Договорная теория возникновения государства и права
Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г.Чайлд в
середине 20 века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот,
который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите
от присваивающего к производя-щему хозяйству. Поскольку этот переход
изменил всю материальную основу жизни перво-бытного общества, ее социальную
и духовную организацию, постольку он справедливо обоз-начается как
революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий.
Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном
обществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была
социальная и духовная орга-низация общества, какие формы воспроизводства и
существования использовало человечес-тво. Для теории государства и права
появляется наконец возможность также четко опреде-лять, какие формы
организации власти и социально-регулятивные системы функционирова-ли в
обществах присваивающей экономики, а какие в обществах производящей
экономики.
Производящая экономика к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основным
способом существования и воспроизводства человечества.
Итогом “неолитической революции” “явилось возникновение в некоторых
регионах земного шара ранних земледельческих обществ. На следующем этапе
социального-экономи-ческого развития происходит расцвет
раннеземледельческих обществ. На их основе возника-ют первые цивилизации –
происходит становление раннеклассовых обществ”[13].
Таким образом, “неолитическая революция” – переход человечества к
производящий экономике – приводит первобытное общество объективно в силу
своего внутренного разви-тия к финальному рубежу – социальному расслоению
общества, появлению классов, зарож-дению государства.
Как правило, древнейшие государственные образования закономерно
возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества
и характеризуется как раннеклассовые государства.
Первоначально они возникают как города-государства. Поселок, в котором
живут сво-бодные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую, а
соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в
хозяйственный и религиозный центр, пере-растает в административно-
хозяйственный и религиозный центр-город. Город-государство знает уже четкую
социальную дифференциацию. Таким образом, государство как новая ор-
ганизация форма жизни общества возникает объективно, в итоге неолитической
революции, перехода человечества к производящей экономике, т.е. в процессе
изменения материальных условий жизни общества, становления новых
организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу
извне, а возникает в силу внутренних факторов: материаль-ных,
организационных, идеологических. Первоначальная форма – город-государство –
также обусловлена финальным, в основном земледельческим развитием
«неолитической револю-ции». Первичное государство возникает, чтобы
организационно обеспечить функциониро-вание производящей экономики, новые
формы трудовой деятельности, которая становится отныне условием выживания и
воспроизводства человечества в новых условиях. Словом, возникающее
государство, как социальный институт, обслуживает и организационно обес-
печивает именно производящую экономику раннеземледельческих, раннеклассовых
об-ществ.
Рассмотрим детально некоторые примеры реализации первичных
государств, подтверждающие договорную теорию возникновения государства и
права.
2.2.2.Древняя Греция.
Начало истории Афинского государства относится к первой половине II
тысячелетия до н.э. В этот период на территории Греции развивалось
несколько царств, во главе которых стояли монархические династии. Афины уже
существовали и были значительным поселени-ем, однако уступали по
численности населения, уровню богатства и могущества другим горо-дам
Балканского полуострова: Микенам, Фивам, Пилосу.
В XIII в. до н.э. на Балканы вторглись дикие племена, названные
античными историка-ми «дорийцами». Под натиском этих варварских народов
рухнули древнейшие греческие царства. Города были разрушены, значительная
часть населения уничтожена. Постепенно были утрачены навыки ремесла и
письменности.
Особенности повседневной жизни людей, населявших Грецию в XI-IX вв. до
н.э. извест-ны нам во многом благодаря «Илиаде» и «Одиссее» - двум
эпическим поэмам, созданным в первой половине VIII в. до н. э. и
приписываемым полулегендарному поэту Гомеру. По сло-жившейся традиции
период древнегреческой истории XI-IX вв. до н.э. называется «гомеров-ским».
В гомеровский период Афины постепенно развиваются и укрепляют свой
военный и экономический потенциал. Аттика (область, над которой
господствовали Афины) в меньшей степени пострадала от дорийского нашествия,
и это обстоятельство во многом способство-вало ее будущему расцвету.
Аттическая Греция подразделялась на роды, братства (фратрии) и племена
(филы). Каждая фила имела свои простейшие органы управления: Народное со-
брание (экклесия), войско и царя (филобасилея). Высшим властным институтом
считалось Народное собрание, куда имели доступ все свободные люди, имевшие
право носить оружие. Царь не мог решать важные вопросы жизни общины, не
посоветовавшись с войском и не по-лучив его согласия на те или иные
действия. В действительности возможности Собрания бы-ли весьма ограничены:
его ход, а также его постановления во многом предопределялись
предварительным решением аристократических кругов.
Наряду с письменными и другими материальными источниками поэмы Гомера
рас-крывают перед нами картину достаточно примитивного социального
устройства. Древне-греческое общество этого периода стоит на пороге
образования классов и органов государ-ственной власти. Среди массы рядовых
членов общины уже сформировалась группа знати, но ее могущество не было
абсолютным и основывалось в значительной степени на автори-тете военной
силы.
Древняя Аттика представляла собой конгломерат небольших и независимых
друг от друга общин. В них постепенно слабела власть царей и усиливалось
влияние аристократов (эвпатридов или «благороднорожденных»). К VIII в. до
н.э. завершился процесс объединения аттических фил в единое государство.
Греки назвали это явление синойкизмом или «сселени-ем». Афины начинают
доминировать над всей территорией Аттики, создается единый Совет и общая
система органов власти для всех фил.
Постепенно община приобретает качественно новые политические основы
своего су-ществования. В условиях постоянной угрозы нападения извне
особенно актуальной была проблема защиты поселений от агрессивных соседей.
Совместное участие в таком важном деле, каким было несение воинской службы,
неизбежно приводило к распространению прин-ципа равенства и на другие сферы
жизнедеятельности общины, среди которых важное место занимало управление
государством.
Политическими правами в аттической Греции (как и в других регионах
Эллады) обла-дала определенная часть населения. В категорию полноправных
граждан включались мужчи-ны, достигшие совершеннолетия, обладавшие
земельной собственностью и способные нести военную службу.
Территория, управлявшаяся при самом широком участии населения,
получила название полиса. В дальнейшем, рассматривая особенности
народовластия в Афинах, мы должны пом-нить о его полисной основе.
Взаимоотношения человека и государства имели здесь ряд харак-терных черт.
Каждый член полиса должен был проявлять высокую политическую актив-ность,
выполнять военные, дипломатические или иные поручения, данные ему от имени
общи-ны. Равенство прав и обязанностей предполагало равную ответственность,
лежащую на всех членах коллектива: «Так как надежды при опасностях были у
всех одинаковы, то они (афиняне - Прим, авт.) жили с чувством гражданской
свободы в душе» [14]. Другой существенной сторо-ной полисного устройства
было подчинение воли отдельного человека общему решению. По-становления,
принятые большинством голосов, были обязательными к исполнению.
Важным этапом в истории Афин стал рубеж VII-VI вв. до н.э.
Имущественное рассло-ение в обществе достигло в это время значительных
масштабов. В условиях постоянных на-бегов агрессивных соседей, частых
неурожаев, неблагоприятных природных факторов, рядо-вые земледельцы были
вынуждены прибегать к помощи знати. Аристократия стремилась ис-пользовать
сложившуюся ситуацию в своих интересах. В качестве залога бедняки зачастую
могли предоставить лишь свою личную свободу. В результате тысячи людей
попадали в дол-говое рабство, теряли экономическую независимость и свободу.
В государствах Востока этот процесс закончился переходом большей части
свобод-ных общинников в категорию зависимого населения. Но в античных
обществах и, в частнос-ти, в Древних Афинах, благодаря особенностям
полисного устройства, удалось приостано-вить ход разорения граждан. Ряд
факторов, среди которых не последнюю роль играл рост об-щественного
сознания граждан, позволил выдающемуся мыслителю и государственному дея-
телю Афин Солону осуществить преобразования, которые значительно расширили
права граждан и способствовали сохранению и упрочению основ полисной
демократии.
Солон стал первым архонтом в 594 г. до н.э. Система органов власти
Афин включала в это время Народное собрание, Ареопаг, Совет, Четырехсот,
коллегию архонтов и некоторые другие магистратуры. Ареопаг представлял
собой совет старейшин и родовой знати. Его члены (а эта должность была
пожизненной) наблюдали за соблюдением законов гражданами и дол-жностными
лицами, участвовали в формировании коллегии архонтов. Совет Четырехсот
представлял Народное собрание в перерывах между его заседаниями. Реальная
власть нахо-дилась в руках девяти архонтов («начальствующих»). Архонт-
эпоним возглавлял городские власти, его именем назывался текущий год.
Архонт-басилей руководил проведением общепо-лисных празднеств в честь богов
и древних героев, совершал наиболее важные жертвоприно-шения. Данные
представительские функции, имевшие сакральную основу, делали эту долж-ность
весьма авторитетной в глазах жителей города. Архонт-полемах командовал
войсками. Шесть архонтов-фесмофетов ведали правовыми вопросами.
По предложению Солона были произведены изменения в государственном
устройстве Афин. К участию в непосредственном управлении городом были
привлечены в той или иной мере все полноправные жители полиса. Объем
политических прав афинских граждан и при Солоне во многом зависел от уровня
их богатства, но его законодательство положило предел порабощению свободных
людей (было отменено долговое рабство) и четко определило сте-пень участия
в государственных делах всех социальных групп.
Солон вводит имущественные цензы для граждан: «На основании оценки
имущества он ввел разделение на четыре класса ... - на пентакосиомедимнов,
всадников, зевгитов и фе-тов. Притом все вообще должности он предоставил
исправлять гражданам из пентакосиоме-димнов, всадников и зевгитов -
должности девяти архонтов, казначеев, полетов, одиннадца-ти и колакретов..,
а тем, которые принадлежат к классу фетов, дал участие только в народ-ном
собрании и судах. К пентакосиомедимнам должен был принадлежать всякий, кто
со своей земли получает 500 мер в совокупности сухих и жидких продуктов; к
всадникам - получающие 300 или, по утверждению некоторых, такие люди,
которые могли содержать коня... К классу зевгитов должны были принадлежать
те, которые получали 200 мер того и другого вместе, а остальные - к классу
фетов, и эти последние не имели доступа ни к какой государственной
должности» [15]. В соответствии с этим делением афиняне, входившие в три
первые цензовые группы, законодательно закрепили свое право занимать высшие
государст-венные должности. Отныне начальником полисного войска (стратегом)
мог быть только зем-левладелец. Попавшие в разряд фетов участвовали в
выборах должностных лиц, но сами не мог-ли исполнять никакой
государственной службы.
Высшим органом власти в Афинах становится Экклесия. Солон строго
обозначил обя-занности Народного собрания, процедуру его созыва и
проведения. Собрание проводилось практически каждую неделю (всего сорок раз
в году, не считая чрезвычайных). К числу его важнейших функций относились
объявление войны и мира, издание законов, избрание дол-жностных лиц
афинского государства, принятие специальных постановлений. Воля народа,
выраженная путем общего голосования в Собрании, приобретала силу закона
(нома), обя-зательного для всех. Постановления Народного собрания
(псефисмы) начинались со слов: «Совет и народ решили».
В противовес Ареопагу усиливается влияние Совета четырехсот (Буле). В
него входи-ло по сто представителей ото всех афинских фил. Совет
рассматривал законопроекты, преж-де чем они поступали на утверждение в
Народное собрание. При Солоне функции Ареопага изменились. Ранее он
назначал архонтов по своему усмотрению. Теперь Ареопаг лишился этого
важного права, а должность архонта стала избираемой по жребию. Отныне совет
Арео-пага занимался главным образом наблюдением за исполнением законов. В
его руках еще ос-тавался ряд полномочий: он мог привлекать к
ответственности должностных лиц, опротесто-вывать решения Совета и
Собрания.
Народное собрание стало избирать Гелиэю - народный суд, куда входили и
члены низ-шей, четвертой имущественной группы. Число судей было
значительным. В V веке до н.э. оно достигало шести тысяч человек (пять
тысяч действующих судей и одна тысяча запасных). Большое количество судей
должно было, по мнению афинян, сделать невозможным их под-куп, а
следовательно, гарантировать справедливость процесса. Для формирования
коллегии судей ежегодно составлялся список, куда по жребию попадали афиняне
независимо от знатнос-ти и богатства, не моложе 30 лет и не замеченные в
дурных поступках.
В 510 г. до н.э. активное участие в управлении Афинским государством
принимал Клисфен. Новые демократические реформы, направленные на усиление
власти Народного соб-рания, и дальнейшее развитие принципа выборности
должностных лиц были проведены под его руководством.
Одной из реформ Клисфена стало разделение Аттики по территориальному
принципу. Это подрывало устои родовой аристократии, традиционно имевшей в
филах большое влияние. Вместо четырех прежних было образовано десять новых
административных единиц. Каждая фила вклю-чала три округа: в Афинах, в
приморской полосе и во внутренней области. Самыми мелкими единицами стали
демы (их было около ста). Эти меры преследовали ясную цель: разрушить свя-
зи между знатью и рядовыми гражданами. Реформа фил положила предел
региональному сепаратизму в Аттике. Античные авторы высоко оценивали
преобразования, осуществленные Клис-феном. Вот что писал по этому поводу
Аристотель: «Для такой демократии полезны, далее, и те установления,
которыми воспользовался в Афинах Клисфен в целях усиления демократии, рав-
но как и основатели демократического строя в Кирене. Следует вводить новые
филы и фратрии, при-том увеличить их число.., чтобы все граждане как можно
больше перемешались между собой, а прежние соединения распались» [16].
Клисфен уравнял в правах коренное и пришлое население Аттики, а
гражданство стало определяться принадлежностью к дему. В соответствии с
новым административным делением вместо Совета Четырехсот был образован
Совет Пятисот. Он состоял из десяти секций по пять-десят человек, выбранных
по жребию представителей от каждой филы. Члены Совета (прита-ны) исполняли
свои обязанности безвозмездно. Ими могли стать граждане, достигшие тридца-
ти лет. Каждая секция заведовала делами в течение 35-36 дней в году, по
очереди, как выпадет жребий. Секция готовила предложения для внесения в
Совет, созывала заседания Буле и Эк-клесии и руководила ими. Народный суд
также стал избираться по жребию из представителей де-сяти фил, в возрасте
свыше тридцати лет. Афинские граждане могли выполнять судейские функ-ции
неограниченное число раз.
По реформе Клисфена важное значение приобрела коллегия стратегов. Ее
члены выбира-лись сроком на один год. Стратеги осуществляли верховное
командование армией и флотом. Председатель этой коллегии, как и
председатель Совета Пятисот, менялся ежедневно. Основным критерием для
выдвижения в члены коллегии стратегов являлось наличие у кандидата
земельной собственности; также учитывался и талант военачальника: «Законы
предупреждают каждого ора-тора и стратега, который стремится приобрести
доверие народа, чтобы он обзаводился детьми в соответствии с законами,
чтобы владел землею в пределах нашей страны и, предоставив в ка-честве
залога все надлежащие гарантии, тогда уж и стремился руководить народом»
[17].
Таким образом, к активному участию в управлении полисом привлекается
большинство полноправных граждан Афин. Они получают возможность занимать
общественные должности, участвовать в заседаниях народного собрания и суда.
Состоятельные граждане были обязаны ре-гулярно вносить крупные денежные
суммы для организации общественных религиозных празд-ников, содержания и
оснащения военных кораблей.
В начале V в. до н.э. над всем греческим миром нависла угроза
персидского завоевания. Афинская демократия с честью выдержала испытание
войной. Победы над войсками Дария I имели важное значение и для развития
народовластия. Наряду с сухопутной армией, комплекто-вавшейся из числа двух
первых разрядов граждан, большую роль в греко-персидских войнах сыграл
флот, где служили беднейшие жители полиса. Оплачиваемая служба на военных
судах резко повысила авторитет низших афинских социальных групп.
Впоследствии это привело к столь значительному усилению власти Народного
собрания, что многие современники стали серьезно говорить о «тирании
Собрания»: «Сократ не одобрял государственного строя своего города, так как
усматривал в афинской демократии черты тирании и монархии» [18].
Приблизительно с 462 г. до н. э. начинается новый период истории
афинского наро-довластия, в котором ведущую роль играли Эфиальт и Перикл.
Им удалось провести в На-родном собрании ряд предложений, в результате
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|