Курсовая работа: Сектантство в Курской области
Всего в Курской губернии в 1909 году рационалистического
сектантства (штундобаптистов, адвентистов и штундотолстовцев) в 80 пунктах
епархии имелось 1596 человек, а мистического (хлыстов и скопцов) в 48 пунктах
520 человек.
Скажем немного о возникновении в Курской губернии сект
штундотолстовцев и баптистов.
Штундотолстовство появилось в Курской епархии приблизительно с
1900 года, занесенное рабочими-мастеровыми из Херсонской губернии. Эта секта
является ответвлением от младоштундизма (другое название штундопашковцы или
евангельские христиане, т.е. штундисты, не принявшие Гамбургского изложения
веры 1849 года), который слился с учением графа Л. Н. Толстого, вследствие чего
стал совершенно равнодушен к религиозным вопросам, предпочитая им политику и
переустройство русской государственной жизни 20. К 1909 году
штундотолстовцы появляются во многих местах епархии: в городе Курске, в селах
Кореневом, Кульбаках Рыльского уезда, в городе Белгороде - в привокзальной
части города. Особенно распространились они в Дмитриевском уезде в селах:
Седине, Веть, Почепном, Сильном, Гламаздине, Прилепах и других. Точное число
сектантов определить в то время было очень трудно, так как они не имели никакой
организованной общины.
Баптизм (русский баптизм, штундобаптизм) на территорию Курской
губернии начал проникать с начала XX века. В это время в близи железнодорожных
станций Ржава и Солнцево организовываются первые баптистские церкви. В 1910
году образовывается община в Курске. В это время в Курск переехал из г. Баку Цимбал Фёдор
Евдокимович с семьёй в 12 человек (10 детей и двое родителей), а так же
вернулся с русско-японской войны курянин Иван Максимович Караулов, где он
принял баптистское крещение. В их домах и стали собираться курские баптисты.
Проповедь сектантов приносила свои плоды, и в 1913 году их община насчитывала
14 членов, а постоянно посещали собрания около 30 человек. Так как до 1917 года
в курской общине не было рукоположенных пресвитеров, то пастырское попечение
церкви в то время оказывали Митрофан Егорович Чернов, пресвитер церкви станция
Ржава, старший пресвитер (епископ) по региону и Григорий Иванович Беляев,
пресвитер церкви поселка Солнцево. Беляев работал машинистом на паровой
мельнице станции Солнцево, а так же был председателем Курского губернского
правления баптистов. В 1914 году в Курск из Харькова был сослан баптист Аркадий
Георгиевич Алехин. Недовольство властей вызвало то, что он, будучи юристом,
активно защищал членов Харьковской баптистской общины от преследований со
стороны правительства и православного духовенства.
Находясь
под влиянием проповеди баптистов, множество людей отходили от учения
Православной Церкви. Для перехода в баптизм им необходимо было подать об этом
прошение губернатору, об исключении из Православия и донесение в Курскую
Духовную Консисторию. Консистория же, в свою очередь, приписывала благочинным
сделать соответствующие пометки об этом в метрических книгах. Вот каково было
содержание одного из таких документов, датируемого 29 ноября 1916 года:
"Указ
Его Императорского Величества
Самодержца
Всероссийского,
Из
Курской Духовной Консистории.
Благочинному
1 округа Щигровского уезда
священнику
Иоанну Васильеву.
По
указу Его Императорского Величества Курская Духовная Консистория предписывает
Вам сделать отметку в метрических книгах Спасской церкви, с. Вышней Озерны
(Озерки - ? - прим. свящ. В. С.) Щигровского уезда за 1876 год о переходе Ивана
Алексеевича Колибаева из православия в секту евангельских христиан баптистов, и
о последующем донести Консистории" 21.
Благочинные
и приходские священники обязаны были подавать рапорты в консисторию о лицах,
переходящих из Православия в секту или раскол. С каждым годом эти рапорты все
более увеличивались. Были случаи, когда жители Курской губернии, уезжая на
постоянное жительство в другую губернию, лишь перед переездом объявляли о своем
намерении принять другую веру, боясь, наверное, преследования и недовольства со
стороны властей. Так, например, священник Феодор Пузанов, служащий в с. Гущино
Тимского округа докладывает о переходе в Таганрогскую общину евангельских
христиан крестьян с. Гущино Ильи Максимовича Титяева вместе с женой Анной
Филипповной и дочерью Иулианиею, а так же жительницы с. Никольского Федосеевы Дарьи
Григорьевной 22.
В
начале 1917 года в Курской баптистской общине произошло важное событие.
Известным служителем Союза русских баптистов Федором Прокофьевичем Балихиным
был рукоположен первый пресвитер Курской церкви Евангельских христиан-баптистов
И. М. Караулов. Об этом событии сообщил союзный журнал "Слово истины"
№ 8, 1917. В это время община курских баптистов собиралась по квартирам. Их
было человек 25 - 30, но всякая квартира была мала для молитвенных собраний. Из
числа баптистов много было военных. Преимущественно военные и посещали
богослужебные собрания. Руководили богослужениями благовестники Цимбал Федор
Евдокимович и Караулов Иван Максимович, которые совершали почти такое же
служение как и пресвитеры, кроме рукоположения. В этом же году с русско-турецкого
фронта прибыл на лечение в Курск молодой баптист Григорий Нерубенко, военный
фельдшер. Двадцатилетний юноша начал активно проповедовать Евангелие. Он стал
инициатором общественного духовно-просветительского служения в Курске. Ему
предложили рукоположение в пресвитеры, но он отказался от этого.
Из
жителей г. Курска собрания по квартирам посещали следующие люди, которые
являлись членами баптистского братства:
1.
Матвеенков Тит Кондратьевич - проповедник, шеф повар ресторана на вокзале.
2.
Горбачёв - носильщик на вокзале, вместе с женой и двумя дочерьми.
3.
Пелих - слесарь депо Московско-Курской железной дороги
4.
Сердюк Мария Игнатьевна - жена машиниста
5.
Тоболин Макарий Викторович - башмачник
6.
Жена Тоболина Макария Викторовича
7.
Семья брата Баратаева - железнодорожника, беженцы из г. Ковеля Юго-Западной
железной дороги Волынской области..
8.
Цимбал Фёдор Евдокимович - проповедник, служил в управлении Московско - Киевско
- Воронежской железной дороги делопроизводителем в службе тяги паровозного
хозяйства.
9.
Жена Цимбал Ф. Е.
10.
Караулов Иван Максимович - проповедник, имел небольшую торговую лавку.
11.
Нерубенко Григорий Семёнович - проповедник, военный фельдшер.
Вскоре,
с согласия отдела народного образования служения начали проводиться в Вышеначальном
училище по ул. Московская, д.50. (Ныне ул. Ленина, но дома не существует).
Через какое-то время баптисты стали собирались в церковно-приходской школе, при
Георгиевской церкви напротив Георгиевской аптеки, на Херсонской улице (ныне ул.
Дзержинского). Собрания эти проводились вплоть до 1925 года и вызывали большой
резонанс в обществе. Этот резонанс вызывали не только баптисты, но и почти все
секты, так как для бывшей Царской России была необычна такая открытая проповедь
сектантов и их популярность среди простого народа. Но вскоре этому суждено было
прекратиться.
4. Отношение
советской власти к сектантам и современное положение сект в Курской области
Совершившаяся
февральская революция 1917 года изменила положение религиозных организаций в
России. Монархический режим пал, а демократическое Временное правительство 20
марта 1917 года выпустило постановление "Об отмене вероисповедных и
национальных ограничений". При таком положении дел в России Православной
Церкви уже было не до миссионерской деятельности среди сектантов. Ей надлежало
провести внутри себя большие реформы. Секты, в связи с охлаждением к ним
интереса Православной Церкви, а так же с вышеуказанным постановлением
Временного правительства усиливают свою религиозную деятельность. Увеличивается
количество переходов из Православия, растет число сектантских общин. Сектанты
приняли новое правительство как избавление от гонений со стороны властей и
Православной Церкви, имевшей статус государственной религии.
В
октябре 1917 года произошла Социалистическая революция. Большевистская власть
пришла на смену Временному правительству. Сразу же начало проявляться их
враждебное отношение к религии. Уже 26 октября 1917
года был принят декрет "О земле", предусматривающий: национализацию
2,5 млн. десятин церковной земли. По этому декрету все земли курских
монастырей, а их к тому времени их было 12, переходили в пользование
государства и безземельного крестьянства. Монастыри Курской губернии до
революции все еще были крупными землепользователями, несмотря на царские указы
1764 и 1788 годов о секуляризации монастырских земель. Только у городского
Знаменского монастыря к концу XVIII столетия в собственности насчитывалось 19
селений с 3048 крепостными мужского пола и большим количеством земли. К моменту
закрытия в годы Советской власти Курской Коренной пустыни у нее имелось 741
десятина земли.
2 ноября 1917 года Совет Народных Комиссаров принял "Декларацию
прав народов России", согласно которой ликвидировались национальные и
религиозные привилегии, устранялось неравенство во взаимоотношении православных
церквей и других религиозных организаций 25.
20 января (2 февраля) 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР
принял декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. 23 января
текст его был опубликован в официальном правительственном органе — "Газета
Рабочего и Крестьянского Правительства" и вступил в силу. С этого времени
декрет служил основой для законодательных актов, определяющих отношения
Советской власти и религиозных объединений 26.
Религиозные объединения Советской России по-разному встретили
новую власть. Скопцы и хлысты отнеслись к ней враждебно, и это сказалось на их
дальнейшем существовании. В 20-х годах эти секты почти полностью исчезают с
карты Советского Союза. Православная Церковь, баптисты, евангельские христиане
и др. приняли советскую власть, как власть, данную Богом. Правда, православные
считали ее Богом попущенной, а, например, баптисты, видели в ней избавление от
религиозного неравенства.
В
1918 году Г.С. Нерубенко и Мария Васильевна Баратаева вступили в брак.
Состоялось первое в истории Курской баптисткой общины бракосочетание. В то
время Курская община имела уже официальную регистрацию. В этом году к ней
присоединилось через крещение еще трое членов: начальник слесарной мастерской
Писклов Михаил Борисович, его мать и Писклова Татьяна Михайловна. В 20-21 гг. в
баптистскую общину приходят еще шесть человек: Ганищенко Алла Васильева,
Гридасова Ульяна Васильевна, Хохлов Фрол Родионович, Бурцева Домна Никитична,
Геращенко Александра Ивановна и Рюмшин Родион Климентьевич. В 1920 году умерли
Цимбал Фёдор Евдокимович и Караулов Иван Максимович, и вместо них на
пресвитерское служение был рукоположен Писклов Михаил Борисович.
Советская
власть относилась к баптистам дружелюбно. Ею они воспринимались как враги
Православной Церкви, и, поэтому, их деятельность всячески поощрялась.
В 1919 году В.И. Ленин
издал декрет об освобождении баптистов от военной службы с оружием в руках, и
использовании их в санитарных частях на передовых позициях, но только по решению
суда. В 1922 году 11 июня Нерубенко Г. С. был рукоположен пресвитером в
Белгородской общине баптистов и был им до 1925 года. Членов общины было, вместе
с жителями окрестных сел, около 300 человек. В это время Нерубенко выступал в
качестве эксперта в суде, где подтверждал, что тот или другой человек,
действительно, является баптистом, и последнему суд выдавал справку, где было
написано об освобождении его от несения военной службы с оружием в руках и
использовании в санитарных частях.
В 1921 году в Курске
образовалась церковь Евангельских христиан, которая самостоятельно проводила
свои служения в бывшей лютеранской кирхе. С 1925 году евангельские христиане
проводили свои собрания по адресу: ул. Чеховская д.7, у Херсонских ворот в
арендованном здании.
В 1922 году прошел первый
губернский (областной) съезд, на котором был образован губернский союз
баптистов и избран губернский пресвитерский совет (правление). В его состав
вошли пресвитеры: Г. И. Беляев - председатель (п. Солнцево), М. Е. Чернов (ст.
Ржава), М. Б. Писклов (г. Курск), Г. С. Нерубенко (г. Белгород), Морозов (г.
Курск).
В Курскую баптистскую
общину с 1922 по 1928 годы приходило все более и более членов. Так, в 1922 году
там приняли крещение: Агибалова Екатерина Трифоновна и Петрухин Степан Иванович;
в 1923 – Каширцева Ефросинья Даниловна; в 1925 году – Апатьев Пётр Николаевич,
Апатьева Наталья Терентьевна и Белогурова Серафима Фёдоровна; в 1926 – Апатьева
Елена Ивановна, и, наконец, в 1928 году - Антипова Анфиса Максимовна, Белогуров
Тарас Петрович, Волокунова Ксения Ивановна и Петрухин Михаил Гаврилович. Это
лишь известные имена.
Вообще, в
послереволюционные годы резко повысилось количество сектантов. Если на 1909 год
в Курской губернии насчитывалось 2161 членов сект, то к 1 января 1935 года их
было уже 6347 человек 27. В этот период в Курском районе Центрально
Черноземного Округа (ЦЧО) возникают общины свидетелей Иеговы, пятидесятников и
др.
Рост числа сект в это
время связан еще почти с полным прекращением антисектантской деятельности
Русской Православной Церкви. Миссия Церкви в то время заключалась в
доказательстве бытия Божьего неверующим. К тому же, стали учащаться публичные
отречения от Бога верующих и даже священнослужителей. Так, из
автобиографической книги архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) "Я полюбил
страдание" известно о публично отрекшимся от Бога бывшем миссионере
Курской епархии протоиерее Ломакине, который в начале 20-х годов возглавлял
антирелигиозную пропаганду в Средней Азии. Архиепископу Луке приходилось в
течении двух лет в г. Ташкенте вести с ним публичные диспуты о вере при
множестве слушателей. Вот как описывает автор книги эти встречи:
"Как правило, эти
диспуты кончались посрамлением отступника от веры, и верующие не давали ему
прохода вопросом: "Скажи нам, когда ты врал: тогда, когда был попом, или
теперь врешь?" Несчастный хулитель Бога стал бояться меня и просил
устроителей диспутов избавить его от "этого философа".
Однажды, неведомо для
него, железнодорожники пригласили меня в свой клуб для участия в диспуте о
религии. В ожидании начала диспута я сидел на сцене при опущенном занавесе и
вдруг вижу – поднимается на сцену по лестнице мой всегдашний противник. Увидев
меня, крайне смутился, пробормотал: "опять этот доктор", поклонился и
пошел вниз. Первым всегда говорил на диспуте он, но, как всегда, мое
выступление совершенно разбило все его доводы, и рабочие наградили меня
громкими аплодисментами" 28.
После
образования Союза Советских Социалистических Республик в 1922 году контрольным
органом за деятельностью религиозных организаций в стране стала постоянная
комиссия по рассмотрению культовых вопросов при Президиуме Совета Народных
Комиссаров СССР. Она занималась вопросами, касающимися взаимоотношений Церкви и
государства.
Объявив об
отделении Церкви от государства, Советская власть предоставила гражданам право
исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; отменялись все
нарушения прав, связанные с отношением к религии, все ограничения свободы
совести, из всех официальных актов устранялось указание на религиозную принадлежность
граждан, отменялись религиозная клятва и присяга, религиозные обряды или
церемонии при совершении государственных действий. Во всех учебных заведениях
упразднялось преподавание религии.
Религиозным
организациям запрещалось взимать принудительные сборы с верующих, применять по
отношению к ним какие-либо меры принуждения и наказания, указывалось, что никто
не может, ссылаясь на свои религиозные убеждения, уклоняться от своих
гражданских обязанностей. Тем самым, отношение к религии провозглашалось
частным делом граждан, а религиозные общества — частными организациями не
получающими никаких субсидий от государства.
Декретом
предусматривались конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям
возможность осуществлять свои функции. Гарантировалось свободное исполнение
обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся
посягательствами на право граждан. Религиозным обществам предоставлялось право
на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.
Но такое положение
дел не продлилось очень долго. В 1929 году начинаются новые гонения на религию.
ВЦИК РСФСР издает постановление от 8 апреля 1929 года "О религиозных объединениях".
Этот закон налагал большие ограничения. Запрещалось проводить богослужебные
собрания в других местах кроме молитвенных домов: миссионерская деятельность,
религиозная пропаганда запрещались. Воспрещалось оказывать материальную помощь
единоверцам, создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, трудовые артели.
Запрещали организовывать детские, женские, юношеские молитвенные собрания, все
собрания по обучению религии. В это же время образовывается "Союз воинствующих
безбожников", в чью компетенцию входит борьба не только с Православной
Церковью, но и с различными сектами. В связи с этим прекращаются открытые
собрания и богослужения в сектах. Члены этих религиозных обществ собираются в
домах, квартирах по вечерам, все держится в строжайшем секрете. Не всегда
секретность таких собраний соблюдалась, родственники или соседи докладывали
властям о незаконном сборе сектантов, и власти производили массовые аресты.
После недолгосрочных судов, сектантов отправляли отбывать наказания в ссылки.
Но бывали случаи и применения высшей меры наказания к представителям сект.
Принадлежность
к какой либо секте тщательно скрывалось верующими. Так, например, уже выше
упоминавшийся баптистский пресвитер Г. С. Нерубенко так описывает свое служение
в это время:
"1931
по 1935 годы я учился во втором медицинском институте. После 1935 года я
занимал только государственные должности, но имел много общения с верующими. В
церкви я уже не нес никакого служения. Посещал общины, отдельные группы с целью
проповеди, совершал хлебопреломление, где не было рукоположенных братьев" 29.
В 1935 году Союз
баптистов вообще прекратил свое существование. В середине 1935 г. в Совет
евангельских христиан входили Я. И. Жидков (председатель), А. Л. Андреев
(вице-председатель), А. В. Карев (казначей), И. С. Капалыгин (секретарь), и М
.А. Орлов. Вскоре на свободе остались только Андреев и Орлов, ставший после
ареста Жидкова в 1937 г. председателем Союза (в январе 1938). В течение
краткого периода (по крайне мере, 1938-40 гг.) Союз евангельских христиан также
прекратил работу.
В январе 1937
года в ряде районов Курской области была ликвидирована организация адвентистов
седьмого дня, численностью 30 человек, которая была возглавляема проповедником
Задохиным Егором Васильевичем. Курская секта АСД поддерживала связь с
адвентистами Украины, а в феврале этого же года произошла встреча с "Евангельским
баптистским блоком" (на встрече было 78 человек) под руководством
проповедников Ильинова С. Ф., Зверева М. А., Булгакова А. В., Псарёва Н. В. и
Мандращеко С. Е.
В своих
показаниях Ильинов С. Л. заявлял об ориентации на Германию — страну, которая
сумеет свергнуть Советскую власть. Она "способна" руководить страной
и дать возможность "культурному процветанию" 30.
В годы
Великой Отечественной войны положение существенно изменилось. Стало очевидным,
что противопоставление верующих неверующим, непонимание (или не желание понять)
того, что церковь способна внести в борьбу с агрессорами патриотический вклад,
могло лишь отрицательно отразиться на борьбе народа против гитлеровских
захватчиков.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|