рефераты бесплатно

МЕНЮ


Общественная государственная подготовка

отношениях все большую роль играют экономические, политические, научно-

технические, экологические и информационные факторы. Одновременно

обостряется международная конкуренция в целях обладания природными,

технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта.

Нынешний период развития международных отношений открывает для России

новые возможности обеспечения своей безопасности. Уменьшилась опасность

прямой агрессии против Российской Федерации. Имеются перспективы более

широкой интеграции в мировую экономику. Возросли возможности обеспечения

национальной безопасности страны невоенными средствами – за счет договорно-

правовых, политических, экономических и других мер.

Однако, как отмечается в Концепции, становление многополярного мира –

процесс продолжительный и не простой. На его нынешнем этапе еще сильны

рецидивы попыток создания структуры международных отношений, основанной на

односторонних, в том числе военно-силовых, решениях ключевых проблем

мировой политики.

Влияние России на решение кардинальных вопросов международной жизни,

затрагивающих интересы нашего государства, значительно снизилось. В этих

условиях усилилось стремление ряда государств к ослаблению его позиций в

политической, экономической и военной областях.

Еще недостаточно устойчивы позитивные тенденции во внутреннем развитии

государства и общества. Главной причиной этого является сохранение

кризисных явлений в российской экономике. Сократилось производство и

ухудшилась его структура по сравнению с дореформенным периодом. Нарастает

научно-техническое отставание России от развитых стран. Усиливается

зависимость от импорта продовольствия и потребительских товаров,

оборудования и технологий. Растет внешний и внутренний государственный

долг. Происходит отток квалифицированных кадров из сферы материального

производства и из научной сферы. Увеличивается количество чрезвычайных

ситуаций техногенного характера. Растет имущественное расслоение общества,

снижается уровень жизни большей части населения. Все еще велик уровень

преступности и коррупции. Сокращается экономический, научный и

демографический потенциал страны. Не достигнуто общественное согласие.

Нарушена прежняя система обороны, а создание новой идет медленно.

Появились большие по протяженности неохраняемые участки государственной

границы.

Однако, несмотря на это Россия имеет все предпосылки для того, чтобы

поддержать и упрочить свои позиции как державы, способной обеспечить

процветание своего народа и играть важную роль в мировых процессах. Во-

первых, значителен наш экономический и научно-технический потенциал,

определяющий способность страны к устойчивому развитию. Во-вторых,

уникально стратегическое положение России на Евразийском континенте. В-

третьих, значительны запасы сырья и ресурсов. В-четвертых, имеется мощный

потенциал ядерных сил. Все это создает предпосылки для обеспечения надежной

национальной безопасности России в XXI веке.

Далее руководителю занятия необходимо пояснить, что Россия, как и

любое другое государство, имеет свои национальные интересы, обеспечение

которых является приоритетной задачей всех государственных институтов.

Национальные интересы в своей основе отражают «инстинкт

самосохранения» народа как культурно-исторической общности, что

предполагает поддержание стабильности основополагающих общественных и

государственных институтов, обеспечение внутренней и внешней безопасности

государства в конкретно-исторических условиях.

К важнейшим национальным интересам России на современном этапе ее

развития в Концепции отнесены: обеспечение развития человека, повышение

качества и уровня его жизни, общественной и личной безопасности; сохранение

суверенитета, территориальной целостности, незыблемость федеративного

устройства России; единство экономического пространства, преодоление спада

производства и переход к экономическому росту; гарантированная государством

свобода демократического развития общества, установление надежного

гражданского мира и национального согласия.

В документе отмечено, что на сегодня национальные интересы России в

области экономики являются ключевыми. Комплексное решение проблем,

связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на

основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологичного

производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественными

сырьем и оборудованием, армию вооружением, население и социальную сферу –

предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю –

конкурентоспособными экспортными товарами.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в

обеспечении гражданского мира, национального согласия и внутриполитической

стабильности государственной власти, ее институтов и правопорядка,

завершении становления демократического общества, а также в нейтрализации

причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнациональных

конфликтов, национального и регионального сепаратизма, ведущих к

дезинтеграции страны.

Национальные интересы России в сфере борьбы с преступностью и

коррупцией требуют консолидации усилий общества и государства, резкого

ограничения экономической и социально-политической основы этих

противоправных явлений, выработки комплексной системы мер правового,

специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и

правонарушений, для обеспечения защиты личности, общества и государства от

преступных посягательств. Интересы национальной безопасности требуют

решительной борьбы с проникновением преступности в армейскую среду. К

сожалению, на сегодняшний день в Вооруженных Силах имеют место факты

злоупотреблений служебным положением, хищений, неуставных взаимоотношений и

других правонарушений, которые отрицательно сказываются на морально-

психологическом состоянии воинских коллективов, подрывают боевую готовность

армии и флота, роняют их престиж в обществе. Поэтому делом чести каждого

военнослужащего должно стать активное участие в работе по искоренению этих

негативных явлений в нашей среде.

Большое значение для общества имеют национальные интересы в области

духовной жизни, культуры и науки, которые во многом определяют ход реформ и

их результат. «Духовное возрождение общества, – отмечается в Концепции, –

его нравственные ценности непосредственно влияют на уровень развития

экономики и всех сфер жизни».

Огромное влияние духовные факторы оказывают на военную сферу.

Духовность армии всегда являлась важнейшим показателем развития военного

искусства. Известно, например, высказывание Наполеона о том, что успех в

военном деле на три четверти зависит от духовных элементов и только на одну

четверть от материальных. Применительно к процессам реформирования

Вооруженных Сил Российской Федерации, протекающим в сложных экономических и

политических условиях, можно сказать, что успех реформы во многом будет

зависеть от того, насколько удастся развить духовные силы общества и его

вооруженных сил.

В России, в силу ее исторической специфики, национальных традиций,

геополитического положения, когда мир для нее был случайностью, а не война,

организации духа армии уделялось всегда большое внимание. Это было не

только предметом особой заботы всех без исключения реформаторов, но и

критерием в оценке эффективности проведенных преобразований. Антон

Керсновский, написавший замечательный труд по истории русской армии,

подчеркивал: «Сущностью русской национальной военной доктрины является

превосходство духа над материей».

Все это делает, как подчеркивается в Концепции чрезвычайно важным

утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитие

многовековых духовных традиций Отечества.

Национальные интересы в международной сфере требуют проведения

активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение позиций

России как великой державы – одного из влиятельных центров формирующегося

многополярного мира. Основными составляющими этого курса являются:

- формирование на добровольной основе интеграционного объединения

государств – участников Содружества Независимых Государств;

- развитие равноправного партнерства с другими великими державами –

центрами экономической и военной мощи;

- развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональной

преступностью и терроризмом;

- упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми

политическими и экономическими процессами, в которых Россия играет важную

роль, и в первую очередь укрепление Совета Безопасности ООН.

Как отмечается в Концепции, приоритетным направлением

внешнеполитического курса России является и будет являться деятельность, но

обеспечению нерушимости границ и территориальной целостности государства по

защите его конституционного строя от возможных посягательств других

государств. Решение этой задачи немыслимо без крепких Вооруженных Сил, без

достаточной заботы об оборонном комплексе страны.

Исходя из вышесказанного, руководителю занятия необходимо раскрыть

национальные интересы в оборонной сфере. Они заключаются, прежде всего, в

обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной

агрессии со стороны других государств. Реализация этих целей требует

концентрации усилий общества и государства на планомерном военном

строительстве.

В концепции отмечено, что существующая военная организация для

государства обременительна. Необходимо ее реформировать в ходе военного

строительства, которое должно учитывать изменение баланса сил на мировой

арене и эффективно использовать экономические возможности государств для

обеспечения адекватного реагирования на военные угрозы национальным

интересам Российской Федерации.

Развитие новых информационных технологий повышает значимость

национальных интересов в информационной сфере. Это обуславливает

необходимость сосредоточения усилий общества и государства на решении таких

задач, как защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального

культурного наследия, норм морали и общественной нравственности,

обеспечение права граждан на получение достоверной информации.

Применительно к военной сфере, реализация этих концептуальных установок

предусматривает разработку комплекса мер по защите войск (сил) от

негативного информационного воздействия и утечки важной военной информации.

Руководителю занятия важно разъяснить слушателям, что национальные

интересы России носят долгосрочный характер и определяют основные цели на

ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней

и внешней политики государства, реализуются через систему государственного

управления.

Необходимым условием реализации национальных интересов России является

возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и

социальные, задачи, независимо от намерений и позиций иностранных

государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения,

который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую

стабильность в России.

Анализ современного внешне- и внутриполитического положения страны,

национальных интересов в различных сферах позволяет определить задачи

Вооруженных Сил Российской Федерации по обеспечению национальной

безопасности страны. Они сформулированы в заключительном разделе Концепции.

3. Задачи Вооруженных Сил Российской Федерации по обеспечению

национальной безопасности страны

В начале изложения этого вопроса рекомендуется отметить, что

обеспечение национальной безопасности страны путем совместной

целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов, а

также граждан, принимающих участие в выявлении, предупреждении различных

угроз безопасности личности, общества и государства и в противодействии им,

является обязательным и непременным условием эффективной защиты

национальных интересов России.

Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской

Федерации является создание и поддержание такого экономического,

политического, международного и военно-стратегическою положения страны,

которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества

и государства и исключало опасность ослабления роли и значения Российской

Федерации как субъекта международного права, подрыва способности

государства реализовать свои национальные интересы на международной арене.

Говоря же непосредственно об оборонной сфере, необходимо подчеркнуть,

что в документе определены характер и направленность военного

строительства, основные требования к группировкам войск (сил) по решению

оперативно-стратегических задач в будущей войне, направления их

реорганизации, а также основные принципы обеспечения безопасности

государства в оборонной сфере.

Это позволяет сформулировать исходные данные для разработки, как

военной доктрины России, так и различных ведомственных концепций развития

сил и средств обеспечения безопасности Российской Федерации.

Как отмечается в концепции, обеспечение национальной безопасности

России в оборонной сфере является важнейшим направлением деятельности

государства, предметом постоянного общественного внимания. Главной целью

практической деятельности государства и общества в этой сфере является

совершенствование военной организации РФ для обеспечения возможности

адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникать в XXI веке, при

рациональных затратах на национальную оборону.

Характер этих угроз требует уточнения задач Вооруженных Сил РФ,

оптимизации их структуры и состава, расширения профессионального ядра армии

и флота, совершенствования правовых основ и механизма планирования военного

строительства, а также разработки современных подходов к его экономическому

и финансовому обеспечению с учетом необходимости формирования системы

коллективной безопасности в рамках СНГ.

Россия не стремится поддерживать паритет в вооружениях и вооруженных

силах с ведущими государствами мира и ориентируется на реализацию принципа

реалистического сдерживания, в основе которого лежит решимость адекватно

использовать имеющуюся военную мощь для предотвращения агрессии. Необходимо

подчеркнуть, что для предотвращения войны и вооруженных конфликтов Россия

отдает предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным

средствам. Однако пока неприменение силы не стало нормой международных

отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют наличия

достаточной для ее обороны военной мощи.

Как зафиксировано в Концепции, Вооруженные Силы Российской Федерации –

основа военной организации государства. Они играют главную роль в

обеспечении национальной безопасности Российской Федерации силовыми

методами.

Важнейшей задачей Вооруженных Сил РФ является обеспечение ядерного

сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной

крупномасштабной или региональной войны, а также осуществления союзнических

обязательств. Для выполнения этой задачи Российская Федерация должна

обладать потенциалом ядерных сил, способных гарантировать нанесение

заданного ущерба любому государству-агрессору либо коалиции государств.

Защита национальных интересов государства, отмечается в Концепции,

предполагает комплексное противодействие военным угрозам регионального и

локального масштаба. Вооруженные Силы России боевым составом мирного

времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушно-

космического нападения и решение задач по отражению агрессии в локальной

войне, а также развертывание группировки войск (сил) для решения задач в

региональной войне. Одновременно Вооруженные Силы страны должны обеспечить

осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности, как

самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Концепция исходит из того, что интересы обеспечения национальной

безопасности России и эволюция геополитической обстановки в мире

предопределяют, при соответствующих обстоятельствах, необходимость военного

присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.

Размещение в этих государствах на договорной основе и на принципах

партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз) во-первых,

должно продемонстрировать, готовность России выполнить свои союзнические

обязательства. Во-вторых, содействовать формированию устойчивого военно-

стратегического баланса сил в регионах и, в-третьих, обеспечивать

Российской Федерации возможность реагировать на кризисную ситуацию еще в

начальной стадии ее зарождения.

Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности страны

определяют необходимость широкого участия России в миротворческих

операциях. Сегодня наши миротворцы достойно выполняют свои задачи на

Балканах, в Таджикистане и Абхазии, обеспечивая мир и стабильность в данных

регионах.

В обеспечении национальной безопасности страны в оборонной сфере

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.