рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Особенности управления финансами в отделах образования

– деятельности муниципальных образовательных учреждений и их руководителей, направленной на осуществление государственной политики в области образования;

- использование финансовых средств, выделяемых учредителем на содержание образовательного учреждения, а также финансовых средств, полученных образовательным учреждением из других источников;

– сохранности и эффективности используемого имущества, находящегося в оперативном управлении образовательного учреждения;

- обеспечения и создания условий для ведения образовательной деятельности, организации внеурочной воспитательной деятельности;

– предоставление дополнительных образовательных услуг, соблюдение законодательства в предоставлении платных образовательных других услуг потребителям.

Ø  Обеспечение подготовки и проведения ремонтных работ в муниципальных образовательных учреждениях, укрепления учебно-материальной базы.

Ø  Создание необходимых сервисных служб для оказания помощи образовательным учреждениям (методической, психологической, юридической, психологической, юридической, социологической).

Ø  Работа с руководящими и педагогическими кадрами: формирование заказа на подготовку педагогических кадров, создание условий для повышения квалификации, охране труда и социальной защите.

Ø  Разработка программ, положений об условиях конкурсов, проведения городских олимпиад и иных массовых мероприятий с учащимися и педагогическими кадрами.

Ø  Участие в формировании местных бюджетов и фондов развития образования, привлечения дополнительных источников финансирования.

Ø  Финансирование отдела народного образования осуществляется в пределах бюджетной сметы и дополнительных внебюджетных источников финансирования.

Ø  Отдел народного образования осуществляет свою деятельность на основе утвержденного положения, годового и квартальных планов работы, должностных инструкций замещаемых должностей муниципальных служащих.

Ø  Обязанности специалистов отдела народного образования определяются должностными инструкциями, утвержденными начальником отдела и положения об отделе народного образования.

Ø  Для осуществления деятельности за отделом образования закрепляется муниципальное имущество (помещение, оборудование, техника) на праве оперативного управления.

Ø  Оценка деятельности народного образования определяется по направлениям:

Ø  - степень рационализации сети муниципальной, образовательной системы;

Ø  - диверсификация (расширение, разнообразие) образовательных услуг;

Ø  - степень удовлетворенности потребностям образовательной системы, функционирующих сервисных служб и их влияния на образовательную систему;

Ø  - степень удовлетворенности детей, родителей предлагаемыми образовательными услугами и их доступностью;

Ø  – положительная динамика формальных показателей эффективности работы образовательной системы (по качеству реализуемых образовательных услуг, через аттестацию образовательных учреждений);

Ø  - эффективность системы повышения квалификации, профессионализма педагогов, руководителей оперативного и опережающего его характера (через аттестацию педагогических и руководящих кадров);

Ø  - наличие соответствующей нормативно-правовой базы управления на уровне отдела, образовательного учреждения;

Ø  – наличие комплексно-целевых программ и их направленность на развитие образования на муниципальном уровне, их реализуемость;

Ø  - эффективность инспекционного контроля деятельности муниципальных образовательных учреждений;

– оценка деятельности муниципальных образовательных учреждений.

Ø  Отдел народного образования ответственен перед органами государственной власти, органами местного самоуправления за реализацию права, граждан на получение установленного Законом РФ «Об образовании» обязательного основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях.

Ø  Для решения основных задач и проблем образования отдел образования устанавливает и поддерживает контакты с государственными, муниципальными службами, предприятиями, учреждениями здравоохранения, культуры и спорта, правоохранительных органов, общественными организациями.

Отдел народного образования возглавляет начальник, назначенный Главой администрации и находящийся в прямом его подчинении.

С 1 января 2005 года в отделе образования произошло изменение его структуры. Бухгалтерская служба стала отдельным звеном в отделе. Теперь отдел заключает договор с централизованной бухгалтерией по ведению учёта. Остановимся на отделе бухгалтерского учёта и отчётности. Бухгалтерия является отдельным структурным подразделением и подчиняется начальнику отдела образования. Она возглавляется главным бухгалтером; остальные работники бухгалтерии назначаются и увольняются приказом генерального директора по представлению главного бухгалтера Бухгалтерия в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, Положением о бухгалтерском учёте и отчётности в Российской Федерации, другими нормативными актами, утверждёнными в установленном порядке, приказами и распоряжениями генерального директора. Основными задачами являются: организация учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении операций и их целесообразностью и. д…. Функции бухгалтерии вытекают из её основных задач и способствуют своевременному и качественному управлению финансами:

·  Организация учёта основных фондов, материалов, денежных средств и других ценностей предприятия, исполнения смет расходов и доходов;

·  Организация расчётов по заработной плате с работниками учреждений, находящихся в ведении отдела образования;

·  Составление отчётных балансов и бухгалтерской отчётности;

·  Принятие мер по предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений, обеспечение своевременности оформления материалов по недостачам, растратам, хищениям и другим злоупотреблениям, осуществление контроля за передачей этих материалов в судебно-следственные органы;

·  Осуществление контроля за своевременным оформлением приёма и расхода денежных средств и товарно-материальных ценностей, правильным расходованием фонда заработной платы, исчислением и выдачей всех видов премий, вознаграждений, пособий, соблюдением установленных должностных окладов, обоснованием и законностью списания с бухгалтерских балансов недостач, потерь, дебиторской задолженности и других средств;

·  Обеспечение строгого соблюдения кассовой и расчётной дисциплины, расходования полученных средств по назначению;

·  Применение утверждённых в установленном порядке типовых унифицированных форм первичной учётной документации, строгое соблюдение порядка оформления этой документации;

·  Обеспечение хранения бухгалтерских документов и бухгалтерского архива.

В централизованной бухгалтерии существует своя структура, в которую входят:

·  Плановый отдел (все виды тарификации, контингента);

·  Общий отдел (авансовые отчёты, договора, оплата счётов, начисление заработной платы, больничных, отпускных, различных видов компенсаций);

·  Отдел питания (учёт питания, родительских выплат и т.д.…);

·  Касса (выдача денег и их учёт);

·  Отдел технического надзора (вопросы строительства и капитального ремонта образовательных учреждений – школ, детских садов, лицеев, гимназий, отделений дополнительного образования).

Необходимо отметить, что централизованная бухгалтерия самостоятельно не финансируется, хотя считается отдельным звеном. Всё выше сказанное имеет отношение к бухгалтерии, теперь же вернёмся непосредственно к структуре отдела.

Как уже было сказано, главой отдела является начальник отдела образования, он координирует работу разных подразделений учреждения, руководит образовательной системой района, а также является связующим звеном между Администрацией Колпинского района, комитетом по образованию и директорами школ, лицеев, детских садов и т.д.…

Следующим в схеме отдела образования идёт заместитель начальника отдела образования, в чьей компетенции находятся курирование вопросов, с капитальным строительством, ремонтом и, как и начальник отдела, связан с заинтересованными структурами в Администрации Колпинского района и различными комитетами. В подчинении заместителя начальника находятся специалисты по административно-хозяйственной части, технологи, инженеры по энергетике, снабжению и т.д.…, то есть сотрудники, которые занимаются вопросами строительства.

В прямом подчинении начальника отдела находятся специалисты отдела, руководители структурных подразделений (централизованной бухгалтерии, учебно-методического центра, психологического центра, хозяйственной группы) и руководители образовательных учреждений. Полномочия и должностные обязанности начальника отдела народного образования определяются главой администрации. В отделе образования по новому штатному расписанию 7 главных специалистов и 2 ведущих. Главные специалисты занимаются вопросами:

-  лицеев, гимназий, школ, находящихся на территории района,

-  воспитательной работы, дополнительного образования;

-  кадровыми вопросами, аттестации педагогических и руководящих работников, бухгалтерии;

-  Дошкольных учреждений, вопросами, связанными с их работой;

-  Травматизма, благоустройства, планирования работы;

-  Лицензирования, уставов образовательных учреждений;

-  Патриотического воспитания, физической культуры и спорта, охраны жизнедеятельности.

К ведению ведущих специалистов относятся такие вопросы, как

1.  внебюджетные доходы (платные услуги, аренда государственного имущества, спонсирование);

2.  летняя оздоровительная компания;

3.  информатизация;

4.  больные дети, обучающиеся на дому.

Как мы видим, районный отдел образования заведует делами всех учреждений, стоящим у него на балансе. Так как образовательных учреждений в районе такого города как Санкт-Петербург достаточно много, поэтому для управления их делами нужна достаточно подвижная и простая структура отдела. Сотрудники должны чётко понимать распределение обязанностей между собой и стараться оптимизировать свою работу, так как функций у отдела образования очень много. Ещё одной отличительной чертой структуры и функций сотрудников отдела является их стопроцентная подчинённость Администрации Колпинского района города Санкт-Петербурга. Это позволяет решать возникающие проблемы как на низком, так и на территориальном уровнях.


2.2 Планируемые и фактические расходы, их анализ

Согласно статье 243 БК, «Основы казначейского исполнения федерального бюджета», в РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство. Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства. Последующие статьи раздела VIII БК развивают основную концептуальную установку на казначейское исполнение бюджетов.

Казначейская система исполнения бюджетов основывается на лимитах денежных средств, которые комитет финансов «разрешает потратить» на те или иные нужды. В конечном варианте лимиты – ведомственная и функциональная структуры расходов, которые разделены на подгруппы с собственном номером целевой и экономической статьёй с проставленной напротив суммой затрат.

Казначейское исполнение бюджета – это не только хорошо, но и необходимо. Переход на казначейское исполнение бюджета позволяет экономить бюджетные средства, усилить контроль, сократить возможности для разбазаривания денег. Это также стимулирует руководителей бюджетных организаций более эффективно использовать выделенные бюджетные средства, искать пути, как сделать на эти деньги больше.

Обычно вопросами эффективности использования бюджетных денег в городе занимаются только мэр и финансисты. В отраслях городского хозяйства нет заинтересованности в экономии денег, в том, чтобы научиться жить по средствам и при этом еще и развивать отрасль. В большинстве случаев расходы, которые финансисты должны оплатить, преподносят постфактум, а если эти расходы не оплачиваются, образуются и растут задолженности бюджета тем организациям и предприятиям, которые произвели какие-то услуги (работы) населению или бюджетным организациям.

Расходная часть бюджета – это тоже своего рода лимиты по определённым статьям затрат, но только в более широком разрезе. Лимит отдела образования представляет собой структуру расходов с более полной и точной классификацией расходов в образовательных целях.

Классификации расходов бюджета по экономическому содержанию выделено приоритетное место в бюджетном законодательстве РФ. Это может объясняться тем, что при такой классификации довольно легко проследить, к какому конкретно бюджетополучателю поступила определенная сумма бюджетных средств и как она была использована. При этом возможно повышение эффективности бюджетных расходов, т.е. преимущественное выделение средств бюджета тем хозяйствующим субъектам, которые используют их наиболее эффективно.

Одним из важнейших оснований для классификации бюджетных расходов является функциональный признак. Такая классификация бюджетных затрат является наиболее распространенной. Как правило, при публикации бюджетов в средствах массовой информации расходы группируются именно по функциональному признаку.

Функциональная классификация бюджетных расходов отражает направление средств бюджета на выполнение конкретных функций органов власти.

Для анализа необходимо проследить, как именно получаются лимиты расходования денежных средств и кто их рассчитывает.

Разработку финансового плана организуют плановый отдел и бухгалтерия под руководством главного бухгалтера. Существуют сметы расходов на одного ребёнка, ученика по учёбникам, питанию, канцелярским товарам. Соответственно, для того, чтобы узнать какое количество необходимо для школы и детского сада, необходимо расходы на одного ребёнка умножить на количество детей. Также рассчитываются и затраты школ.

Для составления плана по оплате труда, существует тарифная сетка и разряды по каждому работнику, что даёт возможность спрогнозировать заработную плату одного человека. Соответственно, чтобы проанализировать общий фонд заработной платы, необходимо сложить все заработные платы. Аналогично рассчитывается единый социальный налог и другие затраты на нужды отдела образования, которые группируются, как было сказано выше, по отдельным статьям.

Рассчитываются не только расходы учреждений, но и их доходы. В данном случае имеются ввиду внереализационные доходы (сдача в аренду, спонсорская помощь, платные услуги и т.д.…). Внереализационные доходы являются своего рода страховкой от уменьшения суммы государственного финансирования. Данные расчёты оформляются также в виде плана.

За полгода до наступления отчётного года, отдел образования направляет свой план в вышестоящие организации (районную администрацию, комитет финансов) свои расчёты, где начинается проверка данных, а также делается анализ необходимости расходов.

После утверждения комитетом финансов годового плана, данные направляются обратно в отдел образования, где составляется поквартальная разбивка доходов и расходов финансового плана. Поквартальная разбивка является основой для учета исполнения финансового плана в течение года. Плановый отдел и бухгалтерия доводят до подразделений, осуществляющих платную образовательную деятельность, выполнение доходной части в рамках платных образовательных программ, прочей платной деятельности, показатели по утвержденным в Финансовом плане доходам.

Финансовый план исполняется в пределах полученных сумм бюджетных внебюджетных доходов с учетом остатков средств на начало календарного года с соблюдением установленных норм законодательства и требований внутренних процедур санкционирования и финансирования. В течение года структурные подразделения осуществляют расходы, производят закупку товаров, работ и услуг в пределах, установленных бюджетами (сметами доходов и расходов) подразделений, а также доведенных лимитов. Ответственность за соблюдение смет и лимитов соответствующего подразделения, а также за принятие финансовых обязательств в пределах фактически полученных доходов подразделения, несет его руководитель.

Понятно, что хорошее или плохое существование учреждений, находящихся в ведомстве отдела образования Колпинского района зависит от утверждённого плана лимитов расходования целевых средств.

Далее в таблице №1 приведены данные по расходам за несколько лет комитета по образованию Колпинского района по нескольким группам расходов.

Таблица №1. Ведомственная структура расходов городского бюджета в разрезе комитета по образованию
Наименование 2005 фактически 2006 фактически изменен., тыс. руб. 2005 фактически изменен., тыс. руб.
тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу
1

Комитет по образованию и проч.

1299687

100,00

1519863

100,00

220176

1771762

100,00

251899

2 Текущие расходы 179097 13,78 108814 7,16 -70283 191129 10,79 82315
3 Оплата труда 50634 3,90 65449 4,31 14815 86899 4,90 21450
4 Капитальные расходы 2286 0,18 2000 0,13 -286 3010 0,17 1010

5

Дошкольное образование из них:

456233

35,10

597634

39,32

141401

615976

34,77

18342

6 Текущие расходы 219528 16,89 249315 16,40 29787 260392 14,70 11077
7 Оплата труда 219873 16,92 332629 21,89 112756 336624 19,0 3995
8 Капитальные расходы 16832 1,2 15690 1,03 -1142 18960 1,07 3270

9

Общее образование из них:

611437

47,04

745966

49,08

134529

874748

49,37

128782

10 Текущие расходы 310657 23,90 326852 21,51 16195 386297 21,80 59445
11 Оплата труда 294731 22,68 398654 26,23 103923 448560 25,32 49906
12 Капитальные расходы 6049 0,46 20460 1,34 14411 39891 2,25 19431

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.