рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Сектантство в Курской области

Всего в Курской губернии в 1909 году рационалистического сектантства (штундобаптистов, адвентистов и штундотолстовцев) в 80 пунктах епархии имелось 1596 человек, а мистического (хлыстов и скопцов) в 48 пунктах 520 человек.

Скажем немного о возникновении в Курской губернии сект штундотолстовцев и баптистов.

Штундотолстовство появилось в Курской епархии приблизительно с 1900 года, занесенное рабочими-мастеровыми из Херсонской губернии. Эта секта является ответвлением от младоштундизма (другое название штундопашковцы или евангельские христиане, т.е. штундисты, не принявшие Гамбургского изложения веры 1849 года), который слился с учением графа Л. Н. Толстого, вследствие чего стал совершенно равнодушен к религиозным вопросам, предпочитая им политику и переустройство русской государственной жизни 20. К 1909 году штундотолстовцы появляются во многих местах епархии: в городе Курске, в селах Кореневом, Кульбаках Рыльского уезда, в городе Белгороде - в привокзальной части города. Особенно распространились они в Дмитриевском уезде в селах: Седине, Веть, Почепном, Сильном, Гламаздине, Прилепах и других. Точное число сектантов определить в то время было очень трудно, так как они не имели никакой организованной общины.

Баптизм (русский баптизм, штундобаптизм) на территорию Курской губернии начал проникать с начала XX века. В это время в близи железнодорожных станций Ржава и Солнцево организовываются первые баптистские церкви. В 1910 году образовывается община в Курске. В это время в Курск переехал из г. Баку Цимбал Фёдор Евдокимович с семьёй в 12 человек (10 детей и двое родителей), а так же вернулся с русско-японской войны курянин Иван Максимович Караулов, где он принял баптистское крещение. В их домах и стали собираться курские баптисты. Проповедь сектантов приносила свои плоды, и в 1913 году их община насчитывала 14 членов, а постоянно посещали собрания около 30 человек. Так как до 1917 года в курской общине не было рукоположенных пресвитеров, то пастырское попечение церкви в то время оказывали Митрофан Егорович Чернов, пресвитер церкви станция Ржава, старший пресвитер (епископ) по региону и Григорий Иванович Беляев, пресвитер церкви поселка Солнцево. Беляев работал машинистом на паровой мельнице станции Солнцево, а так же был председателем Курского губернского правления баптистов. В 1914 году в Курск из Харькова был сослан баптист Аркадий Георгиевич Алехин. Недовольство властей вызвало то, что он, будучи юристом, активно защищал членов Харьковской баптистской общины от преследований со стороны правительства и православного духовенства.

Находясь под влиянием проповеди баптистов, множество людей отходили от учения Православной Церкви. Для перехода в баптизм им необходимо было подать об этом прошение губернатору, об исключении из Православия и донесение в Курскую Духовную Консисторию. Консистория же, в свою очередь, приписывала благочинным сделать соответствующие пометки об этом в метрических книгах. Вот каково было содержание одного из таких документов, датируемого 29 ноября 1916 года:

"Указ Его Императорского Величества

Самодержца Всероссийского,

Из Курской Духовной Консистории.

Благочинному 1 округа Щигровского уезда

священнику Иоанну Васильеву.

По указу Его Императорского Величества Курская Духовная Консистория предписывает Вам сделать отметку в метрических книгах Спасской церкви, с. Вышней Озерны (Озерки - ? - прим. свящ. В. С.) Щигровского уезда за 1876 год о переходе Ивана Алексеевича Колибаева из православия в секту евангельских христиан баптистов, и о последующем донести Консистории" 21.

Благочинные и приходские священники обязаны были подавать рапорты в консисторию о лицах, переходящих из Православия в секту или раскол. С каждым годом эти рапорты все более увеличивались. Были случаи, когда жители Курской губернии, уезжая на постоянное жительство в другую губернию, лишь перед переездом объявляли о своем намерении принять другую веру, боясь, наверное, преследования и недовольства со стороны властей. Так, например, священник Феодор Пузанов, служащий в с. Гущино Тимского округа докладывает о переходе в Таганрогскую общину евангельских христиан крестьян с. Гущино Ильи Максимовича Титяева вместе с женой Анной Филипповной и дочерью Иулианиею, а так же жительницы с. Никольского Федосеевы Дарьи Григорьевной 22.

В начале 1917 года в Курской баптистской общине произошло важное событие. Известным служителем Союза русских баптистов Федором Прокофьевичем Балихиным был рукоположен первый пресвитер Курской церкви Евангельских христиан-баптистов И. М. Караулов. Об этом событии сообщил союзный журнал "Слово истины" № 8, 1917. В это время община курских баптистов собиралась по квартирам. Их было человек 25 - 30, но всякая квартира была мала для молитвенных собраний. Из числа баптистов много было военных. Преимущественно военные и посещали богослужебные собрания. Руководили богослужениями благовестники Цимбал Федор Евдокимович и Караулов Иван Максимович, которые совершали почти такое же служение как и пресвитеры, кроме рукоположения. В этом же году с русско-турецкого фронта прибыл на лечение в Курск молодой баптист Григорий Нерубенко, военный фельдшер. Двадцатилетний юноша начал активно проповедовать Евангелие. Он стал инициатором общественного духовно-просветительского служения в Курске. Ему предложили рукоположение в пресвитеры, но он отказался от этого.

Из жителей г. Курска собрания по квартирам посещали следующие люди, которые являлись членами баптистского братства:

1. Матвеенков Тит Кондратьевич - проповедник, шеф повар ресторана на вокзале.

2. Горбачёв - носильщик на вокзале, вместе с женой и двумя дочерьми.

3. Пелих - слесарь депо Московско-Курской железной дороги

4. Сердюк Мария Игнатьевна - жена машиниста

5. Тоболин Макарий Викторович - башмачник

6. Жена Тоболина Макария Викторовича

7. Семья брата Баратаева - железнодорожника, беженцы из г. Ковеля Юго-Западной железной дороги Волынской области..

8. Цимбал Фёдор Евдокимович - проповедник, служил в управлении Московско - Киевско - Воронежской железной дороги делопроизводителем в службе тяги паровозного хозяйства.

9. Жена Цимбал Ф. Е.

10. Караулов Иван Максимович - проповедник, имел небольшую торговую лавку.

11. Нерубенко Григорий Семёнович - проповедник, военный фельдшер.

Вскоре, с согласия отдела народного образования служения начали проводиться в Вышеначальном училище по ул. Московская, д.50. (Ныне ул. Ленина, но дома не существует). Через какое-то время баптисты стали собирались в церковно-приходской школе, при Георгиевской церкви напротив Георгиевской аптеки, на Херсонской улице (ныне ул. Дзержинского). Собрания эти проводились вплоть до 1925 года и вызывали большой резонанс в обществе. Этот резонанс вызывали не только баптисты, но и почти все секты, так как для бывшей Царской России была необычна такая открытая проповедь сектантов и их популярность среди простого народа. Но вскоре этому суждено было прекратиться.

4. Отношение советской власти к сектантам и современное положение сект в Курской области

Совершившаяся февральская революция 1917 года изменила положение религиозных организаций в России. Монархический режим пал, а демократическое Временное правительство 20 марта 1917 года выпустило постановление "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений". При таком положении дел в России Православной Церкви уже было не до миссионерской деятельности среди сектантов. Ей надлежало провести внутри себя большие реформы. Секты, в связи с охлаждением к ним интереса Православной Церкви, а так же с вышеуказанным постановлением Временного правительства усиливают свою религиозную деятельность. Увеличивается количество переходов из Православия, растет число сектантских общин. Сектанты приняли новое правительство как избавление от гонений со стороны властей и Православной Церкви, имевшей статус государственной религии.

В октябре 1917 года произошла Социалистическая революция. Большевистская власть пришла на смену Временному правительству. Сразу же начало проявляться их враждебное отношение к религии. Уже 26 октября 1917 года был принят декрет "О земле", предусматривающий: национализацию 2,5 млн. десятин церковной земли. По этому декрету все земли курских монастырей, а их к тому времени их было 12, переходили в пользование государства и безземельного крестьянства. Монастыри Курской губернии до революции все еще были крупными землепользователями, несмотря на царские указы 1764 и 1788 годов о секуляризации монастырских земель. Только у городского Знаменского монастыря к концу XVIII столетия в собственности насчитывалось 19 селений с 3048 крепостными мужского пола и большим количеством земли. К моменту закрытия в годы Советской власти Курской Коренной пустыни у нее имелось 741 десятина земли.

2 ноября 1917 года Совет Народных Комиссаров принял "Декларацию прав народов России", согласно которой ликвидировались национальные и религиозные привилегии, устранялось неравенство во взаимоотношении православных церквей и других религиозных организаций 25.

20 января (2 февраля) 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. 23 января текст его был опубликован в официальном правительственном органе — "Газета Рабочего и Крестьянского Правительства" и вступил в силу. С этого времени декрет служил основой для законодательных актов, определяющих отношения Советской власти и религиозных объединений 26.

Религиозные объединения Советской России по-разному встретили новую власть. Скопцы и хлысты отнеслись к ней враждебно, и это сказалось на их дальнейшем существовании. В 20-х годах эти секты почти полностью исчезают с карты Советского Союза. Православная Церковь, баптисты, евангельские христиане и др. приняли советскую власть, как власть, данную Богом. Правда, православные считали ее Богом попущенной, а, например, баптисты, видели в ней избавление от религиозного неравенства.

В 1918 году Г.С. Нерубенко и Мария Васильевна Баратаева вступили в брак. Состоялось первое в истории Курской баптисткой общины бракосочетание. В то время Курская община имела уже официальную регистрацию. В этом году к ней присоединилось через крещение еще трое членов: начальник слесарной мастерской Писклов Михаил Борисович, его мать и Писклова Татьяна Михайловна. В 20-21 гг. в баптистскую общину приходят еще шесть человек: Ганищенко Алла Васильева, Гридасова Ульяна Васильевна, Хохлов Фрол Родионович, Бурцева Домна Никитична, Геращенко Александра Ивановна и Рюмшин Родион Климентьевич. В 1920 году умерли Цимбал Фёдор Евдокимович и Караулов Иван Максимович, и вместо них на пресвитерское служение был рукоположен Писклов Михаил Борисович.

Советская власть относилась к баптистам дружелюбно. Ею они воспринимались как враги Православной Церкви, и, поэтому, их деятельность всячески поощрялась.

В 1919 году В.И. Ленин издал декрет об освобождении баптистов от военной службы с оружием в руках, и использовании их в санитарных частях на передовых позициях, но только по решению суда. В 1922 году 11 июня Нерубенко Г. С. был рукоположен пресвитером в Белгородской общине баптистов и был им до 1925 года. Членов общины было, вместе с жителями окрестных сел, около 300 человек. В это время Нерубенко выступал в качестве эксперта в суде, где подтверждал, что тот или другой человек, действительно, является баптистом, и последнему суд выдавал справку, где было написано об освобождении его от несения военной службы с оружием в руках и использовании в санитарных частях.

В 1921 году в Курске образовалась церковь Евангельских христиан, которая самостоятельно проводила свои служения в бывшей лютеранской кирхе. С 1925 году евангельские христиане проводили свои собрания по адресу: ул. Чеховская д.7, у Херсонских ворот в арендованном здании.

В 1922 году прошел первый губернский (областной) съезд, на котором был образован губернский союз баптистов и избран губернский пресвитерский совет (правление). В его состав вошли пресвитеры: Г. И. Беляев - председатель (п. Солнцево), М. Е. Чернов (ст. Ржава), М. Б. Писклов (г. Курск), Г. С. Нерубенко (г. Белгород), Морозов (г. Курск).

В Курскую баптистскую общину с 1922 по 1928 годы приходило все более и более членов. Так, в 1922 году там приняли крещение: Агибалова Екатерина Трифоновна и Петрухин Степан Иванович; в 1923 – Каширцева Ефросинья Даниловна; в 1925 году – Апатьев Пётр Николаевич, Апатьева Наталья Терентьевна и Белогурова Серафима Фёдоровна; в 1926 – Апатьева Елена Ивановна, и, наконец, в 1928 году - Антипова Анфиса Максимовна, Белогуров Тарас Петрович, Волокунова Ксения Ивановна и Петрухин Михаил Гаврилович. Это лишь известные имена.

Вообще, в послереволюционные годы резко повысилось количество сектантов. Если на 1909 год в Курской губернии насчитывалось 2161 членов сект, то к 1 января 1935 года их было уже 6347 человек 27. В этот период в Курском районе Центрально Черноземного Округа (ЦЧО) возникают общины свидетелей Иеговы, пятидесятников и др.

Рост числа сект в это время связан еще почти с полным прекращением антисектантской деятельности Русской Православной Церкви. Миссия Церкви в то время заключалась в доказательстве бытия Божьего неверующим. К тому же, стали учащаться публичные отречения от Бога верующих и даже священнослужителей. Так, из автобиографической книги архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) "Я полюбил страдание" известно о публично отрекшимся от Бога бывшем миссионере Курской епархии протоиерее Ломакине, который в начале 20-х годов возглавлял антирелигиозную пропаганду в Средней Азии. Архиепископу Луке приходилось в течении двух лет в г. Ташкенте вести с ним публичные диспуты о вере при множестве слушателей. Вот как описывает автор книги эти встречи:

"Как правило, эти диспуты кончались посрамлением отступника от веры, и верующие не давали ему прохода вопросом: "Скажи нам, когда ты врал: тогда, когда был попом, или теперь врешь?" Несчастный хулитель Бога стал бояться меня и просил устроителей диспутов избавить его от "этого философа".

Однажды, неведомо для него, железнодорожники пригласили меня в свой клуб для участия в диспуте о религии. В ожидании начала диспута я сидел на сцене при опущенном занавесе и вдруг вижу – поднимается на сцену по лестнице мой всегдашний противник. Увидев меня, крайне смутился, пробормотал: "опять этот доктор", поклонился и пошел вниз. Первым всегда говорил на диспуте он, но, как всегда, мое выступление совершенно разбило все его доводы, и рабочие наградили меня громкими аплодисментами" 28.

После образования Союза Советских Социалистических Республик в 1922 году контрольным органом за деятельностью религиозных организаций в стране стала постоянная комиссия по рассмотрению культовых вопросов при Президиуме Совета Народных Комиссаров СССР. Она занималась вопросами, касающимися взаимоотношений Церкви и государства.

Объявив об отделении Церкви от государства, Советская власть предоставила гражданам право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; отменялись все нарушения прав, связанные с отношением к религии, все ограничения свободы совести, из всех официальных актов устранялось указание на религиозную принадлежность граждан, отменялись религиозная клятва и присяга, религиозные обряды или церемонии при совершении государственных действий. Во всех учебных заведениях упразднялось преподавание религии.

Религиозным организациям запрещалось взимать принудительные сборы с верующих, применять по отношению к ним какие-либо меры принуждения и наказания, указывалось, что никто не может, ссылаясь на свои религиозные убеждения, уклоняться от своих гражданских обязанностей. Тем самым, отношение к религии провозглашалось частным делом граждан, а религиозные общества — частными организациями не получающими никаких субсидий от государства.

Декретом предусматривались конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям возможность осуществлять свои функции. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на право граждан. Религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.

Но такое положение дел не продлилось очень долго. В 1929 году начинаются новые гонения на религию. ВЦИК РСФСР издает постановление от 8 апреля 1929 года "О религиозных объединениях". Этот закон налагал большие ограничения. Запрещалось проводить богослужебные собрания в других местах кроме молитвенных домов: миссионерская деятельность, религиозная пропаганда запрещались. Воспрещалось оказывать материальную помощь единоверцам, создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, трудовые артели. Запрещали организовывать детские, женские, юношеские молитвенные собрания, все собрания по обучению религии. В это же время образовывается "Союз воинствующих безбожников", в чью компетенцию входит борьба не только с Православной Церковью, но и с различными сектами. В связи с этим прекращаются открытые собрания и богослужения в сектах. Члены этих религиозных обществ собираются в домах, квартирах по вечерам, все держится в строжайшем секрете. Не всегда секретность таких собраний соблюдалась, родственники или соседи докладывали властям о незаконном сборе сектантов, и власти производили массовые аресты. После недолгосрочных судов, сектантов отправляли отбывать наказания в ссылки. Но бывали случаи и применения высшей меры наказания к представителям сект.

Принадлежность к какой либо секте тщательно скрывалось верующими. Так, например, уже выше упоминавшийся баптистский пресвитер Г. С. Нерубенко так описывает свое служение в это время:

"1931 по 1935 годы я учился во втором медицинском институте. После 1935 года я занимал только государственные должности, но имел много общения с верующими. В церкви я уже не нес никакого служения. Посещал общины, отдельные группы с целью проповеди, совершал хлебопреломление, где не было рукоположенных братьев" 29.

В 1935 году Союз баптистов вообще прекратил свое существование. В середине 1935 г. в Совет евангельских христиан входили Я. И. Жидков (председатель), А. Л. Андреев (вице-председатель), А. В. Карев (казначей), И. С. Капалыгин (секретарь), и М .А. Орлов. Вскоре на свободе остались только Андреев и Орлов, ставший после ареста Жидкова в 1937 г. председателем Союза (в январе 1938). В течение краткого периода (по крайне мере, 1938-40 гг.) Союз евангельских христиан также прекратил работу.

В январе 1937 года в ряде районов Курской области была ликвидирована организация адвентистов седьмого дня, численностью 30 человек, которая была возглавляема проповедником Задохиным Егором Васильевичем. Курская секта АСД поддерживала связь с адвентистами Украины, а в феврале этого же года произошла встреча с "Евангельским баптистским блоком" (на встрече было 78 человек) под руководством проповедников Ильинова С. Ф., Зверева М. А., Булгакова А. В., Псарёва Н. В. и Мандращеко С. Е.

В своих показаниях Ильинов С. Л. заявлял об ориентации на Германию — страну, которая сумеет свергнуть Советскую власть. Она "способна" руководить страной и дать возможность "культурному процветанию" 30.

В годы Великой Отечественной войны положение существенно изменилось. Стало очевидным, что противопоставление верующих неверующим, непонимание (или не желание понять) того, что церковь способна внести в борьбу с агрессорами патриотический вклад, могло лишь отрицательно отразиться на борьбе народа против гитлеровских захватчиков.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.