Курсовая работа: Этнокультурные особенности Армении
Заметнее национальные вкусы проявлялись в сфере духовной культуры,
хотя в целом, как показало обследование, художественные вкусы армян-москвичей, особенно
интеллигенции, вовсе не ограничивались <национальным> набором, а их культурные
интересы были достаточно широки. Например, более половины из опрошенных армян (53%)
ответили, что любят классическую музыку, тогда как среди русских такой выбор сделали
38%. В то же время свою народную музыку армяне и русские предпочитали практически
в равной степени: 46 и 48%. Следует отметить, что по мере адаптации вкусы армян
существенно менялись: если среди новоприбывших любители классической и народной
музыки составляли 35 и 60%, то среди армян - уроженцев Москвы - соответственно 67
и 24%.
Активная социальная жизнь армян-москвичей в условиях многонационального
города в определенной мере сопровождается ослаблением их контактов с людьми своей
национальности, а также, по мере их адаптации к новой среде, довольно быстрым исчезновением
этнических черт в их культуре, чему во многом способствуют дисперсное расселение
и высокая доля национально смешанных браков. Однако, несмотря на это, для каждого
из них, независимо от степени знания языка, связей с Арменией, внутриэтнических
контактов, характерно, как подчеркивает Ю.В.Арутюнян, четкое национальное самосознание,
самоидентификация с собственной нацией. Как показало обследование, доля армян-москвичей,
ощущавших свое родство с армянским этносом, была почти одинаково высокой и у новоприбывших
армян (97%), и у старожилов (90%), и у армян - уроженцев Москвы (88%).
С конца 80-х годов общественная жизнь московских армян значительно
активизировалась. Было организовано несколько центров армянской культуры: <Маштоц>,
Московское армянское культурное общество, армяно-русское просветительное общество
<Юсисапайл>, открылись воскресные классы и школа для детей, курсы по изучению
армянского языка для взрослых, в 1992 г. - армянская гимназия, в 1993 г. - государственная
русско-армянская школа, в 1997 г. при школе № 1224 был открыт русско-армянский культурно-образовательный
центр. Развернулась благотворительная деятельность, прежде всего для оказания помощи
Нагорному Карабаху, армянским беженцам из Азербайджана и пострадавшим во время землетрясения
в Армении. В 1988 г. был создан Московский армянский театр, в 1989 г. - Московский
армянский камерный хор. В 1989-1995 гг. на русском языке издавалась ежемесячная
газета <Армянский вестник>, широко информировавшая своих читателей как об
истории и культуре армянского народа, так и о современных проблемах Армении и армянской
диаспоры. В 1991-1994 гг. на русском языке печатался всероссийский журнал <Pro
Armenia>, названный так в память журнала, издававшегося с 1900 по 1914 г. в Париже
с участием видных представителей французской интеллигенции - А.Франса, Ж. Клемансо
и других. В 1994-1996 гг. в Москве издавали журнал <Новый Вавилон>, страницы
которого были в основном посвящены межнациональным проблемам в разных регионах и
России, и ближнего зарубежья. Кроме перечисленных изданий выходит несколько журналов
и газет: с 1996 г. - информационно-аналитический бюллетень <Диалог>, <Информационный
бюллетень> (публикуется общественной организацией Армянская община Москвы); с
1997 г. - газета для армянской диаспоры в России <Анелик>. С 1994 г. возобновлено
издание армяно-русского христианского вестника <Юсисапайл> (<Северное сияние>),
издававшегося в середине XIX в. в Москве, с 1998 г. вновь выходит журнал <Армянский
вестник>, печатавшийся, как было отмечено, в Москве в 1916-1918 гг.
Большую роль в социально-политической и культурной жизни московских
армян в конце XX в. играют общественные организации, среди которых наиболее массовой
и эффективной является Армянская община Москвы. В Москве действуют также Международный
гуманитарный фонд арменоведения им. академика Ц.П. Агаяна, Международное общественное
объединение <Центр русско-армянских инициатив>, Союз армяно-российского сотрудничества
и возрождения. Армянский институт политологии и международного права. Международная
армянская ассоциация медиков, Фонд поддержки русско-армянского содружества. Армянский
клуб, Армянское студенческое землячество. Фонд им. Арно Бабаджаняна, аккредитовано
представительство Общеармянского фонда <НАйастан>^. В начале 90-х годов на
средства членов армянской общины на кладбище, рядом с церковью, был воздвигнут памятник-xawca
в память всех погибших во время землетрясения и войны в Карабахе. Сюда ежегодно
в скорбные для армянского народа дни собираются представители общественности, возлагают
цветы, под звуки траурной мелодии слушают рассказы очевидцев, выступления уважаемых
представителей народа, читают стихи. В 1995 г. Советом Ново-Нахичеванской и Российской
епархии Армянской Апостольской церкви при поддержке правительства Москвы было принято
решение о строительстве в Москве Кафедрального собора Сурб Хач вместо Церкви Святого
Креста, построенной в 1779 г. в Столповом переулке и взорванной в 1947 г. После
конкурса был принят проект, авторы которого предложили воспроизвести в Москве одну
из жемчужин армянского зодчества - храм Ахтамар, сооруженный на острове посреди
озера Ван в 915 г. и впоследствии утраченный. Осенью 1997 г., накануне 850-летнего
юбилея Москвы, у Никитских ворот был открыт подаренный армянской общиной городу
монумент, посвященный дружбе народов России и Армении.
Традиционный образ жизни, веками сохранявшийся армянским народом,
сложился на основе комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства, в условиях
вертикальной зональности и умеренно континентального климата. В долинах и низменностях
преобладало земледелие, в первую очередь хлебопашество, а в высокогорной зоне -
скотоводство. Возделывали главным образом пшеницу, полбу, ячмень, коноплю. Обнаруженные
археологами на Армянском нагорье различные виды зерен дикой пшеницы, ячменя и полбы
дают основание полагать, что здесь находился один из первоначальных очагов их культивирования.
Со временем в Армении было вы ведено множество сортов культурной пшеницы и ячменя.
Лучшие сорта пшеницы, например ванская тир, издревле славились далеко за пределами
страны.
Важнейшей отраслью земледелия в низменных и предгорных районах
было поливное виноградарство. Оно развивалось в теплых и солнечных долинах и на
склонах гор, обычно в местах с каменистой и сухой почвой. В районах Армении с суровыми
зимами, например в Араратской долине, нельзя оставлять виноградную лозу под открытым
небом, поэтому в октябре, после сбора урожая, ее окапывали, засыпая толстым слоем
земли. Вообще же в Армении культивируют преимущественно низкие, стелющиеся кусты
винограда (эти кусты - излюбленный мотив декора в армянской архитектуре; их можно
найти, в частности, на барельефах храма Звартноц, сохранившегося с VII в.). Техника
разведения виноградников и ухода за ними, выработанная еще в эпоху Урарту, мало
менялась на протяжении столетий. С древнейших времен в Армении возделывались эндемичные
сорта винограда. При раскопках урартского города Тейшебаини (Кармир-блур) были обнаружены
косточки хорошо известных и в наше время сортов винограда из Араратской долины
- воскеват (харджи), мехали, арарати (хачабаш) и др.
Как свидетельствуют археологические находки, в том числе клинописные
тексты, на Армянском нагорье уже в эпоху Урарту было широко развито виноделие, а
его техника стояла на таком высоком уровне, что в последующем происходило лишь частичное
ее совершенствование. С той далекой поры были найдены просторные складские помещения
со множеством глиняных сосудов - карасов, в которых хранилось вино. По утверждению
Г. Капанцяна, распространение в Европе слова <вино> шло от армянского гини
и грузинского вини.
С древности полеводство и виноградарство в Армении обычно сочета
лось с садоводством, а позднее с огородничеством. Вдоль рек разводили фруктовые
сады, собирая богатые урожаи абрикосов, персиков, айвы, черешни, миндаля, а в горных
районах культивировали яблони, груши, сливы и вишни. Считается, что Армения - родина
абрикоса, известного в ряде мест под названием <армянское яблоко>. Многие
плодовые деревья можно встретить в Армении и в диком виде. Об этом свидетельствует
даже топонимика: в стране есть названия Хндзорут (Яблоневый лес), Тандзут (Грушевый
лес), Шлорут (Сливовый лес), Балут (Вишневый сад), Циранут (Абрикосовая роща), Дехдзут
(Персиковая роща), нкузут (Лес из ореховых деревьев), Гунут (Кизиловый лес) и др.
Обстоятельное изучение другой важнейшей отрасли хозяйства армян
скотоводства, основанное на широком круге источников, принадлежит Ю.И. Мкртумяну.
Приведу некоторые данные из его трудов. О раннем рас пространении скотоводства у
армян свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, в которых обнаружены
костные останки различных домашних животных. Разводили главным образом волов, коров,
буйволов, овец, в меньшем количестве - коз, а также лошадей, ослов и свиней. Особое
значение в хозяйственной жизни армян, как и других земледельческих народов, имел
крупный рогатый скот.
Хозяйственная жизнь древних армян нашла свое отражение в фольклоре.
Так, в сказках вол и корова наделяются чудесными свойствами: вол может предсказать
своим хозяевам будущее, красная корова заменяет осиротевшим детям родную мать. С
культом быка связаны магические ритуалы, <обеспечивающие> плодовитость домашнего
скота, здоровое потомство у новобрачных.
К скоту относились с особой заботой, от сглаза и порчи на шею
или рога вешали амулеты и обереги (дахдхан, пршни и др.), молились за больную корову,
а чтобы вылечить, поливали ее голову молоком. Для отвода дурного глаза иногда сжигали
кусочек ткани рядом с коровой или разжигали кизяк из ее навоза и кидали в огонь
кусок теста, который, лопаясь, символизировал выздоровление. С этой же целью перед
выгоном скота ранней весной на лбу лучшего животного разбивали яйцо либо окрашивали
лбы и кончики хвостов красной краской, обладавшей, по представлению народа, чудодейственной
силой. Если случалось, что благодаря какой-нибудь скотине крестьянин богател, то
ее не продавали, а держали в хозяйстве до самой смерти, а затем отрезали голову
и зарывали ее перед входом в хлев либо прикрепляли к столбу дома ее рога, чтобы
обеспечить этому дому дальнейшее процветание.
Развитие современных сельских поселений шло разными путями. В
большинстве случаев постепенно реконструировались старые села. Одна - ко если в
районах, например, Айрарата старые дома, которые были в основном глинобитными, сносили
и на их месте строили новые каменные, то в других районах, например в Арагацотне,
Шираке, Гехаркунике, новые дома строили рядом со старыми, и последние служили уже
как хозяйственные помещения. Часто реконструкция старого села сопровождалась расширением
его за счет освоения близлежащих территорий. Некоторые старые горные селения, находящиеся
главным образом в ущельях Сюника и Вай-оц-дзора, из-за гористого ландшафта и отсутствия
дорог не имели такой возможности. Поэтому развитие их шло путем освоения новых мест
на другой, более удобной территории, в частности на плато. Примером могу служить
селения Хндзореск, Шинуайр (Сюник), Малишка (Вайоц-дзор) и др. Но, как отмечает
С.А. Арутюнов, с точки зрения природно-экологической комфортности традиционное расположение
этих поселений было более рациональным, поскольку теперь их жителям стало сложнее
добираться до расположенных в низине садов и оставаться там долгое время во времянках
в условиях жаркого и сырого климата; зимой эти поселения оказались легко доступными
для холодных ветров и снежных заносов, поэтому усложнилась проблема с отоплением;
возникли трудности и с водой, которую прежде брали исключительно из родников на
склонах гор.
Планировка современных селений тоже различна. Например, селения,
находящиеся в Араратской долине и в ряде других плоскостных районов, в частности
Ширака, Гехаркуника, имеют довольно упорядоченную уличную планировку. В большинстве
же предгорных и горных сел, где характер застройки продиктован спецификой местного
рельефа, усадьбы расположены свободно, но при этом не столь плотно, как в прошлом.
В некоторых горных селах Арцаха, где еще в конце 80-х годов оставалось много старых,
расположенных уступами по горным склонам домов (например, Туми, Цор), по-прежнему
сохранялась традиционная бессистемная планировка. В таких селах нередко даже новые
дома располагались, как и раньше, в зависимости от рельефа (например, Мец Таглар,
Тагавард). Но большинство карабахских селений все же имеют смешанную планировку:
новые дома ставят, как правило, вдоль улицы, а старые сохраняются на своем прежнем
месте, как, например, в селениях Банк, Ннги, Сое, Талыш, Хндзиристан.
Армянская национальная одежда красочна и разнообразна. Исследователями
зафиксированы существенные локальные различия в костюме населения разных историко-этнографических
областей Армении, обусловленные прежде всего своеобразием природно-хозяйственных
условий, а также особенностями исторического развития Восточной и Западной Армении.
Детальное описание отдельных комплексов народного костюма не входит в мою задачу.
Остановлюсь лишь на двух, наиболее характерных из них восточноармянском и западноармянском.
Основу традиционного мужского костюма у всех армян составляла
сши тая в зависимости от достатка из хлопка или шелка цветная рубашк шапик с низким
воротом и боковой застежкой и широкие шаровары шалвар из темной шерсти или хлопка,
обычно синего цвета, с широким подрубным швом на талии, в который продевалась опояска
хонджан - тканая узорчатая и довольно плотная тесьма шириной примерно 2 см с кистями
на концах, застегивавшаяся спереди. Сельские жители обычно носили шалвары с обмотками,
из-под которых был виден узор вязаных шерстяных носков. Поверх нательной рубашки
восточные армяне надевали хлопчатобумажный или шелковый архалух - распашную одежду
с низким стоячим воротником, застегивающуюся от воротника до талии на крючки или
мелкие пуговицы и доходившую до колен. Поверх архалуха носили длинную тем ную шерстяную
чуху (тип черкески) с откидными, свисающими с плеч рукавами, присборенную в талии
и подпоясанную узким матерчатым, чаще кожаным, а позднее (с конца XIX в.) наборным
серебряным поясом с высокой пряжкой. Эти массивные дорогие пояса обычно предпочитали
ремесленники, а также тбилисские армяне-кинто - мелкие разносчики, продавцы зелени
и фруктов, поскольку, по их словам, пояс был своего рода <капиталом на погребение>.
Армяне западных областей и переселенцы оттуда в Закавказье вместо архалуха носили
особый жилет - елак, из-под которого была видна расшитая спереди и на рукавах рубашка,
ворот которой застегивался с левой стороны. На елак надевали бачкон - короткую,
до талии, куртку с цельнокроенными рукавами и без застежек. Широкие шаровары вартик
сужались к щиколоткам; их носили с обмотками. В сельских условиях слишком широкие
шаровары были неудобны при работе, поэтому заменялись на более узкие.
Одежда, особенно та, которую носила молодежь, обычно была расшита
красивым растительным орнаментом, в котором преобладали архаические мотивы. Не украшали
только одежду стариков. Талию несколько раз плотно обматывали длинным, сложенным
в несколько слоев по ширине шарфом, вязаным или тканым. Образовавшиеся на таком
поясе глубокие складки использовали в качестве карманов для платка, кисета, кошелька,
за пояс затыкали трубку, нож или кинжал. Зимой мужчины обычно надевали широкие шубы
из дубленой овчины, без пояса. В западноармянских областях были больше распространены
короткие безрукавки из козьего меха - казахик.
Особой красочностью отличался костюм шатахских армян, сшитый
из сотканных из шерсти ангорских коз высококачественных тканей, украшенный яркими
геометрическими узорами.
Традиционная женская одежда восточных и западных армян была более
однородна. Она состояла из длинной рубахи - халав (у восточных армян красной, у
западных - белой) с косыми клиньями по бокам, с широкими и прямыми с ластовицами
рукавами, с круглым вырезом горловины, с расшитым продольным разрезом на груди,
под которую надевали длинные штаны похан. Обычно они были из красной хлопчатобумажной
ткани, присборенные у щиколоток и расшитые золотистыми нитками и тесьмой в той части,
которая виднелась из-под рубахи. Поверх восточные армянки надевали длинный архалух,
сшитый, в зависимости от достатка, из ситца, сатина или шелка, обычно синего, зеленого
или фиолетового цвета, с изящным длинным вырезом на груди, застегивающийся только
на талии. Ниже бедерархалух имел боковые разрезы, так что получалось три полы -
широкая сзади и две узкие, распашные спереди, поэтому в Арцахе и Сюнике, например,
помимо распространенных здесь местных названий хлыг, габа он имел еще одно - ерек
пешкани (букв. <в три полы>). По торжественным случаям поверх архалуха армянки
надевали платье (минтана) такого же покроя, как архалух, но без боковых разрезов.
На талии завязывали длинный шелковый или шерстяной шарф, сложенный в несколько слоев,
а позднее (с конца XIX в.) серебряный или позолоченный пояс. Как у архалуха, так
и у платья края рукавов (с разрезом от локтя до кисти) были обшиты тонким шнуром.
Рукава застегивались, в Арцахе и Сюнике, например, на серебряные пуговицы в виде
шариков, а у запястья вместо пуговиц пришивали тонкие серебряные трубочки, нанизанные
на нитку и свисающие в виде треугольников. В других районах, например в Лори, вместо
пуговиц и трубочек в разрез рукава вшивали тонкую серебряную цепочку с мелкими серебряными
украшениями в виде листьев и ягод. Западные армянки поверх нательной одежды носили
антари, зпун сшитое из шелка или хлопка платье с боковыми разрезами ниже бедер.
По торжественным случаям, а также в холодное время года поверх него надевали другое
платье, но уже без боковых разрезов, причем из-под его рукавов должны были виднеться
края расширенных книзу рукавов антари. Эта верхняя одежда западных армянок имела
несколько названий: джуппа, хрха, хатифа, путали, все эти разновидности почти не
отличались по покрою, но шились из разных тканей. Так, будничная джуппа обычно была
из темно-синего сукна, праздничная хрха - из бордового или фиолетового бархата,
хатифа - из бордового или синего шелка, праздничная одежда путали шилась из цветной
шерстяной ткани в полоску.
Западная армянка любила много украшений: на шее - ожерелье, на
груди несколько рядов цепочек с разнообразными, большей частью треугольной формы,
подвесками, на руках - браслеты из серебра или нескольких ниток бус, кольца, на
ногах - браслеты с подвесками. Иногда, как, например, в районе Армянского Тавра,
в нос продевалось серебряное украшение с бирюзой. Косметикой женщины в Армении почти
не пользовались, за исключением черной краски для ресниц, которую хранили в специальных
чехольчиках ручной работы.
Национальная пища армян формировалась в тесной связи с преобладающим
среди них хозяйственно-культурным типом. Напомню, что на Армянском нагорье, входящем
в переднеазиатский культурный ареал, этот тип представлял собой сочетание пашенного
зернового земледелия с отгонно пастбищным и оседлым скотоводством. В соответствии
с этим в традиционной пище армян, наиболее полно из всех видов материальной культуры
сохранившей до нашего времени свою специфику, сочетаются растительные (зерновые)
и животные (мясо-молочные) продукты. При этом первенство безусловно принадлежит
зерновым продуктам, по-прежнему составляющим у армян основу питания.
Лаваш не теряет своих вкусовых качеств практически неограниченно
долго, его выпекают впрок, а в некоторых сельских районах с суровой зимой, например
в Айрарате, Арагацотне, Шираке, Гехаркунике, сразу на несколько месяцев. В этом
случае его высушивают, складывают в стопки, укрывают и хранят в прохладном хозяйственном
помещении. Чтобы восстановить мягкость и вкус такого хлеба, его достаточно сбрызнуть
водой и завернуть на 20-30 минут в полотенце. Удобство лаваша заключается и в том,
что в него, сворачивая небольшие кусочки трубочкой, можно завернуть сыр, мясо, зелень,
соленья, он может заменить салфетку и тарелку, а свернутый конусом даже ложку. Он
не теряет своих качеств в долгой дороге. Армяне любят крошить сухой лаваш.