рефераты бесплатно

МЕНЮ


Развитие ПЛ в послевоенный период

осуществлялось с помощью фото- и регистрирующей аппаратуры ФРМ-2, ?Ромб-4а+

и ?Ромб-46+. Разведывательная аппаратура, работающая в широком диапазоне

волн, могла обнаруживать большое количество работающих РЛС и автоматически

записывать их частоты и другие характеристики. СРС-5 (?Вишня+) решала

задачи обнаружения и перехвата излучений самолетных, корабельных и наземных

УКВ-радиостанций. Дальность ее работы на высотах 8000-10 000 м составляла

550 км.

Одна из основных особенностей самолета Ту-95РЦ - оснащение его

аппаратурой разведки и целеуказания ?Успех+. Эта аппаратура давала

возможность выполнять радиолокационную разведку кораблей в море, береговых

объектов и автоматически передавать картину обстановки на приемные пункты

надводных кораблей, подводных лодок или береговых ракетных частей в

интересах целеуказания. Дальность действия аппаратуры ?Успех+ в один конец

составляла 350 км, суммарная до 750 км.

Один самолет Ту-95РЦ за короткое время мог вскрыть обстановку в районе

площадью 8-10 млн.км2, определить характер целей и выявить главные из них,

что соответствовало обработке той же площади десятью самолетами Ту-16Р.

Полк самолетов Ту-95РЦ мог вскрыть обстановку на площади более чем

90 млн.км2 и осуществлять наблюдение за двумя-тремя главными группировками

в течение 15-20 суток. Исследованием боевых возможностей, способов и

тактических приемов ведения воздушной разведки на море длительное время в

Военно-морской академии занимался доктор военно-морских наук профессор

Ю.В. Храмов.

В развитии корабельной авиации можно выделить три основных этапа.

Первый этап охватывает период 1909-1918 гг. и носил исследовательский

характер. В это время изучались два принципиально различных направления.

Одно из них предусматривало размещение на корабле гидросамолетов, способных

осуществлять взлет с водной поверхности. Перед взлетом самолет специальными

устройствами спускался на воду, а после полета и приводнения ими же

поднимался на борт корабля. Другое направление заключалось в создании на

кораблях специальных условий и устройств для размещения самолетов на палубе

кораблей-носителей, взлета с катапультных устройств, установленных

непосредственно на палубе и посадки их на аэрофинишер.

Российскому флоту принадлежит приоритет идеи органического соединения

надводных кораблей с авиацией.

Первое направление, считавшееся уже в то время неперспективным, не

получило развития. Второе же направление (здесь активно работали русские

корабельные инженеры М.М. Конокотин и Л.М. Мациевич), поддержанное

академиком А.Н. Крыловым, не было реализовано в России из-за ошибочных

взглядов руководства Морского Генштаба. Это направление было реализовано

англичанами, создавшими в период 1915-1916 гг. первый в мире авианосец.

Второе направление как наиболее реалистичное было положено в основу

кораблестроительных программ ВМС многих развитых морских держав, в том

числе США, Японии и других. Второй этап в развитии корабельной авиации,

охватывающий период между первой и второй мировыми войнами, а также

начальный период второй мировой войны - этап всеобщего признания оперативно-

тактической ценности корабельной авиации (КА), быстрого совершенствования

техники для обеспечения размещения и эксплуатации летательных аппаратов в

корабельных условиях. На этом этапе корабельная авиация в системе ВМФ

своего развития не получила в соответствии с доктриной ?неприкосновенности

границ+, которая опиралась на авиацию берегового базирования.

Третий этап охватывает период второй мировой войны, а также

послевоенное время, вплоть до конца 80-х годов. Этот этап характерен

интенсивным формированием авианосного флота во многих развитых морских

государствах.

Так, например, США, высоко оценив такие качества авианосца, как

высокая универсальность, мобильность, маневренность, в сочетании с ударной

мощью, пошли на огромные расходы в интересах создания и развития этого

средства вооруженной борьбы. К концу 1945 г. американцы в составе своего

флота имели 141 авианосец (в мире их было 159 ед.). Даже после капитуляции

фашистской Германии и милитаристской Японии США продолжали с не меньшей

интенсивностью строить авианосные корабли. Это объясняется главным образом

двумя причинами. Первая причина состояла в том, что США обладали в то время

монополией на ядерное оружие, которое с наибольшей эффективностью могло

быть применено авианосной авиацией. Вторая причина заключалась в том, что к

концу второй мировой войны морская авиация вошла в число главных сил

вооруженной борьбы на море. Ей принадлежало наибольшее количество

потопленных крупных кораблей (36% линкоров, 40,5% авианосцев, 32,7% тяжелых

крейсеров).

Несмотря на то, что в середине 60-х годов военно-политическое

руководство США вывело свои авианосцы из состава передового эшелона ядерных

сил, всецело отдав приоритет развитию подводной ракетно-ядерной системы

(она давала возможность ведения борьбы против объектов, расположенных в

глубинных районах территории противника), авианосные силы по-прежнему

оставались становым хребтом не только ВМС США, но ОВМС стран НАТО в целом.

На них возлагалось решение следующих основных задач:

. завоевание и удержание господства в воздухе в районе боевых действий,

где имеется угроза со стороны авиации противника;

. нанесение ядерных ударов по целям, которые не были уничтожены силами

стратегического назначения;

. блокада морских районов и узкостей в целях недопущения выхода кораблей

противника в открытое море; - оказание непосредственной авиационной

поддержки сухопутным войскам и морским десантам в прибрежных районах;

- уничтожение кораблей в море. Кроме того, авианосцы в составе сил

быстрого развертывания должны были демонстративными и боевыми

действиями выполнять функции сдерживания, устрашения и миротворчества.

Создание США и другими странами НАТО стратегических систем оружия

океанского базирования и сил их обеспечения, а также развертывание в

удаленных районах Мирового океана различных группировок ВМС способствовали

усилению международной напряженности и нарастанию угрозы нашей стране с

океанских направлений.

В ответ на реальную угрозу ракетно-ядерного нападения с моря уже в

середине 50-х годов правительством СССР были предприняты меры, направленные

на расширение зоны действий отечественного флота, положено начало созданию

для этих целей соответствующих сил и средств.

Значительный рост экономического потенциала страны к тому времени уже

создавал реальные материальные предпосылки и возможности для строительства

океанского флота (прежде всего атомных ракетных подводных лодок), а также

надводных кораблей различного назначения и мощной морской авиации.

Выход наших подводных лодок в удаленные районы Мирового океана

потребовал всестороннего их боевого обеспечения, в частности борьбы с

противолодочными надводными кораблями. Кроме того, необходимость решения

Военно-Морским Флотом задач в удаленных районах выдвинула на первый план

проблему усиления ПВО и ПРО.

Авиация наземного базирования не всегда могла своевременно поддержать

наши корабли, а в ряде случаев по досягаемости была не способна выполнять

полеты в удаленные районы моря (океана). Большие интервалы между

воздействием наших кораблей и ударами, наносимыми по тем же объектам в море

авиацией наземного базирования, существенно снижали эффективность борьбы.

Нереальным оказалось и прикрытие наших кораблей истребительной авиацией

берегового базирования, так как корабли действовали за пределами ее радиуса

действия. Все эти обстоятельства породили острую проблему -необходимость в

состав разнородного соединения включить такие корабли, которые бы имели на

борту корабельную авиацию различного назначения.

Во второй половине 50-х годов вооруженные силы развитых стран мира

вступили в новый этап развития - этап коренных качественных преобразований,

вызванных массовым внедрением ядерного оружия, ракет различного назначения

и другой новейшей боевой техники. Это вызвало существенные изменения во

взглядах на стратегию, оперативное искусство и тактику ведения боевых

действий. Океан и его глубины стали рассматриваться как плацдарм для

нанесения ракетно-ядерного удара с атомных подводных лодок, вооруженных

баллистическими ракетами (пларб). Для борьбы с этой угрозой требовались

современные противолодочные корабли и авиация. Для расширения боевых

возможностей противолодочных сил флота как нельзя лучше подходил вертолет,

способный базироваться на кораблях и имеющий специальную опускаемую

гидроакустическую станцию для поиска и обнаружения ПЛ. К этому времени были

созданы вертолеты Ка-10, Ка-15 и Ка-16 конструкции Камова.

|[pic] |

|Противолодочный авианесущий |

|крейсер пр.1123 "Москва" |

Первая посадка вертолета Ка-10 на палубу крейсера ?Максим Горький+

была произведена 7 декабря 1950 г. В 1955 г. успешно прошли испытания

вертолета Ка-15: на крейсерах ?Куйбышев+ и ?Кутузов+ (Черноморский флот).

Первоначально вертолет Ка-15 был построен для решения задач наблюдения и

связи. Несколько позже на его базе был создан противолодочный вертолет.

Жизнь показала, что в составе флота надо иметь не только корабли одиночного

и группового базирования вертолетов, но и корабли специальной постройки.

Поэтому было принято решение о создании корабля проекта 1123. В 1967-

1968 гг. два таких корабля - ?Москва+ и ?Ленинград+ вошли в состав

Черноморского флота.

|[pic] |

|Вертолеты Ка-25ПЛ на палубе |

|противолодочного авианесущего|

| |

|крейсера пр.1123 "Ленинград" |

Корабельные вертолеты постоянно совершенствовались с целью их

массированного применения в боевых действиях на море. В 1965 г. серийно

стал выпускаться корабельный вертолет Ка-25ПЛ. Позже (1975 г.) на его базе

был освоен серийный выпуск вертолета-носителя буксируемого шнурового заряда

(Ка-25БШЗ). Вертолеты Ка-25БШЗ в составе кораблей ВМФ по просьбе

правительства Египта принимали активное участие в разминировании водной

акватории Суэцкого канала.

|[pic] |

|Корабельный вертолет |

|Ка-27ПЛ |

В 1969 г. было принято решение о серийном выпуске наиболее

совершенного корабельного противолодочного вертолета Ка-27ПЛ, а с 1982 г.

на его базе стал серийно выпускаться транспортно-боевой вертолет Ка-29.

В 1970 г. в ОКБ А.С. Яковлева создан первый отечественный корабельный

самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) - легкий корабельный

штурмовик Як-З6М, а затем его модификация - Як-38. Для его базирования было

принято решение о строительстве нового корабля проекта 1143 - тяжелого

авианесущего крейсера (ТАВКР). Первоначальные испытания СВВП проводились на

крейсере ?Москва+, специально оборудованном для этой цели. В ноябре 1972 г.

летчик-испытатель М.С. Декобах (впоследствии Герой Советского Союза) в

присутствии руководящего состава авиации ВМФ впервые в истории

отечественной морской авиации выполнил посадку СВВП на крейсере ?Москва+.

|[pic] |

|ТАКР пр.1143.1 "Киев" |

За головным кораблем ?Киев+, сданным флоту в 1975 г., вступали в строй

аналогичные корабли ?Минск+, ?Новороссийск+ и ?Адмирал Флота Советского

Союза Горшков+.

|[pic] |

|Взлет Як-38 с палубы |

|ТАКР пр.1143.2 "Минск" |

Указанные корабли и их авиационное вооружение предназначались в первую

очередь для защиты позиционных районов атомных подводных ракетоносцев от

надводных кораблей и противолодочной авиации противника. Однако вскоре

стало очевидным, что авианесущие корабли с противолодочными вертолетами и

самолетами-штурмовиками на борту имеют существенный недостаток - слабую

защищенность от ударов с воздуха как от самолетов, так и от крылатых ракет.

Следовательно, для тяжелых авианесущих крейсеров задачей номер один стала

организация ПВО и ПРО, что неизбежно связано с необходимостью размещения на

них самолетов истребительной авиации. Необходимость в истребительной

авиации на этих кораблях во много крат возросла в связи с массовой

ракетизацией кораблей ВМС стран Запада.

|[pic] |

|ТАКР пр.1143.3 "Новороссийск"|

Большая значимость наличия авиационных комплексов непосредственно в

боевых порядках кораблей флота убедительно подтвердилась, например, во

время англо-аргентинского конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских)

островов.

|[pic] |

|ТАКР пр.1143.4 |

|"Адмирал Флота Советского |

|Союза Горшков" |

Опыт эксплуатации самолетов-штурмовиков Як-38, базировавшихся на ТАВКР

?Киев+, ?Минск+, ?Новороссийск+, не только дал мощный толчок в развитии

тактики применения корабельной штурмовой авиации (КША) в борьбе на море, но

и помог найти принципиально новый путь применения высокоэнерговооруженных

самолетов обычной схемы. Речь идет о трамплинном взлете самолета с

аэрофинишерной посадкой. На базе таких самолетов стало возможным создание

такой корабельной авиации, которая решала бы в море более широкий круг

задач, чем это могли самолеты вертикального взлета и вертикальной посадки.

|[pic] |

|ТАКР пр.1143.5 |

|"Адмирал Флота Советского Союза |

|Кузнецов" |

Для обеспечения боевой устойчивости сил флота в море (океане)

требовались как новые корабельные авиационные комплексы, так и более

совершенные корабли для их базирования. Таким кораблем стал первый

отечественный авианосец проекта 1143.5, который вошел в конце 1991 г. в

состав Северного флота, - ?Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов+. В

качестве корабельных авиационных комплексов этого корабля были выбраны

отечественные самолеты фронтовой авиации МиГ-29 и Су-24, летно-технические

характеристики которых являются одними из лучших в мире для самолетов

подобного типа. Посадку этих самолетов, исходя из мирового опыта, было

принято осуществлять на аэрофинишеры. Что касается взлета, то подобные

самолеты, имеющие тяговооруженность больше единицы, могут взлетать с

укороченного разбега. С целью повышения безопасности схода самолета с

палубы корабля при взлете и сокращения длины разбега в носовой части

корабля был установлен трамплин, выполняющий роль своеобразного стартового

устройства. Отказ от катапульт, тем более паровых, был естественным шагом,

поскольку их надежность в северных широтах вызывала сомнения.

Разработку корабельного истребителя взяло на себя ОКБ им. П.О. Сухого

(генеральный конструктор М.П. Симонов, главный конструктор самолета

К.Х. Марбашев), создавшее к этому времени лучший истребитель в мире - Су-

27.

|[pic] |

|ТАКР пр.1143.1 "Киев" |

|Самолетная палуба со стоящими|

|Як-38 |

Корабельный вариант этого самолета, получивший наименование Су-26К,

был вскоре создан и поступил на испытания. В отличие от серийного

истребителя в его конструкции значительно усилено шасси с учетом нагрузок

при трамплинном взлете и аэрофинишерной посадке, установлен тормозной крюк

для зацепа за трос аэрофинишера и обеспечено складывание консолей крыла для

экономии площади размещения самолетов на крейсере. На нем установлен

комплекс самого совершенного пилотажно-навигационного оборудования и

практически обеспечен набор всего спектра современного оружия -

управляемого ракетного, бомбового и пушечного вооружения. Имея высокие

летно-тактические характеристики, он способен выполнять задачи

противовоздушной и противоракетной обороны корабельного соединения в море,

уничтожать средства воздушного нападения на высотах от предельно малых до

27000 м и идущих на скоростях до 3500 км/ч на сравнительно больших

дальностях, а также обеспечивать боевую деятельность других родов сил

флота, поражать корабли и суда в море и действовать по объектам на берегу.

Самолет оборудован системой дозаправки топливом в воздухе от однотипного

самолета-заправщика и от самолета типа Су-24 и Ил-78.

|[pic] |

|Самолетный ангар ТАКР |

|пр.1143.5 |

|"Адмирал Флота Советского |

|Союза Кузнецов" |

Освоение самолета Су-27К летчиками морской авиации началось в 1991 г.

в ходе его летно-конструкторских испытаний на земном комплексе ?Нитка+.

Первый этап освоения завершился 29 сентября 1991 г. посадкой на палубу

ТАВКР ?Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов+ самолета Су-27К,

пилотируемого начальником воздушно-огневой и тактической подготовки Центра

корабельной авиации ВМФ полковником Т.А. Апакидзе. Полная же подготовка

первой лидерной группы летчиков Морской авиации в составе 10 человек к

полетам и боевым действиям с палубы этого крейсера завершилась уже на СФ в

сентябре 1994 г. с проведением зачетного учения эскадрильи корабельных

самолетов под личным контролем командующего авиацией ВМФ генерал-полковника

В.Г. Дейнеки в присутствии командующего Северным флотом адмирала

О.А. Ерофеева. Целью этого учения предусматривалось определить возможности

подготовки силами авиационной эскадрильи 10 самолетов Су-27К к

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.