рефераты бесплатно

МЕНЮ


Порядок проведения налоговых проверок в Республике Беларусь

представителей субъекта предпринимательской деятельности (назначенных

приказом либо устным распоряжением руководителя субъекта

предпринимательской деятельности) производит пересчет денежной наличности и

проверку других ценностей.

При подсчете фактического наличия денег в кассе принимаются к учету

денежные знаки, почтовые марки, марки государственной пошлины и т.д.

Расписки и другие документы на позаимствованные в кассе деньги в

остаток наличности не включаются. Заявление кассира о наличии в кассе

денежных средств и других ценностей, не принадлежащих данному субъекту

предпринимательской деятельности, во внимание не принимается.

41. Результаты проверки оформляются актом проверки наличия денежных

средств в кассе (кассовом помещении) по форме согласно приложению 9 к

настоящему Положению, в котором указывается остаток ценностей в наличии и

по данным учета на день проверки и определяется результат проверки. При

этом истребуется письменное подтверждение материально ответственного лица в

том, что денежные средства, перечисленные в акте, находятся на его

ответственном хранении.

По выявленным проверкой отклонениям фактического наличия денежных

средств в кассе данным бухгалтерского учета материально ответственное лицо

должно дать письменное объяснение причин излишков или недостач.

Назначение инвентаризации товарно - материальных ценностей

42. При проведении проверок в производственных, складских, торговых и

иных помещениях по вопросам:

- установления фактического наличия товарно - материальных ценностей;

- определения неучтенных и хранящихся без подтверждающих документов

товарно - материальных ценностей в пунктах реализации и торговых

помещениях;

- определения обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского

учета, в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Закона "О государственной

налоговой инспекции Республики Беларусь" инспекции ГНК, ее должностным

лицам предоставляется право назначать инвентаризацию имущества и финансовых

обязательств предприятий (учреждений). Инвентаризация имущества и

финансовых обязательств - это проверка и документальное подтверждение

фактического наличия имущества и финансовых обязательств, выявление

отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в

данные бухгалтерского учета.

43. Для проведения инвентаризации инспекция ГНК, должностные лица

которой осуществляют проверку, направляет постановление о назначении

инвентаризации товарно - материальных ценностей по форме согласно

приложению 10. Налогоплательщик (его представитель) в установленном порядке

создает инвентаризационную комиссию и проводит инвентаризацию в

соответствии с действующим законодательством.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия

имущества с данными бухгалтерского учета оформляются в бухгалтерском учете

в соответствии с Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и

отчетности".

В документах, предъявленных для оформления списания недостач ценностей

и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или

судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на

взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей,

полученное от отдела технического контроля или соответствующих

специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

Предложения об отражении (оформлении) в бухгалтерском учете выявленных

при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных

бухгалтерского учета вносятся проверяющим и представляются на рассмотрение

руководителю предприятия (учреждения).

Изъятие у субъектов предпринимательской деятельности

товарно - материальных ценностей (неоприходованных

товаров, образцов сырья, полуфабрикатов, готовой

продукции, денежной выручки и другого имущества),

являющихся объектами нарушений законодательства о

налогах и предпринимательстве или вещественными

доказательствами по этим делам

44. Изъятие товарно - материальных ценностей (неоприходованные товары,

образцы сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, предметы, документы и

другие ценности), денежных средств, в том числе в иностранной валюте,

являющихся объектами нарушений законодательства о налогах и

предпринимательстве или вещественными доказательствами по этим делам

производится в ходе:

- проведения проверки правильности исчисления, полноты и

своевременности уплаты налогов;

- проведения рейдовых проверок;

- встречных проверок, связанных со сбором информации об уплате налогов

другими лицами;

- проверок, связанных с рассмотрением заявлений и жалоб граждан, в

результате которых установлены нарушения.

45. Изъятие товарно - материальных ценностей производится после

наложения на них ареста, который заключается в проведении описи имущества и

объявлении запрета распоряжаться этим имуществом. Опись имущества

нарушителя - субъекта предпринимательской деятельности производится

должностными лицами инспекции Государственного налогового комитета в

присутствии двух понятых, собственника (его представителя) с оформлением

описи согласно приложению 11 к настоящему Положению.

46. Перед проведением описи необходимо:

- сверить наличие денежных средств и ценностей с данными записей,

книгами учета и другими документами, необходимость наличия которых

предусмотрена действующим законодательством;

- установить, какие денежные суммы и ценности являются неучтенными;

- составить о результатах проверки акт с указанием нарушений

законодательства о налогах и предпринимательстве, установленных при

проверке.

Субъект предпринимательской деятельности, лицо, во владении которого

находятся товарно - материальные ценности, подлежащие изъятию, по

требованию должностного лица налогового органа, в случае необходимости,

должно обеспечить выгрузку, вскрытие и другие действия, обеспечивающие

полноту описи.

Для наложения ареста на транспортные средства, строения, здания

необходимо запросить дополнительную информацию (подтверждение) из ГАИ, БТИ

о наличии данной собственности у нарушителя. При наложении ареста на

указанное имущество налоговые органы в двухдневный срок с даты наложения

ареста уведомляют об этом ГАИ и БТИ и сообщают им о запрете отчуждать

принадлежащее нарушителям имущество.

При изъятии описанного имущества в описи делается соответствующая

отметка в соответствии с Инструкцией по применению Положения о взыскании

налогов, сборов и других обязательных платежей, утвержденного

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1999 г. N

87, утвержденной приказом ГНК от 17 апреля 1999 г. N 77 (Национальный

реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 53, 8/482).

Использование материалов встречных проверок

47. В случае, если проведенной встречной проверкой будет установлено,

что плательщиком в подтверждение расходов на приобретение товарно -

материальных ценностей предъявлены документы (товарно - транспортные

накладные, счета - фактуры и др.) субъектов предпринимательской

деятельности, существование которых в ходе проведения встречных проверок не

подтверждается, либо при проведении встречных проверок налогоплательщик

(его представитель) отрицает факт отпуска товарно - материальных ценностей

или подтверждает его на меньшие количество и стоимость, чем отражено в

учете проверяемого плательщика, либо в ходе проверки установлены факты

неоприходования по учету проверяемого налогоплательщика товарно -

материальных ценностей, отпущенных в его адрес другими субъектами

предпринимательской деятельности, проверяющий обязан истребовать объяснения

налогоплательщика (его представителей) о причинах выявленных расхождений.

В случае признания налогоплательщиком (его представителями) факта

использования фиктивных документов в целях уменьшения размеров объектов

налогообложения проверяющим определяются объекты налогообложения у

проверяемого плательщика с учетом результатов встречной проверки.

48. При отказе налогоплательщика (его представителей) подтвердить

результаты проведенной встречной проверки проверяющий обязан информировать

руководителя инспекции ГНК (его заместителя) о выявленных расхождениях с

данными учета плательщика для обращения в соответствующие

правоохранительные органы в целях дальнейшей проверки действительности

финансово - хозяйственных операций, совершавшихся проверяемым

налогоплательщиком, либо подготовки при необходимости искового заявления в

хозяйственный суд для установления факта ничтожности сделки, отраженной в

учете плательщика.

На основании заключения правоохранительного органа или решения

хозяйственного суда проверяющим определяются фактические размеры объектов

налогообложения у проверяемого налогоплательщика.

Приостановление операций по счетам плательщика в

ходе налоговой проверки

49. Инспекциям Государственного налогового комитета согласно пункту 10

статьи 8 Закона "О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь"

предоставлено право приостанавливать полностью или частично операции

предприятий и физических лиц по их счетам и вкладам в банках.

49.1. Основанием для принятия решения о приостановлении операций по

счетам являются факты непредставления (отказа представить) плательщиком в

установленный срок документов бухгалтерского учета, которые фиксируются

соответствующим актом, составляемым должностным лицом налогового органа.

Принятию решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика

предшествует направление предписания инспекции Государственного налогового

комитета по форме согласно приложению 12 к настоящему Положению, в котором

указывается, за какой период требуются документы, виды требуемых

документов, подлежащих представлению для проведения проверки; дата и время

их представления, а также место их представления; предупреждение о мерах

ответственности за несоблюдение обязанностей налогоплательщика.

Предписание направляется налоговым органом в случае невыполнения

плательщиком устных требований проверяющих.

В случае непредставления в установленный срок требуемых документов

должностные лица налоговых органов составляют на виновных должностных лиц

юридического лица, индивидуального предпринимателя протокол об

административном правонарушении в соответствии с абзацем четвертым пункта

12 статьи 9 Закона Республики Беларусь "О налогах и сборах, взимаемых в

бюджет Республики Беларусь".

49.2. Основанием для принятия решения о приостановлении операций по

счетам плательщика являются установленные факты сокрытия (занижения)

прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения, а также получения

средств от осуществления деятельности без соответствующего разрешения

(лицензии), осуществления предпринимательской деятельности без

государственной регистрации и/ или без постановки на налоговый учет,

которые фиксируются актом (промежуточным актом) выездной налоговой

проверки.

При этом решение о приостановлении операций по счетам принимается

независимо от обжалования плательщиком выводов по результатам проверки.

Составление акта выездной налоговой проверки

50. По результатам проверки составляется акт выездной налоговой

проверки согласно прилагаемой примерной форме акта выездной налоговой

проверки (приложение 13 к настоящему Положению). При проведении

тематической проверки по вопросам полноты удержания подоходного налога с

заработной платы и приравненным к ней выплатам составляется акт проверки

согласно приложению 13 к Методическим указаниям по исчислению и уплате

подоходного налога с физических лиц, утвержденным приказом Государственного

налогового комитета Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. N 62

(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 43,

8/289).

50.1. Акт выездной налоговой проверки правильности исчисления, полноты

и своевременности уплаты налогов и других платежей в бюджет

налогоплательщиком (далее по тексту - акт) - документ, содержащий

систематизированные данные о результатах проверки.

Ответственность за достоверность данных, содержащихся в акте, несут

проверяющие.

Акт должен быть выполнен машинописным способом или с применением

печатающих устройств на одной стороне листа, через полтора интервала. Текст

акта следует печатать, соблюдая размеры полей: левое - не менее 20 мм,

правое - не менее 10 мм. Вне зависимости от способа выполнения акта

количество напечатанного текста и оформление иллюстрационных таблиц должно

удовлетворять требованиям их четкого воспроизведения.

50.2. В изложении акта должны быть соблюдены объективность, ясность и

точность описания выявленных фактов. Не допускается включение в акт

проверки различного рода не подтвержденных документами предположений и

данных о деятельности проверяемого субъекта.

50.3. В акте проверки указываются:

50.3.1. основания назначения проверки, дата и номер приказа

(распоряжения) о ее проведении, должность, фамилия, имя и отчество лица,

составившего акт проверки, а также иных лиц, привлекавшихся к проверке;

50.3.2. даты начала и окончания проверки (в случае перерывов

указывается их период), а также место составления акта проверки;

50.3.3. должности и фамилии лиц, обязанных в соответствии с настоящим

Положением подписать акт проверки (руководитель юридического лица, главный

бухгалтер (бухгалтер), имеющие право подписи в банке и в расчетах по

налогам, представляемых налоговым органам в порядке, установленном

законодательством), с указанием периода их работы на занимаемых должностях

в проверяемом периоде;

50.3.4. наименование и местонахождение проверяемого налогоплательщика;

50.3.5. кем и когда были проведены предыдущие проверки соблюдения

налогового законодательства, какие принимались меры по выявленным фактам

нарушения актов законодательства;

50.3.6. какие финансово - хозяйственные операции (документы), каким

методом и за какой период проверены;

50.3.7. выявленные факты занижения, сокрытия и несвоевременного

перечисления причитающихся в бюджет платежей (место, время и характер

совершенного нарушения акта законодательства о налогах и

предпринимательстве, размер неуплаченных платежей, акт законодательства,

требования которого нарушены, установленная актом законодательства

ответственность за данный вид нарушения);

50.3.8. факты неправильного ведения бухгалтерского учета и составления

отчетности;

50.3.9. должности и фамилии лиц, по вине которых допущены

соответствующие нарушения, а также сведения о том, какие именно действия

(бездействие) этих должностных лиц повлекли нарушения законодательства о

налогах и предпринимательстве;

50.3.10. иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о

совершенном правонарушении.

В необходимых случаях для подтверждения изложенных в акте фактов к нему

прилагаются копии или выписки из документов (счетов, ведомостей, ордеров,

банковских поручений, чеков, нарядов, актов, приказов, писем и т.п.), а

также справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов.

Для обобщения нарушений одного и того же вида составляются

накопительные ведомости, являющиеся приложением к акту.

Результаты проверки, отраженные в текстовой части акта по финансовым и

другим показателям, вносятся в соответствующие таблицы - приложения к акту,

для сопоставления данных, представлявшихся плательщиком по этим

показателям, с данными, установленными в ходе проверки и выведения

отклонений. В отдельных таблицах - приложениях к акту приводится расчет

экономических санкций в случаях выявления сокрытия (занижения) объектов

налогообложения.

50.4. Обязательным при составлении акта проверки является описание в

нем:

- установленных фактов нарушения плательщиком конкретных предписаний

актов законодательства о налогах и предпринимательстве и предусматривающих

экономическую ответственность за данный вид нарушения;

- вины индивидуального предпринимателя, должностных лиц или иных

работников юридического лица в деяниях, повлекших экономическую

ответственность этого индивидуального предпринимателя или юридического

лица;

- определение объектов налогообложения в соответствии с методикой,

определенной законодательством и нормативными правовыми актами (нарастающим

итогом; помесячно; от даты совершения операции и т.д.).

При этом определение и указание в акте проверки формы вины (по умыслу

или по неосторожности) не входит в компетенцию налоговых органов.

Налогоплательщики, совершившие экономические правонарушения, несут

ответственность на основании актов законодательства, действующих во время и

по месту совершения правонарушения. Экономические санкции применяются к

плательщикам за правонарушения, совершенные по истечении 10 дней после

вступления в силу соответствующих актов законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.