Учет, анализ и аудит операций по заработной плате
главе 24, предусмотренные Законом N 198-ФЗ, направлены на облегчение
налогового бремени налогоплательщика с предоставлением ему возможностей для
развития его производственной базы. Так, с 2002 г. значительно снижена
налоговая нагрузка прежде всего благотворительных и подобного рода
организаций (в частности, выведены из-под налогообложения подлежащие
налогообложению в 2001 г. благотворительная помощь, призы, подарки, в том
числе в пользу детей).
Значительные изменения претерпели нормы, касающиеся применения ставок
налогообложения. Длительное время при взимании страховых взносов в
государственные внебюджетные социальные фонды сохранялся высокий уровень
процентных отчислений. С целью устранения тенденций сокрытия реально
получаемых доходов работниками и увеличения объемов выплат неучтенными
наличными средствами или переведения их в доходы, не подлежащие
налогообложению, при определении ставок ЕСН в основу был положен
регрессивный подход. В 2001 г. организация имела право применять
регрессивные ставки налогообложения при условии выплаты достаточно высокой
средней заработной платы своим работникам в предыдущем году и сохранении ее
на минимально допустимом уровне в текущем году. С 2002 г. предусмотрено
сокращение числа этих условий, снижена величина налоговой базы в среднем на
одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем
налоговом периоде, с 4200 до 2500 руб. Поэтому уже многие организации
смогут воспользоваться в течение года регрессивными ставками
налогообложения и, следовательно, снизить уровень своих издержек.
3.3. Аудит расчетов по оплате труда
Цели и задачи аудита. Целью аудита является установление соответствия
применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по
оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в
проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить
имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность
бухгалтерской отчетности.
Основные задачи аудита:
оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее
эффективности;
оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по
оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;
оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;
проверка соблюдения организацией налогового законодательства по
операциям, связанным с расчетами по оплате труда;
проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с
внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.
Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской
деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита,
устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой
(бухгалтерской) отчетности (далее именуется - аудит), применяется в первую
очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении
данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение
первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в
него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте).
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются -
аудитор) обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена
эффективно.
Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и
детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему
аудиторских процедур.
Планирование работы
Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным
областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены
потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами,
качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять
работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской
проверке, а также координировать такую работу.
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов
деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с
данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.
Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной
частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и
другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на
финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и
определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета
директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения
эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала
аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и
полную разработку общего плана и программы аудита.
Общий план аудита
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план
аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской
проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того,
чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем
форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от
масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и
конкретных методик, применяемых аудитором [2, стр. 15].
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во
внимание:
а) деятельность аудируемого лица, в том числе:
общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на
деятельность аудируемого лица;
особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние,
требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая
изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
общий уровень компетентности руководства;
б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского
учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов
финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств
контроля и процедур проверки по существу;
в) риск и существенность, в том числе:
ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля,
определение наиболее важных областей для аудита;
установление уровней существенности для аудита;
возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных
искажений или мошеннических действий;
выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких,
где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при
подготовке оценочных показателей;
г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее
специфических особенностей;
существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его
возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку
выполненной работы, в том числе:
привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов,
подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
привлечение экспертов;
количество территориально обособленных подразделений одного
аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с
данным аудируемым лицом;
е) прочие аспекты, в том числе:
возможность того, что допущение о непрерывности деятельности
аудируемого лица может оказаться под вопросом;
обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование
аффилированных лиц;
особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования
законодательства;
срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих
услуг аудируемому лицу;
форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и
иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами)
аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания (см.
табл. 18).
Таблица 18
Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам
с персоналом организации
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
|Проверяемая организация |ООО "ТОРГЛЕС"
|
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Период аудита |с 1.01.02 по 31.12.02 |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Количество человеко-часов |88 |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Руководитель аудиторской группы |Петров П.Н. |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Планируемый уровень существенности|1) качественно - соответствие|
| |действующему законодательству |
| |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Планируемые виды работ | Период | Исполнители |
| | проведения | |
|——————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|
|1. Аудит оформления первичных| 5.01.03 |Петров П.Н. |
|документов | |Самарин В.И. |
|——————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|
|2. Аудит системы начислений| 5.01.03 |Петров П.Н. |
|заработной платы | |Самарин В.И. |
|——————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|
|3. Аудит обоснованности льгот| 7.01.03 |Петров П.Н. |
|и удержаний из заработной платы | |Самарин В.И. |
|——————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|
|4. Аудит тождественности| 8.01.03 |Петров П.Н. |
|показателей бухгалтерской| |Самарин В.И. |
|отчетности и регистров| | |
|бухгалтерского учета | | |
|——————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|
|5. Аудит расчетов по начислению| 8.01.03 |Петров П.Н. |
|платежей во внебюджетные фонды | |Самарин В.И. |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Руководитель аудиторской фирмы Семин А.В. _________________________
Программа аудита
Аудитору необходимо составить и документально оформить программу
аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных
аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.
Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего
проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения
работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые
предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из
областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры
аудита [5, стр. 4].
В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во
внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля,
а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при
процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и
процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую
предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других
аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы аудита следует
учитывать вопросы, указанные в пункте 9 настоящего правила (стандарта) (см.
табл. 19).
Таблица 19
Программа аудита
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
|Проверяемая организация |ООО "ТОРГЛЕС" |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Период аудита |с 1.01.02 по 31.12.02 |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Количество человеко-часов |88 |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Руководитель аудиторской группы |Петров П.Н. |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Состав аудиторской группы |Петров П.Н., Самарин В.И. |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
|Планируемый уровень существенности|1) качественно - соответствие |
| |действующему законодательству |
| |
| | |
|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|
| Перечень | Период |Исполнители | Проверяемые |
| аудиторских процедур |проведе-| | документы |
| | ния | | |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| 1. Аудит оформления первичных документов
|
|———————————————————————————————————————————|
|1.1 Определение степени|5.01.03 |Петров П.Н. |Приказы о приеме|
|унификации первичных| |Самарин В.И.|на работу, увольнении,|
|документов по учету| | |перемещении, табели|
|персонала и рабочего| | |учета использования|
|времени | | |рабочего времени,|
| | | |личные карточки,|
| | | |коллективный договор |
|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|
|1.2 Проверка правильности|5.01.03 |Петров П.Н. |Табели учета|
|учета рабочего времени | |Самарин В.И.|использования рабочего|
| | | |времени, |
| | | |график-календарь |
|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|
|1.3 Проверка правильности|5.01.03 |Петров П.Н. |Расчетно-платежные |
|оформления | |Самарин В.И.|ведомости, расчетные|
|расчетно-платежных | | |ведомости, платежные|
|документов | | |ведомости, расходные|
| | | |кассовые ордера |
|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|
|1.4 Проверка правильности|5.01.03|Петров П.Н. |Книга учета|
|учета депонированной| |Самарин В.И.|депонированной |
|заработной платы | | |заработной платы,|
| | | |депонентские карточки,|
| | | |расходные кассовые|
| | | |ордера |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| 2. Аудит системы начислений заработной платы
|
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————
|2.1 Проверка |7.01.03 |Петров П.Н. |Приказы руководителя,|
|обоснованности начислений| |Самарин В.И.|табели учета|
|за особые условия труда: | | |использования рабочего|
|а) сверхурочные работы| | |времени, |
|и работу в ночное время; | | |расчетно-платежные |
|б) работу в выходные| | |ведомости, лицевые|
|и праздничные дни; | | |счета (а, б) |
| | | |Табели учета рабочего|
| | | |времени, |
| | | |Перечень работ|
| | | |(постановление Минтруда|
| | | |России от 27.05.94 г. |
| | | |N 41), |
| | | |расчетно-платежные |
| | | |ведомости, личные|
| | | |карточки (в) |
| | | |Расчетно-платежные |
| | | |ведомости, табели учета|
| | | |рабочего времени,|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|