Курсовая работа: Государственное регулирование денежного оборота и его особенности в Украине
Следует отметить, что пока в Украине
абсолютные значения реального объема ВВП не публикуются. Это означает, что дать
оценку уровня дефицита государственного бюджета и государственного долга в
процентах к реальному ВВП не представляется возможным. Что же касается объема
номинального ВВП, то он растет вместе с ростом цен в стране, а не с ростом
реального объема производства. Соответственно, он не может быть базой для
определения такого оценочного показателя, принимаемого во внимание ЕЦБ при
рассмотрении вопроса о вступлении страны в члены ЕС, как относительный уровень
дефицита государственного бюджета (не более 3% к ВВП при уровне государственного
долга, не превышающего 60% ВВП).
Динамика реального и номинального
ВВП, денежной массы и уровня индекса потребительских цен (ИПЦ) в Украине представлена
в приложении № 3.[23,С.3]
Как видно из данных таблицы, наличная
денежная масса Украины за все годы ее существования безудержно растет с 0,0017
млн. % в 1992 году до 37 млн., % к началу 2008 года (в процентах к
1991 году) при одновременном снижении реального объема производства. Понятно,
что при таком соотношении динамики денежной массы и реального объема
производства, резко возросла инфляция и, соответственно, произошло резкое
обесценение национальных денег Украины, достигшее к началу 2008 года, в
сравнении с 1991 годом, 14,8 млн. %.
Что же касается уровня ИПЦ
относительно предыдущего года, то в 2007 году он достиг 116,6 % и в 2008 году
имеет тенденции к росту, что никоим образом не соответствует требованиям
монетарной политики ЕС.
Уместно отметить, что безудержное
наращивание наличной денежной массы (без учета динамики реального ВВП) при
наличии дефицита государственного бюджета и внешнего долга, величина которого к
1.07.2008 года приблизилась к 100 млрд. долларов США, позволяет сделать вывод о
наличии неприкрытой заинтересованности эмитента (НБУ) в наращивании объемов
эмиссии наличных гривен. Последнее обусловлено тем, что эмиссия наличных
денежных билетов позволяет эмитенту получать ежегодно немалый эмиссионный
доход, который может быть направлен и на частичное покрытие дефицита
государственного бюджета, и на частичное покрытие внешнего государственного
долга.[4,С.6]
Практически вся номинальная стоимость
выпущенных в обращение денежных билетов представляет собой эмиссионный доход
НБУ который, в соответствии со ст. 5 Закона Украины "Про НБУ", все
свои свободные доходы направляет на покрытие дефицита государственного бюджета,
возросшего за 2007 год с 3,6 млрд. грн. до 8,2 млрд. грн. Соответственно,
заинтересованность НБУ в наращивании объемов эмиссии наличных денег становится совершенно
очевидной. Однако наращивание объёма наличной денежной массы, приведшее к
безудержному росту цен – инфляции, соответственно привело к снижению
покупательной способности гривны (табл. 2.1).[4,С.8]
Таблица 2.1 Динамика покупательной
способности гривны за период 1997-2008 гг.
Показатели
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Розничный товарооборот (млрд. грн.)
17,3
18,9
19,3
22,2
28,8
34,4
39,7
50,0
67,6
94,3
130,0
175,1
Налично-денежная масса
(млрд. грн.)
4,0
6,1
7,2
9,6
12,8
29,5
26,4
33,1
42,3
60,2
75,0
111,1
Покупательная способность гривны
4,32
3,1
2,7
2,3
2,25
1,17
1,5
1,51
1,6
1,57
1,73
1,57
Как видно из данных табл. 2.1,
покупательная способность гривны с момента ее ввода в обращение снизилась почти
втрое, в чем проявляется безудержное наращивание наличной денежной массы (без
учета динамики объема реального производства) и, соответственно, безудержный
рост цен (рост инфляции). Вместе с тем, как отмечает первый заместитель
Председателя НБУ А, Шаповалов, каждый дополнительный процент инфляции в совокупности «съедает» больше миллиарда
гривен в реальных доходах населения. При таких условиях становится очевидным,
что безудержный рост инфляции в Украине существенно снижает не только
покупательную способность ее национальной валюты – гривны, но и покупательский
спрос ее населения, который сегодня и так недопустимо низкий (табл. 2.2). [3,
С.12]
Таблица 2.2 Соотношение стоимости
минимального и реального прожиточного минимума с минимальной и средней
номинальной заработной платой в Украине в 2001-2008 гг.
Показатели
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Установленный законом прожиточный минимум
(грн. / месяц)
270,1
311,3
342,0
342,0
362,2
423,0
472,0
510,0
Реальный (средний по Украине) прожиточный минимум (грн. / месяц)
500
550
700
750
950
1100
1370
1500
Показатели
2000
2001
2003
2003
2004
2005
2006
2007
Минимальная заработная плата (грн. / месяц)
118,0
118,0
165,0
205,0
237,0
310,0
400,0
460,0
То же в % к установленному законом прожиточному минимуму
43,7
37,9
48,2
59,9
65,5
73,3
84,7
90,2
Средняя номинальная зарплата (грн. / месяц)
230
311
376
462
590
806
1041
1351
Как видно из данных табл. 2.2, размер
минимальной заработной платы (не говоря уже о пенсиях) в Украине во всех годах
исследуемого периода был ниже официально установленного правительством
прожиточного минимума. При этом, если в 2001-2003 гг., минимальная заработная
плата не обеспечивала и 50 % прожиточного минимума, то в 2008 г., она
обеспечивает более 50% прожиточного минимума и имеет тенденцию к росту,
обеспечивая в 2008 году уже 90,2 % минимального прожиточного минимума. Что
касается прожиточного минимума в 2008 году установленного на уровне 605 грн. в
месяц, то с 1.07.2008 года он увеличен правительством страны всего на 2 гривны
(в сравнении с прожиточным минимумом с начала 2008 года). Здесь необходимо
отметить, что данный прожиточный минимум, установленный правительством Украины,
не соответствует медицинским нормам существования человека, лишь поддерживая
жизнь последнего.