Дипломная работа: Особенности организма и адаптации к физическим нагрузкам детей среднего и старшего школьного возраста
Под влиянием тиреотропного гормона
гипофиза усиливается секреция гормонов щитовидной железы (тироксина и трийодтиромина),
стимулирующих обменные и энергетические процессы в организме и способствующие его
росту и развитию. Избыточная активность щитовидной железы часто приводит к развитию
гипертиреоза у подростков, вызывая повышенную возбудимость и расстройство сна.
Вилочковая железа, тормозящая развитие
половых желез, испытывает в переходный период обратное развитие, уступая активную
роль половым железам.
Большое значение в росте тела имеет
гормон поджелудочной железы инсулин, который активирует секрецию соматотропина и
способствует анаболическим процессам — синтезу белков, жиров и углеводов в организме.
Среди детей нарушения функций поджелудочной железы и заболевания сахарным диабетом
чаще всего встречаются в возрасте 12 лет.
Процесс полового созревания затрагивает
все органы и системы организма. В этот период происходит формирование индивидуального
морфотипа человека со специфическими особенностями формы и размеров тела, соотношения
мышечной и жировой ткани. Завершаются процессы становления типологических $ особенностей
поведенческих реакций, характеристик личности подростка. К специфическим особенностям
переходного периода относится формирование первичных половых признаков (развитие
половых желез и половых органов) и вторичных половых признаков (характерное оволосение,
изменение тембра голоса, рост молочных желез).
В процессе полового созревания девочки
опережают мальчиков на 1-2 года. Длительность этого периода имеет большие меж: индивидуальные
различия, зависящие от генетических особенностей индивидуума и ряда условий внешней
среды.
Выделяют 5 стадий полового созревания,
определяемых по комплексу первичных и вторичных половых признаков (рис. 2).
I стадия, которая, начинаясь еще
в младшем школьном возрасте в 7-8 лет, охватывает в основном препубертатпый период
- возраст 10-12 лет. Она характеризуется отсутствием вторичных половых признаков,
но уже обнаруживает некоторые половые различия в деятельности ряда функциональных
систем.
II стадия характеризуется активацией
гипофиза. Она относится к 1-й фазе пубертата (у девочек это возраст 11-13 лет, у
мальчиков - 13-15лет). Эту стадию у мальчиков отличает небольшое увеличение яичек
и слабое оволосение лобка, у девочек набухание молочных желез. Активация функций
гипофиза сопровождается усиленной секрецией гонадотропного и соматотропного гормонов,
а также повышенной секрецией половых гормонов. У девочек в большей степени растет
концентрация соматотропина и раньше начинается пубертатный скачок роста (около 13
лет).
Рис. 2. Распределение стадий половой
зрелости у мальчиков 7-17лет
III стадия также соответствует 1-й
фазепубертата (у девочек до 13 лет, у мальчиков до 15 лет). Она характеризуется
активацией половых желез. В крови растет концентрация половых гормонов. У мальчиков
увеличиваются размеры яичек и длина полового члена, усиливается оволосение лобка.
У девочек усиливается развитие молочных желез и оволосение лобка, начинается оволосение
подмышечных впадин. На этой стадии особенно повышается у мальчиков содержание в
крови соматотропина и наблюдается пубертатный скачок роста (около 14 лет). Усиленное
выделение соматотропина происходит ночью («человек растет во сне») и замедляется
в дневное время.
IV стадия отмечается во 2-й фазе
пубертата (у девочек в 13-14 лет, у мальчиков в 15-16 лет). Она характеризуется
максимальным уровнем активности половых желез. Их секреция достигает максимальных
значений в 14-15 лет. У мальчиков происходит утолщение полового члена, усиленное
оволосение лобка, появление волос на лице и в подмышечной впадине. К характерным
признакам этой стадии относят также появление у них на лице юношеских угрей и связанную
с удлинением голосовых связок ломку голоса — смену высоких обертонов на более низкие.
У девочек заметного развития достигают молочные железы, оволосение лобка приближается
к взрослому типу. Увеличиваются запасы подкожного жира. В 12-13 лет появляются первые
менструации (так называемые менархе), которые свидетельствуют о начале созревания
в яичниках яйцеклеток и становлении периодических процессов женского организма -
овариально-менструального цикла (ОМЦ). У мальчиков в 15 лет появляются первые поллюции
- выход созревших сперматозоидов из семенных пузырьков вместе с выделениями предстательной
железы. Они происходят 1-3 раза в месяц или реже, с перерывами в 10 - 60 дней.
Гормон роста - соматотропин сохраняется
на повышенном уровне у мальчиков, которые продолжают вытягиваться в длину, но у
девочек его содержание снижается и их рост замедляется. В мышцах подростка усиленно
формируются быстрые и мощные гликолитические волокна, достигая 50% объема мышцы.
Это обусловливает высокий прирост силы. Однако повышенные физические нагрузки в
этот период угнетают выделение соматотропного гормона и замедляют процессы, полового
созревания. Они должны тщательно дозироваться, особенно у девочек.
V стадия завершает 2-ю фазу пубертата
(у девонек к 15-летнему возрасту, у мальчиков - к 17-летнему возрасту). Эта стадия
определяется достижением зрелого уровня первичных и вторичных половых признаков.
Она характеризуется созреванием в мужском организме функционально зрелых сперматозоидов
и готовностью женского организма к детородной функции. У девушек происходит созревание
в яичниках яйцеклеток и стабилизируется ОМЦ.
Выраженность стадий созревания подростков
описывается в баллах полового развития (БПР). Для этого оценивается выраженность
вторичных половых признаков, определяется сумма их показателей и сравнивается с
табличными нормативами, Значительная перестройка деятельности всей эндокринной системы
в переходный период отражается на изменениях во всех органах и системах организма,
особенно выраженных. В 1-ю фазу пубертата (на II и III стадиях полового созревания).
В этот период повышенная активность подкорковых структур и снижение регулирующих
(тормозящих) влияний коры на подкорку, а также дисгармония в эндокринной системе
вызывают нестабильность реакций в эмоциональной и психической сфере подростков.
Отмечается несогласованность морфологического и функционального развития отдельных
органов и систем. Происходит отставание скорости роста сердца от темпов удлинения
тела, отставание роста просвета сосудов от повышения мощности сокращений миокарда,
отставание на 1 -2 года роста туловища в длину от удлинения конечностей. Эти изменения
вызывают временное нарушение координации движений, снижают умственную и физическую
работоспособность. Снижение работоспособности связано также с повышением энерготрат
при увеличении размеров тела, что снижает возможность энергообеспечения мышечной
работы в организме подростка.
Таблица 3Величина бала полового развития
у мальчиков и девочек
Возраст,
лет
|
БПР,
баллы
|
Формула полового созревания мальчиков |
БПР,
баллы
|
Формула половою созревания девочек |
10 |
- |
- |
1 |
Ма1Р0Ах0Ме0 |
11 |
- |
- |
2 |
Ма1Р0Ах0Ме0 |
12 |
0 |
V0Р0L0АХ0F0 |
5 |
Ма1Р0Ах0Ме0 |
13 |
2 |
V1Р1L0АХ0F0 |
9 |
Ма1Р0Ах0Ме0 |
14 |
5 |
V1Р2L1АХ1F0 |
И |
Ма3Р3Ах3Ме2 |
15 |
9 |
V2Р3L1АХ2F0 |
12 |
Ма3Р3Ах3Ме3 |
16 |
И |
V2Р3L2АХ3F0 |
12 |
Ма3Р3Ах3Ме3 |
17 |
15 |
V3Р3L3АХ3F0 |
12 |
Ма3Р3Ах3Ме3 |
Совершенствование механизмов теплоотдачи
улучшает адаптацию юношеского организма к большому диапазону изменений температур
окружающей среды. Терморегуляционные реакции в юношеском возрасте становятся более
эффективными и экономичными. В температурном ядре тела к 18-летнему возрасту устанавливается
средняя величина температуры тела, соответствующая взрослым.
На протяжении среднего и старшего
школьного возраста происходят - перемены в обмене веществ и энергии. Уменьшается
преобладание процессов ассимиляции над процессами диссимиляции.
Величина основного обмена у детей
этого возраста в расчете на единицу массы тела или поверхности тела заметно снижается.
У девочек она ниже, чем у мальчиков, и раньше приближается к уровню зрелого организма.
Лишь в пубертатном возрасте основной обмен у девочек временно оказывается выше,
чем у мальчиков. Суточная величина основного обмена возрастает у подростков по отношению
к детям младшего школьного возраста почти в 1.5 раза, достигая примерно 1300-1400
кал, а в юношеском возрасте приближается к уровню зрелого организма (1700 кал).
Увеличение массы тела и повышение
двигательной активности вызывают нарастание и общего объема суточных энерготрат,
в среднем школьном возрасте они составляют около 2500-2700 кал, а в старшем школьном
возрасте - 2800-2900 кал.
С возрастом происходит и перестройка
в процессах обмена веществ. С окончанием роста массы тела падает относительная потребность
организма в белках. Положительный азотистый баланс к юношескому возрасту постепенно
сменяется азотистым равновесием, характерным для взрослого организма. Относительная
потребность в белке (на 1 кг массы тела) с возрастом снижается: в I -3 года - 4-4.5
г, в 6-10 лет - 2.5-Зг, у подростков - 2-2.5 г, у взрослых - 1.5-1.8г. Общая же
суточная потребность в белках возрастает с ростом массы тела: у дошкольников - около
70г, в младшем школьном возрасте - 75-80 г, в среднем школьном возрасте - примерно
85-90 г, в старшем школьном возрасте - 90-100 г (как у взрослых).
Аналогичны величины суточной потребности
в жирах. У подростков еще достаточно высока потребность в поступлении с пищей жира.
В период полового созревания жиры используются для пластических процессов формирования
состава тела, а холестерин необходим для синтезирования половых стероидных гормонов.
Вместе с тем, избыточное поступление жира при низкой двигательной активности приводит
к ожирению. У подростков, характеризующихся избыточными жировыми отложениями, величина
основного обмена на единицу массы тела может быть ниже на 20-30% из-за низкой интенсивности
процессов обмена в жировых клетках. Сравнительно большим содержанием жира в составе
тела объясняется также более низкий уровень основного обмена у женщин по сравнению
с мужчинами.
Относительная интенсивность углеводного
обмена у подростков снижается, а суточная потребность в углеводах растет: у младших
школьников она составляет около 300 г, в среднем школьном возрасте - 340-370 г,
в старшем школьном возрасте - около 400 г, у взрослых - 500-600 г. Углеводы обеспечивают
в организме подростка как пластические процессы, так и энергетические. Повышение
объема двигательной активности подростков увеличивает их потребность в углеводах.
В растущем организме велика потребность
в поступлении необходимого количества витаминов и минеральных веществ. Кальций и
фосфор нужны для » формирования скелета, железо - для образования гемоглобина. Однако
по мере увеличения возраста относительная потребность в воде, витаминах и минеральных
веществах снижается.
Итак, у детей среднего и старшего
школьного возраста происходят значительные изменения в росте, в функционировании
всех органов и систем.
3. Физиологические
особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим
нагрузкам
Период
среднего и старшего школьного возраста имеет свои специфические механизмы и закономерности
адаптации нагрузкам, связанные с возрастными особенностями развития организма.
3.1 Совершенствование
центральной регуляции движений
В
среднем школьном возрасте высокого уровня достигает развитие ЦНС, сформированы индивидуальные
особенности высшей нервной деятельности, завершается созревание сенсорных систем.
К
этому возрасту у подростков сформированы все основные механизмы управления движениями,
свойственные взрослому организму – рефлекторное кольцевое управление системой обратных
связей и программное управление по механизму центральных команд (предпрограммирование).
Это обеспечивает не только совершенство выполнения длительных упражнений, когда
возможны коррекции моторных программ по ходу движения, но и выполнение кратковременных
двигательных актов – бросков, ударов, метаний, прыжков. Становится возможным начать
углубленную специализацию в широком спектре различных видов спорта.
Рассматриваемый
период характеризуется тремя качественными перестройками механизмов центральной
регуляции движений:
1)
значительным усилием межцентральных взаимосвязей в коре больших полушарий,
2)
становление ведущей роли ассоциативных третичных полей коры функциональной системе
управления движениями;
3)
переходом доминирующей роли правого полушария к левому.
В
возрасте 10-12 лет происходит важнейший этап в совершенствовании интегративных функций
высших отделов мозга – резкое увеличение горизонтальных взаимосвязей в коре больших
полушарий. Происходит усиленный рост отростков корковых нейронов, обеспечивающий
функциональные связи между нейронами ансамблями различных корковых областей. В результате
на протяжении среднего и старшего школьного возраста формируются многочисленные
внутрисистемные и межсистемные функциональные взаимосвязи в организме. Совершенствуются
зрительно-двигательные, рече-двигательные, вестибуло-моторные и др. рефлексы. Отмечается
высокий уровень интеграции деятельности сенсорных систем. Налаживается сочетание
различных моторных реакции между собой. Хорошо дифференцируются мышечные усилия.
В биомеханической структуре и функциональной организации локомоций (ходьбы, бега)
достигается высокая координационная точность. В движениях двумя руками вырабатывается
высокая согласованность их пространственных характеристик, в том числе при симметричных
движениях. Созревает механизм их временного согласования (так называемый таймерный
механизм). Движения рук хорошо согласуются с движениями глаз. Возникает возможность
точного произвольного управления отдельными мышцами и даже изолированными двигательными
единицами. Управляемость мышечными группами рук, головы и шеи выражена лучше, чем
других мышечных групп.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|