рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Сектантство в Курской области

Справедливости ради следует отметить, что еще 11 ноября 1939 г. при непосредственном участии И. В. Сталина было принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б) "Вопросы религии", в котором говорилось: "По отношению к религии, служителям русской православной церкви и верующим, ЦК постановляет:

1.  Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей церкви, преследование верующих.

2.  Указание тов. Ленина В.И. от 1 мая 1919 г. за №13666/2 "О борьбе с попами и религией", адресованное Председателю ВЧК Дзержинскому Ф. Э. и все соответствующие инструкции ОГПУ НКВД, касающиеся преследования служителей церкви и православных верующих, – ОТМЕНИТЬ.

3.  НКВД СССР произвести ревизию всех осужденных и арестованных граждан по делам, связанным с богослужебной деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание, не связанное с лишением свободы осужденных граждан по указанным мотивам, если их деятельность не нанесла вреда Советской власти.

4.  Вопрос о судьбе верующих, принадлежащих к другим конфессиям, ЦК примет решение дополнительно.

Секретарь ЦК И. В. Сталин" 31.

В 1941 году прекратил свое существование Союз воинствующих безбожников, насчитывавший 3 млн. членов, объединенных в 96 тысяч ячеек. Это было воспринято многими не как изменение форм антирелигиозной работы, а как сигнал к ее сворачиванию вообще.

С наступлением Великой Отечественной Войны Советская власть прекратила гонения не только на Православную Церковь, но и на секты, хотя в "черном списке" все еще находились свидетели Иеговы, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, остатки хлыстов, Истинно Православная Церковь и Истинно Православные Христиане. Верующие разных конфессий были освобождаемы из заключения, им разрешалось заниматься религиозной деятельностью.

В 1942 году, после того, как Курск заняли немцы, жительница дома на пересечении улиц Троицкой и Красноармейской пригласила собираться у нее общине баптистов. Но надо было иметь разрешение на то, чтобы проводить служения в этом доме. Молодой баптист Артющенко Борис Тимофеевич и еще несколько членов братства обратились с просьбой в полицейский участок за разрешением. Немцы разрешили собираться в этом доме. Кроме баптистов, в этом доме собирались евангельские христиане, и вскоре эти две общины объединились в одну.

С 1943 года евангельские христиане и баптисты ушли с улицы Красноармейской после того, как в освобожденный Курск вернулись хозяева дома. Они начали собираться на улице Раздельной (сейчас ул. Малых) у баптистки Анастасии Иосифовны Рязанцевой. Она отдавала большую комнату в своем доме под собрание верующих.

В это время собрания посещала пожилая женщина, лет 70 - наставница Елена Владимировна. Она переехала в Курск с Украины. Там она несла служение учителя воскресной школы.

В этом году в пресвитера был рукоположен Петрухин Степан Иванович. Община евангельских христиан и баптистов насчитывала семь диаконов: Кондашова Николая Фёдоровича, Пузанова Ивана Дмитриевича, Роколина Михаила, Волгина Степана, Каширцева Алексея Григоровича, Тоболина Макара Викторовича и Шевелёва Константина Ивановича.

Надо сказать, что во время второй мировой войны среди баптистов и евангельских христиан вновь усиливается стремление к единству. В 1944 году представители общин евангельских христиан: М. А. Орлов, А. Л. Андреев, Я. И. Жидков, А. В. Карев и В. Н. Урштейн и баптистов – М. И. Галяев, И. А. Левиндато и П. И. Малин собрались вместе и решили созвать в октябре 1944 года в Москве объединительный съезд обоих течений. С 26 по 29 октября в Москве состоялся съезд представителей религиозных объединений евангельских христиан и баптистов. Присутствовало на съезде 47 человек (28 евангелистов и 19 баптистов). После длительных переговоров было принято решение о создании объединенного Союза евангельских христиан и баптистов с Всесоюзным Советом, как руководящим органом, с пребыванием его в Москве.

В состав Всесоюзного Совета вошли наиболее видные руководители евангельских христиан и баптистов: председатель – Я. И. Жидков, его заместители: М. И. Галяев, М. А. Орлов, члены – И. А. Левиндато, Ф. Г. Патковский, А. Л. Андреев, П. И. Малин и секретарь Совета - А. В. Карев.

Объединение состоялось на следующих условиях:

1. Из двух Союзов - Союза евангельских христиан и Союза баптистов - на всей территории СССР образуется один союз: Союз евангельских христиан и баптистов.

2. Руководящим органом Союза евангельских христиан и баптистов является ВСЕХиБ.

3. Из среды членов ВСЕХиБ избираются: председатель, два его заместителя, секретарь и казначей, составляющие президиум Совета.

4. ВСЕХиБ имеет свою печать с надписью: "Всесоюзный Совет евангельских христиан и баптистов" со словами внутри круга: "Один Господь, одна вера, одно крещение".

5. Евангельские христиане и баптисты, существовавшие до слияния союзов раздельно, отныне сливаются в единые общины. Общины, существовавшие отдельно, как общины евангельских христиан или как общины баптистов, отныне входят в один Союз.

6. Каждая община, входящая в Союз евангельских христиан и баптистов, носит наименование: (такая-то) община евангельских христиан и баптистов.

7. Все общины евангельских христиан и баптистов должны, по возможности, иметь рукоположенных пресвитеров и диаконов.

8. В каждой общине крещение, хлебопреломление и бракосочетание совершается рукоположенными пресвитерами. Но при отсутствии таковых эти действия могут совершаться и не рукоположенными членами общины, однако только по поручению собрания.

9. Крещение и бракосочетание, совершаемые как с возложением рук, так и без возложения их на крещаемых и брачущихся, имеют одинаковую силу. Но для достижения полного единства в практике общин рекомендуется совершение крещения и бракосочетания с применением возложения рук, рассматривая это действие как род торжественной молитвы о благословении, причем возложение рук на крещаемых, если таковых более двух лиц, совершается путем поднятия рук над ними с произнесением соответствующей молитвы.

10. Вечеря Господня или хлебопреломление может совершаться как путем разламывания хлеба на множество мелких частей, так и путем разламывания на две, три или несколько крупных частей. Хлеб и вино принимаются членами общины стоя, выражая этим свое благоговение.

В августе 1945 г., состоялось объединение христиан веры евангельской (пятидесятников) с евангельскими христианами баптистами, т. к. первые не смогли организовать свой самостоятельный союз. 19-25 августа в лице своих представителей: Д.И. Пономарчука, А.И. Бидаша, И.К. Панько и Вашкевича они подписали соглашение о единении. Тогда же состоялось присоединение баптистов и евангелистов Эстонии, Латвии и Литвы.

С 1945 года Страшим Пресвитером (епископом) по Курской области стал приехавший из Москвы Василий Тихонович Пелевин, плодом его деятельности стало восстановление общин ЕХБ, которые были разрушены в годы репрессий. С того же года члены курской общины ЕХБ ушли с улицы Раздельной и начали собираться в бывшей Казацкой слободе у женщины по фамилии Удаловой. В 1947 году евангельские христиане и баптисты собирались на ул. Красноармейской, а с 1954 года – по адресу ул. Красная Линия, 26.

С 1943 года постоянная комиссия по рассмотрению культовых вопросов была преобразована в Совет по делам Русской Православной Церкви, а в 1944 году в дополнение к. нему создается Совет по делам религиозных культов (СДРК) при Совете Министров СССР. На местах также работают по два уполномоченных этих Советов. Совет по делам религий при Совете Министров СССР и Совет по делам Русской Православной Церкви осуществляли контроль над правильным соблюдением законов о культах центральными и местными органами власти и прочими организациями в стране, а также религиозными объединениями всех вероисповеданий. Эти государственные организации были связующим звеном между Правительством СССР и религиозными объединениями по вопросам, требующим разрешения Правительства СССР; занимались решением практических вопросов, связанных с созданием нормальных условий для удовлетворения религиозных потребностей верующих; вносили на рассмотрение соответствующих государственных органов предложения о необходимых изменениях и дополнениях действующего законодательства о культах 32.

В это время начинают происходить нестроения в рядах евангельских христиан баптистов. Новый союз (ВСЕХБ) воспринимался ими очень неоднозначно, и его законность представлялась многим сомнительной, да и участие властей в его создании было слишком уж явным. Некоторые группы, вступив в союз, через некоторое время полностью разочаровались и вышли из него. Другие же, напротив, благодарили Господа за то, что церкви вновь открываются и можно снова беспрепятственно молиться Богу.

Отказ в регистрации и снятие с нее зачастую был связан с не угодностью местным властям избранных общиной служителей. Поставление и утверждение пресвитеров или их снятие происходило с одобрения властей (уполномоченных СДРК). Так же происходило и утверждение или снятие старших пресвитеров ВСЕХБ, что являлось прямым вмешательством государства во внутренние дела ЕХБ.

Во многих поместных церквах ЕХБ к середине 50-х годов стали раздаваться ропот и недовольство действиями пресвитеров, а затем и старших пресвитеров ВСЕХБ. Многих верующих стало раздражать поведение отдельных пресвитеров, забывших свое назначение: их властолюбие не понимались верующими и вызывали ответную реакцию. Обращение к старшим пресвитерам и разбор дел на месте не исправляли, а лишь усугубляли положение: жалобщиков наказывали, а уронившие себя в глазах членов общины, но угодные властям пресвитеры еще крепче держались за "начальническое место". Старшие пресвитеры ВСЕХБ (хотели они того или нет) своими действиями воспитывали верующих в духе почитания пресвитеров, старших пресвитеров и членов ВСЕХБ как некоего духовного начальства.

К 1959 году обстановка в рядах евангельских христиан баптистов накаляется еще сильнее. На декабрьском пленуме ВСЕХБ были приняты "Положение о Союзе ЕХБ в СССР" и "Инструктивное письмо старшим пресвитерам ВСЕХБ". В этих документах были такие пункты, которые сильно смущали верующих:

·  Состав ВСЕХБ остается постоянным; проведение съездов представителей поместных церквей не предусматривалось.

·  Предлагалось максимально ограничить крещение молодых верующих в возрасте от 18 до 30 лет.

·  К проповеди на богослужебных собраниях допускались только пресвитер, члены исполнительного органа, реже - ревизионной комиссии.

·  Пресвитерам поместных церквей предписывалось избегать призывов к покаянию во время богослужений. Запрещались также хоровые выступления в сопровождении оркестра и декламации.

После того, как были разосланы эти документы, в рядах ЕХБ начали появляться недовольство и ропот, а кое- где даже стали отделяться группы от официально зарегистрированных церквей. Все эти недовольства новым уставом в итоге переросли в так называемую "инициативную" группу, которая потом переросла в Оргкомитет, а поздней оформилась и стала всем известной как Совет Церквей евангельских христиан-баптистов (СЦЕХБ).

Все это движение берет свое начало 13 августа 1961 года, когда канцелярию ВСЕХБ посетили представители Инициативной группы, Г. К. Крючков и А. Ф. Прокофьев, где зачитали и вручили председателю Я. И. Жидкову и генеральному секретарю А. В. Кареву "Послание Президиуму ВСЕХБ", в котором было сказано:

"… на сегодня церковь ЕХБ в нашей стране представляет следующую картину: единая по учению и духу в главном, она искусственно разделена на два лагеря: незарегистрированных и зарегистрированных церквей, и если первый испытывает недостаток единого, центрального руководства, то последний, имея его, им же старательно разлагается. Учитывая вышеизложенное, мы считаем:

1. Все церкви ЕХБ в нашей стране, независимо от того зарегистрированы они или не зарегистрированы, составляют одну церковь ЕХБ в СССР и должны занимать равное во всех отношениях положение.

2. Необходимо иметь избранное на основании Слова Божьего единое, центральное руководство как зарегистрированных, так и незарегистрированных общин церкви ЕХБ.

3. Существующее в настоящее время центральное руководство (ВСЕХБ) зарегистрированных общин ЕХБ не является избранным церковью, а лишь ее частью, не отвечает интересам церкви и дела Божьего, и проявило неверность пред Богом в своем многолетнем служении.

А поэтому мы предлагаем:

1.  В интересах дела Божьего пойти к исправлению создавшегося положения безболезненным путем Божьего благоразумия, а не конфликта.

2.  Дать согласие на созыв и проведение Чрезвычайного Всесоюзного съезда церкви ЕХБ в СССР.

Напоминаем, что это доброе начало будет иметь далеко идущие последствия, и в случае отказа с вашей стороны, а также в случае нечистых маневров и проволочек, мы сохраняем за собой право действовать самостоятельно, согласно указаниям Слова Божьего и в интересах церкви, в соответствии с требованиями настоящего времени".

После того, как послание было разослано, в церквях ЕХБ началось брожение, из зарегистрированных общин стали отделятся группы верующих, которые были недовольны существующим положением в церквях. В некоторых общинах отлучали от церкви тех, кто как-то пытался возразить против политики, которую проводили старшие пресвитеры. Также часто, в отделившиеся группы уходили люди, которые были обижены на церковь и ее руководство.

В ответ на послание Оргкомитета руководство ВСЕХБ созвало съезд, который прошел в Москве в октябре 1963 года. На нем были отменены "Инструктивное письмо" и "Положение", а так же было объявлено о возможности пересмотре устава 1960 года. Оргкомитет принял этот съезд враждебно, обвинив руководство ВСЕХБ в связи с КГБ. Примерно с этого момента государственная власть начала преследование незарегистрированных общин ЕХБ.

Такое положение дел не обошло и Курскую область. В конце 1961 года от уполномоченного СДРК по Курской области Ф. Чертулова главам всех районов были направлены письма, в которых выражалась просьба сообщить уполномоченному о наличии в районах незарегистрированных, но фактически действующих религиозных организациях и группах. Такие письма к главам районов с целью выявления незарегистрированных религиозных общин рассылались уполномоченным несколько раз в году. Так, на 1 апреля 1962 года поступила информация о наличии в г. Курске незарегистрированной общины ЕХБ, численностью 35 человек 33. Так же в Курске найдена еще одна не зарегистрированная община ЕХБ, называющих себя "чистыми баптистами" из 45 человек, 7 из которых являлись проповедниками. Руководитель общины – пресвитер Шатунов Леонид Федорович. В правление входят Минаев Николай Иванович, Проворотов Иван Васильевич и Калуцких Василий Петрович. Собрания проходят в доме Колюбаева Василия Ивановича на ул. Калинина, 81. 21 и 30 апреля 1962 года на место сборов сектантов сделаны милицейские рейды 34.

В том же году по Курской области выявлены следующие группы сектантов не прошедших регистрацию: в с. Вязовом Щигровского р-на община пятидесятников из 40 человек, 2 из которых проповедники; в Кшенском р-не община "чистых баптистов"; в Хомутовском р-не общины СЦЕХБ в д. Амонь 6 чел., в д. Сковороденки – 8, в д. Дубовица – 30, в д. Меньшиковка – 9, в с. Злобинское – 5, в с. Б. Алешнянское – 5, в с. Петровское – 6, в д. Романовка – 19, в д. Ольховка – 10, в д. Н. Чупахино – 3, в д. Ярославка – 8 и в самой Хомутовке 8 человек.

В Льговском р-не в д. Раз – Бычки Кромбыковского сельсовета обнаружена община СЦЕХБ, руководитель – Гуров Василий Иванович. Община состоит из 8 человек, местом сбора является хата Гурова.

В Советском р-не в п. Кшенском такая же община, глава – Горожанкин Александр Георгиевич из д. Мелехово. В общине 18 человек, двое сектантов готовятся принять крещение. Свои собрания проводят по ночам. Община существует с 20-х годов XX века.

По состоянию на 15 мая 1962 года в Медвенском, Черемисиновском, Свободинском, Глушковском, Поныровском и Конышевском районах незарегистрированных общин ЕХБ не обнаружено 35.

В конце июня 1962 года на стол уполномоченного СПРК Ф. Чиртулова лег рапорт от заместителя председателя Щигровского исполкома райсовета депутатов трудящихся Новосельского А. П. В нем сообщалось, что 17 июня 1962 года в с. Вязово Щигровского р-на состоялось молитвенное собрание ЕХБ вместе с пятидесятниками. На нем пресвитер Шабанов произвел бракосочетание Алтухова Серафима Степановича с Власенко Ксенией Семеновной, состоявшей членом Курской общины ЕХБ. На торжестве было 71 человек. В разгар торжества явились органы милиции и составили протокол за незаконное сборище сектантов. "К подобного рода уловкам, – сообщается в рапорте, - секта прибегает уже не первый раз: год назад они собирались на квартире Щербакова на крестины, несколько раз у Алтухова и Черкасовых на иные праздники" 36.

Так же Ф. Чертулов получил донесение о том, что в январе 1962 года члены СЦЕХБ "выезжали в Сумскую область на сборище сектантов и ночевали в п. Коренево. Всего 6 человек" 37.

Сам уполномоченный по Курской области постоянно делал отчеты о своей деятельности в СДРК при Совете Министров СССР. Ниже приводятся строки некоторых из них.

"В Дмитриевском и Железногорском районах особенно активно ведут работу раскольники.

На территории Дерюгинского и Первоавгустовского сельсоветов Дмитриевского района ведет работу группа раскольников в количестве 12 человек, вышедшая из зарегистрированной общины ЕХБ с. Дерюгино (вышли в ноябре 64 г.). Возглавляет заведующий швейной мастерской – Романов Василий Иванович (с 3 февраля 65 г.).

Раскольники не считают компетентным решение Совета по делам религиозных культов, хотят обратиться в Совет Министров СССР. Требуют регистрации только под руководством "оргкомитета".

Моршневская зарегистрированная община ЕХБ, возглавляемая пресвитером Каземировым И. Б., вышли из ВСЕХБ. Верующие этой общины заявили: "Мы не давали никакого согласия на выход из общины, это пресвитер со своей роднёй перешел к раскольникам и сочиняет всякие письма. Нам же никакого съезда "оргкомитета" не нужно. Это он каждого верующего насильно заставляет читать письма и обращения "оргкомитета", разъезжая по другим общинам, и вербует вместе со своими сторонниками. Нам нужно одно: чтоб мы могли свободно собираться и молиться. Мы не отвергаем наш братский союз ВСЕХБ".

Община п. Сторожи Железногорского района вышла из Веретенинского зарегистрированного общества ЕХБ.

17 февраля 1965 года уполномоченный с зампредседателя Железногорского исполкома райсовета депутатов трудящихся Фатеевым В. А. посетили молитвенное собрание. По окончании он попросил верующих задержаться и выслушать ответ Совета на их заявление.

Активисты "оргкомитета" и их пресвитер Дуденков В. И. закричали: "Собрание наше закончилось, выходите быстрее из дома, мы не будем слушать уполномоченного Совета, мы к нему ни с какими просьбами не обращались, не обращались мы и в Совет по делам религиозных культов". Верующие по команде кинулись к двери и быстро из помещения ушли. Остались несколько активистов "оргкомитета", которые предложили оставить им письмо с ответом Совета, дабы они сами познакомили с ним верующих, когда найдут нужным.

Эту же религиозную общину ЕХБ в поселке Сторожи 25 декабря 1964 года посетили старший пресвитер по Курской области Носарев А. А. и сотрудник ВСЕХБ Ермилов В. И. Они сообщили, что административную духовную власть в этом религиозном обществе захватили раскольники и не допустили их провести собрание с верующими зарегистрированной общины. "Ваша церковь казенная, мирская, - заявили активисты "оргкомитета" Ермилову и Носареву, - а наша истинная, Христова церковь, и вам здесь делать нечего. Вы продались властям, идите, куда хотите, мы вас не допустим проводить здесь собрание и выступать с проповедями, дом тоже наш".

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.