рефераты бесплатно

МЕНЮ


Теория бухгалтерского учета

г). Разграничение в учете текущих затрат на производство, на капитальные

вложения и др. цели.

д).Тождество информации аналитического учета данным об оборотах и остатках

по синтетическим счетам на первое число каждого месяца.

Весь процесс бухучета подразделяется на четыре стадии:

1. Все хозяйственные операции оформляются документами.

2. Учетные данные классифицируются и сводятся воедино путем отражения в

специальных накопительных ведомостях (карточках, оборотных ведомостях,

регистрах).

3. Формируются отчеты, содержащие все необходимые данные для гос.

органов.

4. Анализ деятельности предприятия.

Хозяйственные операции

-

При начале работы и организации учета необходимо установить какими

средствами, правами, и обязанностями располагает предприятие.

Под средствами подразумевают имущественно-товарно-материальные ценности

и деньги, т.е.те виды ценностей, которые могут быть переведены за

исключением самих денег, в денежную форму путем их реализации.

Под правами понимают долги хозяйству. Под обязательствами понимают долги

хозяйства.

Хозяйственные операции делятся по однородности:

- процессы заготовления - это операции, связанные с обеспечением

предприятия товарно-материальными ценностями;

- процессы производства - это операции, связанные с изготовлением

продукции, с износом материалов,расходом материалов, командировочными

расходами, начислением зарплаты, общепроизводственными расходами, услугами.

Результатом процесса производства является определение себестоимости

продукции, работ, услуг.;

- процесс реализации - это операции , связанные с отгрузкой, разгрузкой,

реализацией готовой продукции, работ , услуг, рекламой, транспортными

расходами; операции связанные с расчетами за реализацию продукции.

Результатом этого процесса является прибыль или убыток от реализации

производства.

Классификация средств предприятия

|по видам и размещению |по источникам и назначению |

|средства в |средства в |средства в |источники |источники |

|сфере |сфере |непроизводств|собственных |заемных и |

|производства |обращения |енной сфере |средств |привлеченных |

| | | | |средств |

|средств|предмет|предмет|денежны|средств|взносы |здани, |оборудо|использ|

|а труда|ы |ы |е |а в |в счет |жилые |вание и|уемые |

|-здания|труда: |обращен|средств|расчета|прибыли|культ.-|инвента|материа|

|,сооруж|-сырье,|ия: |а: |х: |, |бытовог|рь в |лы в |

|ения, |вспомог|-товары|касса, |-покупа|отчисле|о |них |них |

|-трансп|ательны|на |средств|тели,пр|ния в |назначе| | |

|ортные |е |складе,|а в |очие |счет |ния, | | |

|средств|материа|ГП |банке |дебитор|прибыли|здравоо| | |

|а |лы, |отгруже| |ы; | |хранени| | |

|-хоз.ин|-п-ф, |нная | |-подотч| |я,спорт| | |

|вентарь|топливо| | |етные | |сооруже| | |

|. |, | | |суммы | |ния | | |

| |запчаст| | | | | | | |

| |и, | | | | | | | |

| |-незаве| | | | | | | |

| |ршенное| | | | | | | |

| |произво| | | | | | | |

| |дство | | | | | | | |

источники собственных средств источники заемных

и привлечен.ср

|фонды: |резервы: |прибыль: |целевые |кредиты: |кредиторс|обязатель|

|-УК |-целевые | |поступлен|-краткоср|кая |ства по |

|-фонды |-резервны| |ия(целево|очные |задолженн|распредел|

|экономиче|й капитал| |е |-долгосро|ость: |ению: |

|ского | | |финансиро|чные | |-задолжен|

|стимулиро| | |вание | | |ность по |

|вания | | | | | |з-п, |

| | | | | | |-задолжен|

| | | | | | |ность |

| | | | | | |соцфондам|

| | | | | | | |

| | | | | | |-задолжен|

| | | | | | |ность |

| | | | | | |бюджету |

Итак, каждое предприятие, чтобы функционировать должно обладать

средствами (экономическими ресурсами). Эти средства должны быть кем-то

внесены, следовательно:

средства(экономические ресурсы)= средства(собственность учредителей и

кредиторов)

чем располагает предприятие = что вложили в предприятия

(карман)

экономический смысл = юридический смысл

активы = капитал+

задолженность (пассивы)

подкрепляется договором

Экономические ресурсы - это все то, чем располагает действующее

предприятие и что необходимо для его функционирования. Экономические

ресурсы, которыми владеет предприятие и от которых оно ожидает получить

выгоду в будущем, используя их в своей деловой активности, называется

активами.

Активы включают:здания, оборудование, запасы товарно-материальных

ценностей, задолженность клиентов, средства в банке, наличные деньги в

кассе.

Активы должны отвечать 2 требованиям:

- находиться во владении предприятия;

- иметь денежное выражение.

Активы делятся на 2 группы:

- материальные активы (их можно потрогать, увидеть )

- нематериальные активы (без физических измерений, их оценка базируется

на юридически оформленных правах и привилегиях, которые имеет владелец).

Активы могут быть 4-х видов:

1. Текущие активы - товарные запасы, деньги в кассе и на расчетном

счету, ценные бумаги и задолженность клиентов - их можно превратить в

наличные деньги в течении года.

2. Финансовые вложения - имеют долговременную природу и не используются в

текущих финансовых операциях предприятия, а также не могут быть превращены

в денежную форму в течении года (акции, облигации).

3. Собственность (земля, здания, оборудование) - долговременные или

долгосрочные.

4. Нематериальные активы - обычно долгосрочного характера (патенты,

лицензии, торговые марки и т.д.).

Под вновь организуемое предприятие привлекают собственный и заемный

капитал (УК, кредиты и т.д.).

Оценка имущества и обязательств производится организацией для их

отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном

выражении.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем

суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества,

полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования;

имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его

изготовления.

Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов

производится независимо от результатов хозяйственной деятельности

организации в отчетном периоде.

Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования,

допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской

Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование

бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в

иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной

валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения

операции.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и

бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию

имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально

подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем

организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации

обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при

преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций,

вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием

имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах

бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на

финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на

увеличение финансирования (фондов);

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли

относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет

виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во

взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи

списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации

- на уменьшение финансирования (фондов).

БАЛАНС

Текущий учет операций основывается на 3-х процессах:

1. Регистрация операций заключается в записи каждой хозяйственной

операции, вызывающей обмен средств в особых бланках - документах (первичный

учет). Такие документы устанавливаются для каждой однородной группы

хозяйственных операций.

2. Группировка и запись операций сводятся к тому, что хозяйственные

операции, оформленные документами, в учете группируются в счетах по

принципу однородности средств предприятия методом двойной записи.

3. Обобщение учетных данных заключается в своде результатов записей

ежемесячно в особой таблице - балансе.

Название баланс (лат. биланж) - уравновешенный, двучашечный.

Двухсторонняя таблица, в левой стороне - актив, правой пассив.

Баланс - таблица, которая в активе показывает состав средств

предприятия, их размещение и функциональную роль, пассив - показывает

источники возникновения этих средств. Актив равен пассиву - обязательно

и непременно.

Классификация бухгалтерских балансов может быть представлена по

следующим признакам:

1. Время составления.

2. Источник составления.

3. Объем информации.

4. Характер деятельности.

5. Форма собственности.

6. Объект отражения.

7. Способ очистки.

8.По расположению актива и пассива.

9. По форме отражения оборота.

1. По времени составления бухгалтерские балансы могут быть: а)

Вступительный баланс - составляется на момент возникновения предприятия;

б). Текущий баланс - составляется переодически в течение всего

времени существования предприятия. Он может выступать в трех формах:

начальный (входящий) - на начало отчетного года;

заключительный (исходящий) - составляется на конец отчетного

года;

промежуточный баланс - составляется за период между началом

и концом года.

в) Ликвидационный баланс - формируется при ликвидации предприятия.

Такие балансы составляются в течение всего периода ликвидации, поэтому они

могут быть: вступительные, ликвидационные, промежуточные ликвидационные и

заключительно ликвидационные.

г). Разделительные балансы - составляются в момент разделения

крупного предприятия на несколько более мелких структурных единиц или

передачи одной, или несколько структурных единиц данного предприятия

другому предприятию. В последнем случае балансы часто называют

передаточными.

д). Объединительный баланс - формируют при объединении нескольких

предприятий в одно или присоединениии одной или нескольких структурных

единиц к данному предприятию.

2. По источникам составления балансы подразделяются на:

а). Инвентаризационные балансы - составляются на основании

инвентаря (описи) средств; они представляют собой сокращенный и упрощенный

его вариант.

б). Книжный баланс - составляют на основании только книжных

записей (данных текущего бухгалтерского учета) без предварительной проверки

их путем инвентаризации.

в). Генеральный баланс составляют на основании учетных записей и

данных инвентаризации.

3).По объему информации балансы подразделяются на:

а). Единичные балансы - отражают деятельность только одного

предприятия.

б). Сводные балансы - составляются путем механического

сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов, и

подсчета общих итогов актива и пассива.

В таком балансе отдельные графы характеризуют состояние средств тех

или иных предприятий, а графа “Всего” отражает общее состояние средств всех

предприятий в целом.

4. По характеру деятельности балансы бывают:

а). Основной деятельности - соответствующий профилю

предприятия, его уставу;

б) Неосновной деятельности - на все прочие виды деятельности

предприятий (транспортные хозяйства, жилищно-коммунальные и т.д.).

5. По формам собственности балансы могут быть представлены в

зависимости от организационно-правовой формы: государственные,

муниципальные, кооперативные, совместных предприятий и т.д.

6. По объекту отражения балансы подразделяются на:

а). Самостоятельный баланс - имеют только предприятия,

являющиеся юридическими лицами.

б). Отдельный баланс составляют структурные

подразделения.

7. По способу очистки:

а) Баланс-брутто - это баланс, включающий в себя

регулирующие статьи (регулирующие статьи - это статьи, суммы по которым при

определении фактической себестоимости (или остаточной стоимости) средств,

вычитаются из суммы другой статьи);

б) Баланс-нетто - это баланс, из которого исключены

регулирующие статьи.

8. По расположению актива и пассива баланса:

а) Параллельное расположение статей и разделов актива и

пассива называется баланс в форме счета;

б) Последовательное расположение актива и пассива называется

балансом в форме отчета.

9. По форме отражения оборота: сальдовые балансы и оборотные.

Оборотный баланс

|наименование |сальдо на |оборот за |сальдо на |

|счетов |01.10.97 |октябрь |01.11.97 |

| |Д |Д |Д |

| |К |К |К |

Основные средства 200 20

220

Материалы 50 10

30 30

Итого

Сальдовый баланс

| |

|баланс за октябрь 1997 г. |

| Актив |сальдо |сальдо |Пассив |сальдо |сальдо |

| |на |на | |на01.10.9|на |

| |01.10.97 |01.11.97 | |7 |01.11.97 |

К любому бухгалтерскому балансу предъявляются определенные

требования, как к одному из источников отчетной информации: правдивость

(верность), реальность, единство, преемственность, ясность.

Правдивым является баланс, составленный на основании записей,

сделанных по всем документам, отразившим факты хозяйственной жизни

предприятия за отчетный период.

Условие правдивости баланса - обоснование его показателей документами,

записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и

инвентаризацией, т.е. документально обоснованы показатели баланса (

бухгалтерскими счетами, бухгалтерскими расчетами, инвентаризацией).

Отсутствие вуалирования, т.е. недостоверного отображения состояния средств,

искажение результатов работы предприятия.

Приемы вуалирования:

а) отражение ценностей в балансе не на тех статьях, где их следует

показывать;

б) сальдирование кредиторской и дебиторской задолженности, т.е. те

суммы, которые должны показываться реально по активу (дебиторы) и по

пассиву (кредиторы), вычитаются одна из другой и в баланс попадает только

разность между ними (сальдо);

в) списание недостач ценностей за счет выявленных излишков;

г) неправильное (увеличенное или уменьшенное по сумме, чем

следовало) создание фондов и резервов;

д) несписание на издержки расходов, относящихся к отчетному периоду;

е) включение в баланс чужого имущества;

ж) составление баланса на неправильных или даже фальшивых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.