рефераты бесплатно

МЕНЮ


Общественная государственная подготовка

пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с

организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной

службы которых составляет 20 лет и более, предоставлено право на бесплатный

проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением

такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением

военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные

учреждения и обратно (один раз в год) (ранее такое право предоставлялось

только офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного

возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с

организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной

службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более).

Руководителю занятия рекомендуется разъяснить право военнослужащих на

обжалование неправомерных действий (ст. 21 гласит: военнослужащие,

проходящие военную службу по призыву, освобождены от уплаты государственной

пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением

военной службы), а также право на получение юридической помощи (ст. 22).

Установлено, что юридическая помощь оказывается бесплатно:

- органами военного управления и органами военной юстиции в пределах

своих функциональных (должностных) обязанностей – всем военнослужащим,

гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам,

связанным с прохождением военной службы;

- органами предварительного следствия, прокурором и судом, в

производстве которых находится уголовное дело;

- юридическими консультациями и коллегиями адвокатов –

военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам,

связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям,

установленным федеральными законами.

В ст. 25 определены дополнительные гарантии социальной защиты

военнослужащих – ветеранов боевых действий на территориях других государств

и ветеранов, исполнявших обязанности военной службы в условиях

чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и членов их семей:

- зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы учитываемый

при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного

вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда,

предоставлении льгот, связанных со стажем работы, независимо от

продолжительности перерыва между днем увольнения с военной службы и днем

приема на работу (поступления в образовательное учреждение);

- на членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в

условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах,

распространяются льготы, гарантии и компенсации, действующие в отношении

членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.

В статье 28 законодательно закрепляются гарантии от необоснованного

привлечения командиров (начальников) к ответственности за правонарушения

подчиненных. Установлено, что командиры не несут дисциплинарной

ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за

исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в

пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и

предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности

виновных лиц.

В заключение руководителю занятия рекомендуется подчеркнуть, что

социальная и правовая защита граждан является ключевой функцией

государства, провозглашенного Конституцией Российской Федерации. Острота

социальной ситуации в стране, в Вооруженных Силах требует от органов

военного управления, воинских должностных лиц принятия адекватных мер по

смягчению и предотвращению негативного влияния неблагоприятных факторов на

социально-правовой статус военнослужащих.

Осуществление социальной и правовой защиты вооруженных защитников

Отечества – необходимое и существенное условие поддержания на должном

уровне боевой готовности и боеспособности войск, важнейший фактор

воспитания личного состава. Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

призван дать новый импульс решению этих задач в условиях военной реформы.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации, 1993.

2. Закон Российской Федерации «Об обороне ». М., 1996.

3. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной

службе». М., 1998.

4. Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих». М., 1998.

Полковник юстиции Корякин В.М., кандидат юридических наук

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЙСК:

ШКОЛА ГЕНЕРАЛА М.И. ДРАГОМИРОВА

1. Обоснование М.И. Драгомировым основополагающих идей и принципов

подготовки войск.

2. Взгляды М.И. Драгомирова на воинское воспитание.

Во вступлении руководителю занятия рекомендуется разъяснить, что

военно-педагогическая школа русской армии второй половины XIX в. тесно

связана с именем генерала Михаила Ивановича Драгомирова (1841 – 1905 гг.),

военного теоретика и педагога, автора ряда трудов по военной истории,

тактике, обучению и воспитанию войск.

Главная заслуга Драгомирова состоит в том, что он не только возродил в

русской армии традиции суворовского военного искусства и воспитания войск,

но и обогатил их новыми ценными идеями в соответствии с потребностями

своего времени. В результате деятельности Драгомирова была создана цельная

и стройная система воинского обучения и воспитания, господствовавшая в

русской армии на протяжении десятилетий и по праву названая его именем.

Обоснование М.И. Драгомировым основополагающих идей и принципов подготовки

войск

Приступая к изложению вопроса, руководителю занятия рекомендуется

отметить, что в ходе осуществления в русской армии Милютинских реформ 60 –

70-х годов XIX в. произошли существенные изменения в обучении и воспитании

войск. Существенное влияние на них оказали идеи и взгляды М.И.

Драгомирова. Основываясь на опыте и уроках Крымской (1853-1856 гг.) и

русско-турецкой (1877-1878 гг. войн, изучив военно-педагогическое наследие

полководцев и военачальников прошлого (особенно А.В. Суворова), Драгомиров

разработал стройную систему обучения и воспитания. Она в наибольшей степени

учитывала конкретно-историческую ситуацию, специфику русского национального

характера и соответствовала последним достижениям военно-теоретической

мысли России и зарубежных стран того времени.

Военно-педагогические идеи М.И. Драгомирова отличались тесной связью с

потребностями боевой практики войск, стремлением к всестороннему развитию

личности солдат, привитию им высоких нравственных качеств. Раскрывая их

сущность, Драгомиров писал: «Все дело воспитания и образования войск

приводится к весьма немногим идеям: 1) ставить воспитание выше образования;

2) переходить от анализа к синтезу (т. е. учить делу по частям, но на этом

не останавливаться, непременно соединять эти части в одно, так как они

соединяются при действии против неприятеля); 3) учить целесообразно; 4)

развить внимание людей в военном направлении; 5) приучить их встречать

неожиданности быстро, но несуетливо; 6) вести занятия так, чтобы ни один

шаг в них не противоречил закону выручки своих; 7) ознакомить различные

роды оружия со взаимными их свойствами; 8) вести маневры так, чтобы «всякий

воин понимал свой маневр»; 9) устранять все, способствующее развитию

самосохранения и поощрять все, благоприятствующее самоотвержению, и потому

давать практику в преодолении чувства опасности; 10) учить показом, а не

рассказом; 11) остерегаться примерного исполнения чего бы то ни было в

мере, допускаемой мирною практикою, – вот и все. Все эти идеи можно было

свести даже к одной только: в воспитании и обучении сообразоваться со

свойствами воли и ума человека».

Эти идеи военного педагога, блестящего теоретика и практика, придавали

обучению большую стройность и последовательность, способствовали достижению

более высоких результатов.

Сердцевину военно-педагогической системы Драгомирова составляют

разработанные им принципы обучения. В чем их суть?

В деле подготовки войск, считал М.И. Драгомиров, первостепенное

значение имеет рациональность обучения «Войска должно учить в мирное время

только тому, что им придется делать в военное». Всякое отступление от этого

принципа, является вредным, «потому что оно внушает солдатам и начальникам

превратное понятие о том, что можно и чего нельзя требовать в бою от

человека». Люди, выученные лишнему, – говорил Драгомиров, – и перед

противником будут делать не то, что нужно, а то, что они умеют делать.

Центральное место в системе военного педагога занимает принцип

системности и последовательности. «Учить солдат боевому делу, – утверждал

Драгомиров, – должно в такой последовательности, чтобы они из самого хода

обучения видели цель всякого отдела образования». Этот принцип требует

излагать учебный материал от простого к сложному, от легкого к трудному, от

известного к неизвестному. Для обеспечения последовательности и системности

обучения М.И. Драгомиров рекомендовал разрабатывать глубоко продуманные

программы и планы учебных дисциплин, составлять расписание занятий, умело

распределять на них время.

«Рациональное распределение времени, или составление так называемого

учебного плана, – отмечал Драгомиров, – в особенности важно теперь, при

кратких сроках службы, при которых нельзя терять даром ни минуты; без

такого плана, и без строгого следования ему, успех немыслим. Только учебный

план, заранее соображенный, дает возможность чего-нибудь не забыть и

соблюсти должную постепенность в том, что, после чего проходить следует».

Огромное значение в педагогической системе Драгомирова придавалось

принципу сознательного отношения обучаемых к военному обучению. Обучаемый

должен хорошо представлять, чего от него хотят добиться в обучении и для

чего это нужно.

Драгомиров резко выступал против зубрежки и муштры, решительно

отвергал попытки насадить в русской армии прусскую систему воспитания и

обучения войск. Рабское подражание чужим порядкам, взятым у другого народа,

отмечал он, к добру не приводит, ибо они составляют результат его

национальных особенностей и, следовательно, не могут соответствовать таким

же особенностям народа-подражателя. В основу обучения должны быть положены,

утверждал он, не чужеземные образцы, а очень национальное суворовское

классическое правило: «всякий воин должен понимать свой маневр».

Существенную роль, по мнению М.И. Драгомирова, в обучении играет

наглядность, пример. Он рекомендовал чаще использовать примеры, то есть

показать, что и как делать, прибегая к устным объяснениям только в случае

действительной необходимости. Это требует как само военное дело – дело

практическое, так особенность обучаемого – солдата не привыкшего

выслушивать и понимать длинные речи. «Простого человека нужно учить не

словом, а делом; примером, показом. Покажи ты ему что-нибудь раз, – писал

М.И. Драгомиров, – и он задержит, поймет и будет помнить это лучше, чем ты

ему расскажешь двадцать раз».

Следует строго разграничивать, считал педагог-новатор, что вводить в

сознание солдата рассказом, а что показом. В таких разделах обучения, как

строй, фехтование, гимнастика, на его взгляд, должен господствовать показ.

А в других разделах, где без рассказа не обойтись, словом нужно

пользоваться предельно скупо и при малейшей возможности прибегать к

примеру, к показу.

Наряду с принципом наглядности Драгомиров подчеркивает воинское

значение в обучении принципа тесной связи теории с практикой. В частности,

он писал, что «устав–теория, могущая оживотвориться только тогда, когда

человек, богатый служебным опытом, осветит различные положения оной

конкретными случаями, и притом именно случаями, а не рассуждениями».

Поэтому в обучении солдат Драгомиров первостепенную роль отводил офицерам.

«Иного пути, – отмечал педагог, – для достижения цели обучения в срок,

возможно кратчайший, нет и быть не может. Вести по этому пути может только

человек, искушенный служебным опытом, т.е. офицер во всяком случае, а унтер-

офицеры и учителя в этом деле будут только его помощниками, в свою очередь

получающими от него указания и им подготовленными».

Особое значение в военно-педагогической системе М.И. Драгомирова

придавалось принципу прочности усвоения. Этот принцип требует начинать

учить не многому, но много, то есть основательно. «Брать из преподаваемого

не все сплошь, – учил он, – а в порядке важности, начиная с того, без чего

солдат обойтись не может».

В интересах твердости усвоения знаний и навыков Драгомиров был

решительным противником всякого рода показухи и формализма. Он, например,

резко протестовал против существовавшей практики заблаговременного

назначения смотров, мотивируя это тем, что успех обучения определяется

работой на протяжении целого года, а не натаскиванием к определенному сроку

по тому или иному разделу обучения.

М.И. Драгомиров в тесной связи с принципами рассмотрел и методы

обучения. Необходимо, отмечал он, в обучении применять методику, которая

будит мысль, инициативу обучаемых, развивает у них самостоятельность и

уверенность в своих силах. Драгомиров рекомендовал на каждом занятии

сообщать обучаемым понемногу – одну–две мысли и тотчас же требовать

повторения, избегать книжных слов, не допускать повышения голоса на

обучаемых. «Пока учишь, – говорил он, – никогда не сердись...».

Рекомендовалось также солдат в работу втягивать исподволь, не надрывая их

сил, поправлять обучающихся словом, а не руками, если слов не понимают, –

показать на себе.

Успех обучения молодых солдат, считал Драгомиров, зависит от манеры

обращения с ними. «Обучающие должны помнить, – учил он, – что если молодой

солдат не исполняет чего-либо или исполняет дурно, то это происходит, за

весьма редкими исключениями, не от нерадения, а от непонимания требований;

помочь этому можно только терпеливым и кратким объяснением молодому солдату

того, что он должен делать, а не взысканиями; взыскания в подобных случаях

могут только окончательно запугать и ошеломить его». Чрезвычайно актуальны

и сегодня эти строки.

М.И. Драгомиров признавал, что «умело преподавать новобранцу не

легко», гладкое изложение, последовательная аргументация для него совсем не

годятся и дадут плохой результат. Нужно всегда учитывать особенности

новобранцев. Важно также помнить, что учитель существует для ученика, а не

наоборот. И потому учитель должен удовлетворять не своей потребности учить,

а потребности ученика – знать, следовательно, давать ему только то, что без

помощи учителя ученик узнать не может, не рассказывать ему того, что и без

учителя понятно.

Ценными и поучительными являются идеи и опыт М.И. Драгомирова по

тактической подготовке различных родов оружия: пехоты, конницы,

артиллеристов. Его рекомендации по проведению учений с боевыми патронами,

использованию забытого суворовского способа подготовки к бою – сквозных

атак, осуществлению совместных маневров отрядов из разных родов войск и

другие приемы, и способы сыграли важную роль в повышении качества боевой

подготовки русской армии.

Драгомиров не только обосновал принципы и методы обучения, но указал

также какими силами, каким кадровым составом можно обеспечить подготовку

подразделений и частей. Он считал, что «самый добросовестный, знающий и

деятельный ротный командир весьма мало сделает, если вообразит, будто сам

все может сделать». Для успеха дела необходимо опираться на подготовленных

офицеров, унтер-офицеров, учителей и сплоченный коллектив роты. «Нужно, –

отмечал Драгомиров, – чтобы рота представляла не одну бесформенную массу,

но слагалась из малых, органически сросшихся между собой частей, подобно

тому, как это видим в человеческом теле. И всякая из этих малых частей

должна иметь свою самостоятельную и ответственную голову и свое

органическое сложение из частей меньших: только тогда она может быть

признана, как орган роты, только тогда рота является организмом здоровым,

имеющим внутренний порядок». А если все роты будут хорошо подготовлены, то

и полк будет на высоте положения.

Многие передовые идеи М.И. Драгомирова нашли поддержку у руководства

военным министерством России и были отражены в некоторых учебных,

инструкциях и уставах, по которым учились войска русской армии.

Руководителю занятия рекомендуется отметить, что сегодня, в ходе проведения

военной реформы как никогда важно повысить эффективность обучения и

воспитания военнослужащих. Поэтому обращение к педагогическим взглядам М.И.

Драгомирова представляет несомненный интерес.

Взгляды М.И. Драгомирова на воинское воспитание

Приступая к изложению второго вопроса, руководителю занятия

рекомендуется подчеркнуть, что в военно-педагогической системе М.И.

Драгомирова исключительно большое место отведено вопросам воинского

воспитания. И это не случайно. Дело в том, что к середине XIX в. в русской

армии сохранилось еще немало элементов «прусско-гатчинской» системы

воспитания, основанной на страхе наказания и негативно влиявшей на

подготовку войск, их нравственность. Шла постоянная борьба между

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.