Курсовая работа: Государственное регулирование денежного оборота и его особенности в Украине
2)
уровня цен
товаров и тарифов;
3)
скорости
обращения денег;
Количество денег в обращении прежде всего зависит от
количества обращающихся товаров. Чем больше количество обращающихся в стране
товаров, тем больше, при прочих равных условиях, требуется денег для
обслуживания товарооборота.
Повышение цен при неизменном физическом объёме товарооборота (количество
проданных товаров в натуральных единицах- тоннах, метрах и др. потребует
большего количества денег для его обслуживания.
Оба этих фактора – количество проданных товаров и уровень
товарных цен – можно объединить под одним названием «сумма товарных цен». Сумма
товарных цен представляет собой сумму произведений количества каждого товара на
его цену.[9,С.43]
Скорость обращения денег – третий фактор, определяющий
количество денег в обращении, - измеряется числом оборотов денежной единицы за
определённый период (например, год).
Таким образом, количество денег, необходимых для обращения,
изменяется прямо пропорционально количеству обращающихся товаров и уровню цен и
обратно пропорционально скорости обращения денег.
Количество денег Сумма товарных цен
необходимых для = ___________________
обращения Скорость обращения денег
Все факторы, определяющие количество денег в обращении
зависят в конечном счёте от условий производства:
1)
чем более развито
общественное разделение труда, тем большее количество продаваемых на рынке
товаров;
2)
чем выше уровень
производительности труда, тем ниже стоимость и цены товаров.[5,С.26]
Центральные банки большинства стран придерживаются концепции,
согласно которой среднегодовой прирост денежной массы может составлять 4-5%.
При этом учитывается среднегодовое увеличение реального ВВП (примерно на 3%) и
незначительное снижение скорости обращения денег.
Итак, осуществляя монетарную политику, НБУ устанавливает
целевые ориентиры относительно регулирования денежной массы, которая
определяется Национальным банком. Сегодня поиск новых конкретных механизмов
регулирования денежной массы в обращении является чрезвычайно актуальным для
Украины. Старые монетарные инструменты (кассовый и кредитный план) не пригодны
в условиях рыночной экономики. Система управления совокупным денежным оборотом
должна отвечать международным стандартам и требованиям, содействовать
стабилизации национальной денежной единицы - украинской гривны.
1.3 Понятие и структура денежного рынка страны
Как известно, рынок в простейшем понятии – это система
экономических отношений со связями купли-продажи товаров и услуг. Он есть
совокупностью товарного и денежного оборота.
Современный рынок-понятие более глубокое, и
многофункциональное, комплексное и представляет собой систему рынков, среди
которых главная роль принадлежит денежному (финансовому) рынку.
Денежный рынок- это совокупность всех денежных ресурсов
страны, которые постоянно перемещаются (распределяются и перераспределяются)
под влиянием спроса и предложения со стороны разных субъектов экономики.
Денежный рынок состоит из множества потоков, по которым
денежные средства перемещаются от владельцев сбережений к заёмщикам и
инвесторам.
Итак, если у домашних хозяйств существуют излишки денежных
средств (сбережения), а фирмам наоборот, крайне необходимы денежные средства
для инвестиций, то необходим механизм их передачи. Именно такой механизм
образуется благодаря функционированию финансовых рынков.[25,С.107]
Каналы финансового рынка, о которым денежные средства
переходят от владельцев сбережения к заёмщикам, делятся на две основные группы.
1)
каналы прямого
финансирования;
2)
каналы непрямого
финансирования;
Каналы прямого финансирования – это каналы, по которым
денежные средства двигаются непосредственно от собственников к заёмщикам.
Прямое финансирование может происходить двумя способами:
а) Передачей средств заёмщику (фирме) для осуществления
инвестиций в обмен на право участия в собственности на эту фирму (капитальное
финансирование).
Примером такого финансирования является продажа фирмами
акций.(см.рис 3.1)
Рис.3.1. Капитальное финансирование
б) Передачей средств фирме для
осуществления инвестиций в обмен на обязательство вернуть эти средства в
будущем с процентом (финансирование через получение займов). Примером такого
финансирования является продажа облигаций(см.рис. 3.2)
Каналы непрямого финансирования - это
каналы. По которым денежные средства двигаются от собственников сбережения к
заёмщикам через финансовых посредников.
Финансовые посредники – это финансовые
учреждения, которые аккумулируют денежные средства населения (а также временно
свободные средства предприятий, фирм, образующихся в них в процессе
хозяйствования) и предоставляют их во временное пользование фирмам на
коммерческой основе.
К финансовым посредникам относятся
всевозможные кредитно-финансовые учреждения (банки, инвестиционные, страховые
компании, пенсионные фонды и другие.)[25,C.112]
Структура денежного рынка. Денежный рынок имеет сложный механизм
функционирования. На нём применяются различные инструменты и методы управления
денежными потоками.
По видам инструментов денежный рынок
состоим из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга, но отдельно
функционирующих рынков:
1)
рынок ссудных
капиталов;
2)
рынок ценных
бумаг;
Рынок ссудных капиталов охватывает
отношения, которые возникают по поводу аккумуляции кредитными учреждениями
денежных средств физических и юридических лиц и их предоставление в виде займов
на условиях возвратности, срочности и платности. Итак, объектом операции
является не сами деньги, а лишь право на временное пользование денежными
средствами .
Рынок ценных бумаг - охватывает как
кредитные отношения, так и отношения совладения, которые оформляются
специальными документами (ценными бумагами), которые могут продаваться, покупаться,
погашаться.
Следовательно, денежный рынок с
присущей ему системой финансовых институтов (банки, фондовые биржи) - это та
среда, в которой реализуются отношения собственности, формируются финансовые
источники экономического роста, концентрируются и распределяются ресурсы.
Именно рынки ценных бумаг и ссудных капиталов обеспечивают перераспределение
трудовых, материальных ресурсов между различными отраслями экономики,
способствуют структурной перестройке общественного производства.
В зависимости от назначения и
ликвидности финансовых активов, обращающихся на денежном рынке, можно выделить
два основных его сегмента: рынок денег и рынок капиталов. На первом из них
продаются и покупаются денежные средства в виде краткосрочных ссуд и финансовых
активов (долговые обязательства до 1 года), на втором - денежные средства в
виде средне-и долгосрочных кредитов и финансовых активов сроком более года.
Рынок денег (монетарный рынок)- сеть
специальных институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения на
деньги как специфический товар.
Следует подчеркнуть, что деньги не
«продаются» и не «покупаются» в том смысле, как продаются и покупаются обычные
товары по соответствующим ценам. Эти понятия здесь имеют иной смысл - деньги
обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, которая
измеряется через норму ссудного процента. Поэтому рынок денег является
составной, соответствующим сегментом финансового рынка, где осуществляются
краткосрочные депозитно-ссудные операции (на срок до 1 года).[25,С.115]
Объектом купли-продажи на рынке есть
временно свободные денежные средства. Экономические агенты покупают деньги как
капитал, то есть берут в долг с выплатой процента. Итак, ценой «товара»,
который продается и покупается на рынке, является ссудный процент.
Рынок денег состоит из двух секторов:
1)
межбанковский
рынок;
2)
открытый рынок;
Межбанковский рынок стихийно
возникает в каждой стране для того, чтобы обеспечить осуществление банковских
операций и предоставления кредитов для выравнивания межбанковского платежного
оборота. Межбанковский рынок обслуживает сделки по поводу краткосрочных
(необеспеченных) кредитов, с помощью которых коммерческие банки могут
балансировать текущую ликвидность. Кроме этого, операции на межбанковском рынке
позволяют банкам получать дополнительные прибыли, управлять процентами и
банковскими рисками.
Открытый рынок. На открытом рынке
происходит покупка и продажа ценных бумаг (краткосрочных обязательств
государства) центральным банком.[22,С.602]
Центральный банк может продать часть своего
портфеля ценных бумаг непосредственно коммерческим банкам или посредникам
рынка, а через них - населению и фирмам. В обоих случаях у коммерческих банков
уменьшатся их свободные резервы и их кредитный потенциал. И наоборот, если
центральный банк будет покупать ценные бумаги у коммерческих банков, фирм и
населения, то в коммерческих банках соответственно возрастет размер свободных
резервов и их кредитный потенциал. Операции с ценными бумагами на открытом
рынке считаются самым гибким инструментом денежно-кредитной политики
центрального банка.
У денежного рынка нет определенной
локализации, его участниками (субъектами) являются банки, государство,
специальные финансово-кредитные институты и другие посреднические организации,
которые продают и покупают, как правило, краткосрочные долговые обязательства.
Инструментами рынка денег служат: коммерческие векселя, облигации, боны,
депозитные сертификаты, банковские акцепты и т.д.
Бесспорно, главные участники -
коммерческие банки, которые постоянно или переменно могут выступать продавцами,
покупателями или посредниками. На денежном рынке между банками ведется
оперативная, оживленная торговля, где отдельные банки испытывают временную
потребность в денежных средствах, а другие имеют временный избыток ликвидных
средств и пытаются их прибыльно разместить.
Коммерческие банки мобилизируют
временно свободные денежные средства клиентов (депозиты), доля привлеченных
средств составляет фонд обязательных резервов, которые коммерческие банки
обязаны хранить в центральном банке в определенных пропорциях к стоимости своих
обязательств (пассивов). Остальные средства может быть использована для
осуществления операций на межбанковском и открытом рынках.[12,С.105]
Государство также выходит на денежный
рынок в качестве заемщика, размещая и реализуя государственные ценные бумаги.
Эти функции государство возлагает на своего агента - центральный банк.
По своим признакам такие ценные
бумаги характеризуются высокой номинальной стоимостью, эмиссией в форме торгов
(аукционов) с обязательной записью на отдельный счет в центральном банке.
Для обеспечения ликвидности ценных
бумаг и капитализации государственного долга вводится механизм использования
государственного имущества, т.е. основных фондов, земли, рудников, золота,
валюты и т.д.
Центральный банк на рынке денег почти
всегда выступает в роли заимодавца. Его задача - предоставлять коммерческим
банкам займы, чтобы последние, в свою очередь, могли занимать деньги другим
экономическим агентам. Национальный банк кредитует коммерческие банки через выкуп
ценных бумаг, кредитные аукционы и дисконтные операции с векселями.
Кроме традиционных участников, на
рынке денег функционируют посреднические организации. Это внебиржевые маклеры,
которые возводят кредиторов и заемщиков и получают за это комиссионные, которые
им выплачивают заемщики; дилинговые конторы, учетные дома, имеющие статус
банков и осуществляют денежные операции, занимая в одних участников рынка,
чтобы дать в долг другим, они получают доход в виде разницы процентных ставок.[25,С.118]
Таким образом в Украине создаётся
сеть региональных дилинговых центров для осуществления операций с
государственными ценными бумагами, кредитными ресурсами как на внутреннем. Так
и на внешнем рынках. Появляются новые участники рынка, такие как: финансовые и
страховые компании, пенсионные фонды.
Из всего вышесказанного можно сделать
вывод, что главной функцией денежного рынка является сбалансирование спроса и
предложения денег, а также формирование рыночного уровня процента как цены
денег. Поэтому особое значение приобретает познание механизмов формирования
спроса и предложения денег.
Раздел 2. Механизм государственного
регулирования денежного оборота в Украине
2.1 Понятие денежной системы и её
становление в Украине
Под денежной системой принято
понимать форму организации денежного обращения, закрепленную в законодательном
порядке и предусматривающую приведение различных элементов денежного обращения
страны к определенному единству. Иными словами, денежная система – это
регулируемая общегосударственными законами организация денежного обращения
страны.
Каждое государство формирует свою
денежную систему, определяя ее элементы соответствующими нормами [1,С.2]:
·
дает наименование
денежной единицы;
·
определяет виды
государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу и порядок их
выпуска в обращение;
·
устанавливает
курсовое отношение валюты страны к иностранным валютам;
·
регулирует
условия денежного оборота в стране, т.е. устанавливает, какие платежи должны
совершаться в порядке безналичных расчетов, а какие – с помощью наличных денег;
·
устанавливает
порядок и методы планирования денежного обращения и государственного контроля
за денежным оборотом.
Исторически формирование денежной
системы как таковой началось в докапиталистических формациях, хотя отдельные ее
элементы появились значительно раньше. Окончательно структура денежной системы
сложилась в ХVI-ХVII веках с возникновением и утверждением капиталистического
способа производства.
В зависимости от того, в какой форме
обращаются деньги как товар (в форме всеобщего эквивалента или как знаки
стоимости) различают следующие типы денежных систем:
·
биметаллизм;
·
монометаллизм;
·
обращение
кредитных и бумажных денег.
При биметаллизме роль всеобщего
эквивалента законодательно закреплялась за двумя металлами: золотом и серебром.
Параллельное существование двух систем пропорцией для определения стоимости
товаров противоречило природе денег и обусловило на определенном этапе переход
к монометаллизму, который представляет собой денежную систему, при которой один
металл служит всеобщим эквивалентом. При этом имел место как золотой, так и
серебряный монометаллизм. Наибольший расцвет золотого монометаллизма приходится
на конец ХІХ – начало ХХ века. С тридцатых годов прошлого столетия
господствующей становится система неразменных на золото кредитных денег, так
называемая бумажно-денежная система – система обращения номинальных знаков
стоимости.[18,С.3]
Действующая в настоящее время в
Украине денежная система начала складываться в 1992 г. Провозгласив свою
независимость, Украина была вынуждена отказаться от хождения на своей
территории советских денежных знаков – рублей и копеек. Это объяснялось
зависимостью, в которую попадала страна, ведь рубли печатали два двора в России
– Москве и Ленинграде.
Первая попытка строительства
самостоятельной денежной системы была предпринята в январе 1992 г., когда в
обращение были введены купоны многоразового использования. А в ноябре того же
года в безналичное обращение введен украинский карбованец. При расчетах 1
наличный купон приравнивался 1 карбованцу в безналичных расчетах. Таким
образом, Украина вышла из рублевой зоны. Следует отметить, что использование
купоно-карбованцев характеризовало лишь временную меру, переходный этап к
созданию национальной денежной системы. Работа по созданию полноценной
украинской денежной единицы началось еще в 1992 г., когда украинское
правительство приняло решение о выпуске собственной денежной единицы – гривни.
Первые гривни для Украины отпечатала в 1992 г. известная канадская компания
«Canadian Bank Note Company», один из лидеров в этой области. Данная фирма
выполнила 2 заказа Нацбанка Украины, первый из которых включал изготовление 1,5
млрд. купюр мелкого достоинства. Далее Украина отказывается от услуг канадцев и
с мая 1993 г. начинает длительное сотрудничество с не менее известной в мире
английской фирмой «Тhomas de la Rue». Однако, выпуск денег за рубежом – дело
очень дорогостоящее. Поэтому в стране ведется строительство производственных
мощностей для изготовления денег. В марте 1994 г. вступила в действие своя
украинская Банкнотная фабрика, 68-е предприятие в мире по производству бумажных
денег, оснащенное самым современным и высокотехнологичным оборудованием,
произведенным в западной Европе. С октября 1994 г. на базе этой фабрики создан
Банкнотно-Монетный двор НБУ, который обеспечивает изготовление всех видов
денежных знаков: банкнот и монет. Данное предприятие способно изготавливать не
только национальную валюту, но и денежные знаки для других стран [17,С.135].
Однако введена в оборот гривна была
лишь в 1996 г. (со 2 по 16 сентября) на основании Указа Президента Украины «О
денежной реформе в Украине». Законодательно было принято наименование
национальной валюты – гривня, установлены виды денежных знаков в разных
купюрах, обязательных к приему во все платежи внутри страны. Таким образом, в
результате денежной реформы 1996 г. в стране начала функционировать полноценная
национальная денежная система.[21,С.30]
Тем не мене можно сделать вывод, что
Украина прошла долгий и нелёгкий путь, прежде чем стала независимым единым государством
имеющим на данный момент свою национальную валюту – гривну.
Название национальной валюты, выбрана
не случайно. Во времена Киевской Руси наши предки создали первую собственную
денежную систему, в которой денежной единицей была гривна, отлитая из серебра
или золота. Поэтому наша современница знатного рода одна из старейших на
планете денежных единиц.
2.2 Обзор денежного рынка Украины и
тенденции его развития
Стремление Украины стать полноправным
членом Европейского Союза (ЕС) в настоящее время сталкивается с рядом
"критериев конвергенции", установленных ЕС для своих членов и которым
должна соответствовать и каждая страна-кандидат, желающая стать полноправным
членом ЕС. Из того, что основной стратегической целью монетарной политики ЕС
является поддержание стабильности цен в странах, вошедших в ЕС, следует, что
очень важной частью его монетарной политики является стратегия поведения
стран-кандидатов в члены.[21,С.36]
Соответственно ЕС, в лице созданного
в его рамках Европейского Центрального Банка (ЕЦБ), опирается на анализ
динамики денежной массы, ее покупательной способности, динамики ВВП и широкого
круга других экономических, социальных и финансовых показателей, на основе
которых Совет ЕЦБ принимает решения, направленные на поддержание стабильности
денег и цен в рамках зоны евро. При этом ЕЦБ осуществляет постоянный мониторинг
процесса присоединения стран к ЕС (при достижении ими соответствия
"критериям конвергенции" или основных показателей экономического
развития страны). Среди таких показателей на первом месте стоит достижение
высокого уровня стабильности цен в стране, определяемое таким уровнем инфляции
в ней (за последний год), который не должен превышать 1,5 пункта среднего
уровня инфляции не менее чем в трех странах ЕС, в которых отмечается наибольшая
стабильность цен. Другим, не менее важным критерием, по которому определяется
возможность присоединения страны к ЕС, является величина дефицита
государственного бюджета, которая не должна превышать 3 % ВВП (при соотношении
государственного долга к ВВП не более чем 60 %). Наконец, одним из критериев,
учитываемых при присоединении страны к ЕС, является механизм установления
валютных курсов, соответствующий механизму ЕС. В частности предполагается, что
в течении как минимум двух лет валютный курс национальной денег страны остается
стабильным и, соответственно, страна не имеет права по своей инициативе
девальвировать национальную валюту по отношению к валюте любой страны члену ЕС.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|