Курсовая работа: Редуктор цилиндрический
V1 –
скорость ремня, равная окружной скорости малого шкива.
V1 =7,5 м/с.
Lmin =(375…250) мм.
L = 2·200+0,5·3,14·(100+200)+= 884 мм.
L > Lmin, следовательно ремень будет иметь достаточную
долговечность.
Полученную
длину L округляют до стандартного ближайшего значения по ГОСТ
1284.3-80.
Принимаем L =
900 мм, что находится в рекомендуемом стандартном диапазоне для ремня типа А.Учитывая
изменение межосевого расстояния (a=430 мм), полученное при
компоновке общего вида привода к горизонтальному валу, получим окончательную
длину ремня L = 1250 мм.
6. Уточняем межосевое расстояние передачи
a = 0,25·[L-D1+], где
D1 = 0,5·p·(dр1+dh2) =
0,5·3,14·(100+200) = 471 мм,
D2 = 0,25·(dр1-dр2)2 =
0,25·(200-100)2 = 2500 мм2.
a = 0,25·[1250-471+] = 390 мм.
Округляем полученное
значение до ближайшего из стандартного ряда чисел a = 430 мм.
Принимаем
угол обхвата на малом шкиве
.
a1 =152° > [a1] = 120°.
Следовательно, угол
обхвата на малом шкиве имеет достаточную величину.
7. Допускаемая мощность, которую передаёт ремень в
заданных условиях эксплуатации
[P] = (P0·Ca·CL+10-4·DTи·n1) ·Cр.
Определим P0 – номинальную мощность, которую передаёт ремень в
определённых условиях (a1 = 180°, u = 1, V = 10 м/с, длина ремня L0, спокойная нагрузка)
P0 = 1,3.
Значения коэффициентов
Ca, CL, DTи, Cр, Cz
Ca = 0,95 (коэффициент, учитывающий влияние на тяговую способность угла
обхвата).
CL = 0,95 (коэффициент, учитывающий реальную длину
ремня).
DTи
= 1,1 (поправка к моменту на
быстроходном валу).
Cр = 0,95
(коэффициент, учитывающий режим работы передачи, в данном случаи для
односменной работы).
[P] =
(1,3·0,95·0,95+10-4·1,1·1430) ·0,95 = 1,19 кВт.
8. Необходимое количество ремней с учётом
неравномерности нагрузки на ремни
.
Cz = 0,9 (коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки
между одновременно работающими ремнями).
z =3,7.
Принимаем z =
4, что меньше zmax = 6. Следовательно, передача будет иметь допустимое число ремней.
9. Сила предварительного натяжения одного ремня
.
qm = 0,105 кг/м (масса одного метра длины ремня).
F0 =121 Н.
10. Нагрузка на валы передачи
Fрем =940 Н.
Угол между силой и
линией центров передачи
Q =10°.
Если Q 20°, то с достаточной степенью точности можно принимать, что Fрем направлена по линии центров передачи.
11. Проверяем частоту пробегов ремней на шкивах
nn =[nn] = 10 с-1.
nn ==8,3 с-1 < [nn].
12. Размеры шкивов клиноремённых передач
регламентированы ГОСТ 20889-80 – ГОСТ20897-80, размеры профиля канавок
регламентированы ГОСТ 20898-80.
5. Расчёт муфт
Для соединения
отдельных узлов и механизмов в единую кинематическую цепь используются муфты,
различные типы которых могут также обеспечить компенсацию смещений соединяемых
валов (осевых, радиальных, угловых и комбинированных), улучшение динамических
характеристик привода, ограничение передаваемого момента и прочее.
Наиболее
распространённые муфты стандартизированы или нормализованы. Выбор муфт
проводится в зависимости от диаметра вала и передаваемого крутящего момента.
1. Определяем расчётный момент муфты
Tрм = k·Tм, где Tм –
номинальный момент на муфте (Tм = T2
= 163,6 Н·м), k –
коэффициент режима работы.
Принимаем,
что поломка муфты приводит к аварии машины без человеческих жертв.
k = k1·k2.
k1 = 1,2
(коэффициент безопасности; поломка муфты вызывает аварию машины).
k2 = 1,3
(коэффициент, учитывающий характер нагрузки; нагрузка с умеренными толчками).
k = 1,2·1,3 = 1,56.
Tрм =
1,56·163,6 = 255,2 Н·м.
2. Муфта выбирается по каталогу таким образом,
чтобы выполнялось условие Tрм Tтабл.
Из упругих
компенсирующих муфт наибольшее применение имеют следующие: муфта упругая
втулочно-пальцевая типа МУВП по ГОСТ 21424-75 и муфта с резиновой звёздочкой по
ГОСТ 14084-76.
По
рекомендации [5, с. 303, с. 304] принимаем муфту упругую втулочно-пальцевую
МУВП-40 по ГОСТ 21424-75, так как она обладает большими компенсирующими
возможностями и принятая муфта имеет меньшие габариты (тип 2 – на короткие
концы валов).
Tрм
Tтабл
= 400 Н·м.
3. Определяем силу Frм действующую со стороны
муфты на вал, вследствие неизбежной несоосности соединяемых валов.
Frм =
(0,2…0,3)·Ftм, где Ftм –
окружная сила на муфте, Ftм = .
Для МУВП dр
= D1 – диаметр окружности, на которой расположены центры
пальцев.
dр = D1
= 242 мм.
Окружная
сила на муфте
Ftм = = 1350 Н.
Следовательно,
нагрузка от муфты на вал
Frм =
(0,2…0,3)·1350 = (270…405) Н.
Принимаем Frм = 338 Н.
4. Проверяем возможность посадки муфты на вал
редуктора. Определяем расчётный диаметр вала в месте посадки муфты
В данном
случае Mгор = 0; Mверт
= 0,5·Frм·f2.
f2 = 10+110
= 120 мм. (расстояние от стенки редуктора до муфты или длина полумуфты).
Mверт =
0,5·338·0,12 = 20,28 Н·м.
Суммарный
изгибающий момент
M = 20,28 Н·м.
Эквивалентный
момент
Mэкв = 165 Н·м.
Допускаемые
напряжения [s] = 55…65 МПа, принимаем [s] = 55 МПа.
Расчётный
диаметр вала в месте посадки муфты
dрм = 31,1 мм.
С учётом
ослабления вала шпоночной канавкой имеем
dрм = 1,1·dрм
= 1,1·31,1 = 34 мм.
Окончательно принимаем
dрм =35 мм.
Таким образом, муфта
проходит по посадочному диаметру вала и в дальнейших расчётах диаметр вала под
муфту принимается dм = 35 мм.
6. Расчет валов
Исходные данные: крутящий момент на быстроходном (входном) валу
редуктора T1 =
48,19 Н∙м; крутящий момент на
тихоходном (выходном) валу редуктора T2 = 164 Н∙м; окружная сила в зубчатом зацеплении Ft1 =
Ft2 =
1300 Н; радиальная сила в зубчатом
зацеплении Fr1 =
Fr2 =
473 Н; ширина шестерни b1 = 60 мм; ширина колеса b2 = 55 мм;
делительный диаметр шестерни d1 = 72 мм;
делительный диаметр колеса d2 =
252 мм; сила, действующая на вал, от
натяжения ремней Fрем =
940 Н; дополнительная сила,
действующая со стороны муфты, на вал Frм =
1350 Н.
6.1.
Ориентировочный расчет валов
Определим средний
диаметр вала из расчета только на кручение при пониженных допускаемых
напряжениях [2 стр. 251]:
,
где Т –
крутящий момент на валу, Н·мм; -
для редукторных и других аналогичных валов, ;
а) средний диаметр
быстроходного вала
;
б) средний диаметр
тихоходного вала
.
Предварительно оценить
диаметр проектируемого вала можно, также ориентируясь на диаметр того вала, с
которым он соединяется (валы передают одинаковый момент Т). Например,
если вал соединяется с валом электродвигателя (или другой машины), то диаметр
его входного конца можно принять равным или близким к диаметру выходного конца
вала электродвигателя.
6.2. Проектный
расчет быстроходного вала цилиндрического редуктора
Назначаем длины
участков быстроходного вала в зависимости от крутящегося момента [4 стр. 284]:
f1 =60 мм; e =104 мм.
1. Определяем реакции
опор в горизонтальной плоскости из условия равновесия:
;
отсюда
.
Условие равновесия:
;
отсюда
.
Выполним проверку из
условия равновесия проекций сил на ось X:
.
Следовательно, реакции
AX и BX найдены верно.
2. Определяем реакции
опор в вертикальной плоскости из условия равновесия:
;
откуда
.
Условие равновесия:
;
откуда
.
Выполним проверку из
условия равновесия проекций сил на ось Y:
.
Реакции AY и BY найдены верно.
3. Радиальная нагрузка
на опору А:
.
Радиальная нагрузка на
опору В:
.
4. Определяем
изгибающие моменты в характерных сечениях вала (используя формулы сопромата).
а) изгибающий момент в
горизонтальной плоскости под подшипником А, В: ;
б) изгибающий момент в
вертикальной плоскости под подшипником А, В: ;
в) изгибающий момент
под шестерней в горизонтальной и вертикальной плоскостях:
горизонтальная: ; вертикальная:
г) изгибающий момент
под шкивом ременной передачи в обеих плоскостях:
5. Определяем диаметр
вала в его характерных сечениях по зависимости:
,
где - эквивалентный момент, Н·м,
по III гипотезе прочности (наибольших касательных
напряжений)
.
Здесь М –
суммарный изгибающий момент, , , - изгибающие моменты в
рассматриваемом сечении в горизонтальной и вертикальной плоскостях, Н·м;
Т – крутящий момент в рассматриваемом сечении вала, Н·м;
- допускаемое изгибное
напряжение, МПа.
Для обеспечения
достаточной жесткости вала рекомендуется принять в
зависимости от материала и диаметра =
(55…65)МПа [6 стр. 324].
Принимаем = 60МПа.
6. Определяем
расчетный диаметр вала под шестерней. Для этого сечения имеем изгибающий момент
Мгор = 5,6Н·м; Мвер =12,2;
Т1= 48,2Н·м;
следовательно ;
.
Тогда
.
С учетом ослабления
вала шпоночной канавкой, увеличиваем диаметр вала на 10℅. Таким образом, .
Полученный диаметр
вала округляем до ближайшего большего по
ГОСТ 6636-69: принимаем = 30мм.
Проверим возможность
применения насадной шестерни. Шестерня делается насадной при условии .
В нашем случае dm1 = 72мм>2·30
= 60мм, шестерню можно сделать насадной.
7. Определяем
расчетный диаметр вала под подшипником В. Для этого сечения имеем:
Мгор = 56,4Н·м; Мвер
= 0 Н·м; Т1=48,2Н·м;
следовательно ;
.
Тогда
.
8. Определяем
расчетный диаметр вала под подшипником А. Для этого сечения имеем:
Мгор =0; Мвер =0; Т1=48,2Н·м;
следовательно ;
.
Тогда
.
По ГОСТ 6636-69 по
подшипником В из условия сборки принимаем dВ=22мм.
В целях унификации, а
также обеспечение технологичности корпуса редуктора применяем одинаковые подшипники
с посадочным диаметров вала dВ =
dА = 25
мм.
9. Определяем
расчетный диаметр вала под шкивом ременной передачи. Для этого сечения имеем:
Мгор = 0Н·м; Мвер = 0Н·м;
Т2=48,2Н·м;
следовательно ;
.
Тогда
.
С учетом ослабление
вала шпоночной канавкой, увеличиваем диаметр вала на 10℅. Таким образом, .
По ГОСТ 6636-69
принимаем = 20мм.
Таким образом, для
данного вала имеем диаметры: dВ = dА = dп = 25 мм, dшк= 20 мм, dш = 30 мм.
6.3. Проектный
расчет тихоходного вала
Назначаем длины
участков тихоходного вала в зависимости от крутящегося момента [4 стр. 284]:
f2 =120мм; e2 =101мм;.
1. Определяем реакции опор в вертикальной
плоскости из условия равновесия:
;
откуда
.
Условия равновесия:
;
откуда
.
Выполним проверку из
условия равновесия проекций сил на ось Y:
.
Реакции СY и DY найдены верно.
2. Определяем реакции
опор в горизонтальной плоскости из условия равновесия:
;
откуда
Условия равновесие
;
откуда
Выполним проверку из
условия равновесия проекций сил на ось X:
.
Следовательно, реакции
СX и DX найдены верно.
3. Радиальная нагрузка
на опору С
.
Радиальная нагрузка на
опору D:
.
4. Определяем
изгибающие моменты в характерных сечениях вала
(используя формулы
сопромата).
а) изгибающий момент в
горизонтальной плоскости под подшипником С, D: ;
б) изгибающий момент в
вертикальной плоскости под подшипником С, D: ;
в) изгибающий момент
под колесом в горизонтальной и вертикальной плоскостях:
горизонтальная: ; вертикальная:
Страницы: 1, 2, 3
|