Сертификация систем управления качеством продукции \BACO\
Требования стандартов ГОСТ 40.9001 - 88 - ГОСТ 40.9003 - 88 по
отношению к техническим требованиям на продукцию являются дополнительными и
могут изменяться в зависимости от конкретных условий.
Поэтому необходимость внедрения того или иного стандарта системы
ГОСТ 40 определяется каждым предприятием самостоятельно при взаимном
соглашении изготовителей (поставщиков) с потребителями (заказчиками). Но во
всех случаях эти стандарты могут использоваться в качестве методических
материалов при совершенствовании систем УКП.
А для завоевания международных рынков сбыта на длительные периоды,
наличие на предприятии системы качества постоянно обеспечивающей
конкурентоспособность выпускаемой продукции, необходимо признать
обязательным и требования стандартов системы ГОСТ 40 целесообразно
принимать в качестве минимально необходимых. При этом систему УКП по своему
характеру следует рассматривать как организационную экономико-техническую
систему, в рамках которой должна реализовываться совокупность
организационных, экономических, социальных и научно-технических
мероприятий.
Как считает автор, в Российской Федерации создана необходимая
нормативная база и сформировались определённые социально-экономические
условия для применения в широких масштабах сертификации продукции и систем
УКП с соблюдением основополагающих правил (принципов).
О с н о в н ы е п р и н ц и п ы п р о в е д е н и я с е р т и ф
и к а ц и и с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м
п р о д у к ц и и
Сертификация системы УКП , независимо от органа, которым она
проводится (национальным или зарубежным) должна характеризоваться рядом
основных принципов:
а) целевой направленности, то есть необходимости осуществления
сертификации системы УКП с чётко определённой целью. К такой цели может
относиться, например, выход предприятия на определённый участок мирового
рынка. В этом случае , очень важно выбрать наиболее авторитетный в данном
регионе (или в мировом сообществе) зарубежный сертификационный орган
(центр, международную организацию). Для достижения выше указанной цели ,
сертификация системы нашим национальным органом в настоящий период времени
будет явно недостаточной, так как пока сертификаты , получаемые на основе
сертификации зарубежными сертификационными органами, более авторитетны и,
соответственно, имеют существенное преимущество;
б) добровольности, то есть проведение на предприятиях сертификации
системы УКП может быть только добровольным, по инициативе и при наличии
заявки от этого предприятия ;
в) объективности, то есть проверки и оценки системы УКП при её
сертификации должны осуществляться компетентными , высококвалифицированными
специалистами. Ни один сотрудник , участвующий в сертификации,не может быть
прямо или косвенно связан с данным предприятием, иметь его акции. При этом
оплата за работу по сертификации не должна зависеть от заклюения по
проверке, оценке и сертификации системы;
г) конфиденциальности, то есть орган по сертификации и его
сотрудники должны соблюдать профессиональную тайну в отношении
конфиденциальности информации, получаемой в результате взаимодействия с
поставщиком. Этивопросы могут стать предметом официальногоьсоглашения
органа по сертификации и заказчика;
д) предварительной оплаты работ органу по сертификации, то есть
оплата сертификационных работ должна осуществляться до начала их
проведения. Целесообразно это реализовать в два этапа. На первом этапе
оплата производится за предварительную проверку и оценку системы УКП , а
затем , в случае принятия решения о проведении второго этапа - за
окончательную сертификационную работу.В любом случае перечисление денег
должно быть выполнено до начала каждого последовательно выполняемого
комплекса работ. Стоимость работ зависит, в основном, от масштаба и
теерриториального расположения предприятия, сложности и объёмов
производства, модели системы УКП. Например, сертификация системы качества
шведскими сертификационными органами стоит (в зависимости от указанных
факторов) 20 - 250 тыс. крон /32,с.41/.
Реализацию вышеукаанных положений сертификации системы УКП
рассмотрим на примере сертификации системы УКП Воронежского акционерного
самолётостроительного общества по производству самолётов Ил - 86 и Ил - 96
- 300.
2.2. В н у т р е н н я я п р о в е р к а и п о д г о т о в к а
с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и и
д о к у м е н т а ц и и к с е р т и ф и к а ц и и в а к ц и о н е
р н о м о б щ е с т в е .
Как было отмечено в параграфе 2.1., в Государственном реестре среди
других систем обязательной сертификации была зарегистрирована и система
сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации
(Межгосударственный авиационный комитет).
В дополнение и в развитие , действующих стандартов серии ГОСТ 40 и
приведенной в соответствие с ними отраслевой нормативно - технической
документацией, Ц е н т р сертификации изделий и производства продукции
народнохозяйственного назначения при комитете общественной экспертизы в
марте 1992 года ввёл в действие Авиационные правила сертификации
производства воздушных судов , авиадвигателей и воздушных винтов (АП - 21).
Одобренные Исполнительным комитетом Совета по нормам лётной
годности от 28.02.92 года разделы Авиационных правил (АП - 21) содержат
обязательные для Изготовителя требования для производства изделий при
наличии только Сертификата типа на производимые изделия (раздел “F”) и
процедурные требования для получения Изготовителем Сертификата на
производство (раздел”G”).
Правила АП - 21 (разделы “F” и “G”) выполнены по структуре и
нумерации разделов и пунктов адекватно структуре Федеральных авиационных
правил США - FAR-21 (разделы “F” и “G”).
Другие разделы Авиационных правил АП-21 предусматривают вопросы
взаимодействия с предприятиями - поставщиками составных частей,
комплектующих изделий, материалов и др., а также вопросы,связанные с
импортом и экспортом (разделы K, L, M, N, O).
Основой обеспечения контроля соответствия каждого экземпляра
сертифицированной типовой конструкции во всех случаях (разделы “F” и “G”)
является на заводе - изготовителе независимой инспекции (применительно к
странам Содружества Независимых Государств - Военной приёмки) и
утверждённой Уполномоченным органом и одобренной Авиационным Регистром
системы обеспечения качества.
Уполномоченными органами Авиационного Регистра для утверждения
системы контроля производства после подготовки и предъявления Изготовителем
необходимых документов являются научно - исследовательские институты по
направлениям (НИАТ, НИИД, НИТИ, ВИАМ). После утверждения системы контроля
производства (СУ КП) комиссия из представителей этих институтов с
привлечением специалистов ЦАГИ,ЦИАМ,ЛИИ,ВИЛС и НИИСУ подготавливает
комплексное заключение о том, что соответствие каждого выпущенного
экземпляра изделия типовой конструкции, определённой Сертификатом типа, на
данном предприятии может быть обеспечено.
После того, как на предприятии был сформирован полный комплект
нормативно-технической и методической документации по сертификации типа
воздушного судна и производства (СУ КП), в начале апреля 1993 года было
проведено совещание руководящего состава ВАСО (от начальника цеха
(начальника бюро технического контроля) до генерального директора) по
вопросу сертификации производства самолётов Ил - 86 и Ил - 96-300.
На совещании было решеноб что обследование и анализ производства
самолётов на ВАСО будут проведены в соответствии с Авиационными правилами
по двум направлениям:
- наличие нормативной базы и производственной среды, необходимой
для изготовления воздушного судна(ВС), полностью соответствующей
сертификации типа;
- обеспечение контроля за исполнением требований нормативной базы.
При этом предусматривается проведение работ в три этапа:
1 этап - рассмотрение и предварительный анализ представленных
материалов;
2 этап - системное обследование производства и функционирования КС
УКП;
3 этап - оформление результатов обследования.
На совещании была утверждена “Матрица компетентности при самооценке
производства самолётов Ил - 86 и Ил - 96 - 300 на ВАСО (приложение 3) и
“План-график по самооценке системы качества ВАСО при подготовке к
сертификации производства на 1993год”
По итогам работы совещания по сертификации производства были
разработаны и утверждены Генеральным директором комплексные мероприятия по
подготовке к сертификации.
Согласно комплексных мероприятий на предприятии предусматривалось:
1. Создание Совета по сертификации производства с закреплением его
полномочий в стандарте предприятия.
2. Ссздание Совета по рассмотрению материалов контроля согласно
требований Авиационных правил АП-21.
3. Формирование основных направлений работ подразделений
предприятия по качеству согласно методических материалов к Авиационным
правилам АП-21.
4. Разработать и утвердить мероприятия по предварительной
самооценке системы УКП и производства воздушных судов (ВС).
5. Формирование комиссий в цехах ВАСО для проведения работ по
сертификации производства воздушных судов (ВС).
6. Создание рабочих комиссий в цехах ВАСО.
7. Создание рабочей комиссии по приведению действующей на
предприятии документации в соответствие с требованиями стандартов серии
ГОСТ 40 и Авиационных правил АП-21.
Из всего многообразия принятых мер и проведенных мероприятий был
сформирован единый “План работ по сертификации производства самолётов Ил -
86 и Ил -96 - 300”.
В “Плане работ...” были перечислены следующие направления работ:
1. Организационно-методические мероприятия.
2. Экспертиза нормативно-технической документации по производству
самолётов Ил - 86 и Ил - 96 - 300.
3. Оценка действующей системы обеспечения качества (по
направлениям).
4. Проверка предприятий-поставщиков наиболее ответственных
агрегатов , узлов, комплектующих изделий и деталей.
5. Подготовка заключительного анализа и оформление документов по
результатам оценки производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300.
6. Рассмотрение представленных материалов на президиуме
Авиационного Регистра Межгосударственного Авиационного Комитета (АР МАК) и
принятие решения по результатам обследования производства самолётов Ил-86 и
Ил-96-300 в ВАСО.
В соответствии с матрицей компетентности при самооценке
производства самолётов в ВАСО по указанным направлениям в цехах, отделах
предприятия были созданы комиссии, разработаны мероприятия по проверке
производства и системы УКП на предмет соответствия требованиям нормативно-
технической документации по сертификации производства и СУ КП на
предприятии. После создания комиссий руководителями отделов, бюро с членами
комиссий были проведены занятия по изучениию требований стандартов ИСО
9000, ГОСТ 40, авиационных правил АП-21, методических указаний по
проведению сертифиуации продукции (типа воздушного судна), производства (СУ
КП), в части, касающейси их.
Общее руководство в период самооценки производства осуществлял
Совет по сертификации производства, возглавлявшийся зам. генерального
директора по качеству. А оперативную работу по рассмотрению материалов
самооценки (контроля) выполнял Совет по рассмотрению материалов контроля.
В его состав были привлечены ведущие специалисты по проверяемым
направлениям.
При анализе комплекса нормативно-технической документации,
регламентирующей управление в системе управления качеством прордукции, было
установлено, что в отличии от комплекса стандартов предприятия,
предусмотренных отраслевыми стандартами, стандарты ИСО серии 9000, а вместе
с ними и российские стандарты серии ГОСТ 40 устанавливают в качестве
основного документа “Руководство по качеству”.
Кроме того, анализ НТД показал, что в документации предприятия по
производству и обеспечению качества самолётов ИЛ-86 и ИЛ-960-300 наиболее
полно охвачены следующие этапы “петли качества”:
- проектирование и разработка технических требований, разработка
изделий;
- подготовка и разработка производственных процессов;
- производство продукции;
- контроль, проведения испытаний;
- реализация и распределение продукции;
- эксплуатация;
- упаковка и хранение.
Практически были не регламентированы вопросы маркетинга, поиска и
изучения рынка.
Требовала совершенствования НТД, определяющая вопросы
взаимоотношений между потребителями и поставщиками на этапе “материально-
техническое снабжение”, а также НТД по этапам “техническая помощь в
обслуживании” и “утилизация после использования” продукции.
Дальнейший анализ был направлен на проверку соответствия функций,
выполняемых в системе УКП, а также комплексов задач, регламентированных
отраслевой НТД, функциям и задачам, определённым международными стандартами
ИСО серии 9000. За основу был взят стандарт ГОСТ 40.9001-88 (ИСО 9001-87).
В результате этого анализа было установлено, что в НТД, действующей
на предприятии не были отражены требования по следующим основным вопросам:
- формирование политики в области качества;
- оценка потребителем системы УКП поставщика;
- сертификации системы УКП;
- выбор, постановка на производство изделий, в зависимости от
возможности предприятия по обеспечению поставки изделий с заданным уровнем
качества;
- анализ и оценка затрат на качество;
- внедрение статистических методов в управлении качеством
продукции.
Кроме того, требовала корректировки НТД не соответствующая
требованиям стандартов ИСО серии 9000 в части:
- установления ответственности и полномочий руководства предприятия
и всего персонала в УКП;
- проверок системы качества на предприятии, а также участие
руководства предприятия в анализе и оценке системы УКП;
- разработка и реализация программ качества и поставок изделий;
- ориентации системы УКП на потребителя;
- настройки системы УКП на устранение возможных причин отлонений от
технических условий и качества изделий от заданного уровня и
разработкупрофилактических мероприятий (система УКП должна предупреждать
выпуск продукции неудовлетворительного качества).
Помимо нормативно-технической документации КС УКП в соответствии с
“Матрицей компетентности...” также была произведена проверка на
соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000 и стандартом серии ГОСТ
40 и, уточнённой отраслевой НТД следующих процедур и объетов:
а) самолётов ИЛ-86 и ИЛ-96-300, изготовленных и прошедших весь
комплекс испытаний;
б) системы контроля производства;
в) системы обеспечения качества (КС УКП);
г) действующей конструкторской, технологической и нормативно-
технической документации;
д) соостояния технолгического оборудования, оснастки и инструмента;
е) метрологического обеспечения производства и состояния контроля
качества изготовления деталей, узлов, сборочных единиц и изделия вцелом;
ж) испытаний сборочных единиц и изделия вцелом;
з) входного контроля материалов, полуфабрикатов и комплектующх
изделий;
и) складирования и транспортировка составных частей изделия,
запаных частей, наземного оборудования;
к) организационно-технического обеспечения производства;
л) квалификация кадров.
По результатам проведённой проверки по самооценке производства
самолётов ИЛ-86 и ИЛ-96-300 были составлены организационно-технические
мероприятия по доработке системы УКП.
Согласно этих мероприятий в установленные сроки необходимо было
реализовать следующее:
1. Доработка и практическое внедрение доработанной системы УКП.
2. Подготовка и анализ отчётных материалов по результатам проверки
функционирования доработанной системы УКП.
3. Разработка руководства по качеству ВАСО.
4. Подготовка доказательной документации и подача официальной
заявки в Авиационный Регистр Межгосударственной Авиационной Комиссии.
Одним из важнейших документов , который требовал не доработки, а
разработки является Руководство по качеству.
Несмотря на то, что на предприятии в соответствии с действующей
отраслевой НТД , в рамках комплексной системы УКП, применялось около 200
стандартов предприятия, единого документа по управлению (или обеспечению)
качеством продукции не было. В соответствии с рекомендациями стандартов ИСО
серии 9000 был разработан и введён в действие основной организационно-
методический документ КС УКП на предприятии - “Руководство по качеству”.
В первом разделе “Руководства по качеству” изложена “Политика в
области качества”, утверждённая Генеральным директором.
Обращаясь к потребителям, ВАСО предлагает “лучшее решение проблемы
надёжности и эффективности эксплуатации лучших отечественных
широкофюзеляжных самолётов”/41,с.1/.
Целью функционирования системы качества на ВАСО является
обеспечение:
- изготовления каждого элемента выпускаемых самолётов в
соответствии с типовой конструкцией и требованиями безопасной эксплуатации;
- заданного уровня качества выпускаемой продукции при минимальных
затратах;
- соответствия самолёта заявленным требованиям типовой конструкции
и условиям на поставку.
Достижение указанной цели осуществляется с помощью:
- выполнения документированных ГОСТами, ОСТами, РТМ и стандартами
предприятия всех необходимых процедур, правил и методов обеспечения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|