Дипломная работа: Русская православная церковь и органы НКВД в 1920-е - 1930-е гг.
И на престол земного бога снесется
И будет с антихристом бороться
С великим трудом
Свободы добьется
Антихрист – советская власть
6 апреля 1929 г. в справке НКВД о религиозной ситуации в стране, представленной в ЦК ВКП(б), утверждалось, что
"религиозники" организуют антисоветские выступления масс, прежде
всего крестьянства; распространяют антисоветские листовки; создают подпольные
контрреволюционные организации и поддерживают движение за открытие и постройку
церквей.
Однако при знакомстве с фактическими
обоснованиями таких документов, в том числе и по Курской области, бросается в
глаза мелочность и случайность фактов. Единичные примеры конкретных священников
подаются как явление организованного сопротивления, законные требования
верующих об открытии и строительстве церквей, проведении религиозных шествий и
т.п. расцениваются как антисоветская деятельность.
2. РЕПРЕССИВНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В
ОТНОШЕНИИ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И ВЕРУЮЩИХ
Восьмого апреля 1929 г. Президиум ВЦИК принимает постановление "О религиозных объединениях", которое с
небольшими изменениями и дополнениями действовало вплоть до 1990 г. Оно законодательно закрепило ставшее к этому времени господствующим мнение о том, что
религиозные общества не вправе заниматься какой-либо деятельностью, кроме как
удовлетворением религиозных потребностей верующих, и преимущественно в рамках
молитвенного здания, что следует вытеснить религиозные объединения из всех сфер
жизни общества, где они имели право действовать. Их деятельность
обуславливалась множеством ограничений и регламентаций.
В тот же день для рассмотрения вопросов,
связанных с деятельностью религиозных объединений, была образована Постоянная
комиссия по вопросам культов под председательством П.Г. Смидовича и в
составе представителей таких ведомств, как НКВД, Наркомюст, Наркомпрос, ВЦСПС и
уполномоченного ОГПУ при СНК РСФСР.
Продолжением решения "церковного
вопроса" стал XIV Всероссийский съезд Советов, на котором много
внимания было уделено религии в Советском обществе. Там был совершен еще один
шаг к законодательному закреплению административного диктата в отношении
религиозных организаций. Съезд изменил статью 4 Конституции РСФСР. Вместо
признания за гражданами "свободы религиозной и антирелигиозной
пропаганды" отныне она гарантировала лишь "свободу религиозных
исповеданий и антирелигиозной пропаганды".
В июне 1929 г. состоялся II съезд Союза воинствующих безбожников (СВБ существовал с 1924 по 1947 год), на
котором было решено следующую пятилетку провести как "безбожную": в
первый год планировалось закрыть все духовные школы, во второй - провести
массовое закрытие храмов и запретить издание религиозной литературы, в третий -
выслать всех служителей культа за границу, в четвертый - закрыть оставшиеся
храмы всех религий, в пятый - закрепить достигнутые успехи. Авторы полагали,
что к 1 мая 1937 года "имя бога должно быть забыто по всей территории
СССР".
НКВД поддерживал подобные настроения, и в
своих инструкциях местным органам НКВД и советским работникам указывал на
необходимость активизации работы на "религиозном фронте".
Начавшийся 1930 год характеризовался
продолжением натиска на религию и церковь. На местах прибегали к незаконным
административным мерам: закрывали церкви, изымали культовое и иное имущество,
арестовывали служителей культа и не допускали их на "свою"
территорию, снимали колокола и изымали у верующих иконы из домов, запугивая их
введением специального налога на них.
Сложившаяся ситуация не могла не найти
отклика среди населения. В архиве УФСБ Курской области содержится письмо председателю
ВЦИК
М.И. Калинину, автором которого
предположительно является Филипп Кунашко. Этот документ сразу признали
антисоветским, и судьба сочинившего его была предрешена. Вот наиболее
характерные выдержки из него.
"Михаил Иванович! Неужели Вы не
видите, что дальше в таком положении жить нельзя. Вы всеми способами
издевались, глумились, терзали, пытали, морили голодом русский народ. И если бы
народ предвидел, что Вы ему преподнесёте такую «свободу» – рабство, он бы за
Вами не пошел.… Всем планом разорения России руководят из-за границы, а тут –
исполнители…
Вы проповедуете атеизм, но посмотрите на
себя – атеисты ли Вы? Истинный атеист безразличен к религии. А Вы, отвергая
бога, боретесь до упаду с ним. Преследуете за веру в бога, издеваетесь.
Понашивали из облачений ермолок, туфель и этим самим себя осмеиваете, так как носите
изображение креста на парче ермолок.
В Конституции Вы обещали свободу
вероисповедания, а на деле караете за это как за преступление, даже хуже. Ведь
если партиец обворует казну, пьянствует, бесчинствует, его, в крайнем случае
«за удальство» переведут на повышение (это наказание), а за то, что человек
ходит в храм, только за это, его лишают избирательных прав и высылают на
Соловки, а родных клеймят позором. Значит, по-вашему, честнее быть вором и
убийцей, чем веровать в истину..."
К весне 1930 г. ситуация в "религиозном вопросе" была критической. Уже нельзя было не замечать, что
коллективизации повсеместно сопутствовало "раскулачивание" служителей
культа, неправомерное закрытие церквей и молитвенных домов. На духовенство и наиболее
активных верующих обрушились судебные и внесудебные расправы. Это вызвало в
ряде районов, в том числе и Курском, недовольства и возмущения верующих и
неверующих. Как отмечалось в информациях работников НКВД с мест, нередко они
носили характер массовых выступлений, в которых принимали участие Середняки,
бедняки, женщины, демобилизованные красноармейцы и представители сельских
властей.
В июне-июле 1932 года по западным районам
Центрально-Черноземной области прокатилась волна массовых выступлений,
проходивших в отдельных селах под лозунгами «Отдайте землю, волю и крестьянскую
власть», «Советская власть нас ограбила, нам нужна власть без колхозов», «Долой
колхозы, долой советскую власть - власть бандитов, давайте царя». Антиколхозное
движение сопровождалось разгромом помещений сельских советов и правлений
колхозов, самовольным расхищением обобществленного имущества, покосом
созревшего озимого хлеба и его разделом в индивидуальном порядке. Кое-где имели
место избиения и, даже, убийства партийно-хозяйственных активистов. По данным
ОГПУ, в народных волнениях участвовало до шестидесяти трех тысяч человек.
Следствие пришло к выводу, что
«контрреволюционные массовые выступления - результат подготовительной
деятельности контрреволюционной церковно - монархической организации "Ревнители
церкви", возглавляемой архиепископом Дамианом».
В ходе следствия, по которому проходило
413 человек, выяснилось, что группы «Ревнители Церкви» в начальный период своей
деятельности складывались как образования религиозного характера, лозунгом которых
была борьба с безбожием и сплочение вокруг церкви верующих.
Владыка Дамиан на одном из допросов
показал, что свою задачу во время управления Курской епархией видел в
«объединении, в первую очередь вокруг священнослужителей, …граждан, которые,
являясь глубоко верующими, способны защищать интересы церкви …для борьбы с
всякими посягательствами на церковь и для проповеди православия». Эти установки
архиепископа сотрудники ОГПУ интерпретировали как антисоветские, создающие
благоприятную почву для объединения вокруг церкви контрреволюционных элементов,
в той или иной мере затронутых Октябрьской революцией. По мере развития борьбы
в деревне за сплошную коллективизацию и ликвидацию кулачества как класса, ряды
этих групп расширялись за счёт «затронутых процессом социалистического
строительства кулацкого контрреволюционного элемента».
Отчасти чекисты оказались правы:
действительно, церковь всегда притягивала «униженных и оскорбленных». Не явились
исключением и двадцатые-тридцатые годы ХХ столетия. Сохранившиеся протоколы
допросов из архивного уголовного дела подтверждают это. Так, арестованная
Анастасия Апухтина рассказала, что "действительно была в прошлом году
раскулачена. Дом, амбар, сарай, клуня, ветряная мельница, две лошади, две
коровы были переданы в колхоз. Меня, как кулачку, в колхоз не приняли… Мне
после этого любить Советскую власть не за что. Я стала искать облегчение в
молитвах. Старалась около церкви найти помощь и сочувствие". А вот
заявление Ольги Апухтиной: "…Я как истинно верующий и религиозный человек
посещала церковь, которая нас привлекала не только как молитвенный дом, но и
как место, куда стекались подобно мне обиженные Советской властью люди –
раскулаченные и лишенные всех гражданских прав. Мы делились своим горем,
высказывали друг другу недовольство властью и колхозами, которые задавили нас и
не дают никакой возможности жить".
Еще более конкретно по этому поводу
высказался архиепископ Дамиан: "…С того момента, когда в деревне стало
проводиться раскулачивание и, в городе усилился нажим на состоятельные слои
(купцов и тому подобное), многие кулаки, а также все притесняемые Советской
властью стали ближе к церкви и многие сделались истинными «Ревнителями церкви».
Очень хорошо этот процесс сосредоточения вокруг церкви притесняемых властью лиц
выразила в разговоре со мной одна женщина. Она сказала: «Нет тревоги, нет и
Бога. Как тревога - так за Бога».
Оказание владыкой и другими
священнослужителями моральной поддержки, а в отдельных случаях и материальной
помощи прихожанам трактовалось следователями как "концентрация вокруг
церкви враждебных Советской власти людей с далеко идущими целями".
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что и
сам архиепископ, и другие обвиняемые, отмечая, «тяжесть и трудность наступивших
времён» говорили: "Советская власть – это власть не от Бога, а послана
Богом за грехи людей. Ей надо подчиниться, а в уме держать «свое», то есть
молиться и надеяться, что все, прежде всего, отношение государства к церкви,
изменится."
Согласно обвинительному заключению,
деятельность «контрреволюционной организации «Ревнители церкви»» в основном
проводилась по линиям:
1.
Вербовка в свой состав кулацкого и
монашествующего элементов, бывших людей. С этой целью… были созданы и
использованы подпольные монастыри, производившие пострижение в монахи, нелегальные
церкви и пещеры. Следствием, в частности, вскрыты три нелегальных монастыря
(два в Орле и один в селе Полукотельниково Обоянского района), две нелегальных
церкви и одна пещера.
2.
Агитация против Советской власти с
использованием религиозных предрассудков масс.
3.
Агитация против колхозного
строительства и организация в ряде районов ЦЧО выходов из колхозов,
сопровождавшихся массовыми выступлениями и расхищениями общественного
имущества».
Прокурор по ГПУ Центрально – Черноземной
области согласился с квалификацией обвинения по статье 58-10 Уголовного Кодекса
РСФСР (пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или
ослаблению Советской власти, или к совершению отдельных контрреволюционных
преступлений, а равно распространение или изготовление, или хранение литературы
того же содержания) и принял решение направить материалы на 128 человек в
коллегию ОГПУ для рассмотрения во внесудебном порядке. Одновременно предлагал,
имея в виду то, что деятельность контрреволюционной организации «Ревнители
церкви» вызвала «большие политические последствия» , а «многие из обвиняемых ранее
привлекались за контрреволюционную деятельность к ответственности», применить
«высшую меру социальной защиты» к активным участникам организации, а также к
участникам массовых антиколхозных выступлений.
Однако, еще не наступил 1934 год и,
вынесенные нескольким десяткам человек «расстрельные» приговоры, были заменены
«десятью годами концлагеря». Впрочем, о многих из «легко отделавшихся»
вспомнили в тридцать седьмом году во время проведения спецоперации по изъятию
контрреволюционного элемента из числа «бывших», когда только с августа по
декабрь в Курске было расстреляно сто сорок шесть служителей культа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1932 года ноября 28 дня. Рассмотрев дело
к-р церковно-монархической организации ("РЕВНИТЕЛИ ЦЕРКВИ") по
обвинению Воскресенского Дмитрия Григорьевича, Могилевского Николая
Никифоровича, Пашина Ивана Дмитриевича и др. в количестве 128 человек по ст.58
п.10-11 УК, нашел:
1. К-р настроенная группа церковников во главе
с бывшим епископом Курской епархии Воскресенским Дмитрием (Дамианом), епископом
Пашиным Иваном и епископом Могилевским Николаем под видом организации вокруг
церкви групп истинно верующих прихожан, занялись организацией к-р групп для
активной борьбы с Соввластью, втягивая в группы (Ревнители церкви) церковников,
раскулаченых и лиц, недовольных Соввластью.
Такие группы по инициативе Воскресенского
были организованы в Курске и Курском районе, а также Рыльском, Щебекинском,
Белгородском, Обоянском, Беловском и др. районах. Количественный состав
перечисленных групп насчитывал свыше 400 человек.
2. К-р церковная монархическая организация
(Ревнители церкви) ставила своей задачей:
а) противодействие к успешному проведению
хозполиткампаний,
б) пропаганда монархических идей,
в) распространение к-р содержания слухов,
листовок, воззваний,
г) развал колхозов,
д.) вербовка в к-р организацию новых
членов,
е) свержение Соввласти и восстановление
монархического строя.
3. В результате к-р деятельности
организации ("Ревнители церкви") в ряде районов, охваченных
деятельностью этой организации, в конце июня – начале июля имели место случаи
массовых к-р выступлений, сопровождавшихся выходом из колхозов, разбором
колхозного имущества и применением насилия к представителям Советской власти. Антиколхозным
движением было охвачено около 57 районов.
Материалами расследования, а также и
личным признанием значительной части обвиняемых, виновность обвиняемых вполне
установлена, обвинение квалифицировано правильно.
Соглашаясь с обвинительным заключением,
дело направить в Коллегию ОГПУ, для разбора во внесудебном порядке.
Со своей стороны полагаю, имея ввиду, что
деятельность к-р организации «Ревнители церкви» имела большие политические
последствия, выразившиеся в развале ряда колхозов, разгроме колхозного
имущества, в замедлении рядом с/советов, охваченных влиянием к-р деятельности
организации «Ревнители церкви», хлебозаготовок, что многие из обвиняемых ранее
привлекались к ответственности, и все же от своей деятельности не отказались, к
активным участникам к-р организации, а также к участникам массовых выступлений
и разгрома колхозов применить высшую меру соцзащиты.
Прокурор по ГПУ ЦЧО.
(текст оригинала сохранен)
Средства массовой информации ни единым
словом не обмолвились о происходящих волнениях в деревне, арестах духовенства и
верующих. Судя по подборке «Курской правды» и в стране, и в области
существовали более важные проблемы. А 28 декабря 1932 года, через два дня после
вынесения приговора по делу «Ревнителей церкви», в главной местной газете была опубликована
заметка «До конца разоблачим контрреволюционные происки церковников и
сектантов». Анонимный автор отмечал, что «борьба с религией – это борьба за
преодоление пережитков капитализма в сознании людей, это классовая борьба.
Классовый враг использует религию для маскировки своих контрреволюционных дел.
Поэтому разоблачение классовых врагов, скрывающихся под маской церковников и
сектантов, и во второй пятилетке будет оставаться основной задачей СВБ» (Союза
воинствующих безбожников). Эта задача явилась основной не только для таких
общественных организаций как СВБ, но и для государственной власти и органов
безопасности.
Из всего этого становится понятным, почему
в известном постановлении ЦК ВКП(б) "О борьбе с искривлениями партийной
линии в колхозном движении" от 14.03.1930 г. содержится требование
прекратить практику закрытия церквей в административном порядке. Не остался в
стороне и ВЦИК, направивший в адрес местных органов власти секретный циркуляр с
осуждением административных перегибов.
Несмотря на широкое распространение
практики административного давления на религиозные организации, были силы,
которые делали попытки привлечь руководство партии и страны к неблагополучной
обстановке в государственно-церковных отношениях, к ошибкам антирелигиозного
движения. И большая роль здесь принадлежит Постоянной комиссии по вопросам
культов, в состав которой входили представители НКВД и ОГПУ. После того, как в 1930 г. были упразднены союзные, республиканские Наркоматы внутренних дел, Комиссия оставалась
единственным государственным органом, на который возлагалась обязанность общего
руководства и наблюдения за проведением в жизнь законов о культах на всей
территории РСФСР.
В своей деятельности центральная и местные
комиссии по вопросам культов руководствовались инструкцией " О порядке
проведения в жизнь законодательства о культах" (утверждена Президиумом
ВЦИК 30.01.1931 г.), в которой были определены их права и обязанности. Так, им
предоставлялось право давать советским органам разъяснения по религиозным
вопросам, рассматривать жалобы верующих и вести общий учет религиозных
объединений, требовать от них различные отчеты и статистические данные.
Соприкасаясь с реальной религиозной
обстановкой в стране, анализируя информацию с мест о практике проведения в
жизнь положений и норм постановления "О религиозных объединениях",
Комиссия оперативно информировала центр о выявляемых нарушениях, вносила
предложения по урегулированию конфликтных ситуаций. Комиссия настояла на
принятии специального циркуляра в адрес местных органов, в котором осуждались
перегибы в осуществлении религиозной политики и предписывалось не предпринимать
никаких мер, направленных вопреки законам против служителей культа.
Комиссия, как никакой другой орган, могла
оперативно оценить, какие из принимаемых законов, инструкций и циркуляров,
регулирующих сферу деятельности религиозных организаций и духовенства, требуют
срочной корректировки или отмены. Так было, к примеру, с практикой
налогообложения молитвенных зданий и духовенства. Подтверждение тому находим в
архивах УФСБ Курской области.
11 декабря 1929 года в с.Хлевище
Алексеевского района Острогожского округа порядка двухсот женщин из этого села,
а также из близлежащих хуторов – Станичного и Березняки, пришли к зданию
сельского совета с требованием не выселять из своего дома местного священника и
освободить его от налога.
От сельсовета собравшиеся направились к
школе, намериваясь расправиться с учительницей за то, что она якобы снимает с
учеников крестики. Но, не застав педагога дома, женщины постепенно разошлись по
дворам.
Позднее выяснилось, что поводом к
агрессивному поведению женской половины населения с. Хлевище послужила
деятельность сельских активистов, задавшихся целью выселить священника
Слюсарева из села и закрыть церковь. В сентябре 1929 года на него был наложен
сельхозналог в сумме 156 рублей 40 копеек, которые он уплатил. Тогда с него
дополнительно взыскали еще 23 рубля 40 копеек. После этого на священника была
наложена контрольная цифра хлебозаготовок в 80 пудов, которые он не смог
вывезти, за что был оштрафован на 400 пудов и в итоге лишился всего имущества.
А так как он продолжал проживать в селе, на него наложено было еще 97 рублей 50
копеек сельхозналога и 49 рублей самообложения. Но Слюсарев и эту сумму
выплатил! Тогда председатель сельсовета Мальцев и секретарь Кузнецов в
ультимативной форме приказали батюшке покинуть село. 10 декабря 1929 года,
завершив богослужение, Слюсарев заявил присутствующим, что сил для борьбы у
него не осталось, поэтому он служить в церкви больше не будет и покидает
Хлевище навсегда. Что и привело к массовым выступлениям женщин.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|