рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Езиды (эзиды)

“В начале XIX в. до н.э. вожди сутийско-аморейских племен, следуя правителям Ларсы, стали захватывать один за другим почти все города, в которых их люди служили наемниками, как в Сирии и Верхней Месопотамии, так и в Южном Двуречье ...

… В 1894 г. до н.э. в Вавилоне создал отдельное царство некий аморей Сумуабум, ...”

Совершенно очевидно, что исторические сведения, содержащиеся в гимне “Bore-Вor” (гимн состоит из 366 куплетов, соответственно числу дней високосного года), подтверждаются клинописными текстами и, соответственно, он сложен намного раньше, нежели были написаны священные писания: иудеев, зороастрийцев, христиан и мусульман.

 Религия, которой следуют эзиды, вопреки мнению некоторых ученых, не является синкретизмом иудаизма, зороастризма, христианства и ислама.

Если под религиозным синкретизмом следует принять объективный процесс слияния различных религиозных элементов, верований и культов в ходе их взаимодействия и образования новой, целостной системы мировоззрения, мироощущения и культа со своей специфической структурой, то вышеприведенное исследование свидетельствует о том, что вероисповедание, которому привержены эзиды, намного древнее, нежели вышеуказанные четыре религии. А потому концепция синкретизма религии эзидов - неприемлема.

Уже в III тысячелетии до. н.э. жрецами Аккада, а несколько позднее и Вавилонии, в грандиозных храмах совершались службы во славу и в честь Бога Ади (Бэла), Малак Тавуса (Таммуса), Шамса (Шамша), Ато (Адду), Наби (Набиу), Сина - нынешних божеств-покровителей эзидов. В это время (в III тыс. до н.э.) еще не сформировались те народы (евреи и арабы), среди которых произошло явление Иудаизма, Христианства и Ислама.

В том же III тысячелетии до н.э. ираноязычные племена (мидяне, персы и др.) еще не перекочевали в Переднюю Азию. Этот процесс начался со II тыс. до н.э. Лишь в 646 г. до н.э. образовалось государство Мидия, а в 558 г. до н.э. - персидско-ахменидское царство, где позднее вероучение пророка Заратуштры стало государственной религией.

"По материалам самой Авесты можно лишь относить жизнь пророка ко времени между X-IX - началом VI вв. до н.э.

Согласно Гатам, Заратуштра, не найдя признания на родине, бежал в страну правителя Виштаспы, принявшего его учение".

Известный британский ученый-иранист Мэри Бойс в труде "Зороастрийцы. Верования и обычаи" пишет:

“Зороастризм – самая древняя из мировых религий...

Зороастризм был государственной религией трех великих Иранских империй ... и некоторые из важнейших его доктрин заимствованы иудаизмом, христианством, исламом, а также гностическими сектами."

Древнюю религиозную традицию, легшую в основу учения пророка Заратуштры сегодня называют "Авестийской традицией", т.к. она осталась зафиксированной в своде священных текстов - "Авесте".

... Авестийская традиция - это материнская система всех религий и астрологических школ.

Поздним преемником "Авестийской традиции", восстановившим ее изначальные Законы для человека и Земли, стал Зороастризм.

 Таким образом, основой Зороастризма является изначальное знание древних Ариев.

У эзидов в священном гимне "Кавле Кочака" сказано:

XII

Прежде всех оставшихся (живущих на Земле).

Ключ, ко всем сокровищам (духовным).

Столп четырех религий -

Веление Шарфа-дина.

Вероисповедание эзидов - это древневавилонская государственная религия, своими корнями уходящая в глубь тысячелетий.

Очевидно то, что из всех сегодня исповедуемых религий, вероисповедание эзидов - одно из древнейших в мире. Несомненно, и то, что при дальнейшем ознакомлении с теологией, изучением религиозных писаний, священных гимнов и молитв, прольется свет на ряд вопросов, касающихся религии древних вавилонян, их глубинном видении и понимании мира через призму духовного знания.

Наследие древневавилонской культуры прослеживается также и в эзидской письменности. Например, у вавилонян при написании клинописных текстов (гимнов, эпосов и др.) каждая последующая табличка начиналась с того слова, которым заканчивалась предыдущая. Такое же правило действовало и у эзидов - каждая новая страница эзидских священных писаний начинается со слова, которое было последним на предыдущей.

Говоря, об эзидской национальной письменности следует отметить, что ее буквы не просто воспроизведение знаков прототипа, а результат произвольного изобретения.

"Тайнопись эзидов" - так называют эту письменность. “Подавляющее большинство букв, по-видимому, создано заново на основе геометрических элементов - прямых линий, небольших квадратов, треугольников, углов и т.д.; некоторые буквы сходны с латинскими, имеющими геометрическую форму (I, V, T, L и т.д.), но фонетическое значение их совершенно иное.”  

Алфавит взят из книги А. Диренгера ”Алфавит”.

Этой письменностью пользовалось духовенство при написании своих религиозных книг. Миру на сегодняшний день известны две священные книги эзидов: "Джельва" и "Масхафа Раш" .

“Надо предполагать, что еще существовали (или существуют) более древние религиозные литературные памятники. Ведь неспроста в среде бывших советских езидов говорят, что имеются "Забун" и “Мшур”, которые строго хранятся у шейхов и никто не имеет к ним доступа.

Еще в 1853 г. А. Лейард отмечал, что у езидов есть древние священные книги. Так, в “Discoveries in Nineveh and Babilon” он писал: “Однажды Кавал Юсуф принес от писаря шейха Насифа и показал мне одну книгу. Я догадался, что он мог читать эту книгу. В ней был бейт Шейха Ади. В этих бейтах Шейх Ади представлен как создатель всего живого на земле (в мире).” Лейард переводит этот бейт на английский язык и заключает: “Раньше у езидов было много (религиозных) книг. Однако, эти книги были уничтожены во время войн или же отняты у них. Кавал Юсуф сказал мне, что раньше имелись собственно древнеезидские книги. Когда эмир Равандуза напал на езидов, то эти книги были уничтожены и сожжены. Он дал мне бейты и сказал, что в них описаны законы вероисповедания езидов и ее копия находится в Таране?”

"Китаб аль-Джельва" состоит из отдельных листов тонкого пергамента из кожи газели. Этим листам приданы очертания полумесяца, солнца, земли, двух рек, человеческой головы с двумя ушами или рогами и т. д. Страницы не пронумерованы, но в конце каждой страницы написано слово, которым начинается следующая.

… Время возникновения письма неясно".

Древним названием языка эзидов является язык Адаби****. Что касается языкового наследия народов Древней Месопотамии, то в современной речи эзидов прослеживается адстрат шумерийского языка.

Дальнейшие исследования языка в этом направлении, несомненно, принесут положительные результаты. Также следует провести сравнительный анализ с аккадским языком, т.к. аккадские слова превалируют над теми шумерийскими, которые до наших дней сохранились в разговорной речи эзидов.

Еще одним свидетельством преемственности культуры Двуречья может послужить шедевр поэзии Древнего Востока - "Эпос о Гильгамеше", сохранившийся в фольклоре эзидов.

У эзидов этот эпос сохранился и по сей день, но, к сожалению, лишь в отрывках. Он очень ценен тем, что дает возможность проследить за происшедшими изменениями в сказании, передававшемся многими поколениями сказителей из уст в уста более четырех тысяч лет.

Записал эти отрывки "Эпоса о Гильгамеше", со слов знатоков эзидского фольклора, ныне покойный поэт Джардо Озманян.

Историческая преемственность эзидов от древних народов Месопотамии, следующие:

Этногенетическая – в ходе исследования установлены корни этногенезиса эзидов.

Эзиды являются прямыми потомками древних вавилонян, а именно – аккадийцев***** Подтверждением генетической связи эзидов с древними аккадийцами, должны стать палеоантропологические материалы, находящиеся на территории Месопотамии, требующие в дальнейшем проведения сравнительно–антропологического исследования, с обязательным молекулярно-генетическом анализом.

Языковая – в современном языке эзидов существует адстрат шумерийского языка. В связи с этим обстоятельством, в дальнейшем необходимо провести более тщательный сравнительный анализ. Сведения о языке эзидов - Адаби (ныне в науке известный под названием - “диалект курманджи”) в плане его исторического развития, несомненно, пополнятся после тщательного сравнительно-лингвистического анализа с аккадским языком

Культурная – религия эзидов существует со времен Аккадской цивилизации и уходит своими корнями в еще более глубокую древность. Существует взаимосвязь ряда традиций и обычаев древних вавилонян и современных эзидов. Примером культурного наследия служит сохранившийся в фольклоре эзидов в отрывках древнейший литературный памятник “Эпос о Гильгамеше”.

На начальном этапе этнографических исследований эзидов учеными выдвигались различные версии об их происхождении - арабском, персидском, армянском, ассирийском, еврейском и курдском.

К середине XIX века некоторые исследователи утверждали, что эзиды по своему происхождению являются курдами, но даже тогда в научном мире это мнение не было единодушным. Признанный авторитет востоковедения России XIX века исследователь Петр Лерх, автор трехтомного труда “Исследования об Иранских Курдах и их предках северных Халдеях” (1856-1858 гг.), об эзидах пишет следующее:

"…Езиды привлекли внимание почти всех путешественников, посещавших страны, протекаемыя Тигром и Ефратом. Указывая здесь, в замечании, на реляции путешественников и на статьи, в которых говорится о Езидах, не могу не высказать, что сделанныя до ныне изследования об этой языческой секте, имели мало успеха, и именно по двум главным причинам. Во-первых, путешественники, сближавшиеся с Езидами могли узнать мало положительнаго о их верованиях, потому что эта секта, как и все языческия секты передней Азии, скрывают оныя, сколько возможно, от всякого посторонняго лица, и обманом и хитростью стараются завлечь в заблуждение любопытство путешественников; во-вторых, еще слишком мало старались отыскивать указания и сведения, которыя в большем количестве должны содержаться в исторических и богословских литературах Армян, Арабов, Персиян и, может быть, Сирийцев.

... Русская литература приобрела довольно подробныя сведения о Езидах через г. Березина. Но в некоторых отношениях я не могу согласиться с его взглядом; так, например, он называет Езидов соседями Курдов, а не их соплеменниками, которыми мы их однакоже должны считать, на основании свидетельств Шереф-хана, Бар-Еврея и почти всех новейших путешественников, говорящих в своих реляциях о Езидах. Арабскаго происхождения только весьма малое число синджарских Езидов."

П.Лерх в отличие от профессора И.Березина никогда не бывал в Передней Азии, соответственно, с эзидами никогда не встечался, а его общение с курдами было весьма ограничено. Единственный раз эта встреча состоялась в Рославле (Смоленская губерния), куда он был послан Российской Имперской Академией Наук и где он общался всего лишь с 50 военнопленными курдами. Все другую информацию, касающуюся курдов или эзидов, он черпал из трудов изданных до него. Анализируя научные труды, касающиеся эзидов, он приходит к выводу, что проведенные до него исследования не дали конкретных результатов. Этнографические данные, полученные П.Лерхом в ходе обзора работ своих предшественников, носили поверхностный характер и, естественно, он не был посвящен во все тонкости традиций, обычаев и нравов эзидов.

Тем не менее, П.Лерх не согласен с мнением И.Березина. Последний же, путешествуя по Ближнему Востоку, провел свои исследования, непосредственно контактируя как с курдами, так и с эзидами. Результаты своих изысканий профессор Казанского Университета И.Березин опубликовал в труде “Езиды” - Магазин землевладения и путешествий ”- Т.III [М], 1854 г.

В дальнейших исследованиях, посвященных этногенетическим корням эзидов и курдов, выявился целый ряд тесных связей существующих у эзидов именно с курманджами.

Несомненно, что у эзидов и курманджей прослеживается общность в антропологическом типе, языке, быте, культуре, в некоторых традициях и обычаях, а также в названиях племен (к примеру, сипка, рожка, баиндура и др.).

В конце XIX столетия К.Горощенко провел антропологическое исследование эзидов, на которое многие ученые ссылаются ,и по сей день.

“Антропологическим исследованием, проведенным русским ученым К.Горощенко, доказано большое физическое сходство езидов с остальными курдами.

… Подробное изучение курдских диалектов, их сравнение с разговорным языком езидов (диалект курманджи) окончательно потвердили ту мысль, что происхождение езидов и их история тесно связаны с остальными курдами. Езидов, безусловно, следует рассматривать как одну из религиозных курдских общин, а не как отдельный народ”.

Все вышеприведенные факты, подтверждающие общность эзидов и курманджей, выявленные этнографами в ходе исследований, проведенных в XIX веке, дали некоторым ученым основание заключить, что эзиды - часть курдов.

Подобная концепция породила в научной литературе совершенно новый термин “курд-езид.”

Если название "курд" и его дальнейшая трансформация в самоназвание народа произошли в течение длительного времени в процессе принятия этого термина самими "курманджами", и этот процесс шел естественным путем. То недавнее появление в научной литературе нового термина "курд-езид" – результат искусственного синтеза названия народа, лишенный диалектической логики; он - лишь "плод" кабинетных исследований этногенезиса эзидов.

Термин “курд-езид” не является историческим названием народа. Одним из подтверждений тому является исторический документ XVIII века - послание эзидского феодала Чобан-аги к грузинскому царю Ираклию:

“… Сообщаем нашему милостивому государю, что через ассирийского епископа Эсаю, вы пожаловали фирман и письмо.

... Весь езидский народ готовы принять ваше господство.”

Так, не учитывая, а то и вовсе игнорируя древнейшие религиозные канонические и социальные устои, свойственные только эзидам, практически исключающие их межэтническое смешание и поддерживающие генетическую однородность, был однозначно решен вопрос о происхождении эзидов.

Сегодня уже не вызывает сомнения, что такой односторонний подход сыграл больше отрицательную роль, нежели внес ясность в определение исторических корней как эзидов, так и курдов.

Именно вышеуказанная уникальность кастово-теократического устройства общества эзидов и их древняя религия, являясь ключевой основой, еще в XIX столетии при должном и своевременном внимании этнографов, должны были пролить свет на проблему этнической принадлежности курманджей, но вместо этого происхождение эзидов отнесли к курдам.

Сегодня в науке принято считать, что эзиды произошли от курдов, и весь акцент в поисках этногенетических корней курдской нации этнографами был сделан на исследование курдов, вследствие чего сегодня бытует множество гипотез и версий.

На самом деле историческая действительность заключается в том, что не эзиды происходят от курдов, а наоборот. В формировании современной курдской нации основную роль сыграла та большая часть народа Адаби, которая по тем или иным причинам приняла Ислам.

"В результате предпринятых при халифе Омаре походов, примерно, в 637 - 644 гг. Арабскому халифату подчинились также курдские районы. Как было отмечено выше, те немногочисленные сведения, которые дошли до нас в связи с арабскими походами, показывают, что курдские районы также были подчинены арабами уже известными двумя методами: либо так называемым мирным путем (сулхан), либо силой оружия (унватан). Известно, что таким образом арабами были подчинены почти все завоеванные ими страны. Мирный договор заключался в том случае, если местные властители принимали условия арабов, а именно: принять ислам или же не оказывать сопротивления и выплачивать подушную и поземельную подати. В случае же, если эти условия не принимались, арабы прибегали к силе.

Силой оружия захватывались те области, где между населением и завоевателями возникали споры вокруг условий договора. В подобных случаях по приказанию арабских военачальников все население или его часть уничтожались или же угонялись в плен.

… На первом этапе завоевательных походов истребление противника иногда продолжалось и после достигнутой победы".

После VII века, оставшаяся в меньшинстве часть народа Адаби под названием "эзиды", продолжала оставаться приверженной религии предков и строго соблюдала древние традиции и обычаи. В течении 1300 лет эзиды испытывали жесточайшие гонения и постоянно подвергались угрозе полного физического истребления. За этот трагический период им удалось выстоять против 72 попыток их уничтожения.

Большая же часть народа Адаби, в VII веке насильственно переведенная в лоно Ислама, осталась проживать на своей территории. Впоследствии ими было принято самоназвание "курманджи" (“сыновья остались на месте”). Смена религии неизбежно привела и к смене традиций, обычаев, в частности брачных, вследствие чего курманджи на протяжении 1300 лет смешивались с другими народами. А в средних веках за ними закрепился термин "курд", который сегодня является их названием.

Ввиду того, что у эзидов и курманджей (курды) этногенетические корни одни, то следует констатировать тот факт, что в формировании современной курдской нации фундаментально-главенствующую роль сыграл аккадский этнический элемент.

Все вышесказанное подтвердится современными высоко­точными биологическими методами исследований, ибо несерьезно решать такой фундаментальный вопрос о происхождении народа, опираясь только на антропологические данные. А потому совершенно необходимо в будущем провести исследования эзидов и курдов, aпробированными методами популяционно-генет­иче­ского и молекулярно-генетического анализа.

Предки современных эзидов и курманджей, образовали первое древнейшее централизованное государство Аккад, которое в дальнейшем стали называть Вавилония.

Более подробно Вы можете ознакомиться с исследованием - в книге

“Вавилон Храм Эзида Эзиды”.

В книге Вы прочтете: о поисках города Вавилона,об устройстве самого дивного города древности.

.Дан краткий обзор истории Вавилони, также рассказывается об истории дешифровки клинописного письма.

Так как принято считать,что шумеры и аккадийцы - древние и исконные народы Вавилонии исчезли, растворились в других народах. Рассмотрен вопрос исторической преемственности современных эзидов, от древнейших обитателей Вавилонии.

Список литературы

М. Фароян. Езиды (эзиды).

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.jamali.ru/


*  Слово “маш”  – вознагрождение. В данном случае,  вознагрождение исходящее от Бога.

** Сыти - госпожа

*** По преданию, священный храм Лалыш изначально был, воздвигнут нерукотворно, т.е. мистически. Храм стоит на том священном месте, где Бог впервые сотворил земную твердь и семь небесных сфер.

 

**** Сегодня, название “Адаби” – относят лишь к литературному языку.

***** Э. Мулдашев.”От Кого Мы Произошли? ”Москва, “АиФ- Принт”2001г.стр. 232.

Имеются сведения о том, что атланты были разных наций и подрас. Так, в “Хронике Акаши”(Р. Штайнер,”Из летописи мира”, 1992, стр.23-29) выделяется 7 подрас в расе атлантов.

... Шестая подраса (аккадийцы) развила силу мышления..."

 


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.