Курсовая работа: Государственный долг Российской Федерации. Внутренний и внешний долг РФ
4.2
Российский долг
Формирование
современной структуры государственного долга
Государственный долг
формируется как результат внутренней и внешней долговой политики.
Объем внешнего долга СССР в конце 1990г. при обсуждении проекта
бюджета на 1991г. был представлен величиной, которую надо увеличить до 39 млрд.
руб. по официальному курсу Госбанка СССР – 71 млрд. долл. (1 долл. равнялся 55
коп.). Углубление кризиса потребовало новых
заимствований. Для них была создана институциональная основа - в 1992г. Россия
вступила в МВФ и могла обслуживаться Всемирным банком
(МБРР), а также Европейским банком реконструкции и развития (вместо СССР).
После 1992г. полученные Россией кредиты состоят из
кредитов международных финансовых институтов, правительств
иностранных государств и частных кредиторов [18;35].
Заимствования Всемирного банка включают: компенсирующие снижение доходов бюджета реабилитационные займы (14,7% общей суммы); займы: на
структурную перестройку (23,3%), для развития нефтяной промышленности, энергетики и строительства
(19,6%), транспорта и
связи, ЖКХ (21,0%); займы
для развития рыночной инфраструктуры (5,0%), здравоохранения (5,0%), образования (3,8%), сельского
хозяйства (3,6%), на нужды госуправления (2,0%), охраны окружающей среды (1,3%), социальной политики
(0,7%). Около половины портфеля займов приходится на связанные кредиты. В общей сложности на 1 января
1999г. России было предоставлено по этой линии 37 займов на общую сумму более 9 млрд. долл. (табл.
3)
Таблица3 Кредиты
МВФ России
Условия
Сумма,
Выборка
получения
млрд. долл.
квоты в %
Удержание дефицита госбюджета в
определенных рамках и контроль за
Те же, а также либерализация внешнеэкономической деятельности,
включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта.................................................................
1,5
25
1994г.
Те же, а также ликвидация внешнеэкономических льгот, либерализация
нефтяного экспорта и отмена до 01. 01. 1996г. всех экспортных пошлин,
а также ежемесячный мониторинг выполнения Россией своих
обязательств...
6,0
100
1995г.
Те же, а также отмена
экспортных пошлин на нефть и газ (с одновременным
повышением акцизов), количественных ограничений на
импорт алкоголя, льгот по уплате импортных пошлин на материалы
(обеспечивающие деятельность СМИ), обязательной таможенной экспертизы
экспортируемых товаров, а также ежеквартальные проверки
показателей денежно-кредитной и налогово-бюджетной
программы.......................................
9,2
1996-1998 гг.
Параллельно и последовательно
получаемые кредиты МБРР и ЕБРР были представлены соглашениями,
связанными с рыночной трансформацией экономики и социальной
сферы - с оплатой дорогих консультационных услуг. Все они отражают рыночные
институциональные преобразования. Производственная
или социальная направленность их была слабой. К производственным относится,
например, соглашение о займе между Российской Федерацией и МБРР (первый
нефтяной восстановительный заем) на 300 млн. долл. и соглашение (проект
по закупке медицинского оборудования) на сумму 270 млн. долл. Развал
угольной отрасли обошелся казне дорого - проект структурной
перестройки угольной промышленности на 500 млн. долл. а затем - на
800 млн. долл., проект по поддержке осуществления реформ в
угольной отрасли на 25 млн. долл. "Забота" внешних
кредиторов о социальном благополучии в России была отражена в
соглашении о займе между Российской Федерацией и МБРР
(заем на структурную перестройку системы социальной защиты населения)
на 800 млн. долл.
Аналогичное стремление деформировать
систему образования нашло отражение в соглашении о займе между
Российской Федерацией и МБРР (инновационный проект
развития образования) на 71 млн. долл. Весьма характерно
"трансформационное" соглашение (второй заем на структурную перестройку
экономики) на 800 млн. долл. [18;36].
Для России существенным был бы
современный перечень товаров, экспортируемых в погашение внешней
задолженности, но он ограничен ресурсной направленностью экспорта. Значение
наукоемкого экспорта для страны возрастает, но интересы
кредиторов лежат прежде всего в области сырьевых потоков. Остается
актуальнейшей проблема активизации экспорта оборудования, услуг,
интеллектуальных продуктов. Только при этом условии возможны
удержание традиционных рынков сбыта продукции, проникновение
на новые товарные рынки развивающихся и развитых стран. Тогда же реальной
становится организация совместного (со странами-кредиторами) производства
конкурентоспособных продуктов, пользующихся спросом на мировом
рынке; решение проблем занятости, рост налоговых платежей в бюджеты,
снижение долгового бремени. Придание экспорту хотя бы скромных признаков
наукоемкого позволило бы при оплате кредитов повысить деловую активность
на территории стран - импортеров, улучшить межгосударственные отношения.
Пока этот резерв используется настолько же слабо, насколько беден
набор экспортируемых товаров.
С учетом долга бывшего СССР и суверенного
долга России - внутреннего и внешнего - к началу нового века сформировался
общий долг впечатляющих размеров, снижение которого стало заметным
лишь в последние годы (табл.4).
Таблица4
Объём,
структура и динамика государственного долга РФ
1993г.
1998г.
2000г.
2004г.
Государственный долг, млрд. руб.:
155,7
3991,7
4479,7
3884,1
внутренний
17,2
757,9
557,4
842,1
внешний
140,5
3233,8
3922,3
3042,0
% ВВП:
71,3
148,7
61,3
29,9
внутренний
10,0
28,2
7,6
6,4
внешний
61,3
120,5
53,7
23,5
В нынешнем российском долге почти
половина - обязательства по ценным бумагам в иностранной валюте.
Сокращение его обусловлено существенным погашением в последние годы,
списанием части советского долга в результате обмена
обязательств перед Лондонским клубом кредиторов на новые
российские еврооблигации. Около 38% составляет задолженность членам
Парижского клуба, порядка 9% - задолженность международным финансовым
организациям, около 5% - задолженность перед Центральным банком
в иностранной валюте, около 2% - гарантии правительства.