Дипломная работа: Особенности организма и адаптации к физическим нагрузкам детей среднего и старшего школьного возраста
После
14-летнего возраста начинается реализация нового этапа генетической программы онтогенеза.
Происходит формирование быстрых мотонейронов в ЦНС и развитие быстрых и мощных гликолитических
мышечных волокон в скелетных мышцах. К IV-V стадиям полового созревания (15-18
лет) быстрые волокна уже занимают по объему около 50% мышечной массы. Устанавливается
характерный для каждого индивида состав (композиция) мышечных волокон. С появлением
гликолитических волокон происходит быстрое развитие анаэробных возможностей растущего
организма. Сократительная деятельность этих волокон не зависит от работы кислородтранспортной
системы (крови, сердечно-сосудистой и дыхательной систем), так как они получают
энергию в бескислородных условиях. В результате повышается адаптация юношей и девушек
к работе анаэробного характера – к выполнению циклической работы в зоне максимальной
и субмаксимальной мощности, силовых и скоростно-силовых упражнений.
Рисунок
7.Возрастная динамика анаэробных возможностей (кислородный долг, мл/кг) и относительная
величина МПК (мл/мин/кг) у мальчиков 9-17 лет
Мощность
выполняемой работы увеличивается с 11 до 16 лет более, чем на 200 % (для сравнения
– увеличение мощности работы с 7 до 11 лет составляет всего 30%). Объем выполненной
работы максимальной мощности повышается по сравнению с 7-летним возрастом в 10 лет
на 50%, а в14-15 лет – на 300-400%.
За
счет достигнутого высокого уровня МПК и улучшения процессов координации в мышечной
и вегетативных системах энергообеспечения растет также и аэробная работоспособность
юношей – в зонах большой и умеренной мощности.
Однако,
экономичность и эффективность их работы еще не достигают взрослых значений. КПД
работы, выполняемой на уровне МПК, в14-15 лет составляет всего 65-70% взрослого
уровня, а процесс восстановления значительно более длительный. У юношей 17-и лет
длительность восстановления в 2 раза превышает время восстановления у 20-летних
при той же выполненной работе.
Четко
выраженные гормональные и вегетативные перестройки сопровождают выполнение физических
нагрузок у детей среднего и старшего школьного возраста.
Адаптация
к специфическим упражнениям отражается у систематически тренирующихся детей в более
выраженных предстартовых изменениях по сравнению с детьми, не занимающимися спортом.
Легче всего предстартовая настройка развивается у подростков и юношей, характеризующихся
темпераментом сангвиников, затем – у холериков и у флегматиков. В период полового
созревания у подростков из-за высокой возбудимости неровной системы особенно выражены
состояния предстартовой лихорадки.
Период
врабатывания как в возрасте 7-10 лет, так и в возрасте 15-18 лет характеризуется
начальным резким увеличением показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем
(на 42,5%) с последующим медленным повышением до необходимого рабочего уровня. Длительность
устойчивого состояния при постоянной мощности работы (или оптимального состояния
при переменной мощности) короче, чему взрослых, а утомление наступает быстрее. Быстрое
наступление утомления, в частности, обусловлено малой переносимостью кислородного
дефицита. Величина максимального кислородного долга у подростков меньше, чем у взрослых:
в 9-10 лет она составляет всего 0,8-1,2 л, в 12-14 лет – 2-2,5 л (у нетренированных
взрослых – 6-10л). В 13 лет величина относительного кислородного долга (в расчете
на 1 кг массы тела или 1 м2 поверхности тела) примерно равна 60-70% соответствующего
показателя у взрослых.
В
системе крови у детей среднего и старшего школьного возраста при физических нагрузках
часто возникает II фаза
миогенного лейкоцитоза (I-я нейтрофильная), в то время как у взрослых при тех же
нагрузках наблюдается лишь I фаза
(лимфоцитарная). Большие мышечные нагрузки вызывают неадекватные реакции крови у
подростков – они снижают иммунитет организма. При этом в крови наблюдается угнетение
активности и снижение количества Т-лимфоцитов, уменьшается количество иммунного
белка гамма-интерферона, появляется феномен исчезающих антител.
В
связи с незавершенностью роста массы сердечной мышцы и объема сердца у подростков
увеличение систолического объема крови не достигает еще взрослых величин. Даже при
максимальном нарастании систолического объема при работе его значения лишь в 2 раза
превышают уровень покоя, а у взрослых – в 2,5 раза. В возрасте 8-9 лет максимальные
значения систолического объема составляют 70 мл, в 10-11 лет – 80 мл, в 14-15 лет
– 100-120 мл, у взрослых мужчин 20-22 лет – 140 мл.
Сравнительно
небольшим объемом крови, поступающим в кровяное русло за один удар, объясняется
то, что нарастание минутного объема крови у подростков еще в значительной мере зависит
от преимущественного повышения ЧСС. Лишь после 15-16-летнего возраста величина сдвигов
ЧСС при нагрузках несколько снижена. Величина МОК у подростков постепенно повышается:
в 10-12 лет она равна 3,2л/мин, в 13-16 лет – 3,8 л/мин, в юношеском возрасте МОК
приближается ко взрослому уровню (у взрослых МОК=4,5-5л/мин).
Недостаточная
эффективность регуляторных процессов в пубертатный период у подростков отражается
особенно заметно в реакциях кровообращения на статические нагрузки. Если при статических
напряжениях больших мышечных групп в вертикальной позе они явно недостаточны – наблюдается
неустойчивость венозного тонуса, затяжной период восстановления. Это отражает низкую
выносливость подростков к подобным статическим нагрузкам.
У
нетренированных подростков 14-15 лет оптимальное повышение МОК наблюдается при мощности
работы не более 40-50% МПК, а оптимальное повышение минутного объема дыхания – при
70% МПК, т.е. при работе умеренной мощности изменения дыхательной и сердечно-сосудистой
систем наиболее эффективны.
С
увеличением возраста повышаются функциональные резервы дыхательной системы. При
работе на уровне МПК величина МОД (л/мин) увеличивается по сравнению с состоянием
покоя в возрасте 8-9 лет в 7-8 раз, в 10-11 лет – в 9-11 раз, в 16-18 лет – в 10-12
раз. Однако эффективность дыхания у подростков и в определенной мере у юношей еще
мала. Несмотря на возросший рабочий уровень легочной вентиляции, альвеолярный воздух
у подростков насыщается кислородом при вдохе меньше, чем у взрослых. Это обусловлено
менее глубоким дыхательным объемом, большим относительным объемом вредного пространства,
меньшей выносливостью дыхательных мышц, отставанием роста грудной клетки (и соответственно
недостаточной величиной ЖЕЛ), незрелостью регуляторных процессов.
К
несовершенству газообмена в легких добавляется еще низкая величина кислородной емкости
крови и менее эффективный газообмен в тканях, где невысок коэффициент утилизации
кислорода, т.е. малая величина кислорода переходит из артериальной крови в ткани
и изначальная его часть уносится венозной кровью обратно. У подростков отмечается
менее выгодное соотношение поступления кислорода в легкие и потребление его тканями:
у ребенка 8-9 лет и подростка 15-16 лет это соотношение составляет 6:1, а у нетренированного
взрослого человека оно равно 5:1 и у тренированного взрослого – 4:1. У взрослых
людей каждый литр кислорода при работе на уровне МПК извлекается из 25 л воздуха,
а у подростка – из 35 л, т.е. требуемая работа легких почти в 1,5 раза больше, чем
у взрослого.
При
этом кислородный запах на работу у подростков и юношей выше, чем у взрослых на ту
же нагрузку. Отмеченные особенности удовлетворения кислородного запроса свидетельствуют
о важности регламентирования физических нагрузок у подростков и юношей.
Форсирование
нагрузок особенно в период полового созревания может привести к тяжелым последствиям.
У девочек 10-11 лет при больших нагрузках возникает несоответствие электрической
и механической систолы сердца в результате нарушения обменных процессов в миокарде.
При больших нагрузках возникает патологическая инволюция вилочковой железы, нарушение
иммунитета приводит к повышенной заболеваемости детей. Угнетается секреция половых
гормонов, нарушается становление и стабилизация ОМЦ.
В
связи с отмеченным в процессе физического воспитания требуется тщательное дозирование
и индивидуальных нагрузок, контроль за текущим состоянием детей. Постепенное наращивание
физических нагрузок в соответствии с возрастными функциональными возможностями развивающегося
организма обеспечит рациональное течение адаптационного процесса, сохранение здоровья
детей и рост их спортивного мастерства.
4. Влияние спортивной тренировки на развитие функций организма и динамику
работоспособности
Систематическое
занятие физическими упражнениями вызывают значительные изменения строения и функций
организма, повышают его функциональные возможности и способствует развитию физических
качеств юных спортсменов.
В
коре больших полушарий тренирующегося подростка наблюдается общий подъем функционального
состояния (возбудимости и лабильности) корковых нейронов, улучшаются показатели
высшей нервной деятельности – сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов.
Возникающий рост быстродействия мозга отражается в его электрической активности
повышением частоты основного ритма покоя – альфа-ритма ЭЭГ. У юных спортсменов 14-15
лет с более высокой частотой альфа-ритма (11-12 колеб./с) наблюдается большая частота
тепинг-теста и более высокая с меньшей частотой альфа-ритма (8-9 колеб./с).
По
мере роста специальной работоспособности в ЦНС юного спортсмена происходят специфические
изменения, отражающие формирование новых двигательных навыков. Нервные клетки начинают
работать более ритмично и стабильно. Активность отдельных нейронов синхронизируется
с соседними нейронами для участия в управлении конкретными движениями. Тем самым
создаются особые кокковые функциональные системы, отражающие в своем составе специфику
освоенного двигательного навыка, а при циклической работе – темп движений («меченные
ритмы» ЭЭГ).
Проявление
этих корковых функциональных систем в ЭЭГ усиливается у юных спортсменов по мере
повышения возраста и спортивного мастерства, а их особенности проявляются не только
во время работы, но и при ее мысленном выполнении (представлении движения), а также
в предстартовом состоянии, демонстрируя степень освоения навыка и специфическую
преднастройку мозга.
В
процессе адаптации к физическим нагрузкам совершенствуется регуляция кровеносных
сосудов мозга. У подростков и юношей, адаптированных к значительным статистическим
напряжениям в процессе занятий тяжелой атлетикой, отмечается более стабильный к
такой работе сверстников.
Таблица
5. Динамика межцентральных взаимосвязей в
коре больших полушарий у одних и тех же юных спортсменов-фигуристов на протяжении
5-летней тренировки (показано среднее число высоких 0,7 – 1,0 корреляций потенциалов
в ЭЭГ отдельного спортсмена в % от общего числа просчитанных корреляций) (по: Капустин
В.С., 1984)
Функциональное
состояние |
I юн.
разряд
|
III
разряд
|
II
разряд
|
I
разряд
|
КМС |
11-12 лет |
13-14 лет |
15-16 лет |
17-18 лет |
19-20 лет |
Исходный фон |
9,3 |
9,2 |
10,0 |
8,2 |
11,0 |
Представление
неспецифического элемента (бег) |
12,2 |
12,2 |
12,8 |
13,7 |
18,9 |
Представление
специфического элемента (перебежка) |
9,6 |
10,1 |
13,8 |
17,4 |
23,3 |
Работа
(имитация перебежки)
|
14,2 |
14,6 |
19,7 |
27,0 |
30,0 |
Работа
под привычную
музыку
|
15,3 |
19,1 |
23,3 |
29,9 |
32,6 |
Высокое
нервно-психическое напряжение сказывается отрицательно на возможности сохранять
устойчивую работоспособность. Например, более высокая эмоциональная и информационная
нагрузка в индивидуальных уроках тактической направленности по сравнению с уроками
технической направленности у юных фехтовальщиков приводит к более быстрому развитию
утомления и значительно сокращает работу до отказа.
Вместе
с тем, чем выше квалификация юных спортсменов, тем большей способностью они обладают
к произвольной мобилизации функциональных резервов для преобладания утомления, особенно
в условиях работы с повышенной мотивацией. Они выполняют при этом значительно больший
объем работы, чем нетренированные сверстники, но испытывают более глубокое утомление
и нуждаются в более длительном отдыхе.
Высокая
способность к волевому преодолению развивающегося утомления у юных спортсменов обеспечивается
более мощными рабочими доминантами в ЦНС, высокой возбудимостью симпатической нервной
системы, наличием у них значительных гормональных резервов (например, величина суточной
секреции адреналина и норадреналина во много раз превышает нормы нетренированных
детей) и значительной продукцией нервными клетками стимулирующих нейропептидов.
Уже
в 12-14-летнем возрасте юные спортсмены четко дифференцируются по целому комплексу
психофизиологических особенностей на два различных типа, которые совершенно необходимо
учитывать при выборе генетически адекватного вида спорта, стиля соревновательной
деятельности и амплуа спортсмена (атакующий или контактный или разыгрывающий в волейболе
и т.п.). На самых начальных этапах спортивной тренировки следует также самым тщательным
образом определить ведущую руку и ногу спортсмена для адекватного выбора вооруженной
руки в фехтовании, теннисе, хоккее, правосторонней или левосторонней стойки в боксе,
бьющей ноги в футболе, таеквондо, кикбоксинге т.п. Неадекватный выбор приводит к
замедлению и остановке роста спортивного мастерства, создает напряженность в организме,
связанную с организацией компенсаторных реакций, и угрожает здоровью спортсмена.
Физические
упражнения оказывают положительное влияние на развитие сенсорных систем. Юные спортсмены
отличаются точностью кинестетических ощущений, которые выше на наиболее тренируемых
мышцах и суставах. При воспроизведении заданных углов сгибания в локтевом суставе
(без визуального контроля) фехтовальщики делают в 3 раза меньше ошибок, а лыжники
в 2,5 раза меньше ошибок при сгибании в коленном суставе, чем нетренированные подростки.
Юные баскетболисты практически точно воспроизводят с закрытыми глазами угол вращения
в лучезапястном суставе. Диапазон точно воспроизводимых (без визуального контроля)
заданных углов в плечевом и бедренном суставе гораздо более широк у высококвалифицированных
юных спортсменов, специализирующихся в таеквондо, чем у нетренированных сверстников.
Юные
футболисты отличаются более обширным полем зрения. Совершенствование поисковой функции
глаза позволяет юным борцам, боксерам, подросткам, специализирующимся в игровых
видах спорта, мгновенно схватывать наиболее значимую информацию и быстро на нее
реагировать. Высококвалифицированные юные фигуристы демонстрируют великолепную вестибулярную
устойчивость, выполняя за 55-минутную тренировку до 500 вращений без каких-либо
нарушений координации. Опускаясь на пол после вращений на установке «Вертикаль»,
они почти мгновенно могут принимать стабильную позу, а у нетренированных подростков
это «время нерешительности» занимает несколько секунд.
В
среднем и старшем школьном возрасте особенно значительно спортивная тренировка влияет
на развитие опорно-двигательного аппарата. В наиболее нагруженных костях скелета
заметно увеличивается толщина и плотность костей, степень их минерализации. Мышечная
масса и сила преимущественного нарастают в наиболее тренируемых мышцах, создавая
специфику топографии мышечной силы, характерную для каждого вида спорта.
В
процессе многолетней спортивной тренировки в скелетных мышцах увеличивается объем
быстрых гликолитических волокон типа II-б (анаэробных). Возможно также, что
под влиянием скоростно-силовых физических упражнений многие волокна промежуточного
типа (II-а, окислительные, аэробные) приобретают свойства волокон
типа II-б (гликолитических). Показано, что у 12-летних спортсменов
объем быстрых и мощных мышечных волокон в составе скелетных мышц достоверно превышает
этот показатель у незанимающихся подростков (59% против 51%). Эти особенности коррелируют
у юных спортсменов с большей (в 3 раза) концентрацией в крови гормона тестостерона
в состоянии покоя (5,8 нМ/л против 1,8 нМ/л) и большей концентрацией лактата при
анаэробной работе.
Повышение
мышечной силы часто сопровождается чрезмерным усилием тонуса напряжения без достаточной
способности к расслаблению мышц. Такие соотношения снижают амплитуду движений, препятствуют
росту работоспособности мышечного аппарата, приводят к быстрому утомлению мышц.
У 13-14-летних футболистов в 4-х главной мышце бедра отмечали наибольшее увеличение
амплитуды тонуса за счет более выраженного нарастания тонуса напряжения, а улучшение
показателей расслабления наступило лишь после 16 лет, при переходе в команду мастеров.
Подобные изменения являются результатом усиленной изометрической тренировки силы
без необходимого внимания к упражнениям на расслабление.
Увеличение
тощей массы тела сопровождается у юных спортсменов уменьшением содержания жира,
особенно заметным у представителей зимних видов спорта (до 7-8% от массы тела).
Чем меньше у них процент жира в составе тела, тем выше физическая работоспособность.
Систематические
тренировки оказывают неоднозначное влияние на темпы роста и развития организма детей.
У девочек-ретарданок, занимающихся гимнастикой, многолетние тренировки усиливают
отставание их биологического возраста от паспортного (меньше стандартных величин
масса и длина тела, более позднее появление менархе и пр.). Лишь к 16-летниму возрасту
они начинают догонять сверстниц. В противоположность этому у пловцов-акселератов
увеличиваются темпы развития (нарастают проявления акселерации), они в 13-летнем
возрасте на 2-3 года и более опережают сверстников по многим показателям. Многие
юные баскетболисты в 13 лет достигают показателей 17-18 летних юношей, опережая
однолеток на 4-5 лет.
Перестройки
соматических функций организма сопровождаются изменениями вегетативных показателей
у юных спортсменов.
Развитие
массы сердечной мышцы и увеличение объема сердца повышает аэробные возможности организма.
В системе дыхания под влиянием длительной тренировочных занятий повышается эффективность
и экономичность дыхательной функции, увеличивается ЖЕЛ (на 123% против должных величин),
что обеспечивает быстрый рост МПК. Снижается чувствительность дыхательного центра
к недостатку кислорода (гипоксии) и избытку углекислого газа (гиперкапнии). Это
позволяет существенно увеличить переносимость кислородного долга и продлить задержку
дыхания.
При
адаптации организма юных спортсменов к работе переменной мощности показатели сердечно-сосудистой
и дыхательной системы становятся более подвижными, точнее следует за текущими изменениями
мощностей нагрузки.
Большое
значение в адаптации к аэробной и смешанной аэробно-анаэробной работе имеет повышение
кислородной емкости крови. Показано, что увеличение работоспособности юных бегунов
на средние дистанции коррелирует с увеличением количества эритроцитов, гемоглобина
и содержанием железа в крови. У 10-11-летних пловцов отмечалось повышенное содержание
эритроцитов в крови и достоверное повышение физической работоспособности на протяжении
годичного тренировочного цикла.
Таблица
6.Физическая работоспособность и количество эритроцитов в крови у юных пловцов и
нетренированных мальчиков 10-11 лет в начале и конце учебно-тренировочного года
(по: Еремеев В.Я. и др., 1983)
Группы обследуемых |
PWC170
в начале года,
кгм/мин
|
PWC170
в конце года,
кгм/мин
|
Количество
эритроцитов
в начале года,
n*1012/л
|
Количество
эритроцитов
в конце года,
n*1012/л
|
Пловцы-мальчики
Нетренир. мальчики
|
497,9
429,6
|
616,5
538,5
|
4,545
4,491
|
4,57
4,55
|
Юные
спортсмены-лыжники I разряда
в возрасте 16-17 лет, имевшие в состоянии покоя высокое содержание в крови эритроцитов
(до 5,12*1012/л) и гемоглобина (до 168 г/л), а также большую величину ЖЕЛ (до 5,7
л), показывали очень высокие функциональные изменения при выполнении велоэргометрических
нагрузок, характерные лишь для высоквалифицированных взрослых спортсменов: максимальная
мощность работы у них достигала 400 Вт, относительные величины МПК составляли 73,6
мл/мин*кг, ЧСС возрастала до 240 уд/мин, систолическое АД поднималось до 200 мм
РТ. Ст., а концентрация лактата доходила до 26,5 мМоль/л.
Подобные
высокие показатели доступны юным спортсменам только после окончания периода полового
созревания, а на протяжении переходного периода они, чаще всего, испытывают временное
снижение работоспособности, связанное с перестройкой функций в организме. Временное
снижение физической работоспособности юных спортсменов в период полового созревания
(особенно в III фазу)
наблюдается несмотря на продолжение систематических тренировок. После окончания
этого периода снова показатели работоспособности превышают данные малоподвижных
подростков и юношей.
Многочисленными
работами продемонстрировано, что рациональное построение тренировочного процесса
приводит к улучшению сопротивляемости юного организма инфекционным и простудным
заболеваниям, снижает их количество и продолжительность, уменьшает возможность осложнений.
Изучение
механизмов адаптации юных спортсменов к физическим нагрузкам показало, что этот
процесс сугубо индивидуален, зависит от множества морфофункциональных и психофизических
показателей молодого организма, которые довольно жестко контролируются генетически.
Тренерам и педагогам, а также самим спортсменам необходимо помнить, что совершенствование
функциональной подготовленности юных спортсменов требует обязательного учета индивидуальных
особенностей каждого организма, его возрастных возможностей, врожденных пределов
изменчивости строения и функций под влиянием физических нагрузок. Лишь в этом случае,
возможно, обеспечить планомерное нарастание спортивного мастерства, не ухудшая процессов
роста и развития и сохраняя на высоком уровне здоровье юного спортсмена.
Рисунок
8.
Возрастная
динамика физической работоспособности юных футболистов по отношению к работоспособности
нетренированных сверстников, принятой за 100%.
Заключение
Период среднего и старшего школьного
возраста имеет свои специфические особенности развития. Изменения происходящие в
этот период затрагивают все системы органов. Изменяются все структуры ЦНС, продолжается
активное развитие промежуточного мозга, мозжечка, коры больших полушарий, возрастает
роль левого полушария (у правшей), совершенствуется абстрактно — логическое мышление,
повышается острота зрения, расширяется поле зрения, повышается острота слуха, улучшается
скорость и точность восприятия речи. В среднем и старшем школьном возрасте полностью
формируется система кровообращения, растёт масса и объём сердца, увеличивается МОК,
снижается ЧСС, растёт просвет сосудов. Совершенствуется дыхательная система, увеличивается
длительность дыхательного цикла, возрастает дыхательный объём, снижается частота
дыхания. К старшему школьному возрасту все основные функции пищеварительной системы
завершают своё развитие, адаптируя организм к приёму различной смешанной пищи и
хорошее усвоение. Заканчивается функциональное созревание процессов мочеобразования
- фильтрация и ребсорбция. Наиболее значительные изменения происходят в железах
внутренней секреции, гормоны которых влияют на развитие сердечно -сосудистой, половой,
дыхательной, нервной систем, обмена веществ. В среднем «школьном» возрасте происходит
«возрастная» активизация гипофиза, надпочечников и половых желез.
Средний и старший школьный возраст
особенно благоприятен для физического воспитания, так как такие дети наиболее чувствительны
к тренирующим воздействиям. Систематические занятия физическими упражнениями вызывают
значительные изменения строения и функций организма, повышают функциональные возможности
и способствуют развитию физических качеств.
Занятия физической культурой и спортом
благоприятно влияют на поведение детей, делают их менее внушаемыми и самостоятельными,
что помогает избегать негативного влияния других людей. Поэтому важнейшим средством
профилактики вредных привычек являются занятия физкультурой. Правильно организованные
занятия физическими упражнениями способствует сохранению и укреплению здоровья детей
среднего и старшего школьного возраста.
1.Васильева В.В. и др. Физиология человека - М.,
«Физкультура и спорт». 1973.
2.Ермолаев Ю. Л. Возрастная физиология. М., СпортАкадемПресс.
2001
3.Ингрем К., Тейлор ДЖ. Экспериментальная физиология / Пер.
с англ. М., Физкультура и спорт. 1974.
4.Коробков А. В. Чеснокова С. А. Атлас по нормальной
физиологии. М., Медицина. 1986.
5.Леонтьева Н. Н., Маринова К. В., Каплун Э. Г. Анатомия и
физиология детского организма. М. Медицина. 1976.
6.Маршал Р. Д. Шеферд ДЖ. Т. Функция сердца у здоровых и
вольных. М., Медицина. 1972.
7.Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического
воспитания и спорта : Учеб. Для студ. сред, и высших учебных заведений. - М. :
Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002.
8.Смирнов В. М. Нейрофизиология и высшая нервная
деятельность детей и подростков. М., Академия. 2000.
9.Смирнов В. М. Особенности физиологии детей. М., Академия.
1993.
10.Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая,
Спортивная, Возрастная,: Учебник. Изд. 2-е, испр, И доп. - М.: Олимпия Пресс,
2005.
11.Уилмор Д., Костилл Д. Физиология спорта. Киев.
Олимпийская литература. 2001.
12.Маркосян А. А. Физиология. М., Медицина. 1989.
13.Матюшонок М. Т. Турик Г. Г. Физиология и гигиена детей и.
подростков. Минск. Высшая школа. 1985.
14.Чусов Ю. Н. Физиология человека. М., Просвещение. 1991.
|