбаков доказывал, что Киевское государство
сложилось уже в VIв, а норманны
использовались лишь как наемная военная сила. Летопись о призвании варягов он
считал поздней вставкой. "Русь" же, по его мнению, - производное от
названия реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).
III. Центристская.
Современные
историки пытаются преодолеть крайности обеих этих теорий. Они пришли к вот
каким выводам: - норманны сами в то время не имели государственности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|