Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы
«выпячивании» необычных сторон сообщения, рассчитанные на человеческий
интерес, а не на подлинные причины случившегося (infortament); новости в
стиле «неуемной болтовни», создающие эффект увлекательного шоу (happy
talk); новости с телетайпной ленты, многие из которых носят
развлекательный характер. Учитывая то, что отечественные телевизионные
коммерческие каналы почти полностью повторяют модель американских, можно
с уверенностью констатировать, что культурно-рекреативная функция стала
главной и на них. Таким образом, появление тех или иных функций
телевидения связано с новыми формами организации телевидения. Так,
культурно-рекреативная функция стала одной из основных с возникновением в
России коммерческой модели телевещания. В начале 90-х годов в регионах
страны были созданы сотни региональных коммерческих телекомпаний –
начиная от кабельных районных телеканалов и заканчивая крупными,
вещающими на несколько районов области телекомпаниями, такими, например,
как ТРК «Южный регион», на первый план в которых должна была выйти
рекреативная функция. Но в силу экономических (недостаток материальных
средств), политических (ангажированность местной властью) и других причин
(как, например, недостаток профессиональных кадров) на региональных
телеканалах информационные программы преобладают среди собственных
программ. На федеральном государственном телевидении в результате погони
за рейтингами и, следовательно, рекламодателями в сетке вещания стали
преобладать программы развлекательного характера.
Новые тенденции в телевизионной системе России после 1991 года –
появление новых форм организации телевещания и интенсивное развитие
регионального телевидения – повлекли за собой не только изменение
преобладающих функций, но и экспансию программ и жанров западного
телевидения на федеральных телеканалах и, в свою очередь, принципов
производства программ, творческих методов работы, программирования
федеральных телеканалов на региональном телевидении.
Таким образом, эволюция отечественного телевидения затронула такие
стороны его существования, как формы собственности и организации,
управленческие механизмы, способы трансляции и передача сигнала, принципы
программирования, методы и творческие подходы к производству продукции,
что неизбежно привело к изменениям в форме, тематике и проблематике
программ, а также внесло существенные коррективы в развитие функций
самого вещания.
2. Экспансия жанров западного телевидения
на российских телеканалах
Экспансия западных телевизионных программ на российском телевидении
в постсоветский период охватила все государственные, коммерческие,
центральные и региональные каналы. На сегодняшний день нет ни одного
вещателя, который не был бы подвержен влиянию этих процессов. Так,
западное телевидение завоевывает центральные российские каналы, они же, в
свою очередь, расширяют границы своего влияния за счет регионов.
«Сначала видео распространило свою “экспансию” на весь мир. Затем
такая его разновидность, как многообразные и занимательные
телеигры…»[53]. Сегодня же экспансируется все, начиная от музыкальных
клипов, рекламы, художественных фильмов, ток-шоу и телешопов и заканчивая
идеями, ценностными ориентирами, моральными и этическими кодексами, без
учета менталитета, культурных и этнических особенностей населения.
Говоря о степени изученности данной проблемы на российском
телевидении, следует отметить, что научных работ, специально посвященных
этой теме, пока не существует. Р.А.Борецкий в своей монографии представил
научный анализ причин и последствий экспансии. Этому же посвящен и ряд
его статей[54].
«Большой толковый словарь иностранных слов» дает следующее
определение понятия: «Экспансия» (лат. еxpansio): 1. Научное –
расширение, распространение (границ, влияния и пр.); 2. Политическое –
стремление к захвату новых территорий, колоний, рынков сбыта и т.
п.».[55] Другой «Словарь иностранных слов» трактует экспансию как
«расширение сфер влияния монополистических объединений и групп,
империалистических государств, осуществляемое как экономическими методами
(например, вывоз капитала), так и внеэкономическими (вооруженные захваты
новых территорий, дипломатическое давление и т. п.)»[56].
Понятие «телевизионной экспансии» – достаточно новое, и обнаружить
какое-либо его определение пока не представляется возможным. Однако,
основываясь на уже приведенных выше формулировках, можно сказать, что
телевизионная экспансия – это расширение диапазона вещания того или иного
телеканала, ретрансляция его программ другими каналами, а также
стремление к расширению сфер влияния на общественное мнение средствами
телевидения.
В словаре русского языка С.И.Ожегова читаем следующее: «расширение,
распространение чего-либо за первоначальные пределы. Экспансия
эпидемии»[57]. А может быть, именно так и следует понимать засилие
американских фильмов, рекламы, теле-шопов, музыкальных клипов, программ с
ток-шоу, играми, викторинами, сенсациями, криминалом, сделанных по
западной кальке, на российских телевизионных каналах? Тогда эта же
эпидемия настигла и региональное телевидение, где зритель практически
лишен возможности видеть «свое» телевидение с близкими ему проблемами и
необходимой информацией, а наблюдает «лужковские» да «березовские»
программы.
Такая ситуация приводит к выводу о необходимости жесткого
государственного регламентирования объема вещания федеральных
(центральных) каналов в регионах России. Кроме того, на наш взгляд,
функция передачи дополнительной (по сравнению с федеральным телевидением)
информации региональным телевидением должна быть монополизирована. Иначе
региональные телекомпании будут не в состоянии обеспечить себе
жизнеспособность.
Так что же такое экспансия на постсоветском телеэкране? Как она
проявляется, в чем ее сущность, причины и последствия?
Проблемы экспансии западных программ на российском центральном
телевидении стали очевидными в период после 1991 года, что было вызвано
рядом объективных и субъективных причин. Это и изменения в господствующей
идеологии, и в экономике страны, и перестроечные процессы, затронувшие
все стороны жизни, в том числе и систему телевещания.
«Альтернативное» телевидение, возникшее после августа 1991 года в
России, открыло новые политические, экономические и творческие
возможности дальнейшего развития всей системы СМИ в целом и телевидения в
частности. «Новое» телевидение стало воистину новым, отказавшись не
только от недостатков и косности старой системы, но и от ее лучших
достижений и традиций.
Альтернативное телевидение начало буквально с нуля, заново открывая
и постигая законы телевизионных жанров, драматургии и телевизионной
деятельности в целом. Для подражания использовались любые приносящие
успех и экономическую выгоду образцы. Так на российский телеэкран попали
«Колесо фортуны» («Поле чудес»), «Домашний продюсер» («Сам себе
режиссер»), «Женский вопрос» («Я сама») и многие другие. Одни из
сканированных с американского экрана программ прижились и удовлетворяют
коммерческие интересы своих авторов; другие – дали более низкий рейтинг,
чем их иностранные «близнецы». Но одно можно констатировать определенно:
1991– 1993 годы стали очень плодотворными в плане экспансии зарубежных
образцов на российском телевидении, а демократические процессы явились
своего рода грибным дождем для большинства существующих сегодня на экране
программ.
Причиной такой популярности западных телепрограмм, по всей
видимости, стало то, что деятелями «нового» телевидения были отброшены в
сторону многие достижения советского периода, снизился профессиональный
уровень отечественных телевизионщиков, российское телевидение как в
экономическом, так и в творческом плане было лишено возможности
генерирования и реализации новых идей. Последствиями этого явилась
заполненность телеэкрана «американизированной» продукцией и неспособность
отечественных телепрограмм конкурировать с ней.
В 1997 году в общей программной политике вещания произошли некоторые
изменения. Одна из причин этого – расширение объема рекламной сферы. Все
телеканалы, на которых размещается реклама, стремятся максимально
повысить рейтинги программ и, следовательно, избавиться от программ
низкорейтинговых. Кроме того, все они заинтересованы в том, чтобы поле
размещения рекламы было максимально широким. Эти соображения привели к
следующему:
- все крупнейшие телеканалы постепенно переориентировались на программы,
адресованные широкой аудитории, уходя от узкоцелевых программ. Ведь
рейтинг в современном понимании – это реальный объем аудитории. Значит,
узкая целевая группа – это заведомо низкий рейтинг. Как следствие,
происходит обеднение жанрово-тематического наполнения эфира. «К середине
1997 года возникла драматическая ситуация, когда можно было завести что-
то вроде “Красной книги” исчезающих жанров телевидения. В итоге жанровое
поле сузилось, за небольшим исключением, до триады “кинопоказ –
информация – шоу”, поскольку лишь эти три вида программ могут в принципе
собрать широкую аудиторию»[58].
- погоня за рекламой привела к исчезновению с телеэкрана тех видов
программ, внутри которых российское законодательство запрещает размещать
рекламу. Это, прежде всего, детские и религиозные программы. В результате
в 1997 году доля детских программ в объеме вещания федеральных каналов
занимала в сетке вещания всего около 2%, что меньше, чем общая доля
рекламы на этих каналах[59];
- вследствие того, что Закон РФ «О рекламе» запрещает перебивать ею
короткие передачи, возникла тенденция к увеличению хронометража программ.
Примерно к лету 1997 года вдруг обнаружилось почти полное
отсутствие в сетке телевещания передач о культуре и научно-популярных
программ. Это вызвало острую критику в адрес властных структур со стороны
интеллигенции. Прислушавшись к этой критике, Президент России Б.Н.
Ельцин принял решение о создании специализированного государственного
канала «Культура», начавшего вещание 1 ноября 1997 года. Размещение
рекламы на нем было запрещено Попечительским советом этого канала по
просьбе Президента. Но, к сожалению, пессимистические прогнозы о том, что
«Культура» долго не протянет без рекламы, сбылись.
Цивилизованные страны давно осознали грозящую опасность и
противопоставили ей четко регламентированное законодательство. Так, в
немецкое телерадиовещательное право «Основные направления Европейского
соглашения о телевидении без границ» были проведены с помощью
государственного договора о телерадиовещании от 31.08.1991 года. Этот
государственный договор в первую очередь поддерживает развитие
европейских производств: «Для показа многообразия в немецкоязычном
пространстве и для развития европейских кино- и телепроизводств
организаторы телевещания должны сохранить основную часть фильмов,
телефильмов, сериалов, документальных передач и подобной продукции для
европейских работ в соответствии с европейским правом»[60].
Из текста договора очевидно намерение законодателя
противодействовать преобладанию программ из США, которое наблюдается на
многих коммерческих каналах Германии. Принятое в государственном договоре
о телерадиовещании регулирование обязательно для всех телерадиовещателей
– как частных, так и государственных.
Ситуация, сложившаяся сегодня на российском телевидении,
представляется прямо противоположной немецкой. Если германское
правительство делает все возможное для помощи своим производителям, то
наше руководство ничего не противопоставляет внедрению чужеродной
культуры и всеобщей американизации российского общества. Сегодня на нашем
телевидении существует множество программ, сценарии, сюжетные линии,
характеры персонажей которых заимствованы у западных «коллег».
Чемпион популярности – «Поле чудес» – версия знаменитого в США
«Колеса фортуны». «Тема» В. Листьева была построена по модели,
изобретенной Филом Донахью. К тому же, как это ни печально, мы умудряемся
ухудшить оригинал. Это относится, например, к конструкциям Марка Гудсона
«Устами младенца» и «Любовь с первой встречи». В первом случае
отечественные «соавторы» проиграли, отказавшись приглашать на роль
«отгадчиков» популярных людей, чья реакция особенно интересна публике. Во
втором – в подборе ведущих, к сожалению, неспособных почувствовать грань
между пошлостью и пикантностью.
Таким образом, вступление российского телевидения в мировое
телепространство не спасает его от провинциальности.
Какое же оно, наше российское телевидение? Как оценивают зрители
поток информации, который выплескивается на них изо дня в день? Отвечает
ли оно их представлениям о происходящем, их интеллектуальным
потребностям, интересам и ожиданиям? «Характерно, что, выясняя отношение
населения разных возрастных и менталитетных групп к телепередачам, фонд
“Общественное мнение” представил в списке только те программы, которые
давно оккупировали телевизионный эфир, во всяком случае, его центральные
каналы»[61]. Это телеигры в «буквы» и «слова», викторины сомнительного
развлекательного свойства, передачи, над юмором которых смеется лишь
присутствующая в кадре массовка, боевики, детективы, триллеры,
телесериалы, программы, изобилующие ужасами, катастрофами и трагическими
происшествиями.
В период с 1991 по 1993 год стала актуальной проблема появления в
огромном количестве иностранных (в частности, американских) жанров на
российских телеканалах. Один из таких жанров и, пожалуй, самый популярный
на телеэкране – жанр ток-шоу. По популярности с ним могут сравниться
лишь игры и состязания, транслируемые всеми действующими телеканалами и
ставшие неотъемлемой частью индустрии телеразвлечений.
Практически всегда это – телевикторины с фортуной и на интерес.
Популярность викторин основана на соучастии зрителей, отвечающих у
телеэкрана на те же вопросы, что и игроки, а также на сохранении у них
иллюзии о возможности также попасть на экран.
Один из многих жанров, появившихся в годы перестройки и существующих
как «калька» западных телепрограмм, – ток-шоу. «Классическое ток-шоу
представляет собой треугольник: ведущий – приглашенные собеседники
(эксперты) – зритель в студии... Ток-шоу соединяет приемы журналистики и
сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его
служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с
заданной ему авторами ток-шоу ролью»[62]. Схема жанра довольно проста и
беспроигрышна – герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие
специалисты этого жанра считают, например, что «залог успеха ток-шоу –
юмор. Герой должен уметь смеяться над собой...»[63].
В конце августа 1998 года в Москве проходил первый
межгосударственный телефорум стран СНГ. В номинации «ведущий ток-шоу»
премию было решено не присуждать никому. Ибо, по мнению отборочной
комиссии, ни одна из представленных передач не соответствовала жанру ток-
шоу. Этот термин заимствован нами у западных коллег и означает
«разговорное представление», «разговорное зрелище» или «разговорный
спектакль». Отсюда и первые признаки жанра: легкость разговора, артистизм
ведущего и обязательное присутствие аудитории.
Возьмем, к примеру, популярную в США программу «Шоу Опры». Опра
Уинфри, обаятельная негритянка, очень живая, заразительно смеющаяся,
считается самой высокооплачиваемой журналисткой Америки. «Ее ток-шоу –
это именно журналистика, мастерски подготовленное общение с популярным
человеком, сопровождаемое показом на большом экране фотографий и другого
материала»[64]. Развлекательный элемент как раз и делает ток-шоу столь
популярным жанром на коммерческом телевидении. «Русское же ток-шоу чаще
всего – штука необыкновенно серьезная, хотя и плохо подготовленная»[65].
Грустные глаза В.Познера («Мы», ОРТ) мало располагают к веселью, хотя
остальные признаки ток-шоу налицо: гость, аудитория в студии, эксперты.
Безусловно, отвечают (или отвечали) основным критериям жанра программы
«Тема», «Большая стирка» (ОРТ), «Акулы пера» (ТВ-6), «Сделай шаг», «Я
сама», «Мужской клуб» (ТВ-6), «Моя семья» (РТР), «Про это», «Принцип
домино» (НТВ). Несомненно, главный признак популярности ток-шоу – это
его рейтинг (от рейтинга зависит и финансовое благополучие программы). По
данным национального института социально-психологических исследований
(октябрь 1998 года) лидер рейтинга среди многих ток-шоу – «Моя семья» В.
Комиссарова (РТР).
На сегодняшнем телеэкране ток-шоу, пожалуй, самый популярный жанр
после телевикторин, участники которых имеют возможность не только
блеснуть эрудицией, но и заработать деньги или приобрести какие-нибудь
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|