рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Роль и пути оптимизации упрощенной системы налогообложения

3.1 Налоговое планирование и оптимизация налогообложения

Каждый предприниматель знаком с понятием налогообложения. Грамотная и обоснованная финансовая стратегия требует проведения мероприятий по налоговому планированию и оптимизации налогообложения. Планирование налогов включает в себя ряд мероприятий, которые позволят снизить уровень налогов. Как правило, эти меры представляют собой законные способы снижения и оптимизации налогообложения. Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях.

Кроме того, налоговое планирование обусловлено заинтересованностью государства в предоставлении налоговых льгот в целях стимулирования какой-либо сферы производства, категории налогоплательщиков, регулирования социально-экономического развития.

Налоговое планирование («tax planning») - это совокупность плановых действий налогоплательщика, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом согласно действующему законодательству. При этом планирование осуществляется в целях оптимизации налоговых платежей, минимизации налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышения объема оборотных средств, увеличения реальных возможностей для дальнейшего развития предпринимательской деятельности, повышения уровня эффективности ее работы. Налоговое планирование следует производить не после осуществления какой-либо хозяйственной операции или

по прошествии налогового периода, а до него, то есть заблаговременно. Как минимум налоговое планирование должно начинаться на стадии подготовки к заключению любого договора, так как уже тогда предприниматель должен учитывать, какие налоги и в каком объеме придется заплатить впоследствии.

Сущность его выражается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Бывает, что налоговое планирование выходит за рамки оптимизации налоговой нагрузки и законных способов, тогда планирование уже становится банальным уклонением от уплаты налогов. Его также именуют "использование налоговых схем". Граница между налоговым планированием и злостным уклонением определяется целями налогоплательщика. Если налоговая экономия сопутствует хозяйственному результату, то налоговые последствия следует устанавливать исходя из формы сделки. Но если налогоплательщик действовал не для достижения хозяйственного результата, а исключительно в целях уменьшения налоговых платежей, то это свидетельствует о несоответствии сделки российскому законодательству по мотивам заключения ее с целью уклонения от уплаты налога. Сделка, дающая ее сторонам налоговые преимущества, но не направленная на достижение определенной деловой цели, вполне может быть признана недействительной. То есть вывод: налоговая экономия не должна признаваться деловой целью сделки.

Чтобы планирование было эффективным и законным, необходимо, чтобы все плановые мероприятия были индивидуально направленными и носили адресный характер. В то же время налоговое планирование должно применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Выделяют следующие виды налогового планирования:

-  перспективное налоговое планирование - это проведение активной налоговой политики с целью избежания финансовых рисков и минимизации негативного влияния налогообложения на процесс достижения стратегических целей.

-  текущее налоговое планирование - это оптимизация налоговых выплат в отчетном году с использованием допустимых законодательством средств, способов и приемов.

Для эффективного налогового планирования необходимы несколько составляющих, а именно: определение основных принципов; анализ проблем и постановка задач; определение основных инструментов, которые может использовать налогоплательщик; создание схемы; осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой.

Исходя из необходимости сочетания, целесообразности и недопустимости неправомерности основные принципы налогового планирования могут быть определены следующим образом:

-  соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования;

-  снижение совокупных налоговых обязательств в результате применения инструментов налогового планирования;

-  использование возможностей, предоставляемых законодательством; и

-  рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального;

-  своевременная корректировка с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений;

-  понятность и экономическая обоснованность схемы как в целом, так и всех без исключения ее составных частей.

Как уже было сказано выше, одним из этапов налогового планирования являются анализ налоговых проблем организации и постановка задачи, в целях решения которой в дальнейшем должны разрабатываться инструменты и схемы применительно к особенностям финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Задачами налогового планирования могут выступать:

-  минимизация налоговых потерь по какому-либо конкретному налогу или сбору;

-  минимизация налоговых потерь по совокупности налогов, исчисляемых на базе одного и того же объекта налогообложения (например, оборотных налогов с выручки);

-  минимизация по всей совокупности налогов и сборов, плательщиком которых является организация.

В этих целях предварительно уточняются перечень налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и налоговые льготы, проводится анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций, определяется и оценивается сумма налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования.

Самостоятельную задачу налогового планирования можно представить как состоящую их нескольких следующих этапов:

-  формирование налогового поля - спектра основных налогов, которые надлежит уплачивать, их конкретные ставки и льготы. Параметры налогового поля устанавливаются по статусу налогоплательщика, на основе его устава и в соответствии с НК РФ, законами Российской Федерации;

-  формирование системы договорных отношений - на основе Гражданского кодекса Федерации определяется совокупность видов договоров, на базе которых происходит взаимодействие с покупателями и поставщиками, с дебиторами и кредиторами. Система договорных отношений составляется с учетом сформированного ранее налогового поля;

-  подбор типичных хозяйственных операций - на основе предварительного анализа хозяйственной деятельности и планируемых результатов работы выбираются типичные хозяйственные операции и действия, которые предстоит выполнять;

-  выделение и регламентирование различных хозяйственных ситуаций - определяются реальные хозяйственные ситуации, охватывающие самые разнообразные стороны экономической жизни, и реализуемые в нескольких сравнительных вариантах;

-  предварительный выбор оптимального варианта хозяйственных ситуаций - по итогам всестороннего исследования ситуаций производится предварительный отбор оптимальных по финансовому результату и по суммарным налоговым платежам вариантов;

-  сравнительный анализ ситуаций и принятие решений - проводятся расчетные исследования хозяйственных ситуаций и осуществляется их уточненный сравнительный анализ. При этом различные ситуации сопоставляются по полученным финансовым результатам, налоговым платежам и возможным потерям, обусловленным штрафными и другими санкциями.

Этой стадии следует уделить особое внимание. Во-первых, из-за серьезности санкций и возможных существенных потерь, которые необходимо исключить.

Во-вторых, из-за готовности пойти на некоторые утраты, но получить определенный (существенный) выигрыш в чем-то другом, например: в оборачиваемости средств, во временных затратах на принятие решений и т.п.

Инструментами налогового планирования являются налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные с позиций возникающих налоговых последствий условия хозяйствования.

К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов налогового планирования относятся:

-  предусмотренные налоговым законодательством налоговые льготы;

-  оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений применительно к осуществляемым видам деятельности;

-  цены сделок;

-  дифференциация налоговых ставок по видам налогов;

-  специальные налоговые режимы и системы налогообложения;

-  льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями;

-  методы определения налогооблагаемой базы по конкретным налогам.

Основной задачей является организация системы правильного и своевременного применения инструментов налогового планирования.

В рамках этой системы должны быть разработаны схемы оптимальной структуры организации хозяйственной деятельности с учетом требований законодательства, одновременного использования предоставленных в рамках его действия возможностей, а также тенденций к изменению действующего законодательства и вероятности его изменения.

Основная задача налогового планирования - организация системы налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах.

Налоги с точки зрения налогоплательщиков зачастую рассматриваются как своего рода потери, которые необходимо максимально сокращать. Но с позиций государства налоги – это не что иное, как источник средств, которые тратятся на общественные и социальные нужды. Предприниматели не могут самостоятельно выбирать виды и размеры налогов, которые они согласны платить, поскольку законодательно оговорены все виды налогов и порядок их уплаты в казну страны. Наличие органов контроля и исполнительной власти позволяет государству осуществлять надзор за надлежащим исполнением налогового законодательства. В таких условиях для предпринимателей, желающих минимизировать налоговое бремя, один путь – оптимизация налогообложения.

Оптимизация налогообложения - это организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений. Это процесс, который рекомендуется проводить как при создании бизнеса, так и на любом из этапов финансово-хозяйственной деятельности. Это выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами.

Существует несколько способов оптимизации налогообложения. Одни из них легальны и реальны при помощи работы высокопрофессиональных юристов, а вот другие могут быть незаконными и не привлекательными для имиджа налогоплательщика.

Рассмотрю основные пути оптимизации налогообложения, используемые в Российской Федерации.

Оптимизация налогообложения путем "уклонения от уплаты налогов"

Это уменьшение своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанное на сознательном, уголовно наказуемом (ст. 192 УК РФ), использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а так же намеренного (умышленного) искажения бухгалтерской и налоговой отчетности. Этот путь ставит под угрозу весь бизнес, поэтому лучше его избегать.

Оптимизация налогообложения путем использования недоработок нормативных законодательных актов.

Речь идет о возможности оспаривать в арбитражных судах действия и решения налоговых органов, основываясь на принципе "Что не запрещено законом, то разрешено". Для этого необходимо иметь в штате грамотных юристов и экономистов или пользоваться регулярными консультациями. Необходимо быть готовым к спорным моментам в общении с работниками налоговых органов.

Оптимизация налогообложения путем уменьшения налоговых обязательств.

Этот путь основан на соблюдении налогового законодательства путем корректировки своей финансово-хозяйственной деятельности. В данном случае строится система, которая позволяет сочетать маркетинговый и финансовый план с целью контролировать и реагировать на изменения, как во внешней среде, так и на внутренние процессы, протекающие внутри компании. Оптимальная экономия на налогах. Преимущества данного пути оптимизации налогообложения в том, что при этом не требуются дорогостоящие специалисты на постоянной основе.

Существует значительное количество легальных схем оптимизации налогообложения. Важно подобрать и адаптировать предлагаемые варианты именно для своего бизнеса.

Оптимизация налогообложения - процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта.

Существует распространенное мнение, что оптимизация проводится только с целью максимального законного снижения налогов. В этом случае ее часто называют налоговой минимизацией. Но как показывает практика оптимизация налогообложения является более крупной задачей, стоящей перед финансовым управлением предприятием, чем минимизация налогов. Оптимизация налогообложения намного шире: помимо минимизации, ее инструментами являются отсрочка уплаты налогов, уменьшение суммы выплачиваемых в бюджет «живых» средств и другие.

Все они выгодны с точки зрения финансового менеджмента: денежные средства остаются в распоряжении предприятия и дают прибыль, не уменьшается сумма оборотных средств (а это особенно актуально, когда их не хватает), что также содействует увеличению прибыли, и т. п.

Современные методы оптимизации налогообложения не так эффективны, как методы агрессивной оптимизации и прежде всего это связанно с тем, что налог на добавленную стоимость, как косвенный налог, фактически невозможно оптимизировать, не нарушая действующее законодательство. На сегодняшний день методы налоговой оптимизации основаны на сочетании специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения и ЕНВД) с общим режимом налогообложения. Эти методы обладают одним неоспоримым преимуществом - они законны.

Оптимизация налогообложения начинается с анализа:

-  обстоятельств, которые влияют на формирование налоговых обязательств;

-  методик исчисления налоговых платежей (порядок формирования налогооблагаемой базы и использование льгот).

Процесс работы по созданию и внедрению схемы оптимизации налогообложения состоит из нескольких ключевых этапов:

1-ый этап оптимизации налогообложения - проверка бухгалтерского и налогового учёта, базы договоров и первичных документов; устранение обнаруженных ошибок, обеспечение необходимого объёма и качества первичных документов. Данный этап позволяет обезопасить деятельность предприятия за предыдущий период деятельности от возможных штрафов в процессе выездных налоговых проверок.

2-ой этап оптимизации налогообложения - разработка собственно схемы оптимизации налогообложения. Схема оптимизации налогообложения - определенный порядок взаимоотношений между несколькими субъектами хозяйственных отношений, направленных на уменьшение бюджетных платежей в рамках действующего законодательства. Довольно часто схема предусматривает разделение функций бизнеса между несколькими юридическими лицами и/или ликвидацию лишних звеньев бизнес-процессов.

3-ий этап оптимизации налогообложения - обновление и оптимизация договорной базы, внутренних организационных документов, создание системы автономного внутреннего контроля; разработка новых форм договорных отношений с контрагентами и между несколькими контролируемыми юридическими лицами. Также, если это необходимо, происходит корректировка учётной политики.

4-ый этап оптимизации налогообложения - «тонкая настройка» работы схемы. Задачей данного этапа является разработка необходимых инструментов регулирования равномерности и размеров уплаты налогов для созданной схемы.

Очень большое значение имеет возможность отстаивания своих интересов перед налоговыми и иными контролирующими органами, и поддержание работоспособности схемы оптимизации налогообложения.

Но каким бы идеальным не был план по оптимизации системы налогового планирования, ненадлежащее его выполнение на всех уровнях производственно-коммерческой деятельности ведет к его несостоятельности. Поэтому, налогоплательщик должен понимать, что не только грамотное налоговое планирование, но и профессионализм работников, правильное оформление документации позволяют достичь поставленных целей.

3.2 Применение упрощенной системы налогообложения как способ налоговой оптимизации

Упрощенная система налогообложения является законным способом налоговой оптимизации. Ведь единый налог заменяет четыре основных платежа в бюджет (ст. 346.11 НК РФ):

-  налог на прибыль (для фирм) или НДФЛ (для предпринимателей);

-  налог на имущество;

-  страховые взносы во внебюджетные фонды;

-  НДС (кроме "таможенного").

Поэтому применение УСН реально может снизить объем налоговых выплат налогоплательщика в 3 - 4 раза. Однако даже на "упрощенке" можно минимизировать платежи в бюджет, выбрав наиболее выгодный объект налогообложения.

Платить налог можно двумя способами:

-  с доходов (в этом случае налог будет составлять 6%);

-  с доходов, уменьшенных на расходы (в этом случае налог будет составлять 15%).

Как показывает практика, работать с "доходами" предпочтительнее налогоплательщикам, которые оказывают какие-либо услуги, сдают площади в аренду и т.п., так как их расходы минимальные.

Платить налог с доходов выгодно компаниям с высокой рентабельностью. Чем прибыльнее фирма, тем выгоднее для нее этот способ расчета.

Кроме того, рассчитывать единый налог с валовой выручки гораздо проще, чем с величины чистого дохода. Поэтому многие выбирают "доходы" только потому, что на этом объекте меньше работы, то есть меньше головной боли. Здесь не нужно разбираться, какие расходы учитывать, а какие - нет. Простота расчета единого налога сводит на нет вероятность спора с проверяющими и судебные разбирательства.

Если вы платите налог (по ставке 15%) с разницы между доходами и расходами, сэкономить единый налог вы можете, либо занизив доходы, либо увеличив расходы. А вот если вы платите единый налог (по ставке 6%) с доходов, уменьшить его можно только одним способом - уменьшая сам доход.

Ограничивать свои доходы "упрощенцы" вынуждены по ряду причин.

Во-первых, для того чтобы не выбиться из лимита. Ведь, заработав на УСН свыше 20 000 000 руб., скорректированных на коэффициент-дефлятор (его устанавливает Правительство РФ), предприниматель обязан вернуться на общий режим налогообложения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Начиная с того квартала, когда произошло превышение, нужно платить традиционные налоги.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.