рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Медико-социальная работа с лицами, страдающими наркозависимостью

3. Нередко семьи привлекают пациента к участию в принятии принципиальных решений. Поддержка родственников и их участие в делах, которые необходимо выполнить в период госпитализации, помогают пациенту преодолеть страх, тревогу и одиночество. Участие родственников в процессе принятия решения облегчает положение пациента, позволяет обсуждать варианты решения, советуясь с членами семьи, которые лучше других знают его психологические особенности, жизненный опыт и социальные условия.

Значительное внимание медицинского персонала направляется на биологические аспекты благополучия пациента. Исходя из этого, особое место в деятельности социальных работников в клинических лечебно-профилактических учреждениях должна занимать оценка влияния психосоциальных факторов на состояние пациента, а именно: как эти факторы отражаются на развитии заболевания или действуют на пребывание его в больнице, какова их роль в процессах выздоровления и последующей реабилитации. Способность оценивать социальный смысл конкретной ситуации пациента важна столь же, как и способность специалистов другого профиля диагностировать особенности ее биологического или психологического аспекта. Социальный компонент может явно или опосредованно угрожать жизни так же, как физическое недомогание или его психологические последствия [13].

Психосоциальный аспект подразумевает взаимодействие внутренних психологических процессов индивида и тогда, когда они влияют на окружающий внешний мир, и тогда, когда испытывают на себе его влияние. Оценка психосоциального аспекта представляет собой попытку уточнения взаимосвязей внутренних психологических процессов и требований внешней (социальной) окружающей среды, иными словами, попытку прояснить взаимодействие требований «стресса» (психологического) и «пресса» (социального). Психосоциальная оценка сосредоточивается на трех моментах: на личности, точнее личностной системе, уделяя особое внимание влиянию на ее восприятие и ожидания, а также реакциям на ситуации; на окружении, включая конкретные реалии внешней среды, их социальные и психологические аспекты; на взаимодействии «личность - ее окружение». Результатом оценки является разработка плана действий, поддерживающих усилия пациента по овладению ситуацией и регулированию жизни [12].

Некоторые специалисты настойчиво утверждают, что наиболее важным моментом, требующим вмешательства клинических социальных работников, является планирование выписки и постстационарного периода как единого созидательного процесса. Сотрудник, составляющий выписку, должен дать ее конкретный план, охватывающий также последующий период пребывания пациента там, куда он направится сразу после лечения.

Подключение социального работника к планированию выписки уже на ранних стадиях пребывания пациента в клинических лечебно-профилактических учреждениях позволяет: уменьшить сроки госпитализации, сделать более эффективным последующее «ведение» пациента дома или в интернате, способствует формированию установки на осознанное и в эмоциональном плане положительно окрашенное выполнение режима рекомендованного на период после выписки.

Таким образом, деятельность специалиста по медико-социальной работе в клинических лечебно-профилактических учреждениях характеризуется биологическими, психологическими и собственно социальными аспектами.

2.3 Содержание медико-социальной работы в наркологии

Медико-социальная работа в наркологии – это вид профессиональной деятельности междисциплинарного характера, направленной на оказание комплексной медико-социальной помощи, включающей социально-психологические, медико-психологические, педагогические и правовые мероприятия, лицам, страдающим наркотической зависимостью и членам их семей.

Цель медико-социальной работы в наркологии – это комплексная медико-социальная помощь входящим в группы повышенного риска развития наркологических заболеваний и лицам, страдающим зависимостью от психоактивных веществ, членам их семей и ближайшего окружения, включающая медицинские, медико-психологические, социально-психологические, педагогические и правовые ее аспекты [13].

Задачами медико-социальной работы в наркологии являются:

1.  участие в программах первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ в организованных и неорганизованных контингентах;

2.  выявление лиц, входящих в группы риска и работа с ними;

3.  установление контакта с семьями больных, организация консультирования, необходимой помощи и поддержки;

4.  решение организационных и терапевтически вопросов в тесном взаимодействии с медицинским персоналом;

5.  участие в специальной тренинговой работе, способствующей ранней реадаптации и реабилитации пациентов;

6.  организация семейной психотерапии.

Выделяют следующие формы медико-социальной работы в наркологии:

1)  Профилактическую медико-социальную работу, нацеленную на предупреждение возникновения наркологических проблем;

2)  Медико-социальную работу с проблемными лицами, у которых имеются те или иные очерченные наркологические проблемы, но не выявляются клинические формы наркологических заболеваний, а также с их микросоциальным окружением;

3)  Медико-социальную работу с больными, страдающими наркологическими заболеваниями и их микросредой [30].

В отношении последнего контингента следует подчеркнуть, что в настоящее время при оказании им наркологической помощи в организационно-методическом плане происходит переход от использовавшейся длительное время медицинской (медико- и нозоцентристской) – медико-психолого-социальной модели. Это означает отказ от доминирования методов биологического, химико (фармако) терапевтического воздействия в пользу комплексной лечебно-реабилитационной работы с опорой на психотерапевтические и социотерапевтические методы, ориентированные на решение личностных, средовых, трудовых проблем, на повышение уровня социальной компетенции, компенсации, адаптации, интеграции.

Изучение литературных данных о международном опыте организации медико-социальной работы в сфере наркологии и анализ практической деятельности различных организационных форм такой работы позволяют определить принципы построения ее базовой системной организационно-функциональной концепции (модели).

Концепция (модель) может быть представлена в реально-прагматическом ее варианте, учитывающем конкретные современные социально-экономические условия, а также особенностям организационной и финансовой ситуации в сферах здравоохранения и социальной защиты населения, их государственных, общественных и частных структур. Не менее важна адекватность этой среды в регионе и комплексу специфических особенностей национального менталитета в его отношении к проблемам потребления алкоголя и наркотиков, бытового пьянства и алкоголизма как болезни; выявления, лечения и социального статуса больных, обращения за социальной и медицинской помощью.

Модель может быть представлена в идеально-прогностическом варианте, рассчитанном на усвоение в полном объеме зарубежного опыта и учитывающем наиболее значительные показатели вероятностного прогноза развития как в целом общественной ситуации в стране, так и в ситуации наркологической.

В современной практике медико-социальной работы в наркологии выделяются следующие основные виды социальных программ в сфере наркологии.

Первая категория (вид) – профилактические программы направлены на предупреждение вовлечения в пробы и потребление алкоголя и (или) наркотиков, а также в злоупотреблении ими, - и более широко нацеленные на превенцию любых форм отклоняющегося поведения, включая аддиктивные болезни и те или иные состояния зависимости. Здесь мишенями целенаправленного воздействия будут в основном контингенты детей и подростков – как в целом, так и те составляющие их группы, в которых риск приобщения к приему ПАВ особенно велик. Выделяя группы риска, мы имеем в виду детей, у которых отягощена, особенно в наркологическом плане, наследственность; которые воспитываются в семьях с наличием лиц, злоупотребляющих алкоголем или больных алкоголизмом или наркоманией; которые отягощены в органическом, личностном, поведенческом плане, в том числе интеллектуально недостаточные или (и) дефицитарные в плане своевременного личностного и социального развития, угрожающие в отношении формирования патохарактерологической, психопатической структуры личности. Работа здесь ведется в учебных заведениях, специализированных учреждениях и т.д. [24].

К числу групп повышенного риска относятся и различные молодежные и взрослые контингенты – находящиеся в ситуациях социального напряжения, тех или иных общественных кризисов или природных катастроф (бедные слои населения, безработные, инвалиды, жертвы войн, этнических и социальных конфликтов, финансовых крахов; вынужденные и добровольные мигранты; члены криминальных групп и сообществ; пострадавшие вследствие землетрясений, пожаров, наводнений и т.п.; асоциальные элементы, маргиналы и др.).

Вторая категория (вид) программ социальной помощи в сфере наркологической проблематики – это лечебные программы. Сюда входят программы, ставящие своей целью максимально раннее выявление и направление на лечение больных с той или иной наркологической нозологией. Центральное место в этой группе занимают собственно терапевтические программы, решающие задачи оказания больным лечебной помощи, удержания их в режиме трезвости или отказа от приема наркотиков (т.е. в ремиссии), проведения мер вторичной и третичной профилактики – восстановление физического (сомато-неврологического), личностного (психического) и, прежде всего, социального статуса больных. Не менее важны здесь программы, в рамках которых осуществляется социально-психологическая помощь членам семей и близким (детям, родителям) пациентов, корригируется их личностный, семейный, трудовой статус. К этой же категории форм социальной работы в сфере наркологической помощи относятся программы «помощи (лицам с наркологическими проблемами) на рабочих местах» - непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях и т.п. [28].

В третью категорию (вид) специализированных социальных программ в области наркологии, неразрывно связанных с терапевтическими программами, входят программы по реабилитации, реадаптации, ресоциализации наркологических больных. В рамках этих программ по возможности эффективно преодолеваются разрывы и противоречия между личностью и обществом. Бывший больной вновь интегрируется в макро- и микросоциум – максимально адекватно его индивидуальным особенностям, склонностям, возможностям, а также с учетом реалий его семейного и трудового модуса, данной общины, социально-экономической ситуации в ней.

Специфика медико-социального статуса различных контингентов клиентов с проблемами наркологического профиля диктует необходимость дифференцированного подхода при составлении конкретных программ медико-социальной работы. Проведенное исследование позволило выделить в структуре всего контингента следующие качественно своеобразные группы и определить соответствующие оптимальные и наиболее эффективные формы медико-социальной работы с каждой из групп [12].

В первую группу вошли инвалиды. Причем особенность инвалидизации заключается в том, что инвалидность в подавляющем большинстве случаев устанавливалась не по основному заболеванию наркологического профиля, а по его осложнениям и сопутствующим заболеваниям. Это связано с тем, что до настоящего времени не разработаны критерии определения тяжести зависимости от ПАВ.

Вторую группу составили больные с заболеваниями наркологического профиля с выраженными социальными проблемами. Выраженность социальных проблем у данного контингента объяснялась либо тяжестью и высоким темпом прогредиентности течения основного заболевания, либо неблагоприятными особенностями конституционного психического склада, либо негативной жизненной ситуацией и негативным окружением, на фоне которого протекало основное заболевание.

В третью группу включены длительно и тяжело болеющие пациенты, медико-социальная работа с которыми отличается значительным своеобразием.

В качестве отдельных групп выделены также: больные с заболеваниями наркологического профиля без существенной отягощенности соматической патологией и социальными проблемами (четвертая группа); члены семей больных наркологического профиля (пятая группа); лица, принадлежащие группам повышенного риска развития наркологических заболеваний (шестая группа); население в целом (седьмая группа) [13].

Таким образом, медико-социальная работа в наркологии ориентирована на организационную базу и сложившуюся структуру наркологической службы, поэтому она развивается с учетом реальной ситуации в здравоохранении.


2.4 Кадровое обеспечение медико-социальной работы в наркологии

Обеспечить эффективный подход в решении медицинских и социальных проблем на междисциплинарном уровне можно специалистами, имеющими профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг. В медицинских вузах Российских Федераций открываются факультеты и отделения социальной работы, формируется медико-социальное направление образовательной деятельности, что позволит обеспечить подготовку кадров с высшим профессиональным образованием.

В настоящее время в рамках специальности «Социальная работа» определены специализации, которые позволят обеспечить профессиональное ведение медико-социальной работы. К ним, в частности, относятся «медико-социальная работа с населением» и «социальная работа в здравоохранении». В рамках перечисленных специализаций может вестись профессиональная подготовка дипломированных специалистов и для медико-социальной работы в наркологии.

В соответствии с программой их подготовки значительный объем времени отведен на изучение дисциплин и курсов специализации. Среди них: основы патологии органов и систем человека, социально-гигиенические системы здоровья, медико-генетическое консультирование, организация лечебно-профилактической и медико-социальной помощи населению, правовые основы медико-социальной помощи, основы психического здоровья и психопатологии, основы реабилитации инвалидов, социальная работа в психиатрии, наркологии, онкологии, биомедицинская этика и другое.

Поскольку, в конечном счете, обучение врача и медико-социального работника имеет общее целеполагание, вполне обоснованно решение организации факультетов медико-социальных работников в медицинских академиях и университетах. В подтверждение последнего тезиса имеются и другие весомые аргументы. В частности, серьезными доводами могут являться общность морально-этических основ медицины и медико-социальной работы и их воспитание в процессе образования, необходимость получения будущими специалистами по медико-социальной работе необходимого объема медицинских знаний.

В концепции подготовки медико-социального работника заложена идея о том, что медико-социальная работа – деятельность по изменению условий жизни человека, который является не только объектом, но и субъектом этого процесса, посильно участвуя в рациональном изменении своих жизненных условий. Это положение актуально в контексте изменения социальной политики в сторону преобладания тенденций на снижение патерналистской направленности государства в вопросе поддержания общественного здоровья граждан [11].

Нам представляется, что в вопросе формирования концепции обучения медико-социальных работников чрезвычайно важную роль играет региональная специфика, которая оказывает определяющее влияние не только на содержательную сторону образовательного процесса, но и общеметодические и философские его аспекты. Социально-экономические, демографические, этнические, культурные, экологические особенности северо-европейского региона, во многом несущие элемент экстремальности, существенно меняют социальную ситуацию и предполагают использовать особых подходов и принятие нестандартных решений в деле поддержания общественного здоровья населения.

Специалисты по медико-социальной работе в наркологии имеют широкое поле деятельности, их деятельность осуществляется поэтапно [13].

На условном домедицинском этапе они участвуют в программах первичной профилактики зависимости от ПАВ как в организованных, так и в неорганизованных контингентах; выявляют лиц, входящих в группы риска, и работают с ними; содействуют в привлечении к лечению лиц, нуждающихся в нем, устанавливают контакт с семьями таких лиц, оказывают им консультативную помощь и иную поддержку.

На условном медицинском этапе, когда клиенты оказываются в сфере деятельности медицинских работников, специалисты по социальной работе тесно взаимодействуют с медицинским персоналом. Они принимают участие в специальных тренингах, способствующих ранней реадаптации и реабилитации пациентов с зависимостью от ПАВ, организуют семейные группы и участвуют в семейной психотерапии, вместе с клиентами ищут пути решения накопившихся социальных проблем.

На условном послемедицинском этапе социальные работники участвуют в дифференцированных программах реабилитации и реинтеграции пациентов, профилактики временной нетрудоспособности и инвалидности. Дифференцированная направленность – одно из важнейших положений медико-социальной работы в наркологии. Так, качественно отличаются: формы и методы профилактической медико-социальной работы, направленной на предупреждение возникновения наркологических проблем; формы и методы медико-социальной работы с лицами, имеющими проблемы наркологического профиля (но не больными) и с их окружением; формы и методы медико-социальной работы с больными алкоголизмом и наркоманиями и их микросредой. В отношении последнего контингента можно констатировать намечающийся переход от медицинской (медико- и нозоцентрической) модели помощи к полипрофессиональной (полицентрической) модели. Все большее развитие получают комплексные модели работы с опорой на психотерапевтические и социотерапевтические методы, ориентированные на компенсацию, адаптацию и интеграцию клиентов в нормальный социум, повышение уровня их социальной компетенции.

Таким образом, на основании вышесказанного можно обозначить перспективы медико-социальной работы в наркологии [12].

1) Для социальных работников в области наркологии необходимо определить максимально полный набор требуемых знаний, умений и навыков с учетом специфического профиля конкретной практической работы с особыми критериями больных, а также лиц, взаимодействующих с ними (семейная созависимость; алкоголизирующиеся группы на производстве и т.д.).

2) Целесообразно также наметить наиболее значимые направления социальной работы в наркологической сфере с учетом реалий современной социально-экономической ситуации в России. Необходимо при этом исходить из места в системе социальной и наркологической помощи государственных и общественных структур, из актуальной наркологической ситуации, учитывать особенности общественного мнения по отношению к больным алкоголизмом и наркоманиями (национальный менталитет).

3) Важно также определить уровни обучения социальной работе в зависимости от формируемой должностной квалификации, сформированы правила аттестации специалистов, ее нормативы (стандарты), определена система постоянного повышения квалификации.


3. Исследование медико-социальной работы с лицами, страдающими наркозависимостью в социальной службе ОГУЗ «Амурский областной наркологический диспансер»

3.1 Деятельность социальной службы ОГУЗ «Амурский областной наркологический диспансер» в рамках медико-социальной работы с лицами, страдающими наркозависимостью

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.