рефераты бесплатно

МЕНЮ


Ядерные ракеты средней и межконтинентальной дальности

боковых блоков возник пожар. Ракета взорвалась.

Намеченный на 11 июня 1957 года следующий запуск не

состоялся по причине неисправности двигателей центрального блока.

Специалистам под руководством ведущего конструктора Д. Козлова потребовался

месяц упорной и кропотливой работы, чтобы устранить причины выявленных

неполадок. И вот 12 июля ракета наконец взлетела. Казалось все идет хорошо,

но прошло всего несколько десятков секунд полета и ракета стала отклоняться

от заданной траектории. Чуть позже ее пришлось подорвать. Как потом удалось

выяснить, причиной послужило нарушение с 32 секунды управления ракетой по

каналам вращения и тангажа.

Первая серия испытаний показала наличие серьезных недостатков в

конструкции Р-7. При анализе данных телеметрии было установлено, что в

определенный момент при опорожнении баков горючего возникали колебания

давления в расходных магистралях, которые приводили к повышенным

динамическим нагрузкам и, в конечном счете, к разрушению конструкции

(американские конструкторы также столкнулись с этой проблемой).

Долгожданный успех пришел 21 августа 1957 года, когда стартовавшая в

тот день ракета полностью выполнила намеченный план полета. 27 августа в

советских газетах появилось сообщение ТАСС об успешном испытании в СССР

сверхдальней многоступенчатой ракеты. Это заявление, естественно, не

осталось без внимания и произвело должный эффект. 4 октября и 3 ноября

этого же года в Советском Союзе при помощи ракет Р-7 были запущены первые

ИСЗ. Эти события произвели колоссальный фурор в мире. Позже американский

президент Дж. Кеннеди признался: .

Не эти ли впечатления остановили Дж. Кеннеди от разрешения Карибского

кризиса силовым путем? Кто знает.

А тем временем испытатели межконтинентальной ракеты столкнулись с

новыми трудностями. Так как боевой блок поднимался на высоту нескольких

сотен километров, то ко времени обратного входа в плотные слои атмосферы он

разгонялся до огромных скоростей. Моноблок круглой формы, разработанный

ранее для БРСД, быстро сгорал. В конце концов разработчики боевого

оснащения справились с этой проблемой, но какой ценой. Как вспоминал

генерал-лейтенант А.С. Калашников (в период испытаний занимал должность

начальника управления на полигоне Байконур) летом 1960 года, когда Н.С.

Хрущев увидел первую ГЧ ракет Р-7 и модернизированную (вторая была в 4-5

раз меньше и более совершенна по конструкции), то очень разозлился и все

допытывался у Главкома РВСН маршала артиллерии М.И. Неделина, почему так

получилось, кто не доработал и по какой причине такая огромная первая

головная часть. Так как Неделин виновных не назвал, то глава государства

решил, что виноват С. Королев и когда Сергей Павлович докладывал о своих

новых МБР Р-9 и РТ-1, выставленных на специальной площадке, Хрущев выслушал

его молча. Окружающие даже не смогли понять, разрабатывать эти ракеты

дальше или нет. Естественно, что большая масса ГЧ существенно уменьшила

дальность полета.

На повестку дня встал вопрос о создании модифицированной ракеты с

улучшенными тактико-техническими характеристиками. 12 июля 1958 года было

выдано задание на разработку более совершенной ракеты - Р-7А. Одновременно

велась доводка . 20 января 1960 года ее приняли на вооружение

только что созданного вида Вооруженных Сил - Ракетных войск стратегического

назначения.

Двухступенчатая ракета Р-7 выполнена по схеме. Ее первая

ступень представляла собой четыре боковых блока, каждый длиной 19 м и

наибольшим диаметром 3 м, расположенных симметрично вокруг центрального

блока (вторая ступень ракеты) и соединенных с ним верхним и нижним поясами

силовых связей. Конструкция всех блоков одинакова и включала опорный конус,

топливные баки, силовое кольцо, хвостовой отсек и двигательную установку.

На каждом блоке первой ступени устанавливались ЖРД РД-107 конструкции ГДЛ-

ОКБ, руководимого академиком В. Глушко, с насосной подачей компонентов

топлива. Он был выполнен по открытой схеме и имел шесть камер сгорания. Две

из них использовались как рулевые. ЖРД развивал тягу 78 т у земли.

Центральный блок ракеты состоял из приборного отсека, баков для

окислителя и горючего, силового кольца, хвостового отсека, маршевого

двигателя и четырех рулевых агрегатов. На второй ступени устанавливался ЖРД

РД-108, аналогичный по конструкции с РД-107, но отличавшийся, в основном,

большим числом рулевых камер. Он развивал тягу у земли до 71 т и работал

дольше, чем ЖРД боковых блоков.

Для всех двигателей использовалось двухкомпонентное топливо:

окислитель - переохлажденный жидкий кислород, горючее - керосин Т-1. Для

обеспечения работы автоматики ракетных двигателей, применялись перекись

водорода и жидкий азот. Чтобы достичь заданной дальности полета

конструкторы установили автоматическую системы регулирования режимов работы

двигателей и систему одновременного опорожнения баков (СОБ), что позволило

сократить гарантированный запас топлива. Конструктивно-компоновочная схема

Р-7 обеспечивала запуск всех двигателей при старте на земле с помощью

специальных пирозажигательных устройств, установленных в каждую из 32 камер

сгорания.

Маршевые ЖРД ракеты имели высокие энергетические и массовые

характеристики, а также высокую надежность. Для своего времени они были

выдающимся достижением в области ракетного двигателестроения.

Р-7 оснащалась комбинированной системой управления. Ее автономная

подсистема обеспечивала угловую стабилизацию и стабилизацию центра масс на

активном участке траектории. Радиотехническая подсистема осуществляла

коррекцию бокового движения центра масс в конце активного участка

траектории и выдачу команды на выключение двигателей, что повышало точность

стрельбы. Исполнительными органами системы управления являлись поворотные

камеры рулевых двигателей и воздушные рули. Для реализации алгоритмов

радиокоррекции были построены два пункта управления (основной и

зеркальный), удаленных на 276 км от стартовой позиции и на 552 км друг от

друга.

Ракета несла моноблочную термоядерную головную часть мощностью 3 Мт.

Она крепилась к приборному отсеку центрального блока с помощью трех

пирозамков. Характеристики ГЧ позволяли поразить крупную площадную цель,

посредством как воздушного, так и наземного ядерного взрыва.

Для базирования этих ракет, в 1958 году, было принято решение о

строительстве боевой стартовой станции (объект ) в районе г.

Плесецк. 1 января 1960 года она была готова, а 16 июля впервые в

Вооруженных Силах самостоятельно провела два учебно-боевых пуска со

стартовой позиции. Перед стартом ракету доставляли с технической позиции на

железнодорожном транспортно-установочном лафете и устанавливали на

массивное пусковое устройство. Весь процесс предстартовой подготовки длился

более двух часов.

Ракетный комплекс получился громоздким, уязвимым и очень дорогим и

сложным в эксплуатации. К тому же в заправленном состоянии ракета могла

находиться не более 30 суток. Для создания и пополнения необходимого запаса

кислорода для развернутых ракет нужен был целый завод. Комплекс имел низкую

боевую готовность. Недостаточной была и точность стрельбы. БРК данного типа

не годился для массового развертывания. Всего было построено четыре

стартовых сооружения.

12 сентября 1960 года на вооружение принимается МБР Р-7А. Она имела

несколько большую по размерам вторую ступень, что позволило увеличить на

500 км дальность стрельбы, новую головную часть и упрощенную систему

радиоуправления. Но добиться заметного улучшения боевых и эксплуатационных

характеристик не удалось. Очень быстро стало ясно, что Р-7 и ее модификация

не могут быть поставлены на боевое дежурство в массовом количестве. Так все

и случилось. К моменту возникновения Карибского кризиса РВСН располагали

несколькими десятками таких ракет. К концу 1968 года обе эти ракеты сняли с

вооружения. Но еще раньше МБР Р-7А стала широко использоваться для запуска

космических аппаратов. В истории развития советской космонавтики эта ракета

сыграла выдающуюся роль.

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-16.

13 мая 1959 года специальным совместным постановлением ЦК КПСС и

Правительства конструкторскому бюро академика М.К. Янгеля поручили

разработать межконтинентальную ракету на высококипящих компонентах топлива.

В последствии она получила обозначение Р-16. Для разработки двигателей и

систем ракеты, а также наземной и шахтной стартовых позиций были привлечены

конструкторские коллективы, возглавляемые В.П. Глушко, В.И. Кузнецовым, Б.М

Коноплевым и др. Необходимость разработки этой ракеты определялась низкими

тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой советской

МБР Р-7. Первоначально Р-16 предполагалось запускать только с наземных

пусковых установок. На ее проектирование и проведение летно-конструкторских

испытаний отводились крайне сжатые сроки. Чтобы уложиться в них,

конструкторские коллективы пошли по пути широкого использования наработок

по ракетам Р-12 и Р-14.

При подготовке к первому пуску на полигоне Байконур 24 октября 1960

года из-за прохождения преждевременной команды от токораспределителя

произошел запуск двигательной установки второй ступени, что привело к

взрыву. В результате погибли находившиеся на стартовой позиции большая

часть боевого расчета, председатель государственной комиссии главком РВСН

М.И. Неделин и ряд конструкторов и руководящих работников от министерств.

Второй пуск Р-16 состоялся 2 февраля 1961 года. Несмотря на то, что

ракета упала на трассе полета из-за потери устойчивости, разработчики

убедились в жизнеспособности принятой схемы. Напряженная работа позволила

закончить летные испытания ракеты, запускаемой с наземной пусковой

установки, к концу 1961 года. 1 ноября три первых ракетных полка в г.

Нижний Тагил и п. Юрья были подготовлены к заступлению на боевое дежурство.

Начиная с мая 1960 года, проводились опытно-конструкторские работы,

связанные с реализацией пуска модифицированной ракеты Р-16У из шахтной

пусковой установки. В январе 1962 года на полигоне Байконур был проведен

первый пуск ракеты из ШПУ. 5 февраля 1963 года началась постановка на

боевое дежурство первого ракетного полка (г. Нижний Тагил), вооруженного

БРК с этими МБР, а 15 июля этого же года этот комплекс был принят на

вооружение РВСН.

Ракета Р-16 была выполнена по схеме с последовательным

разделением ступеней. Первая ступень состояла из переходника, к которому

посредством четырех разрывных болтов крепилась вторая ступень, бака

окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека с силовым

кольцом. Топливные баки несущей конструкции. Для обеспечения устойчивого

режима работы ЖРД все баки имели наддув. При этом бак окислителя наддувался

в полете встречным потоком воздуха, а бак горючего - сжатым воздухом из

шаровых баллонов, размещенных в приборном отсеке.

Двигательная установка состояла из маршевого и рулевого двигателей,

укрепленных на одной раме. Маршевый двигатель был собран из трех одинаковых

двухкамерных блоков и имел суммарную тягу на земле 227 т. Рулевой двигатель

имел четыре поворотные камеры сгорания и развивал тягу на земле 29 т.

Система подачи топлива во всех двигателях - турбонасосная с питанием турбин

продуктами сгорания основного топлива.

Вторая ступень, служившая для разгона ракеты до скорости,

соответствовавшей заданной дальности полета, имела аналогичную конструкцию,

но была выполнена короче и в меньшем диаметре. Ее ДУ во многом была

заимствована от первой ступени, что удешевляло производство, но в качестве

маршевого двигателя устанавливался только один блок. Он развивал тягу в

пустоте 90 т. Рулевой двигатель отличался от аналогичного двигателя первой

ступени меньшими размерами и тягой (5 т). Все ракетные двигатели работали

на самовоспламеняющихся при контакте компонентах топлива: окислителе АК-27И

и горючем - несимметричном диметилгидразине (НДМГ).

Р-16 имела защищенную автономную инерциальную систему управления. Она

включала автоматы угловой стабилизации, стабилизации центра масс, систему

регулирования кажущейся скорости, систему одновременного опорожнения баков,

автомат управления дальностью. В качестве чувствительного элемента СУ

впервые на советских межконтинентальных ракетах была применена

гиростабилизированная платформа на шарикоподшипниковом подвесе. Приборы

системы управления располагались в приборных отсеках на первой и второй

ступенях. КВО при стрельбе на максимальную дальность 12000 км составило

около 2700 м. При подготовке к старту ракета устанавливалась на пусковое

устройство так, чтобы плоскость стабилизации находилась в плоскости

стрельбы.

МБР Р-16У конструктивно почти не отличалась от Р-16. Для обеспечения

старта из ШПУ была изменена автоматика работы двигательной установки первой

ступени. На корпусе ракеты были сделаны площадки для установки бугелей,

фиксирующих ее положение в направляющих шахтной пусковой установки. Баки

горючего стали наддуваться азотом.

МБР Р-16 оснащалась отделяемой моноблочной головной частью двух типов,

отличавшихся мощностью термоядерного заряда (порядка 3 Мт и 6 Мт). ГЧ

конической формы с полусферической вершиной крепилась к корпусу второй

ступени с помощью трех разрывных болтов. Ее отделение осуществлялось за

счет торможения второй ступени при срабатывании тормозных пороховых

ракетных двигателей. От мощности головной части зависела максимальная

дальность полета, колебавшаяся в пределах от 11000 до 13000 км.

МБР Р-16 стала базовой ракетой для создания группировки

межконтинентальных ракет РВСН. Наземный стартовый комплекс включал боевую

позицию с двумя пусковыми устройствами, одним общим командным пунктом и

хранилищем ракетного топлива. Пуск ракеты осуществлялся после ее установки

на пусковой стол, заправки компонентами ракетного топлива и сжатыми газами,

проведения операций по прицеливанию. Все эти операции занимали довольно

много времени. Чтобы его сократить были введены четыре степени технической

готовности, характеризовавшиеся определенным временем до возможного старта,

которое было необходимо затратить для выполнения ряда операций по

предстартовой подготовке и запуску ракеты. В высшей степени готовности МБР

Р-16 могла стартовать через 30 минут.

Р-16У была развернута в гораздо меньших количествах, так как на

строительство шахтных комплексов требовалось больше времени, чем для ввода

в строй РК с наземными ПУ. На каждой стартовой позиции располагались три

ШПУ, размещенные в линию на расстоянии десятков метров друг от друга,

подземный командный пункт, хранилища компонентов топлива, а также другие

сооружения. В отличии от других БРК с шахтными пусковыми установками ШПУ Р-

16У обеспечивала движение ракеты по направляющим. Ракета размещалась внутри

на специальном поворотном устройстве с пристыкованными коммуникациями

системы заправки. Для БРК с МБР Р-16У устанавливалось три степени боевой

готовности.

Как и все ракеты первого поколения эти МБР не могли долго находиться в

заправленном состоянии. В постоянной готовности они хранились в укрытиях

или шахтах с пустыми баками и требовалось значительное время для приведения

их в готовность к пуску. По времени приведения в боевую готовность

советские МБР уступали американским ракетам и на много. Низкая живучесть

советских ракетных комплексов практически исключала возможность нанесения

ответного удара. К тому же уже в 1964 году стало ясно, что эта ракета

морально устарела.

Для своего времени Р-16 была вполне надежной и достаточно совершенной

ракетой. До 1965 года было развернуто 186 пусковых установок для Р-16 и Р-

16У. На вооружении МБР этого типа состояли до середины 70-х годов.

Последние ракеты наземных пусковых установок ликвидировали в 1977 году.

Старт одной из них в июне 1966 года наблюдал на полигоне Байконур президент

Франции Ш. де Голль, находившийся в СССР с официальном визитом.

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-9А.

С появлением у американцев ракетной системы руководство

Советского Союза явственно осознало уязвимость и техническое отставание

своих МКР. В этих условиях решено было ускорить принятие на вооружение МБР

Р-9А. Постановлением СМ СССР от 31 мая 1959 года ОКБ-1 С.П. Королева

поручалось создать межконтинентальную ракету, пригодную для массового

развертывания в частях, а главное, которая должна была иметь тактико-

технические характеристики намного лучше, чем Р-7.

Р-9А стала последней боевой ракетой, разработанной под

непосредственным руководством С.П. Королева. Летом 1960 года на полигоне

Байконур был проведен показ ракетной техники для руководства страны.

Присутствовал и Н.С. Хрущев. Сергей Павлович представлял две свои ракеты

жидкостную Р-9 и твердотопливную РТ-1. Хрущев молча выслушал доклад

Королева и своего мнения не высказал. Присутствующим конструкторам,

руководителям промышленности и Ракетных войск ясности относительно

дальнейшей судьбы этих ракет реакция Никиты Сергеевича не прибавила. И

только по настоянию военных разработка Р-9 была продолжена.

Начало летно-конструкторских испытаний Р-9 (на первом пуске 9 апреля

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.