Дипломная работа: Государственная инвестиционная политика
Кроме того 5 апреля 1997 года №3444
Указом Президента “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для
привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций “, был определен
список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до
2000 года . В частности, такие отрасли как: производственная инфраструктура,
обрабатывающая промышленность, объекты г. Астана, жилье, объекты социальной
сферы и туризма, сельское хозяйство.
Указом Президента РК от 6 марта 2000
года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при
осуществлении инвестиционной деятельности.
Но иностранных предпринимателей не
устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной
деятельности, действовавшая система бухгалтерского учета и отчетности, высокий
уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы в РК) и ее
изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных
властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и
несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и
большую положительную роль.
Так как бухгалтерский учет – это
международный учет бизнеса, то его надо было в первую очередь усовершенствовать
и привести к международному образцу, так как действующий до 1996 года в РК не
соответствовал этому.
Первым и важным этапом реформирования
системы бухгалтерского учета было отменено старое положение и Указом
Президента, имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое
Положение о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало
систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме того, Национальная
комиссия по бухучету была преобразована в Департамент бухгалтерского учета и
аудита при Министерстве финансов Республики Казахстан. Был принят и введен с 1
января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой
деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний
к ним – все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному
уровню.
Следующим этапом было
совершенствование налоговой системы, так как все налоги в конечном итоге
отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении
предприятия и которая является одним из источников для осуществления
инвестиций.
В РК был принят новый налоговый
кодекс, который разработан в области налогообложения с учетом лучших наработок
в этой области как в нашей республике так и за рубежом, что несомненно улучшило
правовую базу налогообложения.
Закон РК “О налогах и других
обязательных платежах в бюджет” № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в
основном одинаковые ставки налогов, как для резидентов, так и для нерезидентов
и других инвесторов.
На улучшение инвестиционной
деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в
республике, так как экономика любого государства не может нормально
функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и
малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике
республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие,
улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого
предпринимательства).
Но эффективное использование
инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка ценных бумаг и в частности –
Фондового Рынка, который в Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это
является еще одной проблемой которую необходимо решить.
И вот, в целях реализации стратегии
развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ
Президента РК, в котором была принята программа действий и в том числе в
области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе
рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в
Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и
социальными вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением
эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный
инвестиционный климат” принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка,
защите и поддержке малого бизнеса, и др.
В процессе перехода Республики
Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно –
законодательная база в области инвестиций.
Казахстан стремится создать
благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для
деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам
инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать
поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан сделан
существенный шаг: был разработан и введен в действие в декабре 1994 г. Закон "Об иностранных инвестициях", который определил правовой режим иностранных
инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложения
иностранных инвестиций в Республике Казахстан. А в июле 1997 г. был принят новый закон с существенными дополнениями и изменениями.
28 февраля 1997 года №75- 1 ЗРК
вышел Закон “О государственной поддержке прямых инвестиций”, в котором
регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в
РК, и в котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный
осуществлять государственную поддержку и представлять РК – “Агентство РК по
инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности
только Правительством РК..
Указом Президента РК от 6 марта 2000
года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при
осуществлении инвестиционной деятельности.
Правовой режим предусматривает
гарантии для иностранных инвесторов, основные их которых:
1) национальный режим, т.е.
иностранные инвесторы вправе пользоваться условиями не менее благоприятными,
чем отечественные инвесторы;
2) правительственные гарантии от
имени республики;
3) гарантии от изменений
законодательства и политической ситуации;
4) гарантии от экспроприации и др.
Также Правительством Республики
Казахстан были разработаны и введены в действие другие законы и нормативные
акты, регулирующие инвестиционную деятельность в республике. С точки зрения
политиков и экономистов республики, с участием иностранного капитала можно
решать следующие задачи:
– повысить эффективность экспортного
потенциала, преодолеть его сырьевую направленность и развить импортозамещающие
производства;
– усилить экспортную экспансию страны
и упрочить ее позиции на внешних рынках;
– повысить научно-технический уровень
производства с помощью новотехники и технологий, методов управления и сбыта
продукции;
– увеличить налоговые поступления в
государственный бюджет;
- содействовать развитию отсталых и
депрессивных районов и создать но- вые рабочие места в национальной экономике;
- использовать современный
производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;
-достигнуть экономической
самостоятельности Казахстана.
Таким образом, зарубежное инвестирование
выступает как объективно необходимый процесс для Казахстана, т.к. он
способствует обузданию кризиса и, одновременно, финансовой стабилизации
экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического
характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение
технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы
доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений.
Самым главным фактором,
препятствующим притоку портфельных инвестиций в республику, является то, что в
Казахстане отсутствует нормально функционирующий рынок ценных бумаг - реальная
основа для привлечения подобных инвестиций в эту область. Несмотря на успешный
дебют казахстанских еврооблигаций на мировом рынке капиталов (их выпуск
произошел в декабре 1996 г. в Амстердаме) и на мнения
специалистов о том, что Казахстан сделал свой первый удачный шаг в развитии
интеграции в международный рынок ценных бумаг, внутренний фондовый рынок республики
развит недостаточно. Он функционирует на относительно низком уровне и пока не
признан на мировом фондовом рынке. Законодательство, регулирующее эту область
экономики, находится в стадии становления, нестабильно. Остальные факторы
непосредствен- но вытекают из предыдущего: неопределенность,
"непрозрачность" рынка ценных бумаг республики, огромные риски,
сопряженные с ними, - все это сдерживает иностранного инвестора от вложения
денег в ценные бумаги Казахстана.
Привлечение и эффективное
использование иностранных инвестиций в экономику РК является основой, одним из
направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества странами. С помощью
иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную
структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические
производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие
предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения
менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными
товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов
экспорта в зарубежные страны.
Привлечение иностранных инвестиций в
экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. Мировой опыт
многих стран свидетельствует, что приток иностранного капитала и
государственное регулирование его использования позитивно воздействуют на
экономику. Инвестиции содействуют становлению и укреплению частного
предпринимательства в странах со средним и низким уровнями экономического
развития, мобилизуют капитал для реализации серьезных проектов, создания
смешанных компаний, рынков ссудного капитала. От того, насколько успешно экономика
Казахстана будет интегрироваться в мирохозяйственные связи, зависит стратегия и
тактика преодоления кризиса.
В Казахстане, как и в других пост коммунистических
государствах Восточной Европы и бывшего СССР, находящихся в процессе
формирования рыночных отношений, дело не только в нехватке внутренних
сбережений для быстрой модернизации экономики. Инвестиционный климат – критерий
зрелости рыночных реформ, доверия мирового сообщества к устойчивости прав
собственности, к обстановке в данной стране в целом. Среди стран СНГ и Балтии
Казахстан является вторым государством после России, получившим международный
кредитный рейтинг. Приблизительно на таком же уровне находятся Аргентина,
Мексика, Филиппины, Турция, Пакистан и Бразилия.
Выгодность привлечения прямых инвестиций
очевидна. К примеру, по данным Госкомстата Республики Казахстан, на 1 января
2006 года объем прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана составил
3.45 млрд. долл. (86,5% к прогнозу специалистов), из которых: в нефтедобывающей
и перерабатывающей промышленности – 1.94 млрд. долл., цветной металлургии –
0.32 млрд. долл., черной металлургии - 0.16 млрд. долл., в газовой
промышленности - 0.16 млрд. долл., пищевой промышленности - 0.16 млрд. долл.
Практически во всех операциях прямого инвестирования были задействованы
нерезиденты из стран дальнего зарубежья. И по результатам оценки, лидером по
объему вложенных прямых инвестиций являются США – их доля составляет 51.2% о от
общего объема прямых иностранных инвестиций, 2-е место занимает Южная Корея – 12.40%,
3-е – Великобритания с показателем 6.7%, затем дальше по убывающей: Турция (6.6%),
Франция (5.2о), Япония (2.9%), Италия (2.3%), а также Канада, Чехия, Норвегия,
Голландия и другие страны.
Приток прямых иностранных инвестиций
в Казахстан осуществляется посредством создания совместных предприятий,
дочерних предприятий, приватизации государственных предприятий с участием
иностранного капитала, передачи в управление иностранным фирмам крупных
промышленных предприятий и инвестирования банковского сектора.
Основной формой привлечения прямых
инвестиций в республику являются совместные предприятия (СП), в меньшей степени
- со 100%-ным иностранным капиталом – дочерние предприятия. По данным
Национального статистического агентства РК, на 1 января 2006 года в Казахстане
было зарегистрировано 995 совместных с иностранными фирмами предприятий.
Наибольшее количество из них было организовано совместно с Турцией, Россией,
Китаем, Германией, США, Италией, Южной Кореей, Великобританией и другими
странами. Программы малой и массовой приватизации, экономические преобразования
способствовали появлению таких крупных предприятий с иностранным участием, как
созданное в 1993 г. АО "Табако К." с участием "Филипп
Моррис". В 1993 г. с участием "Шеврон Оверсиз К."(США) и ПО
"Тенгизмунайгаз" было создано СП "Тенгизшевройл". За счет
инвестиций в эти два предприятия уровень прямых иностранных инвестиций в 1993г.
составил более 1.2 млрд. долларов.
Кроме прямых иностранных инвестиций и
создания совместных предприятий существуют и другие формы притока иностранного
капитала в Республику Казахстан, в том числе и через создание совместных и
иностранных банков. В настоящее время такие банки регистрируются в Национальном
государственном банке Республики Казахстан. В частности, это – АВN АМRОВАNК,
ТЕXАКАВАNК, АЛЬФАБАНК и другие.
Как известно, главной задачей
государственной инвестиционной поли- тики нашей страны является создание
благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования
капитальных вложений и привлечения частных отечественных и иностранных
инвестиций на основе дальнейшего совершенствования нормативно-законодательной
базы и государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов.
Об этом говорится и в недавно
вышедшей книге Президента Республики Казахстан К.А.Назарбаева "Казахстан -
2030", в которой он, в частности, отмечает: "В центре нашего
первостепенного внимания по-прежнему остается соответствующая защита
иностранных инвестиций и возможности репатриации прибыли. Существует несколько
секторов экономики - разработка природных ресурсов, инфраструктура,
коммуникации и информация, – которые имеют непреходящее значение для нашей
страны. Развитие этих отраслей окажет воздействие не толь- ко на экономический
рост, но и на социальную сферу, а также на интеграцию Казахстана в
международное со- общество. Это капиталоемкие отрасли, для развития которых
необходим как иностранный капитал, так и жесткий стратегический контроль
государства.
Наша позиция крупного
межрегионального транспортного центра требует установления более либерального
режима для иностранных инвестиций. Это позволит нам привлечь необходимый приток
финансов и знаний, развить наши возможности и регулярные торговые обмены с
зарубежными странами, Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными,
эффективными и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастной
администрацией, – это наиболее мощный стимул к привлечению иностранных
инвестиций. Выработка такой политики должна стать одной из наших основных
задач, поскольку труд- но представить себе, как Казахстан может добиться
быстрого экономического роста и модернизации без иностранного капитала,
технологии и опыта.
Чтобы наш инвестиционный климат стал
более благоприятным, а Казахстан вышел в лидеры по объему и качеству
привлеченных иностранных инвестиций, нам нужны политическая воля и реальные
действия. Необходимо также проявить высочайшее мастерство в использовании
инструментов, необходимых для привлечения как можно большего количества
известных миру инвесторов" .
Поэтому иностранные инвестиции
рассматриваются как универсальное средство решения всех проблем, связанных с
преодолением инвестиционного кризиса, и должны сыграть роль достаточно сильного
катализатора в инвестиционном процессе. Тем не менее, обладая определенными
привлекательными чертами – богатыми природными ресурсами, наличием достаточно
квалифицированной рабочей силы, высоким научно-техническим потенциалом,
Казахстан еще не прошел стадию ресурсосбережения, и прежде всего
энергосбережения. По этой причине цены внутреннего рынка превышают мировые
цены. В связи с этим, правительством республики принимаются меры по ориентации
инвестиций на решение задач ресурсосбережения. Реализация этой политики
предусмотрена в "Стратегии развития Казахстана до 2030 года", где в
пункте "Наиболее важные задачи, стоящие перед мест- ной властью в 1998
году и до 2030 года" к числу приоритетных целей относится "создание
благоприятного инвестиционного климата, в том числе в энергетическом
секторе". Она позволит снизить ресурсоемкость экономики, традиционное
преобладание сырьевых и топливно-энергетических отраслей, что даст возможность
переключить инвестиции в пользу обрабатывающих и конечных отраслей, освоения
высоких и трудосберегающих технологий.
Таким образом, нами была сделана
попытка определить и выявить основную цель политики привлечения иностранных
инвестиций – это преодоление экономической отсталости, обеспечение высокого
качества жизни населения страны на основе использования зарубежных капиталов в
модернизации и структурных преобразованиях национальной экономики. Достижение
данной стратегической цели обеспечит решение следующих задач: развитие
экспортного потенциала; развитие импортозамещающих производств; увеличение
налоговых поступлений; создание новых рабочих мест и т.д.
Для стимулирования притока
иностранных инвестиций и финансового контроля за их использованием необходимо
совершенствовать действенность механизма государственного регулирования
процесса привлечения внешней помощи, включающего организационную структуру
управления иностранными инвестициями и широкий арсенал правовых и экономических
средств, используемых специалистами этой структуры; совершенствовать систему
страхования и перестрахования рисков; налаживать качественное и своевременное
информационное обеспечение иностранных инвесторов; осуществлять целый ряд
других мер, но главное – инвестиционная политика Республики Казахстан должна
быть гибкой, прагматичной и соответствующей происходящим внутренним и внешним
экономическим реалиям.
Заключение
В заключение можно сделать ряд
выводов, обобщающих изложенный в дипломной работе материал.
Экономические
реформы в Казахстане включают в качестве одного из важнейших направлений
развитие отечественной промышленности. В своем Послании народу Казахстана
Президент Н. А. Назарбаев определил главную цель социально-экономической
политики государства на долгосрочную перспективу. Она состоит в том, чтобы к
2030 году создать здоровую и процветающую экономику, способную решить
демографические, экономические и социальные проблемы, поднять качество
продукции и благосостояние каждого человека. В ходе трансформации
социально-экономической системы, перевода ее на рыночные условия и принципы
функционирования возникает потребность в изучений теории и практики
инвестиционной деятельности с учетом зарубежного опыта и специфики
казахстанской экономики. Сложность развития инвестиционной сферы в Республики
Казахстан заключается в неприспособленности старой системы управления
инвестициями к новым условиям хозяйствования.
В заключение следует
сказать, что поддержка инвестиционного предпринимательства является одним из
приоритетных направлений государственной научно-технической и экономической
политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.
В развитых западных
странах разработаны пути и формы, с помощью которых осуществляется поддержка
инвестиционного предпринимательства. Особый интерес представляет опыт таких
стран, как США, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Израиль, так как при
всех особенностях практика решения экономических проблем в этих странах имеет
общую основу — активное участие государства в проведении инвестиционной
политики.
Привлечение и эффективное
использование иностранных инвестиций в экономику РК является основой, одним из
направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества странами. С помощью
иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную
структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические
производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие
предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения
менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными
товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов
экспорта в зарубежные страны.
Среди стран Средней Азии Казахстан
считается единственной страной, планомерно и эффективно продвигающейся вперед.
За последние пять лет ВВП Казахстана увеличивается на 9-10% в год, это один из
лучших показателей в мире.
Чтобы наш инвестиционный климат стал
более благоприятным, а Казахстан вышел в лидеры по объему и качеству
привлеченных иностранных инвестиций, нам нужны политическая воля и реальные
действия. Необходимо также проявить высочайшее мастерство в использовании
инструментов, необходимых для привлечения как можно большего количества
известных миру инвесторов. Требуется эффективное использование потока
инвестиций направленных на создание новых производств и развитие
обрабатывающего сектора экономики, а также контроль властей за реализацией
принципов по повышению прозрачности деятельности добывающих отраслей
промышленности.
Возможное вступление в ВТО подтверждает
заинтересованность государства в применении международных правил и практик.
Приняты законодательные нормы, регулирующие и контролирующие работу финансового
сектора, появляются новые законы, которые обеспечат повышение прозрачности в
осуществлении управления акционерными компаниями. Также наблюдается прогресс в
проведении реформ в сфере инфраструктуры.
Иностранные инвестиции
рассматриваются как универсальное средство решения всех проблем, связанных с
преодолением инвестиционного кризиса, и они должны сыграть роль достаточно
сильного катализатора в инвестиционном процессе.
Таким образом, цель работы –
выявление основных теоретических предпосылок инвестиционной политики
государства, анализ инвестиционной политики Республики Казахстан, анализ деятельности
инвесторов, инвестиционного климата страны; оценка совершенствования
инвестиционной политики путем применения опыта зарубежных стран и привлечения
иностранных инвестиций – достигнута.
Список использованной литературы
1.
Конституция
Республики Казахстан – Алматы ,2000 г.
2.
Гражданский
Кодекс Республики Казахстан. Общая и особенная часть – Алматы, 2001г.
3.
Закон
РК от 27. 12. 1994 года № 266 – XIII “Об иностранных инвестициях”.
4.
Закон
РК от 28. 02. 1997 года № 75 – 1 ЗРК “О государственной поддержке прямых
инвестиций”.
5.
Указ
Президента РК от 5. 04. 1997 года № 3444 “Об утверждении перечня приоритетных
секторов экономики РК для привлечения прямых отечественных и иностранных
инвестиций”.
6.
Указ
Президента РК от 6. 03. 2000 года “Об утверждении Правил предоставления льгот и
преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими
инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики”.
7.
Указ
Президента РК от 28. 01. 1998 года № 3834 “О мерах по реализации Стратегии
развития Казахстана до 2030 года”.
8.
Постановление
№ 1 – 206 от 21. 03. 1997 года Государственного Комитета РК по инвестициям “Об
утверждении Рамочного контракта о государственной поддержке и предоставлении
мер стимулирования Инвестору, осуществляющему инвестиционную деятельность в
приоритетные сектора экономики РК”.
9.
Постановления
Правления Национального Банка Республики Казахстан от 3 июня 2002 года N 213
«Об утверждении Правил о пруденциальных нормативах для банков второго уровня»
(с изменениями, внесенными постановлением Правления Национального Банка РК от
26.11.02 г. N 467)
10.
Стратегия
«Казахстан – 2030»
11.
Стратегия
индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (утверждена Указом Президента РК от 17 мая 2003 года N
1096)
12.
Абрамова
М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит: уч. пособие – М.:
Институт международного права и экономики 1996г.
13.
Балабанов
И.Т. Финансовый менеджмент. М: Финансы и статистика, 1994
14.
Ефимова
О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия: Практическое пособие.
М: Экономика. 1994
15.
Кажегельдин
А.М. Социально-экономические проблемы развития Республики Казахстан в условиях
реформ. - М.: Финансы и статистика, 1995
16.
Казахстан:
1991-2001 годы.: Информационно-аналитический сборник / Под ред. А.А. Смаилова.
- Алматы: Агенство Республики Казахстан по статистике, 2001.
17.
Каренов
Р.С. Основы государственного регулирования экономики. Алматы: Бiлiм,
1999.
18.
Кенжегузин
М., Додонов В. Экономические реформы в Казахстане: этапы, проблемы, итоги.
//Экономика и статистика. - Алматы, 2001
19.
Косжанов
Т., Атамкулов Б. Промышленная и инвестиционная политика в долгосрочной
стратегии развития экономики страны// Транзитная экономика. 2000.
20.
Лаврушин
И.О. Деньги. Кредит. Банки. – М: Финансы и статистика, 1998.
21.
Мамыров
Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана
(теория, опыт, проблемы) – Алматы: Экономика, 1998.
22.
Приоритетное
развитие финансового сектора как основа экономического роста. Департамент
исследований и статистики. //Экономическое обозрение. Национальный банк
Казахстана. - 2004
23.
Сапожников Н.В.
Валютные операции коммерческих банков. Правовое регулирование. - М. Юристъ 1999
год.
24.
Сейткасимов Г.С.,
Шаяхметова К.О., Абдраимова Г.Т. Бухгалтерский учет и отчетность в банках –
Алматы, 2000 г.
25.
Смаилов А.,
Шокаманов Ю. Экономика Республики Казахстан: состояние и перспективы роста.
//Экономика и статистика. - Алматы, 2002
26.
Современный
бизнес в Казахстана: Проблемы, тенденции, перспективы. / под. ред Б.И.
Бектургановой. – Алматы, 1998 г.
27.
Социально-экономическое
развитие Республики Казахстан в январе 2004 года. Краткий статистический
справочник. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2004
28.
Статистический
бюллетень. Министерство финансов Республики Казахстан (на казах. и рус. яз.). -
Алматы, 2004
29.
Статистический
ежегодник Казахстана = Statistical Yearbook of Kazakhstan: Статистический
сборник / Под ред. А.А. Смаилова. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по
статистике, 2002.
30.
Строев Е.С.,
Бляхман Л.С., Кротов М.И. Экономика Содружества Независимых Государств накануне
третьего тысячелетия. - СПб.: НАУКА, 1998
31.
Танци В. Роль
государства в экономике: эволюция концепций // Мировая экономика и международные
отношения. – 1998.
32.
Усоскин В. М.
Современный коммерческий банк. Управление и операции. — М.: Все для вас, 1993.
33.
Ходов Л.Г. основы
государственной экономической политики: Учебник – М.: БЕК, 1997.
34.
Черкасов В.Е.,
Плотицына Л.А. Банковские операции: маркетинг, анализ, расчеты. М., 1995.
35.
Шеремет А.Д.
Щербакова Г.Н. Финансовый анализ в коммерческом банке – М: Финансы и
статистика, 2000.
36.
Экономика СНГ: 10
лет реформирования и интеграционного развития /Исполком СНГ. - М.: Финстатинформ,
2001
37.
Ядгаров Я.С.
История экономических учений. – М.: ИНФРА-М, 2003.
|