рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основные понятия и принципы права

и лишь в незначительной части неписаными). Принятая в 1874 г. федеральная

Конституция основывается на либеральных ценностях. Поскольку права человека

при принятии Конституции были интегрированы во внутригосударственное право,

то со временем Верховный Суд Швейцарии отказал им в признании в качестве

неписаных основных прав. Основные права гарантируются во внутреннем праве

Конституцией федерации и законодательством кантонов. Это те права, на

которые распространяется судебная защита. Однако некоторые важные права не

названы в федеральной Конституции. В таком случае Федеральный суд иногда

признает неписаные основные права и таким образом ликвидирует пробелы в

Конституции.

Основные права, закрепленные в конституциях государств, базируются на

правах человека: они вбирают в себя содержащиеся в них личностное и

естественно-правовое начало. В качестве существенно нового элемента

выступает позитивно-правовая институализация. Государственно-правовое

признание и гарантированность означают большой прорыв в идее прав человека.

Заимствованные из постулатов и деклараций как права естественные, они

становятся правами в юридическом смысле.

Именно разрыв позитивизма с этими ценностями позволил широко

использовать его тоталитарным режимам, в частности Советскому государству,

которое решительно отвергало учение о естественных правах и всегда

выступало «благодетелем» по отношению к народу, получающему свои права и

свободы по милости всесильного государства. Конституция РК впервые в

истории отечественного правового развития признала, что «основные права и

свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч.2

ст.17). Вместе с тем, Конституция содержит позитивное закрепление широкого

перечня прав и свобод, и это идет в русле современной конституционной

практики. Признавая естественные неотчуждаемые права человека, законодатель

стремится закрепить их в основных конституционных правах и свободах и

обеспечить системой гарантий и механизмов защиты, также законодательно

регламентированных (конституционная, судебная, административная защита,

институт Уполномоченного по правам человека, парламентский контроль и

т.д.).

Выделение категории «основных прав» человека, отнюдь не означает

отнесения иных прав к «второсортным», менее значимым, требующим меньших

усилий государства по их обеспечению. Основные права и свободы составляют

стержень правового статуса индивида, в них коренятся возможности

возникновения других многочисленных прав, необходимых для нормальной

жизнедеятельности человека. Эти права очень важны для индивида, его

взаимодействия с другими людьми, с обществом и государством. От основного

права может отпочковаться значительное количество других прав индивида.

Например, ст.21 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что

каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной

непосредственно, либо через посредство свободно избранных представителей.

Это основное право порождает иные права: право на участие в самоуправлении,

право выдвигать своего кандидата на время избирательной кампании, право

требовать отчета у избранного депутата о выполнении им своих обязанностей,

право обращаться с запросом к депутату по какому-либо вопросу, связанному с

деятельностью последнего.

Часть 1 ст.22 Конституции РК закрепляет свободу и личную

неприкосновенность каждого. Это основное право порождает целую систему

прав, закрепленных в УК РК, ГК РК, Кодексе РК об административных

правонарушениях, УПК РК и других нормативных актах.

Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции

государства и важнейших международно-правовых актах, являются базой для

производных, не менее важных его прав.

Однако правам и свободам человека должны соответствовать и

определенные обязанности, без осуществления которых права и свободы

зависают, не будучи обеспечены должными действиями других лиц, организаций,

государства, от которых зависит нормальное функционирование этих прав и

свобод.

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и

взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической

форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве

правовой статус индивида. Правовой статус индивида - одна из важнейших

политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной

структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности.

В условия классового антагонистического общества правовой статус

раскрывает положение личности как представителя определенного класса, ее

место в исторически конкретной системе производства, в политической

структуре общества. С установлением принципа равенства всех перед законом

возникает единый правовой статус. Различия в нем определяются положением

субъекта прав и обязанностей как человека, гражданина, иностранца, лица без

гражданства.

Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в

конституциях и иных нормативно-юридических актах (внутригосударственных и

международных). Права и обязанности - основной исходный элемент права.

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты

поведения, которые государство считает обязательными, полезными,

целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и

раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

Взаимосвязи государства и личности требуют четкой урегулированности и

упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для

поддержания существующего строя, для его нормального функционирования.

Права и обязанности фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и

личности, основанную на демократических принципах. Эти взаимосвязи и

отношения формируются в результате действия объективных закономерностей

общественного развития, которые обусловливают объем и характер прав и

обязанностей граждан. Юридические права и обязанности определяют важнейшие

параметры поведения индивида в структуре общественных связей общества.

Следует сразу подчеркнуть, что по своей юридической природе и системе

гарантий, права и свободы идентичны. Они очерчивают социальные возможности

человека в различных сферах, обеспечиваемые государством. Вместе с тем

анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода»

призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не

очерчивая конкретного его результата.

В то время как термин «право» определяет конкретные действия человека

(например, право участвовать в управлении делами государства, право

избирать и быть избранными). Однако четкое разграничение между правами и

свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с

четко определенными правомочиями также именуют свободами. Различие в

терминологии является скорее традиционным, сложившимся еще в XVIII-XIX вв.

Следует обратить внимание на проводимое в Конституции РК разграничение

основных прав и свобод, на права и свободы человека и гражданина. Такой

подход не является традиционным для нашего конституционного

законодательства, которое сводило положение человека только к его

взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получившего свои права в

«дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного. Устанавливая

различия между человеком и гражданином, новая Конституция РК

восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые были утверждены в

результате буржуазных революций и нашли свое воплощение в законодательных

актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство и свободу - в

Декларации независимости 1776 г., Билле о правах 1791 г. (США), Декларации

прав человека и гражданина 1789 г. (Франция).

В чем смысл этого разграничения, «раздвоения» человека? Оно

непосредственно вытекает из различения гражданского общества и государства,

преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только с

государством, сужение сферы его самоопределения. Человеку как таковому

отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его

индивидуальные интересы. Реализация такого интереса осуществляется в

гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, всей

сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека,

принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства

в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего

бы то ни было вмешательства. Таким образом, в гражданском обществе на

основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации

личности, обеспечения ее автономии и независимости от любого незаконного

вмешательства, т.е. для реализации частных интересов.

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством

(сферу публичных интересов), в которой он рассчитывает не только на

ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное

содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его

особой правовой связи с государством - института гражданства (ст.6

Конституции РК).

Все статьи гл.2 «Права и свободы человека и гражданина»

последовательно проводят различение прав и свобод по указанному принципу.

Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах

человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право»,

«каждый может», «каждому гарантируется» и т.д. Использование таких

формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым

человеком, находящемся на территории Казахстана, независимо от того,

является ли он гражданином РК, иностранцем или лицом без гражданства.

Наряду с этим в ст.31-33 сформулированы права, принадлежащие только

гражданам РК. Это преимущественно политические права: право собраний,

митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства;

избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе;

право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Исключение

составляет ст.36, которая закрепляет социальное право частной собственности

на землю только за гражданами и их объединениями.

В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане

РК: защита Отечества (ст.59), возможность осуществления своих прав и

обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст.60). Только на граждан РК

распространяется запрет на высылку за пределы государства или выдачу

другому государству (ст.61), возможность иметь гражданство иностранного

государства - двойное гражданство (ст.52).

Государство закрепляет права индивида не произвольно; оно закрепляет

естественные права человека, а также набор прав, который обусловлен уровнем

экономического развития общества. Законодатель может закреплять только

такие права, для осуществления которых сформировались социально-

экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных

общественных отношений. Права личности - не «дар» законодателя, а

социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт

жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» или «завышать» объем

прав и свобод; он связан принципами и нормами естественного права,

условиями социальных взаимосвязей людей.

Права индивида (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением

его интересов в материальной и духовной сферах. Поэтому интерес выступает

естественной движущей силой правовых связей человека, он определяет его

отношение к использованию прав. Общество и государство далеко не нейтрально

относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве

возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является

важным условием развития демократического общества.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан,

государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое

соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому

государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей,

устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Государство как носитель политической власти, располагает специальными

механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.

Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей -

это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении и

ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Свобода и

ответственность выражают объективную необходимость определенных эталонов

поведения и их выполнения в соответствии с интересами общества.

Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения

обязанностей и определяет последствия, связанные с ненадлежащим

использованием прав и свобод, противоречащим интересам общества и

государства, правам других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в

ст.29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности

перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие

личности».

Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими

людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по

отношению к согражданам. Поэтому обязанность - столь же важный и

необходимый элемент правового статуса индивида, как права и свободы. Они

связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга.

Такая зависимость создает нравственное взаимодействие между людьми. Статья

1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются

свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны

поступать в отношении друг друга в духе братства».

Основные принципы права

Источники права - это обстоятельства, питающие появление и действие

права.

Виды источников права:

социальные источники права - развивающиеся общественные отношения

(социальная обусловленность права);

государственные источники права - государство в лице его законодательных

органов;

юридические источники права - формы выражения, объективизации нормативной

государственной воли; неиндивидуализированные нормативно-правовые акты.

Естественное право - совокупность высших, постоянно действующих,

независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум,

справедливость, объективный порядок ценностей, не только являющихся

директивами для законодателя, но и действующих напрямую.

Позитивное (положительное) право - это право, выраженное в принятых

государством нормах.

Источник позитивного права - это форма выражения государственной воли,

направленной на признание факта существования права, на его формирование,

изменение и констатацию факта прекращения существования права определенного

содержания.

Правотворчество - это деятельность государственных органов (в случае

референдума - всего народа) должностных лиц по изданию, переработке и

отмене нормативно-правовых актов.

Государство - это единая политическая организация общества, которая

распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население,

располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные

для всех веления и обладает суверенитетом; источник содержания и

юридической силы позитивного права.

Государственный орган - это составная часть механизма государства,

имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго орпеделенные

полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически

взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими

единое целое.

Законодательные органы государства - органы, устанавливающие

общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить

в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной

власти.

Законодательный процесс - завершающая процесс формирования права

государственная деятельность, в результате которой определенные положения

возводятся через закон, через иные источники в юридические нормы.

Стадии законодательного процесса:

a) законодательная инициатива;

b) обсуждение законопроекта;

c) принятие закона;

d) опубликование (промульгация) закона.

Законодательная воля - одно из проявлений человеческой воли вообще.

Признаки законодательной воли:

a) носит специфический политико-правовой характер;

b) имеет своих носителей, которые обладают данной волей и реализуют ее

по поручению общества.

Носители законодательной воли - носители публично-властных правомочий;

специально уполномоченные обществом на осуществление законодательной

функции политически дееспособные лица.

Юридические источники права - внешняя форма права, означающая выражение

государственной воли вовне.

Любой нормативно-правовой акт есть носитель информации о позитивном

праве конкретной страны.

Правовой акт - акт, устанавливающий нормы права, вводящий их в

действие, изменяющий или отменяющий правила общего характера.

Нормативно-правовой акт - официальный письменный документ, исходящий от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.