Курсовая работа: Государственный долг Российской Федерации. Внутренний и внешний долг РФ
В текущем десятилетии
(2001-2010 гг.) Россия должна погасить 135-140 млрд. долл.
долга, что сопоставимо с нынешним объемом ее внешнего госдолга. Государство
ежегодно прибегает к новым заимствованиям. Можно было бы ставить вопрос
и о реструктуризации внешних активов России - того, что должны ей
многочисленные заемщики. Можно ставить и вопрос о реструктуризации
бывшей советской задолженности перед внешними кредиторами.
Верхний предел долга иностранных государств перед СССР на конец 2004г. законом о бюджете
утвержден на уровне 97, 2 млрд. долл. Будучи должником, Россия имеет внешние активы (как следствие выполнения функций кредитора)
примерно в сопоставимых размерах. Внешние активы могут быть использованы
для решения самых насущных социально-экономических
проблем.
Необходимо перейти к радикальному улучшению
управления госдолгом. Нужен общий полный мониторинг, включая задолженность
банков и по лизингу. (На начало 2003г. - около
218 млрд. руб. при доле ценных бумаг около 17%). Растут заимствования
муниципалитетов. (в 2003 году – 4млрд. рублей). Требуется корректировка
всей политики управления госдолгом. Опыт показал, что
использование такого "встроенного стабилизатора" не
подчинено улучшению инвестиционного обеспечения политики
активизации качественного, структурного экономического роста и замедляет решение задач
восстановления экономики. Существенной
конструктивной мерой в области госдолга
должно стать использование посильных для экономики заимствований для государственных капитальных вложений
непосредственно в производство и в соцкомплекс.[18;40].
Глава5.Анализ состояния и динамики госдолга России
5.1 Анализ динамики и
структуры внешнего долга РФ.
Размер госдолга в абсолютном выражении не дает
полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для
оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и
обслуживанию накопленного объема госдолга мировая практика выработала долговые
показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости
является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е.
размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот
показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и
отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное
производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения
способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю
доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять
не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними
кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне-
и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение
долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса".
Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга
принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение
было характерно для экономики Российской Федерации с начала 1990-х гг. и вплоть
до 2001г. За последние годы объем государственного долга, его удельный вес в
объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2002г. объем внешних
заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2005г. - 14,19% [6;64-65].
|
|
|
Динамика этого
показателя представлена на рис.1.
Вместе с тем в структуре госдолга России при некотором снижении
внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних
долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о
начале реализации стратегической концепции в области госдолга, суть которой
заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние
и внутренние. Госдолг становится все более единым, и управление финансовыми
обязательствами государства переходит к единому центру.
Показатель "государственный долг/доходы"
используется международными финансовыми организациями для оценки долговой
устойчивости суверенного заемщика, т. е. такого состояния государственного
внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его
обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального
развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации
задолженности.
Поскольку внешняя задолженность фиксируется,
погашается и обслуживается в иностранной валюте, то важным показателем
платежеспособности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт
товаров и услуг. Коэффициент "внешний долг/экспорт" является индикатором
состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный
объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у
дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед
внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя.
Страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем внешней
задолженности. К I группе - страны, у которых первый показатель выше 80% или второй
превышает 220%. Для II - колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и
132%. А третья - страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 и 132%
соответственно.[6; С.65]
Валютная составляющая госдолга для бюджетной
системы страны наиболее опасна, так как продолжающаяся девальвация национальной
валюты неизбежно ведет к удорожанию самого долга и его обслуживания. В 2000г.
удельный вес внешнего госдолга РФ в объеме ВВП и экспорта составлял
соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям Всемирного банка
соответствовали странам с высоким уровнем внешней задолженности. В 2005году
Россия перешла к странам с низким уровнем внешнего долга.
Международные финансовые организации часто
пользуются показателем "резервы/платежи по внешнему долгу",
являющимся важнейшим индикатором потенциальных проблем страны с ликвидностью -
способностью правительства и резидентов своевременно выполнять обязательства
по внешнему долгу, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ
на международные финансовые рынки. Критическим значением является уровень в
100%, отражающий равенство официальных резервов и объема срочного в течение
года внешнего долга. Меньшие значения показателя указывают на вероятность того,
что либо правительство, либо резиденты страны прекратят обслуживать или
погашать срочный в текущем (отчетном) году долг из-за нехватки доступной
иностранной валюты. Золотовалютные резервы РФ в 2005г. составили 138,9 млрд.
долл., а платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга -
17,15 млрд. долл. "Резервы/платежи по внешнему долгу" равны 2,3%, что
ниже критического уровня.[6, С.65]
Государственный внешний
долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)
складывается из:
·
задолженности
странам - участницам Парижского клуба;
·
задолженности
странам, не вошедшим в Парижский клуб;
·
задолженности по
кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;
·
задолженности
перед международными финансовыми Организациями;
·
задолженности
бывшим странам СЭВ;
·
еврооблигационных
займов;
·
ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)
·
кредитов
Центрального Банка России.
В
общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств
иностранных государств, основной объем долга составляют обязательства перед
странами-членами Парижского клуба кредиторов. К обязательствам РФ перед
Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам,
предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений
под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными
организациями. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого с
сентября 1997 года является Россия, объединяет 18 стран - крупнейших мировых
кредиторов (число членов варьируется). По состоянию на 1 января 2006 года задолженность
перед странами кредиторами - членами Парижского клуба составляет 44,4 млрд.
долл., или 42,3% от общей суммы внешнего долга РФ. Двойственное положение
России в Парижском клубе заключается в том, что она выступает здесь в качестве
должника одних и кредитора других стран.
По
состоянию на 1 января 2006 года задолженность перед странами кредиторами - не
членами Парижского клуба составило 2,9 млрд. долларов США, или 3,0% от общей
суммы внешнего долга РФ на указанную дату. Постановлением Правительства "О
порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего
СССР" Минфину РФ совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в
Правительственную комиссию по внешнему госдолгу и активам бывшего СССР
информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным
кредиторам, не представленным в Парижском клубе.
В
настоящее время заключены двусторонние межправительственные соглашения с 7
странами - не членами Парижского клуба: Кореей, Оманом, Тайландом, Турцией,
Уругваем, Египтом, Мальтой. Отсутствуют межправительственные соглашения с
Грецией, Кувейтом и ОАЭ.
Новый
долг РФ перед странами - не членами Парижского клуба кредиторов представлен
задолженностью по соглашениям Внешэкономбанка с Экспортным кредитным банком
Турции. Правительством РФ были предоставлены соответствующие платежные гарантии
Экспортному кредитному банку Турции по выплате основного долга и процентов,
начисленных на сумму задолженности по указанным кредитным соглашениям. На 1
января 2006 года объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ
составил 2,8 млрд. долл. и по сравнению с состоянием на 1 января 2000 года
сократился более чем в 5 раз [30].
Кроме
осуществления денежных расчетов и погашения внешнего госдолга товарными
поставками, при погашении внешнего долга РФ перед бывшим странам-членам СЭВ
активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием
задолженности. Такие схемы были реализованы с Чехией, Словакией и Венгрией на
сумму погашения долга 3,3 млрд. долл. При этом расходы бюджета составили лишь
1,7 млрд. долл.[30]
Задолженность
по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает в себя
обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую
задолженность. Обязательства перед Лондонским клубом погашены досрочно.
Коммерческая задолженность - наиболее сложная с точки зрения урегулирования.
Она остаётся перед десятками тысяч иностранных фирм-экспортеров большинства
развитых стран мира. Под коммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются
следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой платежа,
краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и
векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные
и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году
негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд.
долл.[31]
Коммерческая
задолженность образовалась в 1989-1991 годах в результате деятельности
организаций госсектора, выступавших на международных рынках товаров и услуг по
поручениям Правительства РФ, союзных министерств, в результате операций
организаций, получивших к тому времени право осуществления внешнеторговой
деятельности.
Общие
принципы урегулирования коммерческой задолженности были определены
постановлением Правительства РФ от 27 сентября 1994 года №1107, на основании
которого 1 октября 1994 года было распространено Заявление Правительства РФ
"О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед
иностранными кредиторами".
В коммерческую
задолженность бывшего СССР включаются:
·
контракты с
рассрочкой платежа;
·
краткосрочные или
среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;
·
тратты и векселя
с платежом по предъявлении;
·
отзывные и
безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;
·
инкассо;
·
другие
коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по
решению Правительства Российской Федерации.
Доля
государственных ценных бумаг в составе государственного внешнего долга РФ
увеличилась за период с 1 января 1995 года по 1 января 2006 года с 18,1% до
38%. Задолженность по основной сумме внешнего госдолга Российской Федерации,
оформленного в государственные ценные бумаги, составляет 41,6 млрд. долл. В
соответствии с Указом Президента РФ от 7 декабря 1992 года №1565 и на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 года №222 в
целях урегулирования внутреннего валютного долга был осуществлен выпуск
облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) [31].
Облигации
внутреннего государственного валютного займа - государственные ценные бумаги.
Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на
счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по
состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов РФ.
Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций - одна, десять и сто
тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки
погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска займа - 14 мая 1993
года. Дата дополнительного выпуска - 14 мая 1996 года. Общий объем эмиссии
ОВГВЗ составляет 12935 млн. долл.[31]
Еврооблигации
- это среднесрочные или долгосрочные ценные бумаги, эмитированные в валюте,
отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или
долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны
эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре внешнего госдолга РФ
составлял по состоянию на 1 января 2006 года 32,8% (34,4 млрд. долл.). Рынок
еврооблигаций в основном внебиржевой. Сделки заключаются с помощью телефона и
телефакса. Одной из внебиржевых торгово-информационных систем является ТRАХ,
основанная в 1989 году ISMA (Ассоциация участников международных рынков ценных
бумаг). Торговая система ТRАХ подключена в режиме реального времени к
депозитарно-клиринговым системам, и подтверждения сделок, заключенных
посредством ТRАХ, автоматически становятся основанием для депозитарных
переводов.
Депозитарно-клиринговые
операции производятся специальными европейскими организациями, взявшими на себя
расчетно-клиринговые, коммуникационные функции. Иногда требуется регистрация
ценных бумаг на Люксембургской, Лондонской или Франкфуртской биржах.[31]
Внешняя
задолженность РФ в части международных финансовых организаций включает в себя
государственные долговые обязательства перед следующими организациями:
· Международный
валютный фонд (МВФ);
· Международный
банк реконструкции и развития (МБРР);
· Европейский
банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Данные
организации относятся к специализированным учреждениям ООН. Они были созданы в
1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в
1992 году. Задолженность по кредитам МФО по состоянию на 1 января 2006 года
составила 8,9 млрд. долл., или 8,4% от общего объема внешнего госдолга РФ.
Начиная с 1998 года, в структуру государственного внешнего долга включаются
кредиты, полученные от Центрального банка РФ. [31]
Федеральным
законом от 29 декабря 1998 года №192-ФЗ "О первоочередных мерах в области
бюджетной и налоговой политики", Минфину России разрешено привлекать
кредиты Внешэкономбанка и Внешторгбанка для расчетов по внешнему долгу РФ в
сумме до 3,0 млрд. долл. за счет перечисления Банком России средств в валюте
указанным банкам на срок до 5 лет по минимальным рыночным ставкам, что
увеличило на 1 января 1999 года внешний долг РФ на 2,3 млрд. долл. На 1 января
2006 года объем указанной задолженности составил 4,3 млрд. долл. или 4,1% от общего
долга [6;64].
В последние годы наметилась тенденция к сокращению
внешнего долга Российской Федерации. В 2000г. он составил 148,4 млрд. долл., а
по состоянию на 1 января 2006г. снизился до 104,9 млрд. долл.[8,с.64]
В 2000г. РФ удалось договориться с Лондонским клубом о
списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция, которую
не удалось осуществить с Парижским клубом. 2/3 задолженности Лондонскому
клубу были переведены в еврооблигации, и таким образом задолженность
Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике, а задолженность странам
Парижского клуба стала почти единственным субъектом долгов СССР.
Для погашения внешнего государственного долга, и, прежде
всего Парижскому клубу, был создан в 2004г. Стабилизационный фонд. [28; с.2]
Цели создания Стабилизационного фонда определяются:
· такой спецификой постсоветской
экономикой, как сильная ее зависимость от экспорта углеводородов и от
соответствующих мировых цен;
· особенностями проводимой в последние
годы экономической политики.
Стабилизационный фонд трактуется и как инструмент
стерилизации денежной массы, сдерживания инфляции, регулирования обменного
курса. Речь идет о финансовой стабилизации. Отсутствие серьезной программы
долгосрочного развития экономики стало одной из главных причин разногласий по
поводу использования средств Стабфонда и широкого разброса соответствующих
предложений. Источником Стабфонда являются
поступления от реализации на мировых рынках нефти по цене свыше 20 долл. за
баррель, а остальная часть экспортной выручки поступает (50—25—10%) в
федеральный бюджет. На 1 мая 2005г. Стабилизационный фонд составлял 857 млрд.
руб., или 29,8 млрд. долл. Распоряжение этими средствами Стабфонда имеет
Минфин, а средства поступают на счет в ЦБ России. Минфину разрешено изменять
"точку отсечения", т.е. поднимать ее до 27 долл. за баррель.[28; c.2]
К новым явлениям в области погашения
задолженности относится договоренность правительства РФ с Парижским клубом о
досрочном погашении внешнего государственного долга на сумму 15,5 млрд. долл.
в течение четырех месяцев 2005г., или на 40% всего долга Парижскому клубу. Это
дало нам экономию около миллиарда долларов на процентах по номинальному
долгу. Сумма в 15,5 млрд. долл. уже отправлена Парижскому клубу из средств
Стабилизационного фонда. Примерно 6 млрд. долл. из этой суммы получит
Германия, т.е. приблизительно 1/3. Парижский клуб, согласившись на досрочное погашение
внешнего долга России, хотел получить будущие проценты в виде премий, но РФ на
это не пошла. Сейчас рассматривается возможность погашения еще 12 млрд. дол. в
августе 2006 года.
У России в отличие от западных стран внешняя
задолженность в форме банковского кредита играет значительно большую роль, чем
в виде облигаций и акций. Это отличает Россию от других стран, т.к. в мире
сейчас преобладают облигационные займы, а не банковские кредиты. Однако после
соглашения с Лондонским клубом ситуация изменилась в пользу еврооблигаций.
Следует отметить также низкую эффективность внешних заимствований России. Их
нельзя рассматривать как помощь народному хозяйству. Это связано с
неэффективностью социально-экономического развития страны и кредитной системы,
с отсутствием концепции управления внешним долгом. [28;c.3]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|