рефераты бесплатно

МЕНЮ


Сертификация систем управления качеством продукции \BACO\

Требования стандартов ГОСТ 40.9001 - 88 - ГОСТ 40.9003 - 88 по

отношению к техническим требованиям на продукцию являются дополнительными и

могут изменяться в зависимости от конкретных условий.

Поэтому необходимость внедрения того или иного стандарта системы

ГОСТ 40 определяется каждым предприятием самостоятельно при взаимном

соглашении изготовителей (поставщиков) с потребителями (заказчиками). Но во

всех случаях эти стандарты могут использоваться в качестве методических

материалов при совершенствовании систем УКП.

А для завоевания международных рынков сбыта на длительные периоды,

наличие на предприятии системы качества постоянно обеспечивающей

конкурентоспособность выпускаемой продукции, необходимо признать

обязательным и требования стандартов системы ГОСТ 40 целесообразно

принимать в качестве минимально необходимых. При этом систему УКП по своему

характеру следует рассматривать как организационную экономико-техническую

систему, в рамках которой должна реализовываться совокупность

организационных, экономических, социальных и научно-технических

мероприятий.

Как считает автор, в Российской Федерации создана необходимая

нормативная база и сформировались определённые социально-экономические

условия для применения в широких масштабах сертификации продукции и систем

УКП с соблюдением основополагающих правил (принципов).

О с н о в н ы е п р и н ц и п ы п р о в е д е н и я с е р т и ф

и к а ц и и с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м

п р о д у к ц и и

Сертификация системы УКП , независимо от органа, которым она

проводится (национальным или зарубежным) должна характеризоваться рядом

основных принципов:

а) целевой направленности, то есть необходимости осуществления

сертификации системы УКП с чётко определённой целью. К такой цели может

относиться, например, выход предприятия на определённый участок мирового

рынка. В этом случае , очень важно выбрать наиболее авторитетный в данном

регионе (или в мировом сообществе) зарубежный сертификационный орган

(центр, международную организацию). Для достижения выше указанной цели ,

сертификация системы нашим национальным органом в настоящий период времени

будет явно недостаточной, так как пока сертификаты , получаемые на основе

сертификации зарубежными сертификационными органами, более авторитетны и,

соответственно, имеют существенное преимущество;

б) добровольности, то есть проведение на предприятиях сертификации

системы УКП может быть только добровольным, по инициативе и при наличии

заявки от этого предприятия ;

в) объективности, то есть проверки и оценки системы УКП при её

сертификации должны осуществляться компетентными , высококвалифицированными

специалистами. Ни один сотрудник , участвующий в сертификации,не может быть

прямо или косвенно связан с данным предприятием, иметь его акции. При этом

оплата за работу по сертификации не должна зависеть от заклюения по

проверке, оценке и сертификации системы;

г) конфиденциальности, то есть орган по сертификации и его

сотрудники должны соблюдать профессиональную тайну в отношении

конфиденциальности информации, получаемой в результате взаимодействия с

поставщиком. Этивопросы могут стать предметом официальногоьсоглашения

органа по сертификации и заказчика;

д) предварительной оплаты работ органу по сертификации, то есть

оплата сертификационных работ должна осуществляться до начала их

проведения. Целесообразно это реализовать в два этапа. На первом этапе

оплата производится за предварительную проверку и оценку системы УКП , а

затем , в случае принятия решения о проведении второго этапа - за

окончательную сертификационную работу.В любом случае перечисление денег

должно быть выполнено до начала каждого последовательно выполняемого

комплекса работ. Стоимость работ зависит, в основном, от масштаба и

теерриториального расположения предприятия, сложности и объёмов

производства, модели системы УКП. Например, сертификация системы качества

шведскими сертификационными органами стоит (в зависимости от указанных

факторов) 20 - 250 тыс. крон /32,с.41/.

Реализацию вышеукаанных положений сертификации системы УКП

рассмотрим на примере сертификации системы УКП Воронежского акционерного

самолётостроительного общества по производству самолётов Ил - 86 и Ил - 96

- 300.

2.2. В н у т р е н н я я п р о в е р к а и п о д г о т о в к а

с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и и

д о к у м е н т а ц и и к с е р т и ф и к а ц и и в а к ц и о н е

р н о м о б щ е с т в е .

Как было отмечено в параграфе 2.1., в Государственном реестре среди

других систем обязательной сертификации была зарегистрирована и система

сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации

(Межгосударственный авиационный комитет).

В дополнение и в развитие , действующих стандартов серии ГОСТ 40 и

приведенной в соответствие с ними отраслевой нормативно - технической

документацией, Ц е н т р сертификации изделий и производства продукции

народнохозяйственного назначения при комитете общественной экспертизы в

марте 1992 года ввёл в действие Авиационные правила сертификации

производства воздушных судов , авиадвигателей и воздушных винтов (АП - 21).

Одобренные Исполнительным комитетом Совета по нормам лётной

годности от 28.02.92 года разделы Авиационных правил (АП - 21) содержат

обязательные для Изготовителя требования для производства изделий при

наличии только Сертификата типа на производимые изделия (раздел “F”) и

процедурные требования для получения Изготовителем Сертификата на

производство (раздел”G”).

Правила АП - 21 (разделы “F” и “G”) выполнены по структуре и

нумерации разделов и пунктов адекватно структуре Федеральных авиационных

правил США - FAR-21 (разделы “F” и “G”).

Другие разделы Авиационных правил АП-21 предусматривают вопросы

взаимодействия с предприятиями - поставщиками составных частей,

комплектующих изделий, материалов и др., а также вопросы,связанные с

импортом и экспортом (разделы K, L, M, N, O).

Основой обеспечения контроля соответствия каждого экземпляра

сертифицированной типовой конструкции во всех случаях (разделы “F” и “G”)

является на заводе - изготовителе независимой инспекции (применительно к

странам Содружества Независимых Государств - Военной приёмки) и

утверждённой Уполномоченным органом и одобренной Авиационным Регистром

системы обеспечения качества.

Уполномоченными органами Авиационного Регистра для утверждения

системы контроля производства после подготовки и предъявления Изготовителем

необходимых документов являются научно - исследовательские институты по

направлениям (НИАТ, НИИД, НИТИ, ВИАМ). После утверждения системы контроля

производства (СУ КП) комиссия из представителей этих институтов с

привлечением специалистов ЦАГИ,ЦИАМ,ЛИИ,ВИЛС и НИИСУ подготавливает

комплексное заключение о том, что соответствие каждого выпущенного

экземпляра изделия типовой конструкции, определённой Сертификатом типа, на

данном предприятии может быть обеспечено.

После того, как на предприятии был сформирован полный комплект

нормативно-технической и методической документации по сертификации типа

воздушного судна и производства (СУ КП), в начале апреля 1993 года было

проведено совещание руководящего состава ВАСО (от начальника цеха

(начальника бюро технического контроля) до генерального директора) по

вопросу сертификации производства самолётов Ил - 86 и Ил - 96-300.

На совещании было решеноб что обследование и анализ производства

самолётов на ВАСО будут проведены в соответствии с Авиационными правилами

по двум направлениям:

- наличие нормативной базы и производственной среды, необходимой

для изготовления воздушного судна(ВС), полностью соответствующей

сертификации типа;

- обеспечение контроля за исполнением требований нормативной базы.

При этом предусматривается проведение работ в три этапа:

1 этап - рассмотрение и предварительный анализ представленных

материалов;

2 этап - системное обследование производства и функционирования КС

УКП;

3 этап - оформление результатов обследования.

На совещании была утверждена “Матрица компетентности при самооценке

производства самолётов Ил - 86 и Ил - 96 - 300 на ВАСО (приложение 3) и

“План-график по самооценке системы качества ВАСО при подготовке к

сертификации производства на 1993год”

По итогам работы совещания по сертификации производства были

разработаны и утверждены Генеральным директором комплексные мероприятия по

подготовке к сертификации.

Согласно комплексных мероприятий на предприятии предусматривалось:

1. Создание Совета по сертификации производства с закреплением его

полномочий в стандарте предприятия.

2. Ссздание Совета по рассмотрению материалов контроля согласно

требований Авиационных правил АП-21.

3. Формирование основных направлений работ подразделений

предприятия по качеству согласно методических материалов к Авиационным

правилам АП-21.

4. Разработать и утвердить мероприятия по предварительной

самооценке системы УКП и производства воздушных судов (ВС).

5. Формирование комиссий в цехах ВАСО для проведения работ по

сертификации производства воздушных судов (ВС).

6. Создание рабочих комиссий в цехах ВАСО.

7. Создание рабочей комиссии по приведению действующей на

предприятии документации в соответствие с требованиями стандартов серии

ГОСТ 40 и Авиационных правил АП-21.

Из всего многообразия принятых мер и проведенных мероприятий был

сформирован единый “План работ по сертификации производства самолётов Ил -

86 и Ил -96 - 300”.

В “Плане работ...” были перечислены следующие направления работ:

1. Организационно-методические мероприятия.

2. Экспертиза нормативно-технической документации по производству

самолётов Ил - 86 и Ил - 96 - 300.

3. Оценка действующей системы обеспечения качества (по

направлениям).

4. Проверка предприятий-поставщиков наиболее ответственных

агрегатов , узлов, комплектующих изделий и деталей.

5. Подготовка заключительного анализа и оформление документов по

результатам оценки производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300.

6. Рассмотрение представленных материалов на президиуме

Авиационного Регистра Межгосударственного Авиационного Комитета (АР МАК) и

принятие решения по результатам обследования производства самолётов Ил-86 и

Ил-96-300 в ВАСО.

В соответствии с матрицей компетентности при самооценке

производства самолётов в ВАСО по указанным направлениям в цехах, отделах

предприятия были созданы комиссии, разработаны мероприятия по проверке

производства и системы УКП на предмет соответствия требованиям нормативно-

технической документации по сертификации производства и СУ КП на

предприятии. После создания комиссий руководителями отделов, бюро с членами

комиссий были проведены занятия по изучениию требований стандартов ИСО

9000, ГОСТ 40, авиационных правил АП-21, методических указаний по

проведению сертифиуации продукции (типа воздушного судна), производства (СУ

КП), в части, касающейси их.

Общее руководство в период самооценки производства осуществлял

Совет по сертификации производства, возглавлявшийся зам. генерального

директора по качеству. А оперативную работу по рассмотрению материалов

самооценки (контроля) выполнял Совет по рассмотрению материалов контроля.

В его состав были привлечены ведущие специалисты по проверяемым

направлениям.

При анализе комплекса нормативно-технической документации,

регламентирующей управление в системе управления качеством прордукции, было

установлено, что в отличии от комплекса стандартов предприятия,

предусмотренных отраслевыми стандартами, стандарты ИСО серии 9000, а вместе

с ними и российские стандарты серии ГОСТ 40 устанавливают в качестве

основного документа “Руководство по качеству”.

Кроме того, анализ НТД показал, что в документации предприятия по

производству и обеспечению качества самолётов ИЛ-86 и ИЛ-960-300 наиболее

полно охвачены следующие этапы “петли качества”:

- проектирование и разработка технических требований, разработка

изделий;

- подготовка и разработка производственных процессов;

- производство продукции;

- контроль, проведения испытаний;

- реализация и распределение продукции;

- эксплуатация;

- упаковка и хранение.

Практически были не регламентированы вопросы маркетинга, поиска и

изучения рынка.

Требовала совершенствования НТД, определяющая вопросы

взаимоотношений между потребителями и поставщиками на этапе “материально-

техническое снабжение”, а также НТД по этапам “техническая помощь в

обслуживании” и “утилизация после использования” продукции.

Дальнейший анализ был направлен на проверку соответствия функций,

выполняемых в системе УКП, а также комплексов задач, регламентированных

отраслевой НТД, функциям и задачам, определённым международными стандартами

ИСО серии 9000. За основу был взят стандарт ГОСТ 40.9001-88 (ИСО 9001-87).

В результате этого анализа было установлено, что в НТД, действующей

на предприятии не были отражены требования по следующим основным вопросам:

- формирование политики в области качества;

- оценка потребителем системы УКП поставщика;

- сертификации системы УКП;

- выбор, постановка на производство изделий, в зависимости от

возможности предприятия по обеспечению поставки изделий с заданным уровнем

качества;

- анализ и оценка затрат на качество;

- внедрение статистических методов в управлении качеством

продукции.

Кроме того, требовала корректировки НТД не соответствующая

требованиям стандартов ИСО серии 9000 в части:

- установления ответственности и полномочий руководства предприятия

и всего персонала в УКП;

- проверок системы качества на предприятии, а также участие

руководства предприятия в анализе и оценке системы УКП;

- разработка и реализация программ качества и поставок изделий;

- ориентации системы УКП на потребителя;

- настройки системы УКП на устранение возможных причин отлонений от

технических условий и качества изделий от заданного уровня и

разработкупрофилактических мероприятий (система УКП должна предупреждать

выпуск продукции неудовлетворительного качества).

Помимо нормативно-технической документации КС УКП в соответствии с

“Матрицей компетентности...” также была произведена проверка на

соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000 и стандартом серии ГОСТ

40 и, уточнённой отраслевой НТД следующих процедур и объетов:

а) самолётов ИЛ-86 и ИЛ-96-300, изготовленных и прошедших весь

комплекс испытаний;

б) системы контроля производства;

в) системы обеспечения качества (КС УКП);

г) действующей конструкторской, технологической и нормативно-

технической документации;

д) соостояния технолгического оборудования, оснастки и инструмента;

е) метрологического обеспечения производства и состояния контроля

качества изготовления деталей, узлов, сборочных единиц и изделия вцелом;

ж) испытаний сборочных единиц и изделия вцелом;

з) входного контроля материалов, полуфабрикатов и комплектующх

изделий;

и) складирования и транспортировка составных частей изделия,

запаных частей, наземного оборудования;

к) организационно-технического обеспечения производства;

л) квалификация кадров.

По результатам проведённой проверки по самооценке производства

самолётов ИЛ-86 и ИЛ-96-300 были составлены организационно-технические

мероприятия по доработке системы УКП.

Согласно этих мероприятий в установленные сроки необходимо было

реализовать следующее:

1. Доработка и практическое внедрение доработанной системы УКП.

2. Подготовка и анализ отчётных материалов по результатам проверки

функционирования доработанной системы УКП.

3. Разработка руководства по качеству ВАСО.

4. Подготовка доказательной документации и подача официальной

заявки в Авиационный Регистр Межгосударственной Авиационной Комиссии.

Одним из важнейших документов , который требовал не доработки, а

разработки является Руководство по качеству.

Несмотря на то, что на предприятии в соответствии с действующей

отраслевой НТД , в рамках комплексной системы УКП, применялось около 200

стандартов предприятия, единого документа по управлению (или обеспечению)

качеством продукции не было. В соответствии с рекомендациями стандартов ИСО

серии 9000 был разработан и введён в действие основной организационно-

методический документ КС УКП на предприятии - “Руководство по качеству”.

В первом разделе “Руководства по качеству” изложена “Политика в

области качества”, утверждённая Генеральным директором.

Обращаясь к потребителям, ВАСО предлагает “лучшее решение проблемы

надёжности и эффективности эксплуатации лучших отечественных

широкофюзеляжных самолётов”/41,с.1/.

Целью функционирования системы качества на ВАСО является

обеспечение:

- изготовления каждого элемента выпускаемых самолётов в

соответствии с типовой конструкцией и требованиями безопасной эксплуатации;

- заданного уровня качества выпускаемой продукции при минимальных

затратах;

- соответствия самолёта заявленным требованиям типовой конструкции

и условиям на поставку.

Достижение указанной цели осуществляется с помощью:

- выполнения документированных ГОСТами, ОСТами, РТМ и стандартами

предприятия всех необходимых процедур, правил и методов обеспечения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.