Договорная теория возникновения государства и права
всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства у
Локка нет и речи . право на жизнь и владение имущес-твом, свободу и
равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти
неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия
государства, прес-тупать которые ему заказано.
Как все иные политические установления, как само государство,
позитивные законы создаются по воле и решению большинства. Локк поясняет,
что все совершаемое каким-либо сообществом делается исключительно с
одобрения входящих в него лиц. Всякое такое обра-зование должно двигаться в
одном направлении, и необходимо, чтобы оно “двигалось туда, куда влечет его
большая сила, которую составляет согласие большинства”.
Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской
политической мыс-ли со времен Аристотеля , тоже интересовал Локка. Правда
он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или
могущих возникнуть форм правления; им лишь категорически отвергалось
абсолютистски-монархическое устройство власти. Личные его симпатии
склонялись скорее к той ограниченной, конституционной монархии, реальным
прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала
после 1688 года. Для Локка важнее всего было, чтобы любая форма государства
вырастала из общест-венного договора и добровольного согласия людей, чтобы
она имела надлежащую “структу-ру правления” , охраняла естественные права
и свободы индивида, заботилась об общем благе всех.
В отношении правителей, которые осуществляют над своим народом
деспотическую власть, у людей остается лишь одна возможность - “воззвать к
небесам”, применить силу против “ несправедливой и незаконной силы”. По
закону, “изначальному и превосходящему все людские законы” , народ
“обладает правом судить о том, имеется ли у него достаточный повод
обратиться к небесам”. Суверенитет народа , по Локку, в конечном счете (и
это явно обнаруживается в кризисных ситуациях) выше, значительнее
суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решает
положить предел наглости нарушивших об-щественный договор правителей, то
вооруженное народное восстание с целью вернуть госу-дарство на путь
свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным.
Учение Локка о государстве и праве явилось классическим выражением
идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми
сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического
знания и передовой научной мысли 17 в. В нем эти достижения были не просто
собраны, но углублены и переработаны с учетом исто-рического опыта, который
дала революция в Англии. Таким образом, они стали пригодными для того,
чтобы ответить на высокие практические и теоретические запросы политико-пра-
вовой жизни следующего, 18 столетия - столетия Просвещения и двух
крупнейших буржуаз-ных революций нового времени на Западе: французской и
американской.
2.1.2. "Механический материализм" Томаса Гоббса.
Проблема власти, проблема генезиса и сущности государственного
общежития была одной из центральных философско-социологических проблем,
стоявших перед передовыми мыслителями 16 - 17 века в эпоху создания
национальных государств в Европе укрепления их суверенитета и формирования
государственных институтов
Разроботка этих вопросов заставила Гоббса обратиться к изучению
человека. В про-тивовес принципу Аристотеля, гласящему, что человек
существо общественное, Гоббс дока-зывает, что человек не общественен по
природе. В самом деле, если бы человек любил дру-гого только как человека,
почему ему тогда не любить всех одинаково. В обществе мы ищем не друзей, а
осуществление собственных своих интересов. "Чем занимаються все лю-ди, что
они считают удовольствием, если не злоречие и высокомерие? Всякий хочет
играть первую роль и угнетать других; все притязают на таланты и знания и
сколько слушателей в аудитории, столько и докторов. Все стремятся не к
обшежитию с другими, а к власти над ни-ми и следовательно к войне. Война
всех против всех является и сейчас законом для дикарей, и состояние войны
до сих пор является естественным законом в отношениях между государ-ствами
и между правителями"[8]. По Гоббсу, наш опыт, факты обыденной жизни
говорят нам, что существует недоверие между людьми. "Когда человек
отправляется в путешествие, чело-век берет с собой оружие и берет с собой
большую компанию; когда он ложится спать, он запирает дверь на замок;
оставаясь дома он запирает свои ящики. Какое же мнение мы име-ем о своих
согражданах, раз мы разъезжаем вооруженными, раз мы запираем на замок
свою дверь, о своих детях и о прислуге, раз мы запираем свои ящики? Разве
этими своими дейст-виями мы не обвиняем людей так же,как я их обвиняю
своими утверждениями" [9].
Впрочем, добавляет Гоббс, никто из нас не может их обвинять. Желания и
страсти людей не являются греховными. Понятие добра и зла может иметь место
там, где сущест-вуют общество и законы; там, где нет установленных, не
может быть несправедливости. Справедливость и несправедливость, по словам
Гоббса, не суть способности ни души, ни тела. Ибо если бы они были таковыми
человек владел бы ими, даже будучи одиноким в ми-ре, так же как он владеет
восприятием и чувствованием. Справедливость и несправедливость суть
качества и свойства человека, живущего не в одиночестве, а в обществе.
Но что толкает людей к совместной жизни в мире между собой, вопреки их
наклон-ностям, к взаимной борьбе и к взаимному истреблению. Где искать те
правила и понятия, на которых базируется человеческое общежитие? По мнению
Гоббса таким правилом становит-ся естесвенный закон, основанный на разуме,
при помощи которого каждый приписывает се-бе воздержание от всего того, что
может оказаться вредным ему.
"Естесвенный закон - это правило которое кроется не в согласии людей
между собой, а в согласии человека с разумом, это - указание разума
относительно того, к чему мы долж-ны стремиться и чего мы должны избегать в
целях нашего самосохранения" [10].Так каковы же эти естественные законы
человеческого общежития в понимании Гоббса?
Первый основной естественный закон гласит: Каждый должен добиваться
мира всеми средствами, имеющимися в его распоряжении, а если он не может
получить мира, он может искать и использовать все средства и преимущества
для войны. Из этого закона вытекает не-посредственно второй закон: Каждый
должен быть готов отказаться от своего права на все, когда другие этого
тоже желают, поскольку он считает этот отказ необходимым для мира и
самозащиты. Помимо отказа от своих прав может быть еще (как считает Гоббс)
перенос этих прав. Третий естественный закон гласит, что люди должны
придерживаться собственных до-говоров. В этом законе находиться функция
справедливости. Чрезвычайно интересно, что Гоббс выводит из этих основных
законов закон христианской морали: "Не делай другому того, чего не хочешь,
чтобы сделали тебе". По Гоббсу естесвенные законы, будучи правила-ми нашего
разума, вечны. Название "закон" для них не совсем подходит, однако
поскольку они рассматриваются как веление бога, они есть "законы".
Теория Государства Гоббса логически вытекает из его теории права и
морали. Ос-нова государства лежит в разумном стремлении людей к
самосохранению и безопастности. Отсюда ясно, что для соблюдения
естественных законов нужна уверенность в своей безо-пасности, а для
достижения безопасности нет иного пути, как соединения достаточного кол-
личества людей для взаимной защиты. Для общего блага, люди, как считает
Гоббс, должны договориться между собой отказаться от своих прав на все во
имя мира и сохранения жизни и обьединиться вместе для выполнения
состоявшегося соглашения. Такой договор или такое перенесение прав и есть
образование государства. Гоббс определяет государство следующим образом:
"Государство есть одно лицо или собрание, воля которого в силу соглашения
мно-гих людей является законом для них всех, так как оно может употреблять
силы и способнос-ти каждого для обеспечения общего мира и защиты. Лицо или
собрание, воле которого под-чиняются все прочие, получает название
верховной власти; все остальные граждане называ-ются поддаными.
Но каковы права Государства? Государство, в силу перенесения на него
прав всех об-ладает всеми правами, принадлежащими человеку в естественном
состоянии, как мы видели безгранично, то безграничны и права государства.
Нет на земле власти высшей, чем государ-ственная власть, и нет никого, кто
бы мог привлечь к ответу эту власть за ее действия. "Единственное право на
земле есть государственный закон, а государственный закон не что иное, как
выраженная внешним образом воля государственной власти"[11]. Так как в
государ-стве единственным определяющим началом для воли отдельного
человека становится воля государсвенной власти, то естественно, что
подчинение этой власти должно быть безуслов-ным. Ибо всякое сопротивление
государственной власти приводило бы человека к естествен-ному состоянию
"войны против всех". Поэтому тот же самый закон, предписывающий чело-веку
желать мира, требует абсолютного подчинения государсвенной власти.
У Гоббса, цель государства - упразднить естественное состояние
человека, и водво-рить порядок, при котором людям была бы обеспечена
безопасность и спокойное существо-вание. Ясно, что для сохранения этого
состояния безопасности государственная власть долж-на быть вооружена
соответсвующими правами.Эти права следующие:
Первое право Гоббс называет "мечом справедливости"; то есть право
наказывать на-рушителей закона, ибо без этого права безопасность не может
быть обеспечена;
Второе право есть "меч войны"; то есть право обьявления войны и
заключения мира, а также установление количества вооруженных сил и денежных
средств, необходимых для ведения войны, ибо безопасность граждан зависит от
существования войск, сила же войск зависит от единства государства, а
единство государства - от единства верховной власти.
Третье право - право суда, то есть рассмотрение случаев, где нужно
приложение меча, так как без разрешения споров невозможно охранение одного
гражданина от несправедли-вости со стороны другого гражданина.
Четвертое право - право установить законы о собственности, потому что
установле-ния государственной власти каждому принадлежало право на все, что
и было причиной вой-ны против всех, но с установлением государства должно
быть определено, что кому принад-лежит.
Пятое право - право устанавливать подчинение власти, с помощью
которых можно было бы осущесвлять сбалансированное регулирование всех
функций государственной власти.
Шестое право - право запрещать вредные учения, ведущие к нарушению
мира и спо-койствия внутри государства, а также направленные на подрыв
государственного единства.
Все остальные права, по мнению Гоббса, заключаются в вышеприведенных
или могут быть логически выведены из них.
Гоббс является противником отделения исполнительной власти от
законодательной. Такое разделение властей является для него единсвенной
причиной гражданской войны бу-шевавшей тогда в Англии. Государственная
власть, как считает Гоббс, чтобы выполнить свое главное назначение -
обеспечение мира и безопасности гражданам,- должна быть нера-дельной и
суверенной. Она должна стоять выше всех и не должна подлежать чьему-либо су-
ду или контролю. Она должна быть выше всех законов, ибо все законы
устанавливаются ею и только от нее получают свою силу. Какова бы ни была ее
форма, она по существу своему безгранична. Из природы верховной власти
вытекает, что она не может быть уничтожена во-лей граждан. Ибо, хотя она
происходит от их свободного договора, но договаривающиеся связали свою волю
не только в отношении друг к другу, но и в отношении к самой верхов-ной
власти; поэтому без согласия самой верховной власти они не могут
отступиться от сво-его обязательства.
Гоббс устанавливает три вида государственной власти: монархическую,
аристокра-тию и демократию; ибо "государственная власть может принадлежать
одному лицу или со-вету многих. Тирания и олигархия являются не отдельными
формами государственной влас-ти, а лишь другими названиями тех же видов, -
название, которые выражают наше отрица-тельное отношение к каждой из этих
форм. Самой лучшей формой с точки зрения достиже-ния тех средств, ради
которых существует государственная власть, является, по мнению фи-лософа,
монархия.
Если государственная власть вооружена всеми правами, принадлежащими
гражданам в естественном состоянии, то зато на ней лежат и те обязанности,
которые вытекают из ес-тественных законов; эти обязанности выражаются в
следуещем:
Благо народа - высший закон, и поэтому они сводятся к повиновениям
веления разу-ма, который требует блага всех людей. А так как это благо
есть, прежде всего, мир, всякий, кто нарушит мир, тем самым выступает
против предписания государственной власти. Впро-чем нужно прибавить, что
мир является благом, поскольку он способствует охранению жиз-ни людей; но
люди стремятся не просто к жизни, а к счастливой жизни. Следовательно за-
дачей власти является обеспечение не просто жизни, а счастливой жизни
граждан. Но что такое счастливая жизнь? Счастье, говорит философ, состоит в
пользовании различными бла-гами жизни, а для возможности пользования всеми
этими благами жизни необходимо сле-дующее: защита от внешних врагов,
сохранение мира внутри государства, поднятие благо-состояния и богатства и
предоставление права каждому гражданину пользоваться свободой без ущерба
для других граждан. Государственная власть, следовательно, должна обеспечи-
вать эти четыре условия, необходимые для счастья граждан, живущих в
государстве. А для того, чтобы государственная власть выполнила свои
обязанности, она должна иметь опре-деленные права, о которых говорилось
раньше.
2.1.3. Теория общественного договора в системе взглядов Ж.-Ж.Руссо.
Ж.-Ж.Руссо был одним из крупнейших представителей французского
Просвещения. Его теория общественного договора существенно отличалась как
от взглядов Гоббса, так и от воззрений Локка.
Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной
гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях,
ни в морали, ни в сис-тематическом труде. Способность к самосохранению
удерживает его от состояния "войны всех против всех". Однако, население
растет, меняются географические условия, развивается способности и
потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной
собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и
притеснен-ных,которые враждуют между собой. Неравенство развивается
постепенно: сначала призна-ются богатство и бедность, затем - могущество
и беззащитность, наконец - господство и порабощение. Общество нуждается
в гражданском мире - заключается общественный дого-вор, по которому власть
над обществом переходит государству. Но в основе государствен-ной
власти,по мнению Руссо,лежит воля и свободы каждого отдельного человека.
Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения
обществен-ного договора. Поэтому, Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о
том, что носителем и источником власти является народ, который может и
должен свергать власти, нарушающие условия общественного договора.
Суверенно не государство, суеверен народ. Народ творит законы, меняет их,
принимает новые.
Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью. Именно они
лежали в основе идеологии самой крайней группы революционеров времен
Французской революции - якобинцев и служили обоснованием якобинского
террора.
2.2. Историческое обоснование теории.
2.2.1. «Неолитическая революция» и раннеклассовые государства.
Познание государства и права следует начинать с вопроса о
происхождении государс-тва – всегда ли в истории человеческого общества
существовал этот социальный институт или же он появился на определенном
этапе развития общества. Только такой методологичес-кий подход, реализующий
принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появле-ния
государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих
организаци-онных форм жизни общество. Вот почему начинать приходится с
характеристики сторон первобытного общества, использовать данные археологии
и этнографии, непосредственно изучающих это общество.
В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание о
первобыт-ном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно
обогатилось. Если в XIX-нача-ле XX века историческое знание об общественном
развитии охватывало период примерно в 3000 лет, а все, что было до этого
определялось как предыстория, то теперь, к концу ХХ ве-ка, история многих
регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное знание
об этом историческом диапазоне в жизни человечества.
Кроме того, если для XIX- начала XX века был характерен в основном
евроцентрист-ский взгляд на историю, т.е. использовались знания истории
Европы и некоторых прилегаю-щих к ней регионов, а затем эти знания
искусственно распространялись на весь остальной мир, то в 20 веке в орбиту
научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регио-нов земного
шара. Теория государства и права становится, таким образом, действительно
ло-гическим обобщением истории всепланетного государственно-правового
развития общества.
В этом новом понимании первобытного общества прежде всего следует
выделить зна-ния, характеризующие развитие этого общества, периодизацию
первобытной истории. Выде-ляют несколько видов такой периодизации –
общеисторическую, археологическую, антропо-логическую. Особую
методологическую ценность «представляет для теории государства и права
периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в
качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества
«неолитическую револю-цию»[12].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|