Курсовая работа: Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
Курсовая работа: Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
Федеральное
агентство по образованию РФ
Российский
государственный университет имени И.Канта
Кафедра
СППД
Факультет
психологии и социальной работы
Курсовая
работа
Психосоциальная
работа с пациентами психиатрической больницы
Выполнила:
Студентка 4 курса
Специальности «соц. работа»
Шавченко Лидия.
Научный руководитель:
Блаженко А.В.
Калининград
2010
Содержание
Введение
Глава I Особенности психосоциальной работы с
пациентами психиатрической больницы
1.1
Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы
1.2
Пациенты психиатрической больницы
1.3
Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
Глава II Эмпирическое исследование психосоциальной работы с пациентами
психиатрической больницы
2.1 Ход и
организация исследования
2.2 Анализ
и интерпретация данных
Заключение
Библиография
Введение
Для большинства
психически больных людей характерен дефицит социальных навыков, существующий
либо изначально, либо вследствие длительной госпитализации. Развитие
госпитализма может быть связано не только с длительной изоляцией больных,
обусловленной стационированием в больницу, но и с проявлением особенностей
подхода к оказанию психиатрической помощи, основанного на принципе
патернализма, противоположного партнёрству, и стремлении по возможности
оградить пациента от тягот реальной социальной жизни. В таких случаях
ответственность за его поведение перекладывается на других лиц (медицинский
персонал, родственников), игнорируется и даже не допускается какая-либо
особенная активность и тем более попытки принять ответственность за своё
социальное функционирование. В результате у пациентов утрачиваются навыки
повседневной жизни, зачастую даже элементарные [15, с. 160].
Проведение
психосоциальной работы с психически больными людьми способствует стимуляции
активной позиции в преодолении психического заболевания и его последствий,
формированию ответственности за своё социальное поведение и выработке
адекватной стратегии совладания с болезнью, восстановлению нарушенных из-за
психического заболевания социальных контактов и повышению социальной
компетенции [15, с. 161].
Групповая работа как
форма психосоциальной работы – динамичная среда для воспитания высокой
самооценки, чувства самодостаточности и умения достигать своих целей. В группе
возникает огромный потенциал взаимопонимания и доверия, помогающий людям
раскрываться, чувствовать, что они не одиноки, и осознавать свою силу.
В социальной
реабилитации и адаптации групповая работа важна и эффективна, а индивидуальная
дополняет её и помогает ей стать более успешной. Групповая работа стимулирует
пациентов к размышлениям и действиям, она формирует активные установки в
отношении организации своей жизни. И, несомненно, оказывает терапевтическое
действие не только на психическое, но и на физическое самочувствие человека.
В итоге, обратная
связь, получаемая в ходе групповой работы от пациентов, показывает, что для
людей с психиатрическим диагнозом очень важно осознать чувство собственной
ценности и ответственность за свою жизнь, почувствовать свою способность
достигать цель. Всё это в совокупности не только условие, но и ресурс физического
и психического здоровья человека. Взаимная поддержка в группе помогает
пациентам более успешно адаптироваться в социуме [15, с. 162-163].
Наша курсовая работа
состоит из двух частей: теоретического анализа литературы по психосоциальной
работе как направления социальной работы, а также литературы, касающейся
особенностей такой работы с пациентами психиатрической больницы, и
опытно-эмпирического исследования, состоящего из нескольких этапов.
В нашем исследовании
выдвигается следующая гипотеза: отсутствие психосоциальной работы с психически больными
людьми способствует искажению межличностного взаимодействия, процессов
коммуникации, способности принимать активную позицию в решении вопросов
устройства своей дальнейшей жизни.
Целью исследования
является выявление особенностей искажения межличностного взаимодействия,
процессов коммуникации, способности принимать активную позицию в решении
вопросов устройства своей дальнейшей жизни, а также необходимости осуществления
вследствие этого психосоциальной работы.
Задачами исследования
являются:
1) проведение анализа литературы по исследуемой проблеме;
2) поэтапное исследование факта отсутствия психосоциальной работы в
учреждении и её необходимости для пациентов;
3) сопоставление полученных данных с выдвинутой гипотезой.
Объектом нашего
исследования является деятельность специалиста по социальной работе в
психиатрии, не включающая в себя формы психосоциальной работы, что приводит в
большинстве случаев к потере представлений пациента о самостоятельной жизни.
Предметом – специфика
деятельности специалиста по социальной работе в психиатрии.
В ходе проведения
исследования были использованы следующие методы:
1) теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
2) проведение опытно-эмпирического исследования с использованием стандартизированных
методов: беседы и опроса.
Исследование проводилось на
базе Калининградской областной психиатрической больницы №1 в первом мужском
отделении. Исследовались: заведующая отделения, специалист по социальной
работе, 10 пациентов отделения.
Теоретический анализ
литературы по исследуемой проблеме включает в себя 26 источников.
Глава I Особенности психосоциальной
работы с пациентами психиатрической больницы
1.1
Психосоциальная работа как один из
подходов социальной работы
В последнюю редакцию (март
2000 г.) Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов по
социальной работе вошел новый учебный модуль — «психосоциальная работа». Такой
подход полностью согласуется с международной теорией и практикой оказания социальной
помощи населению. Центральной задачей практической социальной работы считается
содействие оптимальной адаптации как отдельных личностей, так и семей и других
групп населения к социальной среде и, в частности, к своему окружению.
Психосоциальная помощь
является тем понятием, которое включает пограничную область между психотерапией
и социальной работой.
Психотерапия осуществляется,
как правило, психологами или психиатрами и социальными работниками с
дополнительной терапевтической подготовкой. Только незначительное число из них,
однако, работает с психотерапией в чистом виде. Точно также не все клиенты
пригодны для психотерапии в традиционном смысле этого слова. Напротив, имеется
много достаточно больших профессиональных групп, которые получают пользу от
применения в своей работе отдельных элементов психотерапевтических знаний и
делают это более или менее сознательно. Эти знания определялись в аналитической
работе по психотерапии как «психотерапевтический характер (образ) отношений»,
но это определение, по мнению многих, было слишком слабым. И в итоге пришли к
необходимости делать различие между психотерапией и социальной работой [10].
Психосоциальная работа
является для многих достаточно расплывчатым понятием. В докладе по психотерапии
(1975) она определялась как «профессиональное занятие с ясным пониманием того,
какое значение имеют социальная организация и формы человеческого общения для
психического развития и благополучия индивида».
Психосоциальная работа — это
направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание
психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента [10].
Понятие
"психосоциальный", с одной стороны, определяет точку зрения на
причины человеческого страдания — социальные и психические проблемы
взаимодействуют друг с другом, с другой стороны, указывает способы решения
проблемы, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с
которыми, в свою очередь, работают параллельно.
В практической работе
границы между психотерапией и психосоциальной работой часто являются
подвижными.
Той профессиональной
группой, которая находится на водоразделе между психотерапией и психосоциальной
работой, являются социальные работники в системе социальной защиты,
криминального исправления, школьного образования и большей части учреждений
здравоохранения. В своей практической деятельности они часто применяют
психотерапевтические знания, но не уверены, в какой мере при этом они регулярно
осуществляют психотерапию. Поэтому в последние годы их работу стали называть
психосоциальной. Сравнить различные рабочие формы психотерапии и
психосоциологии можно на примере их различных целей и уровня притязаний, когда
речь идет об изменении ситуации пациента/клиента.
Здесь можно выделить три
направления психосоциальной работы:
1. Социальная
служба.
2. Психосоциальная
работа:
— общественно
направленное воздействие;
— индивидуально
направленное воздействие.
3. Лечение
(воздействие):
— психосоциальное
воздействие;
— психотерапия
[10].
СОЦИАЛЬНАЯ
СЛУЖБА.
Примером
социальной службы является посредничество различного вида:
*выплаты
социальных пособий;
*предоставление
информации о том, где можно найти работу, получить образование и жилье;
*помощь
в списании долгов;
*как
добиться льгот в очереди на детский сад или на место в больнице.
Содержание контактов концентрируется
на опосредовании имеющихся возможностей и информации. Личность нуждающегося в
помощи на этом уровне не затрагивается или затрагивается незначительно. В
центре стоит внешняя социальная ситуация. Редко возникают какие-либо особые
отношения друг с другом, поскольку контакты с большинством клиентов
кратковременны. Ранее этот тип работы доминировал в системе социальной защиты [10].
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ
РАБОТА.
Психосоциальная
работа имеет место в большинстве направлений лечебной, воспитательной и исправительной
деятельности:
*забота
о здоровье матери и ребенка,
*детские
ясли,
*школы,
*система
социальной зашиты,
*система
уголовного исправления,
*воспитание
молодежи,
*психиатрия,
*
психосоциальная работа осуществляется и в такой специфической сфере, как производство
[10].
Формы психосоциальной работы
мы рассмотрим несколько позднее, а пока перейдём к изучению психотерапии как
одного из направлений психосоциальной работы.
Психотерапия определяется
как «воздействие, основанное на психологической теории и методах и
заключающееся в систематических, целенаправленных мерах по оказанию помощи лицу
или группе лиц в вопросе урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и
снятия психосоматических симптомов, которые являются беспокоящими».
В психотерапии используется
ряд методов:
*
гипноз,
*
поведенческая терапия,
*
психодинамическая терапия,
*
образная терапия,
*
манипуляционный (трансактный) анализ.
В отличие от
психосоциального воздействия, психические проблемы стоят в самом центре.
К сожалению, психотерапия в
течение длительного времени считалась более «высокой», чем психосоциальное
воздействие, и имела более высокий статус. Ряд социальных работников, прошедших
дополнительную подготовку по психотерапии, покинули организацию, где
преимущественно занимались психосоциальным воздействием, и перешли к другой
деятельности. Нет никаких оснований возвышать одну форму работы над другой. Обе
направлены на глубокие изменения и предъявляют высокие требования к компетенции
воздействующего лица.
Многие ученые и практические
работники рассматривают психотерапию и психосоциальное воздействие как
равноценные формы работы.
Психосоциальное воздействие
означает, что прорабатывается как социальная, так и психологическая ситуация, в
то время как в фокусе психотерапии находится психическое страдание. Кроме того,
эти формы применяются в различных организациях, направлены на различные группы
и отличаются друг от друга рабочей методикой, обусловленной специфическими
проблемами целевых групп [10].
Также мы можем сказать, что
психосоциальная работа является отраслью практической психологии.
Практическая психология как
новая отрасль появилась в отечественной психологии в конце 90-х гг. XX в., что связано с
формированием социального заказа на обоснованное воздействие на человека и
группу людей. С развитием общества резко возросла зависимость населения от
действий одного человека и относительно небольших групп людей (например,
учёных-атомщиков, экологов или террористов). Решения и действия одного человека
или группы людей имеют последствия, измеряемые в пределах не только одной
страны или региона, но и всей планеты. Достаточно вспомнить аварию на
Чернобыльской атомной станции, войну в Ираке, террористические акты на Дубровке
(Москва) или Манхэттене (США) [15, с. 5].
Практическая психология
в нашей стране развивается очень динамично и стремительно, поскольку предмет её
исследований – индивидуальность, неповторимость человека и конкретных
обстоятельств его жизни. Вместе с тем в нашей стране появилось ещё одно научное
направление – теория и практика социальной работы, - которое также обусловлено
не только социальным заказом общества, но и жизненной необходимостью. Кризисные
явления признаются самыми стрессогенными факторами развития личности
современного человека. Они порождают ситуации неопределённости, неустойчивости
и как следствие сопровождаются напряжённостью, тревогой, эмоциональными
всплесками и перегрузками [15, с. 5-6].
Поэтому в
психосоциальной работе в России особое внимание уделяется психологическим
аспектам адаптации субъекта к изменившимся условиям, трудной жизненной
ситуации. Психосоциальная работа развивается на стыке наук – практической
психологии и социономии (теории социальной работы). Цель социальной работы –
содействие человеку в трудной жизненной ситуации, а цель практической психологии
– поиск адекватных способов воздействия на человека. В связи с этим
предмет исследований психосоциальной практики – поиск способов, мотивирующих
человека на преодоление трудной жизненной ситуации, поиск личностных ресурсов и
ресурсов социальной среды.
Источниками внешнего
социально-психологического неблагополучия человека становятся: потеря работы,
близких, инвалидность, хроническая болезнь, смена места жительства и привычных
условий жизни, адаптация после травм, возвращение из мест лишения свободы, психологические
последствия военных конфликтов и т.п. Особенно беззащитны и уязвимы социально
депривированные и дезадаптированные люди. Чаще всего это люди с ограниченными
возможностями, пожилые, безработные, люди, находящиеся в кризисе, подвергшиеся
насилию, получившие психическую травму [15, с. 6].
Главная цель
психосоциальной работы – продуктивная социализация личности в изменившихся
условиях.
Психосоциальная работа
проводится в тех случаях, когда требуется общественное или индивидуальное
воздействие, цель которого – забота о здоровье, создание условий нормальной
адаптации и социализации личности в социуме, коррекция, восстановление или
компенсация утраченных функций поведения, общения, взаимодействия в процессе
жизнедеятельности.
Человек умеет
приспосабливаться к различным жизненным обстоятельствам, но существуют события
и ситуации, выходящие за пределы повседневного человеческого опыта: войны,
катастрофы, акты насилия, смерть близкого человека, стихийные бедствия и многое
другое. В результате возникает посттравматический стресс.
Ещё одна причина
посттравматического стресса относится к внутреннему миру личности. Она связана
с реакцией человека на пережитые им события. Все люди реагируют по-разному:
трагическое происшествие может нанести тяжёлую психологическую травму одному и
почти не затронуть психику другого. Если психическая травма относительно слаба,
то повышенная тревожность и другие симптомы стресса постепенно проходят: у
кого-то в течение нескольких часов или дней, у некоторых через несколько недель.
Если же травма была сильной или травмирующее событие повторялось многократно,
болезненная реакция может сохраниться на многие годы. Потеря душевного
равновесия, бурные психические проявления в случае психической травмы – явления
совершенно нормальные. Когда у человека нет возможности разрядить внутренне
напряжение, вызванное психической травмой, его тело и психика находят способ
как-то «пристроиться» к напряжению. В этом и заключается механизм
посттравматического стресса [15, с. 6-7].
Особенности первичной
психологической помощи в критической ситуации рождают новые комплексные и
интегративные подходы в работе с клиентами. Многие принципы этой работы
являются общими как для практической психологии, так и для социальной работы.
В функции специалиста
по социальной работе наряду со многими другими входит и оказание первичной
психологической (кризисной) помощи и социальной поддержки человека,
находящегося в трудной жизненной ситуации.
Существуют различные
уровни взаимодействия (индивидуальные, групповые и межгрупповые) с клиентами,
субъектами различных социальных институтов.
Особое значение
придаётся построению помогающих отношений, среди которых выделяют несколько
уровней взаимодействия. Наиболее важные из них:
- обращение к себе,
поскольку личность, личностное самочувствие и идентификации всегда присутствуют
в пространстве взаимоотношений специалиста с клиентом;
- приобретение умений,
навыков и техник, которые позволяли бы без оценки личности направлять её к
осознанию когнитивных, чувственных и духовных сторон, содействуя развитию
способностей, их свободному проявлению в различных ситуациях [15, с. 7].
Организация
всесторонней помощи и поддержки лицам, нуждающимся в повышении своей социальной
и психологической компетентности, возможна лишь при условии знания внешних и
внутренних особенностей их жизнедеятельности. Поэтому ни одна из социальных
дисциплин не может сегодня эффективно функционировать, ограничиваясь
теоретическим уровнем обоснования, необходимо осознание специфики повседневной
практической работы с людьми. Коммуникативные контакты работников социальных
служб с людьми, интегративная диагностика личности и её проблем, организация
совместной деятельности и взаимодействий рождают новые комплексные подходы и
методы в решении человеческих проблем. В любой области социального обслуживания
используются методы психологического воздействия на личность и группу. Однако
прямое перенесение методов психологии в социальную работу нежелательно,
поскольку такие сложные виды работы, как психологическое консультирование и психотерапия,
требуют специальных профессиональных навыков и практической подготовки
специалиста [15, с. 7-8].
Беседы с клиентом имеют
поддерживающий характер и нацелены на рассмотрение пограничных проблем. Психологическое
воздействие специалиста подчинено определённой цели и направлено на изменение
психологического состояния клиента, находящегося в критической ситуации при
условии проявления у него признаков социальной дезадаптации, дезинтеграции и
депривации.
Однако в задачу
специалиста не входит существенное изменение личности, её межличностных и
социальных отношений, даже если эффект от контактов с клиентом в определённой
степени приводит к такому результату. Все концепции социализации так или иначе
тяготеют к одному из двух подходов, различающихся пониманием роли самого
человека в процессе социализации. Рассмотрим их более подробно [15, с. 8] в
рамках изучения социальной дезадаптации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|