рефераты бесплатно

МЕНЮ


Психологические операции в военных конфликтах. Курсовая работа.

требования всегда соблюдались. А сами листовки назывались не \\\"пропусками\\\",

а \\\"пригласительными билетами\\\". Вот типичный текст:

ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ БИЛЕТ

Благодаря радушию Командования объединенных сил на ТВД, ты приглашен

присоединиться к объединенным силам и тебе полностью гарантируются

арабское гостеприимство, безопасность и благополучие, медицинское

обслуживание, и возвращение к родным сразу же после выхода из положения, в

которое поставил нас Саддам.

Мой брат иракский солдат.

Это приглашение открыто для тебя и для твоих братьев-воинов.

Мы просим принять его, когда тебе позволит удобный случай.

Командующий объединенными силами на ТВД

Грубые языковые и стилистические ошибки в содержании

информационно-пропагандистских материалов, незнание особенностей

восприятия объекта воздействия обычно приводят к обратным результатам,

т.е. к так называемому \\\"эффекту бумеранга\\\".

Так, крупной ошибкой советской пропаганды на войска противника в начальный

период Великой Отечественной войны, нанесшей ей глубокий урон и

подорвавшей ее авторитет, стало указание начальника главного политического

управления Красной армии Л.3. Мехлиса (позже был расстрелян НКВД) издать

листовки сексуальной направленности. Факт их распространения позволил

фашистской стороне называть советские листовки \\\"классово-порнографической

пропагандой\\\". Содержание этих пропагандистских материалов вызвало крайне

негативную реакцию военнослужащих вермахта.

Другой пример грубой ошибки - корейская листовка 1952 г. в виде

неоконченного письма убитого американского солдата своей матери. В подписи

говорилось, что оно было получено адресатом. Подобная ситуация позволила

читателю усомниться в реальности письма, т.к. очень трудно представить,

чтобы убитая горем мать переслала его в соответствующий орган КНДР.

Одним из приемов побуждения военнослужащих к сдаче в плен является их

\\\"подкуп\\\", т.е. предложение денежного вознаграждения или различных льгот за

сдачу в плен, предоставление определенных сведений о боевой технике и

вооружении и т.д.

Еще во время гражданской войны большевики предлагали немалые по тем

временам суммы в виде поощрения тем, кто при сдаче в плен приводил с собой

коня (за него платили примерно семь месячных окладов служащего).

Особое внимание органы психологической войны уделяют работе с

военнопленными. Основная ее цель - изменить их враждебное отношение к

стране противника и склонить к сотрудничеству.

Показательны исторические примеры, иллюстрирующие важность этого

направления. Японские военнопленные, возвращавшиеся из СССР домой после

войны, были настолько распропагандированы в \\\"коммунистическом духе\\\", что

довольно долго представляли собой объект серьезной заботы японского

правительства. Многие из них стали активистами коммунистической партии

Японии. Американские оккупационные власти создавали даже специальные

лагеря для японцев, возвращающихся из СССР.

Во время войны в Корее (1950-1953 гг.), корейцы вполне эффективно работали

с военнопленными в лагерях. Политическое и военное руководство США было

обеспокоено тем, что многие из 7 тысяч американских солдат, попавших в

плен, поддались влиянию пропаганды противника. По свидетельству

американского социолога Ю. Кинкидса, \\\"почти каждый третий американский

пленный в Корее был виновен в сотрудничестве с врагом, а 23 из них,

побывавшие в лагерях китайских добровольцев, даже отказались вернуться на

родину\\\".

Изучение особенностей объектов психологической войны

Объектами воздействия в ходе психологической войны всегда являются люди:

конкретные представители гражданского населения и личного состава

вооруженных сил. Поэтому изучение и учет психологических особенностей тех

и других в обязательном порядке предшествует проведению психологических

операций как таковых. От этого прямо зависит их эффективность.

В широком плане к объектам психологической войны относится весь личный

состав вооруженных сил и все гражданское население противника, а также

союзных ему государств. В узком же плане объектами психологических

операций являются конкретные люди: личный состав тех или иных воинских

подразделений противника; персонал органов управления и обеспечения;

служащие объектов социально-экономической инфраструктуры (железнодорожных,

дорожных, авиационных, портовых узлов и сооружений); вполне определенные

категории населения (например, национальные, религиозные и другие

меньшинства). В зависимости от характера военной, политической,

экономической ситуации объекты психологической войны могут меняться и

уточняться. Так, в оборонительном бою ими являются:

а) подразделения первого эшелона наступающих войск противника;

б) личный состав подразделений, окруженных (отсеченных) в результате

проведения контратак;

в) личный состав тактических десантов, действующих в полосе обороны

соединения.

Учет основных характеристик объектов психологической войны

Обычно выделяют следующие основные характеристики объекта (объектов)

воздействия, подлежащие выявлению и учету:

1. Национально-психологические особенности;

2. Индивидуально-личностную принадлежность;

3. Групповую принадлежность;

4. Особенности морально-психологического состояния.

Психологическое своеобразие представителей различных этносов

Национально-психологические особенности представляют особый интерес для

специалистов психологической войны. Они являются самой важной

характеристикой, специфику которой необходимо учитывать, если требуется

достичь максимального эффекта психологического воздействия.

Во-первых, потому, что военнослужащие и население противника - это люди,

которые мыслят, чувствуют, переживают, воспринимают оказываемое на них

воздействие в соответствии с закономерностями, присущими данной этнической

общности.

Во-вторых, если способы психологического воздействия на войска и население

противника, содержание и форма подачи агитационно-пропагандистских

материалов не соответствуют национально-психологическим особенностям

объекта, то само это воздействие окажется либо бесполезным, либо приведет

к противоположному результату.

Органы психологической войны ряда стран обладают значительным опытом

изучения национально-психологических особенностей различных этносов. Ниже

представлены обобщенные характеристики некоторых из них.

Американцам присущи: деловитость и практичность; энергия и живость;

инициатива и предприимчивость во всех видах деятельности; готовность к

эксперименту и риску; страсть к изобретательству; самостоятельность и

размах; склонность к стандартизации и ярлыкам; организаторские

способности; простодушие и легковерие; любовь к спорту; юмор; переоценка

своих сил и возможностей, недисциплинированность; авантюризм; определенные

грубость и хвастовство, самонадеянность, кичливость и чванство в общении с

представителями других этнических общностей.

Англичанам свойственны: высокий практицизм; трудолюбие; деловитость,

упорство, настойчивость и энергичность во всех видах деятельности;

предприимчивость и умение организовать дело; склонность к компромиссам;

неприятие жесткого давления на личность; неумение абстрагироваться,

скованное воображение; слабая интеллектуальная подвижность и

сообразительность; консерватизм в восприятии окружающей действительности;

смелость, выдержка, хладнокровие и спокойствие; уравновешенность в

поведении и уверенность в себе; быстрая физическая и психологическая

адаптация к новым условиям жизни и деятельности; большая сила сцепления в

коллективе; любовь к спорту; юмор; черствость и соблюдение дистанции в

общении с представителями других наций.

Для евреев характерны: старательность, настойчивость, упорное стремление к

поставленным целям во всех видах деятельности; энергичность,

целеустремленность, умение быстро приспосабливаться к изменившимся

условиям жизни; гибкость мышления, проницательность, изобретательность,

способность импровизировать, рационализм и способность всегда видеть

перспективу; обостренная чувствительность, склонность находить обиду там,

где ее нет; склонность жаловаться на свое положение, проявление комплекса

\\\"униженного\\\".

Немцам присущи: аккуратность и добросовестность; практичность и

предусмотрительность; трудолюбие; педантизм, организованность и

приверженность к порядку; любовь к шаблону; обстоятельность,

пунктуальность и точность во всех видах деятельности;

дисциплинированность; беспрекословное подчинение приказам начальства,

требованиям законов и инструкций; чрезмерная забота о мелочах; отсутствие

личной инициативы и самостоятельности; подверженность внушению при помощи

цифр и фактов; высокомерное и невнимательное отношение к представителям

других этнических общностей.

Для русских характерны: естественная непринужденность; сострадательность и

великодушие; склонность рисковать; надежда на удачу; смирение с судьбой;

умение быстро и споро работать в экстремальных ситуациях; стойкость и

выдержка в трудные моменты; открытость, простота, готовность прийти на

помощь; чувство коллективизма; долготерпение, готовность к

самопожертвованию. Они отличаются доброжелательностью, общительностью,

терпимостью в отношениях с представителями других этнических общностей.

В любом виде деятельности русские достаточно быстро могут достичь первых

положительных результатов, однако затем в большинстве случаев

довольствуются полученным, не стремятся развивать достигнутое, часто

успокаиваются, а то и вовсе расслабляются. Планируя свои действия, русские

скорее руководствуются интуицией, чем разумом, недостаточно осмысливают

избранные цели и пути их достижения, редко продумывают в деталях все свои

шаги. Прибегая впоследствии к уточнению используемых средств и способов

деятельности, они как правило снижают при этом темпы, слишком долго думают

над тем, что и как делать дальше. Из-за этого упускают реальные

возможности успешно завершить начатое.

Украинцам свойственны: напористость; деловая активность и настойчивость;

старательность, аккуратность и исполнительность; стремление обязательно

добиться желаемого результата; самостоятельность; повышенная потребность в

самовыражении и одобрении других. Украинцы в своем большинстве

меркантильны, злопамятны, мстительны. Высоко ценят комфорт.

Во всех делах украинцы стремятся отличиться, быть в числе первых, быстрее

других достичь успеха, как можно скорее закрепить его и развить. Украинцы

быстро адаптируются к новым условиям, легко находят взаимопонимание с

представителями других наций.

Морально-психологическое состояние военнослужащих противника

Морально-психологическая подготовка военнослужащих в любой армии мира

нацелена на формирование у них такого душевного настроя, который позволяет

преодолевать страх, растерянность, усталость, помогает в любой ситуации

сохранять уверенность в своих силах, побуждает быть храбрыми и упорными.

Стремясь усилить боеготовность и боеспособность личного состава,

руководство вооруженных сил любого государства стремится средствами

морально-психологической подготовки (нераздельно связанной с боевой

подготовкой) решать следующие задачи:

- воспитать физически выносливых и психологически стойких воинов,

способных успешно преодолевать любые трудности боевой и походной жизни;

- выработать у них устойчивые профессионально-боевые навыки, позволяющие

успешно действовать в экстремальных условиях на поле боя;

- сформировать психологическую готовность к борьбе с сильным противником,

способным добиваться успеха в ходе боевых действий;

- обеспечить социально-психологическую сплоченность частей и

подразделений, боевых экипажей и расчетов.

Морально-психологическая подготовка военнослужащих по-разному

осуществляется в армиях тех или иных государств. В США и России ею

занимаются в ходе боевой и физической подготовки, как правило, в

специальных учебных центрах и на полигонах. В Великобритании особое

внимание ей уделяют в процессе конкурсного отбора и базового

военно-профессионального обучения (надо напомнить, что британская армия

полностью комплектуется из добровольцев-контрактников). В Германии

наиболее подходящим моментом для морально-психологической подготовки

считают период боевого сколачивания подразделений и частей. В \\\"силах

самообороны\\\" Японии ее практикуют на всех этапах службы солдат и офицеров,

но особенно в ходе учений и маневров.

В настоящее время можно уже изложить типичный сценарий этой подготовки. На

первоначальном ее этапе обычно осуществляют своеобразную психотерапию. Это

значит, что в процессе обучения специально создают такие условия, которые

вызывают у военнослужащих негативные психические состояния. Оказавшись в

обстановке, близкой к боевой, молодой солдат нередко теряет уверенность в

своих силах, впадает в апатию или депрессию, у него возникает чувство

страха. Часто при этом он испытывает болезненные синдромы типа

головокружения, тошноты, онемения конечностей и т.д. В результате он может

отказаться от пищи, потерять сон, забыть о своих служебных обязанностях,

совершить дисциплинарный проступок, и даже дезертировать.

Однако в период обучения все это не представляет большой опасности. Солдат

учат подавлять свой страх, преодолевать апатию, другие негативные эмоции и

чувства, вырабатывают у них простейшие навыки самоконтроля и т.д. Это и

есть \\\"психотерапия\\\". Посредством ее вырабатывают умение сдерживать внешнее

проявление негативных психических состояний, но от них самих избавиться,

еще не удается. На это, как правило, и делают упор специалисты

психологической войны, осуществляя свое воздействие на личный состав войск

противника.

Второй этап морально-психологической подготовки включает в себя

мероприятия по так называемому психологическому стимулированию. Суть его

состоит в приучении военнослужащих надежно выполнять свои профессиональные

обязанности в условиях боевой деятельности. С этой целью в процессе боевой

подготовки инструкторы обрушивают на солдат серию физических,

психологических и нравственных раздражителей, совокупное воздействие

которых приводит к запредельному торможению. Воля солдат оказывается

практически сломленной, они в точном смысле слова теряют способность

вообще что-то делать. Инструкторы в этих условиях должны \\\"приходить на

помощь личному составу, приводить его психику в нормальное состояние. Их

основная задача сводится к тому, чтобы научить подчиненных ясно осознавать

приказы вышестоящего командования и выполнять их несмотря ни на что.

Многие морально-психологические качества в соответствии со взглядами

специалистов на их формирование определяются физиологической

выносливостью, закалкой организма военнослужащих. По этой причине

необходимо самое серьезное внимание уделять спортивной натренированности

солдат и офицеров. Военно-прикладное значение спорта не только в развитии

физической силы, ловкости, выносливости, но и в развитии уверенности в

себе, в своих силах, воли к победе. Особое значение в данной связи имеют

спортивно-боевые единоборства типа рукопашного боя, самбо, бокса, каратэ и

т.д. Единоборства учат держаться до конца, буквально \\\"вырывать победу из

горла противника\\\", добиваться успеха там и тогда, где и когда кажется уже

нет никаких шансов.

В целях совершенствования физических и психических качеств военнослужащих

психологи рекомендуют практиковать частые тревоги, марш-броски на большие

дистанции (на 60-90 километров), действия отдельных солдат и целых

подразделений в плохую погоду. Кроме того, во многих странах искусственно

создают специальные условия, в которых солдаты учатся преодолевать голод,

сохранять присутствие духа в периоды длительной изоляции от внешнего мира,

действовать в трудных климатических условиях, имитируют пребывание в

плену, допросы \\\"с пристрастием\\\" и т.д..

Страны НАТО располагают специальными учебными центрами и лагерями в

Арктике (в Канаде, Норвегии), в жаркой пустыне (в США, Египте), в горах (в

США, Турции), в тропиках. В этих учебных центрах военнослужащие занимаются

по специальным программам, воспитывающим способность решительно и уверенно

действовать в боевой обстановке.

В России психологической подготовкой занимаются специально назначаемые

офицерские кадры. Но, для высокой эффективности реализации этих

мероприятий необходима высокая подготовка личного состава соответствующих

подразделений и финансирование проектов подготовки. По этой причине

реальная психологическая подготовка проводится только в подразделениях

специального назначения и органах военной разведки. Методы подготовки в

этих органах направлены в основном на подавление страха в рядах

действующих подразделений и носят агрессивный характер, поэтому во многом

не совместимы с методами применимыми к тыловым и оборонным подразделениям.

Для повышения морально-психологического состояния военнослужащих

необходима всесторонняя психологическая подготовка всех войск, независимо

от рода войск, функциональной принадлежности и выполняемых задач. Но

далеко не все военачальники придают психологической подготовке воинов

большое значение, уделяя основное внимание строевой и проведению работ.

В наиболее полном и всестороннем виде психологическое воздействие на

противника осуществлялось во время войны США и их союзников против Ирака в

1990- 91 годах. Психологическая борьба проводилось в реальной боевой

обстановке, в ходе активного идеологического противодействия специальных

служб обеих сторон, отличалась привлечением максимального количества

имевшихся сил и средств, использованием практически всех известных форм и

методов воздействия на войска и гражданское население. К мероприятиям по

дезинформации противника и разложению «боевого духа» в подразделениях

армии Ирака были привлечены многие высокопоставленные начальники, включая:

командующего объединёнными войсками Норманна Шварцкопфа, министра обороны

США Ричарда Чейни и самого президента США Джорджа Буша.

Представить себе психологическую операцию таких размеров в России при

нынешнем отношении к этому виду воздействия на противника пока невозможно.

Причина такого отношения скрывается не только в плохом финансировании

органов психологической подготовки и их плохой структурной реализации, но

и в национальном отношении нашего народа к подобным мероприятиям.

Все войны - гражданские, ибо все люди - братья.

/Сократ/

Литература

Винокуров И., Гуртовой Г. Психотронная война: От мифов - к реалиям. - М.:

Мистерия, 1993.

Волкогонов Д.А. Психологическая война (Подрывные действия империализма в

области общественного сознания). - М.: Воениздат, 1984.

Доценко Е.Л. Психологические манипуляции. - М.: ЧеРо.

Куликов В.Н. Психология внушения. - Иваново: Пед. ин-т., 1978.

Репко С.И. Отечественный опыт ведения спецпропаганды (1918-1991). - М.:

Воен. ун-т, 1994.

Севрюгин В.И. Специальные методы социально-психологического воздействия и

влияния на людей. - Челябинск: Обл. ид-во, 1996.

Техника дезинформации и обмана/Под редакцией. Я. Н. Засурского. - М.:

Мысль, 1978.

Маклаков А.Г. Проблемы прогнозирования психологических последствий военных

конфликтов.- Москва 2002г.

Крысько В.Г.Секреты психологической войны.- Минск 2002г.

Военный Университет Связи

Кафедра№8

Курсовая работа

Тема: Психологические операции в военных конфликтах.

Исполнил: _________Я.Коваленко

Проверил: __________М.Слободян

Санкт-Петербург

2004

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.