Дипломная работа: Езиды (эзиды)
“В начале XIX в. до н.э. вожди сутийско-аморейских племен,
следуя правителям Ларсы, стали захватывать один за другим почти все города, в
которых их люди служили наемниками, как в Сирии и Верхней Месопотамии, так и в
Южном Двуречье ...
… В 1894 г. до н.э. в Вавилоне создал
отдельное царство некий аморей Сумуабум, ...”
Совершенно очевидно, что исторические
сведения, содержащиеся в гимне “Bore-Вor” (гимн состоит из 366 куплетов,
соответственно числу дней високосного года), подтверждаются клинописными
текстами и, соответственно, он сложен намного раньше, нежели были написаны
священные писания: иудеев, зороастрийцев, христиан и мусульман.
Религия, которой следуют эзиды, вопреки
мнению некоторых ученых, не является синкретизмом иудаизма, зороастризма,
христианства и ислама.
Если под религиозным синкретизмом следует
принять объективный процесс слияния различных религиозных элементов, верований
и культов в ходе их взаимодействия и образования новой, целостной системы
мировоззрения, мироощущения и культа со своей специфической структурой, то
вышеприведенное исследование свидетельствует о том, что вероисповедание,
которому привержены эзиды, намного древнее, нежели вышеуказанные четыре
религии. А потому концепция синкретизма религии эзидов - неприемлема.
Уже в III тысячелетии до. н.э. жрецами
Аккада, а несколько позднее и Вавилонии, в грандиозных храмах совершались
службы во славу и в честь Бога Ади (Бэла), Малак Тавуса (Таммуса), Шамса
(Шамша), Ато (Адду), Наби (Набиу), Сина - нынешних божеств-покровителей эзидов.
В это время (в III тыс. до н.э.) еще не сформировались те народы (евреи и
арабы), среди которых произошло явление Иудаизма, Христианства и Ислама.
В том же III тысячелетии до н.э.
ираноязычные племена (мидяне, персы и др.) еще не перекочевали в Переднюю Азию.
Этот процесс начался со II тыс. до н.э. Лишь в 646 г. до н.э. образовалось
государство Мидия, а в 558 г. до н.э. - персидско-ахменидское царство, где
позднее вероучение пророка Заратуштры стало государственной религией.
"По материалам самой Авесты можно лишь
относить жизнь пророка ко времени между X-IX - началом VI вв. до н.э.
Согласно Гатам, Заратуштра, не найдя
признания на родине, бежал в страну правителя Виштаспы, принявшего его
учение".
Известный британский ученый-иранист Мэри
Бойс в труде "Зороастрийцы. Верования и обычаи" пишет:
“Зороастризм – самая древняя из мировых
религий...
Зороастризм был государственной религией
трех великих Иранских империй ... и некоторые из важнейших его доктрин
заимствованы иудаизмом, христианством, исламом, а также гностическими
сектами."
Древнюю религиозную традицию, легшую в
основу учения пророка Заратуштры сегодня называют "Авестийской
традицией", т.к. она осталась зафиксированной в своде священных текстов -
"Авесте".
... Авестийская традиция - это материнская
система всех религий и астрологических школ.
Поздним преемником "Авестийской
традиции", восстановившим ее изначальные Законы для человека и Земли, стал
Зороастризм.
Таким образом, основой Зороастризма
является изначальное знание древних Ариев.
У эзидов в священном гимне "Кавле
Кочака" сказано:
XII
Прежде всех оставшихся (живущих на Земле).
Ключ, ко всем сокровищам (духовным).
Столп четырех религий -
Веление Шарфа-дина.
Вероисповедание эзидов - это
древневавилонская государственная религия, своими корнями уходящая в глубь
тысячелетий.
Очевидно то, что из всех сегодня исповедуемых религий,
вероисповедание эзидов - одно из древнейших в мире. Несомненно, и то, что при
дальнейшем ознакомлении с теологией, изучением религиозных писаний, священных
гимнов и молитв, прольется свет на ряд вопросов, касающихся религии древних
вавилонян, их глубинном видении и понимании мира через призму духовного знания.
Наследие древневавилонской культуры
прослеживается также и в эзидской письменности. Например, у вавилонян при
написании клинописных текстов (гимнов, эпосов и др.) каждая последующая
табличка начиналась с того слова, которым заканчивалась предыдущая. Такое же
правило действовало и у эзидов - каждая новая страница эзидских священных
писаний начинается со слова, которое было последним на предыдущей.
Говоря, об эзидской национальной
письменности следует отметить, что ее буквы не просто воспроизведение знаков
прототипа, а результат произвольного изобретения.
"Тайнопись эзидов" - так
называют эту письменность. “Подавляющее большинство букв, по-видимому, создано
заново на основе геометрических элементов - прямых линий, небольших квадратов,
треугольников, углов и т.д.; некоторые буквы сходны с латинскими, имеющими
геометрическую форму (I, V, T, L и т.д.), но фонетическое значение их
совершенно иное.”
Алфавит взят из книги А. Диренгера
”Алфавит”.
Этой письменностью пользовалось духовенство
при написании своих религиозных книг. Миру на сегодняшний день известны две
священные книги эзидов: "Джельва" и "Масхафа Раш" .
“Надо предполагать, что еще существовали
(или существуют) более древние религиозные литературные памятники. Ведь
неспроста в среде бывших советских езидов говорят, что имеются
"Забун" и “Мшур”, которые строго хранятся у шейхов и никто не имеет к
ним доступа.
Еще в 1853 г. А. Лейард отмечал, что у
езидов есть древние священные книги. Так, в “Discoveries in Nineveh and Babilon”
он писал: “Однажды Кавал Юсуф принес от писаря шейха Насифа и показал мне одну
книгу. Я догадался, что он мог читать эту книгу. В ней был бейт Шейха Ади. В
этих бейтах Шейх Ади представлен как создатель всего живого на земле (в мире).”
Лейард переводит этот бейт на английский язык и заключает: “Раньше у езидов
было много (религиозных) книг. Однако, эти книги были уничтожены во время войн
или же отняты у них. Кавал Юсуф сказал мне, что раньше имелись собственно
древнеезидские книги. Когда эмир Равандуза напал на езидов, то эти книги были
уничтожены и сожжены. Он дал мне бейты и сказал, что в них описаны законы
вероисповедания езидов и ее копия находится в Таране?”
"Китаб аль-Джельва" состоит из
отдельных листов тонкого пергамента из кожи газели. Этим листам приданы
очертания полумесяца, солнца, земли, двух рек, человеческой головы с двумя
ушами или рогами и т. д. Страницы не пронумерованы, но в конце каждой страницы
написано слово, которым начинается следующая.
… Время возникновения письма неясно".
Древним названием языка эзидов является язык
Адаби****.
Что касается языкового наследия народов Древней Месопотамии, то в современной
речи эзидов прослеживается адстрат шумерийского языка.
Дальнейшие исследования языка в этом
направлении, несомненно, принесут положительные результаты. Также следует
провести сравнительный анализ с аккадским языком, т.к. аккадские слова
превалируют над теми шумерийскими, которые до наших дней сохранились в
разговорной речи эзидов.
Еще одним свидетельством преемственности
культуры Двуречья может послужить шедевр поэзии Древнего Востока - "Эпос о
Гильгамеше", сохранившийся в фольклоре эзидов.
У эзидов этот эпос сохранился и по сей день,
но, к сожалению, лишь в отрывках. Он очень ценен тем, что дает возможность
проследить за происшедшими изменениями в сказании, передававшемся многими
поколениями сказителей из уст в уста более четырех тысяч лет.
Записал эти отрывки "Эпоса о
Гильгамеше", со слов знатоков эзидского фольклора, ныне покойный поэт
Джардо Озманян.
Историческая преемственность эзидов от
древних народов Месопотамии, следующие:
Этногенетическая – в
ходе исследования установлены корни этногенезиса эзидов.
Эзиды являются прямыми потомками древних
вавилонян, а именно – аккадийцев***** Подтверждением
генетической связи эзидов с древними аккадийцами, должны стать
палеоантропологические материалы, находящиеся на территории Месопотамии,
требующие в дальнейшем проведения сравнительно–антропологического исследования,
с обязательным молекулярно-генетическом анализом.
Языковая – в современном языке
эзидов существует адстрат шумерийского языка. В связи с этим обстоятельством, в
дальнейшем необходимо провести более тщательный сравнительный анализ. Сведения
о языке эзидов - Адаби (ныне в науке известный под названием - “диалект
курманджи”) в плане его исторического развития, несомненно, пополнятся после
тщательного сравнительно-лингвистического анализа с аккадским языком
Культурная – религия эзидов
существует со времен Аккадской цивилизации и уходит своими корнями в еще более
глубокую древность. Существует взаимосвязь ряда традиций и обычаев древних
вавилонян и современных эзидов. Примером культурного наследия служит
сохранившийся в фольклоре эзидов в отрывках древнейший литературный памятник
“Эпос о Гильгамеше”.
На начальном этапе этнографических
исследований эзидов учеными выдвигались различные версии об их происхождении -
арабском, персидском, армянском, ассирийском, еврейском и курдском.
К середине XIX века некоторые исследователи
утверждали, что эзиды по своему происхождению являются курдами, но даже тогда в
научном мире это мнение не было единодушным. Признанный авторитет
востоковедения России XIX века исследователь Петр Лерх, автор трехтомного труда
“Исследования об Иранских Курдах и их предках северных Халдеях” (1856-1858
гг.), об эзидах пишет следующее:
"…Езиды привлекли внимание почти всех
путешественников, посещавших страны, протекаемыя Тигром и Ефратом. Указывая
здесь, в замечании, на реляции путешественников и на статьи, в которых
говорится о Езидах, не могу не высказать, что сделанныя до ныне изследования об
этой языческой секте, имели мало успеха, и именно по двум главным причинам. Во-первых,
путешественники, сближавшиеся с Езидами могли узнать мало положительнаго о их
верованиях, потому что эта секта, как и все языческия секты передней Азии,
скрывают оныя, сколько возможно, от всякого посторонняго лица, и обманом и
хитростью стараются завлечь в заблуждение любопытство путешественников;
во-вторых, еще слишком мало старались отыскивать указания и сведения, которыя в
большем количестве должны содержаться в исторических и богословских литературах
Армян, Арабов, Персиян и, может быть, Сирийцев.
... Русская литература приобрела довольно подробныя сведения
о Езидах через г. Березина. Но в некоторых отношениях я не могу согласиться с
его взглядом; так, например, он называет Езидов соседями Курдов, а не их
соплеменниками, которыми мы их однакоже должны считать, на основании
свидетельств Шереф-хана, Бар-Еврея и почти всех новейших путешественников,
говорящих в своих реляциях о Езидах. Арабскаго происхождения только весьма
малое число синджарских Езидов."
П.Лерх в отличие от профессора И.Березина
никогда не бывал в Передней Азии, соответственно, с эзидами никогда не
встечался, а его общение с курдами было весьма ограничено. Единственный раз эта
встреча состоялась в Рославле (Смоленская губерния), куда он был послан
Российской Имперской Академией Наук и где он общался всего лишь с 50
военнопленными курдами. Все другую информацию, касающуюся курдов или эзидов, он
черпал из трудов изданных до него. Анализируя научные труды, касающиеся эзидов,
он приходит к выводу, что проведенные до него исследования не дали конкретных
результатов. Этнографические данные, полученные П.Лерхом в ходе обзора работ
своих предшественников, носили поверхностный характер и, естественно, он не был
посвящен во все тонкости традиций, обычаев и нравов эзидов.
Тем не менее, П.Лерх не согласен с мнением
И.Березина. Последний же, путешествуя по Ближнему Востоку, провел свои
исследования, непосредственно контактируя как с курдами, так и с эзидами.
Результаты своих изысканий профессор Казанского Университета И.Березин
опубликовал в труде “Езиды” - Магазин землевладения и путешествий ”- Т.III [М],
1854 г.
В дальнейших исследованиях, посвященных
этногенетическим корням эзидов и курдов, выявился целый ряд тесных связей
существующих у эзидов именно с курманджами.
Несомненно, что у эзидов и курманджей
прослеживается общность в антропологическом типе, языке, быте, культуре, в
некоторых традициях и обычаях, а также в названиях племен (к примеру, сипка,
рожка, баиндура и др.).
В конце XIX столетия К.Горощенко провел
антропологическое исследование эзидов, на которое многие ученые ссылаются ,и по
сей день.
“Антропологическим исследованием,
проведенным русским ученым К.Горощенко, доказано большое физическое сходство
езидов с остальными курдами.
… Подробное изучение курдских диалектов, их
сравнение с разговорным языком езидов (диалект курманджи) окончательно
потвердили ту мысль, что происхождение езидов и их история тесно связаны с
остальными курдами. Езидов, безусловно, следует рассматривать как одну из
религиозных курдских общин, а не как отдельный народ”.
Все вышеприведенные факты, подтверждающие
общность эзидов и курманджей, выявленные этнографами в ходе исследований,
проведенных в XIX веке, дали некоторым ученым основание заключить, что эзиды -
часть курдов.
Подобная концепция породила в научной
литературе совершенно новый термин “курд-езид.”
Если название "курд" и его
дальнейшая трансформация в самоназвание народа произошли в течение длительного
времени в процессе принятия этого термина самими "курманджами", и
этот процесс шел естественным путем. То недавнее появление в научной литературе
нового термина "курд-езид" – результат искусственного синтеза
названия народа, лишенный диалектической логики; он - лишь "плод"
кабинетных исследований этногенезиса эзидов.
Термин “курд-езид” не является историческим
названием народа. Одним из подтверждений тому является исторический документ
XVIII века - послание эзидского феодала Чобан-аги к грузинскому царю Ираклию:
“… Сообщаем нашему милостивому государю, что
через ассирийского епископа Эсаю, вы пожаловали фирман и письмо.
... Весь езидский народ готовы принять ваше
господство.”
Так, не учитывая, а то и вовсе игнорируя
древнейшие религиозные канонические и социальные устои, свойственные только
эзидам, практически исключающие их межэтническое смешание и поддерживающие
генетическую однородность, был однозначно решен вопрос о происхождении эзидов.
Сегодня уже не вызывает сомнения, что такой
односторонний подход сыграл больше отрицательную роль, нежели внес ясность в
определение исторических корней как эзидов, так и курдов.
Именно вышеуказанная уникальность
кастово-теократического устройства общества эзидов и их древняя религия,
являясь ключевой основой, еще в XIX столетии при должном и своевременном
внимании этнографов, должны были пролить свет на проблему этнической
принадлежности курманджей, но вместо этого происхождение эзидов отнесли к
курдам.
Сегодня в науке принято считать, что эзиды
произошли от курдов, и весь акцент в поисках этногенетических корней курдской
нации этнографами был сделан на исследование курдов, вследствие чего сегодня
бытует множество гипотез и версий.
На самом деле историческая действительность
заключается в том, что не эзиды происходят от курдов, а наоборот. В
формировании современной курдской нации основную роль сыграла та большая часть
народа Адаби, которая по тем или иным причинам приняла Ислам.
"В результате предпринятых при халифе
Омаре походов, примерно, в 637 - 644 гг. Арабскому халифату подчинились также
курдские районы. Как было отмечено выше, те немногочисленные сведения, которые
дошли до нас в связи с арабскими походами, показывают, что курдские районы
также были подчинены арабами уже известными двумя методами: либо так называемым
мирным путем (сулхан), либо силой оружия (унватан). Известно, что таким образом
арабами были подчинены почти все завоеванные ими страны. Мирный договор
заключался в том случае, если местные властители принимали условия арабов, а
именно: принять ислам или же не оказывать сопротивления и выплачивать подушную
и поземельную подати. В случае же, если эти условия не принимались, арабы
прибегали к силе.
Силой оружия захватывались те области, где
между населением и завоевателями возникали споры вокруг условий договора. В
подобных случаях по приказанию арабских военачальников все население или его часть
уничтожались или же угонялись в плен.
… На первом этапе завоевательных походов
истребление противника иногда продолжалось и после достигнутой победы".
После VII века, оставшаяся в меньшинстве часть народа Адаби
под названием "эзиды", продолжала оставаться приверженной религии
предков и строго соблюдала древние традиции и обычаи. В течении 1300 лет эзиды
испытывали жесточайшие гонения и постоянно подвергались угрозе полного
физического истребления. За этот трагический период им удалось выстоять против 72
попыток их уничтожения.
Большая же часть народа Адаби, в VII веке
насильственно переведенная в лоно Ислама, осталась проживать на своей
территории. Впоследствии ими было принято самоназвание "курманджи"
(“сыновья остались на месте”). Смена религии неизбежно привела и к смене
традиций, обычаев, в частности брачных, вследствие чего курманджи на протяжении
1300 лет смешивались с другими народами. А в средних веках за ними закрепился
термин "курд", который сегодня является их названием.
Ввиду того, что у эзидов и курманджей (курды)
этногенетические корни одни, то следует констатировать тот факт, что в
формировании современной курдской нации фундаментально-главенствующую роль
сыграл аккадский этнический элемент.
Все вышесказанное подтвердится современными высокоточными
биологическими методами исследований, ибо несерьезно решать такой
фундаментальный вопрос о происхождении народа, опираясь только на
антропологические данные. А потому совершенно необходимо в будущем провести
исследования эзидов и курдов, aпробированными
методами популяционно-генетического и молекулярно-генетического анализа.
Предки современных эзидов и курманджей, образовали первое
древнейшее централизованное государство Аккад, которое в дальнейшем стали
называть Вавилония.
Более подробно Вы можете ознакомиться с
исследованием - в книге
“Вавилон Храм Эзида Эзиды”.
В книге Вы прочтете: о поисках города
Вавилона,об устройстве самого дивного города древности.
.Дан краткий обзор истории Вавилони, также
рассказывается об истории дешифровки клинописного письма.
Так как принято считать,что шумеры и
аккадийцы - древние и исконные народы Вавилонии исчезли, растворились в других
народах. Рассмотрен вопрос исторической преемственности современных эзидов, от
древнейших обитателей Вавилонии.
Список литературы
М. Фароян. Езиды (эзиды).
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.jamali.ru/
* Слово “маш” – вознагрождение. В
данном случае, вознагрождение исходящее от Бога.
**
Сыти - госпожа
*** По преданию, священный храм Лалыш
изначально был, воздвигнут нерукотворно, т.е. мистически. Храм стоит на том
священном месте, где Бог впервые сотворил земную твердь и семь небесных сфер.
**** Сегодня, название “Адаби” – относят лишь к
литературному языку.
*****
Э. Мулдашев.”От Кого Мы Произошли? ”Москва, “АиФ- Принт”2001г.стр. 232.
”Имеются сведения о том, что атланты были разных
наций и подрас. Так, в “Хронике Акаши”(Р. Штайнер,”Из
летописи мира”, 1992, стр.23-29) выделяется 7 подрас в расе атлантов.
... Шестая
подраса (аккадийцы) развила силу мышления..."
|