рефераты бесплатно

МЕНЮ


Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы

«выпячивании» необычных сторон сообщения, рассчитанные на человеческий

интерес, а не на подлинные причины случившегося (infortament); новости в

стиле «неуемной болтовни», создающие эффект увлекательного шоу (happy

talk); новости с телетайпной ленты, многие из которых носят

развлекательный характер. Учитывая то, что отечественные телевизионные

коммерческие каналы почти полностью повторяют модель американских, можно

с уверенностью констатировать, что культурно-рекреативная функция стала

главной и на них. Таким образом, появление тех или иных функций

телевидения связано с новыми формами организации телевидения. Так,

культурно-рекреативная функция стала одной из основных с возникновением в

России коммерческой модели телевещания. В начале 90-х годов в регионах

страны были созданы сотни региональных коммерческих телекомпаний –

начиная от кабельных районных телеканалов и заканчивая крупными,

вещающими на несколько районов области телекомпаниями, такими, например,

как ТРК «Южный регион», на первый план в которых должна была выйти

рекреативная функция. Но в силу экономических (недостаток материальных

средств), политических (ангажированность местной властью) и других причин

(как, например, недостаток профессиональных кадров) на региональных

телеканалах информационные программы преобладают среди собственных

программ. На федеральном государственном телевидении в результате погони

за рейтингами и, следовательно, рекламодателями в сетке вещания стали

преобладать программы развлекательного характера.

Новые тенденции в телевизионной системе России после 1991 года –

появление новых форм организации телевещания и интенсивное развитие

регионального телевидения – повлекли за собой не только изменение

преобладающих функций, но и экспансию программ и жанров западного

телевидения на федеральных телеканалах и, в свою очередь, принципов

производства программ, творческих методов работы, программирования

федеральных телеканалов на региональном телевидении.

Таким образом, эволюция отечественного телевидения затронула такие

стороны его существования, как формы собственности и организации,

управленческие механизмы, способы трансляции и передача сигнала, принципы

программирования, методы и творческие подходы к производству продукции,

что неизбежно привело к изменениям в форме, тематике и проблематике

программ, а также внесло существенные коррективы в развитие функций

самого вещания.

2. Экспансия жанров западного телевидения

на российских телеканалах

Экспансия западных телевизионных программ на российском телевидении

в постсоветский период охватила все государственные, коммерческие,

центральные и региональные каналы. На сегодняшний день нет ни одного

вещателя, который не был бы подвержен влиянию этих процессов. Так,

западное телевидение завоевывает центральные российские каналы, они же, в

свою очередь, расширяют границы своего влияния за счет регионов.

«Сначала видео распространило свою “экспансию” на весь мир. Затем

такая его разновидность, как многообразные и занимательные

телеигры…»[53]. Сегодня же экспансируется все, начиная от музыкальных

клипов, рекламы, художественных фильмов, ток-шоу и телешопов и заканчивая

идеями, ценностными ориентирами, моральными и этическими кодексами, без

учета менталитета, культурных и этнических особенностей населения.

Говоря о степени изученности данной проблемы на российском

телевидении, следует отметить, что научных работ, специально посвященных

этой теме, пока не существует. Р.А.Борецкий в своей монографии представил

научный анализ причин и последствий экспансии. Этому же посвящен и ряд

его статей[54].

«Большой толковый словарь иностранных слов» дает следующее

определение понятия: «Экспансия» (лат. еxpansio): 1. Научное –

расширение, распространение (границ, влияния и пр.); 2. Политическое –

стремление к захвату новых территорий, колоний, рынков сбыта и т.

п.».[55] Другой «Словарь иностранных слов» трактует экспансию как

«расширение сфер влияния монополистических объединений и групп,

империалистических государств, осуществляемое как экономическими методами

(например, вывоз капитала), так и внеэкономическими (вооруженные захваты

новых территорий, дипломатическое давление и т. п.)»[56].

Понятие «телевизионной экспансии» – достаточно новое, и обнаружить

какое-либо его определение пока не представляется возможным. Однако,

основываясь на уже приведенных выше формулировках, можно сказать, что

телевизионная экспансия – это расширение диапазона вещания того или иного

телеканала, ретрансляция его программ другими каналами, а также

стремление к расширению сфер влияния на общественное мнение средствами

телевидения.

В словаре русского языка С.И.Ожегова читаем следующее: «расширение,

распространение чего-либо за первоначальные пределы. Экспансия

эпидемии»[57]. А может быть, именно так и следует понимать засилие

американских фильмов, рекламы, теле-шопов, музыкальных клипов, программ с

ток-шоу, играми, викторинами, сенсациями, криминалом, сделанных по

западной кальке, на российских телевизионных каналах? Тогда эта же

эпидемия настигла и региональное телевидение, где зритель практически

лишен возможности видеть «свое» телевидение с близкими ему проблемами и

необходимой информацией, а наблюдает «лужковские» да «березовские»

программы.

Такая ситуация приводит к выводу о необходимости жесткого

государственного регламентирования объема вещания федеральных

(центральных) каналов в регионах России. Кроме того, на наш взгляд,

функция передачи дополнительной (по сравнению с федеральным телевидением)

информации региональным телевидением должна быть монополизирована. Иначе

региональные телекомпании будут не в состоянии обеспечить себе

жизнеспособность.

Так что же такое экспансия на постсоветском телеэкране? Как она

проявляется, в чем ее сущность, причины и последствия?

Проблемы экспансии западных программ на российском центральном

телевидении стали очевидными в период после 1991 года, что было вызвано

рядом объективных и субъективных причин. Это и изменения в господствующей

идеологии, и в экономике страны, и перестроечные процессы, затронувшие

все стороны жизни, в том числе и систему телевещания.

«Альтернативное» телевидение, возникшее после августа 1991 года в

России, открыло новые политические, экономические и творческие

возможности дальнейшего развития всей системы СМИ в целом и телевидения в

частности. «Новое» телевидение стало воистину новым, отказавшись не

только от недостатков и косности старой системы, но и от ее лучших

достижений и традиций.

Альтернативное телевидение начало буквально с нуля, заново открывая

и постигая законы телевизионных жанров, драматургии и телевизионной

деятельности в целом. Для подражания использовались любые приносящие

успех и экономическую выгоду образцы. Так на российский телеэкран попали

«Колесо фортуны» («Поле чудес»), «Домашний продюсер» («Сам себе

режиссер»), «Женский вопрос» («Я сама») и многие другие. Одни из

сканированных с американского экрана программ прижились и удовлетворяют

коммерческие интересы своих авторов; другие – дали более низкий рейтинг,

чем их иностранные «близнецы». Но одно можно констатировать определенно:

1991– 1993 годы стали очень плодотворными в плане экспансии зарубежных

образцов на российском телевидении, а демократические процессы явились

своего рода грибным дождем для большинства существующих сегодня на экране

программ.

Причиной такой популярности западных телепрограмм, по всей

видимости, стало то, что деятелями «нового» телевидения были отброшены в

сторону многие достижения советского периода, снизился профессиональный

уровень отечественных телевизионщиков, российское телевидение как в

экономическом, так и в творческом плане было лишено возможности

генерирования и реализации новых идей. Последствиями этого явилась

заполненность телеэкрана «американизированной» продукцией и неспособность

отечественных телепрограмм конкурировать с ней.

В 1997 году в общей программной политике вещания произошли некоторые

изменения. Одна из причин этого – расширение объема рекламной сферы. Все

телеканалы, на которых размещается реклама, стремятся максимально

повысить рейтинги программ и, следовательно, избавиться от программ

низкорейтинговых. Кроме того, все они заинтересованы в том, чтобы поле

размещения рекламы было максимально широким. Эти соображения привели к

следующему:

- все крупнейшие телеканалы постепенно переориентировались на программы,

адресованные широкой аудитории, уходя от узкоцелевых программ. Ведь

рейтинг в современном понимании – это реальный объем аудитории. Значит,

узкая целевая группа – это заведомо низкий рейтинг. Как следствие,

происходит обеднение жанрово-тематического наполнения эфира. «К середине

1997 года возникла драматическая ситуация, когда можно было завести что-

то вроде “Красной книги” исчезающих жанров телевидения. В итоге жанровое

поле сузилось, за небольшим исключением, до триады “кинопоказ –

информация – шоу”, поскольку лишь эти три вида программ могут в принципе

собрать широкую аудиторию»[58].

- погоня за рекламой привела к исчезновению с телеэкрана тех видов

программ, внутри которых российское законодательство запрещает размещать

рекламу. Это, прежде всего, детские и религиозные программы. В результате

в 1997 году доля детских программ в объеме вещания федеральных каналов

занимала в сетке вещания всего около 2%, что меньше, чем общая доля

рекламы на этих каналах[59];

- вследствие того, что Закон РФ «О рекламе» запрещает перебивать ею

короткие передачи, возникла тенденция к увеличению хронометража программ.

Примерно к лету 1997 года вдруг обнаружилось почти полное

отсутствие в сетке телевещания передач о культуре и научно-популярных

программ. Это вызвало острую критику в адрес властных структур со стороны

интеллигенции. Прислушавшись к этой критике, Президент России Б.Н.

Ельцин принял решение о создании специализированного государственного

канала «Культура», начавшего вещание 1 ноября 1997 года. Размещение

рекламы на нем было запрещено Попечительским советом этого канала по

просьбе Президента. Но, к сожалению, пессимистические прогнозы о том, что

«Культура» долго не протянет без рекламы, сбылись.

Цивилизованные страны давно осознали грозящую опасность и

противопоставили ей четко регламентированное законодательство. Так, в

немецкое телерадиовещательное право «Основные направления Европейского

соглашения о телевидении без границ» были проведены с помощью

государственного договора о телерадиовещании от 31.08.1991 года. Этот

государственный договор в первую очередь поддерживает развитие

европейских производств: «Для показа многообразия в немецкоязычном

пространстве и для развития европейских кино- и телепроизводств

организаторы телевещания должны сохранить основную часть фильмов,

телефильмов, сериалов, документальных передач и подобной продукции для

европейских работ в соответствии с европейским правом»[60].

Из текста договора очевидно намерение законодателя

противодействовать преобладанию программ из США, которое наблюдается на

многих коммерческих каналах Германии. Принятое в государственном договоре

о телерадиовещании регулирование обязательно для всех телерадиовещателей

– как частных, так и государственных.

Ситуация, сложившаяся сегодня на российском телевидении,

представляется прямо противоположной немецкой. Если германское

правительство делает все возможное для помощи своим производителям, то

наше руководство ничего не противопоставляет внедрению чужеродной

культуры и всеобщей американизации российского общества. Сегодня на нашем

телевидении существует множество программ, сценарии, сюжетные линии,

характеры персонажей которых заимствованы у западных «коллег».

Чемпион популярности – «Поле чудес» – версия знаменитого в США

«Колеса фортуны». «Тема» В. Листьева была построена по модели,

изобретенной Филом Донахью. К тому же, как это ни печально, мы умудряемся

ухудшить оригинал. Это относится, например, к конструкциям Марка Гудсона

«Устами младенца» и «Любовь с первой встречи». В первом случае

отечественные «соавторы» проиграли, отказавшись приглашать на роль

«отгадчиков» популярных людей, чья реакция особенно интересна публике. Во

втором – в подборе ведущих, к сожалению, неспособных почувствовать грань

между пошлостью и пикантностью.

Таким образом, вступление российского телевидения в мировое

телепространство не спасает его от провинциальности.

Какое же оно, наше российское телевидение? Как оценивают зрители

поток информации, который выплескивается на них изо дня в день? Отвечает

ли оно их представлениям о происходящем, их интеллектуальным

потребностям, интересам и ожиданиям? «Характерно, что, выясняя отношение

населения разных возрастных и менталитетных групп к телепередачам, фонд

“Общественное мнение” представил в списке только те программы, которые

давно оккупировали телевизионный эфир, во всяком случае, его центральные

каналы»[61]. Это телеигры в «буквы» и «слова», викторины сомнительного

развлекательного свойства, передачи, над юмором которых смеется лишь

присутствующая в кадре массовка, боевики, детективы, триллеры,

телесериалы, программы, изобилующие ужасами, катастрофами и трагическими

происшествиями.

В период с 1991 по 1993 год стала актуальной проблема появления в

огромном количестве иностранных (в частности, американских) жанров на

российских телеканалах. Один из таких жанров и, пожалуй, самый популярный

на телеэкране – жанр ток-шоу. По популярности с ним могут сравниться

лишь игры и состязания, транслируемые всеми действующими телеканалами и

ставшие неотъемлемой частью индустрии телеразвлечений.

Практически всегда это – телевикторины с фортуной и на интерес.

Популярность викторин основана на соучастии зрителей, отвечающих у

телеэкрана на те же вопросы, что и игроки, а также на сохранении у них

иллюзии о возможности также попасть на экран.

Один из многих жанров, появившихся в годы перестройки и существующих

как «калька» западных телепрограмм, – ток-шоу. «Классическое ток-шоу

представляет собой треугольник: ведущий – приглашенные собеседники

(эксперты) – зритель в студии... Ток-шоу соединяет приемы журналистики и

сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его

служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с

заданной ему авторами ток-шоу ролью»[62]. Схема жанра довольно проста и

беспроигрышна – герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие

специалисты этого жанра считают, например, что «залог успеха ток-шоу –

юмор. Герой должен уметь смеяться над собой...»[63].

В конце августа 1998 года в Москве проходил первый

межгосударственный телефорум стран СНГ. В номинации «ведущий ток-шоу»

премию было решено не присуждать никому. Ибо, по мнению отборочной

комиссии, ни одна из представленных передач не соответствовала жанру ток-

шоу. Этот термин заимствован нами у западных коллег и означает

«разговорное представление», «разговорное зрелище» или «разговорный

спектакль». Отсюда и первые признаки жанра: легкость разговора, артистизм

ведущего и обязательное присутствие аудитории.

Возьмем, к примеру, популярную в США программу «Шоу Опры». Опра

Уинфри, обаятельная негритянка, очень живая, заразительно смеющаяся,

считается самой высокооплачиваемой журналисткой Америки. «Ее ток-шоу –

это именно журналистика, мастерски подготовленное общение с популярным

человеком, сопровождаемое показом на большом экране фотографий и другого

материала»[64]. Развлекательный элемент как раз и делает ток-шоу столь

популярным жанром на коммерческом телевидении. «Русское же ток-шоу чаще

всего – штука необыкновенно серьезная, хотя и плохо подготовленная»[65].

Грустные глаза В.Познера («Мы», ОРТ) мало располагают к веселью, хотя

остальные признаки ток-шоу налицо: гость, аудитория в студии, эксперты.

Безусловно, отвечают (или отвечали) основным критериям жанра программы

«Тема», «Большая стирка» (ОРТ), «Акулы пера» (ТВ-6), «Сделай шаг», «Я

сама», «Мужской клуб» (ТВ-6), «Моя семья» (РТР), «Про это», «Принцип

домино» (НТВ). Несомненно, главный признак популярности ток-шоу – это

его рейтинг (от рейтинга зависит и финансовое благополучие программы). По

данным национального института социально-психологических исследований

(октябрь 1998 года) лидер рейтинга среди многих ток-шоу – «Моя семья» В.

Комиссарова (РТР).

На сегодняшнем телеэкране ток-шоу, пожалуй, самый популярный жанр

после телевикторин, участники которых имеют возможность не только

блеснуть эрудицией, но и заработать деньги или приобрести какие-нибудь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.