Курсовая работа: Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
Итак,
перейдём далее к изучению структуры психиатрической службы, предусмотренной в
России.
Помимо
психиатрических больниц (стационаров) к психиатрическим службам относят:
·
психоневрологические диспансеры;
·
скорую психиатрическую помощь;
·
учреждения полустационарного профиля;
·
психиатрические отделения и кабинеты в общесоматической сети;
·
лечебно-производственные мастерские;
·
психоневрологические интернаты;
·
дома-интернаты;
·
детские дошкольные и школьные учреждения,
профессионально-технические училища;
·
центры реабилитации [9].
Психиатрическая
больница как вид психиатрической службы имеет довольно объёмную структуру:
1.
Приемное отделение.
2.
Лечебные отделения:
1)
общепсихиатрические (разделение по гендерному признаку);
2)
соматогериатрические;
3)
психотерапевтические;
4)
экспертные (для лиц, проходящих трудовую, судебную или военную
экспертизу);
5)
судебно-психиатрические;
6)
для лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание;
7)
для лиц, содержащихся без стражи;
8)
для принудительного лечения (с обычным, усиленным или строгим
наблюдением);
9)
туберкулезное;
10)
детские;
11)
подростковое;
12)
наркологические отделения (для лиц, страдающих алкоголизмом,
наркоманиями);
13)
инфекционное (изолятор);
14)
лечебно-реабилитационные;
15)
реанимационное (блок интенсивной терапии).
3.
Лечебно-диагностические отделения:
1)
функциональной диагностики;
2)
физиотерапевтическое с кабинетом лечебной физкультуры;
3)
рентгенологическое;
4)
патологоанатомическое с цитологической лабораторией;
5)
специализированные кабинеты (стоматологический, хирургический,
гинекологический, офтальмологический, отоларингологический);
6)
лаборатории (патопсихологическая, электрофизиологическая,
биохимическая, клиническая, бактериологическая, серологическая);
7)
диспансерное отделение;
8)
дневной стационар;
9)
ночной стационар;
10)
помещения Управления больницы;
11)
вспомогательные отделения и службы: центральная стерилизационная,
аптека, клуб для больных и помещения для проведения культтерапии, диктофонный
центр, вычислительный центр;
12)
административно-хозяйственные помещения: пищеблок, прачечная с
дезинфекционной камерой, технические мастерские, склады, гараж, дезинфекционное
отделение [20].
Приёмное отделение осуществляет госпитализацию на стационарное лечение в плановом
порядке при наличии направления от врача-психиатра из психоневрологического
диспансера или других учреждений здравоохранения, а также лиц направленных
судом для проведения стационарной судебно-психиатрической экспертизы. Для
госпитализации необходимо наличие направление врача-психиатра, паспорт,
страховой полис или постановление суда. Осуществляет госпитализацию в
экстренном порядке по направлению скорой помощи.
В приемном отделении
больного осматривает врач-психиатр, уточняет диагноз и показания для
госпитализации. Оформляется медицинская документация (заведение истории
болезни), проводятся санитарно-гигиенические мероприятия (при необходимости).
Комнаты в приемном отделении располагаются по принципу санитарного пропускника,
смотровая комната, уборная, ванна. После всех необходимых мероприятий, больной
больше не возвращается в приемное отделение, а поступает в соответствующее
отделение [20].
Общие отделения служат для стационарного лечения больных. Чаще всего
распределяются по территориальному признаку (каждому отделению соответствует
определенная территория на карте), также отдельно выделено отделение неврозов,
для больных с непсихотическими заболеваниями. Существуют мужские и женские
отделения.
Специализированные
отделения. С учетом возраста — детское
и геронтологическое отделение. С учетом сопутствующей патологии,
требующей особых условий лечения — инфекционное и туберкулезное.
Отделение реанимации — при угрожающих жизни состояниях, также в
отделении реанимации проводится электросудорожная терапия. Отдельно выделяют отделение
первого психотического эпизода, куда направляют больных с социально
сохранными установками и положительным отношением к лечению, при отсутствии
выраженной психотической симптоматики, отсутствием социально-опасных установок
у больного. Судебно-психиатрическое отделение - занимается проведением
стационарной судебно-психиатрической экспертизы. В данное отделение больные
направляются по решению суда или с санкции прокурора. Срок стационарной
судебно-психиатрической экспертизы не должен превышать 30 дней [20].
Наблюдательная
палата – специальная палата для больных с
выраженными суицидальными, агрессивными тенденциями или нуждающиеся в
дополнительном уходе. В наблюдательной палате имеется постоянный санитарский
пост [20].
Современная
психиатрическая больница мало чем отличается от соматических. Давно уже ушли в
прошлое решётки на окнах, огромные палаты, «тюремные» коридоры. В большинстве
новых психиатрических больниц учтены все возможные удобства, чтобы больные
чувствовали себя не хуже, чем в других лечебных учреждениях. В палатах
создаётся уют, для больных организуются просторные и светлые комнаты отдыха,
где к их услугам радио, телевизор, настольные игры. Больные привлекаются к
различным видам трудотерапии (картонажные работы, вышивание, резьба по дереву)
[12, с. 143].
Таким образом, пациенты
психиатрической больницы (психически больные, душевнобольные) – это особая
категория клиентов психосоциальной работы. Для этих людей лечение лишь
медицинскими препаратами является недостаточным. Здесь необходим комплексный
подход, включающий и социальные, и психологические аспекты. Большие проблемы в
лечении душевнобольных связаны с отношением к ним общества, людей
«непосвящённых». Ведь во многих случаях именно лечение через общение,
взаимодействие, трудовую деятельность и творчество является самым действенным,
а без окружения людей, готовых предоставить данные услуги, это становится
просто невозможным.
1.3 Психосоциальная
работа с пациентами психиатрической больницы
В современном обществе
актуальными являются проблемы реабилитации и интеграции психически больных
людей в общество, в связи с чем повышается значимость социальных аспектов
оказания психиатрической помощи. Говоря об общем подходе к охране психического
здоровья, оказанию психиатрической помощи, нужно отметить, что использование
только одной медицинской модели психических расстройств означает лишь
одностороннюю оценку явления. Постепенно эта модель уступила место более
свободному подходу к проблеме, который включает психосоциальную ориентацию.
Объединение медицинской, психологической и социальной моделей в системной
биопсихосоциальной модели является особой методологической установкой, дающей
возможность избежать альтернативности в подходе к человеку (биологическое и
социальное), страдающему тем или иным недугом, и открывающей большую
возможность правильного понимания целей и задач профилактики и лечения [11, с.
57].
Социальная работа в
психиатрии имеет следующие специфические черты. Во-первых, социальная работа
тесно связана с клиническими показаниями, поэтому ее содержание различно на
различных стадиях заболевания. При этом учитывают обусловленные нозологией и
возрастом психологические аспекты, личностные характеристики, реакции личности
на болезнь. Эта особенность определяет участие специалистов по социальной
работе в полипрофессиональных бригадах. Во-вторых, социальная работа всегда
несет в себе определенный социотерапевтический эффект. Лечебно-реабилитационные
цели преследуются всеми видами психосоциального вмешательства.
Социотерапевтическое вмешательство, направленное непосредственно на самого
больного, является существенной частью терапии. Социальные и
семейно-терапевтические методы лечения являются равноправными с лекарственными
и должны использоваться наряду с ними, причем в некоторых случаях могут их
полностью заменить. И наконец, социальная работа в тех случаях, когда это
возможно, должна способствовать активации автономии больного, улучшению его
социального функционирования и, в конечном итоге, повышению его социальной
компетентности [22].
В соответствии с
поставленными целями выявления основных направлений социальной работы в
психиатрии, можно выделить следующие. Первое направление – социотерапевтическое
вмешательство, ориентированное на пациента, целями которого являются
организация медицинской помощи и наблюдения, ограничение и смягчение
последствий заболевания, повышение качества его жизни, укрепление связей
больного с окружающим миром, повышение адаптации и социализации, повышение
социальной компетентности пациента, обеспечение максимально высокого уровня личностного
и социального функционирования, преодоление социального дефицита. Диапазон этих
форм вмешательства варьирует от восстановления навыков независимого проживания
(элементарные навыки гигиены и самообслуживания, более сложные навыки
повседневной жизни – ведение домашнего хозяйства, пользование транспортом,
распределение бюджета, структурирование деятельности в течение дня и т.п.) до
преодоления дефицита социальных навыков, важных для успешного социального
функционирования (улучшение социального взаимодействия, общения, социально
приемлемого поведения; обучение навыкам уверенного поведения и
самопредъявления). Формы вмешательства, направленные на восстановление трудовой
занятости (трудовая терапия), по существу, также относятся к этой группе социотерапевтического
воздействия [22].
К наиболее
распространенным формам психосоциальной реабилитации относят психообразование
пациентов и тренинг социальных навыков. Психообразование пациентов – это
процесс обучения, направленный на обеспечение больных необходимыми знаниями в
отношении собственного здоровья, влияющими на их установки и поведение [7, с.
63]. Образование пациентов осуществляется междисциплинарной бригадой
профессионалов, в задачи которой входит повышение комплаентности пациентов,
возможности своевременного распознавания начинающегося обострения; обучение
стратегии совладания с остаточной психопатологической симптоматикой и
обеспечение психосоциальной поддержки. Тренинг социальных навыков представляет
собой структурированный образовательный подход к психосоциальной терапии
психических расстройств и направлен на повышение устойчивости уязвимых в
психобиологическом отношении хронически психически больных к стрессовым
воздействиям(требованиям общества, семейным конфликтам и т.д.), способствует формированию
различных навыков [22].
Второе направление – психосоциальное
вмешательство. Оно может проводиться на микросоциальном уровне и быть
направлено на работу с ближайшим окружением больного, включая как семейные
формы вмешательства, в том числе и с применением психообразовательного подхода,
так и воздействие на другие компоненты естественной сети социальной поддержки,
а также ее замещение, осуществляемое путем создания искусственной
социотерапевтической среды (различные формы защищенного жилья и вовлечение
пациентов в групповые формы активности, в том числе в группы самопомощи и в
психосоциальные клубы). Здесь решаются такие задачи, как создание благоприятной
атмосферы проживания и труда больного вне стен психиатрического окружения,
укрепление социальных связей; научение родных правилам общения и навыкам ухода
за больным; решение проблем семей, имеющих психически больных [22].
Третье направление – социальное
вмешательство на макросоциальном уровне. Этот уровень относится к сфере влияния
общественно-ориентированной психиатрии как концепции, способствующей повышению
толерантности населения к психически больным, преодолению проблемы
стигматизации, совершенствованию законодательства в области охраны психического
здоровья и в социальной сфере, профилактике психических и психосоциальных
расстройств, привлечению внимания как государственных, так и частных,
благотворительных, общественных организаций, средств массовой информации к
проблемам психического здоровья и психосоциальной реабилитации лиц с
психическими проблемами и хронически психических больных [22].
Совершенствование
структуры психиатрических служб, переход к биопсихосоциальной модели и введение
полипрофессионального бригадного метода создают предпосылки формирования
системы обоснованной дифференцированной социальной работы как важной составной
части помощи психически больным [22].
Итак, для нас наиболее
предпочтительным направлением социальной работы в психиатрии является
психосоциальное, основные аспекты которого были рассмотрены нами ранее. Именно
в рамках этого направления будет осуществляться наша дальшейшая работа.
Каким же образом мы
можем представить психосоциальную работу с психически больными людьми в
действительности? Это можно сделать, рассматривая конкретные примеры. Одним из
таких примеров является внедрение новых форм оказания практической
социально-психологической помощи психически больным людям на опыте работы
общественной организации «Мост» (г. Архангельск).
Исходя из убеждений,
что все люди на земле рождаются с равными правами на жизнь и любые виды человеческой
деятельности, инициативная группа врачей-психиатров Архангельской областной
клинической психиатрической больницы учредила в 2000 году Архангельскую
региональную общественную организацию «Мост».
Основными целями
организации являются:
- привлечение внимания
общественности и специалистов к проблемам психически больных людей;
- создание условий,
способствующих социальной адаптации (повышению социально-адаптивных функций
личности, формированию способности к адекватному общению, совместной
деятельности, социальной компетенции) психически больных людей посредством
приобщения их к общению, трудовой занятости;
- содействие в оказании
практической социально-психологической помощи психически больным людям [23].
Организация
осуществляет свою деятельность при поддержке немецкого благотворительного фонда
«Акция человек», немецкой общественной организации «Брюкке» (Мост),
департамента здравоохранения администрации Архангельской области.
Общественная
организация «Мост» развивает связи в области здравоохранения, образования и
социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами, в г. Архангельске
[23].
Практической стороной
деятельности организации явилось:
- открытие центра
дневного пребывания психически больных людей, где осуществляется комплекс
социально-психиатрической работы по программе «место контактных встреч»;
- содействие в открытии
швейного цеха, организации трудового обучения и трудовой занятости 25 пациентов
психиатрической больницы, находящихся на принудительном лечении в центре
судебной психиатрии;
- содействие в
организации программы физической, психосоциальной и личностной реабилитации
людей с психическими расстройствами, базирующееся на использовании иппотерапии.
Сотрудниками
организации, на основе оценки медико-социальных характеристик пациентов,
разработаны методические материалы по социальной работе, направленной на
дегоспитализацию пациентов, а также их социальную интеграцию [23].
Этот пример полностью
отражает главную цель психосоциальной работы с душевнобольными людьми и имеет
результативное практическое применение. Но, по мнению И.С. Бердышева, в нашей стране для людей с психической патологией практически
отсутствует возможность продолжать квалифицированную работу. Здесь вина
работодателей, а не психиатров. Низкоквалифицированный труд в лечебно-трудовых
мастерских и мизерная пенсия по инвалидности — вот максимально возможная
социальная поддержка психически проблемных членов нашего общества. Отсутствует
квотирование рабочих мест, широко распространенное в западных странах. В Дании,
например, 25% налогов тратится на социальные нужды. Там создана целая система
адаптирования людей с различными интеллектуальными нарушениями. Существуют
специальные центры, где основную работу ведут не психологи и не врачи, а
педагоги — специалисты по адаптации. Когда, по их мнению, человек готов выйти в
жизнь (обычно к 18–19 годам), его устраивают на работу. Корпорациям благодаря
государственной финансовой поддержке выгодно получить подобного работника, так
что они за него даже борются. Выделяется соответствующее количество рабочих
мест, прикрепляются наставники; если что-нибудь не получается, то в любой
момент приглашаются специалисты-посредники, если же совсем ничего не получается
— такой человек может вернуться в центр, получить психологическую поддержку, соответствующие
профессиональные навыки и снова пойти на работу [24
Здесь сопоставляется
бездействие российского общества и властей в отношении психически больных и
положительный опыт европейского государства. Это естественно, что подобный
контраст зрительно усугубляет положение изучаемой нами группы людей в России.
Продолжим исследовать практические наблюдения И.С.Бердышева с целью изучения
объективного положения душевнобольных в нашей стране.
Сейчас интеграция
психически проблемных наших сограждан в здоровый социум, в частности в
Санкт-Петербурге, происходит опосредованным образом — за счет того, что
специализированная помощь оказывается им на более высоком уровне. Причем все
это на фоне крайне усеченного, нищенского бюджета: в Петербурге есть программы
по оказанию помощи, в том числе людям с психическими проблемами, но
финансируется только зарплата и еще несколько жизненно важных статей расхода,
да и то на 70%. Конкретных же программ, направленных непосредственно на
интеграцию этой категории жителей нашего города, нет, равно как и специалистов
по социализации таких людей. Сейчас социальные педагоги еще более или менее
работают с детьми и с так называемым «гериатрическим контингентом», то есть с
пожилыми людьми. Социальных работников по обслуживанию людей с теми или иными
нечрезвычайными состояниями просто нет. И не будет.
Большинство
специалистов, работа которых непосредственно связана с охраной психического
здоровья населения России, считают, что общество еще не готово («не созрело»)
для полноценной интеграции людей, имеющих психические расстройства [24].
Многочисленные общества
детей-инвалидов, например ассоциация «Даун-синдром», ведут преимущественно
замкнутый образ жизни, не пытаясь активно сотрудничать с коллективами здоровых
и благополучных детей. В то же время в УВМ «Детская психиатрия», в течение
многих лет осуществляется деятельность, непосредственно связанная с интеграцией
детей, имеющих различные психические нарушения, в среду здоровых ровесников.
Там есть давно уже сформированное сообщество подростков (часть из них — бывшие
пациенты, имевшие какие-то сложности, часть — пришла со стороны), которые
объединяются по интересам, по направлениям волонтерства.
И на Западе, в Америке
существует много программ: «Подросток, помогающий подростку», «Ребенок, помогающий
ребенку». В основе этих программ идея: помочь всем подросткам осознать
необходимость человеческого отношения к инаким, воспитать милосердие.
И.С.Бердышев считает, что будущее за теми школами, коллективами, сообществами,
которые будут сознательно осуществлять программы интеграции [24].
Продолжая рассматривать
опыт по адаптации и интеграции психически больных людей в г. Санкт-Петербурге,
приведём пример создания театральной студии как центра психосоциальной
реабилитации в психиатрическом стационаре.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|