Порядок проведения налоговых проверок в Республике Беларусь
основании материалов встречных проверок:
- проведением встречных проверок заказчиков (клиентов) проверяемого
налогоплательщика, перечислявших денежные средства на его счета,
устанавливается сумма вознаграждения, причитавшегося плательщику за
выполнение работ (оказание услуг);
- на основании полученных от клиентов сведений рассчитывается удельный
вес (в процентах) причитавшегося вознаграждения к общей сумме,
перечисленной заказчиком (клиентом) на счет проверяемого плательщика;
- полученный удельный вес чистой выручки (определенный в среднем по
материалам нескольких встречных проверок) применяется к общей сумме
средств, зачислявшихся на счета плательщика по периодам, установленным для
представления налоговых расчетов по НДС и налогу на прибыль;
- данные по внереализационным доходам и расходам принимаются в суммах,
отраженных в выписках банка по счетам субъекта предпринимательской
деятельности и иным имеющимся документам;
- фонд оплаты труда определяется на основании выписок банка или чеков
банка, выписанных на получение наличных денежных средств, либо на основании
опроса лиц, получавших заработную плату;
- объектами налогообложения являются:
выручка, определенная по удельному весу вознаграждения, причитавшегося
плательщику к суммам, поступившим на счета плательщика, а также по
стоимости продукции (товаров, услуг), отпущенной за пределы республики
и/или ввезенной из-за пределов республики;
фонд оплаты труда;
добавленная стоимость, определенная путем уменьшения выручки на
документально подтвержденные плательщиком или проведенные встречными
проверками материальные затраты, а также уплаченные налоги (сборы);
прибыль (доход), определенная как разница между выручкой и
документально подтвержденными плательщиком или проведенными встречными
проверками расходами, связанными с осуществлением плательщиком коммерческой
деятельности, суммами налогов, исчисляемыми от выручки и относимыми на
себестоимость, суммой налога на добавленную стоимость, с увеличением
(уменьшением) на сальдо по внереализационным операциям.
23.3. Вариант 3. Определение выручки согласно нормам, выведенным на
основании сведений плательщиков, занимающихся аналогичными видами
деятельности:
- на территории района (города, области) определяется плательщик,
занимающийся аналогичным видом деятельности, у которого не истек годичный
срок с даты завершения последней налоговой проверки;
- по налоговым расчетам данного плательщика определяется удельный вес
добавленной стоимости и прибыли к полученной выручке, что фиксируется
расчетом, заверяемым подписями проверяющих и представителей
налогоплательщика;
- по выведенным нормам определяются добавленная стоимость и прибыль,
подлежащая налогообложению;
- фонд оплаты труда определяется на основании чеков банка, выписанных
на получение наличных денежных средств, либо на основании опроса лиц,
получавших заработную плату;
- объектами налогообложения являются:
выручка, определенная по суммам, поступившим на счета плательщика, а
также по стоимости продукции (товаров, услуг), отпущенной за пределы
республики и/или ввезенной из-за пределов республики;
фонд оплаты труда;
добавленная стоимость, определенная согласно выведенным нормам;
прибыль (доход), определенная как разница между выручкой и
документально подтвержденными плательщиком или проведенными встречными
проверками расходами, связанными с осуществлением плательщиком коммерческой
деятельности, суммами налогов, исчисляемыми от выручки и относимыми на
себестоимость, суммой налога на добавленную стоимость, с увеличением
(уменьшением) на сальдо по внереализационным операциям.
24. Вариант применения расчетного метода определения объектов
налогообложения определяется проверяющим.
Если плательщиком в период проведения проверки представлены документы,
подтверждающие факт приобретения товаров (на основании копий накладных),
проверяющим устанавливается достоверность представленных документов путем
проведения встречных проверок и принимаются расходы с учетом полученных
результатов.
Исчисленные проверяющими выручка, себестоимость реализованной продукции
(товаров, работ и услуг), прибыль (доход), а также другие объекты
налогообложения сравниваются с данными, отраженными в расчетах,
представлявшихся налогоплательщиком в налоговые органы.
Пресекательный (ограничительный) срок для представления
налогоплательщиком восстановленных документов бухгалтерского учета либо
дополнительных документов законодательством не установлен. У инспекций ГНК
и их должностных лиц отсутствуют основания для отказа в приеме таких
документов. Достоверность дополнительно представленных документов
производится проверяющим в порядке, установленном настоящим Положением.
Изменения в акт предыдущей проверки производятся либо путем составления
нового акта проверки с отменой решений инспекции ГНК по предыдущему акту
проверки, либо путем составления заключения к акту проверки, уточняющему
результаты проверки с учетом дополнительно представленных документов.
Возврат излишне взысканных сумм по результатам проверки производится в
порядке, определенном пунктом 3 статьи 10 Закона Республики Беларусь "О
налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь".
Порядок привлечения к проверке специалистов и
использования их заключений при подведении результатов
проверки
25. Для проведения контрольного обмера объемов выполненных работ,
взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий,
контрольного запуска сырья и материалов в производство, контрольного
анализа сырья, материалов и готовой продукции (в целях установления
действительных расходов сырья и материалов, правильности списания на
производство сырья и материалов, а также установления норм их расходов,
сопоставления фактических и заправочных данных) проверяющие вправе
привлекать специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками и не
заинтересованного в результатах проверки.
Налоговые органы имеют право привлекать специалистов и экспертов для
оказания содействия в проведении налоговых проверок при:
- выявлении отклонений в процессе сопоставления записей, документов и
фактических данных по одним операциям с записями, документами и
фактическими данными по связанным с ними другим операциям;
- выявлении отклонений экономических показателей проверяемого
предприятия с предприятиями аналогичных отраслей;
- отсутствии на проверяемом предприятии разработанных в законодательном
порядке норм расхода сырья и материалов.
26. Налоговый орган, проводящий проверку, направляет письмо в
компетентный орган с просьбой о направлении необходимого специалиста для
участия в проверке или же о проведении экспертизы количества и качества
сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, оказанных услуг и
выполненных работ, для проверки фактических затрат сырья и материалов,
состояния зданий и сооружений, для контрольных обмеров объемов ремонтно -
строительных работ и определения их качества.
Экспертиза проводится на основании договора между инспекцией ГНК и
органом, выполняющим экспертизу, в котором должны быть предусмотрены:
- сроки выполнения экспертизы;
- виды и характер проводимой экспертизы;
- стоимость экспертиз и порядок возмещения расходов, связанных с
проведением экспертизы;
- фамилии, имена, отчества специалистов, проводящих экспертизу.
По результатам выполненной экспертизы специалистами, проводившими
экспертизу, составляется заключение. Заключение со всеми материалами
направляется в налоговый орган, проводящий проверку для приобщения к акту
проверки. При установлении экспертами фактов нарушений в акте проверки на
основании экспертного заключения выводится сумма завышенных расходов,
отнесенных на себестоимость продукции (работ, услуг), сумма заниженных
налогов и сборов. К акту проверки прилагаются заключение и все производимые
на основании экспертного заключения расчеты, объяснения виновных
должностных и материально ответственных лиц.
Оплата за проведение экспертизы осуществляется налоговыми органами за
счет средств проверяемого налогоплательщика или за счет средств
государственного бюджета, если вина этого налогоплательщика не установлена.
Контрольный запуск сырья в производство
27. Производственное предприятие, занимающееся выпуском продукции
(запасных частей, деталей, продукции производственного характера, бытового
назначения и др.) на каждый вид производимых изделий в обязательном порядке
должно составлять калькуляции потребляемого количества (расхода) сырья,
материалов, комплектующих изделий (по наименованиям, сортам, маркам,
номенклатурным номерам, ГОСТам и т.д.) для контроля за правильностью их
списания на производство продукции.
При проведении налоговой проверки и определении материальных затрат на
производство продукции проверяющий обязан проверить калькуляции
материальных затрат на выпускаемые предприятием изделия. В случае
отсутствия на предприятии калькуляций на списание материалов на выпускаемую
продукцию либо установления проверяющим фактов, свидетельствующих о
завышении норм расходования сырья, материалов на единицу продукции,
проверяющий вправе потребовать от руководителя предприятия провести
контрольный запуск сырья и материалов в производство для установления
фактического расхода их на изготовление конкретных видов изделий.
28. Для проведения контрольного запуска сырья и материалов в
производство инспекция ГНК направляет требование руководителю предприятия о
проведении контрольного запуска сырья в производство, в котором
указывается: дата проведения контрольного запуска, фамилии должностных лиц
налоговых органов, направляемых для участия в контрольном запуске, а также
должности и фамилии лиц, привлекаемых в качестве экспертов.
Контрольный запуск сырья и материалов в производство производится
специалистом предприятия в присутствии эксперта и проверяющего. После
получения готовой продукции экспертом составляется и подписывается
заключение о фактическом расходе сырья и материалов на изготовление одной
единицы готовой продукции, с которым под роспись знакомятся проверяющий и
налогоплательщик (его представители и иные уполномоченные им лица). Первый
экземпляр заключения передается проверяющему, а второй - налогоплательщику
(его представителям).
29. В случае, когда контрольный запуск сырья и материалов в
производство по объективным причинам предприятия не возможен (выпуск данной
продукции снят с производства, отсутствует оснастка, материалы,
оборудование и др.), используются калькуляции предприятия, на котором
производится выпуск аналогичной продукции.
30. На основании составленного экспертом заключения о фактическом
расходе сырья и материалов проверяющий делает выводы о правильности
списания сырья и материалов на выпуск аналогичной продукции на проверяемом
предприятии за весь период проверки.
Обследование производственных, складских, торговых и
иных помещений, которые используются или могут
использоваться для извлечения доходов от
предпринимательской деятельности
31. В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Беларусь "О
государственной налоговой инспекции Республики Беларусь" должностные лица
инспекций ГНК при исполнении служебных обязанностей и предъявлении
служебного удостоверения имеют право свободно входить и с участием
собственника (его представителя либо уполномоченного им лица) производить в
соответствии с законодательством обследование принадлежащих юридическим и
физическим лицам любых производственных, складских, торговых и иных
помещений , которые используются или могут использоваться для извлечения
доходов.
-------------------------------
Далее по тексту - помещений.
32. При обнаружении признаков осуществления незарегистрированной
предпринимательской деятельности проверяющий составляет акт обследования
принадлежащих юридическому или физическому лицу производственных,
складских, торговых и иных помещений, которые используются для извлечения
доходов, согласно приложению 5 к настоящему Положению, с приложением к нему
письменных объяснений собственника (его представителей).
-------------------------------
Далее - акт обследования помещений.
33. В случае обнаружения в обследуемом помещении товарно - материальных
ценностей, не отраженных в учете проверяемого налогоплательщика,
проверяющий вправе опечатать помещение с внесением предложения руководителю
инспекции ГНК (его заместителю) о назначении инвентаризации товарно -
материальных ценностей у проверяемого налогоплательщика.
При отказе налогоплательщика (его представителей) в допуске
проверяющего к обследованию помещений проверяющий делает соответствующую
запись в акте обследования помещений.
Досмотр физического лица - нарушителя законодательства
о налогах и предпринимательстве
34. В случае получения достоверной информации о нарушении физическим
лицом законодательства о налогах и предпринимательстве проверяющий вправе
производить личный досмотр нарушителя законодательства о налогах и
предпринимательстве, а также досмотр находящихся при нем вещей, документов,
ценностей и транспортных средств.
35. При проведении досмотра обязательным условием является составление
акта личного досмотра нарушителей законодательства о налогах и
предпринимательстве и досмотре находящихся при них вещей, документов,
ценностей и транспортных средств согласно приложению 6 к настоящему
Положению, а при изъятии имущества, принадлежащего физическому лицу, -
составление акта изъятия денежных средств, орудий производства, товаров и
другого имущества согласно приложению 7 к настоящему Положению.
В акте досмотра в обязательном порядке отражаются: фамилия, имя,
отчество лица, нарушившего законодательство о налогах и
предпринимательстве, адрес постоянного жительства, место работы, а также
фамилия, имя, отчество понятых, присутствующих при составлении акта
досмотра. При составлении акта досмотра указываются причина и характер
нарушения, на основании совершения которого произведен досмотр. При
производстве личного досмотра запрещается досмотр лицам противоположного
пола. Как обязательное условие личный досмотр производится в отдельном
помещении.
Опечатывание касс и помещений
36. Опечатывание кассы, помещения, места хранения документов, вещей,
товарно - материальных ценностей и денег производится в присутствии
собственника, его представителя или уполномоченного им лица, а также
понятых с отражением данного факта в акте по форме согласно приложению 8 к
настоящему Положению. О факте опечатывания незамедлительно ставится в
известность руководитель инспекции ГНК (его заместитель).
При препятствовании налогоплательщика (его представителей) опечатыванию
кассы, помещения, места хранения документов, вещей, товарно - материальных
ценностей и денег опечатывание проводится с привлечением органов
Государственного комитета финансовых расследований или МВД Республики
Беларусь.
-------------------------------
Далее по тексту - ТМЦ.
37. В случае, если в опечатанном помещении находятся товарно -
материальные ценности на значительные суммы и/или имеются предположения о
несанкционированном вскрытии данного помещения, руководителем инспекции ГНК
(его заместителем) принимаются меры по обеспечению выставления охраны из
числа сотрудников отдела внутренних дел, на территории которого находится
опечатанное помещение.
38. Хранилище и другие помещения рекомендуется опечатывать мастичными
печатями, нанесенными на полоску белой бумаги, либо рельефной металлической
печатью, нанесенной на пластилин (не рекомендуется использовать при
отрицательных температурах на открытом воздухе), с указанием номера и
надписи печати в акте опечатывания. Второй экземпляр акта вручается
налогоплательщику (его представителям).
Проверка фактического наличия ценностей в кассе
39. Все наличные деньги и ценные бумаги у субъектов предпринимательской
деятельности хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах, а в
отдельных случаях - в комбинированных и обычных металлических шкафах,
которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются
печатью кассира.
При проверке фактического наличия ценностей в кассе производится полный
покупюрный пересчет денежной наличности и проверка других ценностей,
находящихся в кассе. До начала пересчета необходимо письменное
подтверждение материально ответственного лица о том, что все приходные
документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства,
поступившие на его ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в
расход.
40. Материально ответственное лицо в присутствии проверяющих и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|