рефераты бесплатно

МЕНЮ


Международные стандарты бухгалтерского учета

экономикой)

фондовые биржи и регулирующие органы, обязывающие или разрешающие компаниям

предоставлять консолидированную финансовую отчётность в соответствии с МСФО

(среди них практически все ведущие биржи в мире: Нью-Йоркская фондовая

биржа, NASDAQ, Лондонская, Токийская и Франкфуртская биржи – всего около 70

фондовых бирж из 50 стран мира)

наднациональные организации, например, Европейский Союз, который заявил о

поддержке МСФО и о возможности их использования для компаний, котирующихся

на международных фондовых рынках; некоторые организации используют МСФО при

составлении своей отчётности (Европейский банк реконструкции и развития,

Международная организация комиссий по ценным бумагам, Международный

Олимпийский комитет, ОЭСР, Мировой Банк)

сами компании – по официальной информации КМФСО в настоящее время уже около

890 компаний предоставляют финансовую отчётность в соответствии с МСФО, что

подтверждено аудиторским заключением. Среди них такие гиганты как

Microsoft, Nestle, Allianz, ENI, Nokia, Air France, Renault, Deutsche Bank,

Olivetti, Roche, Fiat, Volkswagen, Lufthansa, Adidas и т.д. В России свыше

20 компаний готовят отчётность по международным стандартам, среди них РАО

“ЕЭС России”, РАО “Газпром”, “Транснефть”, МПС России, “Лукойл”, “МДМ

Банк”, “Российский кредит”, “Ростелеком”, “Красный Октябрь” и др. (Первым

четырём компаниям было предписано публиковать сводную отчётность в

соответствии с МСФО согласно специальному Распоряжению Правительства РФ №

968-р от 17 июля 1998 г.)

В последние годы международные стандарты получают всё большее

признание. В 1998-1999 гг. в Бельгии, Франции, Германии, Италии, Австрии,

России и других странах были приняты законы, разрешающие крупным компаниям

использовать МСФО. Сейчас рассматриваются аналогичные законопроекты в

Финляндии, Дании и Великобритании. О поддержке деятельности КМСФО заявили

МВФ, Всемирный банк, ВТО и министры финансов стран “большой семёрки”.

Дополнительным толчком в пользу принятия МСФО может стать введение единой

европейской валюты и создание общеевропейского рынка капитала. 4 мая 1999

г. 8 крупнейших европейских бирж (Лондонская, Франкфуртская, Амстердамская,

Парижская, Брюссельская, Мадридская, Миланская и Швейцарская) подписали

Меморандум о взаимопонимании, а 22 сентября – соглашение по возможной

модели общего рынка европейских “голубых фишек”. В перспективе речь может

идти о создании самого крупного в мире рынка, причём в качестве единых

стандартов финансовой отчётности будут использоваться МСФО.

Многие финансовые институты уже сейчас осуществляют кредитование

предприятий только при предоставлении отчётности, составленной в МСФО.

Например, предоставляя кредит российскому предприятию, Европейский банк

реконструкции и развития (вложивший в российскую экономику порядка 3

миллиардов долларов) требует:

предоставлять ЕБРР заверенную аудитором годовую финансовую отчётность,

подготовленную в соответствии с МСФО

поддерживать определённый уровень финансовых коэффициентов, рассчитываемых

с использованием данных МСФО

обеспечивать адекватную работу систем учёта затрат, бухгалтерского учёта и

управления информацией, достоверно и точно отражающих финансовое состояние

компании и результаты её деятельности

Аналогичной практики придерживаются МВФ и Всемирный банк.

Несмотря на всё большее распространение МСФО ряд стран пока не спешит

переходить на новые стандарты. Это США, Канада и Великобритания.

Американская система учёта (GAAP) является одной из ведущих в мире. Она

занимает прочные позиции, в первую очередь, благодаря самому крупному и

развитому рынку в мире, предлагающему самые выгодные условия привлечения

капитала. Поэтому многие иностранные компании, желающие разместить свои

ценные бумаги на американском рынке, идут на значительные затраты по

трансформации отчётности в соответствии с GAAP. Комитет по стандартам

финансового учёта США (FASB) неоднократно высказывался о том, что именно

эта организация должна издавать международные стандарты для использования

на рынках капитала. В то же время среди американских участников рынка нет

однозначного мнения в отношении того, насколько выгодно американскому

рынку, пусть даже самому крупному и развитому, противопоставлять всему

остальному рынку свою систему финансовой отчётности, создавая, таким

образом, для входа на рынок иностранных компаний барьеры в виде

дополнительных трансакционных издержек на трансформацию отчётности в

соответствии с GAAP. По мнению же президента Европейской федерации обществ

финансовых аналитиков и консультанта Правительства РФ по вопросам

реформирования системы бухгалтерской отчётности Д. Даманта США будут

переходить на МСФО в течение пяти-семи лет в отличие от других стран, где

этот процесс займёт три-четыре года. Великобритания также склоняется в

пользу МСФО. Так, например, премьер – министр Великобритании Т. Блэр

высказался, что “международные стандарты финансовой отчётности имеют

решающее значение для Великобритании”. В настоящее время Министерство

торговли и промышленности Великобритании обсуждает законопроект,

разрешающий компаниям составлять отчётность в соответствии с МСФО.

§ 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ

Первый стандарт был разработан в 1974 г. и вступил в силу со

следующего года. До настоящего времени всего было принято 40 стандартов

(табл. 1). Каждый стандарт включает следующие элементы:

объект учёта – даётся определение объекта учёта и основных понятий,

связанных с ним

признание объекта учёта – даётся описание критериев отнесения объектов

учёта к различным элементам отчётности

оценка объекта учёта – приводятся рекомендации по использованию методов

оценки и требований к оценке различных элементов отчётности

отражение в финансовой отчётности – раскрытие информации об объекте учёта в

различных формах финансовой отчётности

Табл. 1 Список МСФО (по состоянию на 1 апреля 2000 г.)

|№ |Название |Вступ|Статус |

| | |ление| |

| | |в | |

| | |силу | |

|IAS |Представление |1.1.7|Пересмотрен в 1997 г., редакция в |

|1 |финансовой отчётности |5 |силе с 1.7.98, заменил IAS 5 и IAS|

| | | |13 |

|IAS |Запасы |1.1.7|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |

|2 | |6 |силе с 1.1.95 |

|IAS |Консолидированная |1.1.7|Заменён на IAS 27 и IAS 28 |

|3 |финансовая отчётность |7 | |

|IAS |Учёт амортизации |1.1.7|Частично заменён на IAS 16 и IAS |

|4 | |7 |38 |

|IAS |Информация, подлежащая |1.1.7|Заменён на IAS 1 |

|5 |раскрытию в финансовой |7 | |

| |отчётности | | |

|IAS |Учёт и отчётность в |1.1.7|Заменён на IAS 15 |

|6 |связи с ценовыми |8 | |

| |изменениями | | |

|IAS |Отчёты о движении |1.1.7|Пересмотрен в 1992 г., редакция в |

|7 |денежных средств |9 |силе с 1.1.94 |

|IAS |Чистая прибыль или |1.1.7|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |

|8 |убыток за период, |9 |силе с 1.1.95, частично заменён на|

| |фундаментальные ошибки | |IAS 35 |

| |и изменения в учётной | | |

| |политике | | |

|IAS |Затраты на исследования|1.1.8|Заменён на IAS 38 |

|9 |и разработки |0 | |

|IAS |Условные события и |1.1.8|Пересмотрен в 1999 г.., частично |

|10 |события, произошедшие |0 |заменён на IAS 37 |

| |после отчётной даты | | |

|IAS |Договоры подряда |1.1.8|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |

|11 | |0 |силе с 1.1.95 |

|IAS |Налоги на прибыль |1.1.8|Пересмотрен в 1996 г., редакция в |

|12 | |1 |силе с 1.1.98 |

|IAS |Представление |1.1.8|Заменён на IAS 1 |

|13 |отчётности об оборотных|1 | |

| |средствах и | | |

| |краткосрочных пассивах | | |

|IAS |Сегментная отчётность |1.1.8|Пересмотрен в 1997 г., редакция в |

|14 | |3 |силе с 1.7.98 |

|IAS |Информация, отражающая |1.1.8|Внесены незначительные изменения в|

|15 |влияние изменения цен |3 |1989 г., заменил IAS 6 |

|IAS |Основные средства |1.1.8|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |

|16 | |3 |силе с 1.1.95 |

|IAS |Аренда |1.1.8|Пересмотрен в 1997 г., редакция в |

|17 | |3 |силе с 1.1.99 |

|IAS |Выручка |1.1.8|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |

|18 | |4 |силе с 1.1.95 |

|IAS |Вознаграждения |1.1.8|Пересмотрен в 1998 г., редакция в |

|19 |работникам |5 |силе с 1.1.99 |

|IAS |Учёт правительственных |1.1.8| |

|20 |субсидий и раскрытие |4 | |

| |информации о | | |

| |правительственной | | |

| |помощи | | |

|IAS |Влияние изменений |1.1.8|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |

|21 |валютных курсов |5 |силе с 1.1.95 |

|IAS |Объединение компаний |1.1.8|Пересмотрен в 1998 г., редакция в |

|22 | |5 |силе с 1.7.99 |

|IAS |Затраты по займам |1.1.8|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |

|23 | |6 |силе с 1.1.95 |

|IAS |Раскрытие информации о |1.1.8| |

|24 |связанных сторонах |6 | |

|IAS |Учёт инвестиций |1.1.8|Частично заменён на IAS 39 и IAS |

|25 | |7 |40, аннулирован IAS 40 |

|IAS |Учёт и отчётность по |1.1.8| |

|26 |программам пенсионного |8 | |

| |обеспечения (пенсионным| | |

| |планам) | | |

|IAS |Сводная отчётность |1.1.9|Cкорректирован в соответствии с |

|27 | |0 |IAS 39 |

|IAS |Учёт инвестиций в |1.1.9|Частично заменён на IAS 36 и IAS |

|28 |ассоциированные |0 |39 |

| |компании | | |

|IAS |Финансовая отчётность в|1.1.9| |

|29 |условиях гиперинфляции |0 | |

|IAS |Раскрытие информации в |1.1.9|Пересмотрен в 1998 г., редакция в |

|30 |финансовой отчётности |1 |силе с 1.1.01 |

| |банков и аналогичных | | |

| |финансовых институтов | | |

|IAS |Финансовая отчётность |1.1.9|Скорректирован в соответствии с |

|31 |об участии в совместной|2 |IAS 36 и IAS 39 |

| |деятельности | | |

|IAS |Финансовые инструменты:|1.1.9|Пересмотрен в 1999 г., редакция в |

|32 |раскрытие и |6 |силе с 1.1.01 |

| |представление | | |

| |информации | | |

|IAS |Прибыль на акцию |1.1.9| |

|33 | |8 | |

|IAS |Промежуточная |1.1.9| |

|34 |финансовая отчётность |9 | |

|IAS |Прекращаемая финансовая|1.1.9| |

|35 |отчётность |9 | |

|IAS |Обесценение активов |1.7.9|Частично заменяет положения IAS 16|

|36 | |9 |и IAS 22 |

|IAS |Резервы, условные |1.7.9| |

|37 |обязательства и |9 | |

| |условные активы | | |

|IAS |Нематериальные активы |1.7.9|Заменил IAS 9 |

|38 | |9 | |

|IAS |Финансовые инструменты:|1.1.0| |

|39 |признание и сила |1 | |

|IAS |Инвестиционная |1.1.0|Аннулировал IAS 25 |

|40 |собственность* |1 | |

* Примечание: данный стандарт ещё не был официально переведён на

русский язык

Источник: “Международные стандарты финансовой отчётности”, Москва,

“Аскери”, 1999

Суммируя преимущества МСФО, то можно сказать, что для финансовых

аналитиков и инвесторов это понятность, сравнимость, прозрачность,

надёжность, меньшие издержки по анализу отчётности; для компаний – меньшие

издержки по привлечению капитала, одна система учёта, отсутствие

необходимости согласовывать финансовую информацию, последовательность

внутреннего и внешнего учёта; для аудиторов – единообразные принципа

бухучёта, возможность участия в принятии стандартов, тренинги в глобальном

масштабе; для национальных разработчиков стандартов – обмен опытом, основа

для национальных стандартов, большее доверие к национальным стандартам,

конвергенция стандартов; для развивающихся стран – снижение издержек по

разработке национальных стандартов, привлечение инвесторов.

§ 3. ИНТЕРПРЕТАЦИИ МСФО

Интерпретации Постоянного Комитета по интерпретациям (ПКИ) – это

важная составная часть международных стандартов. Интерпретации

разрабатываются в контексте существующих МСФО и принципов их применения;

они разъясняют отдельные положения стандартов и регулируют вопросы

бухгалтерского учёта там, где отсутствуют соответствующие стандарты. При

разработке интерпретаций ПКИ проводит консультации с аналогичными

национальными комитетами государств – членов КМСФО.

ПКИ занимается вопросами достаточно широкого значения, при этом

интерпретации можно разделить на две категории:

3. назревшие вопросы (неудовлетворительная практика в рамках существующих

международных стандартов)

4. новые вопросы (новые темы, относящиеся к существующему стандарту, но

не рассматривавшиеся при его разработке)

В настоящее время принято 17 интерпретаций (табл. 2)

Табл. 2 Интерпретации ПКИ (по состоянию на 1 апреля 2000 г.)

|№ |Название |Вступле|Ссылка на |

| | |ние в |стандарт |

| | |силу | |

|ПКИ 1 |Последовательность – различные формулы |1.1.99 |МСФО 2 |

| |себестоимости для запасов | | |

|ПКИ 2 |Последовательность – капитализация затрат|1.1.98 |МСФО 23 |

| |по займам | | |

|ПКИ 3 |Элиминирование нереализованных прибылей и|1.1.98 |МСФО 28 |

| |убытков по операциям с ассоциированными | | |

| |компаниями | | |

|ПКИ 5 |Классификация финансовых инструментов – |1.6.98 |МСФО 32 |

| |резервы на условное погашение | | |

|ПКИ 6 |Затраты на модификацию имеющегося |1.6.98 |Принципы |

| |программного обеспечения | |подготовки и |

| | | |составления |

| | | |МСФО |

|ПКИ 7 |Введение евро |1.6.98 |МСФО 21 |

|ПКИ 8 |Применение МСФО впервые в качестве |1.8.98 |МСФО 1 |

| |главной основы учёта | | |

|ПКИ 9 |Объединения компаний – классификация в |1.8.98 |МСФО 22 |

| |качестве покупки или объединения | | |

| |интересов | | |

|ПКИ 10 |Правительственная помощь – отсутствие |1.8.98.|МСФО 20 |

| |конкретной связи с операционной | | |

| |деятельностью | | |

|ПКИ 11 |Валютный обмен – капитализация убытков, |1.8.98 |МСФО 21 |

| |возникающих в результате серьёзной | | |

| |девальвации валюты | | |

|ПКИ 12 |Консолидация – специализированные |1.7.99 |МСФО 27 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.