рефераты бесплатно

МЕНЮ


Психологические операции в военных конфликтах. Курсовая работа.

Нормандии, была оформлена в виде рисунка, наглядно указывавшего на

огромные и напрасные жертвы немцев.

0x01 graphic

\\\"Десять немецких дивизий погибли напрасно!\\\" (Английская листовка 1944 г.)

3. Подавление путем показа реальности гибели или увечья. Этот прием схож с

предыдущим, но его главная цель иная. Надо внушить: даже если противник

победит, многие его солдаты и офицеры будут либо убиты, либо искалечены,

либо останутся после войны без средств к существованию.

В качестве примера можно привести листовку которую использовали в годы

Второй мировой войны американцы против японских военнослужащих,

оборонявших алеутские острова Атту и Кыска. В ней говорилось:

\\\"Гарнизон будет сброшен с островов так же неизбежно, как осенью сбрасывает

листья дерево кири\\\" (символ смерти в Японии).

4. Подавление путем ссылок на те реальные трудности (нехватка

продовольствия, боеприпасов, медикаментов и др.), которые испытывает

противник. Надо внушить, что такие трудности приобрели постоянный

характер, и все больше усугубляются.

5. Подавление путем аппеляции к неудовлетворенным сексуальным потребностям

военнослужащих. Сексуальные потребности действительно не могут быть

удовлетворены во время боевых действий, и это часто используется в

рассчитанной на него пропаганде.

В 1942 г. японцы сбрасывали с самолетов на позиции войск США на Филиппинах

листовку-открытку с изображением молодой женщины в вечернем платье. Внизу

был текст: \\\"О, моя дорогая, как чудесно произносили твои уста эти слова \\\"С

новым годом, с новым счастьем!\\\" Идея этой листовки основывалась на широком

увлечении американских солдат фотографиями подобного рода и заключалась в

пробуждении тоски по женщине.

0x01 graphic

6. Эмоциональное подавление путем утверждений о том что \\\"пока солдат

сражается на фронте, его семья терпит в тылу притеснения, его близкие

остались без средств к существованию, а жена вынуждена заниматься

проституцией\\\". Так, в 1940 году немцы распространяли замаскированные

листовки, ориентированные на французских военнослужащих, цель которых -

пробуждение тревоги за будущее своей семьи. В листовках подобного рода

эксплуатируются такие чувства, как тоска по дому, беспокойство за судьбу

родных людей, переживание одиночества и т.п.

0x01 graphic

\\\"Скажи, мама, почему папа умер?\\\" (Немецкая листовка в виде почтовой

открытки. март 1940 г.)

Формирование в народе и среди военнослужащих противника положительного

отношения к противоположной стороне

Основная цель этого направления психологических операций, которое особо

активизируется в угрожающий период, - сформировать в возможно более

широких кругах противника установку на положительное восприятие своего

государства, своей политики, своих вооруженных сил и т.д. Сделать это чаще

всего очень трудно.

Так, этнически однородное, милитаризованное, настроенное крайне

отрицательно по отношению к СССР финское общество представляло в 1939-40

гг. явно неудачный объект для прямолинейной советской пропаганды. Когда

финны читали агитационно-пропагандистские материалы о дружбе народов СССР

и Финляндии, они не вызывали у них ничего, кроме недоумения и смеха.

Противоположный результат давала советская пропаганда на национальные

меньшинства в Польше перед войной 1939 г. Украинцы, белорусы, литовцы,

евреи, подвергавшиеся национальной дискриминации в этой стране, были

предрасположены к положительному восприятию ее содержания. Позже они

встречали советские войска с цветами в руках и выдавали им прятавшихся

польских военнослужащих, жандармов, полицейских.

Немало попыток обеспечить себе поддержку сельского населения на

оккупированных территориях СССР делали в 1941-44 гг. немцы. Вот

характерная выдержка из обращения к белорусским крестьянам:

\\\"Большая часть из Вас правильно поняла и оценила освобождение немецким

вермахтом Вашей страны от большевизма и Ваше собственное освобождение от

рабства колхозов. Часть из Вас пытается доказать свою благодарность по

отношению к освободителям хорошей обработкой земли и своевременными

поставками по своим обязательствам.

К сожалению, среди Вас есть еще целый ряд крестьян, которые больше слушают

наущения бандитов и верят в то, что смогут избежать трудовой повинности,

не выполняя ежедневно своих обязательств по поставке.

Немецкая администрация терпеливо ждала один год, учитывала трудности

молотьбы и т.д. в надежде, что эти не выполняющие своего долга крестьяне

образумятся\\\".

0x01 graphic

Немецкий плакат 1942 г.

0x01 graphic

«За кого борются банды Сталина, за врагов вашего народа!»

Немецкий плакат 1943г.

Дезинформация противника о характере предстоящих боевых действий

Основная цель осуществления психологических операций данного направлении -

введение противника в заблуждение, создание предпосылок для неожиданного

удара по нему.

Хорошим примером успешной деятельности по введению вероятного противника в

заблуждение были действия Германии и СССР накануне Второй мировой войны.

Гитлеру удалось обмануть как западных руководителей, так и Сталина. В то

же время Сталин удачно скрыл планы своих действий против Польши и

Финляндии в 1939 г.

Классической по современным меркам стала кампания стратегического

дезинформирования, осуществленная США на этапе подготовки к началу войны

против Ирака. В таких масштабах стратегическое дезинформирование было

применено впервые после 1945 года. Оно проводилось совместно специальными

службами военных ведомств США и союзных стран с целью введения в

заблуждение не только народа и вооруженных сил Ирака, но и мировой

общественности. При этом особая роль отводилась средствам массовой

информации, чья работа строилась на основе специальных инструкций

Пентагона для корреспондентского корпуса. Реализация последних фактически

превратила конфликт в Персидском заливе, по выражению французской

прокоммунистической газеты \\\"Юманите\\\", \\\"в самый закрытый в нынешнем

столетии\\\". Именно успех данной кампании позволил многонациональным силам

достичь максимальной внезапности в начале боевых действий.

Специфика психологических операций в ходе боевых действий

Психологические операции в ходе боевых действий преследуют следующие

главные цели:

- подрыв морально-психологического состояния личного состава вооруженных

сил противника;

- ослабление наступательного порыва;

- ослабление их способности к упорной обороне;

- деморализация отходящих частей противника, склонение личного состава

окруженных (отсеченных) подразделений к сдаче в плен.

Основными содержательными компонентами этих операций являются:

1. Формирование у военнослужащих противника крайне негативной установки по

отношению к войне.

2. Дискредитация политического руководства и военного командования

противника.

3. Разжигание противоречий между различными социальными, этническими и

другими группами личного состава вооруженных сил противника, а также между

ним и его союзниками.

4. Подрыв боевого духа противника в ходе оборонительных и наступательных

операций.

5. Побуждение противника к дезертирству и сдаче в плен.

Формирование у противника негативной установки по отношению к войне

Как свидетельствует опыт психологической войны, попытки подрыва боевого

духа, морально-политического состояния военнослужащих противника обречены

на провал в двух случаях:

- при неблагоприятном для нас ходе боевых действий;

- при высокой степени психологической и идеологической готовности к войне

страны-противника.

Данными причинами объясняется крайне низкая эффективность пропаганды

Красной Армии на польские войска в 1918-21 гг., на финские в ходе \\\"зимней

войны\\\" 1939-40 гг., на немецкие в первые два года Великой Отечественной

войны. Во всех этих случаях информационное воздействие сталкивалось и с

неприятием враждебной пропаганды, и с сильными националистическими

настроениями.

Если же уровень морально-политического состояния противника недостаточно

высок, а боевые действия складываются неудачно для него, то

психологическое воздействие имеет все шансы оказаться результативным. Так

было, например, в период англо-аргентинского конфликта за Фолклендские

острова. Военнослужащие Аргентины имели низкий боевой дух, их

подразделения в целом значительно уступали английским войскам по качеству

вооружения, боевой подготовке, техническому оснащению.

Выделяют следующие основные направления содержания

информационно-пропагандистских материалов рассматриваемого направления:

- разъяснение бесперспективности войны, ее катастрофических последствий

для страны и для каждого отдельного человека;

- убеждение в безнадежности положения и бессмысленности дальнейшего

сопротивления войск противника.

Характерный пример - некоторые листовки, применявшиеся воюющими странами в

ходе Второй мировой войны. Основной задачей использованных в них

агитационных материалов был показ безнадежности положения и

бессмысленности дальнейшего сопротивления. Первый пример - немецкая

листовка апреля 1940 г. с изображением Жанны Д\\\'Арк, оплакивающей Францию.

Второй - немецкая листовка мая 1940 г. для французских и английских

солдат, окруженных в районе Дюнкерка.

0x01 graphic

Жанна Д\\\'Арк, оплакивающая героев, погибших за Францию.

0x01 graphic

Призыв к англо-французской группировке прекратить сопротивление. (Немецкие

листовки 1940 г.)

Следует отметить, что один и тот же агитационно-пропагандистский материал

может служить сразу нескольким целям. Например, американская листовка с

рисунком известной художницы Кете Кольвиц (1867-1945) с надписью \\\"Погиб! И

напрасно!\\\" распространялась среди немецких солдат на фронте для того,

чтобы:

- а) формировать у них негативное отношение к войне;

- б) дискредитировать военно-политическое руководство Германии;

- в) создавать представление о крайне тяжелом положении гражданского

населения в тылу.

0x01 graphic

Мероприятия по снижению боевого духа противника в ходе оборонительных и

наступательных операций

К устрашению врага прибегали еще древние полководцы. Например, монгольский

предводитель Чингиз-хан, карфагенский полководец Ганнибал. Причем, как

первый, так и второй до сражения преднамеренно распускали слухи о \\\"новом

секретном оружии\\\" - боевых слонах, других животных, \\\"огненных змеях\\\",

ядовитом дыме и т.д. Все это использовалось главным образом для подрыва

морального духа противника, его способности отважно сражаться. К

устрашению врага огромными потерями с большим успехом прибегали русские

полководцы в Кавказских войнах.

Применение устрашения, как считают англо-американские военные психологи,

наиболее эффективно для воздействия на окруженные и отрезанные

подразделения. В этом случае оно сочетается с естественным чувством

страха, которое, по их мнению, неизбежно возникает в окруженных частях

(вследствие обоснованной неуверенности в своем ближайшем будущем).

Анализируя исследования психологов, показавшие, что неизвестность страшит

человека больше, чем вполне конкретная опасность, они сделали вывод, что

поначалу следует воздерживаться от устрашения окруженных частей. И только

после того, как страх перед неизвестностью сделает окруженных

восприимчивыми к пропаганде, имеет смысл прибегнуть к угрозам, чтобы

окончательно сломить их волю к дальнейшему сопротивлению.

Значительно эффективнее устрашение действует на гражданское население,

особенно в прифронтовой полосе. Так, 3 июля 1943 г. (т.е. за шесть дней до

высадки войск союзников в Италии) на Рим были сброшены листовки с

предупреждением о том, что город подвергнется бомбардировке. Особого

смятения, вопреки ожиданиям союзников, это предупреждение не вызвало, как

не вызвало его и повторное предупреждение в листовках, сброшенных 8 июля.

Однако сравнительно легкая бомбардировка Рима на следующий день привела к

совершенно неожиданному результату. Паника, охватившая город, приняла

такие размеры, что возникла вполне реальная возможность свержения

правительства \\\"дуче\\\" (диктатора) Муссолини. Антифашистские силы

воспользовались сложившейся обстановкой и всего через пять дней, лишенное

возможности подавить нараставшее подобно лавине движение, правительство

Муссолини пало.

Выделяют следующие способы устрашения:

1. Устрашение новыми видами оружия и оружием массового поражения.

2. Устрашение нарастающими потерями войск противника в наступлении.

3. Устрашение противника безнадежностью его положения в обороне.

4. Устрашение неотвратимым возмездием.

5. Иррациональное устрашение.

Иррациональное устрашение, использующее глубоко укоренившийся в психике

обычного человека страх перед сверхъестественным, и воздействующее прежде

всего на его подсознание, широко применяли американцы во Вьетнаме. Оно

сочеталось с действиями сил специального назначения.

Побуждение противника к сдаче в плен

Побуждение противника к сдаче в плен, пропаганда плена - одно из самых

перспективных и эффективных направлений психологической войны. Однако, как

считают специалисты, очень важно при этом выбирать правильные формы и

средства воздействия:

- не приукрашивать и не идеализировать пребывание в плену;

- сообщать конкретные факты, призванные рассеивать страх перед

неизвестностью плена и его трудностями;

- подводить военнослужащих к мысли о целесообразности сдачи в плен во имя

конечной цели - вернуться домой живым.

Результативность этого направления психологических операций можно

проиллюстрировать на примере войны во Вьетнаме. За период боевых действий

примерно 250 тысяч вьетнамцев добровольно перешли на сторону противника.

По подсчетам зарубежных специалистов, расходы американской армии на то,

чтобы убить одного бойца Вьетконга составили в среднем 400 тысяч долларов

(!), в то время как убеждение сдаться обходилось всего-навсего в 125

долларов на человека.

Какой бывает пропаганда плена, показывают агитационно-пропагандистские

материалы, распространявшиеся с этой целью. Так, в советской газете \\\"Front

Illustrierte\\\" (№ 5, осень 1941 г.), рассчитанной на немецких

военнослужащих, пребывание в плену безбожно приукрасили. Фотография

изображала немецкого офицера и советского комиссара в дружеской беседе за

кружкой пива. Понятно, что поверить в вероятность подобных взаимоотношений

между врагами во время войны было невозможно.

В практике психологической войны широко использовались и используются

листовки-пропуска, гарантирующие жизнь сдавшимся в плен военнослужащим.

Обычно такие листовки оформляют как официальный документ, что увеличивает

их субъективную ценность и побуждает к сохранению.

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

Содержащиеся в ее тексте \\\"рекомендации по сдаче в плен\\\" не являлись

лишними. Необходимость подобных рекомендаций возникла после ряда

\\\"недоразумений\\\", закончившихся гибелью иракских солдат, пытавшихся сдаться

в плен американцам.

Особое внимание необходимо обращать на стиль листовки, призывающей к сдаче

в плен. Например, во время войны во Вьетнаме слабой стороной многих

вьетнамских листовок был \\\"приказной тон\\\". Их стилистические и языковые

особенности не учитывали того факта, что листовки предназначались

иностранцам. Листовки адекватно передавали суть того, что хотели сказать

авторы, но для иностранного читателя звучали, по меньшей мере обидно. И

дело не в том, что листовки были написаны на плохом английском языке (хотя

это тоже имело место): в них чувствовалась враждебность. Например, в

листовках систематически подчеркивалось, что обращение с пленными будет

\\\"снисходительным и гуманным\\\". Именно эти слова снижали эффективность

обращений, ибо из них следовало, что вьетнамская сторона считает

американцев преступниками, которые заслуживают наказания, но к которым

противник обещает проявить снисхождение. Вряд ли подобное обещание могло

подвигнуть солдата на сдачу в плен, ведь по сути оно означало, что пленный

не имеет права на достойное обращение с ним.

Другой слабой стороной вьетнамских листовок являлся чрезмерный акцент на

политической аргументации, на повторении в них антивоенных заявлений

некоторых американских политических деятелей, а также общеполитических

призывов.

Американский солдат был прежде всего заинтересован в том, чтобы сохранить

свою жизнь. Ему же толковали в первую очередь о политике. Чтобы покончить

с войной, утверждали листовки, США должны вступить в прямые переговоры с

Фронтом национального освобождения Южного Вьетнама. Но реально ни один

солдат не мог чем-либо посодействовать этому. Наконец, слабой стороной

вьетнамских листовок были элементы самовосхваления, уместные, может быть,

во внутренней пропаганде, но совершенно неэффективные в обращениях к

американцам.

Обращение к солдатам противника должно быть уважительным, учитывать

национально-психологические особенности их восприятия. Так, в американских

листовках-пропусках, предназначенных для иракских военнослужащих, эти

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.