рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Государственное регулирование денежного оборота и его особенности в Украине

2)  уровня цен товаров и тарифов;

3)  скорости обращения денег;

Количество денег в обращении прежде всего зависит от количества обращающихся товаров. Чем больше количество обращающихся в стране товаров, тем больше, при прочих равных условиях, требуется денег для обслуживания товарооборота.

Повышение цен при неизменном физическом объёме товарооборота (количество проданных товаров в натуральных единицах- тоннах, метрах и др. потребует большего количества денег для его обслуживания.

Оба этих фактора – количество проданных товаров и уровень товарных цен – можно объединить под одним названием «сумма товарных цен». Сумма товарных цен представляет собой сумму произведений количества каждого товара на его цену.[9,С.43]

Скорость обращения денег – третий фактор, определяющий количество денег в обращении, - измеряется числом оборотов денежной единицы за определённый период (например, год).

Таким образом, количество денег, необходимых для обращения, изменяется прямо пропорционально количеству обращающихся товаров и уровню цен и обратно пропорционально скорости обращения денег.

          Количество денег            Сумма товарных цен

необходимых для =           ___________________

обращения                Скорость обращения денег

Все факторы, определяющие количество денег в обращении зависят в конечном счёте от условий производства:

1)  чем более развито общественное разделение труда, тем большее количество продаваемых на рынке товаров;

2)  чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость и цены товаров.[5,С.26]

Центральные банки большинства стран придерживаются концепции, согласно которой среднегодовой прирост денежной массы может составлять 4-5%. При этом учитывается среднегодовое увеличение реального ВВП (примерно на 3%) и незначительное снижение скорости обращения денег.

Итак, осуществляя монетарную политику, НБУ устанавливает целевые ориентиры относительно регулирования денежной массы, которая определяется Национальным банком. Сегодня поиск новых конкретных механизмов регулирования денежной массы в обращении является чрезвычайно актуальным для Украины. Старые монетарные инструменты (кассовый и кредитный план) не пригодны в условиях рыночной экономики. Система управления совокупным денежным оборотом должна отвечать международным стандартам и требованиям, содействовать стабилизации национальной денежной единицы - украинской гривны.

1.3 Понятие и структура денежного рынка страны

Как известно, рынок в простейшем понятии – это система экономических отношений со связями купли-продажи товаров и услуг. Он есть совокупностью товарного и денежного оборота.

Современный рынок-понятие более глубокое, и многофункциональное, комплексное и представляет собой систему рынков, среди которых главная роль принадлежит денежному (финансовому) рынку.

Денежный рынок- это совокупность всех денежных ресурсов страны, которые постоянно перемещаются (распределяются и перераспределяются) под влиянием спроса и предложения со стороны разных субъектов экономики.

Денежный рынок состоит из множества потоков, по которым денежные средства перемещаются от владельцев сбережений к заёмщикам и инвесторам.

Итак, если у домашних хозяйств существуют излишки денежных средств (сбережения), а фирмам наоборот, крайне необходимы денежные средства для инвестиций, то необходим механизм их передачи. Именно такой механизм образуется благодаря функционированию финансовых рынков.[25,С.107]

Каналы финансового рынка, о которым денежные средства переходят от владельцев сбережения к заёмщикам, делятся на две основные группы.

1)  каналы прямого финансирования;

2)  каналы непрямого финансирования;

Каналы прямого финансирования – это каналы, по которым денежные средства двигаются непосредственно от собственников к заёмщикам.

Прямое финансирование может происходить двумя способами:

а) Передачей средств заёмщику (фирме) для осуществления инвестиций в обмен на право участия в собственности на эту фирму (капитальное финансирование).

Примером такого финансирования является продажа фирмами акций.(см.рис 3.1)


Рис.3.1. Капитальное финансирование

б) Передачей средств фирме для осуществления инвестиций в обмен на обязательство вернуть эти средства в будущем с процентом (финансирование через получение займов). Примером такого финансирования является продажа облигаций(см.рис. 3.2)




Каналы непрямого финансирования - это каналы. По которым денежные средства двигаются от собственников сбережения к заёмщикам через финансовых посредников.

Финансовые посредники – это финансовые учреждения, которые аккумулируют денежные средства населения (а также временно свободные средства предприятий, фирм, образующихся в них в процессе хозяйствования) и предоставляют их во временное пользование фирмам на коммерческой основе.

К финансовым посредникам относятся всевозможные кредитно-финансовые учреждения (банки, инвестиционные, страховые компании, пенсионные фонды и другие.)[25,C.112]

Структура денежного рынка. Денежный рынок имеет сложный механизм функционирования. На нём применяются различные инструменты и методы управления денежными потоками.

По видам инструментов денежный рынок состоим из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга, но отдельно функционирующих рынков:

1)  рынок ссудных капиталов;

2)  рынок ценных бумаг;

Рынок ссудных капиталов охватывает отношения, которые возникают по поводу аккумуляции кредитными учреждениями денежных средств физических и юридических лиц и их предоставление в виде займов на условиях возвратности, срочности и платности. Итак, объектом операции является не сами деньги, а лишь право на временное пользование денежными средствами .

Рынок ценных бумаг - охватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, которые оформляются специальными документами (ценными бумагами), которые могут продаваться, покупаться, погашаться.

Следовательно, денежный рынок с присущей ему системой финансовых институтов (банки, фондовые биржи) - это та среда, в которой реализуются отношения собственности, формируются финансовые источники экономического роста, концентрируются и распределяются ресурсы. Именно рынки ценных бумаг и ссудных капиталов обеспечивают перераспределение трудовых, материальных ресурсов между различными отраслями экономики, способствуют структурной перестройке общественного производства.

В зависимости от назначения и ликвидности финансовых активов, обращающихся на денежном рынке, можно выделить два основных его сегмента: рынок денег и рынок капиталов. На первом из них продаются и покупаются денежные средства в виде краткосрочных ссуд и финансовых активов (долговые обязательства до 1 года), на втором - денежные средства в виде средне-и долгосрочных кредитов и финансовых активов сроком более года.

Рынок денег (монетарный рынок)- сеть специальных институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения на деньги как специфический товар.

Следует подчеркнуть, что деньги не «продаются» и не «покупаются» в том смысле, как продаются и покупаются обычные товары по соответствующим ценам. Эти понятия здесь имеют иной смысл - деньги обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, которая измеряется через норму ссудного процента. Поэтому рынок денег является составной, соответствующим сегментом финансового рынка, где осуществляются краткосрочные депозитно-ссудные операции (на срок до 1 года).[25,С.115]

Объектом купли-продажи на рынке есть временно свободные денежные средства. Экономические агенты покупают деньги как капитал, то есть берут в долг с выплатой процента. Итак, ценой «товара», который продается и покупается на рынке, является ссудный процент.

Рынок денег состоит из двух секторов:

1)  межбанковский рынок;

2)  открытый рынок;

Межбанковский рынок стихийно возникает в каждой стране для того, чтобы обеспечить осуществление банковских операций и предоставления кредитов для выравнивания межбанковского платежного оборота. Межбанковский рынок обслуживает сделки по поводу краткосрочных (необеспеченных) кредитов, с помощью которых коммерческие банки могут балансировать текущую ликвидность. Кроме этого, операции на межбанковском рынке позволяют банкам получать дополнительные прибыли, управлять процентами и банковскими рисками.

Открытый рынок. На открытом рынке происходит покупка и продажа ценных бумаг (краткосрочных обязательств государства) центральным банком.[22,С.602]

Центральный банк может продать часть своего портфеля ценных бумаг непосредственно коммерческим банкам или посредникам рынка, а через них - населению и фирмам. В обоих случаях у коммерческих банков уменьшатся их свободные резервы и их кредитный потенциал. И наоборот, если центральный банк будет покупать ценные бумаги у коммерческих банков, фирм и населения, то в коммерческих банках соответственно возрастет размер свободных резервов и их кредитный потенциал. Операции с ценными бумагами на открытом рынке считаются самым гибким инструментом денежно-кредитной политики центрального банка.

У денежного рынка нет определенной локализации, его участниками (субъектами) являются банки, государство, специальные финансово-кредитные институты и другие посреднические организации, которые продают и покупают, как правило, краткосрочные долговые обязательства. Инструментами рынка денег служат: коммерческие векселя, облигации, боны, депозитные сертификаты, банковские акцепты и т.д.

Бесспорно, главные участники - коммерческие банки, которые постоянно или переменно могут выступать продавцами, покупателями или посредниками. На денежном рынке между банками ведется оперативная, оживленная торговля, где отдельные банки испытывают временную потребность в денежных средствах, а другие имеют временный избыток ликвидных средств и пытаются их прибыльно разместить.

Коммерческие банки мобилизируют временно свободные денежные средства клиентов (депозиты), доля привлеченных средств составляет фонд обязательных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке в определенных пропорциях к стоимости своих обязательств (пассивов). Остальные средства может быть использована для осуществления операций на межбанковском и открытом рынках.[12,С.105]

Государство также выходит на денежный рынок в качестве заемщика, размещая и реализуя государственные ценные бумаги. Эти функции государство возлагает на своего агента - центральный банк.

По своим признакам такие ценные бумаги характеризуются высокой номинальной стоимостью, эмиссией в форме торгов (аукционов) с обязательной записью на отдельный счет в центральном банке.

Для обеспечения ликвидности ценных бумаг и капитализации государственного долга вводится механизм использования государственного имущества, т.е. основных фондов, земли, рудников, золота, валюты и т.д.

Центральный банк на рынке денег почти всегда выступает в роли заимодавца. Его задача - предоставлять коммерческим банкам займы, чтобы последние, в свою очередь, могли занимать деньги другим экономическим агентам. Национальный банк кредитует коммерческие банки через выкуп ценных бумаг, кредитные аукционы и дисконтные операции с векселями.

Кроме традиционных участников, на рынке денег функционируют посреднические организации. Это внебиржевые маклеры, которые возводят кредиторов и заемщиков и получают за это комиссионные, которые им выплачивают заемщики; дилинговые конторы, учетные дома, имеющие статус банков и осуществляют денежные операции, занимая в одних участников рынка, чтобы дать в долг другим, они получают доход в виде разницы процентных ставок.[25,С.118]

Таким образом в Украине создаётся сеть региональных дилинговых центров для осуществления операций с государственными ценными бумагами, кредитными ресурсами как на внутреннем. Так и на внешнем рынках. Появляются новые участники рынка, такие как: финансовые и страховые компании, пенсионные фонды.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что главной функцией денежного рынка является сбалансирование спроса и предложения денег, а также формирование рыночного уровня процента как цены денег. Поэтому особое значение приобретает познание механизмов формирования спроса и предложения денег.


Раздел 2. Механизм государственного регулирования денежного оборота в Украине

2.1 Понятие денежной системы и её становление в Украине

Под денежной системой принято понимать форму организации денежного обращения, закрепленную в законодательном порядке и предусматривающую приведение различных элементов денежного обращения страны к определенному единству. Иными словами, денежная система – это регулируемая общегосударственными законами организация денежного обращения страны.

Каждое государство формирует свою денежную систему, определяя ее элементы соответствующими нормами [1,С.2]:

·  дает наименование денежной единицы;

·  определяет виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу и порядок их выпуска в обращение;

·  устанавливает курсовое отношение валюты страны к иностранным валютам;

·  регулирует условия денежного оборота в стране, т.е. устанавливает, какие платежи должны совершаться в порядке безналичных расчетов, а какие – с помощью наличных денег;

·  устанавливает порядок и методы планирования денежного обращения и государственного контроля за денежным оборотом.

Исторически формирование денежной системы как таковой началось в докапиталистических формациях, хотя отдельные ее элементы появились значительно раньше. Окончательно структура денежной системы сложилась в ХVI-ХVII веках с возникновением и утверждением капиталистического способа производства.

В зависимости от того, в какой форме обращаются деньги как товар (в форме всеобщего эквивалента или как знаки стоимости) различают следующие типы денежных систем:

·  биметаллизм;

·  монометаллизм;

·  обращение кредитных и бумажных денег.

При биметаллизме роль всеобщего эквивалента законодательно закреплялась за двумя металлами: золотом и серебром. Параллельное существование двух систем пропорцией для определения стоимости товаров противоречило природе денег и обусловило на определенном этапе переход к монометаллизму, который представляет собой денежную систему, при которой один металл служит всеобщим эквивалентом. При этом имел место как золотой, так и серебряный монометаллизм. Наибольший расцвет золотого монометаллизма приходится на конец ХІХ – начало ХХ века. С тридцатых годов прошлого столетия господствующей становится система неразменных на золото кредитных денег, так называемая бумажно-денежная система – система обращения номинальных знаков стоимости.[18,С.3]

Действующая в настоящее время в Украине денежная система начала складываться в 1992 г. Провозгласив свою независимость, Украина была вынуждена отказаться от хождения на своей территории советских денежных знаков – рублей и копеек. Это объяснялось зависимостью, в которую попадала страна, ведь рубли печатали два двора в России – Москве и Ленинграде.

Первая попытка строительства самостоятельной денежной системы была предпринята в январе 1992 г., когда в обращение были введены купоны многоразового использования. А в ноябре того же года в безналичное обращение введен украинский карбованец. При расчетах 1 наличный купон приравнивался 1 карбованцу в безналичных расчетах. Таким образом, Украина вышла из рублевой зоны. Следует отметить, что использование купоно-карбованцев характеризовало лишь временную меру, переходный этап к созданию национальной денежной системы. Работа по созданию полноценной украинской денежной единицы началось еще в 1992 г., когда украинское правительство приняло решение о выпуске собственной денежной единицы – гривни. Первые гривни для Украины отпечатала в 1992 г. известная канадская компания «Canadian Bank Note Company», один из лидеров в этой области. Данная фирма выполнила 2 заказа Нацбанка Украины, первый из которых включал изготовление 1,5 млрд. купюр мелкого достоинства. Далее Украина отказывается от услуг канадцев и с мая 1993 г. начинает длительное сотрудничество с не менее известной в мире английской фирмой «Тhomas de la Rue». Однако, выпуск денег за рубежом – дело очень дорогостоящее. Поэтому в стране ведется строительство производственных мощностей для изготовления денег. В марте 1994 г. вступила в действие своя украинская Банкнотная фабрика, 68-е предприятие в мире по производству бумажных денег, оснащенное самым современным и высокотехнологичным оборудованием, произведенным в западной Европе. С октября 1994 г. на базе этой фабрики создан Банкнотно-Монетный двор НБУ, который обеспечивает изготовление всех видов денежных знаков: банкнот и монет. Данное предприятие способно изготавливать не только национальную валюту, но и денежные знаки для других стран [17,С.135].

Однако введена в оборот гривна была лишь в 1996 г. (со 2 по 16 сентября) на основании Указа Президента Украины «О денежной реформе в Украине». Законодательно было принято наименование национальной валюты – гривня, установлены виды денежных знаков в разных купюрах, обязательных к приему во все платежи внутри страны. Таким образом, в результате денежной реформы 1996 г. в стране начала функционировать полноценная национальная денежная система.[21,С.30]

Тем не мене можно сделать вывод, что Украина прошла долгий и нелёгкий путь, прежде чем стала независимым единым государством имеющим на данный момент свою национальную валюту – гривну.

Название национальной валюты, выбрана не случайно. Во времена Киевской Руси наши предки создали первую собственную денежную систему, в которой денежной единицей была гривна, отлитая из серебра или золота. Поэтому наша современница знатного рода одна из старейших на планете денежных единиц.

2.2 Обзор денежного рынка Украины и тенденции его развития

Стремление Украины стать полноправным членом Европейского Союза (ЕС) в настоящее время сталкивается с рядом "критериев конвергенции", установленных ЕС для своих членов и которым должна соответствовать и каждая страна-кандидат, желающая стать полноправным членом ЕС. Из того, что основной стратегической целью монетарной политики ЕС является поддержание стабильности цен в странах, вошедших в ЕС, следует, что очень важной частью его монетарной политики является стратегия поведения стран-кандидатов в члены.[21,С.36]

Соответственно ЕС, в лице созданного в его рамках Европейского Центрального Банка (ЕЦБ), опирается на анализ динамики денежной массы, ее покупательной способности, динамики ВВП и широкого круга других экономических, социальных и финансовых показателей, на основе которых Совет ЕЦБ принимает решения, направленные на поддержание стабильности денег и цен в рамках зоны евро. При этом ЕЦБ осуществляет постоянный мониторинг процесса присоединения стран к ЕС (при достижении ими соответствия "критериям конвергенции" или основных показателей экономического развития страны). Среди таких показателей на первом месте стоит достижение высокого уровня стабильности цен в стране, определяемое таким уровнем инфляции в ней (за последний год), который не должен превышать 1,5 пункта среднего уровня инфляции не менее чем в трех странах ЕС, в которых отмечается наибольшая стабильность цен. Другим, не менее важным критерием, по которому определяется возможность присоединения страны к ЕС, является величина дефицита государственного бюджета, которая не должна превышать 3 % ВВП (при соотношении государственного долга к ВВП не более чем 60 %). Наконец, одним из критериев, учитываемых при присоединении страны к ЕС, является механизм установления валютных курсов, соответствующий механизму ЕС. В частности предполагается, что в течении как минимум двух лет валютный курс национальной денег страны остается стабильным и, соответственно, страна не имеет права по своей инициативе девальвировать национальную валюту по отношению к валюте любой страны члену ЕС.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.