Дипломная работа: Особенности управления финансами в отделах образования
Диаграмма 2. Структура бюджетного финансирования
общеобразовательной школы №2
На 71% (14,4/8,4 №1) и на 32% (12,4/9,4 №2)
соответственно выросли доли расходов на оплату коммунальных платежей. Вместе с
тем за 2000–2001 гг. общая численность учителей общеобразовательных школ
оставалась стабильной, и не сократилась, при одновременном уменьшении доли финансируемых
средств на оплату труда на 11%(51,1/57,6 №1) и на 10,9% (53,1/59,6 №2).
Дифференциация средней заработной платы
работников школьного и начального профессионального образования на декабрь 2001 г.
характеризуется следующими данными (см. табл. 13):
Таблица 13. Дифференциация средней заработной платы по профессиям и
должностям работников школьного образования школы №1 и №2 за декабрь 2006 г.
Профессии и должности работников |
Среднемесячная заработная плата, руб. шк. №1 |
Среднемесячная заработная плата, руб. шк. №2 |
Преподаватели, учителя, |
1521 |
1493 |
Из них
Математики
|
1705 |
1598 |
Русского языка и литературы |
1503 |
1496 |
Истории |
1421 |
1418 |
Иностранного языка |
1341 |
1305 |
1–3 (4) классов |
1302 |
1297 |
Инструкторы по труду |
1169 |
1208 |
Мастера производственного обучения |
947 |
907 |
Проанализировав
данные представленных выше таблиц, можно сделать вывод о том, что школы
находятся примерно в одном положении, так как основные показатели у них
практически совпадают.
Рассмотрим теперь особенности прав и обязанностей
обоих образовательных учреждений в вопросах осуществления их основной
деятельности. В компетенцию образовательных учреждений, детально описанную в п. 2
ст. 32 Закона «Об образовании», включается:
·
материально-техническое
обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в
соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, что
осуществляется в пределах собственных финансовых средств учреждений;
·
предоставление
учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании
финансовых и материальных средств;
·
установление
структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного
расписания, распределение должностных обязанностей;
·
установление
ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного
учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений,
установленных федеральными и местными нормативами;
·
установление
надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения,
порядка и размеров их премирования.
3.2 Анализ внебюджетного финансирования
Напомним, что
источниками финансирования школы являются средства бюджета, выделяемые по
установленному нормативу:
·
доход
от оказания дополнительных платных образовательных и иных услуг;
·
добровольные
взносы и пожертвования физических и юридических лиц;
·
кредиты
банков и иных кредиторов, при условии его погашения и выплаты банковского
процента за счет внебюджетных средств;
·
доход
от предпринимательской деятельности;
другие
источники в соответствии с законодательством РФ.
К сожалению, бюджетное
финансирование школы не обеспечивает эффективных условий для саморазвития школы
и возникновения нового качества образования. Поэтому привлечение сторонних
дополнительных средств – задача по сути любой школы, которая ставит перед собой
задачу развиваться и давать требуемые знания детям.
Для
реализации центральной идеи проекта и создания работоспособных механизмов
внебюджетного финансирования в настоящее время есть все необходимые и
достаточные правовые предпосылки и условия:
– Закон «Об
образовании» гарантирует права общественности в решении вопросов, связанных с
содержанием, организацией и финансированием образовательной деятельности школы
(ст. 35, 41, 50, 52).
– Закон «Об
образовании» гарантирует права школ и учителей в выборе педагогически наиболее
целесообразных форм обучения и воспитания (ст. 55).
– Закон не запрещает основным работникам школ
использовать школьное имущество для внеурочной работы с учащимся. Более того,
принципы государственной образовательной политики нацеливают на более эффективное
использование материальных фондов школ (ст. 2, 4 закона «Об образовании»).
– Закон «Об
общественных объединениях» одним из источников формирования имущества
определяет добровольные взносы и не ограничивает порядок и формы их
использования. В частности, не запрещает выплачивать материальное
вознаграждение физическим лицам, оплачивать закупку юридическими лицами
материальных ценностей.
– Налоговый
кодекс надежно защищает интересы школ и общественных объединений в области
спонсорского финансирования образовательной деятельности.
Необходимо
ещё раз напомнить, что источники условно можно разделить на четыре группы:
спонсорские взносы, плата за оказание дополнительных образовательных услуг,
родительские взносы на содержание и развитие школы и услуги, связанные с
реализацией школьного имущества.
Спонсорами
школ, как правило, становятся предприятия, дети работников которых (обычно
руководителей) учатся в этих школах. Развит этот источник слабо. Многочисленные
призывы к хозяйственникам войти в попечительские советы и упорядочить
финансовую поддержку школ, сделать ее плановой и гарантированной, широкого
отклика пока не получили. (Преуспевающие хозяйственники тем и преуспевают, что
умеют хорошо считать деньги). Обещанные же льготы для учреждений и предприятий,
спонсирующих школу, пока в российское законодательство не вошли.
Плата за
оказания дополнительных образовательных услуг является существенным каналом
денежных поступлений, однако далеко не массовым. Несмотря на то, что в Колпинском
районе платными образовательными услугами занимаются 100% школ, ими охвачены 57%
учащихся. По Российской Федерации в целом эти цифры много ниже. И это несмотря
на то, что, согласно опросам, практически все граждане нашего города готовы
вносить в школу от 1000 до 5000 руб. в месяц и больше.
Об этом
свидетельствует и тот факт, что опросы фирмы «X» родителей и учащихся
школ города Санкт-Петербурга показали, что 93% семей (против 15%) готовы
доплачивать 3–10 тыс. рублей в год за обучение своих детей по основным школьным
предметам, если оно носит индивидуальный характер и нацелено на развитие
природных способностей ребенка.
Образовательному
учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и
иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами
в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и
творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы
от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти
доходы объекты собственности.
Сдача в
аренду государственным или муниципальным образовательным учреждением
закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков
осуществляется без права выкупа с согласия совета образовательного учреждения
по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе.
Средства,
полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, используются
на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном
учреждении.
Необходимо
остановиться на том, как рассчитываются нормативы по дополнительным услугам в
школах (на примере школы №1), а далее сравнить общие данные по расходам обеих
школ. Примером будет служить расчёт дополнительных услуг по образованию в школе
№1.
Протокол
заседания Совета школы №1 о развитии дополнительного обучения, на котором
принимается решение: активизировать работу по разработке планов работ и учебных
программ по дополнительному обучению, развивающему интерес к учебе и природные
способности учащихся, считать взносы родителей на финансирование
дополнительного обучения не платой за дополнительное образование, а целевыми
спонсорскими средствами, направляемыми на развитие просветительской
деятельности школы, считать целевые спонсорские средства общественной
собственностью родителей, которые направлять на следующее:
– фонд
развития школы;
– материальное
вознаграждение учителям, ведущим дополнительное обучение, и оплату
причитающихся налогов;
– приобретение
оборудования, инвентаря и материалов для учебной работы;
– отчисление
в общественный фонд на покрытие расходов, связанных с хозяйственным учетом
денежных средств.
В результате
заседания была получена следующая таблица с комментариями:
Таблица 14.
Исходные данные для расчёта курсов по дополнительному образованию
№
|
Наименование
|
Ед. изм
|
Примечание
|
Колич.
|
в% от п. 4
|
Исходные данные
|
1 |
Ставка учителя по ЕТС |
руб./час |
|
25 |
|
2 |
Численность группы |
чел. |
|
10 |
|
3 |
Договорная цена часа занятий с группой |
руб./час |
|
30 |
|
4 |
Сумма взносов за час дополнительных занятий с группой |
руб./час |
п. 2 хп. 3 |
300 |
|
Калькуляция
|
5 |
Фонд развития школы |
руб./час |
31% – 44% |
94 – 133 |
31% – 44% |
6 |
Отчисление в общественный фонд |
руб./час |
7% от п. 4 |
21 |
7% |
7 |
Оборудование, инвентарь, материалы |
руб./час |
35% от п. 1 |
9 |
3% |
8 |
Материальное вознаграждение учителя |
руб./час |
п. 4 – п. 5 – п. 6 –
п. 7
1,358
|
130–101 |
43% – 34% |
9 |
Единый социальный налог |
руб./час |
35,8% от п. 8 |
46 -36 |
15% – 12% |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|