рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Роль и пути оптимизации упрощенной системы налогообложения

Во-вторых, занижение дохода позволит "упрощенцу" сэкономить на едином налоге.

Занизить доходы можно, не только не уменьшая, но даже наращивая обороты. Вот несколько способов легального занижения доходов:

-  "упрощенец" выступает в роли комиссионера;

-  "упрощенец" выступает в роли заемщика;

-  "упрощенец" выступает как товарищ в рамках договора о простом товариществе.

Виды договоров и условия их заключения также имеют немаловажное значение при налоговой оптимизации. Это связано с тем, что законодательством предусмотрены особенности налогообложения некоторых видов договорных отношений. К ним можно отнести посреднический договор, договор простого товарищества, договор займа.

Заключение договора комиссии особенно подойдет оптовикам, которые занимаются перепродажей партий товаров. "Упрощенцу" нужно лишь вместо договора купли-продажи заключить с покупателем договор комиссии, где он будет посредником, а контрагент – заказчиком. Для того чтобы иметь «своего» комиссионера, для начала его достаточно зарегистрировать. Затем с ним должен быть заключен договор комиссии. В этом случае товары можно продавать не напрямую, а через «своего» посредника на основании заключенного с ним договора комиссии. До тех пор пока выручка будет храниться в кассе комиссионера (или на его расчетном счету), единый налог не платится, но рано или поздно комиссионеру все равно придется вернуть деньги продавцу товара и тогда налог придется уплатить в полной мере, хотя и с отсрочкой. Отсрочка уплаты единого налога сама по себе может быть очень выгодна при наличии многих обстоятельств и факторов осуществления предпринимательской деятельности. Тем не менее, учитывая возможности применения схемы по максимуму, наличие отсрочки в данном случае можно рассматривать не более как промежуточный результат, хотя и положительный.

"Упрощенец" под свою ответственность, но на деньги покупателя будет приобретать для него товар. За эту услугу он получит комиссионное вознаграждение. Его размер нужно установить равным сумме ожидаемой прибыли от сделки. В результате со всех денег, которые перечислит "упрощенцу" покупатель, его доходом (выручкой) будет считаться только сумма комиссионных (пп. 9. п. 1 ст. 251 НК РФ).

Например. Налогоплательщик занимается оптовой торговлей. За девять месяцев 2009 г. совокупный доход достиг 26 000 000 руб. В IV квартале он планирует продать 10 комплектов мебели по цене 900 000 руб. каждый. У производителя мебели предприниматель покупает ее по цене 600 000 руб. за 1 комплект. От будущей сделки фирма предполагает получить прибыль в сумме 3 000 000 руб. ((900 000 руб. - 600 000 руб.) x 10 компл.).

Коэффициент-дефлятор на 2009 г. равен 1,538. За год планируемая сумма доходов должна составить 35 000 000 руб. (26 000 000 руб. + 900 000 руб. x 10 компл.). А это больше, чем разрешено для того, чтобы продолжать работать на "упрощенке" (30 760 000 руб.).

Чтобы остаться в пределах лимита, предприниматель заключил с покупателем договор комиссии. По условиям договора предприниматель является посредником, который от своего имени, но за счет заказчика (покупателя) приобретает 10 комплектов мебели по цене 600 000 руб. каждый. В дальнейшем предприниматель передает их заказчику, получая вознаграждение за услуги в сумме 3 000 000 руб. (300 000 руб. x 10 компл.).

Таким образом, договор комиссии сократил выручку предпринимателя за IV квартал (с 35 000 000 до 29 000 000 руб.). Соответственно, общий доход за 2009 г. составил 29 000 000 руб. (26 000 000 + 3 000 000), что меньше лимита. Поэтому налогоплательщик имеет право продолжать работать на «упрощенке».

Договор комиссии поможет не только снизить доходы налогоплательщика, но и удержаться в лимите доходов, если в конце отчетного года намечается их превышение.

Если предприниматель предвидит, что выручка октября - декабря может лишить его "упрощенки", не обязательно откладывать выгодные сделки на потом или просить партнера расплатиться за отгруженный товар в следующем году. Есть возможность и доход получить, и в заданных рамках удержаться.

В этом случае необходимо, чтобы деньги на расчетный счет поступили не за реализацию, а в качестве заемных средств. Для этого налогоплательщик может со своим партнером заключить два договора: купли-продажи и займа. По договору купли-продажи отгружается партнеру товар. Однако оплачивать его в текущем году покупатель не будет. Вместо этого он перечислит ту же сумму, но в платежке укажет, что выдает заем. Согласно ст. 251 Налогового кодекса, заемные поступления доходами не являются.

Таким образом, на конец года возникнут встречные обязательства на одинаковую сумму. В следующем году, когда счетчик доходов "упрощенца" обнулится, проводится взаимозачет встречных требований.

Например, налогоплательщик, применяющий УСН получил выручку за 11 месяцев в размере 25 180 000 руб. Коэффициент-дефлятор на текущий год установлен в размере 1,538.

В декабре налогоплательщик должен отгрузить покупателю товар на сумму 8 000 000 руб. Если эти деньги поступят на его расчетный счет в текущем году, то выручка составит 33 180 000 руб. и превысит допустимый лимит (30 760 000 руб.).

Чтобы не лишиться "упрощенки" и получить деньги за товар в текущем году, налогоплательщик подписал с покупателем договор беспроцентного займа на те же 8 000 000 руб. Покупатель заем предоставил. После поступления денег на расчетный счет налогоплательщик отгрузил товар, в результате возникла встречная задолженность.

В начале нового года партнеры проведут зачет взаимных требований. И налогоплательщик благополучно поставит себе в доход первую в новом году выручку - 8 000 000 руб.

Но при использовании договора займа могут возникнуть сложности: если налоговые инспекторы установят взаимосвязь между договором купли-продажи и займа, они могут посчитать вторую сделку притворной. Этому может поспособствовать то, что покупатель и заимодавец - одно лицо, и стоимость товара равна сумме займа.

Чтобы этого не произошло, необходимо установить некоторый временной промежуток между датами договора купли-продажи и займа. Еще лучше оформить договор займа более ранним числом, чем договор о продаже товара. В этом случае можно доказать, что получение денег в долг от контрагента было до того, как продать ему товар.

Еще одним способом оптимизации является договор простого товарищества. Двое или несколько налогоплательщиков могут заключить договор о совместной деятельности (договор простого товарищества). Подписав договор, они соединяют свои вклады и действуют совместно для извлечения прибыли. Новая компания (юридическое лицо) при этом не образуется. Потребуется помощь другой фирмы, также находящейся на "упрощенке". Это может быть дружественная компания или специально созданная новая фирма на УСН. Суть схемы такова. Заключается с другим "упрощенцем" договор совместной деятельности. Тем самым создается простое товарищество, в рамках которого осуществляется финансово-хозяйственная деятельность. Выгода в том, что доходом у "товарищей" будет признаваться не вся выручка, а только прибыль, полученная от общей деятельности (ст. 1048 ГК РФ). Ее рассчитывают пропорционально сумме вклада каждого товарища в общее дело. Само собой, эта сумма будет меньше, чем поступления от реализации. Ведь прибыль рассчитывают исходя из доходов за минусом расходов.

Для предпринимателя без образования юридического лица самым простым способом максимально снизить налоги, а также упростить учет, является применение патентной "упрощенки". Однако для этого нужно выполнить следующие условия:

-  заниматься одним или несколькими видами бизнеса, которые перечислены в п. 2 ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ;

-  не использовать труд более пяти наемных работников, в том числе по гражданско-правовым договорам, в течение налогового периода.

Есть еще одно условие - патент можно получить только на той территории, где региональные власти приняли соответствующий закон.

Патент действует только на территории субъекта РФ, где он выдан. Привлекательна патентная "упрощенка" еще и простотой учета. Налоговую декларацию в инспекцию сдавать не нужно, необходимо только вести налоговый учет в книге учета доходов и расходов.

Если предприниматель ведет деятельность, которая входит в перечень разрешенных, для применения УСН на основе патента, он сможет существенно сэкономить на налогах. Например, индивидуальный предприниматель И.И. Иванов занимается производством хлеба и кондитерских изделий. Размер потенциально возможного дохода за год в Москве составляет 96 000 руб. То есть патент на год будет стоить 5760 руб. (96 000 x 6%). При этом неважно, сколько предприниматель заработает на самом деле. Предположим, что выручка коммерсанта составит за год 10 000 000 руб.

Рассчитаем, сколько он сэкономит, выбрав патентную "упрощенку" вместо обычной упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы". Расходы на пенсионное страхование для упрощения примера рассматривать не будем.

Применяя обычную "упрощенку" за год, предприниматель должен заплатить единый налог в сумме 600 000 руб. (10 000 000 руб. x 6%).

Патент на год стоит 5760 руб. Сумма экономии за год составит 594 240 руб. (600 000 руб. - 5760 руб.).

Если же предположить, что предприниматель на этом виде деятельности получит максимально возможный доход 30 760 000 руб., который позволяет применять УСН (20 000 000 руб. x 1,538 (коэффициент-дефлятор на текущий год)), то сумму экономии рассчитаем так:

-  1 845 600 руб. (30 760 000 x 6%) - сумма единого налога, которую нужно заплатить при обычной УСН с объектом "доходы";

-  5760 руб. - стоимость патента за год;

-  1 839 840 руб. (1 845 000 руб. - 5760 руб.) - сумма экономии.

3.3  Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта налогообложения малого предпринимательства

Мировая практика налогообложения субъектов малого предпринимательства основывается на применении в отношении данной категории налогоплательщиков различных режимов налогообложения.

Понятие «режим налогообложения субъектов малого предпринимательства» можно представить как особый, присущий исключительно для данной категории налогоплательщиков, порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.

Фактически режимы налогообложения субъектов малого предпринимательства, в достаточной степени, различны в зависимости от страны, целей и условий в которых они применяются. Однако применяемые режимы можно условно разделить на три группы:

-  режимы, основанные на общеустановленной системе налогообложения, но предусматривающий для данной категории налогоплательщиков целый ряд льгот или же каких-либо налоговых стимулов (условно данные режимы можно обозначить как «особые режимы налогообложения»);

-  упрощенные режимы налогообложения;

-  режимы, построенные на использовании косвенных методов определения налоговых обязательств налогоплательщика.

Первый вид, в наименьшей степени выделяющий субъектов малого предпринимательства среди остальных налогоплательщиков, как уже было сказано, основывается на общеустановленной системе налогообложения. Данный режим заключается в сохранении всех видов налогов для малого предпринимательства, но предусматривает для данной категории налогоплательщиков целый ряд льгот или других налоговых стимулов.

Одним из основных налоговых стимулов способствующих развитию малых предприятий является применение в рамках общеустановленной налоговой системы прогрессивных ставок налогообложения. То есть увеличение налоговой ставки по мере роста налоговой базы. Здесь хоть и нельзя в полной мере утверждать, что данное положение направлено исключительно на малый бизнес, однако однозначно малые предприятия и индивидуальные предприниматели в большей степени выигрывают от применения прогрессивных ставок.

Помимо этого, как отдельные меры стимулирования в отношении малого предпринимательства могут применяться менее строгие требования по ведению налогового и бухгалтерского учета, а также может быть заметно упрощен порядок предоставления различной отчетности.

Наиболее действенной льготой, предоставляемой вновь созданным малым предприятиям, являются, так называемые налоговые каникулы. То есть установленный законом срок, в течение которого данная специфическая категория налогоплательщиков освобождается от уплаты того или иного налога. Данная льгота подразумевает под собой период, в течение которого субъекты малого предпринимательства освобождаются от уплаты налога на прибыль либо платят его только с какой-то определенной части прибыли. В Российской Федерации до 2001 года применялся механизм, когда прибыль малых предприятий, осуществляющих производство отдельных видов продукции, в первые два года их работы освобождалась от уплаты налога на прибыль.

Кроме того, в различных странах субъектам малого предпринимательства предоставляется право на налоговые вычеты, производимые в виде исключения из налоговой базы определенных сумм. К примеру, в Великобритании малое предприятие может уменьшать налогооблагаемый доход на 150% затрат на НИОКР. Налогоплательщики, еще не получающие прибыли, могут получить у государства кредит в наличной форме, составляющий порядка 24% понесенных издержек.

В налоговом законодательстве могут быть предусмотрены и косвенные методы стимулирования развития субъектов малого предпринимательства. Так, к примеру, законодательством о налогах и сборах может быть установлено снижение ставки налога на доходы с физических лиц и корпораций на процентные доходы от ссуд, предоставленных начинающим предпринимателям. Что не является непосредственной льготой для субъектов малого предпринимательства, однако в значительной степени стимулирует решение проблемы нехватки финансовых ресурсов, которая всегда остро стоит перед вновь открывшимся и развивающимся бизнесом. Кроме того, этой же цели служит и предоставляемая налоговым законодательством возможность вычитать убытки от ссуд, выделяемых начинающим предприятиям, из базы налогообложения.   

Особый режим налогообложения субъектов малого предпринимательства, основанный на общеустановленной системе, в большей степени, чем другие режимы, соответствует принципу нейтральности. В тоже время данный режим в меньшей степени направлен на использование совокупности различных инструментов стимулирования развития субъектов малого предпринимательства. И как следствие менее эффективен при проведении целенаправленной политики в области регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Однако нельзя не отметить преимущества данного режима налогообложения при достижении определенных целей, в рамках какого-либо установленного периода.

Второй вид режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства является неким промежуточным звеном между первым и третьим. Это так называемые упрощенные режимы налогообложения. Данный вид, так же как и первый, достаточно часто основывается на общеустановленной системе налогообложения, но в соответствии с этим режимом индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты некоторых видов налогов. А самое главное, что данный режим предусматривает комплекс мер, направленных на принципиальное упрощение порядка расчетов и взимания налогов, уплачиваемых данной категорией налогоплательщиков. Причем, упрощение может быть основано и на косвенных методах определения налоговых обязательств налогоплательщика, что делает его схожим с третьим режимом.   

Применение упрощенного режима налогообложения, в большей степени подразумевает под собой не столько упрощение порядка налогообложения, сколько упрощение отчетности.

Обычно, в рамках данного налогового режима субъектам малого предпринимательства предоставляется возможность максимального упрощения бухгалтерского учета результатов хозяйственной деятельности. Эта категория индивидуальных предпринимателей может быть освобождена от необходимости ведения счетов бухгалтерского учета, заполнения ведомостей, журналов-ордеров, а также от составления бухгалтерского баланса.

Помимо этого, упрощенный режим в ряде случаев предусматривает более редкую, к примеру, раз в квартал, а не раз в месяц, уплату налогов, и также как и первый режим, освобождение от обязанности по уплате авансовых налоговых платежей. Кроме того, в рамках данного режима, субъекты малого предпринимательства могут быть освобождены от уплаты некоторых видов налогов (наиболее часто в международной практике таким налогом является НДС). Также возможна замена уплаты совокупности нескольких налогов уплатой единого налога. Но в таком случае применяются различные косвенные методы определения налоговых обязательств налогоплательщика.

В случае применения косвенных методов в основном используют различные варианты упрощенного расчета базы налогообложения, отличительную особенность которых можно охарактеризовать как простота учета объекта налогообложения.

Наиболее привлекательным показателем в качестве объекта налогообложения представляется валовая выручка. Расчет налоговой базы в том случае, когда объектом налогообложения являются все денежные средства, полученные налогоплательщиком от реализации продукции, основных средств, материальных активов, в значительной степени упрощен. Причем, данное упрощение способствует не только сокращению управленческих расходов налогоплательщика, но и заметно облегчает процедуру контроля со стороны налоговых органов за полнотой и правильностью исчисления данного налога.

И налогоплательщику, и налоговым органам достаточно лишь соответственно учитывать или контролировать входящие обороты, а как основной показатель, объем реализации.

При применении такого механизма определения объекта налогообложения возникают некоторые издержки, связанные с тем, что данный налог становится налогом с оборота по реализации. То есть, фактически, не связан с реальными доходами налогоплательщика. Что в свою очередь, может привести, с одной стороны, к непосильной налоговой нагрузке, превышающей доходы субъектов малого предпринимательства, с другой стороны, к потерям бюджета, в случае, когда доходы составляют значительную часть в валовой выручке, и, соответственно, поступления от данного налогоплательщика заметно меньше, чем при общеустановленной системе.

Отдельная группа косвенных методов основывается на применении так называемых налогов «сазп-йоду», то есть налогов на потоки денежных средств.

Эти налоги по существу являются налогами на потребление. Налогам на потоки денежных средств, присущи такие черты, как простота их определения и ясность, нейтральность по отношению к капиталовложениям, а также легкость администрирования.

В первом случае базой налога является чистый поток реальных трансакций в денежном выражении, то есть разница выручки от реализации и стоимости используемых в производстве факторов.

Второй тип налога на потоки денежных средств отличается от налога на чистый поток реальных трансакций тем, что в его базу включается еще и разница между полученными займами и выплаченным долгом и разность полученных и уплаченных процентов.

Наконец, третьим типом налога на потоки денежных средств облагаются чистые потоки средств от предприятия акционерам, то есть сумма выплаченных дивидендов и выкупленных акций за вычетом новых выпусков акций.

Простейшей для вычисления и поэтому особенно привлекательной при налогообложении малого предпринимательства выглядит налог первого типа, то есть налог на чистый поток реальных трансакций. Эта база налогообложения нейтральна в отношении инвестиционных решений и аналогична базе, используемой для малого бизнеса в различных странах. Например, многие консультанты или предприниматели в США предпочитают, чтобы их облагали налогом на предпринимательский доход как индивидуумов. Такое налогообложение по американским правилам предусматривает базу налога, эквивалентную базе налога на поток наличности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.