рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Анализ вопросов уголовно правового регулирования медицинской деятельности

Субъектом этого самостоятельного состава преступления являются представители медицинского персонала, по долгу службы и профессиональной деятельности взаимодействующие с инфицированными и больными СПИДом и не соблюдающие установленные правила предосторожности при исполнении своих профессиональных обязанностей[41].

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Незаконное производство аборта (ст. 123 УК ).

Аборт - это искусственное прерывание беременности, которое может проводиться в соответствии со специальными правилами только врачами, имеющими специальную подготовку и только в медицинском учреждении, получившем лицензию на данный вид деятельности, и при отсутствии противопоказаний. Аборт может проводиться при сроке беременности до 12 недель, по специальным показаниям - до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока ее беременности[42].

Согласно диспозиции ст. 123 УК уголовная ответственность за незаконное производство аборта связывается по УК 1996 г. не с самой по себе операцией, не с местом или способом ее проведения, а только с особенностью субъекта этого преступления: лицом, которое не имеет высшего медицинского образования соответствующего профиля[43].

Объективная сторона этого преступления характеризуется незаконным прерыванием беременности, т.е. производством аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля. Лишь наличие крайней необходимости исключает уголовную ответственность, если аборт производился таким лицом.

По конструкции объективной стороны состав формальный. Преступление считается оконченным с момента изгнания плода независимо от того, причинен ли при этом какой-либо вред здоровью женщины.

С субъективной стороны незаконное производство аборта характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что производит аборт, не имея высшего медицинского образования соответствующего профиля, и желает его совершить.

Субъект - лицо, достигшее 16-летнего возраста, не имеющее высшего медицинского образования соответствующего профиля.

Особо квалифицированный вид этого преступления предусмотрен ч.3 ст.123 УК. Он представляет собой деяния, предусмотренное ч.1 ст.123 УК , если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью.

По конструкции объективной стороны состав, предусмотренный ч.3 настоящей статьи является материальным. Окончено преступления с момента наступления указанных последствий.

С субъективной стороны этот состав характеризуется двойной формой вины: прямой умысел по отношению к незаконному производству аборта и неосторожной по отношению к наступившим последствиям в виде смерти потерпевшей или причинению ей тяжкого вреда здоровью.

Обязательным признаком такого преступления является добровольное согласие женщины на аборт. В противном случае такое преступление квалифицируется по ст.111 – нанесение тяжкого вреда здоровью, приведшего к прерыванию беременности.

Примером нарушения этого требования является следующий случай.

В небольшом городе молодая женщина рассказала врачу-гинекологу, что собирается завести семью, но недавно имела связь с другим мужчиной, забеременила и просит произвести аборт в полной тайне. За определённое вознаграждение врач и медсестра в квартире последней взялись произвести эту операцию. При этом из отделения заранее были принесены все необходимые инструменты и медикаменты. Во время манипуляции они поняли, что инструмент, повредив стенку матки, попал в брюшную полость. Врач, испугавшись воспаления брюшины и гибели женщины, сделала необходимые уколы и отправила ее в городскую больницу, предварительно получив согласие женщины не выдавать медиков. В больнице женщине сделали срочную операцию, но при этом пришлось удалить матку, чтобы остановить кровотечение. Узнав о том, что никогда не сможет рожать, пострадавшая в потрясении нарушила обещание молчания. При обыске на квартире медсестры были обнаружены медицинские инструменты и лекарства, а суд признал врача и медсестру виновными по ст. 123 УК РФ[44].

Неоказание помощи больному (ст. 124 УК).

В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Скорая медицинская помощь, согласно ст. 39 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности и оказывается бесплатно за счет средств бюджета. Кроме того бесплатно медико-санитарная помощь оказывается и гражданам, страдающим заболеваниям, представляющими опасность для окружающих[45].

В отличие от ранее действовавшего законодательства уголовная ответственность за неоказание помощи больному по ст. 124 УК наступает только в случаях наступления последствий, указанных в диспозициях ч.ч.1 и 2 этой статьи.

Объективная сторона этого преступления характеризуется бездействием – неоказанием без уважительных причин помощи больному (например, неявка врача к больному по вызову, неоказание помощи больному, находящемуся в стационаре, не проведение хирургом экстренной операции и т.д.), если это повлекло по неосторожности следующие последствия: по части 1 – причинение средней тяжести вреда здоровью больного, по части 2 – смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью. Необходимо установить наличие причинной связи между бездействием виновного лица и наступившими последствиями[46].

По конструкции объективной стороны составы преступления, предусмотренные частями 1 и 2 ст. 124 УК являются материальными. Окончены преступления с момента наступления указанных в норме последствий.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется двумя формами вины: прямой умысел по отношению виновного лица к факту неоказания помощи и неосторожной (в виде легкомыслия или небрежности) по отношению к последствиям.

Субъект преступления специальный - это лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное оказывать помощь больному в соответствии с законом или специальными правилами. В частности, субъектами этого преступления могут быть медицинские работники - врачи, медсестры, фельдшеры, а также руководители туристических групп, специально выделенные лица для оказания медицинской помощи во время туристических поездок, экспедиций, зимовок и т.п.

Депутатом Государственной думы был внесен проек ФЗ “О внесении дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающего освобождение от уголовной ответственности медицинского работника в случае отказа от проведения аборта".

В ст.1 данного ФЗ говорится «внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012) следующие дополнения:
дополнить статьей 78.1 следующего содержания: "Статья 78.1. Освобождение от уголовной ответственности медицинского работника в случае отказа от проведения искусственного прерывания беременности.

Медицинский работник освобождается от уголовной ответственности по статье 124 Уголовного Кодекса Российской Федерации за неоказание помощи больному в случае отказа в соответствии со своими убеждениями от проведения искусственного прерывания беременности, за исключением отказа от проведения искусственного прерывания беременности при наличии медицинских показаний”.

В пояснительной записке было указано, что в нашем обществе распространяется взгляд на аборт (искусственное прерывание беременности) как на обычную медицинскую процедуру, единственной отрицательной стороной которой может быть вред, нанесенный здоровью женщины. Вопрос о праве нарожденных детей на жизнь при этом практически остается вне внимания законодателя.

Предложенный проект Закона ставит перед собой цель ликвидировать наиболее вопиющие недостатки действующего законодательства и подготовить общественное мнение к принятию более последовательных решений, направленных на защиту жизни не рожденных детей.

Внесение в Уголовный кодекс Российской Федерации статьи, предусматривающей право медицинского работника отказаться от проведения аборта (за исключением абортов по медицинским показаниям) в соответствии со своими убеждениями, основано на том, что беременность – не болезнь, а аборт – не медицинская операция, необходимая для оказания помощи больному.

В этой ситуации закон не может требовать от медицинского работника принятия решения и намеренном прекращении человеческой жизни, а тем более угрожать уголовной ответственностью за такой отказ[47].

Таким образом медицинский работник может выступать как специальный субъект отдельных видов преступлений и нести уголовную ответственность за профессиональные преступления.


3.2 Уголовная ответственность за должностные преступления медицинских работников

Возможно привлечение работников здравоохранения к уголовной ответственности за совершение преступлений, которые можно назвать должностными: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), получение взятки (ст. 290), служебный подлог (ст. 292), халатность (ст. 293)[48].

В судебно-следственной практике достаточно часто возникают трудности при привлечении к уголовной ответственности как должностных лиц (специальных субъектов преступления) медицинских работников.

В практическом отношении весьма важен вопрос о том, кто же в сфере медицинской деятельности является должностными лицами. В примечании к ст. 285 УК РФ дано общее определение: должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, администратитвно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. В тоже время постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» содержит детализацию того, что же именно необходимо понимать под организационно-распорядительными и административно – хозяйственными функциями. Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службу подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.[49]

Таким образом, под должностным лицом в сфере медицинской деятельности следует понимать лицо, обладающее властными полномочиями в сфере медицинской деятельности, осуществляющее организационно – распорядительные и административно-хозяйственные функции в органах управления здравоохранением, лечебно-профилактических, санаторно-гигиенических и других учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.[50]

Довольно часто указанные лица, как и преподаватели вузов и других учебных заведений, просто выполняют свои профессиональные функции и обязанности по работе, осуществляя лечение граждан, и они не являются должностными лицами, так как не обладают дополнительными признаками специального субъекта. Общим основанием для признания тех или иных лиц должностными следует считать характер выполняемых ими функций. Одни и те же категории работников по характеру и содержанию деятельности могут выполнять и функции, связанные с административно - хозяйственными либо организационно – распорядительными обязанностями, и функции профессиональные. Поэтому решающим признаком в этих случаях будет установление того, выполняло ли данное лицо в конкретном случае должностные или профессиональные функции[51].

Вместе с тем в случаях, когда врач является должностным лицом (заведующий отделением, главврач госпиталя, больницы, поликлиники, санатория, какого-либо лечебного центра и иного медицинского учреждения), он признается специальным субъектом должностного преступления. Должностными лицами также признаются врачи, состоящие членами военно-врачебных комиссий или ВТЭК и исполняющие по приказу или распоряжению временно функции должностного лица, предусмотренные в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, в частности организационно-распорядительные или административно-хозяйственные. Следовательно, при совершении этой категорией лиц должностных преступлений, даже при осуществлении ими своих профессиональных обязанностей, они признаются специальными субъектами данных общественно опасных деяний[52].

Прежде всего к данному виду преступлений относится ст. 285 УК РФ « злоупотребление должностными полномочиями».

Злоупотребление – это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено с корыстной целью или любой личной заинтересованностью и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства.

Определение должностного лица было дано выше. Среди медработников должностными лицами являются руководители отделов здравоохранения (аптекоуправления) и их заместители, а также руководители отделов этих органов, главные врачи и их заместители, заведующие отделениями, аптеками, главные и старшие медсестры. Рядовые врачи и медсестры не являются должностными лицами и поэтому не могут быть субъектами должностных преступлений, кроме тех случаев, когда врач является дежурным, а также когда он совершает по службе такие действия, как составление и выдача листков временной нетрудоспособности, документов об инвалидности, справок, дающих право на льготы или освобождения (например, от воинской обязанности), а также принимает решение о госпитализации, направлении на санаторно-курортное лечение.

Распорядительно – организационные функции могут, например, выражаться в действиях дежурного врача, использовавшего временно возложенные обязанности, чтобы выписать неугодного больного или из корыстных побуждений положить в элитную палату знакомого. Административно-хозяйственные функции учреждения здравоохранения могут заключаться в не должном хранении, несоблюдении порядка учета и отпуска лекарств и других материальных ценностей, в отсутствии контроля за ведением документов либо в бездействии вопреки интересам пациентов.

Данное преступление совершается умышленно, виновный осознает, что использует свое должностное положение вопреки интересам службы, т.е. своими действиями он нарушает установленные обязанности, нанося существенный вред государственным, общественным и интересам граждан и желает поступить таким образом. Мотивы должностных преступлений могут быть различными – корыстными, выражающими иную личную заинтересованность и т.д. Но если, например, установлено, что при злоупотреблении должностными полномочиями отсутствуют корыстные мотивы и иная личная заинтересованность, то уголовная ответственность исключается, а причиненный материальный ущерб взыскивается в гражданском порядке[53].

Данная категория уголовных дел достаточно распространенная среди врачей. Так, например, в Амурской области, в Бурейском районе направлено в суд уголовное дело в отношении заведующей терапевтическим отделением районной больницы, оформившей фиктивный больничный другому подследственному. Установлено, что заведующая терапевтическим отделением Бурейской центральной районной больницы, злоупотребляя должностными полномочиями, оформила руководителю коммунального предприятия пребывание на стационарном лечении в её отделении с 6 по 31 декабря 2004 года. Кроме авторитета работников здравоохранения подорванным оказался и бюджет предприятия ЖКХ Бурейского района, выплатившего своему директору по фиктивному больничному листу пособие по временной нетрудоспособности более 10 тыс. рулей. Сам директор в это время отдыхал по турпутёвке в Таиланде. За фиктивный больничный завотделением больницы грозит наказание, предусмотренное ст. 285 УК РФ[54].

Статья 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» предусматривает совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Данную статью можно хорошо проследить на примере из судебной практики. Так, Петров, являясь начальником медицинского пункта - врачом воинской части, в течение 2002 года, используя свое служебное положение, из корыстной заинтересованности неоднократно лично и через посредников получал взятки за совершение незаконных действий в пользу военнослужащих по призыву. В частности, Петров получил от рядового Г. 500 долларов США, от рядового Ч. и его отца - 25 тыс. руб., от матери рядового М. - 15 тыс. руб., от отца рядового Б. - 1 тыс. долларов США за создание видимости их болезненного состояния и предоставление им фиктивных свидетельств о болезни, на основании которых они признаны негодными к военной службе и уволены из Вооруженных Сил Российской Федерации.

Указанные действия Петрова явно выходили за пределы его полномочий и повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, кроме того, своими действиями Петров способствовал рядовому Ч. в его уклонении от исполнения обязанностей военной службы, поэтому содеянное им суд обоснованно квалифицировал по ст.ст.286 и 290 УК РФ[55].

Особое внимание следует обратить на взяточничество – наиболее опасную группу должностных преступлений. Преступление, предусмотренное ст. 290 УК РФ «Получение взятки», не является профессиональным преступлением и часто встречается среди разного рода чиновников. К ним может относиться и медицинский работник, как должностное лицо, если он постоянно или временно осуществляет эти обязанности. Тем не менее, взятка – преступление, актуальное в здравоохранении, тем более, что некоторые медицинские работники принимают его за вознаграждение за труд, который в нашем государстве обесценен. По мнению известного судебного медика А. П. Громова, врач по характеру своих обязанностей может считаться должностным лицом.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» указано, что субъектом преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ, надлежит признавать, при наличии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе[56].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.