Дипломная работа: Особенности управления финансами в отделах образования
Как видно из
таблицы 1 объёмы финансирования увеличиваются из года в год, причём в 2005 году
они возросли на 14,5% то есть на 220176 тысяч рублей по сравнению с 2004 годом,
а в 2006 – на 16,57% или 251899 тысяч рублей по сравнению с 2005 годом. При
этом из года в год наблюдается возрастание объёмов финансирования. Это
положительный момент. Почему же тогда существующее положение дел в наших школах
и детских садах оставляет желать лучшего?
В таблице 1
отмечено, что большая часть расходов на образования идёт на заработную плату,
за исключением пункта 1 «Комитет по образованию и проч.». Дело в том, что
в данной графе сгруппированы данные по школам-интернатам, диспетчерских служб,
адресным программам, туристическим программам, конкурсам, Дома творчества юных,
детским домам и т.д.… В этой категории очень большие затраты на содержание
имущества и текущие расходы.
Для бюджетных
учреждений существует такое понятие, как «защищённые статьи», по которым
недофинансирование в пределах тарифов запрещено. Расходы на заработную плату –
это самая важная защищённая статья. Далее следуют расходы по налогам с
заработной платы (ЕСН) и коммунальные платежи, которые необходимо финансировать
для нормальной работы учебных заведений.
У дошкольных
учреждений затраты на заработную плату составляли в 2004 году – 48,19%, в 2005 –
55,66%, в 2006 – 54,65%, у общеобразовательных в 2004 году – 48,2%, в 2005 –
53,44%, в 2006 – 51,28% соответственно. Это связано с проводимой в России
политикой увеличения заработной платы преподавателям и учителям и доведения
размера оплаты труда до среднего в стране. Тем не менее заработная плата у
работников сферы образования продолжает оставаться крайне низкой.
Если
проанализировать текущие расходы, то можно увидеть, что текущие расходы
увеличиваются не намного, а по комитету образования и проч., вообще практически
не изменены. В 2002–2004 годах увеличивался фонд оплаты труда, поэтому и
увеличивался и единый социальный налог, так как он рассчитывается от заработной
платы, следовательно, финансирование на текущие расходы практически не
увеличено, потому что единый социальный налог приравнен к текущим расходам. 15%
выделяемых средств приходится на оплату коммунальных услуг. Расходы на покупку
продуктов питания крайне незначительны и составляют менее 1% в сумме расходов
на образование. Оставшиеся 22% составляют прочие расходы, к которым относятся
расходы на приобретение материалов, канцелярских товаров, текущий и капитальный
ремонт зданий и т.д. Такое распределение средств позволяет обеспечивать работу
школы, однако его трудно считать эффективным.
Длительное
недофинансирование учебных расходов, а также затрат на приобретение
оборудования, текущий и капитальный ремонты ведет к увеличению риска различных
аварий в образовательных учреждениях, к отставанию результатов обучения от
современных требований.
Для
более полного анализа ситуации ниже приведены данные по планируемым и фактическим
расходам образовательных учреждений Колпинского района за 2002, 2003, 2004
года.
Таблица
3. Расходы отдела образования по Колпинскому району (тыс. руб.)
Вид расходов |
2004 год |
Изм. |
План |
Факт |
Государственные образовательные учреждения |
705367 |
611437 |
-93930 |
Дошкольные образовательные учреждения |
458962 |
456233 |
-2729 |
Внешкольная работа, Дома Творчества Юных и проч. |
159873 |
126319 |
-33554 |
Общие расходы, не относящиеся ни к одному виду |
154767 |
105698 |
-49069 |
Всего |
1478969 |
1299687 |
-179282 |
Таблица
4. Расходы отдела образования по Колпинскому району (тыс. руб.
Вид расходов |
2005 год |
Изм. |
План |
Факт |
Государственные образовательные учреждения |
869341 |
745966 |
-123375 |
Дошкольные образовательные учреждения |
649831 |
597634 |
-52197 |
Внешкольная работа, Дома Творчества Юных и проч. |
147964 |
102631 |
-45333 |
Общие расходы, не относящиеся ни к одному виду |
100593 |
73632 |
-26961 |
Всего |
1767729 |
1519863 |
-247866 |
Таблица
5. Расходы отдела образования по Колпинскому району (тыс. руб.)
Вид расходов |
2006 год |
Изм. |
План |
Факт |
Государственные образовательные учреждения |
1006974 |
874748 |
-132226 |
Дошкольные образовательные учреждения |
794531 |
615976 |
-178555 |
Внешкольная работа, Дома Творчества Юных и проч. |
347364 |
186391 |
-160973 |
Общие расходы, не относящиеся ни к одному виду |
120597 |
94647 |
-25950 |
Всего |
2269466 |
1771762 |
-497704 |
Таблицы
№3, 4, 5 по сути показывают, почему и насколько в отделе имеет место
недофинансирование общего образования. Понятно, что в идеальном варианте
планируемые расходы (то есть те, которые указаны в заявке отдела образования на
финансирование следующего года) должны быть равны или меньше фактически
профинансированных расходов. Это, конечно, утопия. На сегодняшний день
недофинансирование составляет 20–30%. Данные представлены в таблице 6.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|